Реферат по предмету "Культурология"


Советское радиовещание от Великой Отечественной Войны до «застоя». Детская и юношеская радиожурналистика

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Кафедра теории и истории журналистики
 
 
 
 
 
 
СОВЕТСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ
ОТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕТСВЕННОЙ ВОЙНЫ ДО «ЗАСТОЯ».
ДЕТСКАЯ И ЮНОШЕСКАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
студента 4 курса
группы ЖР-42
дневного отделения
специальности «Журналистика»
Каргаполов Влад Викторович
 
Научный руководитель:
Максимова Наталья Викторовна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Астрахань
2011

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.
      СОВЕТСКАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА 1945 -70 гг.………………6
Выводы к главе ……………………………………………………………...16
ГЛАВА 2
ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ..…………………..17
Выводы к главе……………………………………………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………......32
ВВЕДЕНИЕ
У истории XXвека практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.
Тысячу лет назад китайский поэт и ученый Ван Цзюньюй, чаще именуемый в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Через десять веков присказка зазвучала как приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а следовательно, и в бессмысленности его существования.
«Могильщиков» радио трудно обвинить в преувеличении. Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи – в целесообразности открытия музейных коллекций. Если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число пустых кресел в кино-, театральных и концертных залах, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представало будущее радио, все художественное достояние которого заключалось в невидимых миру звуках.
Даже самые доброжелательные исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации технических средств: вот создадут инженеры приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически была реализована к концу 70-х годов) и будет она подавать сигналы, вмонтированная в петлицу, сообщая погоду и наиболее важные новости. Что же касается обширной событийной и художественной информации, общения с коммуникатором, аудиокультуры во всех ее разновеликих и многообразных аспектах… то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».[1]
Однако роль радио, как центрального субъект в мире отношений Советских СМИ, отрицать нельзя. Именно радио выступило тем социальным клеем, который на протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство.
Для большинства взрослого населения современной России именно радио, радиопередачи, а не телевидение или пресса, является символом «советского» детства. Если телевидение оставило по себе в памяти только «Голубой Огонек», пресса – «Мурзилку», «Огонек» и «Технику молодежи», то радио навеки закрепилось в памяти русских людей позывными «Радионяни», «КОАПа», «Пионерской зорьки» и многими другими радиопередачами и радиопьессами.
Цельданной работы – проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи.
 Временный период исследования выбран по ряду причин:
1.                 Двадцать пять лет (45-70гг.)  — наиболее значимый этап в развитии советской радиожурналистики. В это время складывается большинство известных жанров радиожурналистике, отмечается наибольший количественный рост радиопередач.
2.                 Хотя выбранный период очень велик в рамках стремительного 20 века, однако широта исследуемого временного отрезка компенсируется малой изученностью вопроса, что не позволит достаточно углубиться в тему.
3.                 Именно в обозначенный период находит особенно бурное развитие детская радиожурналистика, которая наиболее интересна нам в этом исследовании.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1.                 Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.
2.                 Исследовать литературу по теме, ознакомиться с доступными научными работами.
3.                 Изучить записи детских радиопередач и сделать выводы о содержании, политике и целевой аудитории этих передач.
4.                 Собрать и систематизировать краткие, разрозненные сведения об истории возникновения детских и юношеских развлекательных и образовательных радиопередач.
Среди фундаментальных работ по радиожурналистике, на которые мы опирались, можно выделить работу A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика»,  учебник Гуревича П.С., Ружникова В.Н. «Советское радиовещание. Страницы истории». В вопросе истории детской радиожурналистики мы опирались на книги Меньшиковой А.А. «Радио – детям», и труд Марченко Т. «Радиотеатр».
Новизна данной работы заключается в том, что она является попыткой систематизировать все доступные в Сети и городских библиотеках данные по истории радиовещания и детской радиожурналистики. И это тоже весьма интересный момент в нашем исследовании. С теоретической точки зрения данная работа не может претендовать на новизну, однако может быть интересная своей практической частью – анализом аудиозаписей советских радиопередач. С практической точки зрения, материалы данной курсовой работы могут быть использованы студентами специальности «Журналистика» для написания докладов или рефератов, для изучения этапов развития советского радиовещания и советской детской радиожурналистики.
На защиту выдвигаются следующие положения:
1.                          Послевоенный период – этап интенсивного развития радиовещания в СССР, время появления многих новых, и возрождения старых жанров радиожурналистики.
2.                          50-е – 60-е годы – время взрывного увеличения доли музыкального и развлекательного радиовещания.
3.                          Послевоенный СССР уделяет огромное внимание детской и молодежной радиополитике, что отражается в качественном и количественном росте советских радиопередач.
4.                          По мере взросления советского ребенка, радио предлагало ему все более специальную, научную информацию, вместо игровой, музыкальной и познавательно.
 

ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА 1945-70 ГГ.
Первые четыре этапа развития советского радиовещания.
Традиционно, прежде чем говорить об обозначенном периоде истории, мы должны кратко охарактеризовать историческую ситуацию, в которой предстояло развернуться советскому радиовещанию. Итак, кратко:
К первому этапу развития русской радиожурналистики некоторыми исследователями[2]принято относить «зачаточный» — царский период. В это время радио и радиотелеграф использовались преимущественно в военных целях. Об активном использовании радио известно мало, однако есть свидетельства об использовании радио для местной передачи информации через репродукторы. Радиотелеграф использовался на фронтах Первой мировой войны. Сводки новостей, зачитываемые через репродукторы газетные материалы, звучали в Петрограде.[3]
Второй этап —  этап рождения радиовещания и журналистики, совпадает с основанием СССР. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы для радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).
Коммунистическая партия и Советское правительство придавали исключительное значение радиофикации как основному средству развития Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом»[4].
В 1922 в письмах И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны, в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации радио в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока).
Регулярноерадиовещание началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.
В 20-е гг. складываются основные жанры (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты. [5]
Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.
С 20-х гг. традицией советского радио стали выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия об общественном назначении радио, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров радиожурналистики, особенно литературно-драматического.[6]
С 1927 года исследователь советской радиожурналистики А.Шерель выделяет третий этап, заключающийся в дальнейшем развитии жанров радиожурналистики, привлечении на радио ведущих журналистов и литераторов молодого Советского Союза. На этом этапе мы можем рассматривать радиовещание как полностью сформировавшееся, полноценное СМИ, пользующееся огромным успехом у аудитории и находящимся под пристальным контролем властей.
В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе радио появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).
С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930)[7]. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».
В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радио заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.
Четвертый этап– это период Великой Отечетсвенной войны, время рождения новых жанров, репортажных и новостных, время бурного интереса населения к радио. как к самому оперативному средству массовой информации.
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).[8]
 
Радио тоталитарного государства[9]
(1945–1970)
 
Послевоенные годы и время хрущевской «оттепели» — период второго рождения радио. Теперь оно вынуждено конкурировать с телевидением и кинематографом, хотя эта конкуренция еще не в силах сдавить размах бурного развития радиовещания. На этом ключевом этапе своего развития, советское радио, как никогда раньше, берет на себя роль агитатора: начинается «холодная война», опускается «железный занавес». Радио вынуждено сдерживать порывы советских людей, прививать им коммунистическую идеологию.
Возвращению к мирному послевоенному труду после победы над гитлеровской Германией сопутствовал ряд факторов, отягощавших жизнь народа. Во-первых, разруха на бывших оккупированных территориях. Немцы успешно применяли тактику «выжженной земли», оставляя после себя развалины и пепелища.
Во-вторых, обострение противостояния СССР и его бывших союзников по антигитлеровской коалиции, названное «холодной войной», и как следствие – гонка вооружений, требующая гигантских материальных, финансовых и людских ресурсов.
В-третьих, разочарование населения, ожидавшего достаточно быстрого улучшения условий жизни после победы (только через два с половиной года после победы были отменены карточки на питание; объявляемое ежегодно снижение цен на ряд продовольственных и промышленных товаров на практике представляло собой, скорее, пропагандистскую акцию, чем экономическое достижение: сталинский министр финансов А.Г. Зверев позднее откровенно писал, что снижение цен компенсировалось в бюджете снижением расценок в оплате за труд).
В таких условиях перед радио, как и перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы —  последние.
А поэтому еще больше усиливается цензура, из эфира практически исчезают так называемые «прямые передачи», почти все программы (за исключением новостных выпусков «Последних известий») идут в звукозаписи.[10]
К концу 1946 года, по признанию тогдашнего председателя Радиокомитета Д.А. Поликарпова, 95% всего времени вещания было занято передачами, заранее фиксированными на пленке. Соответственно усиливается контроль и за подбором кадров радиовещания. Именно в это время в кругу радиожурналистов приобрела популярность слегка перефразированная пословица: «Слово не воробей, поймают – вылетишь!»
 
1949 г. – год преобразования структуры радиовещания.
 Единый для всей страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, созданный в 1933 году, был преобразован в два радиовещательных органа всесоюзного значения – Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. На первый возлагалась задача внутреннего радиовещания, на второй – вещания на зарубежные страны. Реформу обусловила заметно возросшая роль радиовещания на зарубежные страны в военные и первые послевоенные годы (резко увеличились его объемы, расширилось количество языков и зон вещания).[11]
 
«Железный занавес» закрывается.
 
В то же время начинается второй виток сталинских репрессий: кампаний против биологов-гинетиков, врачей, литераторов. Начинается третья волна эмиграции.
Все это находит свое отражение в программах радиовещания, причем не только в общественно-политических, но в и претендующих называться литературно-художественными. Из эфира исчезают имена А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и многих других выдающихся мастеров культуры, вина которых заключалась лишь в том, что они нелестно были упомянуты в каком-либо постановлении ЦК ВКП(б).
Среди задач, которые стояли перед радио, была и такая: объяснить советскому народу, что все открытое или изобретенное человечеством, представляющее хоть небольшую ценность, прежде появилось в России и только потом за ее пределами. Это была часть кампании против так называемых «космополитов» – интеллигентов, которые считали себя гражданами мира и общечеловеческие ценности ставили выше сугубо национальных. В них видели людей, враждебных России, оторвавшихся от своего народа, антипатриотов.
Так Сталин опускал «железный занавес» между СССР и всем остальным миром, стремясь сохранить и упрочить свою власть. А для этого надо было всеми возможными средствами и способами искоренять инакомыслие и инакомыслящих.
В общественно-политических и научно-образовательных передачах Всесоюзного радио тема борьбы с «враждебным влиянием» занимала одно из первых мест. Однако следует обратить внимание на такой парадокс: не имея возможности привлекать в качестве исходного материала богатство мировой истории и культуры, сосредоточивая силы на исследовании отечественной науки, русского искусства, работники Всесоюзного радио, вынужденно обращаясь к уже известным и часто ранее использованным материалам из истории страны, находили новые глубины, новые интересные аспекты и новые интересные формы их отражения в звуке.[12]
 
Новые веяния в советском радиовещании начала 50-х годов.
 
В 1952 году родился «Научный радиотеатр» – цикл спектаклей и радиокомпозиций о творческих свершениях отечественных деятелей науки и техники. Прозвучавшие в эфире сценические произведения можно по праву считать плодом тесного творческого содружества на радио литературы, науки и искусства. В спектаклях, подготовленных ведущими режиссерами Всесоюзного радио, были заняты крупнейшие мастера советского театра: М. Астангов, В. Белокуров, М. Болдуман, А. Грибов, В. Ершов, А. Кторов, Н. Плотников, Р. Плятт, Е. Самойлов, Л. Свердлин, Б. Смирнов, В. Топорков, М. Штраух, Ю. Яковлев и др. Инициатором, художественным руководителем этой рубрики и автором многих спектаклей был радиодраматург Роман Глиер. Вместе с ним над новеллами и композициями, посвященными деятелям отечественной и мировой науки, работали режиссеры B.C. Гейман, Э.Г. Верник, П.А. Горбунов и др. «Это была очень важная для нашего вещания практика, ибо в ней отрабатывались эстетические и технологические принципы и критерии того художественного направления, которое позднее, уже в 60-е годы, станет ведущим на нашем радио, и, в частности, отрабатывались приемы соединения строго документальных, исторически достоверных материалов с авторской фантазией, с игрой актеров, с режиссерскими приемами монтажа, которые свойственны были игровому радио и кинематографу».[13]
Самое живое и заинтересованное участие в работе над научно-художественными передачами принимали также ученые Московского университета имени M.B. Ломоносова, Института истории естествознания и техники Академии наук СССР и других научно-исследовательских учреждений страны. Лучшие из радиопостановок успешно выдержали испытание временем и вошли в «золотой» фонд радио.
 
25 января 1947 года ЦК


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :