Реферат по предмету "Культурология"


Оратор и аудитория, приёмы установления контактов

БалтийскаяГосударственная АкадемияРыбопромыслового Флота                                                                                  Кафедра общественных наук.Реферат по предмету Культура речи.
Тема реферата:
Оратор и аудитория. Приёмы установления контактов.
Рефератнаписал: Стрельников Александр Алексеевич
                                                              Реферат проверила: Чуксина

Калининград 2001
Оглавление:

1.  Оратор и аудитория
Типы ораторов...............................................................................................................3
Подготовка и проведениепубличного выступления(докоммуникативный, коммуникативный, посткоммуникативныйэтапы )..................................................3
Культура произнесения речиперед аудиторией......................................................11
2.  Приёмы установленияконтакта с аудиторией
Лексико — синтаксическиеприёмы............................................................................13
Позы, жесты,мимика..................................................................................................15
 

1. Оратор и аудитория.
 
Публичное выступление — это устное монологическое высказывание с цельюоказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее частоиспользуются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговаяречь.
Типы ораторов
С. Ф.  Иванова в работе  «Специфика публичной речи»(М., 1978) выявила индивидуальные речевые типы:
1) Рационально — логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям истрогой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любомувысказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизациейматериалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный планкак бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им.Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной,какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всегобывают сангвиники.
2) Эмоционально- интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпаясвою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткойлогической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своихвыступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдаетсясовпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.
3) Философский.Ораторы — «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногдабывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимойорганизации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг,как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта — стремление кисследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей,желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группусоставляют люди флегматического темперамента.
Лирический, или художественно — образный. Глубокаяэмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность,проникновенность — черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его — характер утонченный, меланхолический. Подготовка и проведение публичного выступления.
 
В основе классической схемы ораторского искусствалежит 5этапов:
1.  Подбор необходимого материала,содержания публичного выступления;
2.  Составление плана, распределениесобранного материала в необходимой логической последовательности;
3.  Словесное выражение",литературная обработка речи;
4.  Заучивание, запоминание текста;
5.  Произнесение.

Как видно извышенаписанного,   4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовкуречи.  Греки говорили,  что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, присвете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил:  «Я, гражданеафинские, признаю и не стану отрицать,  что продумал и разучил свою речь,насколько это было возможно».
     Для современного ораторатрудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, чтоораторскоекрасноречие  в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.
    Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный,коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит переченьконкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:Докоммуникативный Коммуникативный Посткоммуникативный 1.Определение темы и цели выступления. Произнесение речи. Анализ речи. 2.Оценка аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики. 3.Подбор материала. 4.Создание текста. 5.Репетиция.
Докоммуникативный этап.
Определение темы и цели выступления.
Подготовка к любому ораторскому монологу начинаетсяс определения его темы и цели.
 Тему определяет либо сам автор, либо те, ктоприглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким,по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание.При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать наформулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей научастие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно«расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «Оразном» — человек будет иметь возможность заранее подготовить и продуматьсвое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговаяи другие.
Приступая к разработке текста, необходимоопределить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакциион добивается. Основные цели публичного монолога — сообщение и воздействие.Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачии задач, которые помогут воплотить её.Оратор может поставить задачуинформировать слушателей, дать определенные сведения.
Оценка аудитории и обстановки.
Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроитьсяна своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень,направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательныеинтересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.
Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному)составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковыхполитических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнеереакция на выступление.
Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить,поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать своепревосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.
Перед слушателями с высоким уровнем профессиональнойили научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов крешению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения,демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами,уклоняться от существа проблемы.
В неоднородной (гетерогенной) аудитории произноситьречь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности,адресовать какой — то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том,что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, чтоони придут.
Необходимо также выяснить численность аудитории.Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человеклегковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно — белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее,образнее следует говорить.
Знание своих слушателей, «прицельная»подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого — то трудноговопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.
Следует узнать, в какой обстановке будет проходитьвыступление — в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...
Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе,за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясьсохранять постоянно расстояние в 20 — 30 сантиметров между ртом и микрофоном.
Важное значение имеет и размещение слушателей ваудитории. Проксемика — наука о временной и пространственной организацииобщения — описывает следующие способы: Способ Схематическое изображение Комментарии
/>/>/>/>/>Аудиторное размещение Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников
/>/>/>/>/>/>/>/>«Конференция»
/> Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений
/>/>/>/>/>/>/>/>«Подкова» Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>V — образное расположение Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора
/>«Круглый стол» Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.
/>/>/>«Кабаре» Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания
Надо выяснить также после каких других речейпланируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна бытьинтереснее по содержанию и форме, чем предыдущая… Необходимо чувствоватьаудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратордолжен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию налюбую тему.
Подбор материала. Составление текста.
Следующая ступень докоммуникативного этапа — «кодирование» — составление текста  — начинается с подбора материала.Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не одинисточник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:
1.  Непосредственные — материал, добытый автором из жизни путем наблюдений,собственного опыта:
·    знания, практика;
·    личные контакты, беседы, интервью;
·    воображение — мысленное создание новых картин,образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.
2.  Опосредованные:
·    а) официальные документы:
·    б) научная и научно — популярнаялитература;
·    в) художественная литература;
·    г) статьи газет и журналов;
·    д) передачи радио и телевидения;
·    е) справочная литература:энциклопедии, словари;
·    ж) результаты социологическихопросов.
Следует помнить, что «живой» опыт всегдахорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.
Материал публичного выступления может бытьтеоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материалазависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов,чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен бытьдостоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат,имен.
Систематизируя материал, оратор создает план,продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.
Подготовка письменного текста имеет много преимуществ.Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольшеудерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне.Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта илиразвернутого плана выступления.
Репетиция представляет собой произнесение текстамысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вычувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо — расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продуматьжесты, приемы установления контакта. Практика показывает, что на каждую минутувыступления приходится 20 — 25 минут подготовки. Если выступление тщательноразработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держатьсяуверенно. Как утверждают опытныные ораторы, невидимый ни для кого труд – основауверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченномугруду.
Коммуникативный.
Выступление состоит из трех частей: вступления,доказательства и заключения.
Вступление должно включать в себя краткое содержаниетой идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуютразличные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, вкоторой оратор выступает.
     Важнейшим качествомэффективности публичного  выступления является ее логичность и доказательность.Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию. Необходимо овладеть логическими законами доказательности, аргументированности.  Эти законы прежде всего  распространяются  на  словесноеопределение понятий,  логические выводы, доказательства своей точки зрения впроцессе ведения полемики.
     Чем доказательнее речьоратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенностьв надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логичномыслит,  тот и логически ясно говорит.  Поэтому первейшая задача оратора еще впроцессе подготовки к публичному выступлению  -  продумать  до мельчайшихподробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.
     Логическая схемадоказательства чаще всего слагается из 3 элементов:
     1. Тезис — это исходноеположение, истинность которого стремится доказать оратор.  И наоборот,  еслиистинность тезиса сомнительна  для  оратора,  то вряд ли тезис будет убедителендля других.  Формулируя тезис,  следует помнить,  что он  должен быть ясным ичетким, не содержать в себе противоречия. Расп-
лывчатость тезиса или егоподмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытногооратора.
     2. Аргумент — этологический довод, истинность которого проверена и доказана практикой.  Аргументявляется необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументомв процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергаетсясомнению.
     3. Доказательсто поспособу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способдоказательства аргументы  непосредственно  обосновывают  истинность тезиса. Прикосвенном способе доказательность истины  обосновывается путем доказательстваложности противоречащего положения.
     Логическая аргументацияпо тому  или  иному  вопросу  в процессе  публичного  выступления  может бытьразвернута в 3 вариантах:  индуктивно (от частных факторов к общимзаключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и всочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.
     При индуктивном характере доказательства оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чащевсего заранее отобранные примеры,  выдвинутые им гипотезы, идеи. Прииндуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлениюпродумать и отобрать:
     — наиболее существенныефакты,  отдельные,  чаще  всего заранее отобранные примеры;
     — такое количествофактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод,заключение;
     — факты и примеры должныбыть близки и понятны  аудитории, уровню образования и подготовки слушателей.
     Индуктивных выводов впроцессе  публичного  выступления может быть множество.  Это может бытьстатистически выверенный или социологами установленный факт,  интересная статьяв газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п.; важно, чтобы сериячастных фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и подводила слушателей кнужным вам обобщениям и выводам.
     При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частнымвыводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоритическоеположение, закон, принцип были либо общепризнаны,
либо  настолько убедительны,  чтобы  не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо,чтобы:
     — слушатели былипредварительно знакомы с исходным теоретическим знанием,  на основе которогостроится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них вызыватькаких-либо сомнений;
     — переход  рассуждений от  общего положения к частному должен сопровождаться не любыми примерами, анаиболее убедительными и яркими, запоминающимися.
     При смешанном  индуктивно-дедуктивном   доказательстве следует учитывать все вышесформулированные рекомендации одновременно.
     В процессе логическиправильных,  доказательных рассуждений,  с неизбежностью достигается определенность,ясность, непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.
     Для того  чтобы  речь оратора была правильна и доказательна,  ему необходимо знать и систематическиопираться  на основные логические законы.
    
Закон достаточного основания. Суть этого закона заключа-
     ется в том, что всякая правильная мысль должна  быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которыхпроверена практикой.
     Вообще оратору  всегда и во всем следуетпридерживаться правила: практика — наивысший критерий истины!
    
Закон тождества. Суть  закона  тождества  заключается  в
     том, что каждая мысль впроцессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание,  сколько  бы  раз  она не повторя лась.Закон тождества следуетособенно учитывать  в  условиях спора, дискуссии, при использованиинедостаточно четко определенных понятий.
     Закон исключениятретьего. Этот закон формируется так: две противоречащие мысли об одном итом  же предмете,  взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни  истинными, ни ложными:  одна из них истинна, адругая ложна, и третьего
не дано.     Суть этого закона  будет  понятна,  если сказать,  что
нельзя быть одновременно согласнымс двумя противоположными  ут-
верждениями.
 В процессе логическогообоснования, доказательного суж-
дения  большую  роль  играетподбор фактов,  примеров.  Важ-
но, чтобы факты,  примеры были достаточно типичны,убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.
Взаключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи,еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей кконкретным действиям по ее реализации.
Произнесение речи.
Существует три способа произнесения речи:
·      Чтение текста;
·      Воспроизведение по памяти счтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);
·    Свободная импровизация (экспромт).
Читают такие речи, от текста которых нельзяотступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официальногосодержания.
Остальные виды, как правило, произносят с опорой написьменную основу.Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановитьход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатлениесвободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться сослушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительноподготовить текст.
     Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступатьэкспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли.Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическиминавыками.
Почти всегда при публичном выступлении ораторунеобходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это надо неоправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонентатак, как наиболее выгодно. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко,не забывать об интонационной гамме. Разгромленного оппонента необходимодожимать на протяжении всей дискуссии. Свою идею нужно повторять как можно чащедля того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.
Ответы навопросы, ведение полемики.
После выступления говорящий часто отвечает на вопросыслушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстройреакции, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не толькоспрашивающему но и всем присутствующим.
Методика ораторского искусства рекомендует неторопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечатьлаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительныхответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить болееподробное обоснование ваших предположений.
Посткоммуникативный.Анализ ораторской речи
После ораторского выступления необходим анализ. Преждевсего для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.
Культура произнесения речи перед аудиторией.
 
Успех публичного  выступленияоратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности,информационной насыщенности.
     Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении,  многословие,  демогогия,тавтология, фразеологические повторы,  интонационное однообразие — вот  далеко не полный  перечень  ошибок,  которые  в изобилии встречаются в публичныхвыступлениях  современных  деловых  людей.  Кратко охарактеризуем их.
     Штампы в речи — этолексически  неполноценные  слова  и выражения,  их иногда справедливо называют«затасканные, избитые выражения».  Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать  оратор,  но сильно перегружают его речь.  к речевым штампамможно отнести выражения типа «развернули работу  широкимфронтом»,«новая методика взята на вооружение», «мероп-
риятием было охвачено»,«на данном этапе».
     Канцеляризмы — речевыеобороты и отдельные слова, заимствованные из  канцелярско-бюрократического стиля  общения, которые  лишают  настоящее деловое общение его яркости иобразности.  К таким выражениям относятся:  «в отчетный период », «зафиксироватьчисло опоздавших», «налаживать работу».
     Также мало чего общегоимеют с речевой культурой  вульгаризмы  -  нелитературные  и неправильные пограмматической форме слова и выражения:  «заткнуть глотку», «дать в лапу», «рожа», «заткнись».
     Жаргоны — например, слова и обороты, заимствованные из уголовного мира:  «кореш» (друг),«завязать» (решительно покончить), «пристегнуть»(прибавить).
     Многословие и демогогия- это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко иясно, это отступление от предмета речи,  замена точных и ясных формулировокобщими фразами.
     Слова поразиты — типичная болезнь многих ораторов: «это самое», «ну вот»,«в самом деле».
     Среди типичных  ошибок ораторской речи наибольшеераспрстранение получило  несоблюдение  правильного  произношения вследствиеневерной расстановки ударений в отельных словах.
     Вычурность и манерностьязыка оратора вызывает  иронию, раздрожает и,  естественно, отрицательно влияетна контакт с аудиторией.
Какпреодолеть  вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, даи обычного делового общения? Наиболее действенные примеры — это систематическийсамоанализ и самоконтроль за тем,  как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием  и  композиционно-лексическим  стилем своих публичных выступлений, ориентация на  достойные  подражания образцы ораторского искусства.
Говоряо культуре ораторского мастерства, ее разнообразии,  нельзя не обратить внимание  на  применения  крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы онибыли неожиданно, но к месту сказаны.
     Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерыв-
ное самосовершенствованиетехники речи. В этой связи следует
обратить внимание наследующие особенности собственной речи:
     Дикция — это четкость иясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровняораторского мастерства характерно то,  что его легко слушать, у него нетскороговорок,  «проглатывания» отдельных слогов и звуков. Хорошаядикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.
     Сила голоса  должна бытьсоразмерна величине аудитории, в которой произносится речь,  при этом должныучитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичьвыступающий. Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействияна психику:  волю,  чувства,  сознание слушателей.
     Темп речи — число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться.  Однако чаще всегопубличное  выступление начинается в медленном темпе.  В целях драматизации темпусиливают,  либо,  наоборот,  снижают. Принято считать, что наиболееоптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.
     Полетность голоса — этодлительность звучания отдельных фраз,  слов и звуков.  Когда звук насыщенинтонациями, слова произносятся  с  определенной эмоциональной окраской,  ясно,четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Онадостигает самых дальних уголков аудитории.
     Тембр голоса — это звуковая  окраска  голоса,  которая  создает те или иныеэмоционально-экспрессивные оттенки речи.
     Типичной ошибкой многихораторов является неумение чет-
ко и правильно произноситьотдельные звуки речи. Для преодо-
ления этого недостатка,  атакже  совершенствования  техники
речи рекомендуется:
     — прочитать вслух вразличном темпе фрагмент какого-либо рассказа по книге;
     — использоватьскороговорки,  вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличиваятемп.
     Важнейший показательречевой культуры оратора — это бо-
гатый словарный запас, точность и образность фраз и выраже-
ний,  это учение  лаконично и  просто  сформулировать  свою
мысль.
     Итак, оратор с высокойкультурой  речи  отличается  бо-
гатством  словарного запаса, смысловой точностью выражения,
соблюдением языковых нормпроизношения,  образностью и  точ-
ностью словоупотребления.2. Приёмыустановления контакта с аудиторией.
Лексически-синтаксические приёмы.
Самое высшее проявление мастерства публичноговыступления — это контакт со слушателями, то есть общность психическогосостояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместноймыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношениеговорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателейответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, ктоговорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию иуметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметьширокий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.
 Главные показатели взаимопонимания междукоммуникантами — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражениевнимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения,кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.Контакт — величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) инеполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.
Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней ипостоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводитвзглядом слушателей.
Перед началом речи выдерживают небольшуюпсихологическую паузу — 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной.Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами.Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоциональногоэффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. Вкаждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.
Длясовременной ораторской  речи  является  характерным сочетание  логико  — аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика выступлениялучших ораторов показывает,  что сухое деловое выступление,  сводимое к передаче«голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, какправило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории современем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующихораторских приемов:
·    Вопросно-ответный прием. Ораторставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения ивозражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
·    Переход от монолога к диалогу(полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников,активизировать тем самым их интерес.
·    Прием создания проблемнойситуации. Слушателям предлагается
ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», чтостимулирует их познавательную активность.
·    Прием новизны информации, гипотеззаставляет аудиторию предполагать, размышлять.
·    Опора на личный опыт, мнения,которые всегда интересны слушателям.
·    Показ практической значимостиинформации.
·    Использование юмора позволяетбыстро завоевать аудиторию.
·    Краткое отступление от темы даетвозможность слушателям «отдохнуть».
·    Замедление с одновременнымпонижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местамвыступления (прием «тихий голос»).
·    Прием градации — нарастаниесмысловой  и  эмоциональной значимости  слова.  Градация  позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
·    Прием инверсии — речевой оборот,который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений надиаметрально противоположный.
·    Прием апелляции к собственныммыслям.
Среди приемов ораторскойречи,  существенно  повышающих  ее эффективность  и убедительность,  следуетособо выделить лексические приемы.Практически во всех руководствах по ораторскому  искусству  среди лексических приемов рекомендуется использоватьтак называемые тропы.
     Тропы — это речевыеобороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении,  которыепозволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. Ктропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...
     Сравнение -  один  изнаиболее часто используемых приемов,  который обладает большой убеждающейсилой, стимулирует у  слушателей  ассоциативное и образное мышление и тем самымпозволяет оратору достичь желаемого эффекта.
     Метафора — это переносназвания одного предмета на другой,  это речевое сближение 2 явлений посходству или  контрасту.  Например:  «Локомотив  истории  остановитьневозможно...»
     Эпитет — образноеопределение предмета,  явления, раскрывающее его сущность.  Например: «Студент — это не  сосуд, который  следует заполнить знаниями,  а факел, который надо зажечь!..»
     Аллегория — иносказательно изображает что-либо. Например: «Однажды прохожий спросил устроителя:»Что ты делаешь?"  Тот подумал и ответил: «Не видишь?Вожу камни». Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываюденьги!»
     Гипербола представляет собой  вид тропа,  состоящего в преднамеренном преувеличении свойств,  качеств предметов  и явлений.  Например:  «Редкая птица долетит до середины Днепра».
Действеннымсредством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечиваютобратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами),глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас,отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги,дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).Специфика устной  речи  проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается,  что в публичном  выступлении предпочтение  следует  отдавать более  коротким предложени-
ям, они лучше воспринимаютсяна слух  и  запоминаются.  Кроме того,  короткое предложение позволяет болеевариантно подходить к изменению интонации.
 Перечисленные  языковые средства контакта помогаютпреодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.
  Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика — принадлежность индивидуальногостиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный каналвосприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховомуканалу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоениювысказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительнымпутем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости,равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, передаудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляетслушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шагвперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогаетсосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудиториивозможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи.Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействияжестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызываетиронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи,необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой,поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший исамый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. которыйорганично сливается с содержанием речи.
В ораторском искусстве используются:
·    Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение,замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправопри произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».
·    Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движениеруки, «отрубающая» фразу рука).
·    Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях,когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
·    Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например,винтовую лестницу).
·    Символические несут определенную информацию. К этой группе относятсяжест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жестпротивопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там издесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жестобобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения(пальцы или ладони рук соединяются).
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что вриториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем чувств говорящего являетсявыражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передатьгамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость….Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, какзамечал А. Ф. Кони:«Лицо говорит вместе с языком». Лицо и весьвнешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и дажедружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.
 




Список используемой литературы:
Ø Дружинина Г. А., Чайка Г. Л.Пути формирования профессио­нальных качеств лектора. Лекционная пропаганда:вопросы теории, организации и методики. — К., 1989.
Ø Ниренберг Д., Калеро Г. Какчитать человека словно книгу/Пер. с англ. -  М., 1988.
Ø Иванова С. Ф. Спецификапубличной речи. — М., 1978.
Ø Карнеги Д. Как вырабатыватьуверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М., 1995.
Ø Ножин Е. А. Основы советскогоораторского искусства. — М., 1981.
Ø Сопер П. Основы искусства речи.- М., 1992.
ØАндреев В И.  Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.
ØПредраг М. Как проводить деловую беседу. — М.:1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.