Реферат
На тему: «ГалимжанИбрагимов – классик татарской литературы»
Галимжан Ибрагимовоставил заметный и полезный след в развитии не только татарской, но и рядадругих литератур. Выдающийся туркменский писатель Берды Кербабаев говорил всвое время:
«В первые годыстановления Советской власти татарская литература по сравнению с литератураминародов Средней Азии была наиболее развитой. А в ней выделился ГалимджанИбрагимов. В его произведениях было то принципиально новое, что лежало в основевсех социалистических национальных литератур».
Наблюдательностьхудожника подчас дает не меньше, чем точные выводы исследователя. Б. Кербабаевпредложил очень верное определение роли Г. Ибрагимова в формированиимногонациональной советской культуры. Его творчество и деятельностьдействительно вносили новое, социалистическое содержание в духовную жизнь иэстетическое развитие народов нашей страны. И потому изучение многогранногонаследия Г. Ибрагимова служит одним из важных участков филологической науки вцелом, имеет значение для всего советского литературоведения.
Г. Ибрагимов ступил наобщественно-литературное поприще в годы всеобщего политического подъема началавека, когда были поколеблены старые устои жизни, когда широкие народные массыподнялись на борьбу за свое освобождение. Страстное желание искоренить зло иутвердить добро, сыгравшее важную роль в формировании мировоззрения писателя,было отнюдь не абстрактным — оно складывалось под влиянием лозунгов, выдвинутыхреволюцией 1905 — 1907 гг.; иными словами, его питали протест против гнетацаризма и капиталистической эксплуатации, отказ мириться с засилиемреакционного духовенства, жажда свободы, горячая вера в освобождение человека исчастливое будущее человечества, стремление к высоким идеалам социализма.
Февральская, а затемОктябрьская социалистическая революции выкристаллизовали его взгляды и накрепкосвязали Ибрагимова с большевистской партией, с марксистско-ленинскойидеологией. Революционный пафос всей деятельности писателя, его пониманиеклассовой борьбы, концепция места и роли татарской нации в социалистическойдействительности оказали огромное влияние на развитие общественногосамосознания народа. Творческий путь Г. Ибрагимова начался задолго до ВеликойОктябрьской социалистической революции. Но в духовный мир широких масструдящихся произведения писателя вошли вместе с Октябрем, точно так же имногогранный талант его в полную меру раскрылся в послеоктябрьский период.
Революционный итворческий путь Ибрагимова это путь духовного роста татарского народа с началаXX века до победы социализма в нашей стране. Ведь жизнь и деятельность писателянеотделима от истории освободительной борьбы и развития культуры татарскогонарода. В то же время анализ идейного развития Ибрагимова проливает свет и наболее общие закономерности становления социалистической идеологии.
Его путь отбунтаря-шакирда до принципиального марксиста-ленинца отразил искания, противоречиии порывы бурной и чрезвычайно сложной эпохи начала XX в. МировоззрениеИбрагимова выросло на базе передовых традиций национальной общественной мысли,прежде всего на базе демократического просветительства. Воспитанный намноговековых гуманистических традициях родной литературы, он вобрал в себя идостижения передовой общечеловеческой культуры, проводником которой служили емупрежде всего русская культура и литература. Свои первые идейные и творческие шагиписатель совершил и русле реформаторского движения. Однако он с самого началане удовлетворялся «обновленческими» лозунгами и идеалами; молодомуИбрагимову были свойственны интенсивные духовные искания. Горячее сочувствиеродному народу и глубокое недовольство его положением приводят его на позицииреволюционного демократа.
Ибрагимов принадлежит ктем прогрессивным писателям России, для которых не было вопроса: принимать илине принимать революцию. Он принял ее всецело. Великий Октябрь озарил самобытныйталант писателя, позволил в полной мере раскрыться его многограннымспособностям.
Творческая деятельностьГ. Ибрагимова была на редкость многогранной. Писатель, публицист,ученый-востоковед, лингвист и литературовед, редактор, педагог, автор исоставитель многочисленных учебников для татарских школ, исследователь историиреволюционного движения и т. д.— порой трудно бывает решить, какой сторонеотдать предпочтение, как, впрочем, трудно и определить, в какой области имсделано больше, что из проделанного важнее.
Г. Ибрагимов удачносочетал в себе черты талантливого художника, большого ученого-теоретика иблестящего организатора-практика. Он обладал характером борца-преобразователя изапомнился своим современникам как подвижник, человек, не боящийся и не избегавшийникаких трудностей. При этом не внешние обстоятельства и не какие-либопривходящие причины, а высокое чувство патриотизма, горячая любовь к народу, страстноежелание принести ему как можно больше пользы побуждали Ибрагимова браться засамые различные дела, вдохновляли его на самоотверженную деятельность, героизми самопожертвование в работе.
Литературное наследие Г.Ибрагимова необычайно богато. За сравнительно короткий период жизни (он умер в50 лет) им созданы десятки рассказов, 3 повести, 4 романа, одна из первыхреволюционных пьес. Кроме того, Ибрагимовым опубликовано 12 научных книг по историиреволюционного движения, теории и истории литературы, эстетике и лингвистике,около 350 теоретических, критических и публицистических статей, более 10учебников по языку и литературе. Общий объем художественного и научногонаследия Г. Ибрагимова составляет почти 700 авторских листов.
Изучение этогомногогранного и обширного наследия способно дать татарской филологической наукенемало полезного как в теоретическом смысле, так и для повседневной творческойпрактики. Опыт и высокий пример замечательного художника-гражданина, интернационалиста,бойца с успехом служат решению одной из важнейших задач, поставленных Коммунистическойпартией,— «воспитанию всех трудящихся в духе советского патриотизма,гордости за социалистическую Родину, за великие свершения советского народа, вдухе интернационализма, непримиримости к проявлениям национализма, шовинизма инациональной ограниченности, в духе уважения ко всем нациям и народностям».
Разумеется, изучениетворчества Г. Ибрагимова началось не сегодня. Первые статьи о нем появились ещев дооктябрьские годы, и почти сразу вокруг деятельности и личности Ибрагимовазавязалась идейная борьба — борьба за правдивую, научную оценку какмировоззрения писателя, так и созданных им произведений.
В исследование ипропаганду литературного наследия писателя внесли свой вклад А. Саади, П.Коган, Г. Нигмати, Г. Гали, А. Самойлович, Г. Халит, Г. Баши-ров, Р.Бикмухаметов, Л. Климович, X. Усманов, И. Ну-руллин, М. Гайнуллин, У. Гимадиеви другие; многое дают книги воспоминаний Э. Мухамедовой и башкирского народногопоэта С. Кудаша. Большую работу по сбору и публикации материалов о жизни итворчестве писателя осуществляет комиссия по литературному наследию Г.Ибрагимова, возглавляемая Афзалом Шамовым. Под его редакцией в 1966 г. выпущенсборник воспоминаний об Ибрагимове на татарском языке. Сюда вошли воспоминанияболее пятидесяти современников писателя — литераторов, ученых, деятелейкультуры, партийных и советских работников, а также его близких. ибрагимов татарский литература публицистика
Мы назвали лишь важнейшиеработы о Г. Ибрагимове. Но написано о нем несравненно больше, и, пожалуй, нетни одной крупной работы, серьезного исследования по истории татарской советскойлитературы, где бы в той или иной степени не затрагивались деятельность этоговыдающегося писателя, его произведения.
Сегодня его имя носятсредняя школа в Казани, проспекты и улицы городов и сел Татарии и Башкирии,Казанский институт языка, литературы и истории.
Ныне имя Ибрагимова —классика и основателя татарской советской литературы — в школьных программах,его художественные произведения и научные труды изучаются в вузах. О творческомпути, общественной и революционной деятельности, научном подвиге Ибрагимовапишутся труды, научные статьи. Его образ вдохновляет писателей, художников,композиторов на создание новых книг, музыкальных произведений, художественныхполотен.
Большая работа проведеназа последние годы по собиранию, изучению и изданию творческого наследияписателя. Почти все художественные произведения Ибрагимова переведены и изданына русском языке. В настоящее издано собрания сочинений писателя в 8 томах. Этонаиболее полное издание литературного наследия Ибрагимова на татарском языке, внего наряду с художественными произведениями войдут критические работы истатьи, публицистика, труды по истории и филологии, а также письма. Оно,несомненно, поможет читателям всесторонне и наиболее полно представить богатоетворчество и многогранную деятельность Г. Ибрагимова, явится достойнымпамятником выдающемуся писателю и революционеру.