Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Детали обстановки в романе "Обломов" И.А. Гончарова

Детали обстановкив «Обломове» И. А. Гончарова
С первых же страницромана И. А. Гончарова «Обломов» мы попадаем в атмосферу лентяя, праздногопровождения времени и некого одиночества. Так, Обломов имел «три комнаты… В техкомнатах мебель закрыта была чехлами, шторы опущены». В самой комнате Обломовабыл диван, задок которого оселся вниз и «наклеенное дерево местами отстало».
Кругом быланапитанная пылью паутина, «зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, моглибы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудьзаметок на память», — тут Гончаров иронизирует. «Ковры были в пятнах. На диванележало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная отвчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялисьхлебные крошки… Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только чтовыкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было быподумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообщелишено было следов человеческого присутствия». Далее перечисляются развернутыезапыленные книги, прошлогодняя газета и заброшенная чернильница – весьмаинтересная деталь.
«Большой диван,удобный халат, мягкие туфли Обломов не променяет ни на что. С детских летуверенный, что жизнь – вечный праздник. Обломов не имеет никакого представленияо труде. Он буквально ничего не умеет делать и сам говорит об этом6 «Кто же я?Что я такое? Пойдите и спросите у Захара, и он ответит вам: «барин!» Да, ябарин и делать ничего не умею». ( Обломов, Москва, ПРОФИЗДАТ, 1995,вступительная статья «Обломов и его время», стр.4, А. В. Захаркин).
«В «Обломове»Гончаров достиг вершины художественного мастерства, создав пластическиосязаемые полотна жизни. Мельчайшие детали и частности художник наполняетопределенным смыслом. Для писательской манеры Гончарова характерны постоянныепереходы от частного к общему. И целое заключает в себе огромное обобщение».(Там же, стр. 14).
Детали обстановки нераз появляются на страницах романа. Запыленное зеркало символизирует отсутствиеотражения деятельности Обломова. Так оно и есть: герой не видит себя со стороныдо приезда Штольца. Все его занятия: лежание на диване и покрикивание наЗахара.
Детали обстановки вдоме Обломова на Гороховой улице похожи на то, что было в его родительскомдоме. Такое же запустение, та же неуклюжесть и отсутствие видимостичеловеческого присутствия: «большая гостиная в родительском доме, с ясеневымистаринными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жесткимдиваном, обитым полинялым голубым бараканом в пятнах, и одним кожаным креслом…В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только взимние и осенние вечера».
Отсутствиемхозяйственности, привычкой к неудобствам обломовцев – лишь бы не тратить денегобъясняется то, что крыльцо шатается, что ворота кривы, что «кожаное креслоИльи Иваныча только называется кожаным, а в самом-то деле оно не то мочальное,не то веревочное: кожи-то осталось только на спинке один клочок, а остальная ужпять лет как развалилась в куски и слезла…»
Гончаров мастерскииронизирует над внешним обликом своего героя, который так идет к обстановке!«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его и к изнеженному телу!На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, безмалейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, весьма поместительный, такчто и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатскоймоде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил своюпервоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоскдругим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски ипрочность ткани…
Обломов всегда ходилдома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли нанем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постелина пол, то непременно попадал в них сразу».
Обстановка в домеОбломова, все то, что его окружает, носит отпечаток Обломовки. Но герой мечтаетоб изящной мебели, о книгах, нотах, рояле – увы, только мечтает.
На его запыленномстоле нет даже бумаги, чернил в чернильнице тоже нет. И не появятся. Не удалосьОбломову «вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть».Вот он, мотив запыленного зеркала, которое не дает отражения.
Когда геройпознакомился с Ольгой, когда влюбился в нее, то пыль с паутиной стала емунестерпима. «Он велел вынести вон несколько дрянных картин, которые навязал емукакой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно неподнималась, позвал Анисью и велел протереть окна, смахнул паутину…»
«Вещами, бытовымидеталями автор «Обломова» характеризует не только внешний облик героя, но ипротиворечивую борьбу страстей, историю роста и падения, тончайшие егопереживания. Освещая чувства, мысли, психологию в их смятении с материальнымивещами, с явлениями внешнего мира, являющимися как бы образом – эквивалентомвнутреннего состояния героя, Гончаров выступает неподражаемым, самобытнымхудожником». (Н. И. Пруцков, «Мастерство Гончарова-романиста», ИздательствоАкадемии Наук СССР, Москва, 1962, Ленинград, стр. 99).
В главе шестой частивторой появляются детали обстановки природы: ландыши, поля, рощи – «а сиреньвсе около домов растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще росана ландышах не высохла».
Природасвидетельствует о коротком пробуждении героя, которое пройдет так же, как завянетсиреневая ветка.
Сиреневая ветка –деталь, характеризующая вершину пробуждения героя, как и халат, который онсбросил на время, но который неминуемо наденет в конце романа, починенныйПшеницыной, что будет символизировать возврат к прежней, обломовской жизни.Этот халат является символом обломовщины, как и паутина с пылью, как пыльныестолы и наваленные в беспорядке тюфяки и посуда.
Интерес к деталямсближает Гончарова с Гоголем. Вещи в доме Обломова описаны по-гоголевски.
И у Гоголя, и уГончарова нет бытового окружения «для фона». Все предметы в их художественноммире значимы и одушествлены.
Обломов Гончарова,как и гоголевские герои, создает вокруг себя особый микромир, который с головойвыдает его. Достаточно вспомнить чичиковскую шкатулку. Быт наполнен присутствиемОбломова Ильи Ильича, обломовщиной. Так и окружающий мир в «Мертвых душах»Гоголя одушествлен и активен: он кроит на свой лад жизнь героев, вторгается внее. Можно вспомнить гоголевский «Портрет», в котором очень много бытовыхдеталей, так же как и у Гончарова, показывающих духовный подъем и спадхудожника Чарткова.
На столкновениивнешнего и внутреннего миров, на их взаимовлиянии и взаимопроникновениистроятся художественные методы Гоголя и Гончарова.
Роман И. А. Гончаровачитается с большим интересом, благодаря не только сюжету, любовной интриги, нои благодаря правде в изображении деталей обстановки, их высокойхудожественности. Ощущение, когда читаешь этот роман, как будто смотришь наогромное, написанное масляными красками, яркое, незабываемое полотно, с тонкимвкусом мастера выписанными деталями быта. Вся грязь, нескладность быта Обломовабросается в глаза.
Этот быт почтистатичен. В момент любви героя он преображается, чтобы вновь вернуться кпрежнему в конце романа.
«Писатель используетдва основных приема обрисовки образа: во-первых, прием детальной зарисовкивнешности, окружающей обстановки; во-вторых, прием психологического анализа…Еще первый исследователь творчества Гончарова Н. Добролюбов виделхудожественное своеобразие этого писателя в равномерном внимании «ко всеммелочным подробностям воспроизводимых им типов и всего образа жизни»… Гончароворганически соединил пластически осязаемые картины, отличающиеся изумительнойвнешней детализацией, с тонким анализом психологии героев». (А. Ф. Захаркин,«Роман И. А. Гончарова «Обломов», Государственное учебно-педагогическоеиздательство, Москва, 1963, стр 123 – 124).
Мотив пыли опятьпоявляется на страницах романа в главе седьмой части третьей. Это запыленнаястраница книги. Ольга понимает по ней, что Обломов не читал. Он вообще ничегоне делал. И опять мотив запустения: «окна маленькие, обои старые… Онапосмотрела на измятые, шитые подушки, на беспорядок, на запыленные окна, написьменный стол, перебрала несколько покрытых пылью бумаг, пошевелила перо всухой чернильнице…»
На протяжении всегоромана чернила так и не появились в чернильнице. Обломов ничего не пишет, чтосвидетельствует о деградации героя. Он не живет – он существует. Емубезразличны неудобства и отсутствие жизни в его доме. Он как бы умер и окуталсяв саван сам, когда в четвертой части, в первой главе, после разрыва с Ольгойсмотрит как падает снег и наносит «большие сугробы на дворе и на улице, какпокрывал дрова, курятники, конуру, садик, гряды огорода, как из столбов забора образовывалисьпирамиды, как все умерло и окуталось в саван». Духовно Обломов умер, чтоперекликается с обстановкой.
Напротив, деталиобстановки в доме Штольцев доказывают жизнелюбие его обитателей. Там все дышитжизнью в ее различных проявлениях. «Скромен и невелик был их дом. Внутреннееустройство его имело такой же стиль, как наружная архитектура, как всеубранство носило печать мысли и личного вкуса хозяев».
Здесь разные мелочиговорят о жизни: и пожелтевшие книги, и картины, и старый фарфор, и камни, и монеты,и статуи «с отломанными руками и ногами», и клеенчатый плащ, и замшевыеперчатки, и чучела птиц, и раковины…
«Любитель комфорта,может быть, пожал бы плечами, взгшлянув на всю разнорядицу мебели, ветхихкартин, статуй с отломанными руками и ногами, иногда плохих, но дорогих повоспоминанию гравюр, мелочей. Разве глаза знатока загорелись бы не раз огнемжадности при взгяде на ту или другую картину, на какую-нибудь пожелтевшую отвремени книгу, на старый фарфор или камни и монеты.
Но среди этой разновековоймебели, картин, среди не имеющих ни для кого значения, но отмеченных для нихобоих счастливым часом, памятной минутой мелочей, в океане книг и нот веялотеплой жизнью, чем-то раздражающим ум и эстетическое чувство; вездеприсутствовала или недремлющая мысль или сияла красота человеческого дела, каккругом сияла вечная красота природы.
Здесь нашла место ивысокая конторка, какая была у отца Андрея, замшевые перчатки; висел в углу иклеенчатый плащ около шкафа с минералами, раковинами, чучелами птиц, собразцами разных глин, товаров и прочего. Среди всего на почетном месте блисталв золоте с инкрустацией флигель Эрара.
Сеть из винограда,плющей и миртов покрывала коттедж сверху донизу. С галереи было видно море, сдругой стороны – дорога в город». (В то время как у Обломова из окна были виднысугробы да курятник).
Не о таком лиубранстве мечтал Обломов, когда он говорил Штольцу об изящной мебели, о рояле,нотах и книгах? Но герой не достиг этого, «не угнался за жизнью» и вместо ееслушал «треск кофейной мельницы, скаканье на цепи и лай собаки, чищенье сапогЗахаром и мерный стук маятника». В знаменитом сне Обломова «казалось бы,Гончаров просто мастерски описал дворянскую усадьбу, одну из тысяч подобных вдореформенной России. В обстоятельных очерках воспроизведены природа этого«уголка», нравы и понятия обитателей, круговорот их обычного дня и всей жизни вцелом. Все и всякие проявления обломовсого житья-бытья (повседневный обычай,воспитание и образование, верования и «идеалы») сразу же вместе с тем интегрируютсяписателем в «один образ» посредством проникающего всю картину «главного мотива»тишины и неподвижности или сна, под «обаятельной властью»которого пребывают в Обломовке и баре, и крепостные мужики, и слуги, наконец, исама здешняя природа. «Как все тихо… сонно в деревеньках, составляющих этотучасток», — замечает Гончаров в начале главы, повторяя затем: «Та же глубокаятишина и мир лежат и на полях…»; «…Тишина и невозмутимое спокойствие царствуюти в нравах людей в том краю». Своей кульминации этот мотив достигает в сценепослеобеденного «всепоглощающего, ничем непобедимого сна, истинного подобиясмерти».
Проникнутые одноймыслью, разные грани изображенного «чудног края» благодаря этому не толькообъединяются, но и обобщаются, обретая уже сверхбытовой смысл одного изустойчивых – национальных и всемирных – типов жизни. Именно жизнипатриархально-идиллической, отличительными свойствами которой являютсясосредоточенность на физиологических потребностях (еда, сон, продолжение рода)при отсутствии духовных, цикличность жизненного круга в его главныхбиологических моментах «родин, свадеб, похорон», привязанность людей к одномуместу, боязнь перемещения, замкнутость и равнодушие к остальному миру.Гончаровским идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкост и сердечностьи в этом смысле человечность». (Статьи о русской литературе, МГУ, Москва, 1996,В. А. Недзвецкий, Статья «Обломов» И. А. Гончарова», стр. 101).
Именноразмеренностью, неторопливостью отмечена жизнь Обломова. В этом психологияобломовщины.
У Обломова нет дела,которое было бы ему жизненной необходимостью, он и так проживет. У него естьЗахар, есть Анисья, есть Агафья Матвеевна. В доме его все есть, что нужнобарину для его мерной жизни.
В доме Обломова многопосуды: круглых и овальных блюд, соусников, чайников, чашек, тарелок, горшков.«Целые ряды огромных, пузатых и миниатюрных чайников и несколько рядовфарфоровых чашек, простых, с живописью, с позолотой, с девизами, с пылающимисердцами, с китайцами. Большие стеклянные банки с кофе, корицей, ванилью,хрустальные чайницы, судки с маслом, с уксусом.
Потом целые полкизагромождены были пачками, склянками, коробочками с домашними лекарствами, стравами, примочками, пластырями, спиртами, камфарой, с порошками, с куреньями;тут же было мыло, снадобья для чищенья кружек, выведения пятен и прочее, ипрочее – все, что найдешь в любом доме всякой провинции, у всякой домовитойхозяйки».
Еще деталиобломовского изобилия: «к потолку привешены были окорока, чтоб не портили мыши,сыры, головы сахару, провесная рыба, мешки с сушеными грибами, купленными учухонки орехами… На полу стояли кадки масла, большие крытые корчаги сосметаной, корзины с яйцами – и чего-чего не было! Надо перо другого Гомера,чтоб исчислить с полнотой и подробностью все, что скоплено было в углах, навсех полках этого маленького ковчега домашней жизни»…
Но, несмотря на всеэто изобилие, не было главного в доме Обломова – не было самой жизни, не быломысли, все шло само собой, без участия хозяина.
Даже с появлениемПшеницыной пыль окончательно не исчезла из дома Обломова – она осталась вкомнате Захара, который в финале романа сделался нищим.
Квартира Обломова наГороховой улице и дом Пшеницыной – все нарисовано сочно, красочно, с редкойдотошностью…
«Гончаров слыветблестящим бытописателем своей эпохи. С этим художником привычно связываютмногочисленные бытовые картины»… (Е. Краснощекова, «Обломов» И. А. Гончарова»,издательство «Художественная литература», Москва, 1970, стр. 92)
«В «Обломове» яркопроявилась способность Гончарова почти с живописной пластичностью иосязаемостью рисовать русский быт. Обломовка, Выборгская сторона, петербургскийдень Ильи Ильича напоминают собою полотна «малых фламандцев» или бытовыенаброски русского художника П. А. Федотова. Не отклоняя похвалы своей «живописи»,Гончаров вместе с тем глубоко огорчался, когда читатели не ощущали в его романетой особой «музыки», которая в конечном счете проникала собою и изобразительныеграни произведения». ( Статьи о русской литературе, МГУ, Москва, 1996, В. А.Недзвецкий, статья «Обломов» И. А. Гончарова», стр. 112)
«В «Обломове»важнейшим из «поэтических» и поэтизирующих начал произведения выступает сама«изящная любовь», «поэма» и «драма» которой, в глазах Гончарова, совпадали сосновными моментами в жизни людей. И даже с рубежами природы, главные состояниякоторой в «Обломове» параллельны зарождению, развитию, кульминации, наконец,угасанию чувства Ильи Ильича и Ольги Ильинской. Любовь героя зарождалась ватмосфере весны с солнечным парком, ландышами и знаменитой веткой сирени,расцветала в знойный летний полдень, исполненный грез и неги, потом гасла сосенними дождями, задымившимися городскими трубами, опустевшими дачами и паркомс воронами на обнажившихся деревьях, наконец, оборвалась вместе с разведеннымимостами над Невой и все-все засыпавшим снегом». (Статьи о русской литературе,МГУ, Москва,1996, В. А. Недзвецкий, Статья «Обломов» И. А. Гончарова», стр.111).
Описывая быт, И. А.Гончаров характеризует обитателя дома, Обломова, — его душевную лень ибездействие. Обстановка характеризует героя, его переживания.
Детали обстановки вромане И. А. Гончарова «Обломов» являются главными свидетелями характерахозяев.

Списокиспользованной литературы
1.   И. А.Гончаров, «Обломов», Москва, ПРОФИЗДАТ, 1995;
2.   А. Ф. Захаркин,«Роман И. А. Гончарова «Обломов», Государственное учебно-педагогическоеиздательство, Москва, 1963;
3.    Е.Краснощекова, «Обломов» И. А. Гончарова», издательство «Художественнаялитература», Москва, 1970;
4.   Н. И.Пруцков, «Мастерство Гончарова-романиста», Издательство Академии Наук СССР,Москва, 1962, Ленинград;
5.    Статьи орусской литературе, МГУ, Москва, 1996, В. А. Недзвецкий, статья «Обломов» И. А.Гончарова».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Evil Of Greed Essay Research Paper The
Реферат Святые страстотерпцы Борис и Глеб к истории канонизации и написания житий
Реферат Построение вычислительных сетей на основе технологий CISCO
Реферат Screws
Реферат Фернан Гомиш
Реферат Сировинна база хімічної промисловості
Реферат Confusion Economics Essay Research Paper The Chinese
Реферат 32 городская научно практическая конференция является итоговым мероприятием образовательной и исследовательской деятельности научного общества учащихся образовательных учреждений города в 2011-2012 учебном году.
Реферат Естественное право и его место в мире
Реферат Comparison Contrast Essay Research Paper Javier ArreolaAs
Реферат Судьба русского крестьянства в период коллективизации по произведениям М Шолохова Б Можаева Ф Абрамова
Реферат Регистрация недвижимости: разрешение арбитражными судами споров, возникающих из административных правоотношений
Реферат Энзоотическая плевропневмония свиней
Реферат Древнее искусство народов юга Приамурья петроглифы и скульптура
Реферат «Технологии производства и аналитический контроль пищевых продуктов»