Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Дебесский политехникум»
РЕФЕРАТ
На тему: "Калина красная"
Выполнил: студент 2 курса группы«Б»
Воблов Антон Игоревич
Преподаватель: Ившина НатальяВладимировна
С. Дебесы, 2009 г.
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29- 2.10 74)
1.2 Обзор творчества писателя, основные темы творчества,основные произведения
1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя
1.4 Анализ выбранного произведения. (Повесть «Калина красная»)
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Творческая звезда ВасилияМакаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительнои как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью имногообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет…По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвыс такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.
Он прожил всего лишь сорок пятьлет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннеесиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы безсобственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять — двенадцать лет и изэтого небольшого числа прожитого им на земле, — только и всего! — можем мыотнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для негодостаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколькоповестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов пособственным сценариям («Живет такой парень», «Ваш сын и брат»,«Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»),сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих иполнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончинысчитал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…
Рожденному сибирской, то естьрусской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальныйхарактер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история,плескалась богатейшая культура народного творчества.
«А вот нате вам! — как бы звучитего глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. — Так вот надо работать».И многочисленные «середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинскимфеноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство,либо делают вид, что ничего не произошло…
Произведения Шукшина — яркийкалейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя «изюминка», неповторимость,непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть«Калина красная», ставшая одной из ярких его режиссерских работ.
1. Основная часть1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 — 2.10.74)
В.М. Шукшин родился 25 июля 1929года в селе Сростки Алтайского края. После восьми классов поступил в Бийскийавтотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Десятыйкласс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге,Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), вернувшись в родное село, былсекретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школедеревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзногогосударственного института кинематографии. Впервые выступил в печати в 1959году в журнале «Смена».
Шукшин долгое время считал своимосновным призванием кино и работал как режиссер и актер. Фильмы с его участиемв качестве режиссера, сценариста, актера — «Живет такой парень»,«Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»,«Они сражались за Родину» — стали значительным событием советскогокиноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм «Живет такойпарень» получил награду Венецианского международного фестиваля «Золотогольва св. Марка».
Шукшин — автор романов «Любавины»и «Я пришел дать вам волю» — о Степане Разине. Им написаны повести«Там, вдали», «Калина красная», «До третьих петухов»,пьеса «Энергичные люди», многие рассказы, составившие сборники — «Сельские жители», «Земляки», «Характеры», «Беседыпри ясной луне». Дарование Шукшина-писателя ярче всего раскрылось в егокоротких, предельно емких по содержанию рассказах, проникнутых любовью кчеловеку-труженику и презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам.
Большие заслуги В. Шукшина — писателя, кинорежиссера и актера — отмечены присвоением званий заслуженногодеятеля искусств РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР. Посмертноему присвоено звание лауреата Ленинской премии (1976).
Василий Макарович Шукшин умер 2октября 1974 года.
1.2 Обзор творчества писателя,основные темы творчества, основные произведения
Деревня стала той колыбелью, скоторой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию егопотрясающих творческих сил. Память, размышления о жизни вели его в село, гдеименно здесь он научился замечать острейшие конфликты, которые побуждали кшироким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Неизгладимыйслед на творчестве Василия Шукшина оставили самобытность и колорит деревенскойжизни. Начала многих исторических явлений и процессов Шукшин видел впослевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в товремя. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод вКалуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливалразрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной,сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться заперо. «Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душерастревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, котораязаставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми»,- писал Шукшин. Его искусство было глубоко народным и прочувствованным. Именнов этом заключены объяснения феноменальности дарования писателя, его естественности,высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографиисамобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия вэпоху 40 — 70х годов — послевоенного тридцатилетия.
Свой материал для своихпроизведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какиегерои? Тот материал и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства.Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы слюбовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. Аправда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.
Любители «дистиллированной»прозы требовали «красивого героя», требовали, чтобы писательвыдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. ГероиШукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений,резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были невыдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь ипроявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собойреального человека, он не может быть только нравственным или толькобезнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идуттворческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражаютнепосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: тонеожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца доокончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны.И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самимиеще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Этареакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданнымрезультатам. Сам Шукшин признавался: «Мне интереснее всего исследоватьхарактер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такойчеловек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Ноу него всегда разумная душа».
Шукшин никогда не искал материалдля творчества специально, он ж и л, как все мы живем, видел и слышал то же самое,что и мы видим и слышим. Самая что ни на есть текучка жизни, которая нас такугнетает и заедает, она-то и давала ему и «сюжеты», и «характеры».
У Шукшина важен весь рассказ,все его герои и характеры.
Тема деревенского человека,вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала однойиз главных тем рассказов Шукшина.
Рассказы Шукшина, относясь«к деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, чтовнимание автора было сосредоточенно не столько на основах народнойнравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которыхоказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурнойжизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшинощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам. Негородской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это дажене между двух стульев, а скорее так — одна нога к берегу, другая — в лодке. Ине плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…»
Эта сложная психологическаяситуация определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл«странными, непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилосьназвание «чудик». Именно «чудики» являются главными героямирассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников «Характеры».
«Горести и печаличеловеческие — живые и трепетные нити…» Это строки из рассказа Шукшина«Верую» — строки, которые являются наиболее точным определениеммногих художественных исследований Шукшина, большой, протянувшийся от первогосборника до рассказа «Други игрищ и забав» (из последней прижизненнойпубликации) путь.
В народности искусства этогописателя заключены объяснения феноменальности его дарования, егоестественности, высокой простоты, артистизма.
1.3 Место выбранного произведения втворчестве писателя
Сдача фильма «Калинакрасная» вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое ичеловеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии егоздоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.
Каждая больница — это кромевсего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо бытьосторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.
Каждый, кто писал и говорил отворчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувстварастерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.
Ведь Шукшин-кинематографисторганически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильмлитературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам", ивот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаемего прозу.
Это слияние самых разных качестви дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченноееще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.
Шукшин принадлежал русскомуискусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя,но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своемпроизведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметомискусства.
Шукшину была не только несвойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание насебя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этойзастенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.
1.4 Анализ выбранного произведения (повесть«Калина красная»)
О творчестве Шукшина, можносказать — жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которыхтребует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая вседругое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя иропща, — это очень трудно.
Тут мы вспоминает киноповесть В.Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является ЕгорПрокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другойберезки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, тобандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и ониприняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.
Критика не сразу заметила, чтотакой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому — ни одномуписателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это иудалось, что он — Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы,их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одномлице.
Непоследовательность Прокудинавовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустоеместо и не отсутствие характера.
Прокудин ведь последовательнонепоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика — не нашалогика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена,но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открытьсяи быть нами понята.
Не быстро и не тихо, а ровнымшагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.
Идет, зная, к чему идет.
Идет, сначала отправив прочьсвоего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемопроизойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозилакакая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.
Звучно и продолжительнораздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда онвыходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагаетпо пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.
Но тут-то мы и понимаем, чтоэтот человек только так и должен был поступить — об этом заговорила всяпредыдущая его непоследовательность.
Прокудин ни жалости, ни любви,ни покровительства, ни помощи — ничего он от нас не принял бы, а вот нашепонимание ему необходимо. Необходимо по-своему — он ведь все время этомупониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывалколена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.
И тут же невольно начинаешьдумать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своегохудожника — Василия Шукшина.
Время идет. Родившиеся в годсмерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно — имяклассического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потерялисвоего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда,живая Жизнь. Каждое слово — отражение души Шукшина, его жизненной позиции — никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться засвое место под солнцем.
Заключение
Последние годы жизни Шукшинабыли таким периодом, когда все, что его окружало, — все люди и факты — становилисьдля него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице илиизучения биографии и деяний Степана Разина.
В современной русской литературепроизведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая егорассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать ислышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов — деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть,нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно этикачества делают его героев близкими, родными нам.
В своей повести «Калинакрасная» Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь «маленького», нопри этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшеговстать на правильный путь, не ушедшего по «неровной дорожке».
Для меня произведения Шукшина — яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы какнаставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки этиведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открылдля себя новое качество человека — непоследовательность, ведущая к истине. Оказываетсяне всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бываютеще и такие — особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.
Список литературы
1. Шукшин В.М. Рассказы. — Л.: Лениздат, 1983. — 477 с.
2. Шукшин В.М. Рассказы. — М.: Дет. Лит., 1990. — 254 с.
Приложение
Темные страницы биографии
Старая школа теперь музей. Когда-тоздесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит тойатмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки,учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавалав этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться вМоскву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объясненияэтому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Еговторой женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова,в те времена возглавлявшего журнал «Огонек». Поступил Василий Шукшинпросто — заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, безштампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткуюжизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас унее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо,много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.
Эти слова нас заинтересовали, имы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсоводпокачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, имуж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сихпор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самомделе жена до сих пор остается женой Шукшина.
От школы мы неторопливо прошлидеревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провелВасилий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают времяот времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России ичасто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуютпалаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошееэто место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домикВасилий Макарович, когда получил гонорар за «Любавиных». Женыменялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к нейтрогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались,не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. Повсем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступалв институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собиралсяприступить к очередной новой работе. Снял ее в «Калине красной», увековечиллюбимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленькомсадике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына,который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь натворчество, то наберется всего ничего — 15 лет. Чтобы за пятнадцать летнаписать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографазамечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно,наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшингорел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как долженбыл бы оценен, в том числе и на собственной родине.
Верность великому человеку — делотрудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжалав Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Ноодна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробноописывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая жекрасная, как в романе, как в материнском саду.
Василий Макарович Шукшинпохоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная иухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят,чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вотщемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж заодного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, какруководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотяу каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко списателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное деложить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши иоднозначны, впрочем, как и их герои.