Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока

Контрольнаяработа
По дисциплине «Литературас основами литературоведения»
Анализстихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока
студентки 4-го курса Факультета Филологии
СГПИ, группы сурдопедагогики
Анализ стихотворения А. А. Блока
«О доблестях, о подвигах, о славе»
Выполнила: Швидченко А. Н.
Проверила: Сартаева Л.И.
Белая Глина 2010

 
План
1. Тема стихотворения.
2. Жанр.
3. Сюжет.
4. Художественные средства.
5. Образ лирического героя, авторское «Я».
Список литературы.

1. Тема стихотворения
Втворчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печальсоединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной ивозвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своегоземного воплощения.
Блоксначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой,которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И. Чуковского,если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повестьо том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал изнее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения.Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». Все стихисборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугуболичное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущимсхождением на землю Вечной Женственности.
Шестьлет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратилсялирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блокавходят новые темы, новые образы. В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчитскорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему»человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от другихстихотворений цикла «Возмездие».
2. Жанр
Этостихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор спортретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однакогерой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому онназывает его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, какбудто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всюглубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою. Все стихотворениепостроено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины),что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.
3. Сюжет
Сюжетстихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя.В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образевозлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе
4. Художественные средства
«Язабывал на горестной земле» — эти первые строки подтверждают, чтовлюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии смиром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.
Но вот «часнастал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместес ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и оностается наедине со страстями, которые «терзают» его жизнь.
На протяженииотрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героянаполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери. Однако в последнейстрофе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпуститьутраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становлениекак самодостаточной личности.
a.        Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер стихотворения:
_ _' / _ _' / _ _' /__'/ _ _' /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многимипоэтами от Шекспира до современников «Серебряного века». Он воссоздаетчеловеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа,напряженность воли, ему присущи ясность, твердость. Очевидно то, что Блокиспользует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный впроизведении.
Рифма перекрестная.
Первая строка последнейстрофы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, завершаетстихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержитглубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесносвязаны между собой.
b.        Тропы. Для придания языкулитературного произведения большей выразительности используются специальныесредства: Эпитеты, сравнение, метафоры.
Первая строкапроизведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожиданиечитателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовныепереживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, таквелика и безгранична горечь его утраты. Поэт с первых строк намекает читателюна настроение всего произведения, употребив эпитет «На горестной земле». Вовторой строфе центральным образом является заветное кольцо — символ любовнойверности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходомвозлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо». Ночьв данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласноэстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок,значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае ономожет быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы.Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятымроем», «в сырую ночь».
Чтобы донести дочитателя то, как много значила для героя его избранница, используетсясравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что суходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади,настало время сурового взросления.
Метафоры «когдатвоё лицо в простой оправе», «передо мной сияло на столе»,указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склоненобожествлять и идеализировать ее даже после предательства. «Я бросил вночь заветное кольцо», «ты отдала свою судьбу другому» – этиметафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути ихрасходятся. Олицетворения «летели дни», «вино и страсть терзалижизнь мою» Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбойгероя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силулюбовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:
«Я крепко сплю, мнеспится плащ твой синий,
В котором ты в сыруюночь ушла».
c.        Стилистические фигуры:
Повторы/рефрен: «лицо впростой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемогообъекта, процесса, действия и т.д. При употреблении этой фигуры автормногократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя такжеи внимание читателя на этом.
Антитеза:Противопоставление — выразительное средство, позволяющее произвести особосильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счетбыстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в текстестихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могутиспользоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или егогероя.
«Когда твоё лицо впростой оправе
Передо мной сияло настоле…
Твоё лицо в его простойоправе
Своей рукой убрал я состола»;
Инверсия: «Терзалижизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола».Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию,ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функциюсоздания словесно-образной картины.
d.        Поэтическая фонетика:
Ассонанс: «Не знаю, гдеприют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий»,«Все миновалось, молодость прошла! / Своей рукой убрал я со стола».
Анафора придает текстудополнительную эмоциональность.
«И вспомнил я тебя преданалоем,
И звал тебя, какмолодость свою…»
Даже по прошествии летлирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:
«Я звал тебя, но ты неоглянулась,
Я слёзы лил, но ты неснизошла».
e.        Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Синонимы: доблести,подвиги, слава; милая, нежная.
Архаизмы: час настал,аналой, гордыня.
5. Образ лирического героя,авторское «Я»
Встихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе» появляется образопустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворениеавтобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь — ЛюбовьДмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другуБлока — поэту Андрею Белому.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерялсамого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути онсталкивается лишь со страстью. Мывидим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерялнравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование.Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародияна нее, сжигающая и опустошающая душу. Символично, что герой вспоминаетвозлюбленную перед аналоем (аналой — высокий столик с покатым верхом, накоторый в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищетспасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем в Храмепроводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дорогигерою уже забытые клятвы вечной любви и верности.
Строка «Всеминовалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять.Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводядни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все.Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы осталисьнереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убратьпортрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический геройне озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной.Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.
Всю жизнь онлелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финалестихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, ноодновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец,победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этотпрощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, чточитатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжаетсочувствовать несчастному человеку.
Встихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирикиА.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драмуразбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театральногореквизита.
В этотнепростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, чтоБлок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода“Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет своивеликолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть,искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не можетвырваться из-под ее власти.
Даже опошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя онуже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этогопериода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, ихникогда не было в его стихах.

Список литературы
1.     АлександровА.А. Блок в Петербурге-Петрограде, Лениздат, 1987; серия “Выдающиеся деятелинауки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде”.
2.     БлокА. Стихотворения и поэмы.- М.: Правда, 1978.
3.     БлокА. Лирика. Театр.- М.: Правда, 1981.
4.     ЛипатовВ.С. Краски времени.- М.: Мол. Гвардия, 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.