Контрольная работа
по курсу Историярусской литературы ХХ века
на тему: «ТихийДон» М.Шолохова как роман-эпопея
Зимняя сессия 2008/09
студентки 6 курса заочного отделения
филологического факультета
спец.русская филология
Петревич (Моралевич) Ю.К.
к.ф.н. доц. Симонова Т.Г.
Роман, детализированное повествование, которое, какправило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самомделе таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегдапредлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие,а не какой-то один эпизод или яркий момент. Роман является мощной литературнойформой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление кпознанию мира.
Роман-эпопея — разновидность романа с особой полнотойохватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многиечеловеческие судьбы и драматические события народной жизни, изучает отдельныеличности, предлагает собственную социальную психологию классов и групп,содержит впечатляющие символы, в которых выражается отношение автора к целомуобразу жизни. В романе-эпопее встречаются и элементы философии, и экспериментыс формой, но главным в нем является раскрытие значений, принципов и стилейсоциального поведения, которые управляют жизнями людей. Герой романа-эпопеиузнает по ходу действия механизм социального продвижения, а также собственноеместо в общем устройстве мира. Этот гибридный жанр не получил широкогораспространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершинухудожественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называетсяпотому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, которыйолицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – эторазновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные,национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, которыйназывается романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих напроисходящий процесс.
Рождение романа-эпопеи связано с событиями русскойистории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мироваявойна 1914 — 1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, периодмирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведенияширокого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременностали работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой надэпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».
Создатели эпических полотен опирались на традиции русскихклассиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «ТарасБульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателямитрадиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такиепреобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великиехудожники прошлого.
Будучи классиком советской литературы, представителем т.н. «социалистического реализма», обласканным властями как в сталинские, так вхрущевские и брежневские времена, лауреат Сталинской и Ленинской премий, ГеройСоциалистического Труда, М. Шолохов во многом — загадочная, полулегендарнаяличность. Из советских писателей-ортодоксов он единственный удостоилсяприсуждения Нобелевской премии.
В то же время произведение, за которое писателюприсуждена была награда,— роман «Тихий Дон» — породил массу слухов и версий,составивших «шолоховский вопрос», иначе — вопрос о том, кто является авторомвеликого произведения.
Скептикам трудно было поверить в то, что 23-летнийписатель (первая часть романа была написана в 1928 году) мог создать такоесодержательное, эпохальное по значению произведение, повествующее о жизнидонского казачества в начале XX века, в пору Первой мировой войны, революции,гражданской войны. М. Шолохов не принадлежал к казацкому сословию, неучаствовал в империалистической войне, не знал белоказачьего движения«изнутри», не мог относиться к нему с сочувствием, как это наблюдается вромане,— такие приводились аргументы. Возможным автором «Тихого Дона» называлсяказацкий писатель Федор Крюков (1870—1920), участник белогвардейского движенияна Дону.
Текстологический анализ романа, произведенный накомпьютере, доказал с большой долей вероятности авторство М. Шолохова. И все желитературоведы не исключают, что, возможно, М. Шолохову в свое время попал вруки дневник Ф. Крюкова, который он использовал при создании романа.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в историирусской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов егосозданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русскогонарода.
«Тихий Дон» — художественная энциклопедия истории, быта,психологии казачества. Писатель прочувствовал и передал социальный статус ихарактер казака — хлебороба и воина. Причину белогвардейского движения на Донупрозаик усматривает в кровной обиде, нанесенной казачьей вольнице Советами,«красными». Он не скрывает и предрассудков, даже пороков казачества: ненавистьк иноверцам, инородцам, политическим вольнодумцам.
Центр художественного мира «Тихого Дона» — хуторТатарский, курень Мелеховых. Как и У. Фолкнер, Г. Гарсиа Маркес, М. Шолоховсмог в локальном художественном пространстве воспроизвести драму человеческойцивилизации в XX веке.
Первая мировая война изображается Шолоховым как народноебедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодымказакам: «Помните, одно хочешь живым быть, из смертного боя живым выйти надочеловечью правду блюсть...»
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны,калечащей людей и физически, и нравственно. А. Серафимович писал о героях ТихогоДона… люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. Вобразах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные чертырусского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель необрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.
Она раскрывается через показ трагической судьбы ГригорияМелехова — казака, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войну. Мелеховстановится жертвой истории, революции, в которой, как говорили ее идеологи, нет«третьего пути». Мелехов как раз и пытался найти этот третий путь,руководствуясь в своих поступках собственным казацким кодексом чести.
Из лагеря белых Мелехов переходит к красным — казалосьбы, по канонам советского искусства в этом месте можно было поставить жирнуюточку. Но писатель-реалист заставляет Мелехова уйти и от красных — герой неприемлет морального насилия над собой, да и не вписывается он в советскуюсистему и здесь не чувствует себя «своим». Григорий Мелехов — человек, который«стал на грань». Человеческая индивидуальность ценнее и выше политическойборьбы, но она ломается в последней. В этом суть трагедии Мелехова. ГригорийМелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белойдивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплектбоевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся«особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым– не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошовладеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбыМелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился всвоей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами.
Григорий потерял почти все — жену Наталью, свою возлюбленнуюАксинью. В одной из финальных сцен Мелехов, похоронив Аксинью, подымает глаза ивидит в небе черное солнце. Этот эпизод свидетельствует о великолепном талантеШолохова-художника.
Любовный треугольник «Григорий — Наталья — Аксинья»изображен автором с большим психологическим мастерством и смелостью. Любовныесцены предельно открыты, порой натуралистичны. Начало романа Григория и Аксиньивообще брутально: Мелехов берет женщину силой, вскидывает на плечо, как овцу, инесет в кусты.
Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этотмужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытываетмучительные колебания в выборе «правильного» пути, переходя несколькораз из лагеря в лагерь. Важно отметить, что он не просто пассивно «плыветпо течению», а пытается в безвыходных обстоятельствах найти «своюправду»; когда же это не получается — чувствует собственнуюответственность за происходящее: «Неправильный у жизни ход, и может, и я вэтом виноватый». Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, чтов ситуации общенациональной катастрофы единственного «правильного»пути нет и быть не может. Григорий честно проходит свой путь, но ему сужденароковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей,он оказывается в состоянии неопределенного «равновесия»; о том, чтождет героя в будущем, читатель может лишь догадываться.
Шолохов создал образ сильной личности, главное качествокоторой — искренность и стихийное правдоискательство. Поскольку ГригорийМелехов занимает центральное место в системе образов романа, автор по ходусюжета «сталкивает» его с персонажами, которые представляют всеважнейшие силы эпохи: это большевики и сочувствующие им казаки, руководителиконтрреволюционных сил на Дону, рядовые солдаты, средние и высшие офицеры. Чащевсего читатель именно глазами Григория видит происходящие события:повествователь, рисуя происходящее, нередко передает точку зрения героя, а речьповествователя по стилю «сближается» с колоритной речью Григория, вкоторой немало специфически диалектных слов. Мелехов — простой казак, он неочень склонен к самоанализу: его внутренний мир выражается больше через внешнеедействие, через поступки. Вместе с тем, взрослея и переживая все новые и новыедраматические ситуации, пытаясь отыскать правильный путь, Григорий все чащезадумывается над ходом жизни и дает оценку событиям.
Мелехов вызывает симпатии читателя в первую очередь своейабсолютной искренностью. За свои ошибки он расплачивается очень дорого. Так,уступив родителям и женившись на нелюбимой Наталье, он обречен его всю жизньметаться между двумя женщинами: доброй, честной и преданной женой, матерьюдвоих его детей, — и страстно любимой красавицей Аксиньей Астаховой. В этойличной драме как бы «повторены» колебания Григория между двумяполитическими лагерями. Шолохов не поддался давлению тех, кто пытался«уговорить» его сделать героя красноармейцем, но и не привел Мелеховак гибели, оставив ему хотя бы маленькую надежду на возрождение. Писательчувствовал, что трагической атмосфере романа больше всего соответствуетсостояние «неустойчивого равновесия» героя — и провел эту линию доконца. В общем, нет никаких оснований для того, чтобы «домысливать»судьбу шолоховского героя в «благополучном» направлении. С ним можетслучиться все — однако жизнь продолжает идти вперед и продолжает течь Дон,вновь вошедший в прежнее русло.
Через пятнадцать лет после завершения романа, мотивы«Тихого Дона» будут повторены Шолоховым в рассказе «Судьбачеловека» (1956 г.); центральный образ рассказа — холодная весенняя степь,залитая талой водой, и в этом огромном пустом пространстве — два человека:главный герой Андрей Соколов, потерявший семью и прошедший через тяжелейшиеиспытания Второй мировой войны, и чужой для него мальчик-сирота, которого онназвал своим сыном. Жизнь, по существу, должна начаться заново, и какой онабудет — неизвестно. Перед лицом страшной судьбы человек с неимоверным трудомдолжен искать в себе силы, чтобы остаться человеком и продолжать житьпо-человечески.
Шолоховские пейзажи, описания казацкого быта, батальные иисторические эпизоды выполнены с эпическим размахом, крупными, сочными«мазками». Проявляется особый, присущий одному Шолохову юмор — поройгрубоватый, не сдерживаемый условными нормами.
Герои романа – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы –казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указуЕкатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразныеобычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшиеказачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.
Однако, даже выходя в «большую» историю,обращаясь к событиям, которые влияют на ход общемирового историческогопроцесса, автор «Тихого Дона» не забывает о «частной» жизнисвоих героев; перемены, которые происходят в бытовых и семейныхвзаимоотношениях казаков, отражают те процессы, что идут в «большой»истории.
Казаки, которые традиционно воспринимали себя какотдельную «нацию», вначале полагают, что социальные конфликты вРоссии не имеют к ним отношения. Когда в 1917 г. после Февральской революциифронт разваливается и назревает Октябрьский переворот, уставшие от войны казакине желают вмешиваться в эти события и уходят на Дон. Однако, как говорит автор,«у порогов куреней караулили их горшие беды и тяготы, чем те, которыеприходилось переносить на пережитой войне». Неумолимая логика историиставит каждого из них перед выбором. С началом гражданской войны нацияоказывается расколотой надвое; народ становится заложником непримиримой вражды «верхов»- борющихся партий и течений: и ни та, ни другая сторона на самом деле не хочетмира как компромисса, а надеется «победить» единолично, не понимая,что в гражданской войне, в сущности, не может быть победителя. В конце романакрасные и белые действуют с одинаковой жестокостью и одинаковыми средствами, иэта жестокость переходит на «бытовой» уровень, разрушает некогдацельное казацкое сообщество. Недаром один из шолоховских персонажей, имея ввиду обе борющихся стороны, говорит: «Все мы душегубы».
Жестокость становится привычным состоянием людей. В«Тихом Доне» немало сцен насилия, убийств — индивидуальных имассовых. Когда во время антибольшевистского Вёшенского восстания казакирасстреливают пленных красноармейцев, Григорий Мелехов, сам еще недавно служившийв Красной армии, встречается с Подтелковым — одним из руководителей Советскойвласти на Дону, также попавшим в плен и ожидающим расстрела. Увидев его в рядахвосставших, Подтелков с ненавистью спрашивает: «Что же, расстреливаешьбратов? Обвернулся?.. И нашим и вашим служишь? Кто больше даст?». В ответГригорий напоминает, как сам Подтелков приказывал расстреливать пленных:«Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли? По твоемуприказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебечужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского Совнаркома!»
В междоусобной войне, как показывает Шолохов, на первыйплан выходит чувство мести, которое подменяет какие бы то ни было представленияо справедливости; поэтому жертвы — с чьей бы стороны они ни приносились — вызывают у автора «Тихого Дона» одинаковое сочувствие. Один из самыхжутких эпизодов романа — расправа над коммунистами из бывшего красногоСердобского полка. «Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые накаждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали вопухшие, залитые кровью и темнеющие кровоподтеками лица пленных коммунистов,бросали камни и комки сохлой земли, засыпали заплывшие от побоев глаза пылью изолой. Особенно свирепствовали бабы, изощряясь в самых жесточайших пытках.Двадцать пять обреченных шли сквозь строй. Под конец они уже сталинеузнаваемыми, не похожими на людей — так чудовищно обезображены были их тела илица, иссиня-кровяно-черные, распухшие, изуродованные и вымазанные в смешаннойс кровью грязи».
Роман-эпопея в литературоведении рассматривается какжанр, который в художественной форме позволяет решать следующие задачи: дать впроизведении широкую, даже всестороннюю картину мира, срез целой эпохи,преломленной как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельныхгероев и их семей; ответить на сложные вопросы о закономерностях историческогопроцесса и явлений народной жизни.
Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» стало уникальным влитературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены бытотдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовныепоиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокийпсихологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает егороманом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила мирукнигу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новомисторическом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развилтолстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлениив судьбах целого ряда героев.
Высказывание Горького о том, что коммунизм породит новыхШекспиров и Гомеров, исполнилось лишь в части трагедийного содержания. Какследствие — нивелировка жанровых признаков эпопеи и отнесение к ней всего, чтозапечатлевает эпохальные события времени: «Цемент» Ф. В. Глад-кова, «ЖизньКлима Самгина» А. М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова,дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», «Красное колесо» А. И. Солженицына идругие. Роднит их взаимодействие с «памятью жанра» эпопеи, исходы которогооказываются различными.
В эпопее «Тихий Дон» злоключения героев проходят на фонетрагической реальности, связывающей воедино природное и человеческое. В ихжизни прекрасное и безобразное переплетено настолько, что нарушает привычныенормы. По мнению В. А. Беглова, жанрообразующие признаки романа оказались в«Тихом Доне» устойчивее и целостнее других, однако и они не смогли вытеснитьпроявления в нем признаков эпопеи трагедии.
«Тихий Дон» – грандиозный роман-эпопея, принесший МихаилуШолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донскогоказачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны – годы Первоймировой, революции и Гражданской войны, – и увлекательная «семейная сага» олюбви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сейдень. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новомуистолковывает характеры героев, истоки их трагедии.
Литература
1. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросылитературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Худож. лит., 1975. — с.408-446
2. Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. – М.: Аким ООО Издатель-ствоСерия «Классика жанра», 2005.
3. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.
4. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М., 1989.
5. Загадки и тайны «Тихого Дона». Самара, 1996.
6. Колодный Л. Е. Кто написал «Тихий Дон»? М., 1995.
7. Кто написал «Тихий Дон»?: Проблема авторства «ТихогоДона». М., 1989.
8. Литвинов В. М. Вокруг Шолохова. М., 1991.
9. Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова┘:Документальная хроника без легенд. М., 1995.
10. Сатарова Л. Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «ТихийДон». Воронеж, 1989.
11. Семанов С. И. В мире «Тихого Дона». М., 1987.
12. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С. Кто написал «ТихийДон»? М., 1989.