«СИЛЬМАРИЛЛИОН»ДЖОНА ТОЛКИНА: ВЗГЛЯД ХРИСТИАНИНА
аналитическаястатья
к 117 –летию со дня рождения Джона Толкина
Алексей Колесов.
Член общества «Инглинги».
Когда входишь в квартиру,где живет баптистская семья, то на книжной полке можно увидеть массу книг:апологетика, труды богословов, вроде Билли Грэма или Филиппа Енси, сборникигимнов и песнопений. Изредка встречается художественная литература: «Камогрядеши» Генрика Сенкевича, «Бен-Гур» Лью Уоллеса, «Пилигрим» Джона Беньяна, «Письмабаламута» и другие христианские труды Клайва Стэплза Льюиса, современная прозахристианских авторов.
Но редко, или почтиникогда, в библиотеке евангельских христиан баптистов не обнаружить ПаулоКоэльо с его «Пятой горой», «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса и произведений ДжонаРональда Руэла Толкина. А ведь все это многолетние труды глубоко верующихлюдей, философов и эстетов христианской веры. Я никак не могу понять, почемубратья и сестры, считают эти произведения недостойными их библиотек?
В статье я хочу показать,насколько удивителен и прекрасен мир Толкина, насколько он многообразен италантлив. Ведь в его произведениях в знаковой форме заключена христианскаямудрость и тот, образ жизни, который заповедовал нам Иисус Христос. Я непретендую на объективность данной статьи, а просто хочу, чтобы читатель увиделв творениях Профессора, как часто называют его, огромную Божью любовь и радостьбытия.
Итак, начнем!
Жили-были в старой идоброй Англии, а точнее в городке Лидс, два очень умных профессора филологии ианглийской литературы: Джон Толкин и Клайв Льюис. Они дружили семьями, вместеобсуждали новости, делили скорби и печали. Только одно различие имелось у них –один был католиком, а другой исповедовал англиканскую веру.
И вот однажды онипоспорили на бочку эля, в шутку, конечно же, кто лучше из них напишет сказку сиспользованием библейских мотивов.
Клайв Льюис написал ивыпустил в 1950 году аллегорический цикл романов под названием «ХроникиНарнии», а Джон Толкин «Хоббит, или туда и обратно», «Властелин колец» и«Сильмариллион».
Кто из них победил иодержал верх в споре, рассудит время, моей же задачей является показать, какглубокая вера во Христа повлияла на творчество Джона Толкина.
Основной труд писателя –«Сильмариллион», был опубликован после его смерти. И о нем – то, а не ораскрученном «Властелине колец», я и хочу поговорить.
Роман начинается с «музыкиайнур». Явлены Бог и валары. Последние являются ангелическими силами, функциякоторых – осуществлять делегированную власть в своих сферах (правления ируководства, но нетворения, созидания или переделывания). Они«божественны», то есть изначально пришли «извне» и существовали до сотворениямира. Их могущество и мудрость проистекают из Знания сущности бытия и егоконечности.
Обратимся к тексту:
« Был Эру, Единый,которого в Арде (раю) зовут Илуватар. Сначала он мыслью своей породил айнуров,Священных; и они были с ним, когда других созданий еще не существовало».
Первые страницыСильмариллиона – это образное осмысление первой главы библейской книги бытия, и«тут нет ничего удивительного, потому что Средиземье в начальном и конечномсчете – наш мир». Толкин мыслит очень ортодоксально. Хотя он наделяет свой мирсобственным Творцом, Эру Илуватаром, за ним легко узнается христианский Бог. Онвсеблаг, всесправедлив и всемудр. Первые творения Эру – айнуры. Они являютсячем-то вроде библейских ангелов и архангелов. Однако среди них был такой, кто,будучи «более всех Айнур … одарен мудростью и силой» и владея «частицамиоткрытого каждого из братьев», «обрел думы не похожие на думы собратьев». Этотайнур, Мелькор, толкиновская интерпретация дьявола, был «охвачен нетерпением» и«жажда дать Бытие собственным творениям владела им». Затем, когда айнуры, самитого не зная, в процессе пения творят мир, Мелькор, пытается возвеличить своюроль в творении. Эру помогает остальным айнурам победить его, но «Мелькорисполнился стыда, из которого произошел скрытый гнев».
Таким образом, Толкин ужев начале произведения закладывает идею всеблагости творца и бессмысленностисопротивления божественному замыслу. Мелькор силен, многих он подавляет своейсилой и заставляет замолчать, а некоторые «стали вторить его музыке и изменилисвои помыслы». Далее Мелькору удается соблазнить все больших. Мелодия Мелькорабыла «громкой, блестящей», но «пустой и негармоничной, мелодия Эру прекрасна иполноценна, но грустна. Эта грусть исходит из того, что Творцу известна судьбамира, и он сочувствует тем, кто будет жить там, однако не хочет остановитьтворение. Мелькор – зло, то, что противоречит Творцу. Но это не значит, чтоМелькор не часть замысла Эру. Когда происходит борьба музыки Эру и музыкиМелькор, мотив последнего «тщился заглушить другую музыку неистовством своегоголоса – но самые победные звуки его вплетались, захваченные ею в ее скорбныйузор». Эру говорит: «А ты, Мелькор, увидишь, что нет темы, истоки коей нележали бы во мне, равно как ничто не может изменить музыки мне назло. Ибо тот,кто попытается сделать это, окажется лишь моим инструментом в создании вещейболее дивных, чем он сам мог бы представить себе». Толкин утверждает, что всеначинается в Боге, а попытка найти что-то иное не только не даст результатов,но будет злом. Однако и зло, хотя и против своей воли, но служит Богу, т.к.является необходимой частью творения. И поэтому все помыслы Мелькора «лишьчасть целого и данники его славы». Мелькор создает жестокий, убийственныйхолод, но Илуватар говорит: «Взгляни же на снег и коварную работу мороза»,Мелькор создает «зной и необоримое пламя», а Эру говорит: «Взгляни же на высотуи величие облаков и вечно меняющиеся туманы: услышь, как падает на землюдождь!».
Мелькор проходит тот жепуть, что и Люцифер, путь «к озлоблению и уничтожению всего, что тольковозможно, из сотворенного Илуватаром». Сравним толкиновского Мелькора сописанием, данным Люциферу В.Н. Лосским: «Зло имеет своим началом грех одногоангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха –гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожениюпо благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жаждасамообожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самомсвоем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидетьбытие; им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-тонемыслимого небытия».
Здесь очевидна параллельМелькора с Люцифером.
Далее в Эа, мире сущем,на свет появляются два племени: эльфы и люди – Дети Илуватара. И все дальнейшееповествование строится на войне между Мелькором и Детьми Илуватара за обладаниесильмариллами, райскими камнями. Толкин сам замечал, что противостояние сМелькором – это духовная война, каждого человека со злом, который несетЛюцифер.
Толкин в соответствии схристианскими заповедями отрицает всякое противление замыслу Бога. В«Сильмариллионе» есть такой эпизод, когда один айнур, Ауле, следуя самым благимнамерениям, пытается создать гномов, которых не существовало по замыслу творца.Но Ауле это не удается – у него получаются своеобразные марионетки, которые«могут жить лишь этим бытием» и действовать лишь по приказу их сотворившего.Эру указывает Ауле на его просчет. И, хотя Ауле, уже любит свои творения, онготов уничтожить их по слову Илуватара. Тогда Эру «увидел смирение Ауле исжалился над ним» и даровал гномам собственную жизнь. Этот эпизод подчеркиваетсразу несколько мыслей Толкина: идея безграничной доброты Бога, идеяневозможности творить что-либо вопреки замыслу Творца, идея награды за отказ отвсего во имя Бога.
Основной корпус преданий«Сильмариллиона» посвящен падению одареннейшего рода эльфов, изгнанию их изВалинора (некое подобие Рая) на окраинном Западе, их возвращению в Средиземье,землю, где они родились, но где давно уже господствует Враг, их борьбе с ним.Название книги объясняется тем, что связующей нитью для всех событий становитсясудьба Первозданных Самоцветов, или Сильмариллов. Сильмаррилы – это символическихобраз трех составов души, которую даровал нам Господь: мудрости, знания илюбви. Действие книги разворачивается в борьбе за обретение Сильмариллов. Сильмарилыбыли похищены Мелькором. Но, в конце концов, когда силы людей и эльфовоказались на исходе, Валары (преобразованные после изгнания Мелькораангелы-айнуры), пришли и, заточив Мелькора во тьму, изменили и реорганизовалимир. Здесь прослеживается идея Великого Потопа, люди потеряли три состава душии начали очень много грешить. «Самого же Мелькора валары низвергли через ВратаНочи за Стены Мира, в Безвременную Бездну; и стража встала навеки на техстенах, и Эарендил хранит грань небес. Однако ложь, которую Мелькор, могучий ипроклятый, посеял в сердцах эльфов и людей, — та ложь есть семя бессмертное инеуничтожимое; вновь и вновь прорастает оно и будет приносить черные плодывплоть до последних дней».
Мелькор – Дьявол заключенв пустоту, и люди живут, не зная искушений на острове Нуминор, но приходитЛюцифер уже не в облике Мелькора, а его слуги Саурона (Дьявол — Антихрист).
Последняя глава«Сильмариллиона» Акаллабет посвящена падению людского рода и Древнего мира.
Низвержение отчастиявляется результатом внутренней слабости в людях, — следствия, если угодно,первого Падения: люди раскаялись, но окончательно исцелены не были. Падениесвершилось благодаря тому, что Саурон коварно воспользовался этой слабостью.Сам Толкин в письме к У. Мильтону писал: «Центральной темой здесь являетсяЗапрет данный Богом людям, который они нарушили».
Нуменорцы живут у пределавидимости бессмертной земли Эрессэа; и поскольку они единственные из людейговорят по-эльфийски, они постоянно общаются со своими давними друзьями исоюзниками. Таким образом, они сделались и видом, и даже способностями почтинеотличимы от эльфов, однако ж, оставались, смертны, хотя наградой им сталтройной и более чем тройной срок жизни. Награда оборачивается для них гибелью –или орудием искушения. Их долгая жизнь способствует достижениям в искусстве иумножению мудрости, но порождает собственническое отношение к тому и к другому;и вот они уже жаждут больше времени на то, чтобы всем этим наслаждаться.Отчасти, предвидя это, Валары (трансформированный Толкином образ Святой Троицы)с самого начала наложили на нуменорцев запрет: никогда не плавать к Эрессеа ина запад. Людям не дозволялось ступать на бессмертные земли, чтобы те непленились бессмертием: сама их природа, по сути дела, бессмертия не выдержалабы.
В отпадении нуменорцев отблагодати можно проследить три фазы. Сперва – покорность, послушание свободноеи добровольное, пусть и без полного понимания. Затем на протяжении долгоговремени они повинуются неохотно, ропща, все более и более открыто. Под конецони восстают – возникает раскол между людьми.
На первой стадии, будучинародом мирным, Нуменорцы помогают другим людям.
На второй стадии, во дниГордыни и Славы, и недовольства Запретом, они стали стремиться, скорее, кбогатству, нежели к благоденствию. Желание спастись от смерти породило культмертвых; богатства и искусства расточались на гробницы и монументы. Теперь ониосновали поселения на западном побережье, но поселения эти становились, скореекрепостями и «факториями» владык, взыскующих богатств; Нуменорцы превратились всборщиков дани и увозили за море на своих огромных кораблях все больше и большедобра. Нуменорцы принялись ковать оружие и строить машины.
Со вступлением на тронтринадцатого короля Тар-Калиона Золотого, самого могущественного и гордого извсех королей, эта фаза закончилась и началась последняя. Узнав, что Саурон присвоилсебе титул Короля Королей и Владыки мира, Тар-Калион решил усмирить узурпатора.В ореоле мощи и величия он отправляется в Средиземье, и столь громадна егоармия, и столь ужасны Нуменорцы в день своей славы, что слуги Саурона не смеютпротивостоять им. Саурон смиряется, преклоняется перед Тал-Калионом и отвезен вНуминор в качестве заложника и пленника. Но там, благодаря своему коварству ипознаниям, он стремительно возвышается от слуги до главного королевскогосоветника и своими лживыми наветами склоняет ко злу короля и большинствонуменорцев. Он отрицает существование Бога, утверждая, что Единый – это лишьвыдумка завистливых Валар (совокупный образ апостолов и учеников Христа),оракул их собственных желаний. А главный Бог – тот, что обитает в пустоте, тот,что, в конце концов, одержит победу и создаст в пустоте бесчисленныекоролевства для своих слуг (то есть Мелькор, символический образ Дьявола).Запрет же – не более чем обманная уловка, подсказанная страхом и рассчитаннаяна то, чтобы не позволить людям отвоевать для себя жизнь вечную и соперничать сангелами. Я думаю, здесь всякие комментарии окажутся лишними.
Возникает новая религия ипоклонение Тьме, со своим храмом, выстроенным по наущению Саурона. Верныхпреследуют и приносят в жертву. Нуменорцы приносят зло и в Средиземье,становятся там жестокими и злыми владыками-некромантами, убивая и мучая людей.
Замысел Саурона –Антихриста осуществляется. Тар-Калион чувствует, как к нему подступают старостьи смерть, прислушивается к последнему наущению Саурона и, построив величайшуюиз флотилий, отплывает на Запад, нарушая Запрет, и идет на Бога войной, дабысилой вырвать у него жизнь вечную. В итоге, Единый, обрушивает Нуминор.
Здесь очевидна параллельс пришествием в мир Антихриста и Страшным судом.
Но…Пусть каждый верующийв Сына Божия, судит по-своему усмотрению, я лишь пытаюсь подтолкнуть братьев исестер к размышлениям.
«Сильмариллион» являетсяодним из важнейших произведений Толкина. В нем содержаться глубокие размышленияо Боге, о бытии, о назначении человека, о природе добра и зла, идеисамопожертвования и, в тоже время, умеренности в стремлении достичь свою цель.
И в заключение, приведунесколько забавных моментов.
В книгах Джона Толкинамного христианских образов и символики, коротко рассмотрим некоторые из них.
Каин и Авель. Всем нам сдетства известна трагическая история Каина и Авеля. Брат убил брата только зато, что дары Авеля были приятнее Господу, нежели ожесточенное сердце Каина. В«Сильмариллионе» мы находим схожий момент. Феанор и Финголфин, два брата. УФинголфина чистое, доброе сердце, а у Феанора сердце и душа пламенное,завистливое и злое. И в один прекрасный момент, Феанор, грозится убить брата,так как тот в глазах их отца любим. Но в отличие от библейской легенды, Феанорне убивает брата, а Валары просто изгоняют его из Валинора (Рая). Толкинпеределывает легенду о Каине и Авеле в ином русле, задаваясь вопросом, а чтобыло бы, если б Каин не убил Авеля? В итоге Феанор и Финголфин мирятся и уже непредставляют жизни друг без друга. Есть еще момент: когда Феанор покидаетВалинор, то он убивает своих родичей, тэллери, и навсегда покидает божественнуюземлю. Однако, это еще не все, валары проклинают Феанора, также как и Богпроклял Каина никогда и негде не знать покоя.
Иисус Христос. Образ ГосподаИисуса Христа, несет в себе Гэндальф Белый («Властелин колец»). Гэндальф гибнетв пещерах Мории, а затем воскресает, так как дела его на земле еще не окончены.Когда в душах людей угасла всякая надежда на спасение от злых сил Саурона,Гэндальф появляется вновь в мире. В Зачарованном лесу Фангорн воскресшийГэндальф встречается со своими соратниками: Арагорном, Леголасом и Гимли.Большой интерес представляет фраза Гэндальфа, которую он говорит Арагорну: «Я –Гэндальф, Гэндальф Белый, но Черный пока сильнее меня…» — Враг еще не побеждендо конца, и он появляется для того, чтобы укрепить сердца и души людей в вере,дать им надежду, благодать. Гэндальф носитель света, жизни и христианской любви.В сражении на Пелленорских полях, Гэндальф сам держит оборону Гондора, спасаялюдей, как мудрым словом, так и делом. Знаменателен в романе диалог Гэндальфа схоббитом Перегрином Туком.
«- Я не думал о такомконце!
— Конец!? Нет, наш путьне кончается смертью. Смерть – это продолжение пути, начертанная всем. Серая какдождь завеса этого мира отдернется и откроется серебристое окно. И ты увидишь…Белые берега, и за ними далекие зеленые холмы под восходящим солнцем».
Гэндальф несет в себе теже внутренние качества, что и Иисус Христос: он добродушен, милосерд, честен,справедлив, свят. Сравните образ Христа, знакомый нам по фильмам, с образомГэндальфа: «… а напротив него – старый маг в одежде, сияющей необыкновенной,как бы изнутри идущей белизной, сгорбленный и вроде бы дряхлый, но владеющийсилой более могучей, чем власть королей».
Грех. Образ греха,безудержной власти и алчности во «Властелине колец», например, символизирует КольцоВсевластия. Главный антагонист добра Саурон, верный прислужник злого Мелькора,вначале был одним из майаров (ангелических духов). Обманом, завоевав довериеэльфов, Саурон вместе с ними стал ковать Кольца Власти. Втайне от эльфов онвыковал Первое Кольцо, могущественнее всех остальных.
Силе Кольца Всевластияпротивостоять не может никто – ни человек, ни эльф, ни другое живое существо.Читателям «Властелина Колец» наверняка памятен диалог Фродо и Гэндальфа впервой книге романа:
«- Да как же я! Ты,Гэндальф, ты и сильный и мудрый. Возьми у меня Кольцо, оно – тебе.
— Нет! – вскрикнулГэндальф, отпрянув, — Будь у меня такое страшное могущество, я стал бывсевластным рабом Кольца… Ужасен Черный Властелин – а ведь я могу стать ещеужаснее. Кольцо знает путь к моему сердцу, знает, что меня мучает жалость ковсем слабым и беззащитным, а с его помощью – о, как бы надежно я их защитил,чтобы превратить потом в своих рабов. Не навязывай мне его!».
Кольцо Всевластьяразвращает любое живое существо и подчиняет его своей воле; зов Кольцанастолько силен, что ему невозможно противиться; сила Кольца столь велика, чтодля владельца, кем бы тот ни был, очень сложно расстаться с ним хотя бы намгновение; благодаря ему все представляется в искаженном, уродливом виде.
«Фродо неохотно вытащилКольцо. Но едва Бильбо протянул к нему руку, Фродо испуганно и злобноотшатнулся. С неприязненным изумлением он внезапно заметил, что его друг Бильбокуда-то исчез: перед ним сидел сморщенный карлик, глаза у карлика алчноблестели, а костлявые руки жадно дрожали».
Фродо также воплощает всебе образ Иисуса Христа. Он добровольно несет к Роковой Горе Кольцо, чтобыуничтожить его и спасти людей от греха, алчности и безграничной власти. Как и Иисус,Христос, он несет не себе грехи всего человечества, которые заключены в Кольце,чтобы раз и навсегда уничтожить и омыть их.
Искушение Кольцомпроходят все герои – от хоббита до Гэндальфа. При этом сила Кольцаувеличивается с расширением границ царства Чёрного Властелина. Только суничтожением Кольца исчезает природная и душевная тьма из Смертных Стран. То,что Зло не лежит в основе мировой гармонии, доказывает эпизод с древнейшимобитателем Средиземья Нарванном Бен-Адаром, или Томом Бомбадилом: Кольцо неимеет над ним власти, как не имеет ее над скалой или деревом.
Во «Властелине Колец», узла есть конкретное олицетворение – Черный Властелин Саурон. Каждый раз, идя наповоду у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя иокружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их,предлагает легкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнитьполностью, предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство,ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкина нет компромиссов. Совершенноезло приведет к еще большему злу. На зле нельзя построить добро.
Кольцо, как и Саурон –символ зла. И Черный Властелин, и оно играют почти ту же роль,, что дьявол вБиблии. Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев. Кольцо«подсказывает ложь», помогая завладеть собой, — и вот герой ввергнут в пучинустрашных событий, кардинально меняющих его жизнь. Кольцо предлагает сделатьгероя невидимым, спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой,оказывается сразу замечен, и почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцоявляется сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, иединственный способ избежать его пагубного влияния – даже не допускать мысль отом, чтобы воспользоваться злой силой.
Как истый христианин,Толкин отрицает всякое возмездие за неправедные дела. Кто не читал книги, апросто посмотрел знаменитый фильм Питера Джексона, может припомнить эпизод,когда Фродо, говорит: «… неужели вы пощадили Голлума после всех его черных дел?Он заслужил смерть». Но Гэндальф отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. Ион, и многие другие, имя им – легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить,но они мертвы. Их ты можешь воскресить – чтобы уж всем было по заслугам? А нет– так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не данопровидеть все». Таким образом, Толкин утверждает, что не может простой смертныйрешать, жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь дается каждому толькоодин раз, и у каждого только один шанс прожить ее правильно. Никто не в правеотнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет«Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкина. В конце произведения именноГоллум, хотя и невольно, предрешает победу добра.
Вскоре после публикации«Властелина Колец», в одном из писем Толкин говорил: «Я – христианин, как можнодогадаться по моим произведениям, и принадлежу к римско-католической церкви. Опоследнем факте догадаться по моим текстам можно едва ли…». Вероисповедание, ичто важнее – соответствующее ей мировоззрение Толкина не были тайной длякритиков и большинства исследователей биографии и творчества писателя.
Кстати, вторая частьфамилии Джона Рональда Руэла Толкина, Руэл – библейского происхождения.
Откроем Библию – этовсегда полезно. Моисей бежал из Египта, и женился там, на красавице Циппоре изплемени кочевников-кенитов. Ее отец, Итро, был жрецом народа Мидян. Он носилтакже имя Рэуэль, то есть «друг Бога». В английской традиции это имя звучит «Reuel», а читается: Руэл, с ударением напервом слоге.
Итак, я надеюсь, мнеудалось достаточно полно изложить христианские мотивы в творчестве Толкина имое их понимание. Произведения Толкина сложны и интересны. Единственный способмаксимально приблизится к пониманию книг Толкина – это прочесть и осознать ихсамому. Его произведения содержат очень интересные мысли, касающиеся Бога идьявола, добра и зла, человека, его судьбы и смысла жизни.