Дикость, варварство и цивилизация как ступень развитияобщества
МГЭИ, 01.98
Оглавление
Введение
2
Культура как тип социальной памяти общества
2
Культура как форма трансляции социального опыта общества
4
Культура как способ социализации личности
8
«Цивилизация»
10
Заключение
13
Список использованной литературы
17
Введение
«Чтотакое культура», сколько о том, «как она функционирует», «как» осуществляется единство культурной жизни общества висторическом и географическом пространстве? Культура в этом случае предстаеткак социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. И конечно, полностьюуйти от ответа, «что» они собой представляют (каково их предметное, вещное, действенноевоплощение), невозможно. От одной исторической эпохи к другой можно проследить,как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественноетворчество, формируются институты образования и воспитания. Модифицируются лишьформообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основеоставаться теми же, иначе общество бы распалось, погибло.
Каковыже основные функции культуры, позволяющие обществу существовать длительныйисторический период, войти в современный век этническим общностям, давноставшим крупными социальными образованиями. Из нихмы выделим и рассмотрим две:
а) культура как форма трансляции социальногоопыта;
б) культура как способ социализации личности.
Естественно,что такой подход принимает во внимание результаты, достигнутые культурнойантропологией, акцентирующейвнимание на описании динамики развития культуры, на выявлении социальныхмеханизмов трансляции знания и социализации личности. Но культурантропология, проводя сравнительный анализ этнокультур, сосредоточивается в большей степени надуховных потенциях общества, в то время как культуролога не в меньшей степениинтересует и мир культурно-предметной конкретики.
Культуракак тип социальной памяти общества
Всовременной культурологии можно выделить несколькоконкурирующих научно-исследовательских программ, различающихся между собой разнымпониманием того, что такое культура и каковы возможные способы ее изучения.
Ваналитических определениях культуры упор обычно делается или на ее предметномсодержании, или на ее функциональной стороне. В первом случае она интерпретируется как система«ценностей, норм иинститутов».Во втором — как процесс «развития сущностных сил человека» способностей в ходе егосознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей».
Всинтетических определениях внимание акцентируется на том, что культура — это «сложный общественный феномен,охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческойсамореализации человека». Это — «исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовныхценностей; норм, способов организации поведения иобщения; процесс творческой деятельности человека».
Существуетклассификация, в основу которой легли следующие концепции культуры: предметно-ценностноя, деятельностная, личностно-атрибутивная» информационно-знаковая а также концепция культуры как подсистемывсего общества.
Воснову предметно-ценностной концепции заложенопонимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, имеющихсвой аспект рассмотрения в структуре различных наук.
Деятельностная концепцияпринимает во внимание прежде всего «человеческий фактор» как духовную интенцию развития культуры, как способ жизнедеятельности.
Личностно-атрибутивная — представляет ее в качестве характеристики самого человека.
Информационно-знаковая — изучает как некую совокупность знаков изнаковых систем.
Врамках концепции культуры как подсистемы общества она рассматривается вкачестве такой его сферы, которая выполняет функцию управления общественнымипроцессами на нормативно-вербальном уровне. Само же общество в этом случаепредставляется как социетальная система, изменения в одной из сферкоторой приводят к соответствующим трансформациям в других подсистемах.Культура рассматривается также как надындивидуальнаяреальность, усвояемая человеком впроцессе его социализации или, наоборот, номиналистски, т.е. как реальность личностногохарактера.
Впоследнее время в культурологии наиболее активноконкурируют между собой две научно-исследовательские программы. В основе однойиз них лежит деятельный подход к пониманию культуры как «технологиивоспроизводства и производства человеческогообщества», «духовного кода жизнедеятельности людей», «основы творческой индивидуальнойактивность», «адаптации и самодетерминацииличности». Другая парадигма ориентирована на ценностный подход,рассматривающий культуру как «сложную иерархию идеалов и смыслов».
Несмотряна различные интерпретации общим для деятельного и ценностного подходовявляется то, что в их рамках культура или постигается через изучение областисимволического, или сводится к ней, поскольку символ является тем средствомреализации ценностей и смыслов культуры, которое наиболее доступно длянепосредственного изучения.
Всвязи с этим интерес представляют размышления тех специалистов о культуре изадачах ее изучения, которые работают на высоком профессиональном уровне нетолько в области философско-нормативистских, но и конкретно-историческихизысканий.
Так,Ю.М Лотман, реализуя семиотический подход, подчеркивает,что «культура, преждевсего, — понятиеколлективное. Отдельный человек может бытьносителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее посвоей природе культура, как и язык, — явление общественное, то есть социальное.
Следовательно,культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных определеннойсоциальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общениямежду людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются…Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Этоозначает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллективаправилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки,вещи и т.д.), которое имеет значение и,таким образом, может служить средством передачисмысла».
Такимобразом, культура, как считает Ю.М. Лотман, имеет, во-первых коммуникационнуюи, во-вторых, символическуюприроду. В связи с этим в ней он выделяет два среза — синхронный и диахронный, в соответствии с теми организационно-коммуникативнымиструктурами, которые объединяют людей, живших в одно и в разное время.«Культура всегда, — пишет Ю.М. Лотман, — подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейшихопределений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива.Культура есть память. Поэтому она всегда связана систорией, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной,духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говоримо культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорими об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитываеттысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружаетнас в одну культуру — культуручеловечества.
Поэтомуже культура всегда, с однойстороны, -определенноеколичество текстов, а с другой - унаследованных символов. Символы культуры редко возникают в еесинхронном срезе. Как правило, они приходят из глубины веков и, видоизменяясвое значение (но не теряя при этом памяти и о своих предшествующих смыслах),передаются будущим состояниям культуры… Следовательно, культура историчнапо своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому(реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозамбудущего».
Культуракак форма трансляции социального опыта общества
Культурадоносит до нас голоса прошлого, она сама представляет собой прошлое, но унаследованное,освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. Меняются времена,меняются люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру,которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее.Далее следует ввести понятие «социальная система»,поскольку речь у нас пойдет о действиях множества лиц, отношения которых кситуации, включая и связи друг с другом, как раз определяются и опосредуются той системой образов, символов,норм и традиций, которые связывают прошлое с настоящим и выступают элементамикультуры. «Понимаемая таким образом социальнаясистема является всего лить одним из трех аспектовсложной структуры конкретной системы действия. Двадругих аспекта представляют собой системы личностиотдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится ихдействие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая осьорганизации элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них неможет быть сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо предполагает существование других,ибо без личностей и культуры не может бытьсоциальной системы».
Социологическаяпозиция Т. Ларсонса, сосредоточивает внимание на основныхкомпонентах «действия вообще» и в этом смысле на «потребностях-установкахиндивидуального действующеголица». Но хотя вырисовывающиеся при этом системы (социальная система;культура; личность) не могут быть сведены друг к другу, они связаны воединообщей системой координат действия. И проблема в конечном счете сводится кследующему; «каким образом вполне устойчивая культурная система может бытьсвязана с характеристиками как личности, так и социальной системы, чтобыобеспечивалось полное «соответствие» между стандартами культурной системы имотивацией отдельных действующих лиц данной системы?»^Важно следующее, содержащееся в данной позиции теоретическое обстоятельство: культура, с одной стороны, является продуктом, с другой, — детерминантой систем человеческого социальноговзаимодействия. Если принять его во внимание, то тогда мо-жет возникнуть вопрос, направляющийнас в русло темы, вынесенной в заголовок данного подраздела: как культура обеспечиваетсохранение социальной системы (вопрос о механизмах ее разрушения мы пока нерассматриваем).
Всоциальном измерениикультура — это,в первую очередь, мир окружающих пас вещей, несущих па себе отпечаток человеческого труда,существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой ит.д. В этом смысле «культура» — этообработанная, очеловеченная, «окультивированная» природа. Окружающие нас вещипредстают как мир «оживших» предметов, как предметно воплощенные человеческиеусилия, мастерство, нормы, традиции, эстетические вкусы и нравственныеценности, перенесенные человеком на созданные им творения. И само их созданиесоответствует и индивидуальным потребностям, и общественным ценностям иидеалам, т.е. определенной культурной традиции.
Этотмир дает нам представление как о социальной системе в целом (своеобразие,самобытность общества, наличие определенных социальных слоев, групп, институтов — жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремесленныецеха и гильдии в средневековых городах Европы), так и о входящих в системусоциального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивидуальнойкультуры воплощается в определенных культурных образцах, которые обозначаютсякак «заученное поведение», «комплексобразцов поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д.Именно ими и определяется институализация индивидуального поведения (водном случае — жреческая каста как основасоциальной организации, в другом — рационально организованная система бюрократического управления и т.д.).
Следовательно,в результатах человеческой деятельности, в форме завершенных ее материальных идуховных образований находят свое воплощение особенности индивидуальнойдеятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, наопределенных этапах его исторического развития. Здесь культурологияопирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе-этносе), насоциологические измерения общества. Однако в отличие от егосоциально-философского рассмотрения культуролог доводит свое исследование досоциально-психологического уровня, выявляя национальный характер народа,менталитет (строй, особенности мышления) этноса и эпохи. По сути, речь идет овыявлении институциональных связей, институтов, которые переводят субъективнуюдеятельность индивидов в объективный план. Здесь можно говорить не только отом, «что» производят, и не только о том, «кто» производит, каково культурноелицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное — о том, как производят. И это «как» характеризует прежде всегоспособ освоения действительности, технологическийопыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.
Следовательно, культура характеризуетобновляющееся бытие человека, а поскольку человек — это социальное существо, и его жизнь невозможна вне общества, то культура есть самообновляющееся в процессе человеческой деятельности социальное бытие индивида. Весь мир человеческойкультуры (как материальной, так и духовной) предстает живой и самовозобновляющейся субстанцией (т.е. тем, чтосамостоятельно существует, без всякой зависимости извне), основания которой-алгоритм, способы, характеристики трудовой, художественной и интеллектуальнойдеятельности человека. Весь вопрос — чемзадается этот алгоритм, способ, характерные особенности (культурныеособенности) жизнедеятельности народа.
Видимо,культура в этом плане — это уровень отношений, сложившихсяв коллективе) те нормы и образцы поведения,которые освящены традицией, обязательны для представителя данногоэтноса и различных его социальных слоев. Культурапредстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоениекаждым поколением не только предметного (в первуюочередь, предметы производства) мира культуры, навыков и приемовтехнологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцовповедения, причем эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры такова, чтоона формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представлениео прекрасном, видение природы во всех его этнических особенностях и колоритах.
Вовзаимодействии человека с природой культура играетособую роль, не сводимую к социальной (общественной). Социальная организация (техноло-гический и экономический уровень развития) можетбыть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художественныевкусы, обычаи, традиции. Национальныймир -это единый космос, в котором слитычеловек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальнуюпсихологию этноса, формирует национальный характер и детерминируетнаправленность его практической деятельности. Природа — это, таким образом, не только окружающие человека поля, леса ирощи, это и то, что человек получает при — родах, от рода. Культура связывает (а не толькоразъединяет) человека с природой, объединяет вединый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самогочеловека во всех его этнических проявлениях.
Вотв этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются егоценностные установки, способы ориентации, формируются его вкусы и жизненныеидеалы. Этот культурный фундамент, в которомвызревают архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глубинах психики),первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовойпсихологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства ирезультат. Это исходное состояние коллективной (и соответственноиндивидуальной) психики реализуется и преобразуется в способы освоениядействительности. Человек как наследник культуры осваивает, таким образом,национальное достояние, опыт взаимодействиячеловека с природой.
Другоедело, что такое освоение происходит в процессе деятельного (а непассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения определенной роли в семье,в обществе. Сама деятельностная сфера может сохранять национальныйколорит или же приобретать массовидный характер, поэтому мы и предложилиразличать сферу субъекта культуры и деятельностную сферу, через которую происходитперенесение родовой культуры на индивидуальные результаты материального идуховного труда.
Естественно,что и в сохранении, и трансляции присущих культуре образцов поведения,ценностей, регулирующих прежде всего отношения между людьми в обществе,должна быть определенная устойчивость, код. Эта устойчивость и есть традиция всуществовании и развитии культуры, которая является одним из механизмов иера-хизации (освящения) культурных ценностей.Традиция как способ сохранениякультуры показывает, что культура — это не только ине столько результат человеческой деятельности,сколько способ этой деятельности и человеческойжизни в целом. В этом смысле можно говорить об «окультуренности» человека в исторических формахего существования благодаря сохранению традиций и, наоборот, разрыв культурных связей и традиций грозит крахомнародной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношенияхс природой, что может проявляться и в наличии конкретных традиций: втрадиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве, поэтическом народном творчестве и т.д.
Обществов целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры).Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта,принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламентация,определяющая в нем место человека, связывает получение знания от единого идостоверного источника, которым и освящается данный порядок. Англичанин Дарт и индиец Прадхан описывают традиционную культуруНепала, где в отличие от европейской системы образования и наряду с нейнепальские школьники, называя в качестве исходного источника знания мудрыхстарых людей, далее полагают, что те, в свою очередь, получили их от богов. Культуры нетрадиционноготипа основаны на системе образования, науки, когда всеобщий (знаковый) способполучения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается какчье-то личное изобретение. Разного типа культуры — разные системы трансляциизнания.
Культура как способ социализации личности
Культуракак устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переноситьобразцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесьполностью поглощается культурными нормами и образцами, он их носитель. В этомсмысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но ужевопрос о традиции и новации предполагает различение систем личности и культуры,культуры и общества. Если культура — этотрадиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизниобщества, включая и его коллективное бессознательное, и тем самым организующиесоциальный опыт, то чем же культура отличается от общества? Обычно еерассматривают как часть общества, наряду с производством, политикой и т.д. Ноесли культура — это система, обеспечивающаяспособ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, токультура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и вискусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены другс другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самогочеловека в качестве общественного субъекта деятельности.
Рассматриваяэту проблему в ее итоговых вариантах, следует отметить, что общество — это система отношений и институтов, т.е.способов и средств социального воздействия на человека. Среди них прежде всегонеобходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образованияи воспитания и т.д. Но тогда и можносказать, что культура в своем функционировании в обществе определяется формамисоциальной регламентации. Все это так. Но, акцентируя внимание на интегративной по отношению к человеку и обществу роликультуры, в то же время необходимо увидеть, что акцент в сторону человекаприводит к развитию антропологии (культурологии),т.е. к изучению конкретных культурных норм и образцов, представляемых вхарактерной для данного общества символике, а акцент в сторону общества — к социологии (социальной теории).
Другоедело, что культурная антропология сужает понятие культуры, и задача состоит нев том, чтобы отделить человека от общества, а показать человеческие основысоциального развития, объяснить социальное развитие как культурную эволюциючеловечества. Основное различие состоит, по нашему мнению, в том, что социальныеинституты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальнымнормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которымнеобходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемыереальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой вобществе шкале ценностей — слава, почести,богатство и т.д. Если же мы обращаемсяне к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что этирезультаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренниекачества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека,и достигнутое им материальное положение — это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способотношения к миру, т.е. его культуру.
Индивидсо своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь врамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этнического поведения,построенные на их основе типы социальных связей и внутренние качества личностисовпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, гдепреобладает новация как способ отношения к социальному опыту. Примером такогодинамического типа может служить культура Древней Греции. Ее своеобразие можносвязать с этническими особенностями, национальным характером греков (Ф.Х. Кессиди). Интерес представляет концепция М.К. Петрова, объясняющего разрушениетрадиционной парадигмы социокультурной ситуацией,возникшей в условиях Эгейского моря и островной цивилизации.
М.К.Петрову принадлежит и интересная классификация межтиповыхразличий культуры, принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальномвзаимодействии и личностную систему вхождения индивида в социальное целое:«Основываясь на ключевых структурах распределения деятельности по индивидам иинтеграции различий в целостность, можно различить три типа:
а) лично-именной(охотничье, «первобытное» общество);
б) профессионально-именной(традиционное земледельческое общество, «разви-вающееся»общество);
в) универсально-понятийный(общество европейской культурной традиции)».
Началонетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, вступление в имя(т.е. получение вместе с именем всего комплекса социальных нагрузок) перестаетбыть (как впоследствии и обретение наследуемого профессионального знания)единственной формой социализации личности. Мотивация индивидуального действияи. система социальных оценок не совпадают,их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор.
Культурав этом случае позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируяна социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетическийсмысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Ведь никакие социальныетребования не могут полностью (да в этом и нет нужды, ведь человек -это не робот!) регулировать поведениечеловека. Поступки, выбор человекаи говорят о его внутренней, да и внешней культуре, поскольку внутренняяреализуется в его поведении и действиях.Мотивируя собственные поступки или же опираясь на избранную им культурнуютрадицию осознанно или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности(природные и социальные). Природные (биологические) потребности регулируют егожизнедеятельность; их удовлетворение (еда, питье, жилище) позволяет продлеватьжизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, посколькуон с детства вращается в человеческом обществе, находящемся на определеннойстадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении,досуге и т.д. Надо заметить, чторазличные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуюттип культуры. Без труда мы установим культурный уровень развития общества(собирателей, охотников, скотоводов) и индивида по способу приготовления иупотребления пищи. Еще в большей степени о культуре народа (а в индивидуальномслучае и отдельного человека) говорит жилье. Юрта скотовода и чум эскимоса,русская изба. Это разные жилища, но это и разные миры, впитавшие в себясвоеобразие бескрайней степи в одной случае, заснеженной тундры — в другом и могучих русских лесов — в третьем.
Важноотметить, что удовлетворение потребностей, даже самых простых, поскольку этопроисходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делаетэто не непосредственно, а опосредованно,руководствуясь социальным табу (запретами) и социальным контролем, воспроизводянормы, образцы поведения, как и способы их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.
Конечно,нетрадиционного типа культуры отличает высокий уровень технического развития,что обычно и связывают с понятием «цивилизация».Этот термин часто употребляется для обозначения ступени, уровня развитиякультуры. Таково, собственно говоря, его исходное значение: римляне термином«цивилизация» («цивилис») обозначали гражданский (отнего и происходит данное понятие) городской уровень жизни, подчеркивающий ихпревосходство в бытовом и политическом отношении и отличающий их отпримитивных, по их мнению, окружающих племен (варваров). Впрочем, понятие «цивилизация»требует специального внимания.
«Цивилизация»
Когдамы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несетчрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку. Однозначной еготрактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
Слово«цивилизация» появилось во французском языке в середине ХУШ в.; лавры егосоздания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально этопонятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственномчисле как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процессаи как его идеал в евроцентристской интерпретации. Вчастности, французские просветители называли цивилизацией общество, основанноена разуме и справедливости.
Вначале XIX в« начался переход отмонистической интерпретации истории человечества к плюралистической. Это былообусловлено двумя факторами.
Во-первых,последствиями Великой французской революции, установившей новый порядок наразвалинах старого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистскихвоззрений на прогресс общества.
Во-вторых,тем огромным этно-историческим материалом, полученнымв «эпоху путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и человеческихустановлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается, могут умирать.
Всвязи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации,основу которой составляло представление о том, что у каждого народа — своя цивилизация (Т. Жуффруа).В романтической историографии начала XIXв. с ее апологией почвы и крови, экзальтацией народного духа понятию цивилизациибыл придан локально исторический смысл.
Вначале XIX в. Ф. Гизо,предпринимая попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого родачеловеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографическогоматериала, заложил основы этно-исторической концепциицивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальныецивилизации, а с другой, — есть еще иЦивилизация как прогресс человеческого общества в целом.
Вмарксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определеннойстадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.
Утвердившиесяво второй половине XVIII — начале XIX в. три подхода к пониманию слова«цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:
а)унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества,представляющего собой единое целое);
б) стадиальныйподход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества какединого целого);
в) локальноисторический подход (цивилизации как качественно различные уникальныеэтнические или исторические общественные образования).
Цивилизация,считал Гизо состоит из двух элементов: социального,внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального,внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двухявлений. социальных и интеллектуальных, является основой развитияцивилизации.
А.Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурныйфеномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основукоторого составляет религия и четко выраженные параметры технологическогоразвития.
М.Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучениюцивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленности обществатремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией,причем техника у него определяет остальные компоненты.
Ф.Копечпы была также предпринята попытка создать особую«науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать отистории цивилизации. поскольку теория есть единое учение о цивилизациивообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.
Главнаяпроблема науки о цивилизации — происхождениеи природа ее многообразия. Содержание всеобщей истории — изучение борьбы цивилизаций, их развития, а также историявозникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, чтоцивилизация.
во-первых, — это особое состояние групповой жизни, котороеможет быть охарактеризовано с разных сторон; «особая форма организацииколлективности людей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация — это социальная целостность;
во-вторых,внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями — блага (морали) и истины; а внешняя, илителесная — категориями здоровья иблагополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Этипять категорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразиецивилизаций, а неограниченности методов как способов связи факторов жизни соответствуетнеограниченное количество цивилизаций.
Вотечественной литературе также существует различное понимание того, что лежитв основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма считают,что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическаясреда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формыкооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).
Л.Н.Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.
Однаков целом у нас преобладает культурологический подход к определению понятия«цивилизация». В большинстве словарей это слово интерпретируется как синонимпонятия культура. В широком смысле под ним подразумевают совокупностьматериальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, вузком -только материальную культуру.
Поэтомубольшинство ученых склонны определять цивилизацию «как социокультурнуюобщность, обладающую качественной спецификой», как «целостное конкретно-историческоеобразование, отличающееся характером своего отношения к миру природы ивнутренними особенностями самобытной культуры».
Культурологическийпуть к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к егокультурным характеристикам. Тем самым цивилизационныйподход отождествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, чтоеще в XIX — начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру противопоставлялипонятию «цивилизация».
Так,уже у Канта намечается различие между понятиями цивилизации и культуры.Шпенглер, представляя