Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века)

Шербакульскаясредняя школа № 1
КУРСОВАЯ
тема: «Песни русских рабочих (XVIII – начало XX века)»Выполнила: ученица
9класса «А»
ТычинаЛюдмила
Преподаватель:Оноприенко
СергейИванович
2003 год

План:
1. Введение
2. Песни русскогопролетариата
3. Революционныепесни
4. Песни рабочих
5. Заключение
Песни рабочих – это смелый клич
борьбы,где … пролетариат сразу же
сразительной определенностью,
резко,без церемоний и властно заявляет
вовсеуслышание, что он противостоит
обществучастной собственности.
К.Маркс ВВЕДЕНИЕ
Средимногочисленных исторических памятников и свидетельств героического прошлогорусских рабочих видное место занимают их песни – своеобразная поэтическаялетопись борьбы и протеста.
Вгоды массового освободительного движения, развернувшегося в России с середины90-х годов XIX столетия социал-демократы,наряду с прочими агитационными средствами – нелегальными газетами, журналами,прокламациями, листовками, стали широко использовать и песни. Старый большевикП. Н. Лепешинский писал позднее: «Мы как-то сразу почувствовали, чтомолодому пролетарскому движению в России не хватает соответствующих вокальныхисточников возбуждения его революционной энергии»1. И такиепесни появились. Их слагали поэты социал-демократы в тюремных застенках ирабочие у станков. Песни пели на маевках, тайных сходках, иногда прямо наулицах заводских окраин и поселков.
В.Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что В. И. Ленин высоко ценил и любил поэзиюрабочих: «Владимир Ильич особенно внимательным образом всегда относился ктворчеству народных поэтов. Он любил слушать, когда они вдохновенно выступали врабочих кварталах Парижа и других городов… Сам Владимир Ильич очень любилреволюционное пение, принимал в нем всегда участие, читал новые революционныестихотворения и быстро запоминал те из них, которые были особенно популярны,которые перелагались на музыку и пелись в ссылке, на рабочих собраниях, вэмиграции».2
Репертуаррусской рабочей песни обширен. Он включает всенародно известные гимны и марши,как «Смело, товарищи, в ногу…», «Варшавянка»,«Интернационал», сатирические песни «Нагаечка»,«Зимушка», множество песен о заводчиках, жандармах, попах и т. д.Перекладывались на песенный лад и произведения некоторых поэтов (например, И.Сурикова, Дм. Цензора, О.Чюминой, М. Конопницкой). Таким образом, песенныйрепертуар рабочих неоднороден, в него наряду с действительно рабочимтворчеством входят и авторские произведения, ставшие неотъемлемой частьюпролетарской песенной поэзии.
Советскиеисследователи народной поэзии, фольклористы и историки литературы немалосделали для собирания и изучения песен русского пролетариата. В 1930-х годахсобиратели рабочего фольклора записали от производственников Москвы,Ленинграда, Свердловска, Тулы, Иванова, Ярославля, Петрозаводска и иных городови поселков нашей страны много песен и стихотворений, сложенных в дооктябрьскоевремя. Собранный материал частично публиковался в периодической печати, всборниках революционной поэзии. Однако сколько-нибудь полного издания русскихрабочих песен пока нет. В известной мере повлиял на это неправильный подход крабочему фольклору. Обладая иной раз скромными художественными достоинствами,песни рабочих проникнуты таким горячим гражданским пафосом, что не могутоставить нас равнодушными. Лучшие же произведения заводских поэтов отличаютсяобразностью, точностью и простотой. Несмотря на тяжелые условия формирования,целая плеяда рабочих талантов вола в большую литературу. Широкую известностьполучили имена Е.Нечаева, А. Богданова, А.Гмырева, Ф.Шкулева, А.Благова,А.Маширова, И.Садофьева.
Идейноесодержание рабочей поэзии изучено сравнительно полно.1 Значительноменьше занимались ее художественной формой. Однако уже сейчас можно определитьв общих чертах специфическое отличие рабочих песен от традиционныхкрестьянских. В рабочей поэзии наблюдался переход от коллективного творчества киндивидуальному. Авторское начало выступало здесь чаще и ярче. В зависимости отидейной зрелости, степени талантливости, общей культуры находилось и качествотого или иного произведения. Разумеется, сказанное относится к зрелому периодусуществования рабочих песен, к периоду массового пролетарского движения вРоссии.
Наибольшегоразвития русская рабочая песня достигла ко времени Великой Октябрьскойсоциалистической революции. Однако и тогда фабрично-заводская, пролетарскаяпоэзия еще не представляла художественно единого явления. Рабочие песни слагалисьи как устно-поэтические произведения. Отдельные их группы и жанры обладали хотяи угасавшими, но ясно выраженными фольклорными признаками.
 

ПЕСНИРУССКОГО ПРОЛЕТАРИАТА
 
Песнирусского пролетариата имеют сравнительно короткую историю.
Ранниеобразцы фабрично-заводской поэзии, дошедшие до нас, относятся к XVIII столетию. Они были сложены впериод, когда в русском национальном государстве ускоренными темпами сталаразвиваться промышленность. Росли города. Один за другим строились заводы вцентральных районах страны, на Урале и Алтае, повсеместно – мануфактуры, наневских берегах поднималась северная столица Санкт-Петербург. Это не могло неотразиться в крестьянской поэзии первой половины XVIII века. Так, крестьянская песня«Поутру то было раным-рано…» запечатлела уход партии сельчан настроительство Ладожского канала. Характерен ее традиционный зачин:
Назаре то было на утренней,
Навосходе красного солнышка,
Чтоне гуси, братцы, и не лебеди
Солузей, озер подымалися…
Вдалекую дорогу, на «государеву работу» сбираются крестьяне. Немалыеиспытания предстоят им. Любой может не вернуться к родному порогу. Уходящихпровожают как рекрутов: вслед за ними за околицу идут родители, жены, дети,Образ беззащитных птиц, летящих в далекие земли, определяет основной лейтмотивпесни.
Отголоскомпереживаний и дум русского «работного люда», трудившегося надпостройкой первых судов Балтийского флота, служит песня «Как на матушке наНеве-реке…», в которой говориться о работе на
петровскойферви.
Обеназванные песни еще не несут в себе ничего специфически рабочего.
Однакопесни рабочих-мануфактурщиков, дошедшие до нас в подлинных записях XVIII века («Ярославль, нашбатюшка…», «Близко, близко городочка…» и др.), уже отличаются оттрадиционного устно-поэтического творчества. Крестьянин, приходивший нафабрику, правда, приносил с собой сложившийся мир представлений, привычек,образов, свою речь, песни, пословицы и прибаутки. Но иной жизненный укладпорождал свежие мысли и чувства.
Вчастушках, например, рабочих Котлинского пушечного завода звучат характерные идля последующей рабочей песни мотивы:
Расскажи,хрещеный люд,
Отчегоздесь люди мрут.
СПокрова до Покрову
Напроклятом острову.
Теже чувства выражала и поэзия мастеровых, трудившихся на мануфактурах,сосредоточенных главным образом в центральных районах России.
Постепеннов песнях «работных людей» появляются новые художественные черты, — например, отказ от обобщенной, условной обстановки действия, замена ее всеболее реальной и типичной. Все большее место занимает изображения самогофабричного производства. Создатели песен запечатлели характерные картиныполуручного-полумеханизированного труда на мануфактуре: «сукна ткут водвенадцать рук», «руками челнок бросают, ногами штукиподнимают», «ткут платки-салфетки на разные клетки».
Вустной фабричной поэзии появился также новый, по сравнению с крестьянскимфольклором, тип труженика. Ее герой более независим, наделен чувствомпрофессиональной и национальной гордости. Фабричные ребята поют о себе:
…Ковры,или салфетки,
Ильскатерть-коломенки –
Этовсе уж нам ничто,
Хотьзаморский приедь кто.
Шелкаткут, ковры французски
Всёребята наши русски.
Они«важеваты». Их «писать учат мастера». Грамоте намануфактурах обучали далеко не всех, но сам факт обучения поражал воображение,и песня упоминала о нем. Типичным образцом ранней фабричной поэзии являетсяпесня «Близко, близко городочка…». Некоторые исследователи бездостаточных оснований относили ее к мещанскому фольклору. Правда, «удалыемолодцы», «мастера» изображены в ней на гулянье, но сценыгульбы, веселого досуга в поэзии мануфактур, как и в крестьянских песнях офабрике, проступала идеализация вольготной жизни в городе:
Унас в Москве ребята хороши,
Кафтаныабрикосовы пошили,
Ашапочки алы бархатные,
Апояски шелковые.
Подобныеноты, правда, не очень характерны. Рабочим на фабрике приходилось нелегко, иэто засвидетельствовано их песнями. Так, например, в песне «Вы леса льмои, лесочки…», возникшей в конце XVIII – начале XIX века, рассказывается о волненияхна фабрике купцов Грачевых и Карнауховых в Иванове. Герои ее сетуют и плачутсяна низкие заработки, плохое сырье, невыносимую обстановку, в которой приходитсятрудиться. В ответ обеспокоенный хозяин обещает:
Выне плачьте-ка, молодчики, молодцы фабричные!
Япоставлю вам, ребятушки, две светлицы новые,
Станысамолетные, основы суровые.
Нанесуя вам, ребятушки, ценушку высокую,
Ценушкувысокую, салфетки по рублику.
Болееострыми были песни горнозаводских рабочих. Горная промышленность, частная игосударственная, основывалась на крепостной организации труда. На казенныхзаводах «работные люди» находились на военном положении. Повиновениеподдерживалось шпицрутенами, кнутом, розгами и кулаками. Рабочий день длился12-14 часов, трудились в две смены: дневную и ночную.
Каторжныйбыт горняков правдиво и широко запечатлен в известной алтайской песне «О,се горные работы!..» – редком памятнике ранней горнозаводской поэзии.Единого мнения о времени возникновения этой песни нет. Однако содержание истиль произведения позволяют отнести его к концу XVIII – началу XIX века.
Детальноправдиво рисуя картину работ на горном заводе, песня останавливает внимание накаторжном характере труда рабочих. Начало работ воспринимается как неизбежноестрадание: «По фонталам воду пустят, наше сердце приопустят»,«Наши горные работы всем чертям дают заботы».
Рабочихподвергают жестким телесными наказаниями («Бита Мушиха кнутом»,«Не успеешь, значит, лечь, как валится кожа с плеч»). Конец одного извариантов песни звучит вызывающе:
Мыпо улице идем,
Громкопесни запоем,
Какначальство любит нас,
Какначальство дует нас.
Песено горных заводах сохранилось немало. До нас дошел целый ряд произведений,сложенных в крепостную эпоху на Урале и Алтае. В целом устная поэзия горныхзаводов дает развернутые картины тяжкого подневольного труда. Как иантикрепостническая лирика барщинных крестьян и творчество рабочих мануфактур,поэзия горняков доносит до нас стихийный протест угнетенных масс, их стремлениек свободе, столь отчетливо проявлявшееся в темах побега с завода, расправы сненавистными подрядчиками и мастерами, в излюбленных образах «вольныхлюдей», восставших против гнета помещиков, заводчиков и царских властей.
Творчествопервых рабочих поэтов еще не выделялось по своему идейному звучанию из всейпоэзии закрепощенного народа. Но рабочая поэзия постепенно накапливалакачества, которые в будущем сделали ее самостоятельным видом народной поэзии. Вней все громче звучит тема попранного человеческого достоинства.
Песенноетворчество «работных людей» начинало новую линию развития русскойпесни, являясь предысторией поэзии пролетариата.
30– 50-е годы XIX века ознаменовались особеннобыстрым развитием в русском фольклоре фабрично-заводского творчества.Капитализм наступал. Рост промышленности неизбежно продолжал конкуренцию.Эксплуатация рабочих становилась все более жестокой. Это сказалось и в песнях.Известная идеализация фабричной жизни, имевшая место в творчестве«работных людей», сменяется теперь трезвой реалистичностью, горькойиронией. О «бархатных» нарядах мастеровых песни уже не упоминают,теперь фабричные «носят ситцевы рубашки об семьдесят заплат», на них«синие халаты, подпоясаны ремнем».
Ксередине XIX столетия все чаще возникаютпроизведения о нелегкой доле работниц, труд которых, наряду с детским, находитширокое применение на капиталистических предприятиях. Образцом может служитьпесня, сложенная на фабрике купца Каулина, — «Как у нас-то на Томаке нареке…». В ней женщины жалуются на усталость и просят окончить работу:

Ты,Ляксей да Иванович,
Непора ли шабашу давать.
Шабашудавать, по улице гулять?
Наширучки передергалися
Иголовки примоталися,
Нашиножки приходилися,
Нашиглазки пригляделися.
«Чудесная»фабрика несла несчастья и беды. Все чаще в песнях встречаются упоминания о том,что «во мотыль рука попала, белу ручку оторвало» или – «умашинки я стоял, усе пальцы оборвал».
Попесням можно проследить и пролетаризацию крестьянства. Так, широкойизвестностью пользовалась в Петербургской и других губерниях песня «Непоследний был красильщик…», дошедшая в большом количестве вариантов. Темаразрыва с деревней воплощена в ней наиболее полно. Герой песни – фабричный. Онживет в городе и стал довольно искусным мастеровым:
Непоследний был красильщик,
Яна фабрике живал…
Разныситцы набивал.
Заработокмастерового мал. Его не хватает и на уплату оброка. Фабрика выматывает силы«отходника», его тянет к земле. Не выдержав, герой песни беретрасчет. В деревню он приходит «весь оборванный, худой, словно жуликплощадной». Без радости встречают его родные. Ведь его приход лишил ихнадежды получать из Питера хоть какую-нибудь денежную помощь.
Поживи-каты в деревне,
Похлебай-какислых щей,
Поносихудых лаптей…
Жизньв городе кажется им завидной, труд на заводе – более легким, чем тяжелаякрестьянская работа. Мастерового будят на заре:
Вставай,питерска натура,
Петербургскийчистячок!
Песнялаконична. В ней нет детального повествования о лишениях вернувшегося домойфабричного. Герой просто подводит итог:
…Меняголод прохватил,
 Все– домой я покатил…
Оглянулсяна деревню
Имахнул только рукой.
Слезывытер, еду в Питер,
Анадежды никакой.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕПЕСНИ
 
Крепостничествопало. Крестьянские бунты перекатывались по России. В условиях борьбыкрестьянства за землю и общественного подъема неизмеримо возросло значениедемократической пропаганды. Важную роль в этом деле играли и революционныепесни. В 1861 году Н. Огарев издает в Лондоне сборник «Русская потаеннаялитература», в который наряду с запрещенными стихотворениями вошли ипесни. В 1863 году в Берне был напечатан сборник «Свободные русскиепесни», по образу которого выпускали последующие нелегальные песенники.1
Пениестановится неотъемлемой частью подпольных сходок. Острое политическоесодержание, простые слова, выразительная мелодия волновали слушателей. Н. А.Морозов вспоминал позднее: «Хорошее пение всегда действовало на менячрезвычайно сильно, особенно когда песня была „идейная“, с призывомна борьбу за свет и свободу.1
Весьсвой пропагандистский пафос разночинцы обращали к крестьянству. Поэтому ихагитационные песни „Камаринская“, „Долго нас помещикидушили…“, „Дубинушка“ и другие были рассчитаны на деревню.Однако сельские массы еще находились в плену царистских иллюзий. Песни,разоблачавшие самодержавие, не получили в то время сколько-нибудь широкого распространения.Зато их все чаще можно было услышать в передовой рабочей среде.
Врабочий репертуар в этот период вошли и такие песни, как „Ночь темна, ловиминуты…“ (Н. Огарева); „По пыльной дороге…“; „Слушай!“(И. Гольц-Миллера); „Спускается солнце за степи…“ (А. Толстого);»Не слышно шуму городского…" (Ф. Глинки); «Нелюдимо нашеморе…» (Н. Языкова) и другие.
Эпохагероической борьбы народников с самодержавием обусловила появления в светзамечательных траурных маршей «Замучен тяжелой неволей…» (Г. Мачтета)и «Вы жертвою пали…» (А. Архангельского), ставших со временемлюбимыми песнями рабочих. Однако тогда их знал лишь небольшой кругреволюционеров и радикально настроенных студентов.
Подлинномассовыми эти песни стали позднее.
Народникине поняли исторической роли пролетариата. Прошли они и мимо его песен. А междутем период 60 – 90-х годов XIX столетия был временемвозникновения рабочей песни в истинном значении этого понятия. Ее эволюциятесно связана с общим развитием рабочего сознания, с ростом пролетариата, сусилением его организованности и сплоченности.
Жизньпролетариев капиталистической России в те годы ярко изображают шахтерскиепесни. Типичным образцом горняцкой поэзии того времени является известная песняо Грушевском руднике («На Донской земле привольной…»), дошедшая донас в нескольких вариантах и весьма интересная в художественном отношении.Определения в ней даны краткие, зримые:
Подхожуя к ламповой,
Тамнарод стоит толпой,
есьоборванный, худой…
Зубыясны, глаза красны,
Арубашки как смола.
 
Невольновспоминается превосходная картина Е. Касаткина «Углекопы. Смена», накоторой изображены горняки в жалком рубище, покрытые густым черным слоемугольной пыли, только блестит полоска зубов и горят воспаленные глаза.«Это почти сплошь люди с бледными лицами землистого тона, с глубоковъевшейся в поры кожи угольной пылью, с синими кругами вокруг глаз, — писалисследователь Донецкого бассейна Л. Либерман, — вечно хрипящие, кашляющие исплевывающие густую, вязкую, как уголь черную мокроту»1.
«Ямы»и «Норы» – так называет песня жилища горняков. «У хорошегопомещика скот помещался лучше, чем несчастные шахтеры, жившие вземлянках», — подтверждает историк П. И. Фомин. Многочисленныепореформенные горняцкие песни – это сплошной стон и гневные сетования на тяжелуюдолю.
Нелучшим было положение рабочих и в других отраслях промышленности. Однажды,обходя одну из ивановских фабрик, писатель-семидесятник Ф. Н. Нефедов обратилвнимание на мальчиков, напряженно работающих при сушильных барабанах и навешалах. Нефедов спросил сопровождавшего его фабриканта, как складывается ихдальнейшая судьба.
Тот,подумав, ответил:
 "-Богзнает куда они у нас деваются, мы уж как-то их не видим после.
— Как не видите!..
— Да так, высыхают они.
Япринял это выражение за чистую метафору, — пишет автор, — и переспросил:
— Вы хотите сказать, что впоследствии они переменяют род своих занятий, или ониперейдут на другую фабрику?
— Нет, просто высыхают, совсем высыхают! – отвечал серьезно фабрикант"1.
НародникС. С. Синегуб, посетивший в 70-х годах одну из ткацких фабрик, писал о ней:«Боже мой! Какой это ад!.. Воздух невозможный: жар и духота, вонь отлюдского пота и масла…Я пробыл на фабрике не более двух часов и вышел оттудаочумелый и с головной болью»2. Придя домой, поэт написал стихотворение«Дума ткача»:
Грохотмашин, духота нестерпимая,
Ввоздухе клочья хлопка,
Масломпрогорклым воняет удушливо –
Да,жизнь ткача нелегка…
Стихотворениевскоре проникло в рабочую среду. На основе его сложили песню, которая разошласьпо всей России («Мучит, терзает головушку бедную…», «Грохотмашин, духота нестерпимая…»). Аналогичной была судьба стихотворения Д. А.Клеменца «Дума кузнеца».
Передовыепролетарии сознательно пропагандировали лучшие песни народников. П. А.Моисеенко, работавший в 1877 году на Новой бумагопрядильной фабрике,вспоминает: «Завели хор… Ставили революционные песни „Долго наспомещики душили…“ и „Свободушка“, напев „Лучинушки“.Эффект был поразительный».3
Текстодной из первых рабочих революционных песен был напечатан в 1876 году внароднической газете «Вперед». В стихотворении неизвестного рабочего«не трава в степи колышется…» говорилось:
Таквосстань же, сила мощная,
Противрабства и оков!
Судчини, расправу грозную:
Зубза зуб и кровь за кровь.
Этотпризыв слышится и в известной песне «Ткачи», сложеннойрабочими-революционерами П. Моисеенко и С. Штрипаном. После забастовки 1878года на Новой бумагопрядильной фабрике ряд ее участников арестовали, в их числебыли Моисеенко и Штрипан. В тюрьме они сложили свою песню, в которой рассказалио забастовке. Тогда же П. Моисеенко написал вторую песню – «Я хочу вамрассказать…», разоблачавшую не только капиталистов, но и попов, полицию,министров, самого царя.
Кличорганизованной борьбы с самодержавием в 70 – 80-х годах звучал лишь в произведенияхеще многочисленных передовых представителей рабочего класса. Слабостьсоциальной тематики рабочего фольклора этого времени заключается именно вотсутствии широких политических обобщений.
Поформе песня становилась все более разнообразной, гибкой. Малозаметные, напервый взгляд, но интересные изменения произошли в поэтике песен еще в конце XVIII – начале XIX столетий. Уже тогда традиционнаяусловно-символическая система образов не вмещала картин новой действительности.В песни все чаще вторгалась новая производственная лексика: завод, фабрика,контора, корпус, машины, подрядчики, обер-штейгер, мастер, шлихтовальщики,ткачи, рудобойные молотки, протыкальник, шпурик, болоток; военная: офицеры,казарма, гарнизон, госпиталь, конвой; бытовая: компанья, школьные, манерныедевицы, чай, ситец.
Вторжениеновой лексики непрерывно продолжалось на протяжении всего XIX века, а второй половине его впесни все чаще стали проникать новые слова, связанные с борьбой рабочегокласса: борцы, тюремный замок, каторга, забастовка, жандармы, рабство, свобода,эшафот и т. д.
Вместес тем влияние крестьянской традиционной лирики еще весьма ощутимо. И, вчастности, в лексике, в обилии ласкательных и уменьшительных суффиксов усуществительных (горюшко, ручушки, глазушки, работушка, зимушка, голосочек,будилочка, зверочки, лесочки, лужочки и т. д.). Еще встречаются даже краткиеприлагательные (бела ручка, стальны ключики, чисто полюшко, худа долюшка).
Меняласьне только лексика. Иным становился весь поэтический строй рабочих песен. Вранней рабочей поэзии встречались и правильные литературные размеры. Например,известная песня горняков «О, се горные работы!..» написана правильнымчетырехстопным ямбом. Очевидно, ее автор был грамотен и хорошо знаком слитературными песенными образцами своего времени.
Вовторой половине XIX века еще заметнее в творчественемногочисленных передовых пролетариев прослеживается стремление овладетьлитературной формой, чему немало способствовало проникновение вфабрично-заводскую среду революционно-демократической литературы. Например,прокурор петербургской судебной палаты в своем заключении по делу ораспространении «преступной пропаганды» среди рабочих Сестрорецкогооружейного завода между прочим писал: «Поступили на работу в слесарный цехтрое молодых людей, занимающихся распространением запрещенных изданий в средезаводских рабочих». Одним из упомянутых «молодых людей» былдевятнадцатилетний Николай Майков, автор ряда антиправительственных песен истихотворений. Произведения Майкова и его товарищей относятся к индивидуальномуавторскому творчеству. Таковы, например, и стихи другого рабочего поэта – Н.Васильева, также привлекавшегося за распространение нелегальных сочинений:
Ноетмое сердце,
Глядяна отчизну,
Глядяна несчастных
Земляков-рабов.
Долголь, еще долго ль
Времязолотое
Непридет в Россию,
Матушкуродную.
Правдиворисуя капиталистическое производство, песенная поэзия рабочих этого временитяготеет к «повествовательности», подробному описанию завода,фабрики, цеха, вроде:
Корпусдлинный, полверсты,
Востенах связи толсты,
Авнутри паровики,
Тамшуруют мужики.
Онидень и ночь шуруют,
Вокотлах вода кипит,
Колесопаром вертит…
Позжеизображение производства станет еще более конкретным. Но и в рассматриваемоевремя песня стремится к возможно более точной передаче заводской, фабричной илирудничной обстановки. Складывались песни обычно об отдельном конкретномпредприятии («У Лафузова на фабрике…», «У Брюханова взаводе…», «Как рабочи Голубкова…», «Как на Маре нареке…», «Нова фабричка Каулина купца…»). Герои песен – рабочиеодного завода, одной профессии.
Большинствопесен того времени, продолжавших развиваться на народной песенной основе, ужезарифмовывается, правда, рифмовка чаще всего наиболее простая – парная:
Стоитсахарный завод,
Давсё разный народ.
Тридня праздничка ждали,
Давсё праздновали;
Выходилина лужок,
Становилисяв кружок…
Шахтерв клеточку садится,
Сбелым светом распростится:
«Прощай,прощай, белый свет,
Тебяувижу али нет.
Прощай,ясная заря,
Прощай,милочка моя…»
 
ПЕСНИРАБОЧИХ
 
Сначала 900-х годов в стране назревает революционный кризис. По городам Россиипрокатывается мощная волна стачек и забастовок. В это время крепнет и рабочаяпесенная поэзия. Чтобы разобраться в ее многообразии в этот период,целесообразно выделить три большие жанровые группы: лиро-эпическую,сатирическую и гимническую.
Лиро-эпическийжанр охватывает большой круг произведений о дореволюционном рабочем быте. В1905 –1907 годах в их содержании усилились героические ноты, обусловленныеоткрытой вооруженной борьбой рабочего класса со своими угнетателями.
Конкретная,способная передавать психологические переживания героев лиро-эпическая песняобъединила функции традиционных лирического и исторического жанров. В этомплане она – предшественница современных советских песен, которые, поопределению В. Я. Проппа, «могут быть названы не только эпическими илирическими, но и историческими в полном смысле слова»1.
Качественноновое явление, лиро-эпическая рабочая песня этого периода в то же время тесносвязана с более ранней фабрично-заводской песенной поэзией.
Средипроизведений этого жанра в конце 90-х – начале 900-х годов обширную группуобразуют те, в которых продолжены вековые мотивы горя и страдания. «Вфабричных песенках нет бодрых настроений, — писал один из собирателейуральского фольклора, — в них сквозит тяжелое сознание невозможности изменитьневыносимый порядок вещей…». Примером могут быть записи вроде следующей:
Посмотрюна свово сына:
Сердцеоборвется.
Таже горькая судьбина
Емудостается.
 «Впервые годы моей работы, — вспоминает старый большевик Ф. Н. Самойлов, — проявление классового самосознания рабочих было крайне слабым. Люди ежедневно сутра до ночи терпеливо работали, жили в тяжелой нужде и не выражали почтиникаких признаков протеста или недовольства».1
«Получилипятак – иди в кабак», — с горечью шутили московские рабочие, о невеселойжизни которых говорилось не только в песнях, но и в пословицах, поговорках,присказках, вроде: «Живем да хлеб жуем», «Щи – хоть тряпьеполощи», «Крупинка за крупинкой бегает с дубинкой»,«Рабочий давно на харч в аду зачислен», «На заводе ад, а кругом– смрад». Сохранившиеся песни рассказывают невеселую правду о жизнирабочих окраин. Покосившиеся хибары, огороды, пустыри, мусорные свалки…
В1894 году на «Треугольнике» впервые услышали песню «Последняярубашонка», которая впоследствии всем полюбилась. Сложил ее свой,заводский поэт И. Д. Волков. В ней говорилось:
Последнююрубашонку
Увальцов трепали.
Подвенадцати часов
Отдыхане знали…
Волков– один из немногих создателей рабочих песен, имена которых известны. Судьбаэтого поэта-самородка, так и не поднявшегося до большой литературы, типична. Онродился в 1867 году в крестьянской семье. С девяти лет пас скот, вил веревки укабатчика. Затем подростка посылают в Петербург на заработки. Здесь он –«мальчик на побегушках» при кладовых Калашниковской пристани, а ссемнадцати – грузчик в порту, летом – возчик, резинщик и т. д. Волков пробовалсвои силы в разных видах поэзии: писал песни, стихи, басни, сказки, поэмы.
Вначалепоэт не поднимался выше традиционных фабричных мотивов, слагая невеселые вирши,вроде:
Времянекуда девать,
Никакойотрады,
Недано просвета знать,
Значит,выпить надо.
Впоследствии,в 1905 году, творчество И. Д. Волкова стало иным. Оно зазвучало по-боевому.Активный забастовщик, он был дважды арестован и в 1911 году выслан изПетербурга, как неблагонадежный.
Рабочие«Треугольника» охотно распевали сложенные Волковым песни. Большойуспех имела его песенка об одном из ненавистных мастеров, по кличке«Паровоз», который:
…Небрал громадных взяток,
Былдоволен небольшим:
Ктопринес яиц десяток,
Тогоставил он старшим.
Акто хочет прибавленья
Получитьпобольше в год, —
Пустьприходит в воскресенье
Кнему чистить огород…
Особеннопечально звучали женские песни этого времени. Их настроение передает«Фабричная колыбельная». В ней мать выплакивает горе над колыбельюсына:
Воткакая моя жисть,
Хотьживая в гроб ложись.
Я бживая в гроб легла,
Толькобросить жаль тебя…
Стольже безрадостна песня охтинских работниц «Кто на Охте не живал…» имногие другие. Сплошь и рядом, особенно в период подъема движения, эти мотивыпереплетаются с протестом и обличением виновников бедствий трудового люда. Так,в «Сормовской песне про бенардаковский завод» дана гневнаяхарактеристика чинов заводской администрации. В уральской песне «НаНижнетагильском заводе…», где нарисована мрачная фигура жестокогоартельщика Волгина, центральное место занимает ранее не встречавшийся образ, — образ рабочего агитатора. Не страшась заводчика Демидова и казаков, онпроизносит зажигающую речь:
Товарищи,братья родные,
Довольновам спины ломать
Зато, чтоб хозяевам-чертям
Наваших трудах отдыхать.
Прошлото несчастное время,
Павлухене век управлять,
Мысами добьемся управы
Ине станем на бар работать!
Выступлениеот имени коллектива, употребление самого обращения «товарищи» говорито растущей пролетарской солидарности. Отныне слово «мы» звучит всечаще. Все чаще поется не о выступлениях отважных одиночек, а о массовыхдействиях против предпринимателей.
Неизгладимыйслед в рабочем движении оставила героическая Обуховская оборона. О ней поется впитерской песне «По теченью невских вод…». Начало ее характерно длямногих песен этого времени. В нем точно указывается место и время действия:
Потеченью невских вод
СтоитОбуховский завод…
Вдевятьсот первом году,
Вмае месяце тогда
Тамслучилася беда…
Затемследует описание стремительного развития событий:
Сбунтовалсявесь народ
Свисткигрустно возвестили,
Чтоработу прекратили.
Иматросов нам прислали.
Истрелять им приказали…
Команда,присланная для разгона забастовщиков, дала залп боевым патронам. Многие былиубиты. Второй раз заколебавшиеся матросы выстрелили в воздух. Надеяться на нихадминистрация уже не могла. Были вызваны жандармские части.
…Насзабрали, замели
И впересыльную свезли.
Там,в одиночке, автор, видимо, и сложил свою песню. Он подробно передаетзлоключения арестованных, детально описывает тюремную обстановку. В егоспокойном повествовании не чувствуется ни страха, ни раскаяния.
Оптимизм,уверенность в близких переменах, жажда борьбы – мотивы, характерные для поэзиипередовых рабочих перед пятым годом. В творчестве пролетариев, связанных ссоциал-демократами, они выступали определенно и ясно. В песнях массы – смутно ибегло, но также присутствовали.
«Адмирал Дубасов принимает кровавую ванну».
Сатирический рисунок 1905 года   В жандармском архивенайдена песня «Над трубою дым клубится…». Автор подписался подтекстом: «Светлов, рабочий при генераторе в мартеновском цехе» – исделал приписку: «Из жизни рабочих-путиловцев». С одной стороны,песня повторяет старые темы нужды и горя:
Грусть-тоскаего заела,
Злаядоля одолела…
Чаюденег нет купить,
Погулятьне в чем сходить.
Детитоже голодают,
Рвань-одеждуодевают.
Нянчитьнекому их тут,
Ихи в школу не берут…
Однакосложенная в предреволюционную эпоху «Песенка» не могла не запечатлетьи свежие настроения. Путиловец верит: «Скоро всё проснется». Будущеепредставлялось ему, правда, туманно, но он уверен, что дети будут жить лучше. Ихотя автор еще намерен просить прав, а не требовать их, все же песня отражаетэволюцию рабочего сознания.
Волнастачек ширилась и росла. В упорной борьбе выковывался рабочий-борец. Егозакаляло участие в забастовках, аресты, побеги. «Среди рабочих выделяютсянастоящие герои, которые – несмотря на безобразную обстановку своей жизни,несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — писал В. И. Ленин, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учитьсяи вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, „рабочуюинтеллигенцию“.1
Новыйгерой – рабочий социал-демократ – прочно становится в центре пролетарскойпесенной поэзии. Не обездоленный горемыка-фабричный, а революционер, готовый доконца сражаться за дело рабочего класса, — вот основной образ пролетарскойпоэзии накануне революции.
Настроениянедовольства и протеста проявились прежде всего в антивоенных рабочих песнях вовремя русско-японской войны. Старый питерский рабочий А. М. Филипповрассказывает об исполнении очень острой в политическом отношении песне»Братцы, гонят нас далеко…", в которой, например, есть и такиестроки:
Распостылоеначальство
Сжиру бесится, а мы
Отвечайза их бахвальство,
Подставляйпод пули лбы!
Какизвестно, окончательный удар по патриархальной вере масс в царя нанесло«кровавое воскресенье». Накануне 9 января великий князь ВладимирАлександрович цинично сказал: «Надо открыть жилы России и сделать ейнебольшое кровопускание».
Царизмхотел запугать поднимавшийся пролетариат, но вызывал бурю. Весть о расстреле вПетербурге облетела все заводы России. О 9 января сложили песни, гневные исмелые. Среди них особенно известной была «Мы мирно стояли пред Зимнимдворцом…».
Историяее создания обычна. Неизвестный автор сложил стихотворение о преступленииНиколая Кровавого. Потом рабочие подобрали к тексту мотив, и песня зазвучалаповсюду. Песня намного короче. Но основное – картина расстрела на Дворцовойплощади – сохранилось во всех вариантах:
Мымирно стояли пред Зимним дворцом,
Царяс нетерпением ждали,
Каквдруг между нами и царским крыльцом
Наружьях штыки заблистали
Тактихо… Так жутко… Вдруг слышится: «Пли!»
Опомнитьсямы не успели.
Свалилисьуж многие на снег в крови,
Зазалпами ж залпы гремели.
Контрастныобразы песни, резок и драматичен переход от спокойного ожидания, от веры в царяк проклятиям по его адресу. Раскрывая смысл событий 9 января, В. И. Ленинписал: «Первый день русской революции с поразительной силой поставил лицомк лицу старую и новую Россию, показал агонию исконной крестьянской веры вцаря-батюшку и рождение революционного народа в лице городскогопролетариата». Эти слова целиком совпадают с народной оценкой«кровавого воскресенья»: проклятье царизму и призыв к мщениюпронизывают все рабочие песни о 9 января.
Кактолько весть о событиях в Петербурге долетела до Москвы, московские рабочиегневно откликнулись на преступление царизма. Возникли и песенные отклики на 9января. Была сложена «Песнь о 9 января». Впервые ее пели вСокольниках (на мотив «Дубинушки»):
Спойнам песню, бунтарь, про девятый январь,
Проморозные, грозные ночи,
Когдацарь Николай расстрелять приказал
Петербургскихголодных рабочих…
Подобныепесни рождались по всей стране. В них нашли отражение и бои рабочих с царскимивойсками, происходившими в течение пятого года в разных городах России.
Особенногонакала борьба рабочих с самодержавием достигла в Москве в декабре 1905 года. Одекабрьском вооруженном восстании сохранился целый ряд песен. Среди нихпользовались известностью «Притаилась тревожно столица…», «Как унаших ворот…», «Шумел, горел пожар на Пресне…», «Набаррикадах» Ф. Бутырского и другие.
Послепоражения восстания возникли произведения, проникнутые скорбью о павшихтоварищах, гневными угрозами в адрес палачей и убийц трудового народа. Так, вМоскве на Пресне пели:
Славапавшим на славном посту!
Вдекабре их немало убито –
Накровавом Горбатом мосту
И вразвалинах фабрики Шмидта…
Рабочиевыражали веру в близкое возмездие:
Спите,братья-товарищи,
Близоксудный час.
Наневиданном пожарище
Мыпомянем вас.
Вогне боев песни стали верным оружием. Их пели на баррикадах Москвы, на Урале, вЯрославле, Севастополе и других городах. Они раздавались в каждом поселке, накаждой окраине.
Особенночасто звучали острые сатирические песни. Эти песни стали обильно возникатьпримерно с середины 90-х годов. До этого времени они отличались сравнительнослабым обличительным пафосом, не шли дальше выпадов против «плохого»хозяина. Внимание сосредоточивалось на изображении темных сторон быта. Такаясатира может быть названа бытовой. Песни о предпринимателях, правда,складывались и позже, но ими уже не исчерпывался весь круг произведений.
Сподъемом движения рабочая сатира приобретает ясно выраженный социальный смысл.Эксплуататорские методы работодателя объясняются уже не его личными качествами,а принадлежностью к классу угнетателей.
Сначала революции 1905 – 1906 годов сатирическая песня (речь идет о творчествеширокой фабрично-заводской массы) становится открыто революционной. Остриесатиры направлено теперь прежде всего против самодержавия и всегопомещичье-капиталистического уклада жизни.
Ненавистныйобраз заводчика, пожалуй, наиболее ярко выступает в «Камаринской СаввыМорозова». Возникла песня в Орехово-Зуево в 90-х годах и разошлась поРоссии. Ее записи сделаны и в Петербурге, и на Урале.
ПесенныйСавва колоритен. Это заводчик нового типа, отнюдь не грозящий лозой и батогами.Он безжалостно обирает ткачей и прижимает их «научно разработанной»системой штрафов. Бесчеловечность предпринимателя раскрывается в эпизоде пожара,когда Морозов закрывает рабочих в горящем здании:
Невелел пускать с завода ни души,
Тамуж хочешь иль не хочешь, а туши!
Рисуявнешний облик Саввы, «Камаринская» дает обобщенный образ капиталиста,разжиревшего на крови рабочих и утопающего в роскоши. Представление о роскошнойжизни заводчика сочетается у рабочих с твердым убеждением в его праздности иразвращенности. Он «на цимбалах забавляется и с кухаркамизанимается», — говорится в варианте, записанном от ленинградского рабочегоМ. Жигулева. Орехово-зуевская ткачиха А. Елисеева пела в своем варианте:
Нахороших дев заглядывает,
Вкабинет к себе заманивает,
Всехподарками задаривает
Иподряд их всех обманывает…
«Камаринская»бичевала не только заводчиков, но и попов, дворян, правительство. Правда, песняеще не содержала прямого призыва к революции. Открыто революционной она сталалишь в 1905 году, когда ее дополнила боевая концовка:
…Накупцов, да на попов, да на царей
Поднимайтесяскорей, скорей, скорей…
Социально-бытовойсатире свойственно понимание единства интересов прямых угнетателей-капиталистови их защитников – попов. Враждебное отношение к духовенству рабочиеунаследовали от устного крестьянского творчества. Жизненная практика постоянноубеждала, что попы на стороне имущих. Образцом антицерковной рабочей песни 90-хгодов является «Сказка о попе и черте». Ее пели в Петербурге, Москве,Туле, Иванове и в Сибири, охотно помещали в нелегальных партийных песенниках.Текст «Сказки» обнаружен и в архивах жандармского управления.
Отличительнаячерта идейного содержания рабочей сатирической песни 1905 – 1907 годов –разоблачение Николая II. В этом отношении рабочая устнаяпоэзия была явлением новым, качественно отличавшимся от творчествакрестьянства, долго находившегося в плену царистских иллюзий.
Интереснасатира «Всероссийского императора», обошедшая почти все фабрики изаводы. Целый ряд ее вариантов отличается совершенством, подлинно народнойафористичностью, емкими, лапидарными определениями; они примечательны не тольков идейном, но и в художественном отношении:
Всероссийскийимператор,
Царьжандармов и шпиков.
Царь– изменник, провокатор,
Царь– создатель кандалов.
Побежденныйна Востоке,
Победительна Руси…
Будьже проклят, царь жестокий,
«Его рабочее величество пролетариат всероссийский».
Рисунок из журнала 1905 года   Царь, запятнанный вкрови.
Вотличие от либерально-буржуазной, рабочая сатира сосредоточивала свой огонь нетолько на царе и его ближайшем окружении, она била по всей правящей касте. Вряде вариантов сохранилась пародия «Молитвы за царя» («упокой ипомяни, боже…»), сложенная рабочими как " поминание" царскойсемьи:
Господи,помилуй
ЦаряНиколая,
Женуего Сашу,
МаменькуМашу,
Трепова-генерала,
Алексеева-адмирала,
Победоносцева-секретаря
ИАлексея-моряка,
Владимира-провокатора,
КнягинюЕлизавету
Ивсю сволочь эту…
 
Переченьбыл обширен, поминали генерала Куропаткина, министров Хилкова, Витте, Бирилева,полицейских, казаков.
Характерно,что песни о царе слагались не узким кругом поэтов-революционеров, как это былов периоды декабризма и народничества, а пролетарскими массами.
Высмеивалирабочие и пресловутый манифест 17 октября 1905 года. Куцый и насквозьфальшивый, он вызывал негодование. По Петербургу ходила рукописная сатира навысочайший манифест:
«БЕСОВОЮМИЛОСТЬЮ
МЫ
НИКОЛАЙII
провокатори самодурец всероссийский. Царь нагаек, царь пыток, царь расстрелов, царьвиселиц, царь-детоубийца, великий князь беззакония и пр., и пр.
Жалуемусердному холопу нашему рижскому генерал-помпадуру 11 трупов для ношения нагеоргиевской ленте…» 1
Опресловутой свободе слова рабочие невесело шутили: «Марсельезу» незапоешь – на крючок не зацепят. На Балтийском заводе в те дни пели:
Когдапо улице идешь
Врубашке ярко-красной
И«Марсельезу» запоешь –
Раскаешься,несчастный.
Городовойтебя возьмет
Итот час – в морду хвать!
И«В околоток! – заорет. –
Арестовать!»
Ещеострее зазвучала в 1905 – 1907 годах старая антицерковная тема. Ненависть кдуховенству резко возросла в революционные годы, что наглядно видно и по песне«Помер бедняга Ванюша Кронштадский…», которая была сложена в 1908году по поводу смерти главаря церковных черносотенцев Иоанна Кронштадского:/>
«Манифест Николая II»
Сатирический рисунок 1905 года  

Траурнадели министры-либералы,
ЦарьНиколашка ревел.
Вместеони беспощадно все крали,
Грабилирусских людей…
Многоон баб одурачил в России,
Многонаделал чудес.
Сдевками спал он, напившись до змия,
Иво святые залез!..
Спиже ты, Ванька, спи же, проклятый,
Спи,черносотенец злой.
Пустьтебя черти кромешного ада
Кормятгорячей смолой.
Итак,заводчики, мастера, полицейские, попы, шпики – вот главные объектыфабрично-заводской сатиры. Все, что мешало жить, подвергалось беспощадномусатирическому обстрелу.
Песняотразила разные события политической жизни страны. Так, она откликнулась надеятельность Государственной думы, о которой слагались многочисленные частушкитипа: «Эх, ты Дума, Думушка, октябристам кумушка…». Нараспространенный мотив «Коробочки» пелся текст, представлявший пародийнуюперекличку Витте, Трепова и Дурново («Ой, полна тюрьма пред Думою…»).По рукам ходили нелегальные стихи о Думе.
Подвпечатлением событий 9 января на Путиловском заводе рабочие сочинили сатиру на«лихой» Семеновский полк, солдаты которого «дружно рубилибаррикады у Невской заставы» («Отступая от японцев…»). Пропевэту песню, И. У. Шашкевич сказал: «Мы их тоже пощипали… Казаки боялисьболтов да гаек, а жандармам досталось, когда они приехали в мастерские».
Всероссийскуюизвестность имела песня «Нагайка». По одним данным, ее сложили вОшмянской тюрьме (Белоруссия), а по другим – в сибирской ссылке. Сохранилосьнесколько вариантов песни. Ее автор и первоначальный текст неизвестны. Это однаиз народных рабочих песен революции 1905 года. В центре ее символическоеизображение насилия: казацкая нагайка. Песня говорила о близком конце царизма,разгула карателей, голодной жизни народа и о его неистребимой жажде свободы.Звучала «Нагайка» сурово и решительно:
Нагайкаты, нагайка!
Тобоюлишь одной
Романовскаяшайка
Сильнав стране родной.
…Нагайкойне убита
Живаямысль у нас,
Искоро паразита
Пробьетпоследний час…
 
Вышеуже отмечалось разнообразие изобразительных средств рабочей сатиры. Особеннораспространена была пародия. Именно этот прием использован при создании песен«Помяни, господи, петрозаводских купчиков…», «Боже, царя храни,деспоту долгие дни ниспошли…», «Акафист Трепову», многочисленныхсатирических «колыбельных». Обычно пародировали официальные гимны,молитвы и прочие церковные песнопения.
Поэтическаяпалитра рабочих сатир многокрасочна. Здесь и гротеск (у заводчика «в триобхвата животинушка», «сумасшедший сударь»,«алкоголик», царь-«урод») и ирония (Савва в песне«умен, умен, умен»), и гневное обличие.
Сатирическиепесни, так же как и песни о революционных событиях, о труде и борьбе, былишироко известны и любимы рабочими. Но особенно широкое распространение уже спервых лет массового пролетарского революционного движения получили марши,гимны и другие агитационно-призывные песни. Они звучали на митингах идемонстрациях, их пели на баррикадах.
Новыйхарактер рабочего движения требовал действенных средств массовой агитации.
Делосоздания пролетарских гимнов стало очередной партийной задачей. Одним из первыхбыл создан марш «смело, товарищи, в ногу…». Его автор, ЛеонидПетрович Радин, видный марксист, выдающийся химик, отдал свою жизнь делурусской революции. Марш написан Радиным в Таганской тюрьме в 1896 – 1897 годах.Впервые его исполнили в 1897 году. Пели заключенные при переводе из Таганскойтюрьмы в Бутырскую, «растерявшиеся конвойные не знали что предпринять, асмелый, бодрый революционный марш разливался все шире и шире». Песнябыстро приобрела известность среди революционеров. В 1898 году ее пел в селеШушенском В. И. Ленин и другие ссыльные. «Ильича хлебом не корми, а толькоподавай ему это самое „Смело, товарищи, в ногу…“, — рассказывает всвоих воспоминаниях П. Н. Лепешинский.1
»Смело,товарищи, в ногу…" – пожалуй, самая оптимистическая из песен борьбы.Светлые, мажорные тона пронизывают ее от начала до конца. Коллектив, новыйгерой революционной поэзии, выступает уже в запеве марша. Полемизируя снароднической концепцией «героя и толпы», марш подчеркивал единство исплоченность сил революции. Отсюда его мощь, звучащая в нем уверенность вторжестве пролетарского дела. Энергическая, мужественная мелодия, прекраснопередававшая величие идей марша, немало способствовала его успеху.
Такойже любовью пользовалась «Варшавянка». История ее создания несколькоиная. После ареста и суда по делу ленинского «Союза борьбы за освобождениерабочего класса» Г. М. Кржижановский весной 1897 года был заключен впересыльную камеру Бутырской тюрьмы; там от польских революционеров Абрамовича,Петкевича, Петрамеска и Властовского он услышал польскую«Варшавянку». «Напев песни был очень красив, — рассказывает Г.М. Кржижановский, — но мы, русские революционеры, не могли ее петь, так как незнали польского языка». Тогда же по подстрочнику Г. М. Кржижановскийнаписал русский текст песни. Польская песня явилась только «отправнойточкой» для создания русского пролетарского гимна. Г. М. Кржижановскийпишет: «Все образы, чуждые сознанию пролетариата, я отбросил, стараясьнаполнить песню пролетарским революционным содержанием». Гимн звал квосстанию, славил павших, будил ненависть к «тиранам» и грозил имместью народа. Основная идея гимна, призыв к революции, концентрируетсяповторяющимся припевом:
Набой кровавый,
Святойи правый,
Марш,марш вперед,
Рабочийнарод!
 Гимн«Беснуйтесь, тираны…» не получил широкой известности, но вреволюционной среде он имел заслуженный успех. В селе Шушенском его часто пелиссыльные большевики, «в хоре принимали участие все, в том числе и ВладимирИльич». 1 История создания гимна такова: в 1898 году в СибириГ. М. Кржижановский перевел украинскую песню «Шалиiте, шалиiте,скажени кати» (слова А. Колессы, музыка А. Вахнянина).
Гимн«Беснуйтесь, тираны…» – произведение одного идейного ихудожественного плана с гимном «Вихри враждебные…». В нем с такой жегневной силой обличаются оградившиеся от народа штыками, но обреченные судомнарода «тираны». Г. М. Кржижановский отступил от оригинала и создалдовольно вольный перевод. Он несколько удлинил песню, но усиления классовогозвучания в этом случае не потребовалось.
Немалообщего с этими гимнами имеет песня «Красное знамя», представляющаядовольно близкий перевод песни польского поэта М. Червинского «Червоныйштандарт». Мнение о принадлежности перевода Г. М. Кржижановскомунеправильно: бытовал «свободный текст», составленный из текстов Г. М.Кржижановского и неизвестных рабочих поэтов.
Всодержании песни отчетливо выступают характерные признаки пролетарскойгимнической поэзии. В построении ее использован типичный прием сопоставлениямрачного настоящего и светлого будущего:
Слезамизалит мир безбрежный,
Всянаша жизнь – тяжелый труд…
Исразу же врывается тема «обновленья»:
Нодень настанет неизбежный,
Неумолимый,грозный суд!
Главная,призывная тема гимна закрепляется в повторяющемся припеве:
Лейсявдаль, наш напев! Мчись кругом!
Надмиром наше знамя реет…
ит. д.
«Красноезнамя» помещалось на первых страницах нелегальных песенников большевиков.
В1902 году поэт социал-демократ А. Я. Коц создает «Пролетарскуюмарсельезу», или «Песнь пролетариев». Она сразу же былаподхвачена революционной средой. «Мы все пришли в восторг, немедленнозаписали слова, и через несколько дней наша типография выпустила „Новуюмарсельезу“ не только для нашей организации, но и для соседнихгородов», — вспоминает одесская подпольщица Е. Левицкая.
Популярностьэтой песни объясняется очевидным превосходством ее над народнической«Марсельезой» П. А. Лаврова. Последняя была популярна среди рабочих900-х годов. Но наряду с общедемократическим содержанием в лавровской«Марсельезе» имелись индивидуалистические, надрывные ноты. Поэтомуона уступила место «Интернационалу», ставшему любимым гимном рабочих.«Марсельезу по-прежнему пели эсеры. В 1917 году буржуазное Временноеправительство объявило ее официальным гимном.
Чтокасается „Пролетарской марсельезы“ А. Я. Коца, то в ней использованлишь старый напев, в остальном – это произведение совершенно новое. Авторстремился передать в песне основные идеи Коммунистического манифеста. Этосказалось и в близости песни к отдельным фразам манифеста, например:
Мыпотеряем лишь оковы,
Нозавоюем целый мир…
Пролетариивсех стран,
Соединяйтесьв дружный стан…
А.Я. Коц писал: „Из всего прочитанного наиболее глубокий след оставил во мне“Коммунистический манифест», который по вложенному в него пафосу, посиле бичующей сатиры, по сжатости, ясности и огненности языка представляетсямне как величайшее художественное произведение, как подлинная поэма длясоциализма…"
Неменее сильное впечатление произвела на А. Я. Коца международная пролетарскаяпесня «Интернационал». Находясь в эмиграции, он часто слышал нарабочих митингах и демонстрациях это замечательное произведениепоэта-революционера Эжена Потье и рабочего-композитора Пьера Дегейтера. Коцрешил перевести текст этой песни на русский язык. В1902 году русский«Интернационал» был им написан. Перевод был удачен; правда, А. Я. Коцперевел лишь три куплета из шести. Свой выбор переводчик аргументировал особойзначимостью выбранных куплетов: «Первая строфа представлялась мне наиболееяркой. Вторая подчеркивала классовую сущность борьбы рабочих против буржуазиии, кроме того, была направлена против бога и царя, третья говорила о передачеземли трудовому крестьянству и о близкой гибели буржуазного мира».
В.И. Ленин любил и ценил «Интернационал». Он хорошо знал его такжепо-французски и пел еще до появления русского перевода.
Рабочиежадно заучивали «Интернационал» и другие революционные песни.Руководитель одного из нелегальных рабочих кружков М. М. Эссен вспоминает:«Бывало, приедешь на занятие, в программе тема „Падение мелкогопроизводства“, а рабочие наточили карандаши и просят продиктовать им „Марсельезу“или „Интернационал“.
-Мы,- говорили они, — эту тему о падении мелкого ремесла хорошо знаем, а вы лучшенаучите нас революционным песням. Понадобятся!»
«Интернационал»,«Смело, товарищи, в ногу…», «Варшавянку», «Красноезнамя», «Марсельезу» и другие замечательные песни публиковали вмногочисленных нелегальных песенниках, листовках и газетах. Распространениюэтих песен социал-демократы уделяли постоянное внимание.
Однаконе сразу эти песни стали массовыми произведениями. В конце 90-х – начале 900-хгодов их знали немногие. Большинство рабочих боялись их исполнять или простоникогда их не слышали. Широко и открыто песни зазвучали с 1905 года.«Интернационал» получил известность лишь в конце революции 1905 –1907 годов.
Своеобразиегимнической поэзии выделяет ее из остальных рабочих песен эпохи массовогоосвободительного движения. Ее основными чертами являются пролетарскаяреволюционность и боевой, призывный характер. Им присуща широта социальныхобобщений, единая стержневая тема в них нет субъективного элемента и детальногоповествования. По своей художественной природе это, прежде всего, произведенияпролетарского романтизма. Революционная романтика сочетается в них с четкостьюполитических лозунгов. Образы песен символичны. Все они, будь это образкрасного знамени, героя-рабочего, революции, светлого будущего, — все онипронизаны романтическим пафосом борьбы с миром собственников. Содержаниеопределяет их ясную, мужественную, торжественную мелодию.
Послеподавления первой русской революции со спадом революционного движения царскиевласти резко усилили и преследование пролетарских песен. Сборники песенподвергались уничтожению, против издателей были возбуждены уголовныепреследования. Сборнику «Песни революции» Петербургская судебнаяпалата вынесла приговор, в котором наряду с прочим говорилось: «Песнисодержат в себе оскорбительные выражения и угрозы, относящееся к особе государяимператора: выражения дерзостного неуважения к верховной власти и призыв кбунтовщическому и вооруженному восстанию для ниспровержения существующегогосударственного и общественного строя».
Вобстановке реакции 1907 – 1910 годов, а затем в условиях нового подъемареволюционного движения происходило дальнейшее сплочение рабочего класса вокругРСДРП (б). С конца 1910 года начинает выходить большевистская газета«Звезда», с апреля 1912 года – «Правда», ежедневнаялегальная газета партии. Она постоянно помещала на своих страницах заметки икорреспонденции с фабрик и заводов. Значительное место на ее страницах занялиочерки, фельетоны и стихи. Из актива рабочих-корреспондентов выдвинулся рядталантливых пролетарских поэтов и писателей.
Серьезнуюпомощь правдистам оказал Максим Горький. Находясь в эмиграции, он постояннопереписывался с начинающими рабочими-литераторами. В 1914 году под редакцией А.М. Горького и его предисловием вышел «Первый сборник пролетарскихписателей», более половины его авторов выросли в активе«Правды». Это была мощная заявка о вступлении в русскую литературузначительного отряда рабочих поэтов. Раннее поэтами-правдистами были изданылишь три небольших сборника «Эхо ответное» и два выпуска «Нашипесни».
Большевистскаяпечать этих лет выдвинула такие самобытные пролетарские дарования, как Д.Бедный, А. Маширов, А. Поморский, И. Войнов, Д.Одинцов, Л. Котомка, И. Батищев.Многие созданные ими стихотворения стали популярными массовыми песнями.
Нарядусо стихотворениями известных поэтов «Правда» помещала произведенияначинающих авторов. Пристальное внимание уделялось и непосредственносамодеятельному поэтическому творчеству. В статье «Рабочая поэзия»,напечатанной 6 апреля 1914 года в газете «Путь правды», писалось:«В этом очерке мы поведем речь не о стихотворениях, вылившихся из-под ператого или иного поэта-рабочего, а о тех поэтических произведениях, которыеявились продуктом коллективного творчества рабочих масс. Мы будем говоритьздесь о песнях, стихотворениях и частушках, сложенных сообща неизвестнымиавторами. Всякая народная, в том числе и рабочая, поэзия складывается такимобразом, что начатое одними дополняется другими, изменяется третьими изаканчивается четвертыми лицами. Какой-нибудь местный житель или приезжийсобиратель-этнограф записывает песни, и, таким образом коллективное сочинениепопадает в печать».
Средиправдистских публикаций встречаются интересные образцы рабочих песен этоговремени. Так, в «Правде» от 26 мая 1912 года был напечатан вариантпесни об Александровском заводе «Сипло гудок завывает…». В «Путиправды» опубликовали песню «На Обводном-то канале…» 1.В основу песни легли драматические события, разыгравшиеся с 12 по 18 марта 1914года на фабрике «Треугольник». Условия труда здесь были особеннотяжелыми. В погоне за прибылью хозяева фабрики ввели в производство клей,который был очень ядовит. Начались массовые отравления работниц. Число жертвдостигло двухсот. Эта весть облетела Петербург. Перед зданием фабрикисобирались толпы возмущенных рабочих. Разогнать толпу удалось только силой.
Рабочиежадно и с интересом читали ходившие по рукам газеты большевиков. Причем имиохотно заучивались помещенные в газетах стихи и песни. Полюбившиеся стихинаклеивали в рабочие шкафчики. Нередко подбирали к ним мотив и пели. «Язнал одного рабочего, — вспоминает старый большевик И. Жига, — который заучивалстихи наизусть и распевал их во время работы». 2
Особенноохотно заучивались стихотворения, написанные в форме песен: «Кузнецы»Ф. Шкулева, «Гребцы» и «Пролетарии» А. Маширова,«Рабочий дворец» А. Поморского. Запоминали и безымянные задорныечастушки, вроде сложенные колпинцами:
Возлереченьки Ижоры
Веселятсяихни жены,
Веселитсянаш буржуй,
Арабочий ногти жуй…
Чернасотня – что ежи,
Уних кинжалы и ножи.
«Посещаятрактиры предместий, — вспоминает Н. Н. Буторин, — и наблюдая там читателей»Звезды", можно было заметить, что ее всегда начинали читать состихотворений. Мало того, на окраинах появились даже особые гастролеры,заучивавшие стихотворения из «Звезды» наизусть и декламировавших их втрактирах и чайных".3
Стихии песни слагались рабочими в самой различной обстановке. Так, один из рабкоровсообщал о случае, когда песни были сложены прямо на митинге: «Среди насоказался рабочий-поэт, который не выдержал и, вдохновленный необычайнойобстановкой, запел куплеты, которые стал экспромтом сочинять, и мы,прислушавшись, стали хором подпевать».
ВМоскве, Петербурге и других городах возникают легальные и нелегальные рабочиехоровые кружки.
Впериод первой мировой войны, несмотря на преследования, революционные песниполучают все более широкую известность. Приобретают все большую популярность«Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу…»,«Варшавянка», «Марсельеза», «Вы жертвою пали…»,звучат сатирические песни о Николае II:«Как у нас на троне…», «Государь наш Николай собираетсходку…», «Не шумите, детки, Николай сказал…» и другие. В целяхборьбы с рабочей песней правительство поощряло массовый выпуск мещанскихпесенников «для народа», популяризируя песни вроде: «Сухаякорочка», «Маруся отравилась…», «Карие глазки»,«Поздним вечером».
Впериод между Февральской и Великой Октябрьской социалистической революциямипесня по-прежнему оставалась одним из средств пролетарской агитации. В этовремя большевистская «Правда» опубликовала «Интернационал»,«Красное знамя», «Похоронный марш», «Машинушку»,«Смело, товарищи, в ногу…», «Кузнецов»,«Варшавянку» и т. д. Пролетарские гимны и марши звали к борьбе завласть Советов. Они раздавались на демонстрациях, с ними возвращались солдаты сфронтов империалистической войны, их брали на вооружение первыекрасногвардейские отряды.
Присоздании новых песен часто применялся обычный прием рабочей поэзии: брализнакомую песню и на ее мотив подбирали слова. Так, на основе популярной песни«Из-за острова на стержень…» (автор текста Д. Садовников) в рабочихокраинах Петрограда сложили едкую песенку о грязных похождениях ГригорияРаспутина. В единой по идейному наполнению рабочей песне сочетались иподражание популярной песне, и солдатская песня, и литературный стих, и бойкаячастушка-коротушка.
Рабочиепесни выражали вражду непримиримость к Временному правительству, высмеивали иразоблачали Керенского, который:
Странойвертел и правил,
Сбедной братией лукавил,
Сбогачами жил в ладу
Идудел в одну дуду.
 
Этакраткая, но точная характеристика Керенского дана в песне, записанной наИжорском заводе. Сложенная в непринужденной, разговорной манере, онарассказывала о походе Корнилова на Петроград, о том, как рабочие Питера разбиливойска Корнилова и как Керенский снова пошел на сговор с капиталом.«Революционный» премьер заверяет в песне богачей:
Черныйлюд мы успокоим,
Предпарламентыустроим.
Членовтак мы подберем,
Чтобне пахло бунтарем.
Будет,словом, говорильня,
Ибуфетик, и курильня.
 
Однакопод мощным натиском народа устроители предпарламента недолго блаженствовали всвоих креслах:
Двенедели посидели,
Вверхтормашками полетели.
 
Висторические дни Великого Октября с пением «Интернационала» шли наштурм Зимнего дворца колонны красногвардейцев, солдат и матросов, под ихнатиском пал последний оплот Временного буржуазного правительства:
Волясвершилась народная,
Грозныйсемнадцатый год!
Здравствуй,Россия свободная!
Здравствуй,свободный народ!
Вместес новыми песнями по-прежнему звучали и любимые песни революционного подполья.
Большевистская«Правда» (в № 5 за 1917 год) писала в эти дни об«Интернационале»: «На фронте, в окопах, и везде, где русскиевойска соприкасаются с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя…Такое же значение, как красное знамя, имеет песня „Интернационал“.Она напечатана в № 1 „Правды“. Ее поют европейские рабочие, должныпеть и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни – родной длярабочих всех стран. В окопах часто противники сидят так близко, что песняслышна. Запойте хором „Интернационал“ – и во многих случаях нашиголоса сольются в одном хоре с голосами германских или австрийских пролетариев,одетых в солдатские мундиры. Этим, конечно, не кончить войны. Война должназакончиться организованно. Но германские пролетарии, которых правительствоВильгельма начиняет всякой ложью против русских, почувствуют в русских солдатахтоварища. Этим не только уменьшатся излишние жестокости войны, но иподготовится почва к прочному миру. Русская революционная армия во всех ротах,эскадронах, сотнях, батареях и иных командах должна обучиться хоровому пению»Интернационала".
Революционныепесни русского пролетариата хорошо послужили народу. Лучшие из них отозвались вновой массовой поэзии – поэзии первого в мире социалистического государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разноевремя – разные песни. И не только песни, но и происходившие события, и самилюди. Песни того времени люди строили на том, что происходило вокруг:голодовки, блокады, безработица и многое другое. Сочиняли на месте,возбужденные происходившим, у людей возникало желание сочинять. Иногда этозаканчивалось ссылкой, тюрьмой или другим наказанием. Но люди не отступали, онивсе больше излагали свои мысли в стихах, печатались в газетах с публичнымивыступлениями. Это иногда служило столкновением с полицией.
Внаше же время это устарело. Сейчас пародируют спокойно президента, или другихвысоких лиц, но люди и даже сам президент смеется, не думая о наказании. Песнисочиняют разные, входят какие-то правила, меняются люди. Приходят на сменустарым новые выражения. В песнях высмеивают, оскорбляют – но не во всех.Конечно, есть и хорошие песни, но их очень мало.
Мы,не задумываясь, сочиняем песни, иной раз сами, не понимая о чем, поется, но намвсе-таки нравится слушать каждый день бессмысленные тексты.
Ктознает, может через несколько лет наши правнуки будут петь песни, слагавшиесяеще во время Октябрьской революции, передавшиеся к ним от нас. Ведь«Прошедшее, — писал Василий Осипович Ключевский, — нужно знать не потому,что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

Литература:
1. Песни русскихрабочих – А. И. Нутрихин
2. Вл.Бонч-Бруевич. Ленин о поэзии. – Н. П. Андреев. Русский фольклор. 1938г.
3. Ф. Н.Самойлов. По следам минувшего. 1954г.
4. А. П.Пруссаков. Массовая поэзия рабочих Москвы и Подмосковья. – Русский фольклор.Материалы и исследования. Изд-во АН СССР.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.