СОДЕРЖАНИЕ.
Памятьнародная____________________________________2
Предания илегенды_________________________________7
Классификация преданий илегенд_____________________10
- Легенды
1) Космогонические.
2) Топонимические.
3) Этимологические.
- Предания.
История башкирского народа в преданиях и легендах.____14
Этноним «башкорт»_________________________________19
Предания и легенды о происхождении башкир.__________19
Заключение.________________________________________21
Список литературы.__________________________________22
ПАМЯТЬ НАРОДНАЯ.
Башкирский народ донёс донашего времени замечательные произведения разных жанров устного творчества,традиции которых восходят к далекому прошлому. Бесценным культурным наследиемявляются легенды, предания и другие устные повествования, отразившие древниепоэтические воззрения на природу, исторические представления, житейскуюмудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческуюфантазию башкир.
Первые письменные сведениюо башкирской народной несказочной прозе относятся к 10 веку. В путевых записяхарабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, посетившего башкирские земли в922 году, дана характеристика архаических верований башкир и изложен вариант ихлегенды о журавлях.
Мотивами легенд и преданийнасыщены генеалогические летописи (шежере) – своеобразные историко-литературныепамятники старого времени. Сведения о предках в ряде случаев связаны здесь срассказами о событиях, происходивших при их жизни. Нередко приводятсямифологические легенды. Суеверные рассказы. Например, в шежере племени юрматы(начало составления – 16 век): «…в давние времена на этой земле жилиногайцы…Они кочевали во все стороны земель по длинам рек Зей и Шишма. Потом наэтой земле неожиданно появился дракон. Находился он на расстоянии одного дня иодной ночи ходьбы. С тех пор прошли многие годы, с ним боролись. Много людейпогибло. После этого дракон исчез. Народ остался в спокойствии…» Вошедшее в этошежере повествование о могиле святого (авлии) развивает традиционные мотивымифологических легенд. Основная часть шежере, посвященная истории юрматынцев,перекликается с бытовавшими в народе до недавнего времени историческимипреданиями. В другом шежере карагай-кыпсакского рода племени кыпсак изложен вформе предания содержание эпоса «Бабсак и Кусяк». В отдельные шежере вошлифрагменты легенд, целостные сюжеты, широко распространенные среди тюрко-язычныхнародов, легендарные повествования о происхождении тюркских племен. Не случайнопоэтому авторы этнографических очерков и статей прошлого века называлибашкирские шежере по-разному: преданиями, хрониками, историческими записями.Советский этнограф Р. Г. Кузеев, исследуя башкирские родословные летописи,установил широкий характер использования в них народных преданий и применил этипредания в качестве источника для объяснения историко-этнических процессов. Г.Б. Хусаинов, обратив внимание на наличие в башкирских шежере ценногофольклорного, этнографического материала, также элементов художественности,справедливо назвал эти родословные записи историко-литературными памятниками,указал на их связь с некоторыми печатными и рукописными сочинениями,получившими известность в тюрко-монгольском мире и за его пределами (сочиненияДжавани, Рашид эд-Дина, Абулгази и др.). На основе сравнительного анализафольклорных мотивов и этнографических сведений, содержащихся в башкирскихшежере, с данными других письменных источников ученый сделал важные выводы нетолько о древности описанных легендарных сюжетов, но и о наличии давнихписьменных традиций составления шежере как историко-генеалогических рассказов.
В преданиях и легендах,передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его бытнравы, обычаи, а вместе с тем проявляются его воззрения. Поэтому этасвоеобразная область фольклора привлекла внимание целого ряда ученых,путешественников. В. Н. Татищев в «Истории Российской», касаясь вопросовистории и этнографии башкир, опирался отчасти на их устные предания. Предания илегенды привлекли также внимание другого известного ученого 18 века – П. И.Рычкова. В своей «Типографии Оренбургской губернии» он обращается к народнымрассказам, объясняющих происхождение топонимических названий. Используемый приэтом башкирский фольклорный материал получает у Рычкова разный жанровые обозначения:предание, сказание, рассказ, поверье, небылицы. В путевых записках ученых,путешествующих по Уралу во второй половине 18 века, также приводятся башкирскиеэтногенетические легенды и предания. Например, академик П. С. Паллас, наряду снекоторыми сведениями об этническом племенном состав башкир, приводит народноепредание о роде шайтан-кудей; академик И. И. Лепехин пересказывает содержаниебашкирских топонимических легенд о Туратау, Йылантау.
Интерес к башкирскомународному творчеству в 19 веке неуклонно возрастает. В первой половинестолетия увидели свет этнографические очерки и статьи Кудряшова, Даля, Юматови других русских литераторов, краеведов, посвященные описанию башкирского быта,обычаев, верований. Использованный в этих работах фольклорный материал при всейего фрагментальности даёт определенное представление о распространенных тогда убашкир легендах и преданиях. Статьи поэта-декабриста Кудряшова ценны довольнообстоятельным изложением космогонических и других легендарных представлений,ныне уже не бытующих. Кудряшов, например, отметил, что башкиры полагают, будто«звезды висят в воздухе и прикреплены к небу толстыми железными цепями; чтоземной шар поддерживается тремя огромными величены рыбами, из которых дна ужеумерла, что служит доказательством близкого конца света и прочее и прочее.». Вочерках Даля пересказаны местные башкирские легенды, имеющие мифологическуюоснову: «Конский выход» («Йлкысыккан кγл» — «Озеро, откуда вышлилошади»), «Шульген», «Этташ» («Камень собаки»), «Тирмэн-тау» («Гора,где стояла мельница»), «Санай-сары и Шайтан-сары». В статье уфимскогокраеведа Юматова приведен отрывок из этнонимической легенды о происхожденииназвания рода инцев (менле ырыуы), отмечены интересные исторические предания ораспрях между нагайскими мурзами Аксак-Килембетом и Каракилимбетом, жившими вБашкирии, о неисчислимых бедствиях башкир и обращениях их к царю ИвануГрозному.
Во второй половине 19столетия в связи с подъемом общественного движения, особенно под влиянием егореволюционно-демократического направления, обострился интерес русских ученых кдуховной культуре народов России, в том числе башкир. По-новому заинтересовалаих история и нравы свободолюбивого народа, его музыкальное, устно-поэтическоетворчество. Обращение Лоссиевского, Игнатьева, Нефедова к историческому образуСалавата Юлаева, верного сподвижника Емельяна Пугачева, было отнюдь неслучайным. В своих очерках и статьях о Салавате Юлаеве они основывались наисторических документах и на произведениях пугачевского фольклора, прежде всегона преданиях и легендах.
Из русских ученых конца 19начала 20 веков особенно значительную роль в научном собрании и изучениибашкирского фольклора играли Рыбаков, Бессонов, Руденко.
Рыбаков в книге «Музыка ипесни уральских мусульман с очерком их быта» поместил более ста образцовбашкирских народных песен в нотной записи. Среди них есть песни-легенды,песни-предания: «Журавлиная песнь» («Сыŋрау торна»), «Буранбай», «Иньекайи Юлдыкай» и другие. К сожалению, некоторые из них приведены в значительном сокращении(«Ашкадар», «Абдрахман», «Сибай»). Все же книга Рыбакова даёт богатоепредставление о песенном репертуаре башкирского народа в прошлом веке, о многихего песнях-преданиях, бытующих в своеобразной «смешанной» форме – отчастипесенной, отчасти повествовательной.
Бессонов в конце прошлоговека, путешествую по Уфимской, Оренбургской губерниям, собрал богатый материалбашкирского повествовательного фольклора. В его сборнике сказок, увидевшемсвет после смерти собирателя, помещены несколько преданий историческогосодержания («Башкирская старина», «Янузак-батыр» и другие), представляющихзначительный научный интерес.
Руденко, авторфундаментального исследования о башкирах, записал в 1906-1907, 1912 годах целыйряд рассказов-поверий, легенд. Некоторая их часть была опубликована в 1908 годуна французском языке, но большая часть его фольклорных материалов увидела светв советское время.
Образцы башкирских преданийи легенд встречаются в записях дореволюционных собирателей-башкир – М.Уметбаева, писателя-прсветителя, краеведов Б. Юлуева, А. Алимгулова.
Таким образом, ещё вдореволюционное время литераторами и этнографами-краеведами были записаныобразцы башкирской народной несказочной прозы. Однако многие из этих записей неотличаются точностью, так как подверглись литературной обработке, например,опубликованная Лоссиевским и Игнатьевым башкирская легенда «Шайтановы мухи».
Систематическое собирание иизучение устно-поэтического творчества башкир началось только после ВеликойОктябрьской революции. Инициатором сбора и изучения фольклора стали тогданаучные учреждения, творческие организации, Вузы.
В 1920-1930-е годы былиопубликованы на башкирском языке ценные в художественном отношении текстыбашкирских преданий-песен в записи М. Бурангулова, появились в печати набашкирском язык и в переводах на русский язык социально-бытовые предания,расширившие научные представления о жанровом составе и сюжетном репертуаребашкирской несказочной прозы.
В годы ВеликойОтечественной войны увидели свет произведения башкирского традиционногоповествовательного фольклора патриотического, героического содержания.
С открытием Башкирскогофилиала АН СССР (1951 год) и Башкирского государственного университета им.40-летия Октября (1957 год) начинается новый этап в развитии советскойбашкирской фольклористики. За короткий срок Институтом истории, языка илитературы БФАН СССР был подготовлен и издан целый ряд научных трудов, в томчисле трёхтомное издание «Башкирское народное творчество», представляющеепервый систематический свод памятников башкирского фольклора.
Начиная с 60-х годов сбор,изучение, публикация произведений народного творчества и результатовисследований принимает особенно интенсивный характер. Участниками фольклорныхакадемических экспедиций (Киреевым, Сагитовым, Галиным, Вахитовым, Зариповым,Шункаровым, Сулеймановым) был накоплен богатейший фольклорный фонд, значительнорасширился круг изучаемых жанров и проблем, совершенствовалась методика сбораматериала. Именно в этот период легенды, предания и другие устные рассказыстали предметом усиленного интереса. Записи произведений башкирскогоповествовательного фольклора вели участники археографических (Хусаинов,Шарипова), лингвистических (Шакурова, Камалов), этнографических (Кузеев,Сидоров) экспедиций Башкирского филиала АН СССР. Материалы несказочной прозы оСалавате Юлаеве недавно были систематизированы в виде целостнойнароднопоэтической его биографии в книге Сидорова.
В собрании публикации иизучении произведений башкирской народной прозы – сказочной и несказочной –значительная заслуга ученых Башкирского государственного университета: Киреева,работавшего в университете в 70-80-е годы, Брага, Мингажетдинова, Сулейманова,Ахметшина.
Книга «Башкирские легенды»,изданная в 1969 году как учебное пособие для студентов, явилась первойпубликацией башкирской исторической фольклорной прозы. Здесь наряду с тестовымматериалом (131 единица) имеются важные наблюдения о жанровой природе легенд,об их исторической основе.
Сборники, подготовленные иопубликованные кафедрой русской литературы и фольклора Башкирскогогосударственного университета, содержат интересные материалы о межнациональныхсвязях фольклора. Вошедшие в них легенды и предания в значительной своей частизаписаны в башкирских деревнях от информаторов-башкир. В Башгосуниверситетебыли подготовлены и защищены также кандидатские диссертации по башкирскойнесказочной прозе. Авторы диссертаций Сулейманов и Ахметшин результаты своихизысканий опубликовали в печати. Начатая ими в 60-е годы работа по сбору иизучению народных рассказов продолжается по сей день.
Большая роль впопуляризации произведений фольклора, в том числе преданий, легенд,преданий-песен принадлежит республиканской периодической печати. На страницахжурналов «Агидель», «Учитель Башкирии» («Башkортостаныуkытыусыhы»), «Дочь Башкирии»(«Башkортостан kызы»), газет«Совет Башкортостаны», «Ленинец» («Ленинсы»), «Пионер Башкирии («Башkортостан пионеры») часто печатаются устно-поэтическиепроизведения, а также статьи и заметки ученых-фольклористов, деятелей культурыо народном творчестве.
Планомерное систематическоенакопление и изучение материала позволили осуществить издание башкирскихпреданий и легенд в составе многотомного научного свода.
В 1985 году увидела светкнига башкирских преданий и легенд в русском переводе. Обширный материал,систематизированный и прокомментированный в названных книгах, даётмногостороннее представление о бытовании несказочных жанров устной башкирскойпрозы в последние столетия, преимущественно в советское время, когда записанобольшинство известных её текстов. В изданной в 1986 году монографии набашкирском языке «Память народа» были освещены ещё малоизученные вопросыжанрового своеобразия и исторического развития этой отрасли национальногофольклора.
ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ.
Кроме легенд и преданийсуществуют былички, которые существенно отличаются по содержанию, по характерусообщаемой ими информации от преданий и других повествований. Записывалисьфольклорные произведения в разных районах Башкирской АССР и в башкирскихселения Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Пермской, Курганской,Куйбышевской, Саратовской областей, Татарской АССР. Учтено распространениенекоторых сюжетов в разных версиях; в отдельных случаев приведены характерныеварианты. Абсолютное большинство текстов – переводы с записей на башкирскомязыке, но наряду с ними помещены и тексты, записанные от башкирских и русскихрассказчиков на русском языке.
В преданиях и легендахцентральное место занимают повествование о событиях и людях давнего прошлого,называемое на башкирском языке риваятами и обозначаемыми в народной среде ихбытования также термином тарих – история. Прошлое осмысляется и переосмысляетсяв риваятах – историях под влиянием эпохи их происхождения и последующеготрадиционного устного бытования как память народная, хранимая несколькимипоколениями. Установка на правдивые произведения прошлого выражены такимитрадиционными приемами повествования, как подчеркивание рассказчиком истинностиданной «истории», происшедший в «незапамятные времена» или в определенноевремя, в точно обозначенном месте (например, «в деревне Салавата») и связаннойс судьбами действительно существовавших людей, имена которых известны (Сибай,Исмаил и Даут и так далее). При этом детализируются обстоятельства места ивремени действия, например: «На правом берегу Агидели, между Муйнакташем иАзанташем, есть огромная скала, похожая на сундук…» («Сундук-камень, накотором Исламгул играл на курае»), или «примерно в одной версте от Муйнакташа,на правом берегу Агидели, виден один камень. Плоская его вершина покрытажелто-рыжим мхом, поэтому этот камень и прозвали желтоголовым («Сарыбашташ»).
Большинство преданий носитлокальный характер. Народные повествования о происхождении того или иногоплемени, рода наиболее распространены в местах их обитания, особенно этокасается родовых подразделений – аймаков, ара, тубэ («Ара Биресбашей», «Арашайтанов»). Предания о прославленном историческом герое Салавате Юлаеве бытуютв различных районах, но больше всего – на его родине в Салаватском районе Башкортостана.
В структурном отношениипредани-риваяты разнообразны. Когда в них повествуется о случае из будничнойжизни, рассказчик обычно стремится передать «историю» точно так, как слышалсам, — вспоминает в ходе беседы по поводу той или иной её разговорной ситуации,приводит факты из собственного жизненного опыта.
Среди башкирскихпреданиях-риваятах преобладают сюжетные повествования – фабулаты. В зависимостиот жизненного их содержания они могут быть одноэпизодными («Салават иКарасакал», «Абласкин – яумбай») или состоят из нескольких эпизодов(«Мурзагул» «Дорога Канифы», «Салават и Балтас» и др.). Много повидавшие вжизни старики – аксакалы, рассказывая какую-либо историю, склонны привносить внеё свой домысел. Типичный пример тому – предания «Бурзяне во времена хана».Подробное повествование о племенах бурзян и кыпсаков; фантастические сведения очудесном появлении на свет Чингиз-хана, пришедшего войной на их земли,взаимоотношения монгольского хана с местным населением, начальством (туря),раздача тамг биям; сведения о принятии ислама башкирами и другимитюрко-язычными народами; топонимические и этнонимические пояснения – все этоорганично уживается в одном тексте, не разрушая основы жанра. Сюжетная тканьпредания зависит и от творческой индивидуальности рассказчика и от объектаизображения. Героические события в исторических преданиях и драматическиеситуации в социально-бытовых настраивают рассказчика и слушателей на «высокийлад». Есть целый ряд традиционно-развернутых сюжетов с ярко выраженной художественнойфункцией («Горный склон Турат», «Бэндэбикэ и Ерэнсэ-сэсэн» и др.)
Героями и героинямипреданий являются люди, игравшие роль в значительных исторических событиях(Салават Юлаев, Кинзя Арсланов, Емельян Пугачев, Карасакал, Акай), и люди,получившие историческую известность своими делами в ограниченных регионах(например, беглецы), и люди, отличившиеся своими драматическими житейскимисудьбами (например, похищенные или насильно выданные замуж девушки, униженныеснохи), неблаговидными проделками, безнравственным поведением в быту.Особенности раскрытия образа, его художественного пафоса – героического,драматического, сентиментального, сатирического – обусловлены характерами герояили героини, фольклорной традицией их изображения, личностными отношениями,талантливостью, мастерством рассказчика. В одних случаях чаще всего рассказчикизображает поступки, раскрывающие облик человека («Салават-батыр»,«Каранай-батыр и его сподвижники», «Гильмиянза»), в других – лишь упоминаютсяих имена и дела (генерал-губернатор Перовский, Екатерина II).Внешние черты действующих лиц рисуются обычно скупо, определяются постояннымиэпитетами: «очень сильный, очень храбрый» («Приключения Айсуака»); «Наберегах Сакмара жил, говорят, дюжий батыр по имени Баязетдин, искусный певец,красноречивый, как сэсэн» («Баяс»); «У древнего Ирендыка жила-былаженщина по имени Узаман. Она была красавицей» («Узаман-апай»); «Оченьработящая и дельная, лицом пригожая была эта женщина» («Алтынсы»).Встречаются и такие предания, в которых облик персонажа передан в духевосточной романтической поэзии.
«…Девушка была такойкрасивой, что, говорят, когда она спускалась на берег Ая, вода прекращала свойбег, замирая от её красоты. Все, кто жил на берегах Ая, гордились её красотой.Кюнхылу и петь была мастерица. Голос её изумлял слушателей. Едва она начиналапеть, как замолкали соловьи, затихали ветры, не слышен был рев зверей. Говорят,парни, увидев её, застывали на месте» («Кюнхылу»).
В тесном жанровомсоприкосновении с предание находится легенда – устное повествование о давнемпрошлом, движущей пружиной действия которого служит сверхъестественной. Нередкочудесные мотивы и образы, например, в легендах о происхождении небесных светил,земли, животных, растений, о возникновении племени и родов, родовыхподразделений, о святых имеют древние мифологические корни. Персонажи легенд- люди, животные – подвержены всевозможным превращениям, воздействию волшебныхсил: девушка превращается в кукушку, человек – в медведя и так далее.Встречаются в башкирских легендах и образы духов – хозяев природы,духо-покровителей животного мира, персонажи мусульманской мифологии, ангелы,пророки, сам всевышний.
Общность функций, а такжеотсутствие строго канонизированных жанровых форм создают предпосылки дляобразования смешанных типов эпического повествования: предания – легенд(например, «Юряк-тау» — «Сердце-гора»). В процессе длительного устногобытования предания, созданные на основе действительных явлений, терялинекоторые, а иногда и очень многие конкретные реалии и дополнялись вымышленнымилегендарными мотивами. Обусловливая тем самым появление смешанной жанровойформы. В повествованиях, сочетающих в себе элементы преданий и легенд частодоминирует художественная функция.
К смешанным жанровымформам относятся и сказки-легенды («Почему гуси стали пестрыми», «Санай-Сарый иШайтан-Сарый»).
В башкирскомустно-поэтическом творчестве имеются произведения, которые называют историямипесен (йыр тарих). Их сюжетно-композиционный строй, как правило базируется наорганической связи песенного текста и предания, реже легенды. Драматические,напряженные моменты сюжета передаются в поэтической песенной форме, исполняютсявокально, а дальнейшее нарастание событий, детали, касающиеся личностиперсонажа, его действий, — прозаическим текстом. Во многих случаях произведениятакого типа перестают быть просто историей-песней, а представляют целостныйрассказ из народной жизни («Буранбай», «Бииш», «Таштугай» и другие), поэтомутакого рода повествования целесообразно называть преданиями-песнями илилегендами-песнями. В этой связи уместно вспомнить суждение В. С. Юматова о том,что башкирские исторические песни, те же самые предания, только облаченные впоэтическую форму. В преданиях (легендах)-пенях больше, чем в каких-нибудьдругих устных произведениях, информативное и эстетическое начало выступаютнераздельно. При этом эмоциональный настрой создает преимущественно песенныйтекст. В большинстве сюжетов песня является наиболее устойчивым компонентом иорганизующим сюжетным стержнем.
Устные рассказы о недавнемпрошлом и о современной жизни, которые ведутся в основном от лица рассказчика –свидетеля событий – переходная ступень к преданиям, которую однако следуетрассматривать в общей системе несказочной прозы.
Рассказ-воспоминаниепроходит процесс фольклоризации лишь в том случае, если он передает наопределенном художественном уровне общественно-значимое событие или желюбопытное бытовое приключение, вызывающее общественный интерес. Особенношироко распространились в советское время рассказы-воспоминания о гражданской иВеликой Отечественной войне, её героях и строителях новой социалистическойжизни.
Все виды несказочнойбашкирской прозы составляют относительно целостную многофункциональную жанровуюсистему, которая взаимодействует с другими жанрами фольклора.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДАНИЙ И ЛЕГЕНД.
Произведения башкирскойнесказочной прозы представляют интерес как в познавательном, так и вэстетическом отношении. Их связь с действительностью проявляется в историзме имировоззренческой направленности.
Мировоззренческий пластбашкирских легенд представлен сюжетами мифологического характера:космогоническими, этиологическими и отчасти – топонимическими.
Легенды
1) Космогонические.
Основу космогоническихлегенд составляют сюжеты о небесных светилах. Они сохранили черты очень древнихмифологических представлений об их связи с животными и людьми земногопроисхождения. Так, например, согласно легендам, пятна на Луне – вечногонящиеся друг за другом косули и волк; созвездие Большая Медведица – семьдевушек-красавиц, которые при виде царя дэвов в испуге прыгнули на вершину горыи оказались на Небе.
Аналогичные представленияимеются у многих тюрко-монгольских народов.
В то же время в этихмотивах своеобразно отразились взгляды скотоводческих народов, в том числе башкирского.
Для космогонических легендобычна также антропоморфемная трактовка образов небесных светил («Месяц идевушка»)
У башкир неоднократнозаписывались фрагменты космогонических легенд о том, что земля держится наогромном быке, и большой щуке и будто бы движения этого быка вызываютземлетрясение. Аналогичные легенды имеются и у других тюрко-язычных народов(«Бык в земле»).
Возникновение подобныхлегенд обусловливалось древним образным мышлением, связанным с трудовойдеятельностью людей эпохи родового строя.
2) Топонимические.
Значительное место вбытующей поныне народной несказочной прозе занимают топонимические предания илегенды разных типов. К ним, например, относится записанная в деревне Турат(Ильясово) Хайбуллинского района в 1967 году легенда о том, что названиекосогора Турат (в русском переводе – гнедой конь) произошло оттого, что тамбудто бы похоронен чудесный тулпар – крылатый конь («Горный склон Турат»), атакже легенда «Каридель», записанная в деревне Куллярво Нуримановского района в1939 году, о том, что родник Каридель забил из-под земли в незапамятныевремена, когда могучий крылатый конь ударил копытом о землю.
С древним народнымверованием в существование зооморфных духов-хозяев гор и озер связановозникновение легенды о духах-хозяевах в облике селезня, утки, которые обиталина горном озере «Югомаш-горы», и легенды о хозяйке озера.
В топонимических легендах,как и в космогонических, природа поэтически одушевляется. Реки разговаривают,спорят, сердятся, ревнуют («Агидель и Яик», «Агидель и Каридель», «Калым»,«Большой и Малый Инзер»).
Происхождение гор вбашкирских легендах нередко связывается с мифологическими сюжетами о чудесныхвеликанах – алпах («Две песчаные горы Алпа», «Алп-батыр», «Алпамыш»).
3) Этиологические.
Этиологических легенд о происхождениирастений, животных и птиц собрано немного. Среди них есть весьма архаичные,связанные с мифическими представлениями об оборотнях. Такова, например, легенда«Откуда медведи», согласно которой первый медведь – человек.
По мифологическомусодержанию башкирская легенда созвучна с легендами многих народов.
Мифические представления овозможности превращения человека в животное или птицу составляют основу легендбашкир о кукушке.
Древние представления овозможности заклятия человека в цветок составляют основу лиричной башкирскойлегенды «Подснежник».
Архаичностью происхожденияи сюжетной оригинальностью отличаются башкирские легенды о птицах – чудесныхпокровителях людей. Ещё в 10 веке было зафиксировано содержание башкирскойлегенды о журавлях, варианты которой бытуют и поныне («Журавлиная песнь»).
Не менее интереснаархаическими мотивами и легенда «Вороненок», которая имеет отношение краспространенному у башкир культу вороны и других птиц. С этим культом былсвязан ритуал каргатуй.
Предания.
Своеобразны старинныепредания, в которых рассказывается о происхождении племен, родов и их названий,а также об историко-культурных связях башкир с другими народами.
Самый древниймировоззренческий пласт образуют легенды-предания о родоначальниках. Чудеснымиродоначальниками башкирских племен, родов выступают: Волк («Потомство волков»),Медведь («От медведя»), Конь («Тарпан человечий»), Лебедь («Племя Юрматы») идемонологические существа – черт («Род шайтанов»), Шурале – леший («Породашурале»).
Собственно историческиепредания башкир отражают реальные события общественного значения в народномосмыслении. Они могут быть разделены на две основные тематические группы:предания о борьбе с внешними врагами и предания о борьбе за социальную свободу.
В некоторых историческихпреданиях осуждаются представители башкирской знати. Которые, получив ханскиеграмоты на право владения землей, поддерживали политику золотоордынских ханов.
Историчны в своей основепредания о набегах калмыков, притеснениях татар («Такагашка», «Умбет-батыр»).
Народная мудростьотражается в преданиях о добровольном присоединении Башкирии к Русскомугосударству.
К традиционным историческимпреданиям о борьбе с внешним врагом примыкают устные повествования обОтечественной войне 1812 года. Патриотический подъём, охвативший народные массыбашкир, весьма ярко отразился в преданиях это группы. Эти предания проникнутывозвышенным героическим пафосом. («Вторая армия», «Кахым-туря», «Башкиры навойне с французами»)
Много исторических преданийо борьбе башкирского народа за национальное и социальное освобождение.Добровольное вхождение Башкирии в состав России было глубоко прогрессивнымявлением. Но мошенничество, обман, подкуп, насилие были типичными явлениями вдеятельности предпринимателей-дельцов, и мотив продажи земли «с бычью шкуру» всвоеобразной художественной форме как нельзя лучше передает историческуюреальность («Как боярин купил землю», «Утяган»). В преданиях этого типадовольно ярко показана сложная психологическая ситуация – бедственное положениеобманутых башкир, их растерянность, незащищенность.
Из традиционных сюжетов орасхищении башкирских земель представляет особенный интерес предание о гибелижадного купца, пытавшегося обежать с восхода до заката солнца как можно большепространство земли, чтобы овладеть ею («Продажа земли»).
Многочисленны предания,повествующие о борьбе башкир против расхищения их земель заводчиками ипомещиками, против колониальной политики царизма. Видное место среди такихрассказов занимают предания о башкирских восстаниях 17-18 веков. Из-за давностисобытий многие сюжеты утратили свои конкретные реалии и наполнилисьлегендарными мотивами («Акай-батыр» — предводитель восстания 1735-1740 годов).
Замечателен цикл преданий убунте башкир 1755 года против Брагина, прибывшего в юго-восточную Башкирию изПетербурга в качестве начальника горно-изыскательной партии. В художественнойформе народные предания донесли до нас бесчинства Брагина на башкирской земле.Многие события, отразившиеся в преданиях, исторически достоверны, подтверждаютсяписьменными источниками.
Исторически достоверны посвоим основным мотивам предания о Крестьянской войне 1773-1775 годов. Онирассказывают о невыносимом феодальном и национальном гнете; в них выраженонепоколебимое стремление народа к свободе, его решимость уберечь родную землюот насильственного грабежа («Салават-батыр», «Речь Салавата»). В преданиях естьдостоверные исторические сведения об участии народных масс в повстанческомдвижении по предводительством Салавата Юлаева («Салават и Балтас»). Предания оКрестьянской войне лишены творческого домысла. Он значительно проявляется визображении богатырских подвигов Салавата, наделенного чертами эпическогогероя. Предания о крестьянской войне являются важным источником познанияпрошлого.
Благородными социальнымимстителями изображаются беглецы-разбойники в таких преданиях-песнях, как«Ишмурза», «Юркэ-Юныс», «Бииш» и многих других. Подобные предания-песнисоставляют особый цикл. Общим мотивом для большинства их сюжетов являютсяограбление богачей и помощь бедноте.
Многочисленны предания, вкоторых повествуется о событиях, связанных со старинным бытовым укладом иобычаями башкир. Характеры героев проявляются здесь в драматическихобстоятельствах, обусловленных феодально-патриорхальными отношениями («Таштугай»).
Гуманистическимдраматическим пафосом проникнуты легенды предания «Кюнхылу», «Юряк-тау».
В целом ряделегенд-преданий опоэтизированы образы героических свободолюбивых женщин,подчеркнута их нравственная чистота, верность в любви, решительность действий,красота не только внешнего, но и внутреннего их облика.
В преданиях «Узаман-апай»,«Ауазбика», «Махуба» повествуется об отважных женщинах, вдохновенно борющихсяза своё счастье.
В предании «Гайша» лиричнораскрывается образ несчастной женщины, которая в молодости оказалась начужбине, родила и воспитала там детей, но долгие годы тосковала по родине и назакате своей жизни решилась бежать в родной край.
Среди замечательно яркихлегенд-преданий значительную группу представляют повествования о старинных житейскихнравах, обычаях, празднествах башкир («Зульхиза», «Уралбай», «Иньекай иЮлдыкай», «Аласабыр», «Киньябай»).ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА ВЛЕГЕНДАХ И ПРЕДАНИЯХ
Вопросы этнической историибашкирского народа получили впервые многостороннее освещение на состоявшейся вУфе (1969) научной сессии Отделения истории и Башкирского филиала АН СССР. Врешении проблем этногенеза башкир с тех пор достигнуты значительные позитивныерезультаты, и все же интерес к ним не ослабевает и продолжает привлекатьвнимание ученых различных гуманитарных специальностей. Существенную роль врешении этих проблем играют фольклорные источники.
Бытующие поныне вбашкирской народной среде предания о происхождении народа, отдельных племен иродов, а также межплеменных взаимосвязях раскрывают некоторые обстоятельстваформирования этнической и языковой общности башкир, не известные по письменнымисточникам. Однако в преданиях отражаются народные представления об истории, ане сама история непосредственно, информационная их функция нераздельносочетается с эстетической. Этим определяется сложность изучения преданий какматериала этнической истории народа. Правда истории переплетается в преданиях спозднейшим фольклорным и нередко книжным вымыслом, и ее вычленение возможнотолько путем сравнительно-исторического изучения материала. При этом следуетучитывать, что такие устные источники выходят далеко за пределы фольклорасовременной Башкирии. Ведь процесс этногенеза башкирских племен, история ихрасселения охватывают много веков, начиная с эпохи великого переселениянародов, и связаны с обширными территориями Средней Азии и Сибири. Древнейшаяэтническая история башкир поэтому отразилась не только в их национальномфольклоре, но и в фольклоре других народов.
Примером сложного сочетания фантастического и реального, фольклорного икнижного является легенда о древнем племени hэyен, от которого якобы происходят уйгуры, живущие вКитае, Киргизии, Казахстане, и башкиры. В шежере башкирского племени юрматыпроисхождение его возводится к Яфесу (Яфету) и его сыну Тюрку. Этнограф Р.Г.Кузеев не без основания связывает легендарные мотивы этого шежере с реальнымпроцессом тюркизации юрматынцев (“тюркизированных угров”) в XIII- XV веках. Наряду с преданиями-легендами, в которыхощутимо влияние мусульманских книг, в башкирском фольклорном материале нередковстречаются легенды-мифы о происхождении народа, чуждые религиозности.
Говоря о легендах, в которых происхождение таких родовых династийобъясняется брачным союзом с мифическими существами, Р.Г. Кузеев усматривает вних лишь отражение смещения или скрещивания отдельных этнических (точнее,иноплеменных и иноверческих) групп в составе башкир. Разумеется,возможно и такое толкование содержания легенд, но своей архаичной основой онивосходят, по-видимому, к более древним истокам родовой общины, когда в еенедрах возникает антагонизм между патриархальной семьей и отдельной личностью.Конфликт разрешается уходом героя от родичей и образованием нового родовогоподразделения. Новый род со временем подвергается притеснениям со стороныстарого рода. В этом отношении представляет интерес предание о том, как“шайтаны” жили на отшибе деревни и им после смерти не отводилось места на общемкладбище.
К мифическим преданиям ошайтанах примыкают предания о происхождении башкирского рода кубаляк и племеникумрык, в которых легко уловить отзвуки древних тотемистических воззрений: самиэтнонимы указывают на их связь с доисламской родовой мифологией (кубаляк — бабочка; кумрык — коряга, корни, пни). Сопоставление разных версий сюжета опоявлении рода кубаляк ведет нас к предположению о том, что эти предания весьмасвоеобразно преломляют процесс развития мифологических представлений: в однойиз них родоначальником выступает летающее чудовище, в другой — мохнатоечеловекоподобной существо, в третьей — случайно забредший в лесную глушьобыкновенный старик. Такой же определенностью реальных черт, как и образстарика в предании о происхождении рода кубаляк, отличаются образы четырехмальчиков-близнецов, от которых будто бы ведут свой род нынешние инзерскиебашкиры Архангельского района Башкортостана. В инзерском предании переплетаютсяреалистические мотивы с мифологическими.
Следуетотметить, что легендарный образ дерева имеет многочисленные параллели влегендах о происхождении народов мира.
Известно, что еще в недавнем прошлом каждый башкирский род имел своедерево, клич, птицу и тамгу. С этим было связано довольно широкоераспространение преданий-легенд о родственных отношениях человека с животным ирастительным миром. В них особенно часто рисуются образы волка, журавля, вороныи орла, сохранившихся поныне в качестве этнонимов родовых подразделений. Висследовательской литературе неоднократно приводилась легенда о происхождениибашкир от волка, который будто бы указал им путь на Урал. С легендой данноготипа связан сюжет о древнем башкирском знамени с изображением волчьей головы.Сюжет относится к событиям V века н.э.
В преданиях-легендах башкир проявляется тенденция у определенномуобозначению территории своей прародины: Юго-Восточная Сибирь, Алтай, СредняяАзия. Довольно обстоятельно повествуют некоторые пожилые рассказчики опроникновении из Центральной Азии в составе тугыз-огузских этническихобразований булгаро-башкирских групп в Сибирь и на Урал, об образованииБулгарского государства в бассейне Волги-Камы и о принятии булгарами, а затем ибашкирами через арабских миссионеров ислама. В противовес таким устнымповествованиям бытуют предания-легенды об автохтонном уральском происхождениибашкир, отрицающие связи башкирских племен с монгольскими ордами, вторгшимисяна Урал в XII веке. Противоречивость легендарныхпредставлений о происхождении башкир связана с исключительной сложностьюдавнего процесса их этногенеза. Среди башкирских племен есть такие, которыеупоминаются в письменных памятниках с V века и имеют,вероятней всего, местное уральское происхождение, например, бурзяне. Вместе стем башкиры села Сарт-Лобово Иглинского района, которых называют “бухарцами”,вряд ли сильно отступают от исторической истины, рассказывая, что их предки “пришлииз Туркестана во время войны ханов”.
Несомненныисторические корни преданий о том, что башкирские племена разделили участьпокоренных Золотой Ордой народностей. Таково, например, предание о расправебашкирского батыра Мир-Темира над Чингис-ханом в 1149 году за то, что тот издалуказ, противный башкирским обычаям.
В XIV веке усилилась борьба покоренных татаро-монголами народовза освобождение от ига поработителей. Непосредственное участие в ней принялибашкиры. Героические сказания башкир повествуют о молодом батыре Иркбае,возглавившем успешный поход против монгольских захватчиков. Интересно в этойсвязи и предание о том, как хан Батый, опасаясь сопротивления башкирскихвоинов, обошел со своим войском стороной охраняемые ими земли:
Вместе с тем эпохамонгольского нашествия заметно повлияла на формирование этнического составабашкири отразилась в их устно-поэтическом творчестве. Так,например, в дер. Узунларово Архангельского района Башкирии наряду спреданием-легендой о возникновении инзерских селений от четырехмальчиков-близнецов, найденных под корягой, бытует и такое предание, согласнокоторому девять башкирских селений на горной реке Инзер берут свое начало отдевяти сыновей воина хана Батыя, который остался жить здесь.
Достойнысерьезного внимания этнографов предания-легенды об участии финно-угров вформировании башкирской народности. Записанные в ряде районов Башкирии преданияо том, что башкиры “разгромили чудаков”, но сами, подобно “чуди”, стали жить вмарах и курганах, “чтобы их не погубили враги”, имеют, по-видимому,отношение к историческому процессу ассимиляции башкирами некоторыхфинно-угорских племен. В научной литературе обращалось внимание на отражениеэтнических связей башкир с финно-уграми в предании о возникновении племен Гэйнэи Тулбуй. Примечательно, что названия башкирских сел Кара-Шиды, Баш-Шиды,Большое и Малое Шиды восходят, как отмечалось проф. Д.Г. Киекбаевым, кплеменному названию чуд. Предания о древних башкиро-угорских связях взначительной мере соответствуют данным современной этнографической науки.
К этногенетическим преданиям примыкают повествования о взаимоотношенияхбашкир с другими тюркскими племенами. Такие предания объясняют происхождениеотдельных родовых подразделений (ил, аймак, ара). Особенно популярен в разныхрайонах Башкирии сюжет о появлении среди башкир казаха или киргиза, потомкикоторого составили целые роды. В Хайбуллинском районе Башкирии старикирассказывают о казахском юноше Мамбете и его потомках, от которых будто быберут начало многочисленные фамильные династии и деревни: Мамбетово, Калтаево,Султасово, Танатарово и другие. С предком-киргизом (казахом?) связываютпроисхождение своего рода и основание деревень (сел) жители Акъяра,Байгускарово, Каръяна того же района. К предку, казаху или киргизу, восходит,согласно преданиям, история деревень Аркаулово, Ахуново, Бадраково, Идельбаево,Ильтаево, Калмакларово, Махмутово, Мечетлино, Мусатово (Масак), Мунаево вСалаватском, Кусимово — в Абзелиловскоми ряд аймаков с. Темясово вБаймакском районах. О наличии иноязычных элементов в составе башкир говорят иэтнонимические словосочетания “лемезинские и муллакаевские туркмены” вБелорецком, названия деревень Большое и Малое Туркменово в Баймакском районах ит.д.
Заметную роль в исторических судьбах башкир до середины XVIвека играли ногайские родоплеменные группы. В предании, записанном нами вАльшеевском районе Башкирии, раскрывается сложный характер их отношений сногайцами, которые после покорения Русским государством Казани, покидая своипрежние владения, увлекли с собой и часть башкир. Однако в своем большинствебашкиры не захотели расстаться с родиной и, возглавляемые батыром Канзафаром,подняли восстание против ногайского насилия. Истребив врагов, башкиры оставилив живых лишь одного ногайца и дали ему имя Туган (Родной), от которого пошелрод Тугановых. Содержание этого предания своеобразно преломляет историческиесобытия.
Эти и другиенародные рассказы и предания перекликаются отчасти с документальнымиисторическими сведениями.
Башкирские этногенетическиепредания-легенды в точных записях дореволюционного времени до нас не дошли.Такие предания приходится реконструировать из книжных источников. Носпециальных работ, решающих эту задачу, пока еще нет. В советское времяопубликовано не более двадцати таких преданий-легенд. Целью нашего сообщенияявляется необходимость обратить внимание на важность дальнейшего собирания иизучении преданий о происхождении башкир.
Поскольку история ифольклор башкирского народа развивались в тесном взаимодействии с историей иустным творчеством других народов Урала, весьма актуальным являетсясравнительное исследование уральских этногенетических преданий.
ЭТНОНИМ «БАШКОРТ».
Самоназвание башкирского народа — башкорт. Казахи называют башкир истэк, иштэк.Русские, через них многие другие народы, называют башкир. В науке существуетболее тридцати версий происхождения этнонима “башкорт”. Наиболее распространеннымиявляются следующие:
1.Этноним “башкорт” состоит из общетюркского баш (голова, главный) и тюркско-огузскогокорт (волк) и связывается с древними верованиями башкир. Если учесть, чтоу башкир существуют легенды о волке-спасителе, волке-проводнике, волке-прародителе,то, несомненно, что волк был одним из тотемов башкир.
2.По другой версии, слово “башкорт” также разделяется на баш (голова, главный)и корт (пчела). Для доказательства этой версии ученые привлекают данные поистории и этнографии башкир. Как свидетельствуют письменные источники, башкиры издавназанимались бортничеством, затем пчеловодством.
3.Согласно третьей гипотезе, этноним расчленяется на баш (голова, главный),кор (круг, корень, племя, сообщество людей) и аффикс множественного числа-т.
4.Заслуживает внимания версия, связывающая этноним с антропонимом Башкорт.В письменных источниках фиксируются половецкий хан Башкордъ, Башгирд — один из высшихчинов хазар, египетский мамлюк Башгирд и т. д. Кроме того, имя Башкурт и сейчасвстречается у узбеков, туркмен, турок. Поэтому, возможно, что слово “башкорт” связанос именем какого-то хана, бия, объединившего башкирские племена.
ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИБАШКИР.
Вдавние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них былибольшие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали онив поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись наволчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана иповел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком” пока не дошли доблагодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащимизверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдядо них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: “Намне найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимсяже здесь и сделаем ее своим становищем”. И стали жить на этой земле, по красотеи богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой,разводить скот.
Стех пор наши предки стали называться “башкорттар”, т. е. людьми, пришедшими заглавным волком. Раньше волка звали “корт”. Башкорт значит головной волк”. Вототкуда произошло слово “башкорт” — “башкир”.
Башкирскиеплемена пришли с Причерноморья. Там в селении Гарбалэ обитали четыре брата.Жили они дружно и были ясновидцами. Однажды к старшему из братьев явился во сненекий человек и сказал: Уходите отсюда. Отправляйтесь на северо-восток. Тамнайдете лучшую долю. Утром старший брат рассказал сон младшим. “Где эта лучшаядоля, куда идти?” — спросили те с недоумением.
Никтоне знал. Ночью старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять емуговорит: “Покиньте эти места, угоните отсюда свой скот. Как только вы тронитесьв путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш — пойдетсвоей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы”. Наследующий день братья со своими семьями отправились в путь. Не успелиоглянуться — навстречу бежит волк. Они пошли за ним. Долго шли насеверо-восток, и, когда добрались до мест, где сейчас находится Кугарчинскийрайон Башкирии, волк остановился. Остановились и четыре брата, следовавшие заним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев былотрое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семиучастков земли — семиродцами. Семиродцев прозвали башкирами, так как ихпредводителем был вожак-волк — башкорт.
Давным-давнов этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпсакскогорода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степейрезвились ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикиелошади-тарпаны. В речках и озерах водилось много бобров и рыбы. А в горахнаходили себе пристанище красавицы косули, степенные медведи,соколы-белогорлики. Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, разводилипчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени — родился у них сын.Старики только им и жили: берегли малыша, поили рыбьим жиром, заворачивали вмедвежью шкуру. Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура сталаему мала, — вырос он и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправилсякуда глаза глядят. Однажды в горах егет встретил девушку-красавицу, и стали онижить вместе. У них родился сын. Когда вырос, — женился. Появились в его семьедети. Род увеличивался, умножался. Шли годы. Эта родовая ветвь постепенноразветвилась, — образовалось племя «башкортов». Слово “башкорт” происходит отбаш” (голова) и “кop” (род) — оно означает “главный род”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак,предания, легенды и другие устные рассказы, традиционные и современные,теснейшим образом связаны с народной жизнью, с его историей, верованиями,мировоззрением. В них своеобразно отложились разные ступени историческогоразвития народа и его социального самосознания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ковалевский А. П. Книга АхмедаИбн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956, с. 130-131.
2. Башкирские шежере/сост., перевод,введение и коммент. Р. Г. Кузеева. Уфа, 1960.
3. Юматов В. С. Древние преданиябашкирцев Чумбинской волости. – Оренбургские губернские ведомости, 1848, № 7
4. Лоссиевский М. В. Былое Башкириипо легендам, преданиям и хроникам//Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа,1883, отд. 5, с. 368-385.
5. Назаров П. С. К этнографиибашкир//Этнографическое обозрение. М., 1890, № 1, кн. 1, с. 166-171.
6. Хусаинов Гайса. Шежере –историко-литературные памятники//Эпоха. Литература. Писатель. Уфа, 1978. с80-90
7. Хусаинов Гайса. Шежере икнига//Литература. Фольклор. Литературное наследие. Кн. 1. Уфа: БГУ. 1975, с.177-192.
8. Татищев В. Н. История Российская.Т. 4, 1964, с. 66, т. 7, 1968, с. 402.
9. Рычков П. И. ТопографияОренбургской губернии. Т. 1. Оренбург. 1887.
10. Паллас П. С. Путешествие по разнымпровинциям Российского государства. Перевод с немецкого. В 3-х частях. Ч. 2,кн. 1. СПб, 1768, с. 39
11. Лепехин И. И. Полное собраниеученых путешествий по России, издаваемое императорской Академией наук в 5-титомах. Т. 4. СПб., 1822, с. 36-64.
12. Кудряшов П. М. Предрассудки исуеверия башкирцев// Отечественные записки, 1826, ч. 28, № 78
13. Даль В. И. Башкирскаярусалка//Москвитянин, 1843, № 1, с. 97-119.