Анализ эпизода произведения «Фома Гордеев» — «Смерть Игната»
Игнат Гордеев — одаренный и умный человек изнарода, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошломводолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж. “Жизнь его нетекла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело,мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной целисуществования”.
В образе Игната Гордееваочень ярко показан тип купца-грабителя, которого духовный разврат толкает кфизическому, а ощущение своей гнусности заставляет надрывно каяться. «Втеле Игната жили три души»: нажива, разврат, покаяние.
Он принадлежал к людям,которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не моглипротивиться складывавшимся экономическим отношениям.
Одни из последних словИгната Гордеева, его последнее напутствие сыну: «На людей не надейся… многогоот них не жди… Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать...», ясноиллюстрируют отношение его к жизни. Как всю свою жизнь прожил этот персонаж,так он и умер. Все что он делал, он делал для себя и только для себя. Даже сынего, которого он так ждал, был для него лишь чем-то, что он оставил после себя,чтобы не пропало его добро, не ушло от него самого даже после его смерти.
Отец Фомы – Игнат Гордеев,довольно богатый купец. Он создал свое состояние сам. Выйдя из рабочей среды,Игнат сумел сохранить некоторые духовные ценности, давно потерявшие какое-либозначение для других купцов. Однако жажда к накопительству взяла верх, и Игнат сталтратить все свои силы на создание капитала. «Но, отдавая так много силыэтой погоне за рублем, он не был жаден в узком смысле понятия и даже, иногда,обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу». Иногда –«обыкновенно это случалось весной, когда все на земле становится такобаятельно и красиво и чем-то укоризненно ласковым веет на душу с ясного неба,– Игнат Гордеев как бы чувствовал, что он не хозяин своего тела, а низкий рабего». Тогда Игнат устраивал бесшабашные кутежи. В такие дни «казалось,он бешено рвет те цепи, которые сам на себя сковал и носит, рвет их и бессиленразорвать». Этот протест скоро заканчивался, и жажда денег брала верх.Такие порывы не привносили в душу Игната ничего нового, и в его жизни ничего неменялось.
Безусловно, несмотря накраткость эпизода, сцена смерти Игната является крайне важной и яркой частьюпроизведения.
Смерть отца во многомповлияла на жизнь главного героя, Фомы Гордеева, изменила привычное ее течение,и, помимо этого, именно описание смерти еще раз подчеркнуло характер самогоИгната Гордеева, а развивающиеся после нее события показали характер его сына.
Свой бунтарский дух Игнатпередает сыну, и в нем он развивается гораздо сильнее. В самом детстве, когдаеще тетка Анфиса читает ему сказки, любимыми героями Фомы становятсяразбойники, даже отца он в детстве причисляет к ним. Став немного взрослее,Фома, естественно, перестает верить в сказки, зато любимыми его занятиямистановятся «разбойничьи набеги» в соседские сады за яблоками, вкоторые «он вкладывает сердца больше, чем во все другие похождения иигры». Но жизнь постепенно берет свое, и реальность врывается в прекрасныймир детства. А врывается она очень грубо: умирает его отец. После этого жизньначинает «дергать его со всех сторон, не давая ему сосредоточиться надумах». Он остается один: он никому не верил так, как отцу, даже Маякину,хотя на словах не мог с ним не соглашаться, в душе противился почти всему, чтотот говорил. И теперь его просто стало некому направить. Его окружают вбольшинстве своем люди или слабые, сломленные жизнью, или нечестные, или подлыеи трусливые. Среди них нет никого, кто бы смог указать Фоме его«путь», хотя среди них есть такие, судьба которых очень похожа насудьбу Фомы. Это и Любовь Маякина, его крестная сестра, и его школьный товарищЕжов. Любовь пыталась найти смысл жизни в книгах, но читала их беспорядочно иповерхностно, в итоге, ее собственные понятия размылись, а новых, как таковых,у нее не появилось. У Ежова сложилась несколько другая ситуация: он получил хорошееобразование, стал писателем-фельетонистом, но жизнь так сильно потрепала его,что у него не хватает сил двигаться дальше, и его уже почти никто неинтересует, кроме себя самого. В итоге, он тоже ничем не может помочь Фоме.
Смерть отца Фомы явилась своеобразнымпереломом в повествовании, переходом для главного героя к новому этапу в егожизни, именно в этом заключается одна из главных причин важности этой сцены.
По-моему Игнат Гордеевявляется далеко не самым последним из персонажей произведения. Это характерныйгерой, через описание жизни которого, отчасти ее противопоставление жизнямдругих купцов, Горький сумел показать нравы и привычки современного емукупечества. Кроме того описание жизни Игната Гордеева помогает в дальнейшемпонять характер и чувства самого Фомы.