План.
1. Введение
2. Музыкальная культураи быт
2.1 Основные проблемымузыкально-исторического развития.
2.2 Музыкальная жизнь.Театр.
3. Русская музыка вконце XVIIIстолетияи ее основные жанры.
3.1 Формирование русской национальнойкомпозиторской школы.
3.2 Народная песня.
3.3 Опера XVIII века.
3.4 Хоровая музыка.
3.5 Камерные жанры.
4. Заключение
Введение
1. Главной задачей музыкальноисторического курса является раскрытие основных закономерностей формирования иразвития русской музыкальной культуры.
2.Выдвигая на первый план проблемы музыкального творчества и музыкально-стилевойэволюции, также раскрываются и другие важные стороны музыкальной культуры:общеисторические условия ее существования, развитие идейно-эстетическихвоззрений, музыкальной жизни и образования, исполнительского искусства.
3.Путьрусской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуетсярешительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознаниирусского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейскоймузыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русскойнациональной композиторской школы. Ее рождение в последней трети века былообусловлено активизацией демократических национальных сил во всех сферахрусской культуры и искусства и протекало при обострении социальных противоречийв недрах абсолютистско-дворянского строя.
2.Музыкальная культура и быт.
2.1Основные проблемы музыкально-исторического развития.
1.«Век разума и просвещения» — так говорили о своем времени великиемыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историюмировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных иобщественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическимиустоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистическогомировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение вфилософии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейшихфилософов, ученых, писателей этого времени — Дидро и Гольбаха, Вольтера иРуссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.
Вновый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже
XVIIи XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственнойкультурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, атакже влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего«еретического», «западного» (в том числе образованности,нравов,форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развитияи постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победынового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмамирелигиозной морали. «Мирское» искусство приобретает право наобщественное признание и начинает играть все более важную роль в системегражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизнистраны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своегопрошлого.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то жевремя опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительныйпредшествующий период художественно-исторического развития, на опытдревнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россиясумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процесседвижения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочноутвердившиеся
Влитературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
Кконцу столетия русское искусство достигает огромных успехов.
2. Означении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот
факт,что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит
изобласти устной традиции и приобретает значение высокого профессиональногоискусства.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловленкрупными преобразованиями во всех областях жизни
русскогообщества, осуществленными в
эпохуПетра I.
3. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественнойжизни России. Рушатся старые «домостроевские» обычаи средневековогоцерковно-схоластического мировоззрения.
4.Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплениюв народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русскогогосударства.
5.Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты — композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своёмвышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, втечение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленныебогатства западноевропейской музыки.
6.На протяжении всего XVIII столетия русская музыка переживала бурный рост. Формировалась светскаямузыкальная культура нового времени, складывались свои профессиональныетрадиции в области музыкального творчества, образования,исполнительского искусства. Это был сложный, противоречивый процесс. Онпротекал в обстановке господства феодально-крепостнической системы, с присущимией сословными разграничениями. Оторванность дворянства от народной средынеизбежно накладывала отпечаток на вкусы, культуру и эстетические требованияобразованных слоев русского общества. В дворянских кругах господствовало представлениео музыке как о своеобразном украшении аристократического или придворного быта,приятном развлечении в часы досуга. Занятия музыкой считались в этой средепрежде всего признаком тонкого европейского воспитания и светской«галантности». А это в свою очередь порождало тот дух слепогоподражания Западу, против которого столь резко протестовали наиболеепросвещенные, передовые русские деятели XVIII века Кантемир, Ломоносов,Фонвизин, Радищев, Новиков. Борьба за подлинно национальную, самобытную культуру,за развитие русского литературного языка, за овладение народнымихудожественными традициями характеризует их творческую жизнь и деятельность.
7.Как и другие виды художественного творчества,, музыка в России XVIII века несдёлалась подражательным явлением. Она создавалась в условиях самой напряженнойи острой борьбы за утверждение национального самосознания.
2.2Музыкальная жизнь. Театр.
Вобщем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются триосновных периода:
1) перваячетверть века, связанная с реформами Петра;
2) эпоха30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры,крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с темусилением сословного гнета;
3) последняятреть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большимиобщественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметнойдемократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.
ПетровскаяЭпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этоговремени пока еще очень незначительно: оно
ограничиваетсяв основном простейшими жанрами прикладной музыки — военной, застольной,танцевальной.
Наулицах новой столицы — Петербурга — играют военные оркестры; во дворцеустраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественныхпразненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительствонового «государства Российского» настойчиво требовало новых, особых,специфических форм музицирования.
Новаяфункция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной,торжественной музыки.
Вчесть Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения,носившие названия «панегирических», или «виатных», кантов.
Вмузыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичнымвыражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.
Онипородили особый стиль торжественно-пышной, гимнической
хоровоймузыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах иораториях конца века.
Особойпопулярностью пользовались танцевальные жанры.
Танцыпетровских ассамблей — менуэт, полонез, англез — прочно укоренились нарусской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленнымив дворянском обществе.
Достаточноразнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.
Впоследние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретаютиной характер.
Постепеннок музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русскойаристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах,скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирическогосодержания («арии»), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина,флейты или скрипки.
Видноеместо музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положилиначало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театрстад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницейвсех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральныхпостановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.
Начавсвое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжалрасти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центроммузыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает всеболее широкое общественное признание.
Эпоха30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания иукреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имеладеятельность Михаила Васильевича Ломоносова — первого русского ученого мировогомасштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русскогоклассицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современниковВ. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства нагляднопроявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретнойживописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.
Впериод 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусствана самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера,кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды,скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту.При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируютсяхоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладеваютисполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертногомузицирования готовили почву для последующего возникновения русскойкомпозиторской школы.
Основнымжанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России,была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявилисьвпоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.
Нарядус оперным искусством в России приобретают популярность
различныежанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворестановятся обычным явлением.
Большимуспехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительскихкругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.
Вначале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов- исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация быланесомненным признаком роста исполнительских сил.
Неслучайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце векатакие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.
Последняятреть XVIII века характеризуется значительной демократизациеймузыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределыпридворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование,нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием болеешироких кругов русского общества: домашнее музицирование получаетраспространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.
Ведущаяроль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однакоразвитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление:меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.
Огромноезначение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественногодраматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период1770 — 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматурговФонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялосьоткрытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возникБольшой театр.
Нарядус городскими «вольными» театрами в конце XVIII века широкоразвертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.
Особенноширокой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в егоподмосковных имениях Кусково и Останкино.
ТеатрШереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составлялипоследние театральные «новинки» — комические оперы французских иитальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло,Пиччини, Гретри и Монсиныи.
А вглавных ролях блистала знаменитая «первая певица» шереметевскоготеатра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене — Параша Жемчугова, 1768-1803),чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.
Широкойпопулярностью в быту крепостнической России пользовался особый видисполнительства — музыка роговых оркестров.
Вконце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкийконцертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна иМоцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.
Кконцу XVIII века все более систематический характер приобретает концертнаяжизнь.
Ораториальные,хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременноустраивались и сольные концерты.
Большимуспехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И.Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогическойдеятельности.
Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни
создалипрочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале векадомашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии ибыло в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалосьпотребностью.
Кмузыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все болееширокие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперьсоставляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIIIвека можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства,
оперноготеатра, концертной жизни. Но самым важным и самым почетным завоеванием русскоймузыкальной культуры XVIII века явилось создание своей творческой традиции — рождение национальной композиторской школы[Х1] .
3.Русская музыка в конце XVIII столетияи ее основные жанры.
3.1Формирование русской национальной композиторской школы.
Последняятреть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В этовремя в России укладывается и созревает своя, национальная композиторскаяшкола. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры,подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитиеммузыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов,завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский,Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значениемолодой русской композиторской школы.
Этоне было случайным явлением. Блестящими достижениями отмечен в конце XVIII векавесь путь русского искусства. Особенно крупными сдвигами ознаменовался этотпериод в русской литературе, представленной именами Фонвизина, Новикова,Крылова, Державина, Карамзина. Её идейной вершиной явилось творчество Радищева,определившее великое историческое значение этой переломной эпохи.
Кпередовому направлению русской литературы близко примыкает русскаякомпозиторская школа. Возникшая на волне общественного подъема, она сложиласькак школа подлинно народная и национальная по своим эстетическим принципам. Еёдемократические тенденции во многом определялись близостью самих композиторов кнародной среде.
Деятельностьвсех этих музыкантов развертывалась в условиях ужасающего бесправия, сословногонеравенства и социального гнета. Даже самые талантливые из них, как, например,Фомин, влачили существование людей, с трудом добывающих кусок хлеба своимискусством.
Однойиз главных проблем в изучении русской композиторской школы
XVIIIстолетия до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку
установившихсязападноевропейских традиций, соотношение в ней «русского» и«западного».
Значительностьэтих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного роста светскогоискусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать опыт старшихкомпозиторских школ Европы. Ведь именно им, талантливым создателям первыхрусских опер, ораторий, инструментальных произведений, и надлежало вывестиотечественную музыку на путь общеевропейского развития и приобщить её кдостижениям мировой культуры. В первых опытах русских композиторов нетруднообнаружить следы влияния итальянской или французской оперы, инструментальныхтрадиций итальянской, немецкой, австрийской или чешской школы, а главное — классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это отнюдь не лишало русскуюкомпозиторскую школу национального своеобразия. Скорее напротив: помогало ейобрести свой самостоятельный облик, свое лицо.
Каки в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображениеразличные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве XVIIIстолетия, — классицизм, сентиментализм, реализм. Но положение музыки былонеодинаковым с литературой, архитектурой и живописью, ибо русскаякомпозиторская школа ко времени ее формирования была самой молодой средиразличных художественных школ нашей страны.
Активноразвивается в XVIII архитектура русского классицизма.
Наглядноэволюционирует и русская живопись, преодолевая условность сухого академизма иуглубляя свое реалистическое содержание в искусстве портрета.
Музыкаже конца века, естественно, не дает столь ясной картины последовательнойэволюции. Русская композиторская школа, развивавшаяся на протяжении всеголишь тридцати лет, не могла за столь короткий срок пройти весь этот сложныйпуть; в ней не успели оформиться с той же законченностью художественныенаправления, которые нашли более полное выражение в смежных искусствах,Применительно к музыке можно говорить скорее о своеобразном усвоении,обобщении этих различных стилистических направлений при общей устремлённости крупныхкомпозиторов к национальной самобытности своего искусства.
Явственнопрослеживается в русской музыке и влияние классицизма,
этогогосподствующего художественного направления XVII-XVIII веков.
Внастойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными законамимузыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в уменье подчинитьсвои замыслы строгой логике музыкального мышления нельзя не усмотретьвоздействия эстетики классицизма, с её идеалом гармонии форм, пластическихобразов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетическийидеал выразился в творчестве Бортнянского — крупнейшего русского композитораXVIII века — в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах.
Ивместе с тем все эти художественные течения, присущие мировой культуре XVIIIвека осваивались русскими музыкантами отнюдь не механически, и было быгрубой, ошибкой рассматривать русскую музыку этого столетия только с точкизрения подражания западноевропейской культуре.
Осваиваядостижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумели проявить к нимтворческое отношение, использовать их в духе своей национальной культуры.
Русскиекомпозиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое национальноесодержание, свою тематику, свой образный строй.
Процессосвоения основных форм профессиональной музыки носил у них творческий характерпрежде всего потому, что в эти традиционные формы они стремились вложитьоригинальное, самобытное содержание и опирались при этом в первую очередь нарусскую народную песню.
Народнаяпесня — главный источник творчества композиторов XVIII века.
3.2Народная песня.
Развитиепрофессионального композиторского творчества в России началось с изучениянародной песни. Только в XVIII веке ее впервые стали записывать, разрабатывать,изучать. Эта сложнейшая задача привлекала в то время не только музыкантов, но икрупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно к концу XVIII столетияотносится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русскогонарода.
Народнаяпесня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания.Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чуткоотображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.
КXVIII веку относится формирование городской песни.
Вгромадном большинстве песенных сборников XVIII начала XVII века
отраженименно этот слой народной песенной лирики, связанной с городской традицией.
ВXVIII веке впервые появились нотные записи народных песен.
Интереск народной песне был вызван высоким подъемом русской национальной культуры инационального самосознания.
Последниедесятилетия XVIII века ознаменовались выходом в свет первых печатныхнотных сборников русских песен.
Первыепечатные сборники народных песен послужили прочной основой для композиторскоготворчества. Они обильно использовались в русской музыке конца XVIII — началаXIX века.
Особоеместо среди песенных сборников XVIII века занимает так называемый «СборникКирши Данилова», составленный в середине XVIII века в Западной Сибири.Сборник этот долгое время существовал только в рукописи и был впервые издан(без нот) в 1804 году под названием «Древние российские стихотворения,собранные Киршею Даниловым».
Богатоеи многообразное народное творчество XVIII века послужило той плодороднойпочвой, на которой выросла и развилась русская композиторская школа. Начиная сэтой поры процесс собираний и изучения народных песен становится важным,необходимым условием всего дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Широкоеотражение народная песня нашла в русской профессиональной музыке XVIII века, и,прежде всего в ее важнейшем жанре — комической опере.
3.3Опера XVIII века.
Средиразличных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первоеместо. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболеепрофессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческиесилы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературеи критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые,демократические тенденции русского искусства.
Вопере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русскойдействительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, отяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
Русскаяопера XVIII века — это прежде всего реалистическая опера-комедиябытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.
Наоперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типическихперсонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.
Операпо-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала порокискотининых и простаковых.
Критическая,обличительная направленность определяет главную, основную тенденциюреалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных,прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.
Молодоеискусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительномразнообразии путей развития русской композиторской школы.
Опера,со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональнуюмузыку содействовала развитию других жанров.
Вней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесносоприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие ина профессиональную вокальную лирику.
Активноеразвитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее
обусловилоту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчествекомпозиторов-классиков.
3.4Хоровая музыка.
Хороваямузыка — наиболее древняя, устойчиво сложившаяся область русского музыкальногоискусства. Высокие традиции хорового исполнительства с давнего времени прочноустановились в древней Руси. Этими историческими условиями в значительной меребыл подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIII веке в творчестветаких мастеров, как Бортнянский и Березовский.
Богатойи плодотворной почвой для развития хорового творчества служила народно-бытоваяопера XVIII века.
Кконцу XVIII века появились самостоятельные обработки народных песен для хора соркестром.
Широкоераспространение в быту получили также и хоровые произведения «малыхформ» — простые куплетные песни для солистов с припевом хора. К числупопулярных жанров принадлежат застольные, военно-патриотические, приветственныеи поздравительные песни, исполнявшиеся в домашнем кругу.
Излюбленнойформой хорового творчества у русских композиторов
XVIIIвека становится духовный концерт. Свободная форма концерта, не связанная сканоническими традициями обычных песнопений церковного обихода, давалакомпозитору возможность более широко проявить свои творческие возможности.
3.5Камерные жанры.
Средиразличных жанров русской музыки XVIII века особое место занимает вокальнаялирика — песня и ранний романс. Если опера, привлекавшая к себе лучшиетворческие силы, становится к концу века подлинным центром высокой профессиональнойкультуры, то камерная вокальная музыка, выполняла иную задачу. Не достигая ещевысокого профессионального уровня, она была тем не менее самым любимым, простыми доступным жанром музыкального творчества, одинаково распространенным вразличных социальных слоях. Народная песня в крестьянском быту, канты вмещанской городской среде, сентиментальная или галантная песенка «на голосменуэта» в кругу столичного дворянства — таков далеко не полный переченьпесенных жанров XVIII века.
Создаваяталантливые образцы оперной, хоровой и камерной музыки,
композиторыXVIII века одновременно закладывают основы русского симфонизма. В творчествеФомина, Бортнянского, Пашкевича формируются принципы симфонического мышления,созревают предпосылки для создания русской симфонической школы.
Русскаямузыка XVIII века возникла в результате огромных творческих усилий, огромногонапряжения национальных культурных сил. На
еёоснове выросло впоследствии все музыкальное искусство эпохи Глинки: опера,симфонические и камерные инструментальные жанры, вокальная лирика. Самоебольшое историческое будущее принадлежало опере — молодому прогрессивномужанру.
Камернаямузыка — вокальная и инструментальная — особенно тесно
связанас бытом. Выдающиеся произведения Бортнянского, Хандошкина и Козловского в целомеще не определяют ее общего уровня. Русский романс и фортепианная миниатюраXVIII века — это в большинстве случаев простое, бытовое искусство, творимоебезвестными музыкантами.
Ноименно в широком, общедоступном значении русской камерной музыки и заключаласьее жизненная сила. От раннего романса XVIII века очень недолгим оказался путь квокальной лирике Алябьева, Глинки и Даргомыжского. Пышно расцветшая в началеXIX века культура русского романса в дальнейшем оказалась той родной почвой,которая продолжала питать классическую музыку.
4.Заключение.
Путь,пройденный русской музыкой в течение длительного исторического периода — отдревнейших времен до середины XIX века, — представляет собой закономерныйпроцесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей музыкальнойкультуры великого народа. Рост этот совершался в обстановке острых социальныхпротиворечий, вопреки многовековому и жестокому политическому и духовномуугнетению народа. Он не прекращался даже в условиях тяжелой, героической борьбынарода за национальную независимость Родины и ее культурно-историческоенаследие в периоды вражеских нашествий, для отражения которых потребовалосьвеличайшее напряжение всех народных сил. О труднейших и неблагоприятныхобстоятельствах исторического развития русской культуры и, не смотря на них, оеё величайших художественных достижениях писал А.М. Горький: «В областиискусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу,создав при наличии ужаснейших условии прекрасную литературу, удивительнуюживопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты былиуста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великиххудожников слова, звуков, красок».
Неиссякаемымисточником вдохновения для современных русских композиторов остаетсямузыкальное творчество народа — его древнейших и более поздних историческихпластов, вплоть до видов и форм, рожденных Советской эпохой. В наши дни врусской музыке находят отражение и давние традиции древнерусской хоровойкультуры.
Отрусской классической музыки последующих исторических периодов советскиемузыканты воспринимают и по-новому развивают в своей деятельности важнейшуюидейно-эстетическую традицию всей русской художественной культуры — теснуюсвязь искусства с передовыми социальными и нравственными идеалами эпохи,утверждение высоких идей народности, гуманизма через образы немеркнущейхудожественной правды и красоты...
Списоклитературы:
1. Историярусской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О.Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.
2. Русскаялира. «Очерки о музыкальной России». 1971. Миронов А. Г.
3. Орусском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.
4. Уистоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.