Реферат по предмету "Культура и искусство"


Этноискусствознание

Нехвядович Л.И. Алтайский государственный университетБарнаул, Россия
Этноискусствознание как актуальное направление всовременных гуманитарных науках
Согласноконцепции, распространенной в постмодернистской теории искусства, будущее не внациональных школах, а в предельно творческом индивидуализме художника [1]. Вэтом контексте актуализируются вопросы взаимоотношения традиции и новации, общегои национально-особенного в искусстве этнических групп. Научные подходы кинтерпретации этих явлений признают необходимость исследований вмеждисциплинарной зоне. Одним из перспективных направлений изучения такихважных аспектов современного искусства является этноискусствознание.
Определенияэтноискусствознания как научного направления в искусствоведческой литературевстречаются редко, и сформулированы они в самом общем виде. Приведем одно изтаких определений, данное С.И. Вайнштейном: «В широком значенииэтноискусствознание изучает этническую специфику художественной культурыотдельных народов, народное (традиционно-бытовое) искусство различных этносов, егогенезис, закономерности развития, происхождение, первобытное искусство, взаимосвязинародного искусства с профессиональным, а также отдельные виды искусства, егосудьбы в современном индустриальном обществе, способы хранения и экспонированияпроизведений народного искусства в этнографических музеях, использованиенародного искусства как источника изучения этногенеза» [2]. В узком значенииученый характеризует этноискусствознание как область науки, которая изучаетизобразительное народное искусство. Исходя их данного определения,  этноискусствознаниепредставляет собой междисциплинарное научное направление, сформированное настыке этнографии и искусствознания.
Приизучении этнической специфики художественной культуры отдельных народовэтнографов и искусствоведов объединяет историко-генетический и стадиальныйподходы, применение в своих исследованиях исторического, социологического, сравнительного,антропологического и культурологического методов. Объединяющим является и методполевого исследования, предполагающий длительное пребывание исследователя вместе проживания изучаемого этноса. В то же время в работах искусствоведов иэтнографов этого направления расставляются разные акценты. Так, искусствоведыбольшое внимание уделяют детальному и всестороннему изучению искусства каждогонарода в отдельности; их интересует процесс и механизмы взаимодействия типовхудожественных культур, а в итоге – роль тех или иных этнокультурных традиций вформировании национальной специфики искусства этнических групп [3]. Вниманиеэтнографов сосредотачивается на проблемах генезиса и динамике этническихобразований, на ходе самих этнических процессов, протекающих в результатеразвития, межэтнических контактов и синтеза этих двух сторон [4]. Можноотметить различия и в источниковедческой базе этноискусствоведческихисследований искусствоведов и этнографов, но в целом, здесь наблюдаетсясовпадение целей, методов и содержания исследований.
Истокиэтноискусствоведческих знаний можно найти еще в трудах Аристотеля, Платона. Измыслителей эпохи Возрождения флорентийский живописец и архитектор, автор«Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари(1511-1574) одним из первых поставил вопрос о своеобразии творчестваитальянских художников. В Новое время И.И. Винкельман (1717-1768) подошел ктому, что сегодня включено в проблематику этноискусствознания, прежде всего, квопросу о «причинах различия искусства между народами». Он же, одним из первых,повел речь об анализе стиля всей эпохи, нации, поколения и, наконец, индивидуальностии различных стадий ее развития. Развитие этнографии и истории искусства привелона рубеже XIX-XX вв. к выделению этноискусствознания в самостоятельное научноенаправление. Основателями новой дисциплины считают Ф. Боаса (1858-1942) и А.Крёбера (1876-1960). Значительное влияние на последующее развитиеэтноискусствознания оказали работы К. Леви-Строса о культуре и искусстве каксовокупности знаковых систем, а также Г. Сильвера – инициатора одного из новыхнаправлений в современном западном этноискусствознании — «этноискусство»(ethnoart).
Идеизападных мыслителей получили поддержку и развитие в российской науке в трудахС.В. Иванова, Б.М. Бернштейна, С.М. Вайнштейна. Рост роли и значения регионов висторическом развитии России и стран СНГ на рубеже ХХ-ХХI вв. активизировалнаучные исследования по этноискусствоведческой проблематике. Для исследованийхарактерно расширение тематики, применение комплексного междисциплинарногоподхода, использование новых исследовательских моделей с учетом национальногосамосознания и соответствующих им понятий, таких как «менталитет», «национальныйдух», «этничность», «этническая идентичность». Убедительную концепциюэтнонациональной специфики современного искусства дают Т. Степанская, Р.Ергалиева, Р. Несипбай, Н. Ахмедова, Г. Валеева-Сулейманова. Основнымивопросами современных исследований в области этноискусствознания являются:
Сопоставлениеобщего и национально-особенного в искусстве, выбор приоритетов междуобщечеловеческим, универсальным и разнообразием типов индивидуальности (нации, этноса,личности).
Определениеместа и роли конкретного типа художественной культуры в мировой культуре, конкретныхобщностей в системе национальной культуры и их взаимодействие.
Современноеэтноискусствознание как междисциплинарное научное направление рассматриваетхудожественную картину мира во взаимосвязи общего, особенного и частичного. Вкачестве общего выступает межнациональное (оно состоит из единства этнического,межэтнического и иноэтнического), особенным является собственно национальное(может быть и моно-, и полиэтничным), частичным — этнорегиональное. Исходя изтакого понимания объекта и предмета этого научного направления, можно сделатьвывод, что проблематика этноискусствознания обширна, актуальна. В эпохуглобализации это направление продолжает расширяться и имеет значительныеперспективы.
Список литературы
1.Рыков А.В. Потмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблемахудожественно-теоретического консерватизма и американская теория современногоискусства 1960-1990-х гг. – СПб.: Алетейя, 2007. С.40-41.
2.Ванштейн С.И. Этноискусствознание //СЭПИТ. Вып.2. — М., 1988. С.103-104.
3.Степанская Т.М. Традиции и современность в творческом наследии художников Алтая// Наследие и современность. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006.
4.Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: (По материалам Западной Сибири). – Томск,Изд-во Том. ун-та, 1993. С.12.
Источник:Научный журнал «Фундаментальные исследования» №8, 2008 год /Российская Академия Естествознания
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.inostranka-newlife.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О применении экзистенциального гуманистического подхода в консультировании беременных женщин и молодых родителей
Реферат Разработка медиапроекта внедрения новой услуги в косметическом салоне
Реферат Основные правовые системы современного мира
Реферат Экономический анализ предприятия ООО Цифровые технологии
Реферат Организационно-правовые формы предприятия 4
Реферат Концепция воздушно-наземной операции сухопутных войск США
Реферат Schizophrenia 3 Essay Research Paper Schizophrenia is
Реферат Кіберзлочинність як чинник державної інформаційної політики України
Реферат Мовленнєва комунікація майбутніх вчителів початкових класів
Реферат Анализ показателей доходности ОАО Птицефабрика "Сибирская"
Реферат Роль экологического фактора в формировании интегрального имиджа города Дзержинска и создание условий инвестиционной привлекательности
Реферат Норма права
Реферат Сценарий прогнозируемого развития
Реферат Организационно-правовое обеспечение беженства в годы Первой мировой войны
Реферат Основные черты аргументированного эссе (на примере проблемы обязательной службы в армии)