Реферат по предмету "Культурология"


Шпаргалки по культурологии

1.Предмет и задачи культурологиПонятиекультуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считалсячеловек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человекподнимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу(почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным(тайным, непознаваемым). Культура — это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятиекультуры. Культурология как наука обладает рядом своихтеорий (например, игровая  теория,  эволюционная теория и др.). Культурология как наукаобладает законами: 1. Чем  примитивнеекультура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровеньпринуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, темболее темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая  культура имеет своих великих людей.Актуальность культурологии обусловлена причинами: 1.Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентированона массовое производство товара, сейчас — на производство услуг. 2.Расширяетсяноменклатура услуг.3. Общество становится более открытым. 4. Сегодня основнымфактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты.Современные технологии требуют более культурного человека. 6. Культура  выходит из музеев, библиотек. Она являетсячастью профессионализма. Предметом культурологииявляется культура в единстве и уникальности различных культурных миров ипроисходящих в них процессах. Культурология являетсянаукой изучающей основополагающие законы становления и функционированияразличных культурных миров. Культурология оперируетне только абстрактными понятиями но прежде всего артефактами. Артефакты — образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримыепамятники культурного творчества так и процессы происходящие в той или инойкультуре. Таким образом культурология стоит междуфилософией и оперирующими наиболее общими понятиями науками изучающимиконкретные процессы социальной действительности: социология, политология.Изучением культуры занимались и продолжаютзаниматься большое количество наук. Приблизительно до середины 19 века культураисследовалась главным образом философией, историей гос-ваи права, этикой. Затем к ним подключились этнография, филология и т.д. Каждаяиз этих наук имеет свой предмет исследования. Культурологиясистематизирует весь комплекс наук о культуре. Цели:1.Выведение на болеевысокую ступень достижений человека как творца с присущими его творчествузначениями; 2. Постижение духа культуры; 3. Понимание культуры как своей, так ииной; 4. Восстановление целостных представлений о мире, картины мира какединого процесса. 5. Создание единой и самоценной теории культуры. 6.Утверждение общих методов исследования для всех дисциплин, изучающих культуру.В соответствии с этими ценностями культурология выделяет свой предмет исследования, имеяобъектом изучения культуру. В качестве предмета берет: содержание общественнойжизни, совокупность идей, ценностей, принятых обществом и обеспечивающихсуществование и поддержание традиций, особенности рождения, становления,развития и возможной гибели культуры. Культурологияимеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляяих генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задачкультурологического исследования выделяют следующие: 1. анализ культуры каксистемы конкретных феноменов; 2. выявление типов связей между элементамикультуры; 3. исследование ментального содержания культуры; 4. исследование типологиикультуры и культурных единиц; 5. разрешением проблем социокультурнойдинамики; 6. исследование культурных кодов и коммуникаций.
2.Становление культуры.Первобытнаяи архаичная культура:характеристика, место в современной культуре.Первобытная(архаичная) культура — это культура, положившая начало всем мировым культурам.Эта культура составляет основу современной культуры и занимает значительнуючасть в ней. Слой современной культуры настолько тонок — особенно в связи ссоциальными, политическими, экономическими потрясениями и катаклизмами, — чточерез него постоянно прорываются фантомы архаичной культуры. Большая частьистории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотентысяч лет. Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад.По матиалам, из которых люди изготавливали орудия,археологи делят  историю первобытногомира на три века: каменный, бронзовый и железный. Каменный векделится на несколько эпох: древнекаменный век (палеолит примерноот 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный (мезолит- примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменныйвек (неолит — примерно от 7 до 4 тыс. лет до н.э.), меднокаменный(энеолит — примерно 3 — начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовыйвек — примерно 2 начало 1 тыс. до н.э.; Железный век — примерно с середины 1 тыс. до н.э. В свою очередь, палеолит подразделяется на 3периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Характерной особенностьюпервобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм — соединениеразнородных воззрений. Деятельность человека, связанная  с художественным освоением мира,способствовала одновременно и формированию самого гомо сапиенса((человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов ипереживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективномбессознательном состоянии, в так называемом архетипе — прообразепервичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятиемскрывался образ, живое действие. Первые дошедшие до нас произведения первобытногоизобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньянскойэпохи (приблизительно 33-18 -е тыс. до н.э. (ориньянскаякультура свое название получила по пещере Ориньяк(Франция). Характерны кремневые пластины с ретушью, изготавливались костянные наконечники копий. Главное занятие человека — охота). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формамитела,  ематизированнымиголовами — так называемые “Венеры”, по-видимому, связанные с культомматери-прародительницы. Подобные “Венеры”найдены также в Италии, Австрии,Чехии, России и во многих других странах. Древнейшие памятники искусстванайдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита,что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописиоткрыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М.Саутуолаоткрыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисункипервобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. ВоФранции в 1901 г. Анри Брейль (1877-1961) обнаружилоколо 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Есть и изображение человека(в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателяархеолог Пестрони в пещере Фон де Гомоткрыл целую “картинную галерею”: 40 рисунков диких лошадей, 23 — мамонта, 17 — оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которыхне найден и поныне. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальныйвид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражалопостепенное познание человеком действительности, его первые представления обокружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют т ри  э т а п аизобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуетсясозданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество композицияиз туш, костей, натуральный макет; искусственная изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур; верхнепалеолитическоеизобразительное творчество — роспись пещер, гравировка на кости.Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пластапервобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения,жестов, возгласов, мимики. В первобытную эпоху зародились все видыизобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображенияв цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные изкамня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство — резьба покамню и кости, рельефы. Интересны произведения палеолитического искусства,найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в XIXв. вместес каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищи другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным наних геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты,всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрическийорнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, — основнойэлемент Мезинского искусства. В последние годы такойстранный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянкахВосточной и Средней Европы. Что же означает этот абстрактный узор и как онвозник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовалгеометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Однакоизучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонтов,ученые заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожихна зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинскихизделий. Таким образом, основа мезинскогогеометрического орнамента — узор, нарисованный самой природой. Но древниехудожники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнаментновые композиции и элементы. В одном из домов Мезинскойстоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костеймамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатыйорнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным,как правило, из округлых тщательно отшлифованных плоских галек желтоватого илизеленоватого с блесками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампыделались также из кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов намокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такогоштампа часто называют гребенчатым, или зубчатым. Более поздние этапы развитияпервобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространенияпервых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природыпервобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду сохотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В эпохунеолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные иотвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладногоискусства — керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глинянаяпосуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около9 тыс. лет назад. Они были кованые — литье появилось гораздо позднее. На Уралеоколо 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. летназад — и первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов,причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природуживотных. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений- крепости. В средней, лесной полосе Европы со второй половины первоготысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения. Поселенияделят на неукрепленные (стоянки, селища( и укрепленные (городища). Селищамии городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянкамиподразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Термин “стоянка”очень условен. Сейчас он вытесняется понятием “поселение”. Особое местозанимают мезолитические поселения, называемые “къекенмеддингами”,что в переводе с датского означает “кухонные кучи” (они действительно похожи надлинные кучи отбросов устричных раковин), поскольку в Дании и были обнаруженыэти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке.Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей. Стоянки охотниковкаменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие города — все этопоселения. Особым видом поселения являются римские террамары(от лат. terra — земля) — укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этихпоселений — мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменноговека римляне строили террамары не на болоте илиозере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняливодой для защиты от врагов. Погребения делятся на два основныхвида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) ипогребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболеесложные сооружения — мегалитические погребения (от греч. megas — большой, lithos — камень), т.е. погребения вгробницах, сооруженных из больших камней, — дольменов, менгиров. В ЗападнойЕвропе и на юге России распространены дольмены (от бретонскогоtol — стол и men — камень). Менгиры (от бретонского men — камень и hir — длинный) — отдельные каменные столбы. Есть менгирыдлиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке(во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей.Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе — кромлех(от бретонского crom-круглый и lech — камень). Кромлехи — культовыесооружения. Составляющие первобытной культуры. I. Мифпронизывает сознание и жизньпервобытного человека. Точного определения мифа до сих пор не существует.Разные школы культурологические, психологические, антропологические даютсобственное определение мифа. Например, миф-продукт подсознания человека (К.Г.Юнг).Этооснова мифотворчестваЭта концепция мифа легла воснову двух влиятельных в ХХ в. направлений социальной антропологии:1)Б.Малиновский. Миф — активная социальная сила, это идеальный образецтрадиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.2)К.Леви-Строс (“структурализм”) Миф — главный факторколлективного сознания и устойчивых социальных структур. Структура мифа какзнаковой системы — это аналог естественного языка как средства общения. Анализмифов выявляет первичные структуры сознания — его бинарность,двоичные противопоставления (женское — мужское, сырое — вареное, жизнь — смерть, верх — низ), т.е. такие вечные оппозиции, которые  и стремится объединить и объяснитьмифологическое сознание.               Средимифологических сюжетов разных этнических объединений исследователи выделяютнесколько устойчиво воспроизводимых в разных вариантах мифологем,которые имеют явно центральное мировоззренческое значение.1)“от хаоса кпорядку”: творение упорядоченного мира в результате деятельности какого-то антропоморфизированного персонажа — животного, небесноготела, природной стихии, либо человеческого существа.2)“жизнь — смерть — жизнь”:отступление от порядков, норм, принятых при мироздании, может лишить человекажизни, более того, лишает возможности родиться вновь. Древность этой мифологемыподтверждается и археологическими раскопками.II. Тотемизм — убежденность первобытных людейв том, что каждая человеческая группа тесно связана с каким-то животным илирастением и находится с ним в родственных отношениях. Предпосылка такогоубеждения — вера (миф), утверждающая возможность “обращения”, т.е. превращениячеловека в животное, основанного на одном из древнейших убеждений, что нетразницы между человеком и животным. Тотемизм включает в себя веру втотемистических предков (рассказы об их приключениях и похождениях), осознаниесвоего отличия от других групп, т.е. осознание своей индивидуальности. III. Анимизм — вера в одушевленность окружающей действительности. Э.Тайлорввел это понятие как основную, важную и первейшую форму любой религии. Ядроманимистической теории является понятие “душа”. Представления о душеопираются на 2 классических определения: душа — тень, душа — дыхание. Большуюроль в анимизме играют верования в призрачных образов, являющихся во сне, вовремя болезни, галлюцинаций. На первоначальном этапе развития анимизма людибыли склонны к подобным духовным контактам. Анимистические представления одвойственной природе души, о ее временном и пространственном континуумепредопределили отношение к смерти, погребению, умершим в первобытной культуре.Следовательно, основное чувство к покойному — страх, а похоронные обрядыпревратились в меры защиты.  Логикаанимизма не могла допустить только защитные меры. Если человек мог вернуться,то его существование необходимо сделать не хуже, чем оно было раньше. Способбыл найден: появились погребения с богатым убранством, слугами, всемнеобходимым, что могло бы “скрасить” будущее существование. IV. Фетишизм — вера в способность вселенияразных духов в самые неожиданные вещи, т.е. магические предметы рассматриваютсякак одушевленные, как фетиши. Фетишизм и есть поклонение духовным силам,воплощенным в вещах или связанных с ними, действующих через их посредство.Остатки этих форм сохранились фактически во всех регионах, а также в традицияхи быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой длядальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера,Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытнымипредшественниками.
4,5, ответы.Общественно-историческая школаимеет древние«классические» традиции, восходит к немецкой классической философии игруппирует вокруг себя преимущественно историков, философов, в т.ч. и религиозных.Главные представители на Западе О.Шпенглер(1880-1936), А.Д. Тойнби (1889-1975), в России — Н.Я.Данилевский(1822-1885).О.Шпенглер — немецкий философ и историк культуры считал, чтоистория — чередование культур, каждая из которых представляет собой«организм», спаянный внутренним единством; общечеловеческаяпреемственность в культуре не существует.В историичеловечества О.Шпенглер выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую,китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западно-европейскую и культурумайя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по О.Шпенглеру, грядетрусско-сибирская культура. Каждому культурному «организму» отмеренприблизительно тысячелетний срок. Умирая, каждая культура переходит в цивилизацию.А.Тойнби — английский историк и социолог — осмыслил развитие человечества в духе круговорота цивилизаций, которые онотождествлял с культурами.История, по А.Тойнби, — этосовокупность параллельно и последовательно развивающихся цивилизаций, которыегенетически друг с другом не связаны, но каждая из которых проходит одинаковыеэтапы от подъема к надлому, распаду и гибели.Позднееон пересмотрел свои взгляды, придя к заключению, что все известные культуры,питаемые мировыми религиями христианством, буддизмом, исламом) суть ветвиодного человеческого «древа истории». Всемирно-историческое развитиепредстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческойкультуре.Движущими силами истории, помимобожественного «провидения», А.Тойнби считал отдельных выдающихсяличностей «творческое меньшинство».Николай ЯковлевичДанилевский-публицист, социолог и естествоиспытатель — обосновал идею осуществовании так называемых «культурно-исторических типов»(цивилизаций), которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом иокружающей средой. Они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Началацивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотяи подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый культурно-историческийтип проявляет себя в 4-х сферах: религиозной, собственно культурной,политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве тойили иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг другакультурно-исторических типов, проходящих путь от «этнографического»состояния через государственность до цивилизованного уровня.ИдеиН.Я.Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носилимессианский характер.

3.Немецкие философы о культуре.I. Становлениепредставлений о культуре и современные определения культуры.Немецкийфилософ Иммануил Кант (1724-1804), хотяи признавал в основе мироздания триаду идей — истина, добро, красота,пришел к преимущественно моральному осознанию понятия “культура”. Сделавособый акцент на моральной стороне бытия, считая культуру данной Богомспособностью человека подняться от “животного”, чувственного состояния к высоконравственному существованию, Кант назвал это “категорическимимперативом”.Основной закон кантовской этики гласит: “… поступай так, чтобы тывсегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, такжекак и к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”.Нозадолго до Канта еще в Vв. Иоанн Златоуст, известный отец церкви,утверждал, что греховно рассматривать человека как средство или как инструмент.Схожие идеи развивали и другие выдающиеся философы (Спиноза, Фейербах, Маркс,Фрейд и др.)Немецкий поэт Фридрих Шиллер (1759-1805) считал, чтокультура состоит в гармонии и примирении физической и нравственной природычеловека: “Культура должна отдавать справедливость обоим — не только одномуразумному побуждению человека в противовес чувственному, но и последнему впротивовес первому. Итак, задача культуры двоякая: 1) охрана чувственности отзахвата свободы; 2) охрана личности от силы чувствований. Первого она достигаетразвитием способностей чувствовать, а второго — развитием разума”.ФридрихВильгельм Шеллинг (1775-1854), поэты-романтики, братья А.В. и Ф.Шлегелн (176-1845, 1772-1829), Новалис(1772-1801) — на первый план выдвинули эстетическое осознание культуры.Главным ее содержанием провозгласили художественную деятельность людей, каксредство божественного преодоления в них животного, естественного начала.Эстетические взгляды Шеллинга наиболее полно изложены в его книге “Философияискусства” (1802-1803), где отчетливо прослеживается стремление показатьприоритет художественного творчества перед всеми другими видами творческойдеятельности человека, поставить искусство и над нравственностью, и над наукой.“Наука лишь “поспешает” за тем, что уже оказалось доступным искусству.Искусство — это как бы завершение мирового духа, ибо в нем находят объединениев форме конечного субъективное и объективное, дух и природа, внутреннее ивнешнее, сознательное и бессознательное, необходимость и свобода. Как таковое,искусство созерцание абсолюта”. Несколько упрощенно культура сводиласьШеллингом и романтиками к искусству, прежде всего, к поэзии. Человекуразумному и нравственному они, в известной степени, противопоставляли мощьчеловека-художника, человека-творца.Попытка примирить“просветительское” и романтическое толкование культурной эволюции человечествасделал другой великий немецкий философ — Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831), который выделялся обостренным вниманием к истории мировой духовнойкультуры.В своей работе “Феномен духа” (1807) онписал, что культура выступает как закономерное развитие, постепенное выявлениетворческой силы существующего вне человека “мирового разума”, отождествляемогос Богом. Он воплощается в последовательно сменяющих друг друга формах культурыразных стран и народов, одновременно познавая сам себя, как их творца. При этомон просыпается в людях первоначально в виде языка, речи. Духовное развитиеиндивида воспроизводит стадии самопознания “мирового духа”, начиная с “детскоголепета” человечества и кончая “абсолютным знанием”, т.е. знанием тех форм изаконов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, — науки,нравственности, религии, искусства, политико-правовых систем. Движущей силой,“мотором” этого поступательного процесса в природе и обществе являетсядиалектическая борьба противоположностей — тезис, как известно, впоследствиивзятый на вооружение марксизмом. Сущность культуры, по Гегелю,определяется духовным приобщением индивида к мировому целому,включающему в себя как природу, так и историю. Но поскольку это целое естьпорождение “мирового разума”, “мирового духа” “абсолютной идеи”, поскольку иприобщение к ним индивида становится возможным лишь в форме максимальногопонимания мира, максимальных знаний. “В развитии всеобщности мышления состоитабсолютная ценность культуры”, — писал Гегель.Рольдуховного освобождения человека была критически переосмыслена К.Марксом (1818-1883).Условием такого освобождения должны быть, по Марксу, коренные изменения всфере материального производства и отношений в обществе. Освобождение иразвитие подлинной культуры связаны  вмарксизме с практической деятельностью пролетариата, с политической икультурной революциями, которые он должен осуществить. Вся история естьпоследовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которыхявляется более развитой в культурном отношении, чем предшествующая, чтоопределяется развитием способа материального производства. Это развитиеявляется основой единства мировой культуры.Такимобразом, в марксизме культура понимается как сфера практической деятельностичеловека, а также как совокупность природных и общественных результатов этойдеятельности. Развитие культуры представляет собой противоречивый процессвзаимодействия “двух культур”. Каждая из которых выражает интересы и целиантагонистических классов. Культура, пройдя стадии разрешения противоречий,станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметьобщечеловеческий (коммунистический) характер. Условиями достижения такогосостояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частнойсобственности и построение бесклассового общества. Особый интерес дляспециалистов в области филологии и лингвистики представляет современник Гегеля- немецкий эстетик, языковед, философ Вильгельм фон Гумбольдт(1767-1835) применивший гегелевское понятие “духа” преимущественно к культуреотдельных народов. Он рассматривал их как неповторимые культурные, духовныеединства, специфика которых выражается и определяется главным образом языком. Всамом названии его основной работы по этому вопросу “О различии строениячеловеческих языков и его влиянии на развитие человеческого рода”уже содержитсяуказание на неразрывную связь языка и культуры. Подчеркивая творческую природуязыка как формы выражения национального духа, Гумбольдт исследовал его в теснойсвязи с культурным бытием народа. Язык, по Гумбольдту, не только инструмент, нои сама деятельность “духа”. В его структуре уже заложены свойственные тому илииному народу восприятия окружающего мира и стереотипы поведения. Гумбольдтявился по существу основоположником философии языка как самостоятельнойдисциплины и оказал огромное влияние на дальнейшее изучение органической связимежду языком и культурой. Как лингвист, Гумбольдт, в известной степени,знаменовал собой переход от преимущественно философского осмысления культуры(Вольтер, Руссо, Кант, Шиллер, Шеллинг, Гегель) к ее более предметномуизучению, обратив, прежде всего, внимание на язык… Со второй половины XIXвека этаже тенденция об общего осмысления к изучению конкретного многообразиякультурных проявлений наблюдается и у других ученых.
6.7.Натуралистическая школа.Главнаячерта этого направления состоитв стремлении подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительнопреувеличивая ее. Школа объединяет преимущественно медиков, психологов,биологов, которые пытаются объяснить культуру от псих-о-биологическойприроды человека. Культура представляется им таким же приспособлением человекаи окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.Главныепредставители З.Фрейд (1856-1939), К.Г.Юнг (1875-1961).ЗигмундФрейд — австрийский врач и психолог, основатель психологического учения(психоанализа) — считал, что культура обеспечивает совместную жизнь людей,ограничивая их антисоциальные влечения и предоставляявытесненным влечениям некоторые запасные выходы на основе сублимации. Фрейдисходил из предпосылки, согласно которой отдельный человек не знал ограниченийв своем следовании принципу удовольствия, тогда как член обществахарактеризуется очевидным нарушением автоматического и немедленногоудовлетворения своих влечений. Поэтому культура, по Фрейду, есть нечто иное,как отказ от удовлетворения желаний бессознательного, и следовательно, прогресскультуры означает  уменьшениечеловеческого счастья (а счастье — это «естественное» счастье,достигаемое в следовании «принципу удовольствия»). Хотя«естественное» счастье и недостижимо, культура, считает Фрейд, должнасоздать особые механизмы для обеспечения отказов от требований «принципаудовольствия». Культура не сможет существовать, если внешнее ограничениевлечения не станет внутренним. Этому должны способствовать три фактора: 1)любовь (но без сексуальных целей); 2) общие переживания, общественные идеалы иценности; 3) религия, которая формирует особые общие переживания. В своейконцепции о происхождении культуры З.Фрейд опирался на так называемыйбиологический закон, согласно которому индивидуальное развитие организма(онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида(филогенез).Карл Густав Юнг — швейцарский психолог и философ культуры — главнымпонятием своей концепции культуры делает коллективное бессознательное.Главным в развитии культуры, по Юнгу, является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентовпсихики. В связи с этим культуре угрожают две опасности. С одной стороны, эторастворение личностного начала в стихии «коллективногобессознательного», что характерно для мистических религиозных культовВостока. С другой — абсолютизация человеческого «я», при которой архетипически-бессознательное подавляется и игнорируется(это характерно для индивидуалистической и технократической европейскойкультуры). Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определенное уравновешиваниесознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлятьтолкование архетипической символики и тем самымоблегчать процесс индивидуации.1 — социум;2 — культура;3 – природа.

8,9. Социологическая школаЭтонаправление объединяет ученых,которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества.Основные представители: Томас С. Элиот(1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), Т.Парсонс (1902-1979).Т.С.Элиот — англо-американскийпоэт и критик модернистского направления — делил общество на духовную элиту инепросвещенную массу, отмечая, что только малочисленная духовная элита способнана культурное созидание. Под культурой он понимал «образ жизни данногонарода, живущего в одном месте»; считал, что культура «есть больше,чем собрание искусств, обычаев, религиозных верований».ПитиримАлександрович Сорокин — русско-американский социолог, историк — разделял теориюдуховной элиты как ведущей силы общества и подчеркивал неразрывную связь общесоциальных процессов с развитием культуры. П.Сорокинвыделил 3 возможных типа культуры: а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственноевосприятие и оценка действительности; б) идеациональный (ideational), гдепреобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту; в)идеалистический (idealistic), представляющий некийсинтез «чувственного» и "идеационального"типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическоевосприятие — интуицией.
А.Вебер — немецкийэкономист и социолог — выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на тривзаимосвязанных, но протекающим по разным законам, процесса: социальный(формирование социальных институтов), цивилизационный(поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации),культурный (творчество, религия, искусство и философия).ТолкоттПарсонс — американский социолог, создатель теориидействия и системно-функциональной школы в социологии. Т.Парсонссчитал, что все духовные и материальные достижения людей являются результатомобщественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной исобственно культурной. В основе первой и более «низкой» из них — социальной — лежат совместные действия людей, движимых целями своегобиологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Длявторой, более высшей — культурной системы, которая уже лишена биологическойобусловленности, характерны символичность (то есть наличие такихсимволических механизмов регуляции как язык и системы других символов); нормативность(т.е. зависимость человека от общепринятых ценностей и норм); волюнтаристичность (известная иррациональность инезависимость действий человека от условий окружающей среды, но зависимость отсубъективных определений ситуации).
10,11,12. Символическая школа.Этосамая «молодая» изсовременных культурологических школ, сложившихся в результате могучего развитиясредств массовой информации. Главные представители Эрнст Кассирер(1874-1945), К. Леви-Строс (род. 1908), Ю.М.Лотман(1922-1993).Э.Кассирер — немецкий философ — в основусвоей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой,систематической и постоянной символизации, т.е. подходит к культурепреимущественно с позиций семиотики.Символическиеформы — это, по Кассиреру, те средства, которыеотделяют человека от мира и одновременно соединяют человека с миром;символические формы позволяют человеку упорядочить окружающий его мир,упорядочить хаос, в виде которого этот мир поначалу  предстает перед человеком; символическиеформы дают представления о предметной действительности; действительность человека(шире — социума) всегда опосредована сферой символических форм; в основеразвития символических форм лежит деятельность человека, его способностьсоздавать и развивать орудия труда и в связи с этим формировать новыепотребности (которые носят чисто человеческий характер и отличают человека отостального биологического мира). На представленной схеме-рисунке сферасимволических форм проникает как в космос, так и внутрь социума и каждогочеловека, потом


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налогооблажение физических лиц Швейцарии
Реферат Аселения первостепенное значение имеет производство высококачественных и конкурентноспособных продуктов питания на основе новейших ресурсосберегающих технологий
Реферат Анализ использования трудовых ресурсов на примере ЗАО Подшипниковый завод
Реферат Реформи Володимира
Реферат Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского
Реферат Учет накладных расходов. Порядок расчета и использования ставок распределения накладных расходов
Реферат Производство синтетического пантотената кальция (витамина В3)
Реферат Ріхард Зорге
Реферат Страховые компании в системе инвестиций
Реферат Poem Dreams Essay Research Paper DreamsLeave yourself
Реферат Положение о бухгалтерии
Реферат Банки в России исторический экскурс
Реферат Роль М.В. Ломоносова (1711-1765) в розвитку природознавства, медичної справи та освіти
Реферат Анализ финансового состояния ЗАО НоябрьскВторМет
Реферат Дочь чиновного человека