Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательноеучреждение
Лицей №7
Реферат по литературе на тему:
«Души мёртвые и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Новочеркасск
2009
Содержание
1. История создания поэмы «Мёртвыедуши»
2. Души мёртвые и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2.1 Цель жизни Чичикова. Завет отца
2.2 Что такое «мёртвые души»?
2.3 Кто является «мёртвыми душами» впоэме?
2.4 Кто такие «живые души» в поэме?
3. Второй том «Мертвых душ» — кризисв творчестве Гоголя
4. Путешествие к смыслу
Список литературы
1. История созданияпоэмы «Мёртвые души»
Есть писатели, легко исвободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился.Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался емузамысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобыокрылить свою фантазию. Современники рассказывают, с каким жадным интересомслушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице, былии небылицы. Слушал профессионально, по-писательски, запоминая каждуюхарактерную деталь. Проходили годы, и иная из этих случайно услышанных историйоживала в его произведениях. Для Гоголя, вспоминал впоследствии П.В. Анненков,«ничего не пропадало даром».
Сюжетом «Мертвых душ»Гоголь, как известно, был обязан А.С. Пушкину, давно побуждавшему его написатьбольшое эпическое произведение. Пушкин рассказал Гоголю историю похожденийнекоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян, с тем, чтобызаложить их, как живых, в Опекунском Совете и получить под них изрядную ссуду.
Но откуда Пушкин узналсюжет, который подарил Гоголю?
История мошенническихпроделок с мертвыми душами могла стать известна Пушкину во время егоКишиневской ссылки. В начале девятнадцатого века сюда, на юг России, в Бессарабию,из разных концов страны бежали десятки тысяч крестьян, спасаясь от уплатынедоимок и различных поборов. Местные власти чинили препятствия расселению этихкрестьян. Преследовали их. Но все меры оказывались напрасными. Спасаясь от преследователей,беглые крестьяне часто брали имена умерших крепостных. Рассказывают, что вовремя пребывания Пушкина в Кишиневской ссылке по Бессарабии разнеслась молва,будто город Бендеры бессмертен, население же этого города называли «бессмертнымобществом». В течение многих лет там не было зарегистрировано ни одногосмертного случая. Началось расследование. Оказалось, что в Бендерах былопринято за правило: умерших «из общества не исключать», а их имена отдаватьприбывшим сюда беглым крестьянам. Пушкин не раз бывал в Бендерах, и его оченьзанимала эта история.
Скорее всего, именно онаи стала зерном того сюжета, который почти полтора десятилетия спустя послеКишиневской ссылки, был пересказан поэтом Гоголю.
Надо заметить, что затеяЧичикова отнюдь не была такой уж редкостью в самой жизни. Мошенничества с«ревизскими душами» были в те времена довольно распространенной вещью. Можно суверенностью предположить, что не только один определенный случай лег в основугоголевского замысла.
Ядром сюжета «Мертвыхдуш» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной и анекдотичной, насамом же деле она была достоверной во всех мельчайших подробностях.Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия длятаких авантюр.
Указом 1718 года такназываемая подворная перепись была заменена подушной. Отныне все крепостныемужского пола, «от старого до самого последнего младенца», подвергалисьобложению налогом. Мертвые души (умершие или беглые крестьяне) становилисьобузой для помещиков, мечтавших, естественно от нее избавиться. И это создавалопсихологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души былив тягость, другие испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошенническихсделок извлечь выгоду. Именно на это и уповал Павел Иванович Чичиков. Но самоеинтересное в том, что фантастическая сделка Чичикова осуществлялась всовершенном согласии с параграфами закона.
В основе сюжетов многихгоголевских произведений – нелепый анекдот, исключительный случай, чрезвычайноепроисшествие. И чем более анекдотичной и чрезвычайной кажется внешняя оболочкасюжета, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед нами реальная картинажизни. Здесь – одна из своеобразных черт искусства талантливого писателя.
Гоголь начал работать над«Мертвыми душами» в середине 1835 года, то есть еще раньше, чем над«Ревизором». 7 октября 1835 года он сообщает Пушкину, что написал три главы«Мертвых душ». Но новая вещь еще не захватила Николая Васильевича. Он хочетнаписать комедию. И лишь после «Ревизора», уже за границей, Гогольпо-настоящему берется за «Мертвые души».
Чем дальше двигаласьработа над новым произведением, тем более грандиозными представлялись Гоголюего масштабы и более сложными задачи, которые перед ним стояли. Три годапроходят в напряженном труде.
Осенью 1839 годаобстоятельства заставили Гоголя совершить поездку на родину, и, соответственно,сделать вынужденный перерыв в работе. Восемь месяцев спустя Гоголь решилвернуться в Италию, чтобы ускорить работу над книгой. В октябре 1841 года онснова приезжает в Россию с намерением напечатать свое произведение – итогупорного шестилетнего труда.
В декабре последниеисправления были закончены, и окончательный вариант рукописи поступил нарассмотрение Московского цензурного комитета. Здесь «Мертвые души» встретилоявно враждебное отношение. Как только председательствовавший на заседаниицензурного комитета Голохвастов услышал название «Мертвые души», он закричал:«Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна – мертвой души неможет быть, – автор вооружается против бессмертия!»
Голохвастовурастолковали, что речь идет о ревизских душах, но он пришел в еще большуюярость: «Этого и подавно нельзя позволить… это значит против крепостногоправа!» Тут подхватили члены комитета: «Предприятие Чичикова есть уже уголовноепреступление!»
Когда один из цензоровпопробовал было объяснить, что и автор не оправдывает Чичикова, со всех сторонзакричали: «Да, не оправдывает, а вот он выставил его теперь, и пойдут другиебрать пример и покупать мертвые души…»
Гоголь в конце концов былвынужден забрать рукопись и решил отправить ее в Петербург.
В декабре 1841 года вМоскве гостил Белинский. Гоголь обратился к нему с просьбой захватить с собойрукопись в Петербург и посодействовать ее скорейшему прохождению черезпетербургские цензурные инстанции. Критик охотно согласился выполнить этопоручение и 21 мая 1842 года, с некоторыми цензурными исправлениями, «ПохожденияЧичикова или Мертвые души» вышли из печати.
Сюжет «Мертвых душ» состоитиз трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев:помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этихзвеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замыселГоголя.
2. Души мёртвые иживые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
2.1 Цель жизниЧичикова. Завет отца
Вот что писал В.Г.Сахновский в своей книге «О спектакле «Мёртвые души»:
«…Известно, что Чичиков был,не слишком толст, не слишком тонок; что, по мнению одних, он даже смахивал наНаполеона, что он обладал замечательным свойством поговорить с каждым какзнаток того, о чём он приятно беседовал. Целью Чичикова в общении былопроизвести самое благоприятное впечатление, расположить и внушить к себедоверие. Известно также, что у Павла Ивановича есть особое обаяние, которым онпреодолел две катастрофы, которые повалили бы иного с ног навсегда. Но главное,что характеризует Чичикова – это его страстное влечение к приобретательству.Стать, что называется, «человеком с весом в обществе», будучи «человеком санфасон», без роду и племени, который носится как «барка какая-нибудь средисвирепых волн», – вот основная задача Чичикова. Добыть себе прочное место вжизни, не считаясь ни с чьим и не с каким интересом, общественным и частным, –вот в чём заключено сквозное действие Чичикова.
И всё, что ни отзывалосьбогатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое имсамим, – пишет о нём Гоголь. Отцовское наставление – «береги и копи копейку» –пошло ему впрок. Им не владели скряжничество или скупость. Нет, ему мерещиласьвпереди жизнь со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусныеобеды.
«Всё сделаешь и всёпрошибёшь на свете копейкой, – завещал Павлу Ивановичу его отец. Он усвоил этона всю жизнь. «Самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал оннеслыханное». Так написал Гоголь в Биографии Чичикова (Глава XI).
…Чичиков приходит, чтобыотравлять. Есть зло, которое катится по Руси, как Чичиков на тройке. Какое этозло? Оно вскрывается в каждом по-своему. На яд Чичикова в каждом из тех, с кемон ведёт свои дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт одну линию, но у негоновая роль с каждым действующим лицом.
…Чичиков, Ноздрёв,Собакевич и другие герои «Мёртвых душ» – это не характеры, а типы. В этих типахГоголь собрал и обобщил многие схожие характеры, выявляя во всех них общийжизненно-социальный уклад…»
2.2 Что такое «мёртвыедуши»?
Первичный смысл выражения«мертвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках.Без такого вполне конкретного значения был бы невозможен сюжет поэмы. Ведьстранное предприятие Чичикова в том и состоит, что он покупает умершихкрестьян, числившихся живыми в ревизских списках. И что юридически этоосуществимо: достаточно лишь составить список крестьян и оформить куплю-продажусоответствующим образом, как будто предметом сделки являются живые люди. Гогольвоочию показывает, что в России властвует закон купли-продажи живого товара, ичто такое положение является естественным и нормальным.
Следовательно, самафактическая основа, сама интрига поэмы, построенная на продаже ревизских душ,была социальной и обличительной, как бы ни казался повествовательный тон поэмы безобидными далеким от обличения.
Правда, можно вспомнить,что Чичиков живых людей не покупает, что предмет его сделки крестьяне умершие.Однако и здесь прячется гоголевская ирония. Чичиков скупает мертвых совершеннотаким же образом, как если бы он скупал живых крестьян, по тем же правилам, ссоблюдением тех же формальных и юридических норм. Только цену при этом Чичиковрассчитывает дать значительно меньшую — ну как бы за товар более низкогокачества, залежалый или подпорченный.
«Мертвые души» — этаемкая гоголевская формула начинает наполняться своим глубоким, меняющимсясмыслом. То это условное обозначение умершего, словосочетание, за которым нетникакого лица. То эта формула оживает – и за нею встают реальные крестьяне,которых помещик властен продать или купить, конкретные люди.
Многозначность смыслазапрятана уже в самом гоголевском словосочетании. Если бы Гоголь захотелподчеркнуть одно-единственное значение, то он, скорее всего, взял бы выражение«ревизская душа». Но писатель намеренно вынес в название поэмы словосочетание необычное,смелое, не встречавшееся в обиходной речи.
2.3 Кто является«мёртвыми душами» в поэме?
«Мертвые души» — этозаглавие носит в себе что-то, наводящее ужас… Не ревизские — мертвые души, авсе эти Ноздревы, Маниловы и прочие — вот мертвые души и мы их встречаем накаждом шагу», — писал Герцен.
В этом своем значении выражение«мертвые души» обращено уже не к крестьянам — живым и умершим, — а к хозяевамжизни, помещикам и чиновникам. И смысл его метафорический, переносный. Ведь физически,материально, «все эти Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют и в большинствесвоем процветают. Что может быть несомненнее, чем медведеподобный Собакевич?Или Ноздрев, о котором сказано: «Свет он был как кровь с молоком; здоровье,казалось, так и прыскало с лица его». Но физическое бытие еще не естьчеловеческая жизнь. Растительное существование далеко от настоящих духовныхдвижений. «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность,бездуховность. А проявляется эта бездуховность по крайней мере двояко. Преждевсего – это отсутствие каких-либо интересов, страстей. Помните, что говорится оМанилове? «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова,какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего егопредмета. У всякого есть свое, а у Манилова ничего не было. Большинствоувлечений или страстей не назовешь высокими или благородными. Но у Манилова небыло и такой страсти. У него вообще ничего своего не было. И главноевпечатление, которое производил Манилов на собеседника – это ощущениенеопределенности и «скуки смертельной».
Другие персонажи –помещики и чиновники — далеко не так бесстрастны. Например, у Ноздрева и уПлюшкина есть свои страсти. Есть свой «задор» и у Чичикова — задор«приобретательства». И у многих других персонажей есть свой «задирающийпредмет», приводящий в движение самые разнообразные страсти: алчность,честолюбие любопытство и так далее.
Значит в этом отношении«мертвые души» мертвенны по-разному, в разной степени и, так сказать, в разныхдозах. Но в другом отношении они мертвенны одинаково, без различия и исключений.
Мертвая душа! Это явлениекажется противоречивым в самом себе, составленным из исключающих друг другапонятий. Разве может быть мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что поприроде своей одушевлено и духовно? Не может жить, не должно существовать. Носуществует.
От жизни остается некаяформа, от человека – оболочка, которая, однако, исправно отправляет жизненные функции.И тут нам открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души»:ревизские мертвые души, то есть условное обозначение умерших крестьян.Ревизские мертвые души – конкретные, оживающие лица крестьян, с которымиобходятся так, как будто это не люди. А мертвые духом – все эти Маниловы,Ноздревы, помещики и чиновники, мертвая форма, обездушенный строй человеческихвзаимоотношений…
Все это грани одногогоголевского понятия – «мертвые души», художественно реализованного в егопоэме. И грани не изолированные, но составляющие единый, бесконечно глубокий образ.
Следуя за своим героем,Чичиковым, переезжая из одного места в другое, писатель не оставляет надеждынайти таких людей, которые бы несли в себе начало новой жизни и возрождения.Цели, которые ставит перед собой Гоголь и его герой, в этом отношении прямопротивоположны. Чичикова интересуют мертвые души в прямом и переносном смыслеэтого слова – ревизские мертвые души и люди, мертвые духом. А Гоголь ищет живуюдушу, в которой горит искра человечности и справедливости.
2.4 Кто такие «живыедуши» в поэме?
«Мёртвым душам» поэмыпротивопоставлены «живые» – народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный.С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет онём Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и тоотупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядяМитяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а гделево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальнойподавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопностьярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа,смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотникПробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами наплечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности икрасоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожникМаксим Телятников – «что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо».А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». Вот беглыйкрепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнёта неволи, потянулоего на широкий волжский простор, он «гуляет шумно и весело на хлебнойпристани, подрядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками,«таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаковГоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасномубудущему. За корою бездуховности, черствости, мертвечины бьются живые силынародной жизни – и то там, то здесь пробиваются на поверхность в живом русскомслове, в веселье бурлаков, в движении Руси-тройки – залоге будущего возрожденияродины.
Горячая вера в скрытые довремени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголюгениально предвидеть ее великое будущее.
3. Второй том «Мертвыхдуш» — кризис в творчестве Гоголя
«Мертвые души»,свидетельствует Герцен, «потрясли всю Россию». Сам он, прочитав их в 1842 году,записал в дневнике: «… удивительная книга, горький упрек современной Руси, ноне безнадежный».
«Северная пчела», газета,издававшаяся на средства III Отделения личной канцелярии Николая I, обвинилаГоголя в том, что он изобразил какой-то особый мир негодяев, который никогда несуществовал и не мог существовать». Критики порицали писателя за одностороннееизображение действительности.
Но помещики выдали себясами. Современник Гоголя, поэт Языков, писал родным из Москвы: «Гоголь получаетотовсюду известия, что его сильно ругают русские помещики; вот ясноедоказательство, что портреты их списаны им верно и что подлинники задеты заживое! Таков талант! Многие прежде Гоголя описывали житье-бытье российскогодворянства, но никто не рассерживал его так сильно, как он».
Вокруг «Мертвых душ»закипели ожесточенные споры. В них решался, по выражению Белинского, «вопросстолько же литературный, сколько и общественный». Знаменитый критик, однако,очень чутко уловил те опасности, которые ожидали Гоголя в дальнейшем, привыполнении обещаний продолжить «Мертвые души» и показать Россию уже « с другогобоку». Гоголь не понимал, что его поэма закончена, что «вся Русь» обрисована ичто получится (если получится) другое произведение.
Этот противоречивыйзамысел сформировался у Гоголя к концу работы над первым томом. Тогда писателюказалось, что новый замысел не противопоставляется первому тому, а прямовыходит из него. Гоголь еще не замечал, что изменяет самому себе, ему хотелосьисправить тот пошлый мир, который он так правдиво нарисовал, и он неотказывался от первого тома.
Работа над вторым томомшла медленно, и чем дальше, тем труднее. В июле 1845 года Гоголь сжегнаписанное. Вот как сам Гоголь объяснил год спустя, почему был сожжен второйтом: «Вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокоеблагородство нашей породы, ни к чему не приведет. Оно возбудит только однупустую гордость и хвастовство… Нет, бывает время, когда нельзя иначеустремить общество или даже все поколенье к прекрасному, пока не покажешь всюглубину настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить овысоком и прекрасном, не показавши тут же ясно… путей и дорог к нему. Последнееобстоятельство было мало и слабо развито во втором томе, а оно должно быть едвали не главное; а потому он и сожжен...»
Гоголь, таким образом,увидел крушение своего замысла в целом. Ему кажется в это время, что в первомтоме «Мертвых душ» он изобразил не действительные типы помещиков и чиновников,а свои же собственные пороки и недостатки, и что начать возрождение России надос исправления нравственности всех людей. Это был отказ от прежнего Гоголя,вызвавший возмущение и близких друзей писателя, и всей передовой России.
Чтобы полнее понятьдуховную драму Гоголя, надо еще принимать во внимание и внешние воздействия нанего. Писатель подолгу жил за границей. Там он стал свидетелем серьезныхсоциальных потрясений, увенчавшихся в ряде стран Европы – во Франции, Италии,Австрии, Венгрии, Пруссии – революционным взрывом 1848 года. Гогольвоспринимает их как всеобщий хаос, торжество слепой, разрушительной стихии.
Сообщения из Россииприводили Гоголя в еще большее смятение. Крестьянские волнения, обострениеполитической борьбы усиливают растерянность писателя. Опасения за будущееРоссии внушают Гоголю мысль о необходимости уберечь Россию от противоречийЗападной Европы. В поисках выхода он увлекается реакционно-патриархальнойутопией о возможности всенародного единения и благоденствия. Смог ли он преодолетькризис, и в какой мере этот кризис коснулся Гоголя-художника? Увидели бы светпроизведения лучше, чем «Ревизор» или «Мертвые души»?
О содержании второго томаможно судить лишь по дошедшим черновикам и рассказам мемуаристов. Известенотзыв Н. Г. Чернышевского: «В уцелевших отрывках есть очень много такихстраниц, которые должны быть причислены к лучшему, что когда-либо давал намГоголь, которые приводят в восторг своим художественным достоинством и, что ещеважнее, правдивостью и силой...»
Спор мог бы быть решенокончательно только последней рукописью, но она утеряна для нас, по — видимому,навеки.
4. Путешествие ксмыслу
Каждая последующая эпохапо-новому открывает классические творения и такие грани в них, которые в тойили иной мере созвучны ее собственным проблемам. Современники писали о «Мертвыхдушах», что они «разбудили Русь» и «пробудили в нас сознание о нас самих». Иныне еще не перевелись в мире Маниловы и Плюшкины, Ноздревы и Чичиковы. Они,конечно, стали другими, чем были в те времена, но сущности своей не утратили.Каждое новое поколение открывало в гоголевских образах новые обобщения,толкавшие на раздумья о самых существенных явлениях жизни.
Такова судьба великихпроизведений искусства, они переживают своих творцов и свою эпоху, преодолеваютнациональные границы и становятся вечными спутниками человечества.
«Мертвые души» — одно изсамых читаемых и почитаемых произведений русской классики. Сколько бы временине отделяло нас от этого произведения, мы никогда не перестанем изумляться егоглубине, совершенству и, наверное, не будем считать наше представление о немисчерпанным. Читая «Мертвые души», впитываешь в себя благородные нравственныеидеи, которые несет в себе каждое гениальное творение искусства, и незаметнодля себя сам становишься и чище и прекраснее.
Во времена Гоголя влитературной критике и искусствознании часто употреблялось слово «изобретение».Сейчас это слово мы относим к продуктам технической, инженерной мысли, нопрежде оно подразумевало и художественные, литературные произведения. Иозначало это слово единство смысла, формы и содержания. Ведь чтобы высказатьчто-то новое, нужно изобрести – создать еще никогда не существовавшеехудожественное целое. Вспомним слова А.С. Пушкина: «Есть высшая смелость –смелость изобретения». Познание тайн «изобретения» – это такое путешествие,которое не сопряжено с обычными трудностями: для него не нужно ни с кемвстречаться, не нужно вообще трогаться с места. Можно отправиться вслед залитературным героем, и проделать в воображении тот путь, которым он прошел. Нужнолишь время, да книга, да желание подумать над ней. Но это и самое трудное путешествие:никогда нельзя сказать, что цель достигнута, потому что за каждым понятым иосмысленным художественным образом, разгаданной тайной, встает новая – ещеболее трудная и увлекательная. Оттого и художественное произведениенеисчерпаемо и путешествие к его смыслу бесконечно.
Список литературы
гогольмертвый душа чичиков
1. Манн Ю. «Смелостьизобретения» – 2-е изд., дополн.- М.: Дет. лит., 1989. 142 с.
2. Машинский С.«Мертвые души» Гоголя» – 2-е изд., дополн.- М.: Худож. Лит., 1980. 117 с.
3. Чернышевский Н.Г.Очерки гоголевского периода русской литературы.- Полн. Собр. соч., т.3.М.,1947, с. 5-22.
4. www.litra.ru.composition
5. www.moskva.com
6. Белинский В.Г. «ПохожденияЧичикова, или Мертвые души» – Полн. собр. соч., т. VI. М., 1955, с. 209-222.
7. Белинский В.Г.«Несколько слов о поэме Гоголя…» – Там же, с. 253-260.
8. Сб. «Гоголь ввоспоминаниях современников», С. Машинский. М., 1952.
9. Сб. «Н.В. Гогольв русской критике», А. Котова и М. Полякова, М., 1953.