Реферат по предмету "Культурология"


Различия естественной и гуманитарной культур

Содержание:
 
Введение..........................................................................1
       
           Основная часть:
 
1.Естественно-научная и гуманитарная культуры.
                                                                     Общие понятия.......3
 
2. Взаимоотношения двух типов культур.................................6
 
3.            Различия естественной и гуманитарной культур............14
 
4.            Интеграция естественно — научной и гуманитарной
                                                                культур................18
Заключение.......................................................................21
Список литературы....................................................................24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
          Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ.
Понятием «культура» обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.
Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры. 
Однако предельно общие понятия часто не заключают в себе сколько-нибудь значительного научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа «все» и «ничего» могут быть, поняты как тождественные.
Поэтому ученые стремятся к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия «культуры» является ее инструменталистская трактовка. Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.
1
Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из
 трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.
Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.
Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.
Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.
Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных разновидностей.
В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки.
 
 
 
 
 
 
2
 
 
1.Естественно-научная и гуманитарная культуры.
Общие понятия.
 
До последовательного оформления науки, как самостоятельной части культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др.
Данное обстоятельство дает право трактовать понятия «естествознание» и «гуманитарное знание» не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний.
Однако в условиях культуры XX в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, понятие «естественно-научная культура» указывает на три слоя реальности:
   совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;
   объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;
         фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.
Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной.
3
Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.
Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).
Существенную роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления материальной культуры. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки «позитивности» одних и тех же общественных
4
явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры.
          Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества.
Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для «рядовых» потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные «переводы» (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
          Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.
Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
   они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;                                                          5
   осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
         взаимно координируют в историко-культурном процессе;
         являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
         имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
          Антропная основа естественно-научной и гуманитарной культур приобретает на рубеже XX—XXI вв. первостепенное значение.
 
 
 
                   2.Взаимоотношения двух типов культур.
 
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо отчеловека, в противоположность искусственному — созданному человеком) и гуманитарное (от «гомо» — человек) знание.
Под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и в исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.
Вприроде действуют стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно — научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в
6
истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.
Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.
Самое главное различие между естественно — научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых — объяснение, понимание и предсказание явлений.
Сначала определимся с основными понятиями. Поскольку речь идёт о типах культур, то в определении нуждается само понятие "культура".
Культура (от лат. Cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
С помощью данного понятия подчёркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура — это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
Однако, мир человеческой культуры существует нерядомсприродным, авнутринегоипотомунеразрывноснимсвязан. Следовательно, всякийпредмет
7
культуры имеет природную основу и его социальное содержание и оформление.
В более узком смысле слово «культура» означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельностичеловека, а также человеческие силы и способности, реализуемые вдеятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Каждая       общественно-экономическая  формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от однойобщественно-экономической формации к другой. При этом наследуется всеценное из прошлого.
Развитие культуры, а значит, развитие любого общества зависит от множества факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических и т. д. Но всегда творцом культуры остается живой человек. Процессы овладения культурой новыми поколениями и механизмы их приобщения к достижениям культуры изучаются специалистами.
В настоящее времявыявленотритипатрансляциикультуры.
1.       Способ приобщения культуры черезобучениестаршимипоколениямимладших. Этоттипкультурыдостаточноконсервативенигосподствуетвтрадиционныхобществах. Здесьлюдинеохотновключаютсявпроцессынововведений, нелюбятсамостоятельностииинициативы. Творчествоздесьнесвязаносo знаниемчего-топринципиального.
Обучение взрослых идетейусвоихсверстников. Вэтомслучаеновацииинововведения, самостоятельноетворчествохарактерныдлялюдейлюбогопоколения. Приэтомтипекультурыформируется


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте
Реферат Ворошилов, Климент Ефремович
Реферат The Gulf War Essay Research Paper The
Реферат Роль защитника в процессе доказывания, при производстве расследования по уголовному делу
Реферат Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой дизартрией
Реферат Биография Л.В.Собинова
Реферат Розрахунок параметрів і вибір елементів тиристорних електроприводів постійного струму
Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой 17
Реферат Синонимы как один из приемов создания комического в произведениях Зощенко
Реферат Effects Of Secondhand Smoke Essay Research Paper
Реферат Потенциал лесопромышленного комплекса России
Реферат Пеппи Длинный Чулок. Линдгрен Астрид
Реферат Полярографическое определение цинка в присутствии меди
Реферат Інвестиційна діяльність промислового підприємства й оцінка економічної ефективності інвестиційного проекту
Реферат Достопримечательности Гренландии