Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Главные герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

План
I. Тема и идея произведения,особенности композиции
II. Главные герои романа в стихах
Заключение
Библиография
I. Тема и идея произведения,особенности композиции
Все вложено в эту книгу: ум,сердце,
молодость, мудрая зрелость,
минуты радости и горькие часы
без сна — вся жизнь прекрасного,
гениального и веселого человека.
Н. Долинина
(Из книги " Прочитаем«Онегина» Вместе")
В основу художественногопостроения романа «Евгений Онегин» положен принцип, которыйвпоследствии позволил назвать его «энциклопедией русской жизни».«Пушкин — поэт действительности», — говорил Керенский. ГениальныйПушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, какобщественной, так и литературной жизни того времени. Но главный геройвоплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. ВремяПушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда длямыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных историческихперемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная войнатысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжнаяреакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, ив результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторыепополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий
вариант — бездумно проживатьсобственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможностиреализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личностиоказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию оченьчетко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русскогопросвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положилначало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии «Горе отума» образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатоеГрибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".
Коровин считал: " Праваличной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой икрасотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначеподчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".
Пушкин был реалистичен и веренисторической и художественной правде, он не способен был облекать свойобщечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принималбывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во времяего жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны инародов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях исудьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.
В романе " Евгений Онегин"между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной ипровинциальной пролегла пропасть.
Действие романа разворачиваетсяна широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания- жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянскойинтеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, передвыступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался изаканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движениеистории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению" Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним изкрупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мыслии чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжетаромана, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования,лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмоТатьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическимиотступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем,о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицомромана (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиесяу него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одногоглавного героя — Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство иразличие.
Автор выступает как носительнравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, нои «дворянское множество». Александр Сергеевич подчеркивает, что онзнает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Передописанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свойжизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностьютворчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьбаЕвгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит отом, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается,озаряясь дальнейшим светом.II. Главные герои романа встихах
Каждый созданный образ дорог илюбим поэту по — своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня,любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьянумилую мою". Татьяна — идеальный образ русской девушки и женщины, но образне выдуманный, а взятий им из реальной жизни.
Таинственный образ Лариной можнообъяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня.Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именноблагодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-тостепени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья,верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фонедругих девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит своеодиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет «задумчивость»,которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также былаотмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Загадочность Тани Ларинойзаключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных — самаяобыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна какбы «питалась» от самой природы, она человек, который имеет «корни»,связан с национальной «почвой», именно поэтому она занятаформированием своего внутреннего мира, «ей скучен» внешний шум.
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Александр Сергеевич указывает на«русскую душу» Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свойнравственный идеал, несмотря ни на что.
Татьяне были чужды «детскиепроказы», она рано приобщилась к романам, которые «ей заменили все».Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир всоответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у неепри чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, иидеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душаждала… кого — нибудь", «пора пришла, она влюбилась».
Появление Онегина, схожего страдиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резкоизменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайныхжеланий. Герои прочитанных ею романов
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Самым близким другом Татьяныявляется няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже являетсяосновным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяналюбит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.
Выбор в качестве предметастрасти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказалисьромантические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то татоже была влюблена в «героя романа», но потом была выдана замуж заДмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: «привычка усладила горе».Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко,что она сохранила его на долгие годы.
Татьяна пишет Евгению письмо: такпоступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается свосхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:
Кто ей внушил и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Перед читателем встает еще одинвопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмочеловеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, являетсяли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственноговыбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа:она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия,Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", «мечты»," восторг", " грусть" — писали любовные письма, и быливознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя ихпримеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт посланияк едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини,пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.
Онегин, умом понимающийблагородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно,он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно — романтическую натуру и былнемало удивлен тем, что поэт — романтик Ленский ничего этого не замечает иотдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре.«Этому охлажденному, равнодушному человеку, — писал Белинский — стоилоодного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоимисестрами, — тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило,что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а простохорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за неерисковать и убивать приятеля или самому быть убитым».
Легкие и поверхностные светскиеувлечения " разъели" душу Евгения, сделали ее глухой и черствой кнастоящему чувству. Вот поэтому Онегин, избалованный " привычкой жизни",в ответ на признание Татьяны раздражается занудной и обидной проповедью: "Напрасны ваши совершенства, их вовсе не достоин я". Выгодский писал:" К сожалению, Татьяна и Евгений стоят на разных ступенях духовно — нравственногоразвития и вряд ли могут понять друг друга. Не менее важно и то, что Татьянаполюбила на самом деле не самого Онегина, а некий фантом, некий сочиненный еюобраз, который был принят за Евгения".
Между тем он, скептик ииндивидуалист, превыше всего оценивающий свою драгоценнейшую свободу, личнуюнезависимость, не мог да и не хотел жертвовать ею ни для кого да и ни для чего".
«Как! Он, он перегоревший встрастях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший неясными страстями, — он,которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бывыдержать его собственную иронию, — он увлекся младенческой любовью девочки — мечтательницы,которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть. … И что же сулила ему вбудущем эта любовь?» — так разъясняет поведение Онегина Белинский.
Действительно, ответить налюбовь Тани — это решиться на брак.
… Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной…
Заключение брака — утратасвободы не только в отношениях с женщинами, но и с обществом в целом, а это дляЕвгения было непозволительной роскошью. В нем кипели стремленья, являвшиеся, помнению Белинского, гражданскими, общественными. Но никак нельзя оставитьнезамеченным и то, что во время объяснения с Таней в саду он ничуть не лукавили прямо, честно, открыл ей все, как есть. Евгений признался, что Ларина старшаянравится ему, но он не хочет и не может ограничить свою жизнь " домашнимкругом", что интересы и цели у него иные, да и прозаическая сторона бракаего страшит, семейная жизнь ему быстро наскучит. Словом, с житейской точкизрения Онегин вел себя безупречно.
… Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство"…
Онегин невольно совершает здесьнепоправимую ошибку, о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всейсвоей проницательности он не смог оценить истинного масштаба личности Татьяны,не увидел, что перед ним редкостная натура, гениальная, по мнению Белинского,наделенная исключительными способностями к духовно — нравственному развитию исамосовершенствованию. Евгений не ощутил, сколь глубоким, сильным и трагическимбыло чувство Тани, не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню накрай гибели:
… Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!"…
Главное же — он не смог угадатьтого, что любовь Татьяны Лариной — это дар судьбы, это редкое счастье, радикоторого стоило изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее.
Глубина чувства проверяетсявременем и обстоятельствами жизни: Ларина не перестает любить своего избранникадаже после того, как он на дуэли убил Ленского. После отъезда Онегина онаприходит в его жилище: " Увидеть барский дом нельзя ли?" Героиняпытается понять, какого человека она полюбила:
… Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?"
Книги, «лорда Байронапортрет», «столбик с куклою чугунной», изображающей Наполеона, — все это позволяет по-новому взглянуть на Евгения, понять сущность его натуры. Онегин,как оказалось, был человеком с
Безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящем в действии пустом.
По словам Пушкина, душа Евгениявыразила себя в выборе книг: в библиотеке Онегина Татьяна находит такие книги,о которых и не подозревала; это новинки европейской литературы, главнымобразом, творения писателей — романтиков: Байрона, Шатобриана, БенжаменаКонстана и других — произведения,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно…
Помогли разобраться в характереэтого человека и пометки на полях книг, комментарии к тексту. Таня начинаетпонимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то уже не с благороднымии восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными искучающими героями новейшей литературы. Восприятие Лариной Онегина изменилось,но любовь ее не угасла и не стала меньше. Просто Татьяна прячет ее в глубинесвоего юного сердца, старается забыть о ней.
Более того, Ларина развивается,растет духовно, постигая мир книг, начинает более реалистично смотреть на мир:
Чтенью придалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной".
Не понятно, какие измененияпроизошли в ней во время визитов в онегинский дом, ведь после этого онасогласилась поехать с матерью на «ярмарку невест» в Москву.
Жизнь Московского светскогообщества " однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера". В этомобществе она кажется посторонним человеком. Неудивительно, что ей " душноздесь". Московские знакомые Лариных наперебой твердят о том, как выросла ипохорошела Татьяна. Однако сами же они не меняются. Пушкин с убийственнойсатирой говорит:
Но в них не видно перемены;
В них все на старый образец…
Пытаясь вслушаться в разговоры,Ларина обнаруживает, что всех занимает " бессвязный, пошлый вздор". Танеодиноко и тяжело в гостиных:
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
Татьяна мечтает о своей деревне,о природе, связь с которой еще болезненнее ощущается в момент ее разлуки с ней.
Выбор мужа предопределенравнодушием к собственной судьбе, Татьяне безразлично, за кого выходить; «толстыйгенерал» был первым человеком, обратившим на нее внимание. Татьяна никогдане сможет быть счастлива с человеком, которого не любит, она, как и Онегин,стала жертвой света." Природа создала Татьяну для любви, но обществопересоздало ее", — писал Белинский. Зачем Ларина вышла замуж за нелюбимогочеловека? Зачем погубила свою жизнь? Но, к сожалению, автор умалчивает об этом,и нам, читателям, остается только догадываться, что происходит с героиней смомента замужества до встречи с Евгением Онегиным на балу. Встреча с Татьяной — княгиней производит на него сильное впечатление, можно сказать, потрясающее.
Ее новый облик, новые манеры,стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тонаи не напоминают «повадок» прежней провинциальной девушки. Онегинвидит: она научилась благородной сдержанности, властвовать собою, своимиэмоциями, он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется емуполной, абсолютной:
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
Но стоило лишь получше приглядеться,чтобы разглядеть все самое лучшее, что удалось Тане сохранить в себе, то, чтосоставляло сущность ее натуры: естественность, искренность, нравственность, несвойственная безнравственному дворянскому обществу. И в то же время онавсе-таки смогла найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всехгрупп, составляющих общество, которое презирал как Онегин, так и сама Татьяна.
К ней дамы придвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялись ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале…
Это и является главной загадкойТатьяны. Какой мы видим ее в конце романа и как ей удалось совершить такуюсерьезную внутреннюю работу?
Онегин будто «прозревает»;он понимает, что любовь Татьяны — единственная возможность счастья. Евгенийнастойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовныепризнания, а, потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва неумирает от любви. Точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна. ЧувстваТани к Евгению не охладели, а стали еще сильнее, проверились временем, но, несмотряна это, она отказывает Евгению во встречах, т.к верна прежним ценностям и прямоговорит об этом:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
В этих словах проявились лучшиекачества Татьяны: искренность и высокая нравственность. У Онегина прояснилсяразум, обострилось чувство любви: его попытка прожить в полном одиночестве, всостоянии абсолютного покоя, без страстей, душевных бурь, оказаласьнесостоятельной, обернулась трагическими последствиями:
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
И тут возникает естественныйвопрос, ставший камнем преткновения для русских критиков: чего же, собственно,Онегин добивался? Ведь Таня замужем, причем ее муж — видный генерал, геройсражений, известный при дворе. Белинский сурово осудил Татьяну именно за то,что она, продолжая в душе любить Онегина, предпочла все же сохранить верностьпатриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство. По мнению критика,семейные отношения, " не освящаемые любовью, в высшей степенибезнравственны…"
А Федор Михайлович Достоевскийрасценил этот поступок Тани не просто как высоконравственный, жертвенный.«Женщина истинно русская, — говорил он в знаменитой речи о АлександреСергеевиче Пушкине, — Татьяна не могла бросить своего мужа и бежать с Евгением,ибо хорошо понимала невозможность строить свое благополучие на несчастьедругого человека.»
На что же все-таки рассчитывалОнегин, на что он надеялся? Да именно на то, что, как ему показалось, Татьянаизменилась полностью, что она стала совершенно другой, что из романтической, наивнойи неопытной провинциалки она превратилась в истинную аристократку, светскуюдаму.
Кто б смел искать девчонкинежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? А истиннаяаристократка, непременно принимая облик преданной своему мужу «верной жены»,могла позволить себе тайную связь, которую, разумеется, ни в коем случае нельзябыло афишировать.
«Свет» не караетзаблуждений, но тайны тре6ует от них" — точно
Сформулировал этот неписанныйзакон светской жизни сам Пушкин в стихотворении «Когда твои младые лета»в 1829 году.
Но расчеты Евгения неоправдались. В финале, застав Татьяну врасплох, Онегин сделал невероятное,столь поразившее его открытие. Оказывается, метаморфозы Татьяны были тольковнешними, внутренний мир претерпел лишь малейшие, незначительные изменения. Вомногом же героиня осталась " прежней Таней", простой девушкой, а такиеженщины на супружескую измену не способны.
Именно это внезапное прозрениеЕвгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность.
Убедившись, что его страстныепризнания не достигают цели, что Татьяна окружена «крещенским холодом»и на лице ее можно увидеть лишь «гнева след», Онегин вновь уединяетсяв своем «молчаливом кабинете» и, отрешившись от света, принимается зачтение.
И что же? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Он меж печальными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них то он
Был совершенно углублен.
Такое чтение «духовнымиглазами позволило Евгению, человеку европейской культуры, погрузиться в ранеечуждый ему патриархально — усадебный, народно — поэтический мир, мир старины ипреданий, столь близкий и родной Татьяне, ощутить ее укорененность в этом мире:
То были тайные преданья Сердечной,темной старины,
Ни с чем не связанные сны, Угрозы,толки, предсказанья,
Иль длинной сказки взор живой,
Иль письма девы молодой.
Можно сказать, что Онегин сумелприблизиться к разгадке тайны Татьяны, ее натуры, ее души. Он начинаетпостигать все то, что.
Не в состоянии был постигнуть ипонять в дни своего деревенского затворничества. Все меркнет перед непрестаннойдумой о Татьяне, встреча с которой, как все ясней понимает герой, сталаглавнейшим событием в его судьбе, событием, всю значимость которого он не смог оценитьраньше. Любовь к Тане — последнее, что осталось у Онегина, поэтому егопоследний визит к ней — акт отчаяния. Нарушая все границы приличия, Онегинявляется в чужой дом в неурочное время, застав Татьяну врасплох — в слезах, зачтением письма, одетой по — домашнему, и, потрясенный ее нежданно знакомымобликом, молча падает к ее ногам „в тоске бездумных сожалений“.
Конечно же, глядя на Евгения,Татьяна все прекрасно понимает, чувствует его страдания (»ей внятно все"):ведь она сама пережила нечто подобное, но точно так же, как и Онегин до сейминуты не подозревал о том, что в княгине живет «простая дева»,«прежняя Таня»; Татьяна не могла знать, что произошло с Евгениемпосле дуэли с Ленским, что понял Онегин во время странствий по России, чтопереживал в часы добровольного заточения в своем кабинете. Она считала, чторазглядела Онегина раз и навсегда. Для нее он по — прежнему человек холодный,опустошенный и эгоистичный.
Только этим можно объяснитьсуровую отповедь Евгения.
Именно «зеркальноотраженная» композиция этих сцен позволяет провести между ними ивнутреннюю аналогию, а значит — лучше понять и оценить поведение пушкинскойгероини. Именно в бескорыстие и благородство страсти Евгения Онегина не можетповерить Татьяна Ларина. Убежденная в том, что он стал " чувства мелкогорабом", она, кажется, не может допустить и мысли о способности Онегинаизмениться. А ведь с момента их разлуки прошло целых четыре года! Теперьизбежать ошибки не удалось Тане. Предосудительное желание вытащить украшение (Таню)из — под стеклянного колпака не приводит к желаемому результату, а лишьзаканчивается такой проповедью, которая доставляет мало удовольствияпредприимчивому денди. Оскорбленная женщина упрекает его во всем, незаметно длясебя переходит к исповеди, которая не может не поразить своей откровенностью ибесстрашной искренностью.
Татьяна признается, что успехи«в вихре света» тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурной жизнипрежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямоговорит Евгению: поступила «неосторожно», решившись на брак безлюбви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущеннуювозможность счастья." Чего же боле?" Ведь такое признаниепредполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости!
«Эта встреча, — пишетсовременный исследователь В.Е. Холуев, — предваряющая разлуку навсегда,отмечена своего рода равенством Онегина и Лариной в их общей скорби о несбывшемсяи неповторимом; здесь угадываются покаяния, прощения, благодарности».
Прежний Евгений — такой, какогораньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких,недостойных побуждений. Прежний, но не новый Онегин, которого Татьяна не знает.Ей кажется, что " счастье было так возможно, так близко", — этоневерно. Раньше счастье не было возможно, т.к Евгений не умел любить. Возможностьсчастья только теперь настоящая, готовая к воплощению в жизнь с новым Онегиным,но, увы, поздно.
Татьяне остается только страдать.Прежний Евгений Онегин, равнодушный и эгоистичный, не понял бы и мучений. Теперьже он понимает все: ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от неесовсем Онегин не в состоянии. В такую вот " минуту, злую для него", А.С.Пушкин оставляет своего героя. Да, именно своего героя. Евгений Онегин — это непоэтический портрет Пушкина, что и подчеркивает сам автор.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
О цели и смысле жизни думаютглавные герои романа: Онегин, Ларина, Ленский, а вместе с ними и сам автор. Бездумнопо течению жизни плывут лишь старые Ларины, Ольга и другие второстепенные герои.Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало онеблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую винусвоего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубинучувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда и сочувствиегерою, и легкая ирония, в тоне которой часто видится повествование о нем. Вовсяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. Ион думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным.Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути. Ленский сосвоей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности,она вытолкнула его из себя.
По-своему трагична и судьбаТатьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе другихгероев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока,ее можно, как говорил Белинский, назвать исключеньем из мира нравственноувечных явлений. Действительность оказалась враждебной ей, и вместо счастья ейпридется до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, но нелюбимымсупругом.
Пушкин показывает на примереТатьяны, что человек, даже непохожий на других, может найти свое место в мире ив то же время сохранить свою душу и те черты, которые отличают его от других. Татьянаприняла законы общества, а оно приняло ее. Это и потрясло Онегина. Во всехпоступках Татьяна оказалась верна своей натуре. В заключительной речи героиня показывает,что она сильнее и выше Онегина. В отличие от Тани Онегин не нашел того, в чемнуждался. При первой встрече оба героя были в поисках. Татьяна пишет письмолишь потому, что она хочет быть похожей на героинь французских романов, а привторой встрече уже Евгений пишет ей, но совершенно по другой причине: онпонимает, что Татьяна оказалась сильнее его. Отношения между героями меняются,как и они сами.
Оба героя: и Онегин, и Татьянаглубоко страдают. Пушкин подводит читателя к тому, что жизнь героев оказываетсяобусловленной законами общества, в котором они живут.
С судьбой героев сопоставленасудьба самого автора: он испытывает полноту жизни, живет ее радостями, страдаетее горестями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в деятельности, всамозабвенном поэтичном труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачиваласьдействительность, он верит в лучшее, и потому последние грустные строки романаозаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах, в исканиях героев романа АлександрСергеевич сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX века.
Трагедия Онегина в отсутствиивысокой цели, но он ищет эту цель, стремиться наполнить жизнь объемным содержанием.Пушкин видел незаурядные качества героя, но он видел и омут враждебныхобстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.
На всем протяжении своегосуществования наша русская классическая литература отличалась глубокиминтересом к женским характерам. Самые лучшие поэты и писатели пыталисьпостигнуть и изобразить женщину не только как предмет обожания, поклонения,любви, но, прежде всего, как личность, не менее значительную, нежели мужчина.
И первым, кому это удалосьсделать, стал Пушкин.В.Г. Белинский считал создание образа Тани Лариной,истинно русской женщины, настоящим подвигом. Поэт ничуть не скрывал своихсимпатий к героине. Меня, как и самого писателя, поражает и, конечно же, привлекаетвысота ее нравов, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира,естественность, отсутствие болезненных противоречий между решением и поступком.Сразу видно, что пред нами личность, значительный человек, а не «деревенскаяпростушка».
Тем не менее ей не чужда природа,- наоборот: автор подчеркивает то, что между героиней и природой тесная, почтинеразрывная, связь. Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту роднойприроды. Конечно же, сказалось и воспитание, и сильное влияние няни — крепостнойкрестьянки.
Таня именно из тех «однолюбок»,для которых любовь может стать как великим счастьем, так и великим несчастьем. ВОнегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. Несмотря нина что, она смогла сберечь, пронести через многие года свое светлое, ясноечувство — любовь. Ее характер, ее внутренний мир не исказился, недеформировался, хотя длительное нахождение в низкой, очернительной среде немогло предполагать иного. Татьяна, как стойкий оловянный солдатик, смоглавыстоять, пережить все тяготы и невзгоды, уготовленные ей судьбой, но самоеглавное: она смогла остаться настоящим человеком с большой буквы, которыйостался простым и естественным, не лишился своего достоинства. Тане ни к чемуподражать кому-либо, она личность сама по себе, в этом сила ее обаяния, вотпочему " и нос и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордилсясвоей женой. Татьяна, как автор и Евгений, была так же холодна и равнодушна ксветской жизни. Ей видна невооруженным глазом вся фальшь, вся подлость и всеподхалимство этого общества. Как Онегину не мила его «постылая свобода»,так и Таню тяготит вся эта мишура «постылой жизни». Пожалуй, самымглавным в характере и поведении главной героини является ее нравственноечувство долга, ответственность перед своей совестью, которые берут верх наднеимоверно глубоким и сильным чувством любви. Немногие люди могут бытьнесчастными, если принесут несчастье кому-нибудь, Таня же не могла жить сгрузом на сердце, с камнем на душе, зная, что где-то страдает и мучается муж,который еще и «в сраженьях изувечен». Она никогда не пойдет на сделкусо своей совестью. Благородным девицам нашего времени стоит многому поучиться уТани Лариной, т.к в наш век, когда технология не стоит на месте, качество жизниухудшается в связи с безнравственностью каждого пятого человека, в том числе идевушек. Само же общество и сейчас не блещет хорошими человеческими качествамии манерами, поэтому чтобы избежать деградации личности, нужно вернуться к своимкорням, начать все с самого начала. Но не следует и переусердствовать, нужно,чтобы было всего в меру: и добра, и упрямства, и откровенности. Не стоитподражать героям прочитанных книг во всем, нужно определиться с наиболеезначимой для тебя и нужной чертой характера и попытаться ее себе привить. Некоторыезабывают, что судьба того или иного героя в какой-то степени трагична, иповторять ее не стоит. Так и судьба Татьяны трагична: жизнь принесла ей многоразочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышеннойдушой. Но, несомненно, есть в этом и плюсы, например, Таня не изменила себе. Этоочень цельный, сильный, волевой женский характер.
Многие до сих пор спорят, с когонарисован " Татьяны милой идеал": некоторые считают, что это МарияРаевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири,другие уверены, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ этойгероини — это художественное явление русской литературы.
Заключение
Сам художественный образ несет всебе обобщение, " это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческойжизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение"³.Художник, как и любой поэт или писатель, так или иначе опирается на факты, ноне становится их рабом.
Художественное творчествонемыслимо без отбора материала, его переработки в соответствии с той идеей,которая развивается в произведении. Когда то или иное явление жизни производитна творческого деятеля определенное впечатление, он присматривается к нему,выделяет наиболее существенные, поразившие его воображение черты, отбрасываетвсе ненужное, мешающее ярко выразить сущность открывшейся ему действительностии раскрыть авторский замысел. При помощи фантазии дополняются бросившиеся вглаза особенности, таков в общих чертах наиболее характерный путь созданиятипического образа. Вот и Александр Сергеевич вовсе не нарисовал в своих герояхслучайное скопление различных черт, а раскрыл определенную индивидуальность,многообразие черт которой приобрело соответствующую окраску в зависимости от ееведущего, основного качества.
В своем творчестве писатели XIXвека поднимали такие волнующие темы и проблемы, как смысл жизни человека, ролькультуры, просвещения, науки, улучшения устройства общества и государства,проблемы семейного быта и т.д.
В смене множества конкретныхпредставлений, связанных с развитием общественной жизни, нетрудно проследитьустойчивость и повторяемость некоторых из них. Это признание действительностью,общественной средой, обстоятельствами жизни, наконец, понимание той простойистины, что «все течет, все меняется». Следовательно, правдивопоказывать жизнь человека и общества, правдиво показать типичные характеры всоответствующих им обстоятельствах, словом, создать такой художественный мир,не тождественный, но адекватный действительному миру.
По моему мнению, в этом произведениисоблюдены все эти пожелания и требования, поэтому его можно смело назватьдостоянием, настоящим сокровищем, находкой русской литературы как XIX, так и XXвеков. А чтобы так точно создать тот или иной персонаж, образ со свойственнымему характером, нужно быть не просто человеком, разбирающимся в психологии,нужно быть очень талантливым, гениальным человеком, именно таковым и являлсяАлександр Сергеевич Пушкин. Все главные герои романа в стихах получилисьличностями, индивидуумами, которые прекрасно друг друга дополняют и прекраснодруг с другом сочетаются, словно цветы в букете, оформленном умелыми,профессиональными руками. А благодаря присутствию второстепенных героев,которые не портят, а лишь дополняют этот букет, получается целая «клумба»,на которой нет ни одного лишнего «цветка» — героя. Не зря вводитавтор второстепенные лица, т.к каждый такой герой выполняет свою определеннуюфункцию, т.е. тоже чему-то учит на своем примере. Правильно говорят, что нужноучиться на ошибках, желательно на чужих, а не на своих. Поэтому надопостараться извлечь из жизненного опыта нашей героини что-то нужное, полезное: постаратьсяизбежать тяжелых ситуаций, не повторить горьких ошибок.
Библиография
1) В.Г. Белинский «Избранное»." Московский рабочий".1954 год.
2) Г.А. Гуковский «Пушкин и проблема реалистического стиля»(Татьяна как тип русской женщины).
3) Издательство «Детская литература». Москва. 1969 год. А.С. Пушкин «ЕвгенийОнегин».
4) В.Г. Маранцман литература учебные пособия для 9 класса средней школы.Москва. «Просвещение». 1992 год.
5) Н.А. Демин «Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе».Москва. «Просвещение». 1974 год.
6) Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Москва. 1983 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.