Встреча с Индией
Географическоеположение и ландшафт
РеспубликаИндия, на языке хинди — Бхарат, протянулась на 3214 км с севера на юг иболее чем на 2700 км(в самом широком месте) с запада на восток. Соседи Индии: на северо-западе — Пакистан, на севере — Афганистан, Китай и Непал, на северо-востоке — Бутан,на востоке — Бангладеш и Мьянма (Бирма). Аравийское море на
юго-западе и Бенгальский залив
на юго-востоке образуют
естественную границу. Группы
островов — Лаккадивских в
Аравийском море. Андаманских н
Никобарскихв Бенгальском
заливе — тоже относятся к
индийским территориям.
Субконтинент характеризуют
четыре основных типа ландшафта.
Горные хребты Гималаев
отгораживают индийскиеземли с
северной стороны. Самая высокая
гора Индии, Канченджанга (8598 м), находится на аннексированной в 1975 г. территории штата Сикким.
В долинах бассейновИнда, Джамны, Ганга и Брахмапутры с незапамятных времен селилисьлюди; эти территории издревле былисамыми населенными в Южной Азии. А на северо-западе
раскинулась пустыня Тар, часть
стопногопояса Земли.
Однако большую часть территории
занимает плато Дэкан. Древнейший
с точки зрения геологии массив имеет
фирму треугольника, сужающегося к
югу, и обрамлен хребтами Западных и
Восточных Гатов, параллельно идущими кпобережьям. К югу плато повышается; основные возвышенности наюге — массив Нилгири (2674 м)и Кардамоновы горы (2424 м), протянувшиеся доюжной оконечности субконтинента — мыса Комарин (Канниякумари).
Климат исезоны туризма
Тропик Рака, проходя через Индию, делит ее на две зоны: севернуюумеренную и южную субтропическую. Однако еще более значительное влияние наклимат оказывают муссоны (араб.: ветер). Эти ветры, приносящие дожди,определяют судьбы миллионов людей. Период дождей (или период муссонов)начинается в первой половине июня, достигает высшей точки в июле-августе,когда столь часты затяжные ливни, и ослабевает, начиная с середины сентября,причем в направлении с севера на юг. Влажные воздушные массы юго-западного муссонане достигают пространных областей Юго-Восточной Индии, а также высокогорнойпустыни Ладакха, лежащей, но ту сторону Гималаев.
В зимние месяцы,с середины октября до марта, на севере дождей не бывает, и погода стоит ясная,солнечная, а ночи (особенно в декабре и январе) прохладны. Зимний(юго-восточный муссон) с октября до декабря периодически приносит осадки. Дниостаются теплыми, как это бывает в субтропиках, а ночью в декабре-январетемпература существенно понижается, особенно на высоких участках Западных Гатов и плато Декан. И совершенно непредсказуемы циклоны врайоне Бенгальского залива; в октябре-январе (и в первую очередь наюго-востоке) они часто приносят обильные осадки.
Наиболее высокая (более 40 °С) температура бывает в летние месяцына континентальном севере. В апреле температура начинает повышаться, а в июне,т.е. перед приходом муссона, достигает высшей отметки. В прибрежных районах ина юге в течение всего года влажно, стоит тропическая жара.
Идеальныйсезон для туризма (это касается почти всех областей Индии) — периодмежду октябрем и мартом. В Ладакхе лучше всего побыватьс июля до середины сентября. Наиболее благоприятный период на юге Индии — январь-апрель.
Флора ифауна
Хищническая вырубка лесов на протяжении
столетий привела к тому, что лесной покров
Индии существенно сократился. Леса
занимают лишь немногим более 20%
территории, а эрозия почвы в горных районах
севера, несмотря на осуществляемый план
лесонасаждений, приняла угрожающие масштабы.
Растительность Передних Гималаев состоит в
основном из хвойных и смешанных лесов. Ель,
сосна, кедр, дуб ирододендрон произрастают до границы лесов на высоте почти 4000 м. Муссонные влажныелеса, сбрасывающие листву (в том числе тик, роза, сандал), покрывают склоныЗападных Гатов и образуют джунгли на плато Декан.
На территории всей страны широко распространены индийские видыфикусов: баньян (Ficus indica), бодхи
(Ficus religiosa), бенгальскийфикус (Ficusbengalensis) с еготонкими воздушными корнями, а также самые разные виды тамариска и манго.
Чем дальше на юг, тем богаче становится субтропическая флора;поразительно разнообразна и пышна она в штате Керала, на родине ароматическихпряностей — перца, кардамона, имбиря. Густые кокосовые рощи окаймляют песчаныепляжи Западного побережья, казуариновые леса — дюны у Восточного побережья.Чайные плантации занимают большие площади Ассама, Дарджилинга и Нилгири.
На территории Индии насчитывается более 200 национальных парков изаповедников. С начала 1970-х гг. ведется активная борьба за сохранениередких видов животных. В колониальный период поголовье крупной дичи резкосократилось, теперь принимаются строжайшие меры по охране животных, и в целомситуация значительно улучшилась. Так, явно возросло число бенгальских (иликоролевских) тигров, слонов и гауров (диких быков), леопардов и азиатскихльвов (им удалось сохранить свое жизненное пространство в лесах штата Гуджарат), а также панцирных носорогов в Ассаме, которым грозило вымирание. Однако по-прежнемусуществует угроза исчезновения гималайского снежного леопарда.
На континенте обитают газели, антилопы, олени различных видов,обезьяны и змеи (в том числе кобра, питон, гадюка), дромадеры (одногорбыеверблюды), дикие ослы. Птичий мир такжеисключительно богат (орлы, зимородки, ибисы, аисты, птицы-носорогии т.д.).
Население
Индия принадлежитк числу древнейших очагов культуры на планете. Ее жителями были, видимо,племена протоавстралоидного, протомонголоидногои, наконец, средиземноморского типа (протодравиды). В середине II тысячелетия до н.э. начался длительныйпроцесс миграции в Индию индоарийских племен, так называемых, а рис и. Все этинароды вступали между собой в разнообразные контакты, мирные и военные,происходили смешение крови и синтез культур. В результате население современнойИндии относится к различным расовым типам и языковым группам.
Юг Индии населенв основном народами, говорящими на дравидских языках: тамилы —основное население штата Тамилнад, телугу — штата Андхра-Прадеш,канждига — штата Карнатака,малаяли — штата Керала. На севере,западе, в центральной части Индии и частично на востоке преобладают народы,говорящие на индоарийских языках: так называемые «хиндустапцы»(в основном население штатов Уттар-Прадеш, Мадхья-Ирадеш, Бихар, Хариана, Химачал-Прадеш), раджастхаицы, пенджабцы, гуджаратцы,бенгальцы, ория, маратхи, кашмирцы, ассамцы. На северо-востоке проживают народы, языкикоторых относятся к тибето-бирманской и монкхмерекой группам: нага, кхаси, мейтеи,куки и др.
Помимо крупных этносов в различных регионах Индии проживают так
называемые «малые народы» (некоторые из них насчитывают, но несколькомиллионов человек), которые в Индии обычно называются «адиеа-си»(первопоселенцы). Это прямые потомки древнейших жителей Индостана,некоторые из них сохраняют племенную организацию и почти первобытный образжизни. Они относятся к различным расовым типам и говорят на языках разныхгрупп. В ряде штатов на северо-востоке «малые народы» составляют основноенаселение.
По религиозному составу население Индии столь же многообразно.Абсолютное большинство (83%) — индусы (то есть исповедующие индуизм), за нимиследуют мусульмане (ок. 13%), сикхи, джайны, зороастрийцы-парсы,буддисты, христиане, относящиеся кразличным церквам, последователи племенных культов.
Язык иписьменность
Санскритпринадлежит к древнейшим письменным языкам мира; уже в X в. дон.э. на санскрите создавались
научные и религиозные тексты. Языки Северной Индии, как исанскрит, используют слоговую систему (деванагари).Дравидские языки и письменность не родственны североиндийскими имеют собственныйшрифт.
25 января 1965 г.североиндийский хинди был объявлен государственнымязыком Индии. Более чем для 30% индийцев этот язык родной. Английский используетсяв общественной жизни, торговле и т.п.
На юге, где говорят на дравидских языках, предпочитают именно этиязыки и английский, а не хинди.
Ведущие ежедневные газеты и журналы выходят на английском языке,однако в текстах то и дело попадаются слова на хинди — например, «lakh» (100 000) или «bandh» (забастовка).
Из 1652 языков и диалектов Конституция признает 18 важнейших: этоздтди, бенгали, гуджарати,урду, ория, пенджаби, кашмири, конкани,
мапипури, маратхи, непали,радж-дастхани, бихари,ассами (североиндийские), а также тамильский,телугу, каншда, малаялам (южноиндийские).
Средний житель Индии обычно владеет помимо родного языка такжехинди и английским. В государственных школах обучение ведется на
хинди или родном языке, в частных — на английском.
Санскрит изучают в специальных колледжах и религиозных учебныхзаведениях.
Политикаи управление
Независимость Индии иПакистана была провозглашена в полночь 15 августа 1947 г.: в эту минуту пришелконец почти 300-летнему колониальному владычеству британцев. С 1950 г. в Республике Индии (Бхарат) действует парламентская система управления побританскому образцу (с Верхней и Нижней палатами). Во главеправительства стоит премьер-министр, во главе государства — президент.
В настоящее время страна разделяется на 28 союзных штатов,имеющих собственный парламент, и 7 союзных территорий, подчиненных центральномуправительству в Нью-Дели.
В последние годы укрепляются регио-налистскиеи националистические тенденции. Это привело не только к «индизации»названий городов (Бомбей — Мумбаи. Мадрас — Ченнаи, Варанаси — Каши, Калькутта — Колката), но и к идее дальнейшего дробления союзных штатов, хотяв прошлом они были созданы главным образом на основании языковойпринадлежности. Так, но настоянию некоторых региональных политиков крупныештаты — такие, как Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш и Бихар — были разделены на более мелкие по этническомупринципу.
Экономика
Индия входит в число 20 крупнейших индустриальных держав мира, составляетчасть стремительно развивающегося Азиатского экономического региона, Но приэтом более 67% ее населения занято в сельском хозяйстве. Важнейшие культуры —рис, пшеница, овес,
кукурузаи ячмень, Среди основных
сельскохозяйственных продуктов – сахарный
тростник,
хлопок,джут и земляные орехи. Индия
занимаетпервое место в мире по
производству чая и четвертое по производству
хлопка. Существенное значение для экспорта
имеют также перец, кардамон, орехи кешью,
в то время как перец-Чили, имбирь, каучук,
кофе и табак важны только для внутреннего рынка.
Разведениекрупного рогатого скота играет
второстепенную роль, хотя он составляет в
Индии пятую часть мирового поголовья.
По религиозным соображениям коровы почти
не идут на убой для заготовки мяса, а потому
примерно половина их не может учитываться
внародном хозяйстве. Зато они полностью
удовлетворяют достаточно высокие
потребности местного населения в молоке.
Новейшиетенденции
С 1991 г.,когда в экономической политике
страны произошли существенные сдвиги, Индия встала на новый путьразвития, взяв за образец рыночную экономикузападного типа. Как область для инвестиций международного капиталаИндия выигрывает не в последнюю очередь за счет низкой оплаты труда и огромныхресурсов квалифицированной рабочей силы. Средний класс, разросшийся до250 млн.человек, обеспечивает постоянное увеличение потребительского спроса, чтокасается в первую очередь товаров широкого потребления.
Государственные предприятия во многом неэффективны и даже убыточны, что существеннообременяет бюджет, поэтомув последнее время прилагаются усилия по частичной приватизации — банков,авиакомпаний и т.п. Однако оборонная промышленность, авиастроение, атомнаяэнергетика, горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность, производствоэлектроэнергии полностью находятся в руках государства.
С точки зрения мировой экономики значительна роль Индии в компьютернойсфере, в первую очередь — в программировании в сотрудничестве с крупнымимеждународными фирмами. Среди продукции, идущей на экспорт, первостепенноезначение имеют текстиль и кожа; автомобильная промышленность целиком ориентированана внутренний рынок. Основные трудности для развития промышленного производствапредставляют мало развитая система транспорта, плохие дороги, недостатокэнергоснабжения и косность управленческого аппарата.
Религия
Индуизм
83% населения Индии исповедуют индуизм.
Эта религия возникла из слияния анимистических
представлений,древней культуры дравидов и
верований ии до арийских народов.
Индус верит в странствия души (сан-сара),
перевоплощающейсяпосле смерти в
разные живые существа до тех пор,
пока не обретет конечного освобождения.
Сумма поступков, совершенных при жизни
по закону кармы, оцениваетсяне в ином мире,
где есть Рай или Ад, а вследующей жизни.
Событиями управляет вечный закон (дхарма),
неизменныйи необходимый для поддержания космического миропорядка.
Согласнотрадиционным представлениям, спасения можно достичь благочестием, прилежаниемв молитве и паломничеством, а с религиозно-философской точки зрения — толькопутем освобождения атмста (человеческойдуши, в которой проявляетсябожественная сущность) и слияния его с брахманом (мировой душой). Чтобы прийти к праединству универсума (макрокосм) и человека (микрокосм),необходимо приобретение духовного опыта через йогу и медитацию.
Поскольку в индуизме не существует
организованной церкви иобучения,
отношения между гуру (учителем) и
шишья (учеником)особенно важны.
Отличитьдруг от друга богов, в
несметномчисле украшающих фасады
храмов и святилищ,исключительно
трудно. Приметами каждого бога являются
его атрибуты и сопровождающиеживотные.
Во главе пантеона стоят Шива, Вишну и Брахма.
Приверженцы Шивы видят в немсоздателя, хранителя и разрушителя мира. Шива предстает в различных воплощениях- от милостивого властелина Вселенной (Джагешвара илиВишва-натха), великого йога (Йогешвара), исполнителя космического танца (На-тараджа) до вызывающего ужас разрушителя (Бхайрава). Как божественная созидательная сила он воплощаетсяв фаллическом символе лингама.Атрибуты Шивы — трезубец, барабан в форме песочных часов, боевой топор или лук, стрела, силок, антилопа,кобра, ожерелье из человеческих черепов, третий глаз
во лбу, а его постоянныйспутник — бык Нанди.
Соответственно различным воплощениям
Шивы его женская энергия тоже обретает
разные ипостаси: любящая супруга (Парвати),
гонительница де-
монов (Дурга), кровавая разрушительница (Кали);
атрибутами богинь являются трезубеци
песочные часы, а Дурга передвигаетсяверхом
на льве.
Приверженцы Вишну видят в своем боге
хранителя всего сущего, но ни коем случае не разрушителя. Вишнуможет воплощаться на земле и, согласно индусской мифологии, снова и сноваспасать мир. Известны девять его воплощений: как избавитель он принимал обликрыбы (Матсья) и кабана (Вараха),появлялся в виде черепахи (Курма) и человекольва (На-
расимха), атакже карлика-великана (Вамана), но наиболее почитаемон как Рама или Кришна. Как Парашурама он с топоромборется с несправедливостью, как Будда несет свет нового учения в мирстраданий. Вишну в его деяниях сопровождает вещая птица Гаруда,а его супругу Лакшми почитают как богиню счастья.Атрибуты обоих — булава, диск, раковина и цветок лотоса.
Брахме, высшемубожеству и творцу мира, посвятили не так много храмов. Согласно представлениям последователей Шивы и Вишну. Брахма сотворил мир не самостоятельно, а под руководствомдвух других богов. Атрибуты Брахмы — жертвенная ложка, жезл, сосуд с водой изГанга и четыре священные книги — Беды, а постоянный спутник — гусь. СупругуБрахмы зовут Сарасвати. Считается, что она создаладревнеиндийский язык санскрит и сотворила священные книги (Веды). Онапокровительствует наукам и искусствам, следовательно, школьникам и студентамлучше обращаться именно к ней. Атрибуты Сарасвати — вина(струнный инструмент), жертвенный сосуд и Веды, а ее спутник — павлин.
К самым почитаемым богам принадлежит также и слоновоголовыйГане-ша, сын Шивы и Парвати. Есть множество легенд появленияу него слоновьей головы. По одной из них, на празднество в честь рождения Гане-ши забыли пригласить бога Шании тот из мести испепелил взглядом голову младенца. Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, котороеей встретится. Им оказался слон. Ганеша, богмудрости и устранитель препятствий, помогаетпреодолеть все неприятности в жизни и с особым вниманием относится кпутешествующим.
Анимизм
Обожествление природы и природных явлений было свойственно людямв далекой древности. Но и теперь в индусском пантеоне прочное место занимают Сурья (бог солнца), Чандра (боглуны), Индра (бог дождя). Вайю (бог ветра), Кама (бог любви) и Агни (бог огня).С другой стороны, в сравнении с Шивой, Вишну, Брахмой они играют второстепенныероли. И все же почитание природы, имеющее истоком первобытный анимизм, в Индииочень распространено.
Буддизм
Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. и в дальнейшем широкораспространился в странах Азии. Возникновение буддизма связывается с именеминдийского принца — Сиддхартхой Гаутамой(563— 483 гг. до н.э.). Согласно преданию, принц жил в роскоши, не ведая забот,но, познав, что на свете существуют болезни, старость и смерть, решилизбавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья.
После 6 лет аскетической практики он убедился, что путь истязанияне приведет к Истине. Тогда, восстановив силы, он нашел уединенное местечкона берегу реки под деревом Бодхи и погрузился всозерцание. Перед внутренним взоромСиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни,прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ и, наконец, открыласьИстина. С этого момента он стал Буддой, т.е. Пробужденным, и в течение 45 летпомогал другим людям также открыть в себе Будду. Знаменитая бе-наресская проповедь считается фундаментальным документомбуддийского учения. В этой первой проповеди Будда поведал своим ученикам о ЧетырехБлагородных Истинах: жизнь — это страдание; у страдания есть причина,страдание конечно и существует путь к прекра-
щениюстрадания. Этому пути и учил Будда, подбирая для каждого ученика только емуподходящий метод.
Наиболее известные течения в буддизме: «Хинаяна» («Малая колесница»),«Махаяна» («Большая колесница») и «Ваджраяна»( «Алмазная колесница»)-
В целом обуддийском учении можно сказать, что в нем нет места приказам и запретам, Нетместа и комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержаниеот недостойных действий, обмана, насилия и опьянения ума.
Джайнизм
В VI в. до н.э. современник Будды по имени
Махавира(«великий герой») провозгласил
основы учения о спасении души, основанного
на отказеот мира. Он утверждал, что, только
преодолев все земныеискушения, человек
может освободиться от«круговорота бытия»,
т.е. реинкарнаций, стать победителем (джипа)
самогосебя и уйти в нирвану. Джайнизм
призывал к ненасилию (ахимса), что истало основным принципом этого вероучения, признающего равную ценность жизнивсех живых существ.
Образцом для подражания служат24тиртхаикара (учителя джайнизма,почитающиеся как высшие божества): Махавира,последний из них, -историческое лицо. Уже 2000 лет существуют два орденаджайнов: ди-гамбары («одетые в воздух», или «одетыев небо») и шветамбары («одетые в
белое»); впрочем, их религиозные принципы различаются мало.
Ислам
«Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед
пророк его» — так звучит мусульманский
«символ веры», Ислам-учениео
божественном откровении,восходящее
к последнему пророку — Мухаммеду.
Главные принципы мусульманской религии в Коране, состоящем из 114 глав(сур).
Коран содержит проповеди,обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательныерассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Самые ранние сохранившиеся спискидатируются рубежом VII—VIII вв.
В 610 г.н.э. Мухаммеду, достигшему 40-летнего возраста, явился Архангел Джебраил. Последующие откровения снизошли на него через 20лет. Слово «ислам» означает «покорность Аллаху». Пять «столпов ислама» составляют:исповедание единого Бога и пророческой миссии Мухаммеда, ежедневная пятикратнаямолитва, пост в месяц рамадан, добровольная милостыня и паломничество вМекку хотя бы раз в жизни. Коран является также источником многих философскихи мистических учений. В Индии широко распространена мистическая версия ислама — суфизм
Сикхизм
Религия сикхов возникла в XVI в. В 1469 г. в Талвандиблиз Лахора (Пакистан) родился будущий основатель религии- гуру Нанак. Его учение представляет собой смесьиндуизма и ислама. Монотеизм, отрицание идолопоклонства и каст, имеет корни висламе; вера в странствия души и реинкарнацию, атакже в духовную очистительную силу воды — в индуизме. Необходимость вучителе (гуру) также связана с древнеиндийскими верованиями.
Слово «сикх» употреблялось по отношению к ученикам гуру Нанака, первого из десяти учителей. Основы его вероученияизложены в «Грантх Сахиб», священной книге сикхов;эта книга во всех сикхских храмах (гу-рудвара) являетсяосновным объектом поклонения.
Последний гуру Гобинд Сингх (1666 -1708) преобразовал братство сикхов ворганизацию военного толка — кхалса (чистые).С этой поры сикхи должны были отличаться от иноверцев наличием у каждого пятипредметов, название которых начинается с буквы «к»: кирпан(кинжал), ката (деревянный гребень), кара (железныйбраслет), качха (короткие подштанники)и кеш (несостригаемыеволосы на голове и несбриваемая борода). Стричьволосы им вообще запрещено, мужчины убирают их под тюрбаны. Курение иупотребление алкоголя осуждаются. О принадлежности к сикхам свидетельствуютследующие за личным именем приставки: «Сингх» (лев) — у мужчин и «Каур» (львица) — у женщин. Все люди признаются равными. Женщина всикхизме пользуется большим уважением и свободой по сравнению с другимииндийскими религиями.
Парсы
Во время молитвы парс смотрит на огонь, будто бы принесенный снеба самим Заратустрой. Наряду с огнем парсы чтят землю и воду. Осквернениеэтих первоэлементов не допускается нормами, запечатленными Заратустрой всвященной «Авесте». Согласно этим представлениям, недопустимо захоронениеумерших в земле и огне, поэтому парсы и в наши дни хоронят их «в воздухе», вБашнях Молчания, отдавая на съедение грифам.
Культура вчера и сегодня
Кто же создатель знаменитых индийских памятников? По воле правителейв Индии строили храмы и возводили мощные крепости. Для этого приглашалимножество специалистов, но им приходилось руководствоваться трактатами поархитектуре, а индивидуальное творчество допускалось в самой незначительноймере. История искусств возносит похвалы правителям, художественные стили, какправило, носят имена династий, а художники остаются неизвестными.
Архитектура
Наиболее распространенным типом
архитектурного сооружения до начала
нашей эры были ступы, созданные по
образцу индоевропейских курганов.
Ступы - это буддийские сакральные
постройки,предназначенные для хранения
священных реликвий, а позже
интерпретированные как символическое
воплощение космоса. Древнейшая ступа
эпохи раннего буддизма находится в
Санчи (III в. до н.э.).
Также в предшествовавшую нашей эре эпоху в монолитных скалах вырубаликультовые пещеры (Западные Гаты). В первую