Реферат по предмету "Культура и искусство"


Этноискусствознание

Нехвядович Л.И. Алтайский государственный университетБарнаул, Россия
Этноискусствознание как актуальное направление всовременных гуманитарных науках
Согласноконцепции, распространенной в постмодернистской теории искусства, будущее не внациональных школах, а в предельно творческом индивидуализме художника [1]. Вэтом контексте актуализируются вопросы взаимоотношения традиции и новации, общегои национально-особенного в искусстве этнических групп. Научные подходы кинтерпретации этих явлений признают необходимость исследований вмеждисциплинарной зоне. Одним из перспективных направлений изучения такихважных аспектов современного искусства является этноискусствознание.
Определенияэтноискусствознания как научного направления в искусствоведческой литературевстречаются редко, и сформулированы они в самом общем виде. Приведем одно изтаких определений, данное С.И. Вайнштейном: «В широком значенииэтноискусствознание изучает этническую специфику художественной культурыотдельных народов, народное (традиционно-бытовое) искусство различных этносов, егогенезис, закономерности развития, происхождение, первобытное искусство, взаимосвязинародного искусства с профессиональным, а также отдельные виды искусства, егосудьбы в современном индустриальном обществе, способы хранения и экспонированияпроизведений народного искусства в этнографических музеях, использованиенародного искусства как источника изучения этногенеза» [2]. В узком значенииученый характеризует этноискусствознание как область науки, которая изучаетизобразительное народное искусство. Исходя их данного определения,  этноискусствознаниепредставляет собой междисциплинарное научное направление, сформированное настыке этнографии и искусствознания.
Приизучении этнической специфики художественной культуры отдельных народовэтнографов и искусствоведов объединяет историко-генетический и стадиальныйподходы, применение в своих исследованиях исторического, социологического, сравнительного,антропологического и культурологического методов. Объединяющим является и методполевого исследования, предполагающий длительное пребывание исследователя вместе проживания изучаемого этноса. В то же время в работах искусствоведов иэтнографов этого направления расставляются разные акценты. Так, искусствоведыбольшое внимание уделяют детальному и всестороннему изучению искусства каждогонарода в отдельности; их интересует процесс и механизмы взаимодействия типовхудожественных культур, а в итоге – роль тех или иных этнокультурных традиций вформировании национальной специфики искусства этнических групп [3]. Вниманиеэтнографов сосредотачивается на проблемах генезиса и динамике этническихобразований, на ходе самих этнических процессов, протекающих в результатеразвития, межэтнических контактов и синтеза этих двух сторон [4]. Можноотметить различия и в источниковедческой базе этноискусствоведческихисследований искусствоведов и этнографов, но в целом, здесь наблюдаетсясовпадение целей, методов и содержания исследований.
Истокиэтноискусствоведческих знаний можно найти еще в трудах Аристотеля, Платона. Измыслителей эпохи Возрождения флорентийский живописец и архитектор, автор«Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари(1511-1574) одним из первых поставил вопрос о своеобразии творчестваитальянских художников. В Новое время И.И. Винкельман (1717-1768) подошел ктому, что сегодня включено в проблематику этноискусствознания, прежде всего, квопросу о «причинах различия искусства между народами». Он же, одним из первых,повел речь об анализе стиля всей эпохи, нации, поколения и, наконец, индивидуальностии различных стадий ее развития. Развитие этнографии и истории искусства привелона рубеже XIX-XX вв. к выделению этноискусствознания в самостоятельное научноенаправление. Основателями новой дисциплины считают Ф. Боаса (1858-1942) и А.Крёбера (1876-1960). Значительное влияние на последующее развитиеэтноискусствознания оказали работы К. Леви-Строса о культуре и искусстве каксовокупности знаковых систем, а также Г. Сильвера – инициатора одного из новыхнаправлений в современном западном этноискусствознании — «этноискусство»(ethnoart).
Идеизападных мыслителей получили поддержку и развитие в российской науке в трудахС.В. Иванова, Б.М. Бернштейна, С.М. Вайнштейна. Рост роли и значения регионов висторическом развитии России и стран СНГ на рубеже ХХ-ХХI вв. активизировалнаучные исследования по этноискусствоведческой проблематике. Для исследованийхарактерно расширение тематики, применение комплексного междисциплинарногоподхода, использование новых исследовательских моделей с учетом национальногосамосознания и соответствующих им понятий, таких как «менталитет», «национальныйдух», «этничность», «этническая идентичность». Убедительную концепциюэтнонациональной специфики современного искусства дают Т. Степанская, Р.Ергалиева, Р. Несипбай, Н. Ахмедова, Г. Валеева-Сулейманова. Основнымивопросами современных исследований в области этноискусствознания являются:
Сопоставлениеобщего и национально-особенного в искусстве, выбор приоритетов междуобщечеловеческим, универсальным и разнообразием типов индивидуальности (нации, этноса,личности).
Определениеместа и роли конкретного типа художественной культуры в мировой культуре, конкретныхобщностей в системе национальной культуры и их взаимодействие.
Современноеэтноискусствознание как междисциплинарное научное направление рассматриваетхудожественную картину мира во взаимосвязи общего, особенного и частичного. Вкачестве общего выступает межнациональное (оно состоит из единства этнического,межэтнического и иноэтнического), особенным является собственно национальное(может быть и моно-, и полиэтничным), частичным — этнорегиональное. Исходя изтакого понимания объекта и предмета этого научного направления, можно сделатьвывод, что проблематика этноискусствознания обширна, актуальна. В эпохуглобализации это направление продолжает расширяться и имеет значительныеперспективы.
Список литературы
1.Рыков А.В. Потмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблемахудожественно-теоретического консерватизма и американская теория современногоискусства 1960-1990-х гг. – СПб.: Алетейя, 2007. С.40-41.
2.Ванштейн С.И. Этноискусствознание //СЭПИТ. Вып.2. — М., 1988. С.103-104.
3.Степанская Т.М. Традиции и современность в творческом наследии художников Алтая// Наследие и современность. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006.
4.Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: (По материалам Западной Сибири). – Томск,Изд-во Том. ун-та, 1993. С.12.
Источник:Научный журнал «Фундаментальные исследования» №8, 2008 год /Российская Академия Естествознания
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.inostranka-newlife.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.