Содержание:
1.Дерево. Резьба……………………………………………………………………2
1.1 Хохломская роспись…………………………………………………………3
1.2 Городецкая роспись………………………………………………………….4
1.3 Полхов-майданская роспись………………………………………………...5
2.Металл. Казаковская филигрань ……………………………………………….6
3.Ткань. Ткачество…………………………………………………………………7
3.1 Вышивка……………………………………………………………………...8
3.2 Кружевоплетение…………………………………………………………….9
4.Камень. Борнуковский резной камень………………………………………… 9
Резьба. Русская национальная культура тесно связана сдеревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строилиречные и морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы. Вместе с тем русскиемастера большое внимание уделяли художественному резному декору. В его основубыл положен геометрический и растительный орнамент, служивший не только целямукрашения, но имевший магический и ритуальный характер. Функции оберегавыполняют включенные в художественный ряд образы и символы, такие как ДревоЖизни, солярные знаки, птица, конь, лев, мифологические существа — Берегиня,Сирин, Алконост.
В Нижегородском Поволжье сформировался свой особыйстиль резьбы, впита-вший в себя древнейшие традиции русского народногоискусства. Резчики по дереву Нижегородского края были известны далеко за егопределами. В настоящее время эти славные традиции продолжают современныенародные мастера, виртуозно владеющее художественной резьбой по дереву иявляющиеся одними из самых лучших в России.
В систему художественных промыслов Нижегородской областивходят два предприятия в Городце и Семенове, на которых занимаются резьбой подереву. На фабрике «Городецкая роспись» в г. Городец работаетэкспериментальная группа резчиков, среди которых замечательные мастера МихаилЛогинов и Андрей Колов. Ассортимент выпускаемых изделий разнообразен:декоративные настенные панно и тарелки, шкатулки сувенирные наборы для специй срезными фигурками людей и животных, игрушки, пряничные доски — резные штампыдля нанесения узора на пряничное тесто. Интересна городецкая скульптура малыхформ с сюжетами из городской и сельской жизни, выполненная с большим юмором ифантазией. Изделия вырезаются из местных пород древесины — дуба, липы, осины,березы, вручную, с использованием инструментов — резцов, ножей, стамесок.Используется разнообразная техника резьбы — трехгранно-выемчатая, контурная,скобчатая и другие. Для произведений городецких мастеров характерно сочетаниерезьбы с инкрустацией мореным дубом. Выполняются заказы на монументальныеработы для оформления интерьеров и экстерьеров общественных и частных зданий.
Второе направление художественной резьбы подереву развивается на фабрике «Семеновская роспись» в г. Семенове.Здесь возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовыхпредметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши и вазы ипоставки — цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки идекоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического ирастительного характера. В основе семеновских резных узоров лежат традиции техническихпредметов и орнаментального строя древней нижегородской резьбы. Резьбаобогащает форму предмета, выявляет красивую текстуру и естественный цветдерева.
Большой вклад в развитие семеновской резьбы по деревувнесли известные мастера Георгий Матвеев, Леонид Левин, Дормидонт Мазин,Александр Швецов и другие.
Помимо фабрик, в Нижегородской области работают многонародных мастеров — резчиков, создающих свои произведения как в народныхтрадициях, так и в свободном современном стиле.
Хохломскаяроспись. Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народногоискусства. Родина ее — лесной район Нижегородского края к северо-востоку отреки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, кудамастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревяннуюпосуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы- в страны Азии и Европы. С древних времен жившие тут умелые мастераизготовляли красивую деревянную посуду, а с XVII века этот художественныйпромысел сложился в современном его значении. Хохломская роспись получилавсемирную известность благодаря оригинальной технологии и традиционностидревних русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанныеспециальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают варенымльняным маслом — «олифой» и металлическим порошком. После этогохохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоевспециального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температурыболее 100о серебристая поверхность приобретает золотой цвет.Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Основныецвета хохломской росписи — черный, красный, золотой. Это классическое сочетаниедополняется введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого. Росписьвыполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов.
Всеразнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: письмо«верховое», при котором красочный орнамент расположен на золотистомфоне и письмо «фоновое», где узор золотой, а фон черный или красный.Любимыми орнаментами хохломских мастеров являются: «травка» — стилизованное изображение травы; «кудрина» — сказочный золотой цветокс завитками — кудрями; «под листок» — узор из листьев и ягодклубники, смородины, рябины, крыжовника. Ассортимент изделий составляют:отдельные чаши, вазы, «поставки» — цилиндрические сосуды с крышкой,бочата, ложки, а также мебель, наборы столовой и чайной посуды, наборы длявина, мороженого, меда, рыбы.
Внастоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно развиваютсяна двух крупных художественных фабриках: «Хохломской художник»,расположенной в селе Семино и «Хохломская роспись» в городе Семенове,а также ряд мелких предприятий. Известны старые потомственные мастера Хохломы — братья Красильниковы, Подоговы, Федор Бедин, Архип Серов, Степан Веселов. Этитрадиции промысла продолжают художники Ольга Лушина, Ольга Веселова, АлександраКарпова, Екатерина Доспалова, Нина Сальникова и многие другие. Хохломскиеизделия украшают быт русского человека. Они экспортируются во многие странымира, достойно представляют на международных выставках и ярмарках русскоенародное искусство.
Городецкаяроспись. В селениях, расположенных вокругГородца — старейшего города Нижегородского края, в середине XIX века становитсяизвестным как художественный промысел оригинальный вид росписи на бытовыхпредметах. Это были лукошки и коробки для пряжи из коры липы, детские стульчикии каталки, дуги для конской упряжи. Особую славу имели городецкие расписныепрялки.
Прялка,как приспособление для прядения нити, была известна во всем мире, в том числе ина Руси, с древнейших времен. Городецкая прялка состоит из широкого«донца» — доски на которой сидела прядущая женщина, и вставлявшегосяв донце деревянного гребня — стойки, с укрепленным на нем льном или шерстью. Нагородецких расписных прялках раннего периода мы видим элементы древнейшейсимволики: Древо Жизни, птиц, всадников, а с конца XIX века городецкиехудожники начали писать и жанровые сцены из русской провинциальной жизни:чаепитие, катание в каретах, застолье, военные баталии.
Прялкугрунтовали и расписывали клеевыми и растительными красками собственногоприготовления. Основными цветами городецкой росписи являлись желтый, черный,зеленый, красный, синий. Роспись делали в два приема: наложение ярких пятенкраски на однородный, чаще всего, желтый фон; разработка рисунка мазками чернойи белой краски, что придавало объем и акцентировало детали.
После росписи прялки покрывали вареным льняным маслом и просушивали. Истокигородецкой росписи уходят в древнерусскую иконопись. В развитии этого промыславыделялись несколько этапов.
1930-е годы характерны переходом к масляным краскам и новому ассортименту:мебель, ширмы, декоративное панно, токарные изделия. В это время работали такиеизвестные мастера, как Игнатий Лебедев, Федор Краснояров, Игнатий Мазин, ПавелКолесов и др.
Этап 1950-х годов связан с новым подъемом и возрождением этого художественногопромысла, благодаря организационной и творческой деятельности потомственногомастера Аристарха Коновалова. В настоящее время традиции этого художественногопромысла продолжают мастера фабрики «Городецкая Роспись». Среди нихможно отметить Александру Соколову, Лидию Кубаткину, Лилию Беспалову, ФаинуКасатову. Разнообразен современный ассортимент фабрики: декоративные панно, ларцы,сундучки, шкатулки, хлебницы, детская и взрослая мебель, токарная посуда,игрушки. Произведения городецких мастеров привлекают многоцветием красок,оптимистичностью взгляда художника, праздничностью картинок русских сказок инародной жизни.
Полхов-майданская роспись. Полховско-майданская роспись — один из самыхмолодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большогосела Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семьетут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек.Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера«тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобнуюигрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от селаПолховский Майдан.
Игрушкивытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидкимкартофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхностирисуют («наводят») контур будущего узора и расписывают анилиновымикрасками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободнаякистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяятехнику «лессировок» — наложение чистых красок слоями одна на другую,и используя сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий ит.п.) художники добиваются особой яркости росписи.
Основныемотивы узоров этой росписи — цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Естьи сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковьюи мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортиментигрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа — детские игрушки: матрешки,птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки,коробочки-яблоки. Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки,чаши, сахарницы, «поставки» — цилиндрические сосуды для хранениясыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают ирасписывают пасхальные яйца.
Особенностьюпромысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки сфабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерскихрасположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Детитакже принимают посильное для них участие в работе, они учатся у родителейосновам токарного дела и росписи. Среди них выделяются своим мастерством семьи Сентюраевых,Рожковых, Бузденковых. В селе Вознесенское работает художественная фабрика«Полховско-майданская роспись». Ее изделия носят преимущественносувенирный характер. Среди игрушек-сувениров большое место занимаетполховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темырусских народных сказок и сельской жизни.
Большой вклад в развитие этого промысла внесли художники Елена Танкова, ЕленаГорюнова, Антонина Бабина. Яркая самобытность этой народной игрушки,празднично-приподнятый колорит и наивная непосредственность росписи делают ееочень популярной как в России, так и за ее пределами.
Казаковскаяфилигрань. Филигрань или скань — один издревнейших видов художественной обработки металлов в России. Название«филигрань» происходит от латинских слов filum — нить иgranum — зерно; «скань» — от древнеславянского — свить, скрутить.Названия указывают на особенность технологии — для изготовления филигранныхизделий использовали скрученные проволочки и «зернь», т.е. маленькиешарики. Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволокинакладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебрянымприпоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формывыполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железнуюзаготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром.
Производствомизделий из филиграни в селе Казачково Вачского района Нижегородской областистали заниматься с конца 1930-х годов в артели «Металлист».Организатором производства была выпускница Красносельского училищахудожественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время ювелирнымискусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий.
Всередине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишьказаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий являетсясамостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшенияметаллического предмета, как накладка на металл. Эти изделия целиком ажурные.По своему назначению работы казаковских мастеров — вещи бытовые. Этоконфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем, в последнее времявыполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви — оклады икон,кадильницы, ларцы для святых реликвий.
Дляказаковских изделий характерен, в основном, «белый» цветпосеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведениянародных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы,придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозноголеса.
Орнамент филиграни может бытьгеометрический — зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, нопреобладающим является растительный. Основные мотивы — цветок с вытянутымилепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент, изкоторого создается узор — «завивка» — овальный моточек проволоки,сочетающий ажур и плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющиеоснову узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкойпроволоки.
Казаковские изделия отличает чистота отделки произведения итонкость филигранной ручной работы. Филигрань удачно сочетают с другимиматериалами — эмалью, деревом, костью, резным камнем. На казаковскомпредприятии работают прекрасные мастера филигранного искусства. Для развитияэтого художественного промысла много сделали художники Л. А. Жесткова, супругиБлоцкие, Р. В. Балашова, В. И. Тупичкин и другие. Филигранные изделияэкспонируются на всероссийских и международных выставках, отмечены многиминаградами, их знают во многих странах мира.
Ткачество. Ткачествос древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждойкрестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовлялидомотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другиенеобходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицывыполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом дляткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьейи козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета итогда узорные ткани получались особенно нарядными.
Крупнымцентром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестныеселенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются наШахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкийассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка — пледы, покрывала, накидки накресла, полотенца, скатерти, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором изгладких и орнаментальных полос или клеток.
Большаяроль в современном развитии промысла принадлежит художнику, искусствоведуЛарисе Кожевниковой. Современные мастерицы освоили сложные техники ручноготкачества — многоремизную, ажурную, переборную, браную. На произведенияхткачих, особенно на праздничных полотенцах и декоративных салфетках, тканыйгеометрический орнамент сочетается с вышивкой, что придает этим изделиямнеповторимое своеобразие.
Вышивка, являющаяся одним из древнейших видовнародного творчества, известна на Руси с X-XIII вв. Ею украшали как будничную,так и праздничную одежду так и праздничную одежду — рубахи, фартуки, головныеуборы, а также бытовые предметы и вещи, относящиеся к декоративному убранствужилища — полотенца, столешники, подзоры, наволочки. Вышивать умели почти вкаждой русской семье как в деревне, так и в городе. Постепенно вышивка издомашнего занятия, когда изделия делали для собственных нужд, становитсяремеслом - изготовлением на заказ, а затем и промыслом — производством напродажу. Местные традиции и их глубокое знание мастерицами-вышивальщицамилежали в основе искусства вышивки. Нижегородская губерния всегдаотличалась большим разнообразием народной вышивки, но самыми любимыми былитакие виды, как тамбур, строчка и гладь.
Вышивкапродолжает развиваться в Нижегородской области и в настоящее время настрочевышивальных фабриках. Они расположены в традиционных центрах народногоискусства — Городце, Арзамасе, Чкаловске, Катунках, Нижнем Новгороде, Лыскове,Шахунье, Превомайске и на Бору. Эти предприятия выпускают широкий ассортиментизделий, украшенных вышивкой, как одежды, так и предметов домашнего обихода. Внастоящее время по развитию строчевышивального промысла и разнообразию вышивкиНижегородская область занимает одно из первых мест в России.
ВНашей стране и за рубежом большой известностью пользуется вышивка«нижегородский гипюр». Это сквозная вышивка выполняется на сетке сразмерами ячеек размером до 1 см, полученной на ткани за счет выдергиванияопределенного количества нитей. В других регионах России эта вышивка невстречается. Сложилась она на рубеже XIX-XX веков, ее родоначальницами считаютсякатунские вышивальщицы. Рисунок узора в гипюре складывается как мозаика врезультате разных способом наложения нитей. В гипюре получили развитие дваорнамента — геометрический и растительный. Более 30 видов цветков могутвыполнить мастерицы, сохраняя при этом особенности нижегородскогоорнаментального стиля.
Успешноразвивается в Нижегородской области традиционная золотая вышивка. Онавыполняется специально изготовленными позолоченными нитями. Эта вышивкаприменяется для украшения праздничной одежды, платков и шалей, а такжепредметов, предназначенных для убранства интерьеров — декоративных подушек,настенных панно.
Изящными легкими узорами в технике белой и цветной гладирасшиваются женские блузки, костюмы и платья из натуральных хлопчатобумажных ишелковых тканей. В глади каждая форма орнамента заполняется плотно примыкающимидруг к другу стежками. Эта вышивка применяется и для украшения скатертей,полотенец, салфеток и др.
Легкойграфичностью отличается узор тамбурной вышивки. Тамбур представляет собойцепочку из мелких петель нитей, которая образовывает на ткани рельефную линиюузора. Изделия строчевышивальных фабрик отличаются сочетанием современной модыи декоративной отделки в традициях нижегородской народной вышивки. Всегдаузнаваемы своеобразные растительные узоры, образы солнечных коней,птицы-счастья, которые были у народных мастериц разнообразными по форме иглубокими по их символической значимости.
В Нижегородском крае было широко развитокружевоплетение на коклюшках. Балахна был одним из самых известных центровкружевоплетения в России. В XIX веке половина всего женского населения Балахна,а также жительницы соседних селений занимались плетением кружев. Кружево плетутпо «сколку» — рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, азатем точками, в которые втыкают булавки. Сколок закрепляют на подушке — валике, набитом сеном или опилками. Выплетают кружево с помощью коклюшек — деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонкиххлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. Приплетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицывыплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков,концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий былицветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.Выработался особый вид кружева — «балахонский манер», своеобразие которогозаключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов.
Искусствокружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центркружевоплетения, где старейшая мастерица Варвара Быкова передавала секретыкружевного искусства молодым художникам. В настоящее время обучение детей ивзрослых кружевоплетению проводится в центрах народного творчестваНижегородской области.
Борнуковскийрезной камень. Художественная обработка камня — древнейший виднародного искусства. Широкая распространенность и легкая доступность такогоматериала как камень, его природная декоративность, разнообразие цветов иузоров, издавна привлекали к нему народных мастеров.
ВНижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике«Борнуковская пещера» в селе Борнуково, расположенном на реке Пьяне.Высокий правый берег этой реки состоит из ракушечника и алебастрового камня. Нанебольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной,река размывала берег и со временем здесь образовалась огромная пещера. В 1920-егоды в селе Борнуково организовалась небольшая артель по добыче и переработкеалебастра. Одновременно с алебастром выламывался и поделочный цветной камень.Поэтому в 1930 году было решено открыть при артели камнерезовый цех. Сюда дляорганизации работы пригласили уральских мастеров — опытных камнерезов. Основнойассортимент художественных изделий сложился при участии уральского художникаШальнова Павла Леонтьевича. Это были письменные приборы и пепельницы,украшенные изображениями, главным образом, экзотических животных: львов,барсов, тигров, пантер, слонов. В тоже время появляются первые скульптурныеизображения советских людей: красноармейца, парашютиста, шахтера, доменщика. В1937 году художественные изделия Борнуковских мастеров были отмечены наградойна Парижской выставке.
Внастоящее время на фабрике разработано более 70 видов высокохудожественныхизделий. Это бытовые предметы: ночники, пепельницы, чашечки, лоточки;декоративные изделия: экраны, мелкая анималистическая скульптура, а такжеразнообразные сувениры. Анималистическая скульптура становится в Борнуковотрадиционной и занимает ведущее место в ассортименте.
Изготовляютборнуковские мастера изделия мягких пород камня — селенита, кальцита, гипсовогокамня — ангидрита. Местный поделочный камень богат по расцветке, он может бытьголубым, рыжеватым, коричневым, зеленым, розовым. Свойства этоговысокодекоративного мягкого камня определили стилистические особенности какхудожественной резьбы по камню, так и промысла в целом. В скульптурах народныхмастеров видны обобщенность форм, характерные особенности силуэтов, мягкиесочленения деталей, умение художника точно передать повадки и характерыразличных животных. Особое место в борнуковской скульптуре занимает русскиймедведь, над образом которого плодотворно работал художник-камнерез ПавелКурышев. В творчестве другого мастера — Петра Минаева преобладают динамическиеобразы скачущего коня. Возвышенный романтизм и эмоциональная приподнятостьявляются отличительными чертами борнуковского камнерезного промысла насовременном этапе.