МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
На тему: ИСТОРИЯИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ, ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Выполнилстудент: Цыганов И.Ю. факультета ИТ группы ИЗ-22
Проверил преподаватель:Волгина С.Л.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2003 г.
Содержание
Краткая биография Питирима Александровича Сорокина
3
Три типа культуры
5
Изящные искусства в трех системах культуры
9
Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы истины и знания
11
Периодичность в господстве систем истины в истории
14
Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики
15
Три системы права
17
Смены в господстве идеационального, идеалистического и чувственного права
18
Список использованной литературы
20
Краткая биография Питирима АлександровичаСорокина
Родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года вселе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии. Питиримом его окрестили вчесть епископа Питирима, одного из местных святых, чей праздник по церковномукалендарю приходится на январь.
Азы грамотности Сорокин получил в детстве, когда вместе скрестьянской детворой обучался чтению, письму и счету на дому у одной изжительниц деревни, где проживала его тетка, забравшая к себе братьев послесмерти их матери. В 1902 году Сорокин порывает с бродяжничеством и поступает вГамскую двуклассную школу, готовящую сельские и деревенские учительскиекадры. В 1904 году, окончив школу с отличием, Сорокин по рекомендации поступаетв Хреновскую церковно-учительскую школу, что находилась в Костромской губернии.Очевидно, именно в это время им был сделан окончательный жизненный выбор впользу учения.
Однако учеба в статусно более высокой трехклассной школепривела Сорокина на стезю революции. Уже на рождество 1906 года Сорокин былвпервые арестован за свою нелегальную деятельность и помещен в тюрьму в городеКинешме.
Судя по его описаниям, тюремный быт оказался не столь«ужасающим и болезненным», даже более того, располагающим кинтенсивным интеллектуальным занятиям. Общение заключенных с внешним миромбыло вполне доступным, а времени для тщательного знакомства с трудамиклассиков революционной и социально-философскоймысли было предостаточно.
Пройдя тюремные «университеты», освобожденный в1907 г. Сорокин некоторое время продолжал свою революционную активность, но,видимо, в какой-то момент осознав, что политика препятствует дальнейшемуобразованию. Сорокин отправляется в Санкт-Петербург. Здесь ему достаточнобыстро удается найти работу репетитора. Значительно расширяется круг егознакомств. Сдав экзамены в гимназии экстерном, Сорокин в 1909 году поступает встоличный психоневрологический институт. Незадолго до этого в нем по приглашениюВ. М. Бехтерева открыли кафедру социологии два всемирно известных тогда ученых— Е. В. Де-Роберти и M. M. Ковалевский.
В бытность студентом университета Сорокин начинает активнуюпубликаторскую деятельность, которая нарастающими темпами будет продолжаться втечение всей его долгой жизни.
Окончив университет, Сорокин был оставлен при кафедреуголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В1915 году он сдал магистерские экзамены, в январе 1917 года получил званиеприват-доцента Петроградского университета. Революция, правда, помешала защитемагистерской диссертации. В годы первой мировой войны Сорокин много работал,продолжал активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы посамым разным отраслям обществознания.
«Покончив» с политикой, в атмосфере послевоеннойлиберализации Сорокин сосредотачивается целиком на научной и преподавательскойдеятельности. В конце 1918 года он уже состоит на службе в I Петроградском университете, а соследующего — во II припсихоневрологическом институте. Известно, что одновременно он читал лекции всельскохозяйственном институте, институте народного хозяйства, на всевозможныхобучах, ликбезах и т. п. Словом, активно сотрудничал с Наркоматом просвещенияи даже принимал участие в учебно-научных экспедициях. В 1920 году Сорокинизбирается руководителем кафедры социологии при факультете обществознанияПетроградского университета. Тогда же он пишет массовые,«популярные» учебники по праву и социологии и, наконец, публикуетдвухтомную «Систему социологии» (1920), ставшую венцом его творчестварусского периода. В том же году он становится профессором кафедры социологииПетроградского университета.
23 сентября 1922 года тридцатитрехлетний Сорокин и его жена,Елена Петровна Баратынская, навеки покидают страну, спасаясь от нападоксоветской власти. Сорокин испытывал сильное желание когда-нибудь возвратитьсяна родину. Однако мечте не суждено было осуществиться. Питирим АлександровичСорокин умер в возрасте 79 лет вдали от родины, так ни разу и не посетив еепосле своей высылки.
После непродолжительного пребывания в Берлине чета Сорокиныхпо приглашению президента Чехословакии Б. Массарика, с которым онипознакомились в Петрограде во время своего бракосочетания в апреле 1917 года,отправляется в Прагу. Там Сорокин обретает «второе дыхание». Онучаствует в организации двух журналов («Деревня» и «КрестьянскаяРоссия»), читает лекции в сельскохозяйственном институте.
Осенью 1923 года, приняв приглашение видных американских социологов
Э. Хайэса и Э. Росса прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегдаперебирается с Европейского континента в Соединенные Штаты, покидая их границылишь очень редко и то в качестве визитера. На этом заканчивается самаянасыщенная событиями — радостными и неприятными, взлетами и падениями —страница его жизни, и вряд ли кто из социологов последнего столетия пережилстолько, сколько выпало на долю Питирима Александровича Сорокина.
Менее года понадобилось Сорокину для культурной и языковойакклиматизации. Посещая церковь, публичные собрания, университетские лекции имного читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный английскийязык и уже летним семестром 1924 года приступил к чтению лекций в Миннисотскомуниверситете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсине.
Первым печатным результатом становится его книга «Листкииз русского дневника» (1924), описывающая и анализирующая российскиесобытия с января 1917 года по сентябрь 1922 года.
Годы, проведенные в Миннисоте, были, пожалуй, самымипродуктивными в жизни Сорокина, впрочем, на протяжении всей своей жизни ему таки не удалось испытать творческого спада, за исключением, пожалуй, самыхпоследних лет тяжелой болезни. В 1925 году выходит в свет его «Социологияреволюции», за ней следует не менее фундаментальная и новаторская«Социальная мобильность» (1927); через год — «Современныесоциологические теории» (1928); еще через год «Основания городской исельской социологии» (написанная в соавторстве с другом и коллегой втечение долгих лет — К. Циммерманом); и, наконец, трехтомная«Систематическая антология сельской социологии» (1930-1932). Причемвсе эти труды представляют собой многостраничные и увесистые фолианты, яркосвидетельствующие не только о научном, но и о культурном потенциале Сорокина,своего рода Набокова от социологии, с неменьшим талантом писавшего и на неродномязыке. Хоть книги были неоднозначно встречены и оценены американским научнымсообществом, но с их помощью Сорокину окончательно удается преодолетьпредвзятую настороженность в отношении своей персоны и, даже более того, с«задворок» политической эмиграции передвинуться на авансцену американскойсоциологии.
В середине 30-х годов Сорокин слегка приоткрывает завесусвоей творческой лаборатории и анонсирует новое направление своих исследований,публикуя ряд статей на темы, в общем не свойственные его предшествующемутворчеству — как, например, «Путь арабского интеллектуального развития с700 по 1300 г. » (1935), «Флуктуации материализма и идеализма с 600г. до н. э. вплоть до 1920 г. „(1936). Тогда же Гарвардский университет выделяет четырехгодичный грантколоссальных по тем временам размеров в 10 тысяч долларов для осуществлениясорокинской задумки. На протяжении нескольких лет по тому в год выходит главноедетище социолога — “Социальная и культурная динамика» — беспрецедентныйпо объему и эмпирическому охвату социологический труд, превзошедший в этомсмысле даже «Капитал» Маркса и «Трактат по общейсоциологии» В. Парето. Для завершения работ по гранту Сорокин вынужден былпривлечь многих из русских ученых-эмигрантов, а также своих гарвардскихучеников (среди них был и Роберт Мертон) как в качестве соавторов, так и длясбора массового эмпирического материала, статистических подсчетов и техническойобработки всякого рода источников и специальной литературы.
Реакция на книгу была неожиданной и, в целом, не в пользуСорокина. В популярных американских журналах, по подсчетам А. Тиббса, из семирецензий лишь две были неблагосклонными; в специализированной, но несоциологической периодике из шести рецензий благожелательной оказалась толькоодна; а вот в специализированных социологических журналах из 11 рецензийшесть были амбивалентными, четыре отрицательными и лишь один отклик —положительным. В центральном органе Американской социологической ассоциации —«Американское социологическое обозрение» — рецензии Р. Макайвера иГ. Шнайера, более того, оказались резко отрицательными. Интеллектуальная изоляцияСорокина стала нарастать.
Завершив титаническую работу над «Динамикой»,разуверившись, видимо, в адекватности восприятия своих идей в средеакадемических ученых, Сорокин апеллирует к читающей Америке. Сперва появляетсяпопулярная адаптация «Динамики» для массового читателя —«Кризис нашего времени» (1941), ставшая впоследствии самоймноготиражной, самой переводимой и самой читаемой книгой ученого. Через годпосле этого появляется не менее известная «Человек и общество вбедствии»; а несколько позднее — «СОС: значение нашего кризиса»(1951). Все больше Сорокин превращается, по меткому наблюдению Л. Коузера, в«одинокого волка» от науки. Его труды и идеи приобретают эксцентричныйхарактер, а выступления на общественной арене становятся все более критичными.
В последние годы жизни Сорокин разрывает круг изоляции. Егокниги «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» (1956)и, особенно, «Современные социологические теории» (1966)продемонстрировали весь блеск его логико-критического ума и были встреченыгораздо благожелательнее. В 1964 году 75-летнего Сорокина избираютпредседателем Американской социологической ассоциации, что всегда считалосьактом высочайшего признания заслуг ученого. Радикально настроенноестуденчество записывает имя Сорокина на своих знаменах. Словом, весь мир вновьобернулся к позабытому старцу, которому все еще хватало сил для жестких атакна правительство за аморальную войну во Вьетнаме, а на академическую науку зазлоупотребления позитивизмом. Последние два года жизни ученого были омраченытяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года Сорокин скончался в своем доме наКлифф-стрит в Винчестере. В том же году Американская социологическаяассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу посоциологии.Три типа культуры
В своих многочисленных трудах (например, «Динамика обществаи культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947), «Власть инравственность» (1959) и др.) Питирим Сорокин рассматривал историючеловечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем,сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений.В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямоепоступательное движение, он трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е.идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурныхобщностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительностии методам ее познания. Исходя из двойственной психобиологической природычеловека — существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типакультуры: чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятиеи оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистическойточки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения; идеациональныйтип, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоемуАбсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения; идеалистическийтип, представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, гдечувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие —интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководитьистина разума».
Своеобразие каждого из предложенных типов культурывоплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуреобщественных отношений и определенном типе личности. Их радикальноепреобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями.Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе истатистическими методами, Сорокин относил к периодам расцвета «чувственной»культуры греко-римскую цивилизацию III—IV вв. н.э., т.е. периода ее разложенияи упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения донашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомогоСорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианскогоЗапада (с VI по XIII век), а к идеалистическому — великую культуру эпохиВозрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е.веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, Сорокинсвязывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки вущерб духовным ценностям. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход изнынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ееабсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущегочеловечества Сорокин сформулировал так: «Мы живем, мыслим, действуем в концесияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца всееще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейсятьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры внаступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас,с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами,однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры,приветствующей новое поколение — людей будущего».
Итак, всякая великая культура по Сорокину есть не простоконгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом несвязанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которогопронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную,ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры,ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной,экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев,ее образа жизни и мышления (менталитета) — все они по-своему выражают ееосновополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основойи фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такойинтегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае измененияодной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации.
Возьмем, например, культуру Запада средних веков. Ее главнымпринципом или главной истиной был Бог. Архитектура и скульптура средних вековбыли «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религиейи христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете.Музыка почти исключительно носила религиозный характер: «Аллилуйя», «Господипомилуй», «Агнец божий», «Месса», «Реквием» и т. д. Философия была практическиидентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основнойценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницейхристианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшуюразработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовнойи светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге ирелигии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту жефундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией,налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли быоказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формыэкономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точкизрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивалисвое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также своеотрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатству,радостям и ценностям. Чувственный мир рассматривался только как временное«прибежище человека», в котором христианин всего лишь странник,стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себядостойным того, чтобы войти туда. Короче говоря, интегрированная частьсредневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий,явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот жевысший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность,сверхчувственность, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего,всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека.Такая унифицированная система культуры, основанная на принципесверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности,может быть названа идеациональной. Такая же в основном сходная посылка,признающая сверхчувственность и сверхразумность Бога, хотя воспринимающаяотдельные религиозные аспекты по-иному, лежала в основе интегрированнойкультуры Брахманской Индии, буддистской и лаоистской культур, греческойкультуры с VIII по конец VI века до нашей эры. Все они были преимущественноидеациональными.
Закат средневековой культуры заключался именно в разрушенииэтой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когдапоявился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа,заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Толькото, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органычувств, — реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нетничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это —эквивалент нереального, несуществующего. Как таковым им можно пренебречь.Таков был новый принцип, совершенно отличный от основного принципа идеациональнойкультуры.
Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся сприходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние ворганичное целое создало совершенно новую культуру в XIII — XIV столетиях. Егоосновной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственнаи частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональныйаспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собойединство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая этупосылку, может быть названа идеалистической. Культура XIII—XIV столетий в ЗападнойЕвропе, так же как и греческая культура V—IV веков до нашей эры, былипреимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее.
Однако процесс на этом не закончился. Идеациональнаякультура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура,основанная на признании того, что объективная реальность и смысл ее являются сенсорными,продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно сXVI века, новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на немкультура. Таким образом, возникла современная форма нашей культуры — культурысенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей этому миру». Онаможет быть названа чувственной. Она основывается и объединяется вокруг этогонового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорны. Именно этотпринцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех ееосновных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике иправе; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизнии умонастроениях людей.
Таким образом, основной принцип средневековой культуры делалее преимущественно потусторонней и религиозной, ориентированной насверхчувственность Бога и пронизанной этой идеей. Основной принципидеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, а частичносветский и посюсторонний. Наконец, основной принцип нашей современнойчувственной культуры — светский и утилитарный «соответствует этомумиру». Все эти типы: идеациональный, идеалистический и чувственный —обнаруживаются в истории египетской, вавилонской, греко-римской, индуистской,китайской и других культур.
Будучи доминирующей, чувственная культура наложилаотпечаток на все основные компоненты западной культуры и общества и сделала ихтакже преимущественно чувственными. По мере разрушения чувственной формыкультуры разрушаются и все другие компоненты нашего общества и культуры. Поэтой причине кризис — это не только несоответствие того или иного компонентакультуры, а скорее разрушение большей части ее секторов. Будучи«тоталитарным» или интегральным по своей природе, он несравнимо болееглубокий и в целом глобальнее любого другого кризиса.
Настоящий кризис не есть предсмертная агония западнойкультуры и общества, то есть кризис не означает ни разрушения, ни конца ихисторического существования. Нет единого закона, согласно которому каждаякультура проходила бы стадии детства, зрелости и смерти. Ни одному из приверженцевэтих очень старых теорий не удалось показать, что же разумеется под детствомобщества или под старением культуры; каковы типичные характеристики каждогоиз возрастов; когда и как умирает данное общество и что значит смерть обществаи культуры вообще. Тщательное изучение ситуации показывает, что настоящийкризис представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного обществаи культуры, за которым последует новая интеграция, столь же достойная внимания,каковой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета. Точно так же какзамена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти,так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибелитого общества и его культуры, которые подвергаются трансформации. В западнойкультуре конца средних веков таким же образом произошла смена одной фундаментальнойсоциально-культурной формы на другую — идеациональной на чувственную форму. И,тем не менее, такое изменение не положило конца существованию общества, непарализовало его созидательные силы. После хаоса переходного периода в концесредних веков западная культура и общество демонстрировали в течение пятивеков все великолепие своих созидательных возможностей и вписали одну из самыхярких страниц в историю мировой культуры. То же самое можно сказать и огреко-римской и других великих культурах, которые претерпели в течение своегоисторического пути несколько подобных изменений. Равным образом теперешнееразрушение чувственной формы никак не тождественно концу западной культуры иобщества. Трагедия и хаос, ужасы и горе переходного периода окончены, онивызовут к жизни новые созидательные силы в новой интегральной форме, столь жезначительной, как все пять веков эры чувственной культуры.
Более того, такое изменение, сколь бы болезненным оно нибыло, как бы является необходимым условием для любой культуры, чтобы бытьтворчески созидательной на всем протяжении ее исторического развития. Ни однаиз форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, онивсегда ограниченны. В противном случае было бы не несколько форм однойкультуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы. Когдасозидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы,соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными,или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательныевозможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческийпотенциал, подвергались как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры иобщества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средствапередачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными.
Хоть в большинстве компонентов средневековой культуры преобладалаидеациональная форма, рядом с ней, в качестве побочных, существовали иэклектичные — чувственная и неинтегрирующие формы, выраженные в многообразииизобразительных искусств и науки, философии и религии, этики и образов жизни.В течение последних четырех столетий преобладающей моделью современной культурыво всех ее компонентах была чувственная форма, хотя наряду с ней существовали(как побочные) идеациональная и другие формы изобразительного искусства,религии, философии, юриспруденции, этики, образов жизни и мышления. Едва ликакая-либо культура в истории человечества была полностью интегральной. Термин«доминантная форма интеграции» не означает абсолютно монопольногопреобладания, ведущего к полному исключению других форм культуры.Изящные искусства в трех системах культуры
Наиболее чувствительным зеркалом, отражающим общество икультуру, составной частью которых являются, являются изящные искусства. Каковыкультура и общество, таковыми будут и изящные искусства. Когда в некой даннойобщей культуре изменяется доминирующая сверхсистема, то в этом же направлениименяются и все основные формы изобразительных искусств. Если на сменучувственной сверхсистеме приходит идеациональная, то чувственное искусствоуступает место идеациональному искусству, и наоборот.
Идеациональное искусство. Как своим содержанием, так и своейформой идеациональное искусство выражает основную посылку идеациональнойкультуры — основная реальность есть Бог. По этому тема идеациональногоискусства — сверхчувственное царство Бога. Ее герои — Бог и другие божества,ангелы, святые и грешники, душа, а также тайны мироздания, воплощения, искупления,распятия, спасения и другие трансцендентальные события. Искусство вдоль ипоперек религиозно. Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиямчувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реальногопейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставитьудовольствие, а приблизить верующего к Богу. Как таковое, искусство священнокак по содержанию, так и по форме. Оно не допускает и толики чувственности,эротики, сатиры, комедии, фарса. Эмоциональный тон искусства — религиозный,благочестивый, эфирный, аскетичный.
Идеациональное искусство в смешанной форме встречается умногих примитивных народов, подобно индейцам Зуни, негритянским племенам Африкии австралийским аборигенам. Точно так же символическое искусство геометрикиэпохи неолита было типично идеациональным. В так называемых историческихкультурах идеациональное искусство доминировало в те или иные периоды вискусстве даоистского Китая, Тибета, Брахманской Индии, в буддистскойкультуре, культуре Древнего Египта, искусстве Греции с IX по VI век до нашейэры, искусстве раннесредневекового христианского Запада и т. д.
В конце XIIвека дают о себе знать первые признакизаката всехидеациональных изобразительных искусств, кроме музыки, упадок которой произойдет позднее.Изобразительные искусства проходятпуть от идеациональной формы к идеалистической в течение всего XIIIи начала XIVвека.
Типичные черты чувственного искусства совершенно противоположнычертам идеационального искусства, так как основная посылка чувственнойкультуры противоположна основной посылке идеациональной культуры. Чувственноеискусство живет и развивается в эмпирическом мире чувств. Реальный пейзаж, человек,реальные события и приключения, реальный портрет — таковы его темы. Фермеры,рабочие, домашние хозяйки, девушки, стенографистки, учителя и другие типажи — его персонажи. Его цель — доставить тонкое чувственное наслаждение:расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение. По этойпричине оно должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувственным,постоянно ищущим нечто новое. Оно свободно от религии, морали и других ценностей,а его стиль — «искусство ради искусства». Так как оно должно развлекатьи веселить, оно широко использует карикатуру, сатиру, комедию, фарс,разоблачение, насмешку и тому подобные средства.
Стиль чувственного искусства натуралистичен, даже подчас несколькоиллюзионистичен, свободен от всякого сверхчувственного символизма. Оновоспроизводит явления внешнего мира такими, какими они воспринимаются нашимиорганами чувств. Это искусство динамично по своей природе: в своейэмоциональности, силе изображаемых страстей и действий, по своей настоящейсовременности и изменяемости. Ему приходится непрерывно меняться, выстраиваяцепочку прихотей и образов, так как в противном случае оно будет скучным,безынтересным и неувлекательным.
Чувственная формы искусства — это превалирующая формакультуры раннего палеолита многих примитивных племен, таких, как бушмены вАфрике, многие индийские и скифские племена и т. п. Она питала изобразительныеискусства Ассирии, по крайней мере, в течение некоторых периодов ее истории,искусство Древнего Египта на последних стадиях развития Древнего Царства, впериоды Среднего и Нового Царства и, особенно, в последние эпохи саисского,птолемеевского и римского Египта. Она определенно характеризует последнююизвестную нам эру крито-микенской культуры и греко-римскую цивилизацию с IIIвека до нашей эры по IV век нашей эры. Наконец, она доминирует в западнойкультуре на протяжении последних пяти веков. Во второй половине XIX и в начале XX векачувственное искусство достигло стадии зрелости и с этого момента постепенностановится бесплодным и внутренне противоречивым. Эта все возрастающаябессодержательность делает искусство все более и более стерильным и,следовательно, отвращает от него. Его все возрастающие внутренние противоречияусиливают присущий ему дуализм и разрушают его единство, то есть самую егоприроду.
Идеалистическое искусство. Идеалистическое искусствоявляется посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Егомир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самыхвозвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его героито боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в егоблагороднейшем проявлении. Оно намеренно слепо ко всему недостойному,вульгарному, уродливому, негативному в реальном мире чувств. Его стиль частичносимволичен и аллегоричен, частично же реалистичен и натуралистичен. Онспокоен, ясен, невозмутим. Словом, оно представляет собой великолепный синтезидеационального и благороднейших форм чувственного искусства.
Эклектичное искусство есть псевдоискусство, не объединенноекаким-либо серьезным образом в единый стиль, представляющее собой исключительномеханическую смесь той или иной формы. У него нет ни внешнего, ни внутреннего единства,нет индивидуального или постоянного стиля, и оно не отражает системыунифицированных ценностей.
Идеалистическая форма искусства не была столь широкораспространенной, как две другие формы, но господствовала она не раз. Ее лучшиеобразцы нашли свое завершение в греческом искусстве V века до нашей эры и западноевропейскомискусстве XIII века.
Идеалистический период заканчивается в XV веке. Результатом продолжающегосязаката идеациональной формы культуры и восхождения чувственной формы явилосьгосподство чувственной культуры во всех изобразительных искусствах. Этогосподство все возрастает и с незначительными колебаниями достигает своегоапогея и абсолютного предела в XIXвеке.
Как бы ни отличались во многих отношениях изобразительные искусствапримитивных и цивилизованных народов, они все имеют ряд сходных внешних ивнутренних черт, если они принадлежат к одному и тому же типу культуры. Средидругих факторов господство той или иной формы в изобразительном искусствеозначает не столько наличие или отсутствие художественного мастерства, сколькоэффект идеационального, идеалистического, чувственного или смешанного мышлениялюдей и их культур.Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы истины и знания
Все умонастроения человеческого общества — особенно в отношении того, что считать истинным или ложным, знанием или невежеством, а отсюдаобразование и все школьные программы — все это различается всоответствии с доминирующей истиной, принятойданной культурой и обществом. С изменением доминирующей сверхсистемы культуры система истины подвергаетсясоответствующим изменениям.
Идеациональнаяистина — это истина, открываемая милостью Божией через его глашатаев (пророки, мистики, «отцыцеркви»), обнаруживаемая сверхчувственным способом посредствоммистического опыта, прямого откровения,божественной интуицией и вдохновением. Такая истина может быть названа истиной веры. Она непогрешима идает адекватное знание о подлиннореальных ценностях. Главный интересидеационального познания — Бог и его царство, которые принимаются за объективную реальность. Поэтому богооткровенная религия и теология становятсяповелительницами истинной мудрости и науки, а эмпирические познаниявсего лишь обслуживают их. Ум, над которымвластвует истина веры, направлен на вечные истины, в противопоставление преходящим истинам чувств. Онаидеалистична, так как реальностьрассматривается как духовн