Рязанская Государственная РадиотехническаяАкадемия
Кафедра Истории и КультурыДисциплина культурология
Реферат на тему:
«Искусство эпохи Возрождения в Италии»
Выполниласт. гр. 070
Болтукова А.А. Проверил
Купреев А.И.
Рязань 2001г.
СОДЕРЖАНИЕ
I Введение…………………………………………………………………………………..…..2
II Эпоха Возрождения в Италии:
1. Периодизация…………………………………………………………………………….3
2. Проторенессанс:
Треченто:
· Николо Пизано какоснователь школы скульптуры ……..……………………….4
· Новое слово вживописи — Пьетро Кавалини……….………………………………4
· Флоренция – столицахудожественной жизни Италии (Джотто диБондоне)…………..………………………………………………………………………4
3. РаннееВозрождение:
Кватроченто……………………………………….………………………………………….6
а) скульптура:
· ЛоренцоГиберти……………………………………………………………………….7
· Донателло – великийреформатор.....……………………………….……………….7
· Якопо деллаКверча………………………………………………….………………...9
· Семья скульпторовделла Робиа……………..………………………………………9
б) живопись:
· Психологическаяглубина образов Мазаччо……………………………………….9
· Паоло Уччело и его “сказачность”…..………………………………………………11
4. ВысокоеВозрождение:
а) в Средней Италии:
· Творчество Леонардода Винчи как воплощение гармонии .…………………..12
· Мастер Мадонн(Рафаэль)…..………………………………….……………………13
· Творчество Микеланджело…………………………………………………………..14
б) в Венеции
· Мифологические илитературные сюжеты Джорджоне…………………………15
· ТицианВечеллио……………………………………………………………………...16
5. ПозднееВозрождение:
· Творческаяиндивидуальность Тинторетто………………………………………16
· Маньеризм – особаяфаза Позднего Возрождения………………………………..17
III Заключение……………………………………………………………………………..18
Списокдитературы………………………………………………………………………..20
В В Е Д Е Н И Е
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (отлат. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, котороезародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв.распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшейценностью человека и его благо. Гуманистысчитали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеигуманизма наиболее ярко иполно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек,обладающий не ограниченнымидуховными и творческими возможностями.
Гуманистов вдохновляла античность, служившая для нихисточником знаний и образцом художественноготворчества. Великое прошлое постояннонапоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних вековказалось неумелым варварским.Возникший в XVI в термин«возрождение» означал появление новогоискусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее, искусство Ренессанса многимобязано художественной традиции Средних веков. Старое и новоенаходилось в нерасторжимой связи ипротивоборстве.
При всём противоречивом многообразии ибогатстве истоков искусство возрождения — явление, отмеченное глубокой ипринципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Новоговремени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура,архитектура — чрезвычайно изменились.
В архитектуре утвердились творческипереработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественныхзданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знаниеманатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематикупроизведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античноймифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальныминастенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина,возникла живопись масляными красками.
Искусствоеще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место ухе выступилатворческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была наредкость многообразной. Поразительна универсальная одаренность мастеровРенессанса — они часто работали в области архитектуры скульптуры, живописи,совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой,или «ренессансной», личности стало впоследствии нарицательным.
В искусстве Возрождения теснопереплелись пути научного и художественногопостижения мира и человека. Егопознавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической Красотой,в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовнойпотребностью.
Формирование ренессансной культуры в Италиипроисходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусстваВозрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованныхгосударей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиковпроизведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культурыВозрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара,Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатаякупеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начинаяс этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнеезначение.
П Е Р И О Д И З А Ц И Я
Из-за переходного характера эпохи Возрожденияхронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно.Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительногоискусства в его культуре. Если основываться на признаках, которые в последствиибудут указаны (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции,возрождение античности), то хронология будет выглядеть так: вводный период, Проторенессанс,«эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (XII-XIIвв.) и треченто (XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XVвв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая итворчески преобразуя ее, а также Высокое и Позднее Возрождение(чинквеченто XV-XVI вв.).; особой фазой которых стал маньеризм.П Р О Т О Р Е Н Е С С А Н С
В итальянской культуре XIII – XIV вв.на фоне еще сильных византийских и готических традиций стали появляться чертынового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период егоистории и назвали Проторенессансом (т.е. подготовившим наступление Ренессанса;от греч. «протос» –«первый»).
Аналогичного переходного периода не было ни в однойиз европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовалотолько в Тоскане и Риме.
В итальянской культуре переплетались черты старого инового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери(1265-1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжилидругие великие флорентийцы XIV столетия – Франческо Петрарка (1304-1374),родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313-1375),основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Визобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаютсякрупные мастера, ставшие гордостью эпохи, — Никколо и Джованни Пизано, Арнольфоди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, творчество которых во многомопределило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы дляобновления. Треченто
Со второй половины XIII — в начале XIV в. в борьбес местными феодалами крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция одной изпервых превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 г., сбыстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной культурой.Почти сто пятьдесят лет просуществовала Флорентийская республика, нажившаябогатства в торговле шерстью и шелком и прославившаяся своими мануфактурами.
Изменения в искусстве Италии, прежде всего,сказались в скульптуре. Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано (около 1220 – между 1278и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился сгородом, что получил прозвище Пизано, с которым вошел в историю итальянскогоискусства. В его работах прослеживается явное влияние античности. Он,несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианскихсаркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им длябаптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры иповлияла не ее дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного итемно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легкообозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенкахкафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаютсяфигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спинылежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы,однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе.
Никколо стал основателем школы скульптуры, просуществовавшейдо середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии.Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В нейсохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствуетпространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема,материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображениерелигиозной сцены элементы реального земного события создали основу дляширокого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизановыполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Новыевеяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого временизначительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школавыдвинула одного из крупнейших мастеров Проторенессанса — Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 – около 1330).
Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру,Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчествеопирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в еговремя был еще богат Рим. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере;1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Траствере; около 1293). ЗаслугаКаваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм икомпозиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его времяв итальянской живописи «византийской» или «греческой»манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку,достигая округлости и пластичности форм.
Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.
Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественнойжизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.
Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни диПеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).
Но самым радикальным реформатором живописи был одиниз величайших художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67-1337).В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастови передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественникавеличайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор иархитектор. Но все же главным его призванием была живопись. Основной работойДжотто является роспись капеллы дель Арены или Капеллы Скровеньи (по именизаказчика) в городе Падуя (1303-1306). Более поздние работы Джотто — росписи вцеркви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). В капелледель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене. Интерьер простойоднонефной капеллы освещается пятью окнами на противоположной стене. Внизу наживописно имитированном цоколе из розовых и серых квадратов размещены 14аллегорических фигур пророков и добродетелей. Над входом в капеллу расположенароспись «Страшный суд», на противоположной стене — сцена«Благовещение». 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал вединое стройное целое, создав величавый эпический цикл. Евангельские сюжетыпредставлены Джотто как реально существующие события. Живым языком повествуетсяо проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании(«Встреча Марии и Елизаветы», «Встреча Иоакима и Анны у Золотыхворот»), коварстве и предательстве («Поцелуй Иуды», «БичеваниеХриста»), о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающейматеринской любви («Оплакивание»). Сцены полны внутреннейнапряженности, как, например, «Воскрешение Лазаря», иногдапронзительны в своем трагизме, как композиция «Несение креста».
Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь приэтом от соединения в одной композиции разновременных моментов. КомпозицииДжотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие,обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчиненыдействию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя ксмысловому центру.
Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным художником своего времени, ставшим на путьреформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существеннымипринципами средневековой традиции делают его родоначальником новогоискусства.
Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века — первой половиныXIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило в одновремя с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городовразлично, как различны были их жизненный уклад и их культура.
Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военныхстолкновений, оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIIIстолетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкойПапы.
Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. ВСиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведенияхудожественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один изизящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в1284-1297 годах Джованни Пизано.
Р А Н Н Е Е В О З Р О Ж Д Е Н И Е
В первых десятилетиях XV века в искусстве Италиипроисходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественнойкультуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализмадеталей», который был характерен для искусства позднего треченто.Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они возвеличиваютчеловека, поднимают его над уровнем обыденности.
В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опорув античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупьискали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
Итальянское искусство XV века отличается большойпестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождаетразнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XVвека в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание ираспространение в других областях страны.
В то время как во Флоренции работали Брунелесски,Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского иготического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.Кватроченто
С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к домубанкиров Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции.Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным)стекаются писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники. Начинается векмедицейской культуры. Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождениенового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в периодкватроченто. Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и новогомировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпохуокончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полонтворческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческойиндивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полнаяверы в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятиедействительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом.Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусстваРенессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческоготела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательноизучать строение человека; в XV в. итальянские художники решили и проблемупрямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве треченто.
В формировании светскойкультуры кватроченто огромную роль сыграла античность. XV столетиедемонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения. С 1439 года, со временисостоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли всопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог иконстантинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году,когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, городэтот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка,а также литературы и философии Древней Греции. Во Флоренции основываетсяПлатоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собраниеантичных рукописей. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первойполовины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству. Появляютсяпервые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античнойархитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный Рим.Перед изумленной Европой предстает красота страдающего Лаокоона, прекрасныхАполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).
Скульптура
В XV в. итальянскаяскульптура переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое отархитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественнойжизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов наукрашение общественных зданий; художественные конкурсы приобретали характершироких общественных мероприятий. Событием, которое открывает новый период вразвитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г.конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийскогобаптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера — ФилиппоБрунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455).
Победилна конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людейсвоего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчествекоторого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения,посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его искания достигли вершиныв изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425—1452 гг.), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие ихдесять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубинупространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминаютвыразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей школойдля целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощникаработал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры.
Донатоди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386—1466),родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Он работал во Флоренции, Сиене,Риме, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни.Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской,и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.
С однойстороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавалсвоим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в раннихработах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадовцеркви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийскойкампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровойвыразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен «Святой Георгий»(1416 г.) — юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокийвзгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророковДонателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные,даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигурыскрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшеелицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе(Тыква).
В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первуюобнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначаласьдля фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, — один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая егоюношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, нопереработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьейшляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаётещё совершённого им подвига.
Поездкав Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможностиДонателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которыхсказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедрызанимает ликующий хоровод пляшущих путти — нечто вроде античных амуров иодновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногдакрылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуреитальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII—XVIII вв.
Почтидесять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, одном изцентров гуманистической культуры, родине глубоко почитаемого в КатолическойЦеркви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого СвятомуАнтонию, Донателло выполнил в 1446—1450 гг. огромный скульптурный алтарь сомножеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занималастатуя Мадонны с Младенцем, но обеим сторонам которой располагалось шестьстатуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших днейсохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как онвыглядел первоначально.
Четыредошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния СвятогоАнтония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это типплоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены представлены в единомдвижении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городскиепостройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатлениеглубины пространства, как в живописных произведениях.
Одновременно Донателло выполнил в Падуе коннуюстатую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе уВенецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).Это один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинстворазлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой наримский манер головой, которая является великолепным образцом портретногоискусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинакововыразительна со всех сторон. Монумент поставлен параллельно фасаду собораСант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо вэффектном сопоставлении с мощными формами куполов.
В последние проведённые воФлоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились всёболее драматичными. Он создал сложную и выразительную группу «Юдифь иОлоферн» (1456-1457гг.); статую «Мария Магдалина» (1454-1455 гг.) в видедряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре — трагические понастроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершенные уже его учениками.
Среди крупнейших скульпторовпервой половины XV в. нельзяобойти вниманием Якопо делла Кверча (1374—1438) — старшего современника Гиберти иДонателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы встороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Уроженецгорода Сиены, Кверча работал в Лукке. Там в городском соборе находитсявыполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карето.В 1408 — 1419 гг. Кверча создал скульптуры для монументального фонтана ФонтеГайя на площади Кампо в Сиене. Затем мастер жил в Болонье, где его главнымпроизведением стали рельефы для портала церкви Сан-Петро-нио (1425—1438 гг.).Выполненные из тёмно-серого твёрдого местного камня, они отличаются мощной монументальностью,предвосхищая образы Микеланджело.
Второе поколение флорентийскихскульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству.Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400—1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурнойтехники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой.Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам ПереднейАзии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку,почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии.Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне длязданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны,Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этогомастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства втехнике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525).
Живопись
Огромная роль, которую в архитектуре раннегоВозрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописипринадлежала Мазаччо. Брунеллески и Донателло переживали творческий расцвет, когдародился Мазаччо. По словам Вазари, «Мазаччо стремился изображать фигуры сбольшой живостью ивеличайшей непосредственностью наподобиедействительности».
Мазаччоумер молодым, не дожив до 27 лет, и всё же успел сделать в живописи стольконового, сколько иному мастеру не удавалось за всю жизнь.
Томмазо ди Джованниди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401 — 1428),родился в местечке Сан-Вальдарно близ Флоренции, куда он юношей уехал учитьсяживописи.Существовало предположение, что его учителем был Мазолино деПаникале, с которым он затем сотрудничал; сейчас оно отвергнутоисследователями. Мазаччо работал во Флоренции, Пизе и Риме.
Классическим образцом алтарной композиции стала его«Троица» (1427—1428), созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, которая построена вформе ренессансной арочной ниши. На росписи представлены распятие, фигуры Мариии Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога-Отца. На переднем плане фрескизапечатлены коленопреклонённые заказчики, как бы находящиеся в самом помещениицеркви. Расположенное в нижней части фрескиизображение саркофага, на котором лежит скелет Адама. Надпись над саркофагомсодержит традиционное средневековое изречение: «Я был таким когда-то, как вы, ивы будете такими, как я».
До 50-х гг. XX в. это произведениеМазаччо в глазах любителей искусства и учёных отступало на второй план передего знаменитым циклом росписей капеллы Бранкаччи. После того как в 1952 г.фреска была перенесена на прежнее место в храме, промыта, отреставрирована,когда была обнаружена её нижняя часть с саркофагом, «Троица» привлекла к себепристальное внимание исследователей и любителей искусства. Творение Мазаччозамечательно во всех отношениях. Величавая отрешённость образов сочетаетсяздесь с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, собъёмностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчикови с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.
В те же годы Мазаччо (в содружестве с Мазолино)создал в церкви Санта-Мария дель Кармине росписи капеллы Бранкаччи,названные так по имени богатого флорентийского заказчика.
Перед живописцем стояла задача средствами линейнойи воздушной перспективы построить пространство, разместить в нём мощные фигурыперсонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы ицвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не толькоуспешно справился с этой задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение ипсихологическую глубину образов.
Сюжеты росписей восновном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо состатиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Христа с ученикамиостановил сборщик налогов, требуя у них денег на поддержание храма. Христосповелел апостолу Петру выловитьв Генисаретском озере рыбу иизвлечь из неё статир. Слева на втором плане зритель видит эту сцену. СправаПётр вручает деньги сборщику. Таким образом, композиция соединяет триразновременных эпизода, в которых трижды предстаёт апостол. В новаторской посуществу живописи Мазаччо этот приём — запоздалая дань средневековой традицииизобразительного рассказа, от него в то время уже отказались многие мастера иболее столетия назад сам Джотто. Но это не нарушает впечатления смелойновизны, которой отличаются весь образный строй росписи, её драматургия,жизненно убедительные, чуть грубоватые герои.
Иногда в выражениисилы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время. Вот фреска «ИзгнаниеАдама и Евы из рая» в той же капелле Бранкаччи. Зритель верит тому, что Адамаи Еву, нарушивших Божественный запрет, ангел с мечом в руках действительноизгоняет из рая. Главное здесь — не библейский сюжет и внешние детали, аощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывшийлицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тёмным проваломискажённого криком рта.
В августе 1428 г.Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи, и вскоре внезапно умер. КапеллаБранкаччи стала местом паломничества живописцев, перенимавших приёмы Мазаччо.Однако многое в творческом; наследии Мазаччо сумели оценить лишьследующие поколения.
В творчестве егосовременника Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к поколению мастеров,работавших после смерти Мазаччо, тяга к нарядной сказочности приобреталаподчас наивный оттенок. Эта особенность творческого стиля художника стала егосвоеобразной визитной карточкой. Прелестна его ранняя маленькая картина «СвятойГеоргий». Решительно шагает на двух ногах зелёный дракон с винтообразнымхвостом и узорчатыми крыльями, словно вырезанными из жести. Он не страшен, азабавен. Сам художник, вероятно, улыбался, создавая эту картину. Но в творчествеУччелло своенравная фантазия сочеталась со страстью изучения перспективы.Эксперименты, чертежи, зарисовки, которым он посвящал бессонные ночи, Вазариописывал как чудачества. Между тем в историю живописи Паоло Уччелло вошёл какодин из тех живописцев, кто впервые стал применять в своихполотнах приём линейной перспективы.
В молодости Уччелло работал в мастерской Гиберти,затем выполнял мозаики для собора Сан-Марко в Венеции, а вернувшись во Флоренцию,познакомился с росписями Мазаччо в капелле Бранкаччи, оказавшими на негоогромное влияние. Увлечение перспективой отразилось в первом произведении Уччелло— написанном им в 1436 г. портрете английского кондотьера Джона Хоквуда,известного итальянцам как Джованни Акуто. Огромная монохромная (одноцветная)фреска изображает не живого человека, а его конную статую, на которую зрительсмотрит снизу вверх.
Смелые искания Уччелло нашли выражение в трёх его известных картинах, заказанных Козимо Медичи и посвящённых битве двухфлорентийских полководцев с войсками Сиены при Сан-Романо. В удивительныхкартинах Уччелло на фоне игрушечного пейзажа сошлись в ожесточённой схваткевсадники и воины перемешались копья, щиты, древки знамён. И, тем не менее, сражениевыглядит условной, застывшей на редкость красивой, поблёскивающей золотомдекорацией с фигурами коней красного, розового и даже голубого цвета.В Ы С О К О Е В О З Р О Ж Д Е Н И ЕВысокийРенессанс в Средней Италии
С конца XV столетия Италия начинает испытыватьвсе последствия невыгодного для нее экономического соперничества с Португалией,Испанией и Нидерландами. Северные города Европы организовывают ряд военныхпоходов на разрозненную и теряющую свое могущество Италию. Этот трудный периодвызывает к жизни идею объединения страны, идею, которая не могла не волноватьлучшие умы Италии.
Общеизвестно, что определенные периоды расцветаискусства могут не совпадать с общим развитием общества, его материальным,экономическим статусом. В трудные для Италии времена и наступает недолгийзолотой век итальянского Возрождения — так называемый Высокий Ренессанс,наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Высокий Ренессанс совпал,таким образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость.Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силычеловека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, вторжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемыгражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного,гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшегоподняться над уровнем повседневности. Поиск такого идеала и привел искусство ксинтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей явлений, к выявлению ихлогической взаимосвязи. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей,незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления кгармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличийВысокого Возрождения от раннего.
Леонардо да Винчи (1452-1519) явился первым художником, наглядновоплотившим это отличие. Он родился в Анкиано, около селения Винчи; отец егобыл нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардобыл Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» ужеотчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи иновой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневаямоделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода измастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком»(«Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). Вэтот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влияниемБоттичелли. Его «Благовещение» по детализации еще обнаруживает тесныесвязи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела,цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрениихудожника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.
Покинув Милан, Леонардо некоторое время работалво Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написалпортрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около1503 г.). Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленныхпроизведений мировой живописи.
Небольшой, окутанный воздушной дымкой портретмолодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зелёного странного скалистогопейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, вуглублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы, картинапроста для понимания. Между тем в обширной литературе, посвящённой «Джоконде»,сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.
В историимирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной имагической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно изпервых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Она,по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой.Леонардо вложил в еёудивительный, устремленный на зрителявзгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченноезыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовнойсилы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.
Впоследние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получивприглашение от французского короля Франциска I, он уехал в 1517 г.во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. Наавтопортрете-рисунке (1510-1515 гг.) седобородый патриарх с глубоким скорбнымвзглядом выглядел гораздо старше своего возраста.
Нельзя себепредставить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И, темне менее, его личность выходила за пределы своего времени, поднималась надним. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо.О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера,занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардода Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не толькорукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. Взнаменитом «Трактате о живописи» (1498 г.) и других его записях большое вниманиеуделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям,зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Многоместа отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушнойперспективе.
Искусство Леонардо да Винчи, его научныеи теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всюисторию мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.
Створчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусства связываетсяпредставление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что всозвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворялинтеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителемгармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этимикачествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светломусовершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет еговнутренний смысл.
Рафаэль первоначально учился вУрбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известногоживописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя.
Рафаэля называли Мастером Мадонн.Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первыхнебольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502 —1503 гг.), — приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г.). Происходящая на фоне чудесной архитектуры сценаобручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения.Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Выразительны, певучи, метки и пластичны ихдвижения, позы и жесты: например, сближающиеся руки Марии и Иосифа,надевающего ей на палец кольцо. В картиненет ничего лишнего, второстепенного.Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба,создают праздничное настроение.
В 1504 г. Рафаэль переехал воФлоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное величие. В циклеМадонн он варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом ималеньким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша «мадоннав зелени» (1505г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, аколориту присуща тонкая гармония красок.
Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508г. его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на росписьпарадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце.Росписи ватиканских станц (1509 – 1517гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинулиего в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.
Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленномуобразу Мадонны с Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра– «Сикстинской Мадонны» (1515 – 1519гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце.В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты.
Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь яркопроявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вкладон внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшемстало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.
С великими почестями он был погребен в римскомПантеоне, где его прах покоится и поныне.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавшийвыдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городкеКапрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провел во Флоренции. Вхудожественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античногоискусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры.Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Однако вравной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.
В 1469 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришласлава. Самое известное произведение первого римского периода – «Пьета» («ОплакиваниеХриста») (1498 – 1501 гг.) в капелле собора Святого Петра. На коленях слишкомюной для такого взрослого сына Марии распростерто безжизненной тело Христа. Горематери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескиваетсянаружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света итени его поверхность кажется драгоценной.
Вернувшись во Флоренцию в 1501г., Микеланджело взялсяисполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501 – 1504гг.). Статуядостигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощьчеловека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным изпращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физическойи духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.
Микеланджело считал себя только скульптором, что,однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живописцем,и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи ВысокогоВозрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненнаяМикеланджело в 1508 – 1512гг.
Гробница папы Юлия II могла быстать вершиной в области скульптуры, если бы Микеланджело удалось воплотить вжизнь свой первоначальный замысел: сорок мраморных статуй должны были украситьмавзолей. До нас дошли «Скованный раб» – сильный, коренастый юноша, которыйтщетно стремится освободиться от оков, и «Умирающий раб» – прекрасный юноша, которыйожидает смерти как избавления от мук (около 1513г.).
После падения республики во Флоренции Микеланджело не чувствовалсебя в безопасности. В 1534г. он покинул родной город и переехал в Рим, где позаказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллызнаменитую фреску «Страшный суд» (1536 – 1541 гг.). На фоне холодного сине-пепельногонеба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическоечувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступленииСтрашного суда.
В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектуройи поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередилосвое время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказаловлияние на формирование принципов барокко. Высокий Ренессанс в Венеции
Если творчество Микеланджело во второйсвоей половине уже несет на себе черты новой эпохи, то для Венеции весь XVI векпроходит еще под знаком чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить своюнезависимость, дольше хранит и верность традициям Ренессанса.
Из мастерской Джанбеллино вышло два великиххудожника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510),- прямой последователь своего учителя и типичный художник поры ВысокогоВозрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, ксюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое телостали для него предметом искусства и объектом поклонения. Чувством гармонии,совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностьюи психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью,рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него инепосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. НоДжорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичныйхудожник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, скольковоздушной и главным образом проблемами колорита.
Уже в первом известном произведении «МадоннаКастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимсяхудожником; образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности,пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образамДжорджоне. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшейособенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения,исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период,когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественнойсистемой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Вкартине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как частьприроды. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять завоина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этомвеличественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Приглушенные тонаоранжево-красной одежды юноши, его зеленовато-белой рубашки, перекликающейся сбелой накидкой женщины, как бы окутаны тем полусумеречным воздухом, которыйсвойствен предгрозовому освещению. Зеленый цвет имеет массу оттенков: оливковыйв деревьях, почти черный в глубине воды, свинцовый в тучах. И все этообъединено одним светящимся тоном, сообщающим впечатление зыбкости, беспокойства,тревоги, радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейсягрозы.
Тициан Вечеллио (1477-1576) — величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и намифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, егоколористическое дарование исключительно, композиционная изобретательностьнеисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себябогатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Тицианродился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился,как и Джорджоне, у Джанбеллино, и первой его работой (1508) была совместная сДжорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. После смерти Джорджоне,в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo, филантропическихбратств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда вПадуе, и Мазаччо. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно, и спроизведениями Мантеньи и Донателло. Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516г. он становится первым живописцем республики, с 20-х годов — самымпрославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней. Около1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тицианпредстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить духязычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх иАриадна»).
П О З Д Н Е Е В О З Р О Ж Д Е Н И Е
Вовторой половине XVI в в Италии нарастал упадок экономики и торгов ли,католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой искусство переживалоглубокий кризис. В нём укреплялись антиренессансные анти- классическиетенденции, воплотившиеся в маньеризме.
Маньеризмпочти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия сталаглавным очагом позднеренессансного искусства. Хотя торговое и политическоезначение Венецианской республики неуклонно падало, как и ее могущество, ГородЛагун по-прежнему был сведен и от власти Папы римского, и от иноземного владычества,а накопленные им богатства были огромны. В этот период уклад жизни Венеции ихарактер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось,ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства. Врусле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых историческихусловиях в Венеции развивалось обогащенное новыми формамитворчества великих мастеров позднего Возрождения — Палладио, Веронезе,Тинторетто
Тинторетто(1518— 1594),настоящее имя которого Якопо Робусти, родился в Венеции и был сыном красильщика,отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Красильщик.
Обилие внешних художественных воздействийрастворилось в неповторимой творческой индивидуальности этого последнего из великихмастеров итальянского Возрождения. В своём творчестве он был гигантскойфигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей и героическогонакала. Вслед за поздним Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил новыепути в искусстве. Недаром его творчество имело грандиозный успех и усовременников, и у последующих поколений. Тинторетто отличался поистиненечеловеческой трудоспособностью, неутомимостью исканий. Он острее и глубже,чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастервосстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве — соблюдениясимметрии, строгого равновесия, статичности; расширил границы пространства,насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческиечувства. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания.
В 1539 г. живописец открыл в Венеции своюмастерскую. Ранние работы Тинторетто мало известны. Славу ему принесла картина«Чудо Снятого Марка» (1548 г.). Выразительность форм и насыщенная цветовая гаммаиз крупных пятен красного и синего создают впечатление чуда, происходящего наглазах у смятенной толпы. Стремительно летящий вниз головой Святой Марк вразвевающейся алой одежде останавливает казнь несправедливо осужденного.Реставрация последних десятилетий обнаружила во всём великолепии богатуюкрасочную палитру мастера.
Необычна картина «Введение во храм» в церквиСанта-Мария дель Орто (1555г.). Тинторетто изобразил идущую круто вверхполукруглую асимметричную лестницу. Мария уже достигла её вершины, ивторостепенные персонажи на переднем плане, в том числе женщина с девочкой,жестами и взорами направляют к ней внимание зрителя. Художник выразительно исмело построил композицию по диагонали — самому динамичному приёму в живописи.В картине Тинторетто выразил идею духовного совершенствования человека.
В Венеции из-за климатических условий дляукрашения зданий использовали не фресковую живопись, а огромныекартины, написанные в технике масляной живописи. Тинторетто — мастер монументальных полотен,автор гигантского ансамбля, состоящего из нескольких десятков работ. Онивыполнены для верхнего и нижнего залов Скуолы ди Сан-Рокко (школы СвятогоРоха; 1565-1588 гг.).
Оформление Скуолы ди Сан-Рокко мастер начал ссоздания грандиозной монументальной композиции «Распятие». Изображение сомножеством персонажей — зрителей (мужчин и женщин), воинов, палачей —полукольцом охватывает центральную сцену распятия. У подножия креста близкие иученики Спасителя образуют редкую по духовной силе группу. В сиянии красок насумеречном небе Христос будто охватывает руками, пригвождёнными к перекладинамкреста, беспокойный, волнующийся мир, благословляя и прощая его. И в поздниегоды жизни Тинторетто привлекали массовые сцены. Созданная им для Дворца дожей«Битва при Царе» (около 1585 г.) занимает целую стену. В сущности, это перваяподлинно историческая картина в европейской живописи. Для того чтобы передать вкартине напряжение битвы, мастер использовал беспокойный ритм линий, цветовыеудары, вспышки света.
Творчество Тинторетто завершаетразвитие художественной культуры Возрождения в Италии.
Искусство маньеризма
Маньеризмом называется течениев европейском искусстве XVI в. Оно происходит отитальянского слова maniera – «манера»,«прием», «художественный почерк». Впервые этот термин появился в европейском искусствоведениив 20-х гг. XX в., а исследование маньеризма породилообширную научную литературу со спорными оценками и точками зрения.
Маньеризм в своем наиболееобщем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около1520 г. и развивавшегося вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит отренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается вовласти сверхъестественных сил. Мир предстает неустойчивым, шатким, в состояниираспада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности, художник удаляетсяот натуры, стремится ее превзойти, следуя в своем творчестве субъективной «внутреннейидее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение;средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенныхприемов. Среди них – произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм,нереальность фантастического пространства и света, подчас холодныепронзительные краски.
Первый этап итальянскогоманьеризма охватывает 20-40-е гг. XVI в. и представляетсобой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощенное в живописи. Самымкрупным и одаренным мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494–1556). В его известной картине «Снятие со креста» композиция неустойчива,фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки.
Первое поколение маньеристовзавершает Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино (1503 – 1540),изощренный мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например,написал автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает егоизвестную «Мадонну с длинной шеей» (1438 – 1540 гг.).
Второй этап маньеризма (1540 –1590гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуруи архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством,которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены,а затем утверждается во Флоренции и Риме.
Самый крупный мастер –художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503 –1572), особенно известныйсвоими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний инравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества. Знатныезаказчики Бронзино как бы отделены от зрителя невидимым расстоянием; застылостьих поз, бесстрастие лиц, богатство одежд, жесты прекрасных праздных рук –словно внешняя оболочка, скрывающая внутреннюю ущербную жизнь.
Созданный маньеризмом типпридворного портрета оказал влияние на портретное искусство XVI– XVII столетий в других странах, где он обычноразвивался на живой, здоровой, подчас более прозаичной местной основе.
Искусство маньеризма былопереходным: уходила в прошлое эпоха Возрождения, наступало время новоговсеевропейского художественного стиля – барокко. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Идеи гуманизма — духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения.Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образпрекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовалисвободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, — писал его знаток А. К. Дживелегов, — имела ввиду отдельную личность. Гуманизмдоказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованияхне подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающийему чувствовать и думать как хочется». В современной науке нетоднозначного понимания характера, структуры и хронологических рамокренессансного гуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать какглавное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего ходаисторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных изарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясьпрежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов:становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннююперестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождениебыла тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействиена художественную культуру Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику,риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании иразвитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, егоместе и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно вэтике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земногопредназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, в решении которыхони опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкойуспеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеалсвободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическимидеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новыйсмысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулычеловеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивныхзавоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующееразвитие европейской культуры.Список литературы
1. А.И.Пигалев Культурология.Волгоград. Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.
2. Культурология. История мировойкультуры под редакцией профессора А.Н.Марковой. Москва. «Культура и спорт»,издательское объединение «ЮНИГИ», 1998.
3. История мировой культуры. Курслекций под редакцией С.Д.Серебряного. Москва. Российский государственныйуниверситет, 1998.
4. Очерки по истории мировой культурыпод редакцией Т.Ф.Кузнецовой. Москва. «Языки русской культуры», 1997.
5. Культурология. Научный редакторпрофессор Г.В.Драч. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1998.
6. Энциклопедия для детей. Искусствопод редакцией М.Д.Аксенова. Москва.
«Аванта+»,1997.
7. Л.Любимов Искусство ЗападнойЕвропы. Москва. «Просвещение», 1982.
8. Искусство Западной Европы подредакцией В. Бутрошеева. Москва. «Современник», 1996.