Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


"Тихий Дон" М. Шолохова как роман-эпопея

Контрольная работа
по курсу Историярусской литературы ХХ века
на тему: «ТихийДон» М.Шолохова как роман-эпопея
Зимняя сессия 2008/09
студентки 6 курса заочного отделения
филологического факультета
спец.русская филология
Петревич (Моралевич) Ю.К.
к.ф.н. доц. Симонова Т.Г.

Роман, детализированное повествование, которое, какправило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самомделе таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегдапредлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие,а не какой-то один эпизод или яркий момент. Роман является мощной литературнойформой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление кпознанию мира.
Роман-эпопея — разновидность романа с особой полнотойохватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многиечеловеческие судьбы и драматические события народной жизни, изучает отдельныеличности, предлагает собственную социальную психологию классов и групп,содержит впечатляющие символы, в которых выражается отношение автора к целомуобразу жизни. В романе-эпопее встречаются и элементы философии, и экспериментыс формой, но главным в нем является раскрытие значений, принципов и стилейсоциального поведения, которые управляют жизнями людей. Герой романа-эпопеиузнает по ходу действия механизм социального продвижения, а также собственноеместо в общем устройстве мира. Этот гибридный жанр не получил широкогораспространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершинухудожественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называетсяпотому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, которыйолицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – эторазновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные,национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, которыйназывается романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих напроисходящий процесс.
Рождение романа-эпопеи связано с событиями русскойистории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мироваявойна 1914 — 1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, периодмирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведенияширокого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременностали работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой надэпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».
Создатели эпических полотен опирались на традиции русскихклассиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «ТарасБульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателямитрадиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такиепреобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великиехудожники прошлого.
Будучи классиком советской литературы, представителем т.н. «социалистического реализма», обласканным властями как в сталинские, так вхрущевские и брежневские времена, лауреат Сталинской и Ленинской премий, ГеройСоциалистического Труда, М. Шолохов во многом — загадочная, полулегендарнаяличность. Из советских писателей-ортодоксов он единственный удостоилсяприсуждения Нобелевской премии.
В то же время произведение, за которое писателюприсуждена была награда,— роман «Тихий Дон» — породил массу слухов и версий,составивших «шолоховский вопрос», иначе — вопрос о том, кто является авторомвеликого произведения.
Скептикам трудно было поверить в то, что 23-летнийписатель (первая часть романа была написана в 1928 году) мог создать такоесодержательное, эпохальное по значению произведение, повествующее о жизнидонского казачества в начале XX века, в пору Первой мировой войны, революции,гражданской войны. М. Шолохов не принадлежал к казацкому сословию, неучаствовал в империалистической войне, не знал белоказачьего движения«изнутри», не мог относиться к нему с сочувствием, как это наблюдается вромане,— такие приводились аргументы. Возможным автором «Тихого Дона» называлсяказацкий писатель Федор Крюков (1870—1920), участник белогвардейского движенияна Дону.
Текстологический анализ романа, произведенный накомпьютере, доказал с большой долей вероятности авторство М. Шолохова. И все желитературоведы не исключают, что, возможно, М. Шолохову в свое время попал вруки дневник Ф. Крюкова, который он использовал при создании романа.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в историирусской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов егосозданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русскогонарода.
«Тихий Дон» — художественная энциклопедия истории, быта,психологии казачества. Писатель прочувствовал и передал социальный статус ихарактер казака — хлебороба и воина. Причину белогвардейского движения на Донупрозаик усматривает в кровной обиде, нанесенной казачьей вольнице Советами,«красными». Он не скрывает и предрассудков, даже пороков казачества: ненавистьк иноверцам, инородцам, политическим вольнодумцам.
Центр художественного мира «Тихого Дона» — хуторТатарский, курень Мелеховых. Как и У. Фолкнер, Г. Гарсиа Маркес, М. Шолоховсмог в локальном художественном пространстве воспроизвести драму человеческойцивилизации в XX веке.
Первая мировая война изображается Шолоховым как народноебедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодымказакам: «Помните, одно хочешь живым быть, из смертного боя живым выйти надочеловечью правду блюсть...»
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны,калечащей людей и физически, и нравственно. А. Серафимович писал о героях ТихогоДона… люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. Вобразах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные чертырусского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель необрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.
Она раскрывается через показ трагической судьбы ГригорияМелехова — казака, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войну. Мелеховстановится жертвой истории, революции, в которой, как говорили ее идеологи, нет«третьего пути». Мелехов как раз и пытался найти этот третий путь,руководствуясь в своих поступках собственным казацким кодексом чести.
Из лагеря белых Мелехов переходит к красным — казалосьбы, по канонам советского искусства в этом месте можно было поставить жирнуюточку. Но писатель-реалист заставляет Мелехова уйти и от красных — герой неприемлет морального насилия над собой, да и не вписывается он в советскуюсистему и здесь не чувствует себя «своим». Григорий Мелехов — человек, который«стал на грань». Человеческая индивидуальность ценнее и выше политическойборьбы, но она ломается в последней. В этом суть трагедии Мелехова. ГригорийМелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белойдивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплектбоевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся«особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым– не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошовладеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбыМелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился всвоей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами.
Григорий потерял почти все — жену Наталью, свою возлюбленнуюАксинью. В одной из финальных сцен Мелехов, похоронив Аксинью, подымает глаза ивидит в небе черное солнце. Этот эпизод свидетельствует о великолепном талантеШолохова-художника.
Любовный треугольник «Григорий — Наталья — Аксинья»изображен автором с большим психологическим мастерством и смелостью. Любовныесцены предельно открыты, порой натуралистичны. Начало романа Григория и Аксиньивообще брутально: Мелехов берет женщину силой, вскидывает на плечо, как овцу, инесет в кусты.
Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этотмужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытываетмучительные колебания в выборе «правильного» пути, переходя несколькораз из лагеря в лагерь. Важно отметить, что он не просто пассивно «плыветпо течению», а пытается в безвыходных обстоятельствах найти «своюправду»; когда же это не получается — чувствует собственнуюответственность за происходящее: «Неправильный у жизни ход, и может, и я вэтом виноватый». Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, чтов ситуации общенациональной катастрофы единственного «правильного»пути нет и быть не может. Григорий честно проходит свой путь, но ему сужденароковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей,он оказывается в состоянии неопределенного «равновесия»; о том, чтождет героя в будущем, читатель может лишь догадываться.
Шолохов создал образ сильной личности, главное качествокоторой — искренность и стихийное правдоискательство. Поскольку ГригорийМелехов занимает центральное место в системе образов романа, автор по ходусюжета «сталкивает» его с персонажами, которые представляют всеважнейшие силы эпохи: это большевики и сочувствующие им казаки, руководителиконтрреволюционных сил на Дону, рядовые солдаты, средние и высшие офицеры. Чащевсего читатель именно глазами Григория видит происходящие события:повествователь, рисуя происходящее, нередко передает точку зрения героя, а речьповествователя по стилю «сближается» с колоритной речью Григория, вкоторой немало специфически диалектных слов. Мелехов — простой казак, он неочень склонен к самоанализу: его внутренний мир выражается больше через внешнеедействие, через поступки. Вместе с тем, взрослея и переживая все новые и новыедраматические ситуации, пытаясь отыскать правильный путь, Григорий все чащезадумывается над ходом жизни и дает оценку событиям.
Мелехов вызывает симпатии читателя в первую очередь своейабсолютной искренностью. За свои ошибки он расплачивается очень дорого. Так,уступив родителям и женившись на нелюбимой Наталье, он обречен его всю жизньметаться между двумя женщинами: доброй, честной и преданной женой, матерьюдвоих его детей, — и страстно любимой красавицей Аксиньей Астаховой. В этойличной драме как бы «повторены» колебания Григория между двумяполитическими лагерями. Шолохов не поддался давлению тех, кто пытался«уговорить» его сделать героя красноармейцем, но и не привел Мелеховак гибели, оставив ему хотя бы маленькую надежду на возрождение. Писательчувствовал, что трагической атмосфере романа больше всего соответствуетсостояние «неустойчивого равновесия» героя — и провел эту линию доконца. В общем, нет никаких оснований для того, чтобы «домысливать»судьбу шолоховского героя в «благополучном» направлении. С ним можетслучиться все — однако жизнь продолжает идти вперед и продолжает течь Дон,вновь вошедший в прежнее русло.
Через пятнадцать лет после завершения романа, мотивы«Тихого Дона» будут повторены Шолоховым в рассказе «Судьбачеловека» (1956 г.); центральный образ рассказа — холодная весенняя степь,залитая талой водой, и в этом огромном пустом пространстве — два человека:главный герой Андрей Соколов, потерявший семью и прошедший через тяжелейшиеиспытания Второй мировой войны, и чужой для него мальчик-сирота, которого онназвал своим сыном. Жизнь, по существу, должна начаться заново, и какой онабудет — неизвестно. Перед лицом страшной судьбы человек с неимоверным трудомдолжен искать в себе силы, чтобы остаться человеком и продолжать житьпо-человечески.
Шолоховские пейзажи, описания казацкого быта, батальные иисторические эпизоды выполнены с эпическим размахом, крупными, сочными«мазками». Проявляется особый, присущий одному Шолохову юмор — поройгрубоватый, не сдерживаемый условными нормами.
Герои романа – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы –казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указуЕкатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразныеобычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшиеказачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.
Однако, даже выходя в «большую» историю,обращаясь к событиям, которые влияют на ход общемирового историческогопроцесса, автор «Тихого Дона» не забывает о «частной» жизнисвоих героев; перемены, которые происходят в бытовых и семейныхвзаимоотношениях казаков, отражают те процессы, что идут в «большой»истории.
Казаки, которые традиционно воспринимали себя какотдельную «нацию», вначале полагают, что социальные конфликты вРоссии не имеют к ним отношения. Когда в 1917 г. после Февральской революциифронт разваливается и назревает Октябрьский переворот, уставшие от войны казакине желают вмешиваться в эти события и уходят на Дон. Однако, как говорит автор,«у порогов куреней караулили их горшие беды и тяготы, чем те, которыеприходилось переносить на пережитой войне». Неумолимая логика историиставит каждого из них перед выбором. С началом гражданской войны нацияоказывается расколотой надвое; народ становится заложником непримиримой вражды «верхов»- борющихся партий и течений: и ни та, ни другая сторона на самом деле не хочетмира как компромисса, а надеется «победить» единолично, не понимая,что в гражданской войне, в сущности, не может быть победителя. В конце романакрасные и белые действуют с одинаковой жестокостью и одинаковыми средствами, иэта жестокость переходит на «бытовой» уровень, разрушает некогдацельное казацкое сообщество. Недаром один из шолоховских персонажей, имея ввиду обе борющихся стороны, говорит: «Все мы душегубы».
Жестокость становится привычным состоянием людей. В«Тихом Доне» немало сцен насилия, убийств — индивидуальных имассовых. Когда во время антибольшевистского Вёшенского восстания казакирасстреливают пленных красноармейцев, Григорий Мелехов, сам еще недавно служившийв Красной армии, встречается с Подтелковым — одним из руководителей Советскойвласти на Дону, также попавшим в плен и ожидающим расстрела. Увидев его в рядахвосставших, Подтелков с ненавистью спрашивает: «Что же, расстреливаешьбратов? Обвернулся?.. И нашим и вашим служишь? Кто больше даст?». В ответГригорий напоминает, как сам Подтелков приказывал расстреливать пленных:«Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли? По твоемуприказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебечужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского Совнаркома!»
В междоусобной войне, как показывает Шолохов, на первыйплан выходит чувство мести, которое подменяет какие бы то ни было представленияо справедливости; поэтому жертвы — с чьей бы стороны они ни приносились — вызывают у автора «Тихого Дона» одинаковое сочувствие. Один из самыхжутких эпизодов романа — расправа над коммунистами из бывшего красногоСердобского полка. «Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые накаждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали вопухшие, залитые кровью и темнеющие кровоподтеками лица пленных коммунистов,бросали камни и комки сохлой земли, засыпали заплывшие от побоев глаза пылью изолой. Особенно свирепствовали бабы, изощряясь в самых жесточайших пытках.Двадцать пять обреченных шли сквозь строй. Под конец они уже сталинеузнаваемыми, не похожими на людей — так чудовищно обезображены были их тела илица, иссиня-кровяно-черные, распухшие, изуродованные и вымазанные в смешаннойс кровью грязи».
Роман-эпопея в литературоведении рассматривается какжанр, который в художественной форме позволяет решать следующие задачи: дать впроизведении широкую, даже всестороннюю картину мира, срез целой эпохи,преломленной как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельныхгероев и их семей; ответить на сложные вопросы о закономерностях историческогопроцесса и явлений народной жизни.
Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» стало уникальным влитературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены бытотдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовныепоиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокийпсихологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает егороманом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила мирукнигу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новомисторическом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развилтолстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлениив судьбах целого ряда героев.
Высказывание Горького о том, что коммунизм породит новыхШекспиров и Гомеров, исполнилось лишь в части трагедийного содержания. Какследствие — нивелировка жанровых признаков эпопеи и отнесение к ней всего, чтозапечатлевает эпохальные события времени: «Цемент» Ф. В. Глад-кова, «ЖизньКлима Самгина» А. М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова,дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», «Красное колесо» А. И. Солженицына идругие. Роднит их взаимодействие с «памятью жанра» эпопеи, исходы которогооказываются различными.
В эпопее «Тихий Дон» злоключения героев проходят на фонетрагической реальности, связывающей воедино природное и человеческое. В ихжизни прекрасное и безобразное переплетено настолько, что нарушает привычныенормы. По мнению В. А. Беглова, жанрообразующие признаки романа оказались в«Тихом Доне» устойчивее и целостнее других, однако и они не смогли вытеснитьпроявления в нем признаков эпопеи трагедии.
«Тихий Дон» – грандиозный роман-эпопея, принесший МихаилуШолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донскогоказачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны – годы Первоймировой, революции и Гражданской войны, – и увлекательная «семейная сага» олюбви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сейдень. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новомуистолковывает характеры героев, истоки их трагедии.

Литература
1. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросылитературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Худож. лит., 1975. — с.408-446
2. Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. – М.: Аким ООО Издатель-ствоСерия «Классика жанра», 2005.
3. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.
4. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М., 1989.
5. Загадки и тайны «Тихого Дона». Самара, 1996.
6. Колодный Л. Е. Кто написал «Тихий Дон»? М., 1995.
7. Кто написал «Тихий Дон»?: Проблема авторства «ТихогоДона». М., 1989.
8. Литвинов В. М. Вокруг Шолохова. М., 1991.
9. Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова┘:Документальная хроника без легенд. М., 1995.
10. Сатарова Л. Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «ТихийДон». Воронеж, 1989.
11. Семанов С. И. В мире «Тихого Дона». М., 1987.
12. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С. Кто написал «ТихийДон»? М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.