Сибирский государственный университеттелекоммуникаций и информатики
Кафедра социологии, психологии, политологииДомашняяписьменная работапокультурологина тему:«Теорияпассионарности Льва Гумилева»
Выполнил:
студент группы П-64
Мироманов А.А.
Новосибирск, 2006
Содержание
TOC o «1-3» h z u Содержание. PAGEREF _Toc152784507 h 2
Используемаялитература. PAGEREF _Toc152784508 h 2
Введение. PAGEREF _Toc152784509 h 3
Этническиесистемы… PAGEREF _Toc152784510 h 3
Понятиеэтноса с точки зрения теории Л. Гумилева. PAGEREF _Toc152784511 h 3
Этническиеединицы… PAGEREF _Toc152784512 h 5
Пассионарность. PAGEREF _Toc152784513 h 6
Понятиепассионарности. PAGEREF _Toc152784514 h 6
Степенипассионарности. PAGEREF _Toc152784515 h 8
Соотношениеимпульсов. PAGEREF _Toc152784516 h 9
Этногенез. PAGEREF _Toc152784517 h 10
Понятиеэтногенеза. PAGEREF _Toc152784518 h 10
Фазыэтногенеза. PAGEREF _Toc152784519 h 11
Географияпассионарных толчков. PAGEREF _Toc152784520 h 12
Биологическаяпричина этногенеза. PAGEREF _Toc152784521 h 13
Социальнаяпричина этногенеза. PAGEREF _Toc152784522 h 15
Заключение. PAGEREF _Toc152784523 h 16Используемая литература
1) Этногенез и биосфера Земли.-Л.: Гидрометиздат, 1990 г.,528 стр., изд. 3, стереотипное.
2) Дни Л.Н. Гумилёва в Бежецке: Поматериалам научно-познавательной конференции, прошедшей в Бежецке 29-30 октября1994г.- Экопрос, 1995., 357 стр.
3) Учение Л.Н. Гумилева исовременность: Материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со днярождения Л.Н. Гумилева: /В 2 т./ /СПбГУ; Редкол.: Л.А. Вербицкая (гл. ред.) идр.- СПб., НИИХимииСПбГУ, 2002.- Т. 1., 498 стр.
4) Этносфера: История людей иистория природы. М., 1993.
5) wiki.traditio.ru/index.php/
6)http://anthropology.chat.ru/gumilev1.htm
7) gumilev-theory.org/Введение
На сегодняшний день теория этногенезаЛьва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепцийисторического процесса. Она объясняет не только возникновение и формированиеэтносов, но и всю мировую историю в целом.
Теорию пассионарности(этногенеза) в этой работе рассматривается в трехразделах:
1) Этнические системы (этносы)
2) Пассионарность
3) Этногенез
Впервом разделе обсуждается вопрос о понятии этноса с точки зрения теории пассионарности,как о биосоциальных категориях
Вовтором разделе описывается исследование биоэнергетической доминанты этногенезаи введение термина пассионарности.
Втретьем разделе рассматривается происхождение этносов от начального этапа возникновениядо полной деградации, а также формирование этнографических и антропологическихособенностей этнических систем.
Взаключенииприводится пример недостатков этой теории. Этнические системыПонятие этноса с точки зрения теории Л. Гумилева
Термин «этнос»в теории Л.Н.Гумилева несет понятийную нагрузку, отличную от термина «нация» иотличную от термина «народ” в обыденном словоупотреблении.
Этнос уЛ.Н.Гумилева — понятие с весьма эластичными и дрейфующими понятийнымиграницами. Поэтому Гумилев, чтобы наиболее полно раскрыть этот смысл даетнесколько определений, рассматривающих этнос с разных сторон. Этнос, как онсчитает не только исторически возникший вид устойчивой социальной группировкилюдей, представленный племенем, народностью, нацией, где термин «этническаяобщность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле.
Этнос в болеешироком понятии это явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющеевесьма специальное назначение в строении биосферы Земли. То есть Гумилеврассматривает этнос как не только как социальное явление. Он пишет «Этнос —феномен биосферы или системная целостность дискретного типа, работающая нагеобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго началатермодинамики, что подтверждается диахронической хронологией историческихсобытий»
Гумилевсчитает, что этнос имеет специальное назначение, но он отрицает телеологическийподход, при котором все существует с определёнными целями сообразноБожественному предначертанию.
ДальшеГумилев характеризует этнос как устойчивый, естественно сложившийся коллектив особей,противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийсясвоеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческомвремени, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Гумилев ищет признак,который определят понятие этноса. «Нет ни одного реального признака дляопределения этноса, применимого ко всем известным случаям. Язык, происхождение,обычай, материальная культура, идеология иногда являются определяющимимоментами, а иногда нет. Вынести за скобки мы можем только одно — признаниеособью: «Мы такие-то, а все прочие другие» Поскольку это явление универсально,можно предположить, что оно отражает некую физическую или биологическуюреальность, которая и является для нас искомой величиной»
«Этнос — непросто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а системаразличных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности,традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а такжеопределенных тенденций, господствующих в развитии системы»
Этнос являетсяболее или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Мераустойчивости этноса как системы определяется не его массой, т.е. численностьюнаселения и точностью копирования предков, а среднестатистическим наборомсвязей различных весов и знаков. Резкий выход за определенные пределы влечетлибо гибель, либо бурное развитие. Этим и создается эластичность этноса,позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногдарегенерировать, ибо «многосвязная» система восполняет ущерб перестройки связей.
Этносывозникают и исчезают независимо от наличия тех или иных представленийсовременников. Значит, этносы — не продукт социального самосознания отдельныхлюдей, хотя они и связаны исключительно с формами коллективной деятельностилюдей.
Наборпризнаков, необходимых для идентификации этноса Л.Н.Гумилева иногда шире, чемпять признаков в определении нации И.В.Сталина, и включает в себя даже средуобитания (природную и социальную), а иногда сокращается до одного стереотипа) поведения(стереотип поведения может быть различным, достаточно устойчивого во времени
Ни в коемслучае этнос нельзя путать с популяцией.
Популяция — это совокупность особей одного вида, населяющая в течение ряда поколенийопределенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание икоторая в то же время отделена от соседних популяций некоторой степеньюизоляции. Этнос же — не совокупность сходных особей, а система, состоящая нетолько из особей, разнообразных как генетически, так и функционально, но и изпродуктов их деятельности в течение многих поколений: техники, антропогенноголандшафта и культурной традиции. Для этносов динамических характерно ещеощущение исторического времени, что фиксируется календарями с разнообразнымисистемами отсчета. Но и отсутствие ощущения исторического времени какэтнопсихологической категории у этносов в фазе гомеостаза не дает права рассматриватьих только как популяции. Даже статический этнос может довольно свободно, хотя визвестных пределах, менять свой ареал, совершая миграции при изменениигеографической среды в поисках привычных условий. Скрещивание внутри этносарегламентировано либо сословными взаимоотношениями, либо традиционнымизапретами кровосмешения, либо нормами права и религии. Когда же эти запретыослабевают, что иной раз случается, то это всегда симптом приближающегосяраспада этноса.
И, наконец,характер этнической изоляции от соседей не связан с территорией. Еслипроисходит территориальное совмещение двух популяций — они немедленно сливаютсяв одну, а два или более этносов могут сосуществовать на одной территориивеками, образуя либо суперэтнос, либо зону этнического контакта на любомуровне. И наоборот, борьба между этносами — явление частое, хотя и необъяснимоес точки зрения борьбы за существование, ибо эта борьба часто не вызываетсяперенаселением региона. А борьба между популяциями как дискретными(корпускулярными) системами невозможна, ибо цель особи в популяции — выжитьсамому и дать потомство.
Стайные, каки стадные, формы существования популяций высших млекопитающих, на первыйвзгляд, похожи на элементарные этносы. Но это сходство мнимо. Стаи — этосемейные ячейки, моногамные, полигамные или сезонные. Они распадаются, кактолько самец-вожак ослабевает и теряет влияние на собственных детей. Этнос жевырастает из консорции, т.е. группы людей, объединенных общей судьбой. Если этоодни мужчины, то они добывают жен на стороне, и семейные отношения возникают вовтором-третьем поколении. Семейные связи закрепляют возникающий этнос, но онине обязательны, ибо наблюдаются случаи широкой экзогамии, особенно явные прикомплектовании гаремов.
Итак, этнос — не зоологическая популяция, а системное явление, свойственное только человеку ипроявляющее себя через социальные формы, в каждом случае оригинальные, ибохозяйство страны всегда связано с кормящим ландшафтом, уровнем развития техникии характером производственных отношений. Это, конечно, не значит, что этнологобязан игнорировать популяционную генетику, но следует помнить, что онаотражает только одну, и не главную, сторону изучаемого нами процесса
Анализвзаимодействия этноса как самостоятельного явления с ландшафтом показал, чтоони взаимосвязаны, но ни этнос не является постоянно действующимландшафтообразующим фактором, ни ландшафт без постороннего воздействия не можетбыть причиной этногенеза. Соотношение же этнических и социальныхзакономерностей исключает даже обратную связь, потому что этносфера Земли длясоциального развития является только фоном, а не фактором.
В целом же гумилевскийэтнос — категория биологическая, и делать из его теории широкие социологическиеобобщения не следует. Явление биосферы, которое Л.Н.Гумилев назвал термином «этнос”,в его понятии является популяцией вида Homo sapiens, замкнутой относительнодругих популяций не столько природно-географическими факторами, сколькокультурными факторами. О возможности такой замкнутости популяции вида Homosapiens через культуру говорилось ранее. Кроме того, каждая такая популяцияотличается от других статистическими особенностями совокупности генетическиобусловленных матриц потенциальных возможностей и предрасположенностей входящихв неё особей. Четкую границу между ними на биологическом уровне достаточночасто провести затруднительно.
В свободномразвитии культура выражает совокупную матрицу популяции; в стесненном развитиикультура деформирует совокупную матрицу; матрица же защищает свою культуру ипри попытке навязать популяции иную, характер защиты может быть различным — отзамкнутости до активного отпора. Культура и матрица взаимно влияют друг надруга, хотя и являются информационными системами разных уровней организациибиологического вида Homo sapiens. «Этнос» Л.Н.Гумилева — популяция, замкнутаяотносительно других через культуру и статически отличимая от других на уровнегенетических структур.
Теперь можноподвести итог по определению понятия этноса (этнические систем):
Этническиесистемы являются одновременно:
·
·
·
·
·
·
·
Этническиесистемы, в общем случае, не являются следующими единствами:
·
·
·
·
хотя и могутими быть.Этнические единицы
В результатерасширения, объединений, или, наоборот деградации этносов появляются следующиеэтнические единицы в порядке снижения уровня иерархии:
суперэтнос,этнос, субэтнос, конвиксия и консорция.
Этническаяединица является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядкаили деградации единицы более высокого; она содержится в системе более высокогоуровня и включает в себя системы более низкого.
· Суперэтнос
Самая крупнаяэтническая единица. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотипповедения является мировосприятием его членов и определяет их отношения кфундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский,мусульманский суперэтносы.
· Этнос
Этническаяединица более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Членыэтноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь сландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык,политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычноназывается национальным характером. Пример: русские.
· Субэтнос,конвиксия и консорция
части этноса,обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом илисудьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.ПассионарностьПонятие пассионарности
На людей, какособей вида Homo sapiens и как на все организмы биосферы, влияют физическиесилы. Но если тепловые или электромагнитные флуктуации ощущаемы на уровнеорганизмов, то интересующие нас биохимические факторы поддаются описанию толькона популяционном уровне, т.е. на уровне этносов. Хотя они проявляются вповедении отдельных людей, но только эмпирическое обобщение широкого круганаблюдений позволяет дать дефиницию, необходимую для понимания процессовэтногенеза, а также связи этнических феноменов с биосферными.
Для началаотметим один несомненный факт. Неравномерность распределения биохимическойэнергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна былаотразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разныхрегионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойствохарактера людей, мы называем «пассионарностью» (от лат. слова passio- страсть).
Пассионарность- это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление(осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной наосуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель этапредставляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а темболее жизни и счастья современников и соплеменников.
Пассионарностьотдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими,средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертойпсихической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике,одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество, разрушения, благои зло, исключая только равнодушие; она не делает человека «героем»,ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся в составе«толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развитияэтноса.
В широкомсмысле, пассионарность, — генетически предопределённая количественнаяхарактеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов)потреблять и перерабатывать энергию.
Модусыпассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славыв веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающаяскупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущаяза собой жестокость и охрану очага, а примененная к идее — создающая фанатикови мучеников. Поскольку речь идет об энергии, то моральные оценки неприменимы:добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы.
Хотя мы можемобнаружить феномен пассионарности и на отдельных людях (ярких и тусклых), нонагляднее она на примерах этнической истории. Когда прочие факторы взаимнокомпенсируются, выявляется статистическая закономерность, отличающая этногенезот социогенеза и культурогенеза. При всем различии эпох и стран модельпассионарности в этногенезе одна и та же. Проследим ее на разных примерахэтнической истории Востока и Запада.
Древние людиприписывали возникновение этносов полубогам или героям. Племенами эллинов были:доряне (потомки Геракла), ионяне (наследники Тезея) и эоляне (потомки Кадма,пришельца из Финикии). Японцев породила богиня Аматерасу, монголов — серыйволк и пятнистая лань… Но за всеми этими мифологическими персонажамипросвечивают образы предков, искаженные манерой передачи, хотя в древностилюди, видимо, понимали мифы точнее, примерно так, как мы читаем историческиетексты. Нас не удивляет и не шокирует, что в середине VIII в. до н.э. в Италиивокруг Ромула собрались 500 бродяг, положивших начало римлянам; так жесобрались «верные» вокруг царя Давида в XI в. до н.э., а люди«длинной воли» — вокруг Чингисхана, бароны — вокруг Карла Великого.
Из этих иподобных консорций постепенно вырастали сначала субэтносы, потом этносы и,наконец, суперэтносы — своего рода этнические галактики, объединяющие группыэтносов в целостности высшего порядка. Так, римские граждане объединилиСредиземноморье в Pax Romana (Римский мир); франки стали ядром«Христианского мира» (католического), реформированного в«цивилизацию» с заокеанскими продолжениями; евреи распространились повсей Ойкумене, выделив несколько этносов: сефардов, ашкинази, фаллашей; монголысоздали оригинальный «Кочевой мир». Эта целостности столь же реальны,как и этносы, наблюдаемые непосредственно.
А теперьвернемся к энергии, которая создает этнические системы.
Большаясистема может создаться и существовать только за счет энергетического импульса,производящего работу (в физическом смысле), благодаря которой система имеетвнутреннее развитие и способность сопротивляться окружению. Назовем этот эффектэнергии пассионарным толчком и рассмотрим историко-географические условия,облегчающие его активизацию.
Согласнонаблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границахландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивнаяметисация. Равно благоприятствуют пусковым моментам этногенеза сочетанияразличных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общиммоментом тут является принцип разнообразия, который можно интерпретировать снаших позиций.
Представимсебе этносферу как сочетание нескольких широких плит, соприкасающихся друг сдругом. По этой конструкции наносится удар по вертикали. Естественно, наиболеедеформируются не плиты, а контакты между ними, а там уже идет цепная реакция,деформирующая сами плиты. Например, Византия и Иран в VI- VII вв. былиустойчивыми системами, а пограничная область между ними, заселенная арабами,испытывала их воздействия. Пассионарный толчок перетасовал арабов так, чтовыделилась группа (консорция) сторонников Мухаммеда. За четыре поколениясоздался сначала этнос, а потом суперэтнос от Инда и Памира до Луары (732 г.). Система, вначалерезистентная, быстро стала терять стойкость. Несмотря на цветущее хозяйство иблестящую образованность, в XI в. Халифат как политическое целое распался, аоборону страны пришлось передоверить иноземным гулямам (турки и зинджи) иреликтовым этносам внутри суперэтноса (дейлемиты, берберы). Сравнительно сРимом, Византией, античным Китаем и Китаем средневековым — это срок короткий,несмотря на благоприятную внешнюю ситуацию — отсутствие сильного иорганизованного противника. Так за счет чего ослабел этнос арабов завоевателей,раньше, чем политическая система Халифата и задолго до кризиса«мусульманской культуры»? Следовательно, они превращали свою вначалемонолитную систему в зону этнического контакта, где резистентность понижается,а лабильность возрастает. Вот поэтому уже в XI в. территория Халифатапревратилась в поприще борьбы греков и крестоносцев против туркмен-сельджуков иберберов, а арабы неуклонно отходили на задний план. И во всех аналогичныхситуациях возникает та же коллизия. Значит, это не случайность.
Можно думать,что механизм этих процессов выглядит так: взрыв пассионарности (или флуктуацияее) создает в значительном числе особей, обитающих на охваченной этим взрывомтерритории, особый нервно-психический настрой, что является поведенческимпризнаком. Возникший признак связан с повышенной активностью, но характер этойактивности определяется местными условиями: ландшафтными, социальными, а такжесилой самого импульса. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотяпроцессы этногенеза сходны.Степени пассионарности
Несомненно,что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктомсамосохранения либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлениик размножению и воспитанию потомства.
Однакопассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой исвоим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полномпренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости,алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматриватьпассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком.
Какинстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере.Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит, нам следуетотыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было бы сопоставитьс описанным выше. Иными словами, все импульсы должны быть разбиты на дваразряда:
а)импульсы, направленные к сохранению жизни
б)импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу — далекому прогнозу,часто иллюзорному.
Для удобстваотсчета обозначим импульсы «жизнеутверждающие» знаком плюс, аимпульсы «жертвенные», естественно, знаком минус. Тогда эти параметрыможно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на привычную системуДекартовых координат, причем отметим, что положительные не значит«хорошие» или «полезные», а отрицательные — плохие"(ведь в физике катионы и анионы, а в химии — кислоты и щелочи качественныхоценок не имеют).
Положительнымимпульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для осуществлениясебя как цели рассудка и воли. Под рассудком мы условимся понимать способностьвыбора реакции при условиях, допускающих это, а под волей — способностьпроизводить поступки согласно сделанному выбору. Следовательно, из этогоразряда исключаются все тактильные и рефлекторные действия особей, равно как ипоступки, совершенные по принуждению других людей или достаточно весомыхобстоятельств. Но ведь внутреннее давление — императив либо инстинкта, либоморали, либо пассионарности — также детерминирует поведение. Значит, и его надоисключить наряду с давлением этнического поля и традиций. Для«свободных» или «эгоистичных» импульсов остается небольшая,но строго очерченная область, та, где человек несет за свои поступки моральнуюи юридическую ответственность. Тут мы опять сталкиваемся с невозможностью датьдефиницию, практически ненужную. Коллективный опыт человечества четко отличаетвынужденные поступки от преступлений. Убийство при самозащите отличается отубийства с целью грабежа или мести, обольщение — от изнасилования и т.д. Всередине прошлого века делались попытки отождествить такие поступки, но этобыло беспочвенное резонерство. В наше время очевидно, что сколь бы ни быларазумна забота человека о себе, она не дает ему основания сознательно нарушатьправа соседей или коллектива.
«Разумномуэгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. Она всемхорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделяласьв единый разряд. У всех людей имеется искреннее влечение к истине (стремлениесоставить о предмете адекватное представление), к красоте (тому, что нравитсябез предвзятости и к справедливости соответствию морали и этике). Это влечениесильно варьируется в силе импульса и всегда ограничивается постояннодействующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается болеемощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфересознания оно как бы является аналогом пассионарности и, следовательно, имееттот же знак. Назовем его аттрактивностью (от лат. attractio — влечение).
Природааттрактивности неясна, но соотношение ее с инстинктивными импульсамисамосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя(мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними «разумный эгоизм»- антипод аттрактивности.
Поэтому мыможем положить выделенные нами разряды импульсов на координаты: подсознание наабсциссу, сознание — на ординату (Схема 1). Тогда мы получим психологическуюклассификацию, пригодную для решения нашей задачи. Но нужно ли такое сложноепостроение и для чего?Соотношение импульсов
Вбиологической природе инстинктивных импульсов можно не сомневаться. Как желаниедолго жить, так и тяга к воссозданию себя через потомство — биологическийпризнак, свойственный человеку. Но если так, то его величина (в смыслевоздействия на поступки особи) должна быть стабильна. Это значит, что тягачеловека к жизни у всех людей — живущих, живших и имеющих жить, в каждомотдельном случае одна и та же. На первый взгляд, это противоречит наблюдаемойдействительности.
В самом деле,есть сколько угодно людей, не ценящих жизнь настолько, что они идут добровольнона войну; бывают случаи самоубийства; родители сплошь и рядом бросают детей напроизвол судьбы, а иной раз и убивают. И это наряду с дезертирами,уклоняющимися от войны; с теми, кто ради спасения жизни терпит всевозможныеоскорбления, унижения и даже рабское состояние; родителями, отдающими жизнь задетей, часто недостойных и неблагодарных. Огромный разброс данных! Кажется, чтоникакой системы в сумме наблюдаемых явлений нет.
Egoismus
(Ratio + Voluntas)
Passio Instinctus
Attraction
Схема 1. Психологическая классификация наорганизменном уровне
На той желинии (Схема 1) лежит обратный импульс пассионарности. При алгебраическомсложении он погашает ту или иную часть положительной абсциссы, а иногда дажевсю. Величина импульса Р (пассионарного напряжения) может быть меньше импульсаинстинкта (величина, которую удобно принять за единицу), равна ему и большеего. Только в последнем случае мы называем человека пассионарием.
При равенствевеличин — идеально гармоничная личность.Абсолютно гармоничная личность, причем и работает он хорошо — не за страх, а засовесть, но ничего лишнего он не сделает.
Но есть еще исубпассионарии, у которыхпассионарность меньше, чем импульс инстинкта. У них также есть кое-какиепассионарные замыслы. И такие герои мечтают… выиграть, например, у соседапартию в шахматы, это удовлетворяет их тщеславие.
Наличиесубпассионариев для этноса так же важно, как и наличие пассионариев, потому чтоони составляют известную часть этнической системы. Если их становится оченьмного, то они начинают резко тормозить своих духовных и политических вождей,твердя им: «Что вы, что вы, как бы чего не вышло». С такими людьмисовершенно невозможно предпринять какую-нибудь крупную акцию. Об акцииагрессивного характера здесь уже и говорить нечего, равно как иоборонительного: эти люди и защищать-то себя не могут.
Впрочем, исубпассионарии разные. Доза пассионарности может быть столь мала, что непогашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носитель такойпассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет к алкоголю, и онзабывает обо всем.
А еслипассионарное напряжение выше инстинктивного? Тогда точка, обозначающаяпсихологический статус особи, сместится на отрицательную ветвь абсциссы. Здесьбудут находиться конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи и, наконец,инициативные фигуры вроде Цезаря и Наполеона. Как правило, их очень немного, ноих энергия позволяет им развивать бешеную деятельность, фиксируемую везде, гдеесть историческая литература — письменная или устная. Сравнительное изучениекучности событий дает первое приближение определения величины пассионарногонапряжения.
Ту жепоследовательность мы наблюдаем в сознательных импульсах, отложенных наординате. «Разумный эгоизм», т.е. принцип «все для меня»,имеет в лимите стабильную величину. Но он умеряется аттрактивностью, котораялибо меньше единицы (за которую мы принимаем импульс себялюбия), либо равна ей,либо больше ее. В последнем случае мы наблюдаем жертвенных ученых, художников,бросающих карьеру ради искусства, правдолюбцев, отстаивающих справедливость сриском для жизни, короче говоря — тип Дон Кихота в разных концентрациях.Значит, реальное поведение особи, которое мы имеем возможность наблюдать,складывается из двух постоянных положительных величин (инстинктивность и«разумный эгоизм») и двух переменных отрицательных (пассионарность иаттрактивность). Следовательно, только последние определяют наблюдаемое вдействительности разнообразие поведенческих категорий.ЭтногенезПонятие этногенеза
Этногенез — это процесс отбора, идущего до равновесного состояния — гомеостаза, в которомнаходится большинство этносов биосферы. Процесс этот, если он не обрываетсявнезапно извне, идет 1200-1400 лет (от пассионарного толчка до гомеостаза),т.е. 60-70 поколений.
Мутационнаяприрода пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарныепопуляции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно вотдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессена территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометриюгеодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости,проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, чтоцентрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка.Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а, следовательно,причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучениемкоторого это поле взаимодействует.
Началомэтногенеза является формирование на определённой территории устойчивой испособной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипомповедения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:
·
·
·
Образованиенового этноса происходит в полиэтнической среде и на границе ландшафтов, гдесистемные связи неустойчивы. На первом этапе образования этноса происходитвыделение из популяции пассионарие-мутантов, образующих системы, связанныеобщностью судьбы ее членов — консорции. Консорции появляются на протяжении всейжизни этноса: они возникают и исчезают в течение жизни ее членов. Но есликонсорция одновременно становится конвиксией — системой людей, связанныхобщностью жизни, то стереотип поведения, выработанный ею, может превратиться всубэтнос — подсистему этноса, противопоставляющую себя как целостность этносу,внутри