ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НИКУЛИН
никулин творческий образ артист
Выбирая темудля данной работы, пришлось задуматься, ибо не каждый день выпадают подобныезадания. Я решила написать про русского человека, внесшего свой неоценимыйвклад в развитие кинематографа и культуры в целом.
Вряд ли можнонайти хотя бы одного нашего соотечественника, который не встречался створчеством этого человека. Когда смотришь фильмы с его участием, хочетсяпроникнуть в этот мир, мир кино, и отправиться навстречу приключениям рядом стаким интересным человеком.
ЮрийВладимирович Никулин (годы жизни: 18 декабря 1921, город Демидов Смоленской области – 21 августа 1997, Москва) – российский актерцирка и кино. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР(1970). Участник Великой Отечественной войны.
Несмотря накажущуюся простоту своего комического образа, по праву считается одним изведущих представителей русской культуры 20 в.
Отец ЮрияВладимировича, Владимир Андреевич, демобилизовавшись из Красной Армии и окончивкурсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове. Там же былаактрисой и его мать.
В 1925 годуего семья перебралась в Москву.
Послеседьмого класса доучивался уже в другой школе.
Член КПСС с1943 года.
«18 ноября1939 года, в соответствии со сталинским указом о всеобщей воинской обязанности,Никулина призвали в армию.
СлужилНикулин в войсках зенитной артиллерии под Ленинградом. Вот как он вспоминает отех днях: «Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалосьво время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смехупокатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешноболтались на тонких ногах. Когда первый раз пошли всей батареей в баню, яразделся и все стали хохотать. Я всегда знал, что некрасивый. Глиста вобмороке. Худой, длинный и сутулый. Но я нисколько не обижался. Про себя язлился, но в то же время смеялся вместе со всеми. Что меня и спасало отдальнейших насмешек…
О жизниродных я знал все до подробностей. Письма получал больше всех на батарее.Многие мне завидовали. Писали мне отец с матерью, тетки, друзья и даже соседи…»
В декабре1939 года грянула война с Финляндией. Юрий Никулин, как и многие егосослуживцы, написали заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Однакоучаствовать в боевых действиях зенитной батарее Никулина так и не привелось.Они находились под Сестрорецком, охраняя воздушные подступы к Ленинграду, апочти рядом с ними шли тяжелые бои по прорыву обороны финнов – линииМаннергейма. Именно в то время Юрий Никулин сильно обморозил себе ноги – когдатянул линию связи от батареи до наблюдательного пункта». Раззаков Ф.И.
В 1949 ЮрийНикулин окончил студию разговорных жанров при Московском цирке и стал там жевыступать в жанре клоунады (в дуэте с М. Шуйдиным). Приобретя известностьв цирковых интермедиях, в которых смешные репризы и пантомима сочетались смастерским выполнением трюковых номеров, Никулин был в 1958 приглашен в кино,где в небольших ролях («Девушка с гитарой», «Неподдающиеся», «Друг мой,Колька!», «Без страха и упрека») первоначально повторял, по сути, цирковыеприемы эксцентрики. Казалось бы, и знаменитая киномаска Балбеса(короткометражки Л.И. Гайдая «Пес Барбос и необычайный кросс» и«Самогонщики», 1961, а также его же комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»,1965; «Кавказская пленница», 1966), которая пользовалась невероятнойзрительской популярностью, была создана по законам исключительно внешнегокомизма. В этих комедиях Никулин выступал в известной тройке с Георгием Вициными Евгением Моргуновым.
Однакосыгранные тогда же вновь у Гайдая роли в фильмах «Деловые люди» (1963) и«Бриллиантовая рука» (1968) подтвердили, что Ю. Никулин склоненобнаруживать за маской комического героя по-своему страдательную натуру, а несколькопростоватая физиономия не исключает наличия у ее обладателя подлинныхчеловеческих чувств, порой весьма драматических переживаний. К счастью, актеруже успел в убедительной житейской драме «Когда деревья были большими» (1962) сблеском продемонстрировать несоответствие обманчивого облика сложномувнутреннему естеству того, кто считается отверженным в обществе.
Способность клиризму и трогательность в исполнении Юрием Никулиным роли трудноперевоспитывающегося пьяницы Кузьмы Иорданова пригодилась Никулину в фильмах«Ко мне, Мухтар!» (1965), «Телеграмма» и «Двенадцать стульев» (1971),«Старики-разбойники» (1972), «Точка, точка, запятая…» (1973) и особенно«Чучело» (1984), в которых он создал образы простодушных, наивных, чудаковатых,но чрезвычайно добрых и отзывчивых героев. Природный трагикомизм такихперсонажей, как монах Патрикей («Андрей Рублев», 1966, выпуск на экран – 1971)и солдат Некрасов («Они сражались за родину», 1975), из-за жестокостиисторических событий, участниками которых они оказываются, поневоле приобретаетподлинно драматический пафос.
Вершинойактерского мастерства Юрия Никулина в кино стала уникальная по достоверности,максимально сдержанная по манере и вместе с тем подспудно наполненная богатымиэмоциями роль журналиста Лопатина в ленте «Двадцать дней без войны» (1977) А.Ю. Германа.Став в 1982 главным режиссером и директором Цирка на Цветном бульваре, Никулин,к сожалению, практически перестал сниматься в кино, но часто появлялся нателевидении (особенно удавалась ему роль ведущего в передаче «Белый попугай»).Подкупающая искренность, неподдельная человеческая теплота, умение расцвечиватьжизнь, тонкое чувство юмора снискали ему подлинно народную любовь.
Послеокончания войны пытался поступить во ВГИК и другие театральные институты, кудаего не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей.В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветномбульваре. После окончания студии стал работать помощником вместе с необычайнотогда популярным клоуном Карандашом. Работая у него, Юрий Никулин познакомилсяс Михаилом Шуйдиным. Начав работать самостоятельно, Юрий Никулин долгое времяработал с ним как с партнёром по манежу составив клоунский дуэт Никулин иШуйдин, хотя по характеру они, как люди, были совершенно разные. После смертиМихаила Шуйдина, с 1983 начал работать директором цирка. Всего ЮрийВладимирович проработал в родном цирке 50 лет.
Главноев творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора приполном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавномконтрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом– черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозноразработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостьюпроступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Ю. Никулину работатьв самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже онвсегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей какникто. В клоунском образе Ю. Никулина удивительным образом сохраняласьдистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину имногогранность. За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множествонеповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогимидля артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях Карнавална Кубе и Трубка мира, Бармалей в новогоднем детском представлении идр. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно». Со своейбудущей супругой Татьяной Никулин познакомился во время представления. Позжеона не раз работала в качестве его «подсадной утки».
В 1949 годуЮрий Никулин познакомился с девушкой Татьяной Покровской, которая вскоре сталаего женой. Вот что она сама рассказывает об этой встрече: «Я училась вТимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и оченьувлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне – оченьсмешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но намаленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал этулошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругойнаучить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандашпознакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках.Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти несмогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку:Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Ноименно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл рользрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что егоувезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала егонавещать… А через полгода мы поженились…»
14 ноября1956 года в семье Никулиных появилось прибавление – родился сын Максим.
ЮрийВладимирович Никулин играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известнымиявляются кинокомедии с участием Никулина – «Бриллиантовая рука», «12 стульев»,«Старики-разбойники».
Никулинсоздал незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес, Бывалый)в кинокомедиях Леонида Иовича Гайдая «Самогонщики» (1961), «Пес Барбос инеобычный кросс» (1961), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965),«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) и др.
«А на«Бриллиантовой руке» нашего героя… похоронили. Дело было так. Как помнитчитатель, в конце фильма герой Никулина Семен Семенович Горбунков вываливаетсяиз багажника летящего по воздуху автомобиля. Для этой сцены сделали специальныйманекен, очень похожий на актера. И вот однажды уборщица, убиравшаяся настудии, приподняла простыню и увидела этот манекен. Только она расценила это по-своему,и в тот же день в Адлере (там снимали картину) разнесся слух, что артистНикулин умер. Эти слухи достигли даже Москвы, и нашему герою пришлось срочнозвонить в столицу, чтобы успокоить собственную мать». – Раззаков Ф.И.
ЮрийВладимирович Никулин играл не только комические роли – следует отметить егоигру в фильмах о Великой Отечественной войне («Они сражались за Родину»,режиссёр С.Ф. Бондарчук; «Двадцать дней без войны», режиссёр А.Ю. Герман),в драматическом фильме «Когда деревья были большими» и в фильме АндреяТарковского «Андрей Рублёв».
Но все-такиНикулин всегда стремился сыграть нечто отличное от его комедийных ролей ипроявить себя в другом качестве, отойти от однотипной роли-маски. Драматическоедарование актера в полной мере раскрылось в роли Кузьмы Кузьмича Иорданова вфильме режиссера Л. Кулиджанова «Когда деревья были большими», которыйвышел в 1962 году.
Совершенноособое место в кинематографической карьере Юрия Никулина занимают рольсовременника, лейтенанта милиции Глазычева, в фильме 1965 года «Ко мне, Мухтар!»и совершенно противоположная по тональности роль монаха Патрикея в «АндрееРублеве», который был снят в 1971 году. Актера трудно узнать и в фильме «Чучело»(1984), где Никулин сумел полностью перевоплотиться и создать образ глубокогогражданского содержания.
В последниегоды анекдоты стали для Никулина основной составляющей его профессии. Он велзнаменитый телевизионный клуб «Белый попугай», где можно было услышать самыесвежие или «с бородой» анекдоты из уст артистов или из писем зрителей. Никулинсобрал все эти анекдоты, какие-то придумал сам и выпустил три своих знаменитыхсборника анекдотов.
Юрий Никулинобладал врожденным чувством юмора. В этом переставал сомневаться всякий, ктохотя бы раз слышал, с каким непревзойденным блеском Никулин рассказываланекдоты, причем на любую тему. Да и говорил он сплошь афоризмами.
Юрий являлсяодним из постоянных участников передачи «В нашу гавань заходили корабли». ЮрийВладимирович обладал такими настоящими человеческими качествами как доброта,искренность, забота. Его отличали высокая степень порядочности,интеллигентности, способность соучастия и помощи. В быту Юрий Владимирович былпрост и непритязателен.
В 1991 годупринимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с ВладиславомЛистьевым.
Никулинуприсуждены звания Народного артиста СССР (1973) и Героя Социалистического труда(1990). Возле цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), гдеработал Юрий Владимирович и который сейчас возглавляет его сын Максим Никулин,установлен бронзовый монумент. Юрий Владимирович Никулин скончался 21 августа1997 после операции на сердце и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его фильмография:
1958 – Девушкас гитарой – изобретатель
1959 – Неподдающиеся– Альберт Клячкин
1960 – Совершенносерьёзно (Пёс Барбос и необычный кросс) – Балбес
1960 – Мёртвыедуши – половой в трактире
1961 – ИванРыбаков
1961 – Человекниоткуда – милиционер
1961 – Когдадеревья были большими – Кузьма Иорданов
1961 – Другмой, Колька! – Вася
1961 – Самогонщики– Балбес
1961 – Укрощениестроптивой – руководитель церковного хора мальчиков
1962 – Молодо-зелено– шофёр Николай
1963 – Безстраха и упрека
1963 – Деловыелюди – вор
1963 – Большойфитиль – вор Петя-петушок
1965 – Комне, Мухтар! – Глазычев
1965 – Операция«Ы» и другие приключения Шурика – Балбес
1965 – Дайтежалобную книгу – продавец
1965 – Фантазёры
1966 – Маленькийбеглец – Юрий Никулин (камео)
1966 – Кавказскаяпленница или Новые приключения Шурика – Балбес
1966 – АндрейРублёв – Патрикей
1968 – Бриллиантоваярука – Семён Семёныч Горбунков
1968 – Семьстариков и одна девушка – Балбес
1968 – Новенькая
1970 – Денискинырассказы
1971 – Старики-разбойники– Мячиков
1971 – Телеграмма– Фёдор Фёдорович
1971 – 12стульев – дворник Тихон
1972 – Точка,точка, запятая – папа Лёши
1976 – ПриключенияТравки
1976 – Онисражались за родину – Некрасов
1976 – Двадцатьдней без войны – Лопатин
1979 – Тут…недалеко (короткометражный)
1982 – Нехочу быть взрослым
1982 – Чучело– Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены
1991 – КапитанКрокус
Разносторонниедарования Юрия Никулина дополнилось еще и литературным талантом, которыйпроявился в его мемуарах «Почти серьезно», где артист с легкой ирониейрассказал о прожитом.
К своей книгеНикулин выбрал такой же ироничный и полный внутреннего смысла эпиграф, которымстали слова Станислава Ежи Леца: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени».
Вот такоебогатое творческое наследие оставил нам Юрий Владимирович Никулин. Пройдутгоды, но шедевры кино с его участием, буду радовать новые поколения.
А Вы… КогдаВы пересматривали «Бриллиантовую руку» последний раз?