Реферат по предмету "Культурология"


Фетиши, талисманы и магия

ФЕТИШИ,ТАЛИСМАНЫ И МАГИЯ

Представлениео духе, вселяющемся в неодушевленный предмет, животное или человека, естьдревнейшее и достойное уважения верование, существующее с тех пор, как началасьэволюция религии. Учение об одержимости духом представляет собой фетишизм.Дикарь необязательно преклоняется перед фетишем; он вполне закономернопоклоняется и благоговеет перед заключенным в фетише духом.
Поначалу пребывающий в фетише дух считался призраком умершегочеловека; позднее стали полагать, что в фетиши вселяются более высокие духи. Витоге культ фетишей объединил все примитивные представления о призраках, душах,духах и демонической одержимости.

1.ВЕРА В ФЕТИШИ
Первобытный человек стремился из всего необычного сделать фетиш;поэтому появление многих фетишей было случайным. Человек заболевает; что-топроисходит — и он выздоравливает. То же самое относится и к репутации многихлекарств и случайных методов лечения заболеваний. Предметы, связанные сосновидениями, легко превращались в фетиши. Ими становились вулканы — но негоры, кометы — но не звезды. Древние люди считали падающие звезды и метеорысвидетельством прибытия на землю особых духов-посетителей.
Первыми фетишами были камушки с необычными отметками, и с техпор человек всегда искал «священные камни». Когда-то ожерелье представлялособой коллекцию священных камней — целый набор талисманов. Камни-фетиши были умногих племен, однако считанные из них сохранились в этом качестве, как,например, Каабский и Скунскийкамни. Вода и огонь также относились к древним фетишам. Поклонение огню и верав святую воду существуют по сей день.
Фетишизация деревьев произошла в более поздние времена, но срединекоторых племен поклонение природе привело к вере в талисманы, в которыевселялись различные природные духи. Когда растения и фрукты становилисьфетишами, их запрещали есть. Одними из первых в эту категорию попали яблоки:левантийские народы никогда не употребляли их в пищу.
Если животное питалось человеческой плотью, оно превращалось вфетиш. Так собака стала священным животным парсов. Если фетишем являетсяживотное и в нем постоянно пребывает дух, то фетишизм может смыкаться с реинкарнацией. Дикари во многом завидовали животным; они нечувствовали своего превосходства и зачастую получали имена в честь любимых зверей.
Когда животное становилось фетишем, на его мясо накладывализапрет. Из-за своего сходства с людьми человекообразные обезьяны и мартышки ужев древности стали священными животными; позднее такого же отношения удостоилисьзмеи, птицы и свиньи. Одно время фетишем

была корова: на коровье молоко было наложено табу, а ееиспражнения пользовались большим почтением. В Палестине существовал культ змей,в особенности у финикийцев, которые, наряду с евреями, считали змею выразителемзлых духов. Даже многие современные люди верят в колдовские способностипресмыкающихся. Змей чтили на всём пространстве от Аравии и Индии до племениндейцев хопи с их танцами змей.
Некоторые дни недели были фетишами. Веками пятница считаласьнесчастливым днем, а тринадцать — злополучным числом. Счастливые числа — три исемь — появились в результате последующих откровений; четыре было счастливымчислом у первобытного человека, который уже в древности открыл четыре сторонысвета. Считалось, что подсчет скота и другой собственности приносит несчастье;древние люди всегда противились переписи населения — «исчислению людей».
Первобытный человек не делал ненужного фетиша из секса;репродуктивная функция привлекала лишь ограниченное внимание. Отношение дикарябыло естественным; в нем отсутствовали непристойность или похотливость.
Могущественным фетишем была слюна; плюя на человека, из негоможно было изгнать дьяволов. Старший или знатный человек оказывал высшую честьтому, на кого он плевал. Некоторые части человеческого тела считались потенциальнымифетишами, в особенности волосы и ногти. Высоко ценились длинные ногти,выраставшие на пальцах вождя, и их обрезки превращались в могущественный фетиш.Фетишизация скальпов является одной из главных причин последующей охоты заголовами. Ценным фетишем являлась пуповина; такое отношение к ней до сих порсуществует в Африке. Первой игрушкой человека была сохраненная пуповина.Зачастую украшенная жемчугом, она стала первым ожерельем.
Горбатые и увечные дети становились фетишами; считалось чтолунатики являются помешанными. Первобытный человек не отличал гения отбезумного; идиотов либо забивали насмерть, либо почитали в качестве фетишей.Истерия всё больше подтверждала распространенные верования в колдовство;эпилептики часто становились жрецами и шаманами. На пьянство смотрели как навид одержимости духом: когда дикарь принимал участие в попойке, он вставлял вволосы лист, чтобы снять с себя ответственность за свои поступки. Яды и крепкиенапитки стали фетишами: считалось, что в них вселяются духи.
Многие смотрели нагениев как на фетишей, одержимых мудрым духом. Эти одаренные люди быстронаучились прибегать к обману и надувательству в своих эгоистических целях.Человек-фетиш считался сверхчеловеком: он был божественным и даже непогрешимым.Поэтому вожди, цари, жрецы, прорицатели и церковные правители в итогеприобретали огромную и неограниченную власть.

2.ЭВОЛЮЦИЯ ФЕТИША
Считалось, что призраки предпочитают вселяться в один изпредметов, принадлежавших им при жизни во плоти. Этой верой объясняетсядейственность многих современных реликвий. Древние всегда почитали кости своихвождей, и скелетные останки святых и героев до сих пор приводят многих людей всуеверный трепет. По сей день совершаются паломничества к гробницам великихлюдей.
Вера в святые мощиявляется пережитком древнего культа фетишей. Святые мощи представляют собойпопытку современных религий рационализировать фетиши дикарей и таким образомвозвысить их, сделав достойными и респектабельными в современных религиозныхсистемах. Вера в фетиши и магию считается язычеством, однако поклонение святыммощам и вера в чудеса не вызывают возражений.


Огонь — очаг — превратился в некоторое подобие фетиша,священного места. Поначалу святыни и храмы становились фетишами потому, чтоздесь хоронили умерших. Святилище древних евреев было возвышено Моисеем до тогоположения, при котором оно стало вместилищем сверхфетиша,— существовавшего в то время представления о законе Божьем. Однако израильтяненикогда не отказывались от сугубо ханаанской веры вкаменный жертвенник: «И этот камень, который я поставил памятником, будет домомБожьим». Они глубоко верили в то, что дух их Бога пребывал в таких каменныхжертвенниках, которые фактически являлись фетишами.
Древнейшие изображения создавались для того, чтобы сохранитьоблик прославленных покойников и увековечить их память; это были настоящиепамятники. Идолы представляли собой усовершенствование фетишизма. Первобытныелюди верили в то, что под воздействием обряда освящения дух проникает визображение. Таким же образом, благословляя определенные предметы, ихпревращали в талисманы.
Моисей попытался обуздать поклонение фетишам у древних евреев,дополнив вторую заповедь древнего даламатийскогокодекса. Он осмотрительно предписал им не делать каких-либо изображений,которые могли превратиться в освященные фетиши. Моисей сказал прямо: «Неделайте себе идолов или изображений того, что вверху на небе или что внизу наземле или что в водах земных». Хотя эта заповедь существенно замедлила развитиеискусства у евреев, она действительно уменьшила поклонение фетишам. ОднакоМоисей был слишком мудр для того, чтобы попытаться одним махом вытеснитьдревние фетиши, и потому он согласился поместить в ковчег, который являлсяодновременно походным жертвенником и религиозной святыней, некоторые святыемощи рядом со скрижалями.
В итоге фетишами стали и слова, в особенности такие, которыесчитались словами Бога. Так священные книги многих религий превратились вфетишистские тюрьмы, сковывающие духовное воображение человека. Само усилиеМоисея по разрушению фетишей превратилось в главный фетиш. Его заповедьвпоследствии использовалась для того, чтобы очернить искусство ивоспрепятствовать наслаждению и восхищению прекрасным.
В древности непререкаемое слово-фетиш было внушающей страх догмой— самым страшным из всех тиранов, порабощавших человека. Догматическийфетиш приводит смертного человека к самообману, удерживая его в тисках слепойверы, фанатизма, суеверия, нетерпимости и наиболее зверских форм варварскойжестокости. Современное уважение к мудрости и истине — лишь недавнее избавлениеот тенденции к фетишизации, обращение к более высоким уровням мышления илогики. Что касается собрания фетишизированных писаний, которые для различныхрелигиозных людей являются священными книгами, то считается, чтоне только содержание таких книг истинно, но и что они содержат всю истину. Еслив одной из священных книг будет сказано, что земля является плоской, то втечение многих поколений здравомыслящие, в принципе, мужчины и женщины будутотвергать явные свидетельства того, что планета является круглой.
Обычай открывать одну из священных книг, чтобы взглянуть напервый попавшийся отрывок, следование которому может стать определяющим дляпринятия важных жизненных решений или планов, есть не что иное как откровенныйфетишизм. Присягать на «священной книге» или клясться предметом высшегопочитания есть вид утонченного фетишизма.
Однако переход от страха, который внушал дикарю фетиш в видеобрезков ногтей племенного вождя, к поклонению перед грандиозным собраниемпосланий, законов, легенд, аллегорий, мифов, поэм и хроник, отражающих, всё же,выверенную в веках нравственную мудрость, представляет собой настоящийэволюционный прогресс, по крайней мере, до тех пор, пока эти писания необъединяют в «священную книгу».

Для того чтобы превратиться в фетиши, слова должны былисчитаться ниспосланными, и взывание к таким предположительно священным писаниямвело непосредственно к установлению власти церкви, в то время какэволюция гражданских форм вела к осуществлению власти государства.

3.ТОТЕМИЗМ
Фетишизм наблюдался во всех первобытных культах — от древнейшейверы в священные камни до идолопоклонства, каннибализма, обожествления природыи тотемизма.
Тотемизм есть сочетание социальных и религиозных обрядов. Первоначальнолюди верили в то, что почтительное отношение к тотемному животному,считавшемуся биологическим предком, служит гарантией пропитания. Тотем былодновременно символом группы и ее богом. Такой бог являлся персонификациейклана. Тотемизм представлял собой одну из стадий в попытке социализироватьрелигию, которая является, в принципе, личным делом. В итоге тотем превратилсяво флаг, или национальный символ различных современных народов.
Сумка-фетиш, сумка шамана, представляла собой мешок, содержавшийвызывающий уважение набор наполненных призраками предметов, и древние шаманыникогда не позволяли своей сумке — этому символу их могущества — касатьсяземли. Цивилизованные люди двадцатого века также следят за тем, чтобы их флаги— эмблемы национального сознания — никогда не касались земли.
К эмблемам жрецов и царей стали в итоге относиться как кфетишам, и фетиш высшего статуса прошел через многочисленные стадии развития —от кланов к племенам, от сюзеренитета к суверенитету, от тотемов к флагам.Фетишизированные цари царствовали по «божественному праву», и возникали многиедругие формы правления. Люди превратили в фетиш и демократию, возвышая иобожествляя представления обыкновенного человека, когда они в совокупностиименуются «общественным мнением». Само по себе, мнение отдельного человекасчитается чем-то малозначительным, однако когда много людей сообща исполняютфункции демократического общества, всё то же посредственное суждение становитсякритерием справедливости и эталоном праведности.

4.МАГИЯ
Цивилизованный человек энергично берется за решение проблемреальной среды с помощью науки. Дикарь же пытался решать реальные проблемыиллюзорной среды духов с помощью магии. Магия являлась методом манипулированиявоображаемой средой духов, происками которых бесконечно объяснялосьнеобъяснимое. Она являлась искусством обеспечения добровольного сотрудничествадухов, а также принуждения их к оказанию помощи с использованием фетишей илидругих, более могущественных духов.
Цель магии, волшебства и колдовства была двойной:
1. Предсказывать будущее.
2. Воздействовать благоприятным образом на среду.
У науки те же цели, что и у магии. Человечество прогрессирует отмагии к науке не с помощью медитаций и рассуждений, а скорее за счетдлительного опыта, постепенно и мучительно. Человек медленно пятится к истине,начиная с ошибок, продолжая ошибками и, наконец, достигая порога истины. Толькос появлением научных методов он обращается лицом вперед. Однако первобытномучеловеку предстояло экспериментировать или погибнуть.
Чары древнего суеверия породили научную любознательность. В этихпримитивных суевериях заключалась прогрессивная динамическая эмоция — страх всочетании с любопытством; древняя магия содержала

прогрессивную движущую силу. Эти суеверия свидетельствовали опоявлении у человека желания знать и контролировать планетарную среду.
Магия оказывала столь сильное влияние на дикаря из-за егонеспособности осмыслить естественную смерть. Возникшее впоследствиипредставление о первородном грехе помогло значительно ослабить власть магии надчеловеком, ибо оно объясняло естественную смерть. В свое время десять невинныхчеловек нередко лишались жизни из-за мнимой ответственности за естественнуюсмерть одного человека. Это одна из причин медленного роста населения в древнеммире, что и сегодня справедливо в отношении некоторых африканских племен.Обвиняемый обычно сознавался в своей вине, даже если это означало вернуюсмерть.
Магия естественна для дикаря. Он верит, что врага действительноможно убить, колдуя над прядью его волос или обрезками ногтей. Смертельноедействие змеиных укусов приписывалось магии колдуна. Трудность борьбы с магиейзаключается в том, что страх способен убить. Первобытные люди настолько боялисьмагии, что она действительно убивала их, и таких последствий было достаточно,чтобы укрепить эту ошибочную веру. В случае неуспеха всегда находилоськакое-нибудь правдоподобное объяснение. Неудачная магия исправлялась новоймагией.

5.МАГИЧЕСКИЕ ТАЛИСМАНЫ
Так как всё, что имело отношение к телу, могло стать фетишем,древнейшая магия пользовалась волосами и ногтями. Атмосфера скрытности,окружавшая физиологические отправления, вытекала из страха перед врагом,который мог завладеть чем-то, извлеченным из тела, и воспользоваться этим длянанесения вреда с помощью магии. Поэтому все испражнения тщательнозакапывались. Люди старались не плевать в присутствии других, так как боялись,что слюна может быть использована для вредоносной магии: плевки всегдаприкрывались. Даже остатки пищи, одежда и украшения могли стать средствамимагии. Дикарь никогда не оставлял на столе после себя объедков. И всё этосовершалось из опасения, что враги смогут использовать эти вещи для совершениямагических обрядов, а не из осознания гигиенического значения подобнойпрактики.
Магические талисманы приготовлялись из самых разнообразныхвещей: человеческой плоти, клыков тигра, зубов крокодила, семян ядовитыхрастений, змеиного яда и человеческих волос. Большой магической силой обладаликости покойников. В магии могла использоваться даже пыль, оставшаяся на следахног. Древние люди свято верили в любовные талисманы. Кровь и другие видытелесных секреций могли обеспечить магическое воздействие любви.
Считалось, что в магии могут с успехом использоватьсяизображения. Люди верили, что плохое или хорошее обращение с изготовленнойфигуркой отражалось на реальном человеке. Делая покупки, суеверный человекжевал кусок твердого дерева, чтобы смягчить сердце продавца.
Огромной магической силой обладало молоко черной коровы; такимиже свойствами отличались черные кошки. Магическими были посох или прут, нарядус барабанами, колокольчиками и узлами. Все древние предметы были магическимиталисманами. Обычаи новой или более высокой цивилизации встречались снеодобрением из-за их якобы пагубных магических свойств. В течение долгоговремени таким было отношение к письму, книгопечатанию и картинам.
Первобытный человек считал, что к именам следует относиться суважением, в особенности к именам богов. Имя считалось сущностью, фактором,отличным от физической индивидуальности; его чтили наравне с душой и тенью.Человек закладывал свое имя, когда брал взаймы, и не мог пользоваться им, покане выкупал его, отдавая долг. Сегодня люди подписывают своим именем вексель.Личное имя быстро стало значительным

фактором в магии. У дикарябыло два имени: главное имя считалось слишком священным для того, чтобы имможно было пользоваться в обычных ситуациях; так появилось повседневное имя —прозвище. Дикарь никогда не сообщал своего настоящего имени незнакомым людям.Любое происшествие необычного характера заставляло его брать новое имя. Иногдапричиной тому была попытка вылечить болезнь или положить конец неудачам. Дикарьполучал новое имя, покупая его у вождя племени. Люди до сих пор вкладываютденьги в звания и титулы. Однако у наиболее примитивных племен, таких какафриканские бушмены, личные имена не существуют.
6.МАГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ
Магией занимались при помощи волшебных палочек, знахарскихобрядов и магических формул, и совершающий ритуал обычно был обнаженным. Средипервобытных магов было больше женщин, чем мужчин. Для магии знахарство означаеттаинство, а не лечение. Дикарь никогда не врачевал самого себя; он пользовалсятолько теми лекарствами, которые советовали ему специалисты по магии.Знахари-шаманы двадцатого века очень похожи на древних магов.
Магия могла быть публичной и частной. Та магия, котораяпрактиковалась шаманом или жрецом, приносила, предположительно, пользу всемуплемени. Ведьмы, колдуны и волшебники осуществляли частную магию — личную иэгоистичную магию, которая использовалась как принудительный метод для навлечения несчастья на врагов. Дуалистический спиритизм —представление о добрых и злых духах — породил последующие верования в белую ичерную магию. И по мере эволюции религии, магией стали называть такиевоздействия на духов, которые происходили за рамками своего культа, а такжеболее древние верования в призраков.
В высшей степени магическими были комбинации слов, ритуальныепеснопения и заклинания. Некоторые ранние заклинания в итоге превратились вмолитвы. Вскоре появилась имитационная магия: молитвы превращались впредставления, а магические танцы были не чем иным, как инсценированнымимолитвами. Молитва постепенно заменила магию как часть ритуалажертвоприношения.
Жест — будучи более древним, чем речь, — был более святым имагическим, и считалось, что большой магической силой обладают подражания.Красные люди часто устраивали танцы бизонов: один из них изображал бизона, иесли его ловили, то это сулило удачу в приближающейся охоте. Сексуальныепразднества Первого мая были всего лишь имитационной магией — недвусмысленнымивзываниями к сексуальным страстям растительного мира. Кукла впервые появилась вкачестве магического талисмана бесплодной женщины.
Магия являлась той боковой ветвью древа эволюционной религии,которая со временем принесла плоды научного века. Вера в астрологию привела кразвитию астрономии, вера в философский камень — к искусству обработкиметаллов, в то время как вера в магические числа создала математику.
Однако в мире было столько талисманов, что это в значительноймере привело к уничтожению всякого честолюбия и инициативы. Плодыдополнительного труда или усердия расценивались как результат магии. Если наполе одного человека вырастало больше зерна, чем у его соседа, его моглипривести к вождю и обвинить в переманивании избыточного зерна с соседскогополя. Действительно, обширные познания были опасны в дни варварства: такихлюдей всегда могли обвинить в черной магии и казнить.
Наука постепенноустраняет из жизни элемент азартной игры. Но случись так, что современныеметоды образования потерпят крах, — произойдет практически немедленный возвратк первобытной вере в магию.
Такие суеверия до сих поростаются в сознании многих так называемых цивилизованных людей. Язык содержитокаменелости, которые свидетельствуют о том, что человеческая раса в течениедлительного времени была погрязшей в суевериях; это такие слова, как«очарованный», «родившийся под несчастливой звездой», «одержимость»,«воодушевление», «дух вон», «простодушие», «чарующий», «как громом пораженный»,«дух захватывает». И разумные люди до сих пор верят в удачу, сглаз иастрологию.
Древняя магия была тем коконом, из которого появиласьсовременная наука; она была необходима для своего времени, однако теперь уже неприносит пользы. Фантомы невежественных суеверий будоражили примитивныйчеловеческий ум, пока он не обрел способность порождать научные представления.Сегодня Урантия проходит смутный период своейэволюции. Половина человечества рвется к свету истины и открываемым наукойфактам, в то время как другая половина томится в объятиях древних суеверий илишь слегка замаскированной магии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интенсивная технология возделывания картофеля в Приморском крае
Реферат Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте
Реферат Steroids Essay Research Paper SteroidsEver since their
Реферат Организация служб маркетинга на предприятии по материалам ДГП ГНПОПЭ Казмеханобр
Реферат Grapes Of Wrath Synopsis Essay Research Paper
Реферат Облік та контроль операцій з векселями в системі управління фінансо
Реферат Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления
Реферат А. А. Борисов Редакционная коллегия
Реферат Різні моделі змішаної економіки й національні особливості післявоєнного відновлення економіки в різних країнах (період 1945-1970 рр.)
Реферат И разыгрались же кони в поле...
Реферат Озонобезопасный хладагент R-410A
Реферат Текст и дискурс как языковые единицы
Реферат 1. математический анализ
Реферат Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Реферат Russian Reform And Economics- The Last Quarter