КАНСКИЙБИБЛИОТЕЧНЫЙ ТЕХНИКУМ
Контрольнаяработа
по Зарубежнойлитературе
Студентки 5 курса
Каралкиной Т.Ю.
КАНСК – 2009
1. Трагедиятворческой личности в романе Д. Лондона «Мартин Иден
Творчество Джека Лондоназанимает выдающееся место в американской и мировой литературе. В своихпроизведениях Лондон с большой художественной силой и правдивостью показалвопиющие противоречия и антигуманистическую сущность общественной жизниСоединенных Штатов Америки. Покоряющая сила лучших его книг состоит преждевсего в их жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимуюсилу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности,бессилия и равнодушия, он искренне верил в торжество разума и справедливости.Поэтому и в своих произведениях стремился показать мужественных людей, побеждающихпрепятствия на пути к счастью и правде.
Наиболее полно убежденияавтора выражены в романе „Мартин Иден“. Именно это произведение самоезначимое творение Лондона!
Ведущая тема романа –тема судьбы художника из народа в капиталистическом обществе. „Мартин Иден“,как зеркало, отразил те сложные условия, в которых оказывался талантливыйчеловек в США. Это история успеха и трагедии молодого человека, пытающегосяпробиться в ряды преуспевающих. Подавленный невыносимо тяжелыми условиями жизнии труда, он считал, что подлинную культуру можно найти только в высшемобществе. „Он воспарил над старым миром благодаря возвышенным мыслям ичувствам, почерпнутым из книг. Он был теперь уверен, что в том, высшем круге…все мужчины и женщины думают и чувствуют именно так. До сих пор он жил в каком– то грязном болоте и теперь хотел очиститься и подняться в высшую сферу“.
Но при ближайшемзнакомстве с буржуазным обществом Мартин убеждается, что всё, к чему онстремился и что привлекало его в этом обществе, было фальшью, обманчивойвидимостью. Жизненный путь талантливого человека превращается в цепь горькихразочарований.
Таким образом авторпоказал растлевающее влияние собственнических отношений на литературу иискусство. Мартин был художником – реалистом, видевшим ценность искусства в егоправдивости: „даже в самых ранних его произведениях не было признаковпосредственности. В них скорее было слишком много силы. Во всех своихпроизведениях он стремился сочетать реализм с вымыслом и красотами, созданнымифантазией. Он добивался вдохновенного реализма, проникнутого верой в человека иего стремления. Он хотел показать жизнь, как она есть, со всеми исканиямимятущегося духа, воспеть смельчаков, устремляющихся навстречу опасности,юношей, одержимых любовью, гигантов, борющихся среди ужасов и страданий,заставляющих жизнь трещать под их могучим напором“.
Однако ни одно егопроизведение не было принято к печати в журналах, заполненных литературнойпродукцией, прославлявшей „жалких охотников за долларами“ иизображавшей „мелкие любовные треволнения ничтожных людишек“.
Такое явление былохарактерно для Америки начала ХХ века, где почти все крупнейшие писателииспытали на себе жестокие удары издательской политики. Сам Марк Твенпризнавался в автобиографии, что всю жизнь вынужден был писать полуправду.Яростью встречала критика произведения Теодора Драйзера. Да и путь в литературусамого Джека Лондона был связан с большими трудностями, поэтому в романеписатель анализировал действительность с позиций собственного жизненного опыта,глубоко оценивая срывы и удачи героя.
Не понимая, почемуиздательства возвращают ему рукописи, Мартин Иден изучает издательские ичитательские вкусы и выводит формулу, метко характеризующую ту литературу,которая предназначается для массового читателя. Молодой писатель вынужден „творить“по единообразной схеме: „1) двое влюбленных должны разлучиться; 2)благодаря какому – то событию они соединяются снова; 3)звон свадебных колоколов“.Мартину противно безжизненность и выспренность подобной „литературы“,он не мог стать заурядным писателем и продавать свой талант ради денег. Емубыла противна узенькая духовная дорожка, ведущая к мещанскому благополучию исытой бездумной жизни. Однако в мире высшего общества, куда он попал благодарясвоему творчеству, он не мог встретить сочувствия и поддержки. В результате оноказался на грани голодной смерти. И в конце концов материальная зависимостьзаставляет Мартина подлаживаться под низкие литературные вкусы, пусть и вмелочах, анекдотах и юморесках, но и это постепенно деформирует душу. Мартинсовсем перестает писать. Даже когда „солнце удачи взошло“ и журналыодин за другим стали печатать его произведения и присылать гонорары. Несмотряна то, что „деньги для него означали нечто большее, чем известноеколичество долларов и центов. Они означали успех, и чеканные орлы на монетахказались крылатыми вестниками победы“, к творческому труду он не могвернуться. Он не мог смириться с тем, общество не принимало его самого какличность. Его оскорбляло то обстоятельство, что люди, никогда не трудившиесястолько, сколько трудился он сам, оценили не его способности, а те деньги,которые он теперь имел.
Добившись успеха ценоюогромных усилий, тяжких лишений, компромиссов и разрыва со своим классом,Мартин ощутил страшное одиночество, понял всю тщетность принесенных им жертв.Для него стало ясно, что искусство и литература является, как и всякий товар,предметом купли – продажи, а успех любого произведения определяется модой игромким именем автора. Представителям высшего света „не было никакого делани до самого Мартина Идена, ни до его творчества. И если они искали егообщества, то не ради него самого и не ради его произведений, а ради славы,которая теперь окружала ореолом его имя, и ради тех ста тысяч долларов, которыележали у него на текущем счету в банке. Что ж, это была обычная оценка человекав буржуазном обществе. Но Мартин был горд. Ему не нужно было такой оценки. Онхотел, чтобы ценили его самого или его творчество, что было в сущности одно ито же“.
Полный презрения кдуховно нищим вершителям судеб, Мартин приобрел и непреодолимое отвращение ктворчеству. Так погиб художник, обманутый в своих лучших надеждах.
Вместе с художникомпогибла любовь. Это благородное чувство пробудило в талантливом молодомчеловеке творческие силы, ради любви он трудился с огромным напряжением и всеподчинил своему чувству. „Он смотрел на Руфь с благоговением. Но темсильнее ему хотелось перешагнуть через пропасть между ними. У него словновырастали крылья. Неприглядная действительность переставала существовать,уступая место прекрасному и необычайному. Он словно превратился в эолову арфу.То, что он пережил и изведал на своем веку, было струнами, а музыка – ветром,который колебал эти струны, и они вибрировали, порождая воспоминания и мечты.Он не просто чувствовал. Каждое ощущение принимало у него форму и окраску ипретворялось в образы каким – то чудесным и таинственным путем. Он уносился вогромный, жаркий, прекрасный мир, совершал великие подвиги, добиваясь её. И вотон с ней, он владеет ею, заключает её в свои объятия, увлекает в царство своихгрёз“.
Рассказывая о первойвстречи Мартина и Руфи, Джек Лондон дает портрет героини через восторженноевосприятие Мартина, и читатель видит его глазами „…бледное, воздушноесущество с большими одухотворенными голубыми глазами“. Так рождаетсялюбовь и иллюзия Мартина, который мысленно противопоставляет её женщинам,которых он знал до сих пор, женщинам его круга, задавленным тяжелой работой, итем, что царят в притонах и поджидают моряков в чужих гаванях. Руфь резковыделяется на фоне этих „исчадий ада“, и воспоминания Мартинаподтверждают верность его заключения: „Она дух, божество, богиня“.Это восторженное восприятие преображает любое движение „божества“:даже то, что Руфь при встрече обнялась и поцеловалась с матерью, служитнеискушенному Мартину доказательством возвышенности её чувств. Сам наделенныйкрасотой и силой чувств, Мартин преувеличивает достоинства девушки, которуюполюбил. Чтобы „дорасти“ до неё, он (предпринимает) прилагаеттитанические усилия.
Но реальная Руфь, неодухотворенная, а банальная частица своего общества, не в состоянии понятьистинной глубины личности полюбившего её человека, не может даже представитьсебе его творческих возможностей. Высшим достижением для неё является деловаякарьера: „Вы никак не можете продать те свои произведения, которыесчитаете удачными. Я считала и сейчас считаю, что вам всего лучше было бынаучиться стенографии – писать на машинке вы умеете – и поступить в папинуконтору. У вас большие способности, и я уверена, что вы могли бы стать хорошимюристом“.
Мартин не знал, что дляРуфи „радость творчества“ — пустые слова. Она, правда, частоупотребляла их, и впервые Мартин услышал о радости творчества именно от неё.Она читала об этом, слышала в лекциях своих преподавателей. Но сама она былачужда всякой оригинальности мысли, всякого творческого порыва и могла лишьповторять то, что заучила с чужих слов. Тем большим потрясением для него былоуслышать: „В конце концов ваше творчество было для вас игрушкой, выдостаточно долго забавлялись ею. Пора теперь отнестись серьезно к жизни, кнашей жизни, Мартин. До сих пор вы жили только для себя“. Тем страшнеебыло его разочарование, когда он понял, что Руфь не то идеальное существо,которое создало его воображение. Она была обычной буржуазной девушкой, сограниченным кругозором, мелкими духовными интересами. Руфь не способна быластать выше предрассудков своей среды, она не понимала Мартина и не верила в его»сочинительство", потому что оно не приносило дохода. Отвернувшись отМартина, когда он больше всего нуждался в её поддержке, она пришла искать с нимпримирения, как только он стал знаменит и богат. Но Мартин не мог примириться сней, его божество было повержено, иллюзия развеяна: «Вы чуть не погубилименя» — говорит он Руфи; — «Чуть не погубили моё творчество, моёбудущее. Вы стремились запереть меня в тесную клетку. Вы хотели заставить меняпреклоняться перед ложными ценностями, навязать мне условную, пошлую мораль. Выхотели заставить меня бояться жизни, хотели вытравить из меня живую душу».
И они в конце концовдостигли своего. Именно тогда, когда, по мнению высшего света, Мартин добилсяуспеха, он осознал бессмысленность своего существования без творчества и безлюбви. В сущности, Мартин так и не нашел своего настоящего места. Когда онпопробовал пообщаться с матросами, каким был когда – то, он «не смог найтив себе ничего общего с этими скучными, грубыми людьми. Он был в полномотчаянии. Там, наверху, Мартин Иден сам по себе никому не был нужен, авернуться к людям своего класса, которых он знал и которых некогда любил, онтоже уже не мог. Они были не нужны ему. Они раздражали его так же, как ибезмозглые пассажиры первого класса!».
Стремясь избавиться отраздражения, Мартин Иден уходит из жизни. Гибель героя, щедро одаренного,вышедшего из народа, владевшего симпатиями как писателя, так и читателей,сильно воздействовала на читателей. Добровольный уход из жизни не умолялдостоинств героя, который вышел победителем в длительной и почти безнадежнойборьбе и стал знаменитым писателем. А роман «Мартин Иден» был иостается для многих книгой, вдохновляющей на борьбу с трудностями.
Прославляя величие инесокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный врагпассивности, бессилия и равнодушия, он искренне верил в торжество разума исправедливости. Поэтому и в своих произведениях стремился показать мужественныхлюдей, побеждающих препятствия на пути к счастью и правде!!!
2. Художественныеособенности новелл Мопассана. Анализ одной из новелл («Папа Симона», «Нищий»,«Дядюшка Милон» и др.)
«Искусство естьмикроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общиевсем тайны».
Эту способность Л.Н.Толстой признает за французским писателем сполна.
Ги де Мопассан –современник многих известных французских писателей второй половины ХIХ века.
Исключительно интенсивныйи краткий по времени (около 10 лет) творческий путь Мопассана, в основномразвернувшийся в 80-е годы, совпал с распространением во Франции натурализма.
В ярком и многообразномтворческом наследии Мопассана, в его трагической писательской судьбе отразиласьвся сложность и противоречивость его эпохи.
Мопассан написал свыше300 новелл, составивших 16 сборников («Заведение Телье», «МадемуазельФифи», «Рассказы вальдшнепа», «Лунный свет», «МиссГарриет», «Иветта» и др.).
Трудно классифицироватьвсе новеллы Мопассана по принципу художественного жанра, хотя есть среди них исюжетные, новеллы характера, лирико-психологические и другие.
Некоторые из сборниковбыли составлены самим Мопассаном по тематическому принципу (например, новеллыоб охоте – «Рассказы вальдшнепа»), но в большинстве это не выдержано,и тематика новелл в сборниках отличается исключительным разнообразием.
При всем разнообразииновеллистики французского писателя нельзя не выделить главные тематическиесферы. Среди них, в первую очередь, заявляет о себе тема патриотизмафранцузского народа и осуждение захватчиков в новеллах о франко-прусской войне.Только участием в войне, ненавистью к захватчикам и любовью к родине можнообъяснить глубину содержания, серьезность и зрелость мастерства Мопассана в егоновеллах на эту тему, написанных в первой половине 80-х годов.
На протяжении творческогопути Мопассана пессимистические настроения писателя приобретали все болееуглубленную и обостренную форму.
Пессимизм Мопассанаобусловливался глубоким отвращением писателя-гуманиста к буржуазнойдействительности и вместе с тем сознанием своего бессилия в борьбе ссуществующим порядком вещей. Мопассан был убежденным, непримиримым, страстнымотрицателем буржуазной цивилизации с ее убожеством, низменностью ибесчеловечностью. «Мы живем в буржуазном обществе, — писал он. — Оноужасающе посредственно и трусливо. Никогда еще, может быть, взгляды не былистоль ограниченны и менее гуманны». Мопассан постоянно показывал, какбесконечно несчастно громадное большинство людей при буржуазном строе, которыхугнетают, держат в плену и уродуют «гнусные предрассудки, ложные понятия очести, более отталкивающие, чем само преступление, целая гора лицемерныхчувств, показной благопристойности, возмутительной честности».
Необыкновеннаяразносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась вего новеллистике. Наряду с сильной комической струей рассказам Мопассанаприсущи — и в еще большей степени — грустные, элегические настроения. Этинастроения, как и смех Мопассана, также были формой его оценочного, глубокострастного отношения к действительности, помогшего ему преодолеть влияниянатурализма. Мопассан был проникновенным и чутким изобразителем человеческих страданий,полным жалости и сочувствия к своим мучающимся героям.
Центральное место вновеллистике Мопассана занимает любовная тема. Писатель видел в любвидрагоценнейший дар природы («Любовь»), высокое поэтическое чувство,которое пробуждает в человеке его душевную красоту — искренность, бескорыстие,готовность к самопожертвованию, к подвигу («Лунный свет», «Счастье»,«В пути», «Фермер», «Калека» и др.). Стремясьоправдать те физиологические потребности человека, которые лицемернозамалчивала или осуждала мещанская литература, Мопассан смело, увлеченно, срубенсовской плотоядностью воспевал — особенно в сборнике своих стихотворений — ту чувственную страсть, которая стихийно бросает людей в объятия друг к другу.Жизнерадостно славя пыл этой страсти, он обрисовывал и те смешные или печальныеположения, в которые она ставит его персонажи, а порою показывал, как этастрасть, туманя разум человеку, способна привести его к страшной катастрофе, кпреступлению («Маленькая Рок»). Великий изобразитель любви, Мопассанвоспроизводил ее в бесконечном разнообразии вариантов. При этом одна издраматичнейших тем его творчества заключается в показе писателем тогобезобразного, уродливого, извращенного характера, который приняла любовь вбуржуазном обществе, где она превратилась в предмет купли-продажи и извеличайшей радости человека — в источник жестоких его мучений. Тема любви втворчестве Мопассана стала острейшим оружием писателя-гуманиста в его борьбе сбуржуазным варварством.
Блестящее повествовательное мастерство Мопассана можно видеть почти в каждой его новелле. Замечательна, например, игра фразой «эта свинья Морен» (из одноименного рассказа), которой Мопассан пользуется, как искусный оратор риторическим повтором, как песенник рефреном, и которая в разных и все новых ситуациях характеризует поступки персонажа или представление о нем окружающих. Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие «говорящие» факты, умением обобщать, типизировать, — он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.
Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.
Рассказы явилисьзначительным вкладом Мопассана в мировую литературу. Его новелла сталасредством глубокого познания жизни. Необычайно разнообразные по тематике исоциальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровымособенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышлениеи т. п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку.Отдельные факты и эпизоды, на которых строятся рассказы, отражают социальныезакономерности, исполнены нравственно-философского смысла. Характеры ипсихология персонажей переданы через действие, неповторимый склад речи,выразительную деталь. Отточенное мастерство новелл Мопассана выражено взаконченности сюжета, резких поворотах действия и неожиданных развязках, острыххарактеристиках, смелых портретных зарисовках. Многообразие новеллистикиМопассана определяется и диапазоном настроений, интонаций — от грустных итрагических до всевозможных оттенков юмора, зачастую переходящего в иронию иязвительный сарказм. Воспевая могущество и красоту земной любви («Лунныйсвет», «Счастье»), Мопассан много раз с горечью писал опрофанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, обадюльтере и проституции — спутниках брака («Реванш», «Знак»,«Иветта»). Его глубоко волновало одиночество людей в обществе,беззащитность «маленького» человека («Одиночество», «Верхом»,«Прогулка»). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Неидеализируя своих героев, Мопассан показывал, однако, что в их среде можнонайти подлинную человечность и чистоту чувств («Папа Симона», «Буатель»).В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способнымина героические и патриотические поступки («Пышка», «МадемуазельФифи», «Дядюшка Милон»). Писатель изображал не только жадность иневежество деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол»),но и извечную драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»), итрагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни («Бродяга»,«Нищий», «В порту»).
Герои новелл Мопассана — люди всех рангов, всех состояний — чиновники и аристократы, священники ибродяги, богатые фермеры и батраки, старики и дети. Читатель словно бы видитсвоими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканнообставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны истаринные дворянские замки.
Мопассан — великолепныймастер психологического портрета, мастер художественной детали. Писатель могчётко, сжато отобрать материал, создавая картины действительности. «Дляменя, говорил он, — психология в новелле сводится к следующему: выявить тайноев человеке через показ его жизни».
Тематика новеллМопассана:
• Рассказы изжизни чиновников, где место действия — Париж.
«Ожерелье», «Драгоценности»,«Прогулка». Под рутинной повседневностью таятся неблагополучие итрагедия.
• Новеллы изсветской жизни. Во многих новеллах неприглядная изнанка внешне благопристойнойжизни решительно обнажена, и люди «света» осмеяны без пощады.
«Знак», «Окно»,«Гарсон, кружку пива!».
• Новеллы окрестьянстве. Крестьянин в изображении Мопассана нередко во власти земли, вовласти своей собственности. Писатель хорошо понимает всю тяжесть положениякрестьянина, обречённого на темноту и невежество.
«Бочонок», «Признание»,«Дочка Мартена», «Возвращение».
• Новеллы о франко- прусской войне. Мопассан с глубоким чувством патриота воспел духовную красотународных воителей.
«Пленные», «Пышка».
• Тема любви. Темалюбви для Мопассана — одно из средств проникновения в мир человеческой психики,в мир страстей, один из путей познания современного читателю общества. Любовь вбуржуазном мире изуродована и опошлена.
«Дом Телье», «Поездказа город».
Лучшая новелла о любви — «Лунныйсвет», настоящий гимн душевной чистоте и искренности, гимн поэзии любви.Форма исповеди, форма монолога придаёт новелле оттенок особой искренности, апозиция автора не остаётся для читателей секретом.
Анализ новеллы «ПапаСимона»
Рассказ Мопассана «Папа Симона» поражает нас своейискренностью, простотой и ясностью форм, что было не всегда присуще всемпроизведениям Ги де Мопассана. Автор сопереживает своим героям. Для Мопассанабыла характерна индивидуальная особенность изображения, которая была егоотличительной чертой. Автор обладает особенным талантом, который состоит вспособности усиленного, напряженного внимания, направляемого на тот или инойпредмет, вследствие которого человек, одаренный этой способностью, видит в техпредметах, на которые он направляет свое внимание, нечто новое, такое, чего невидят другие. Внешняя канва сюжета «Папа Симона» кажется довольнопростой. История женщины, родившей внебрачного ребенка и связанные с этимсобытием для неё и ребенка последствия жестокого окружающего мира.
Главное действующее лицо – малыш Симон. Действие начинается с того, чтосимон впервые пошел в школу и столкнулся с жестокостью своих сверстников. Детипо своей натуре очень жестоки, в том смысле, что они открыто говорят о каких товещах, даже сами не осознавая саму суть вещей. Они это слышат от своихродителей и впитывают, как губка все эти чувства, это презрение, которое всеиспытывают к матери Симона Бланшотте, и дети обрушивают этот негатив на малыша.Симон, который рос в окружении любви и ласки мамы, защищенный от внешнего мира.На него обрушилось тяжелое обвинение, признаться в том, что у него нет отца!Автору симпатичен образ его героя. С какой силой и точностью за считанныесекунды малыш испытал гамму чувств от этого обвинения. Это сначала ужас, обида,попытка защититься, найти оправдание, страшное унижение от того, что он нетакой, как все, у него нет папы.
Но после того, как друзья Филиппа дали ему одобрение и толчок к действиямпо отношению к Бланшотте, мальчик гордо объявил своим одноклассникам, что егоотец – кузнец Филипп Реми. Теперь над ним никто не засмеялся, потому что этобыл такой отец, которым мог бы гордиться каждый!
Умение Мопассана выбора точной детали, точного слова сделало его одним излучших новеллистов, определило особый ритм его прозы. Лиризм и тонкийпсихологизм отличают его лучшие произведения с их задушевностью ичеловечностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Д. Лондон Собрание сочинений в 7т. Т 5 «Мартин Иден».– М., 1955г. – С.315
2. Быков В.М. Джек Лондон. – М., 1964. – С. 102 – 143
3. Балтроп Р. Джек Лондон, человек, писатель, бунтарь. – М.,1981. – 207с.
4. Фонер Ф. Джек Лондон – американский бунтарь. – М., 1966. –224с.
5. История зарубежной литературы ХХ века, 1871 – 1917: Учеб.для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989. – 416 с.
6. Мопассан Г. Собрание сочинений в семи томах: Т 1. Сост. М.Шенгелия. М.: «Россия» «Сретение», «Август»,1992. – 384с.