Введение
Эпоха Возрождения, времярасцвета итальянской культуры, время когда на свет рождается множествопрекраснейших творений культуры, которые и до нашего времени поражают взглядсвоей красотой и глубиной авторской мысли. Эпоха дученто, т.е. XIII век явиласьначалом ренессансной культуры Италии — Проторенессансной. Проторенессанс кровносвязан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями(в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду сготикой). Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютныминоваторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую«старое» от «нового». «Симптомы» Проторенессанса в изобразительном искусстве невсегда означали ломку готических традиций. Иногда эти традиции простопроникаются более жизнерадостным и светским началом при сохранении старойиконографии, старой трактовки форм. До подлинного ренессансного «открытияличности» тут еще не доходит.
Квантроченто- этапРаннего Возрождения в Италии- триумфальный период в истории искусства. Поражаетщедрость, переизбыточность художественного творчества, хлынувшего как из рогаизобилия. Можно подумать, что никогда столько не строили, не ваяли, нерасписывали, как в Италии XV века. Впрочем это впечатление обманчиво: впозднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело втом, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения стал исключительно высоким.Он был высок и в средние века, но там искусство было плодом коллективногогения, а Возрождение рассталось со средневековой массовидностью ибезымянностью. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликогоремесленника в руки художника-профессионала, художника-артиста, утверждающегосвою индивидуальность в искусстве. Конечно, в то время были художники болееталантливые и менее одаренные, были пролагатели путей и просто ихпоследователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождениянеприменима. Искусство играло в ее жизни слишком важную роль: оно шло вперединауки, философии и поэзии, выполняя функцию универсального познания.
Одним из величайших людейэпохи Раннего Возрождения был тот, о ком я расскажу в своей работе — Пьеро делаФранческа, великий художник и математик своего времени. Здесь я поведаю обосновных его достижениях как в математике так и в тесно связанной с нейживописи.
Биография Пьеро деллаФранческа (1406/1420-1492гг.)
Родился Пьеро делаФранческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточнаячасть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как онаосталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер, и так как она воспитывалаего и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своихисточников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески, или дела Франческа, из оченьизвестного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карлоиз Монтерки и умер только после 1465 года, отсюда следует 1)что дела Франческаесть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя послерождения Пьеро). В юности своей Пьеро занимался математикой, а также лет спятнадцати получал наставления в живописи, никогда, однако не оставляяматематики, производя удивительные плоды как в ней, так и в живописи». Отсутствиекаких либо сведений о его художественной деятельности с 1439 по 1444 года недает возможности проследить первые шаги Пьеро дела Франческа в искусстве. Доконца 1430-х – начала 1440-х годов ренессансные веяния не ощущались в Ареццо –одном из крупнейших городов Умбрии. Однако с 1439 года благодаря контактам сискусством Флоренции Пьеро ознакомился с системой линейной перспективы,изобретенной Брунеллески и разработанной Альберти; скульптурой Донателло,Микелеццо и Луки дела Роббиа и созданным ими новым стилем; с искусствомМазаччо, который сочетал законы линейной перспективы с античными традициями длясоздания обладающих драматической мощью форм, смелые ракурсы и моделеровкукарнации при помощи резких тёмных теней. Влияние Мазаччо преобладает в раннихработах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна делаМизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей).
Художник из маленькогогородка, до 16 века не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро сготовностью учился у мастеров из других городов. У Доменико Венециано, наформирование которого, в свою очередь оказал влияние стиль интернациональнойготики, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло,Пьеро дела Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени;этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений.Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником,возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных подвлиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в заподноевропейскомискусстве попыток изображения предметов с учётом освещения. «Пьеро деллаФранческа был призван старшим Гвидубальдо Фельтро, герцогом Урбино, длякоторого сделал много красивейших картин с маленькими изображениями; большаячасть их сильно пострадала, так как это государство много раз терпело войн. Тамсохранились тем не менее некоторые из его рукописей по геометрии и перспективе,в которых он был не хуже любого в своё время и даже, может быть, тех, ктовообще когда-либо существовал. Это показывают его произведения, полныеперспективы, и в частности сосуд, так нарисованный в квадратах с разных сторон,что дно и горлышко видны спереди, сзади и с боков; это поистине изумительная вещь,в которой он тончайшим образом нарисовал каждую мелочь и с большим изяществомпроизвел перспективное сокращение всех окружностей». Несмотря на то, что Пьеровсегда сохранял тесную связь со своей семьей и родным городом, примерно с 1446по 1454 года он много работал при дворах правителей Пезаро, Феррары и Римини, вБолонье, Анконе и Лорето. «Так после Урбино,- пишет Вазари,- Пьеро отправился вПезано и Анкору, откуда, среди занятий прекраснейшими работами, был призвангерцогом Борсо в Феррару, где во дворце расписал много зал, впоследствииразрушенных герцогом Эрмоле Старшим, чтобы переделать дворец в современномстиле. Таким образом, в этом городе осталась только одна капелла в церквисвятого Августина, расписанная фреской рукой Пьеро, но она от сырости сильнопострадала». После этого его призвал в Рим папа Николай V, там в верхнихкомнатах дворца конкурируя с Браманте из Милана он исполнил два сюжета, которыетоже по сведениям Вазари были разрушены папой Юлием II, так как Рафаэль изУрбино там должен был написать заключение святого Петра в темницу и чудо спричастием в Больсене. После того как Пьеро закончил свои работы в Риме, он«вернулся в Бонго, так как умерла его мать, и внутри приходской церкви сделалфреской на средних дверях двух святых, которые считались прекраснейшей вещью. Вмонастыре августинцев он написал на дереве алтарный образ, и эту вещь весьмахвалили; фреской он исполнил «Богоматерь Милосердие» в одном обществе, или какони себя называют, братстве; а во дворце консерваторов — воскресение Христа,которое считается лучшим из его произведений в названном городе и вообще извсех его работ»,- пишет Вазари.
Так же в период с 1446 по1454 года создана одна из его прекраснейших картин — «Бичевание Христа»(Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая ихархитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрическивыверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушнойперспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановкисмыслового акцента композиции). В других картинах. Созданных в этот период,например Святой Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Иероним сдонатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляетсяпейзаж. В нем заметны возникшие во флорентийской живописи под влияниемсеверного искусства тенденции к большому реализму в построении композиции ипередаче деталей, использованию воздушной перспективы и панорамных видов. ВФерраре художник написал не сохранившиеся до наших дней фрески по заказубратьев Леонелло и Барсj д`Эсте. Вколлекции Леонелло были картины Рогира ван дер Вейдена, которые несомненновозбудили у Пьеро интерес к фламандской технике масляной живописи, к способампередачи света импрессионистической трактовке золотых вышивок и кружев, стольвиртуозно изображавшихся художниками XV века на богатых одеждах персонажей ихкартин. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовкаосвещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителяРимини (1451 год, Лувр).
При дворахправителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро дела Франческапознакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождениеантичности и использование ее достижений во всех сферах человеческойдеятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. Под влияниемэтого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинахклассические формы, прежде всего в архитектурных фонах. Несмотря намногочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонову Пьеро дела Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательногоприменения геометрического модуля или системы перспективных построений.Напротив, можно доказать, что Пьеро использовал композиционный принцип, доминировавшийво флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшениеразмеров фигур от переднего к дальнему плану; фигуры первого плана определяюттакже размер колон изображенных построек. Античная архитектура у Пьеросовмещает массивность, ясность и благородство форм с изящной легкостьюорнамента. Постройки нередко оказываются незаконченными в пределах картиннойплоскости, части их как будто осечены в результате обрамления холста рамой.«Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинскогогражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, сводкоторой был уже начат Лореццо ди Биччи»,- пишет Вазари. В этой работе одеждыженщин царица Савской исполнены в новой и нежной манере, много портретов снатуры, что изображают людей древности. «Однако превыше всякого иногодостижения по изобразительности и мастерству стоит то, как он изобразил ночь иангела в ракурсе, который опускается головою вниз, чтобы передать знак победыКонстантину, спящему в палатке под охраной слуги и нескольких вооруженных,скрытых во мраке ночи. Так Пьеро в изображении этой темноты дает понять, какподражать природным вещам, выбирая их из действительности в их подлинном виде,тем самым, что это он сделал отличнейшим образом, он дал возможность новымхудожникам следовать за ним и достигнуть той высшей ступени, на которойнаходится искусство в наши дни»,- считает Вазари. На формирование стиля Пьероделла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура,которою он видел в Риме. Его единственная засвидетельствованная документамипоездка в Рим произошла в сентябре 1458-1459 года, когда по заказу папы Пия IIон расписал фресками две залы в Ватиканском дворце. Как сообщает Вазари, Пьероработал и для папы Николая V (1447-1454); должно быть, именно во время этойпоездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасноезнание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальнаягалерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, Церковь СанФранческо). На картине Крещение, написанной, вероятно, около 1453 года. Христосизображен стоящим в синих водах реки, в которых отражаются люди на берегу,-явное подражание фламандским мастерам.
Во фреске битваКонстантина с Максенцием из церкви Сан Франческо в Ареццо Пьеро дела Франческаповторяет мотив отражения. И здесь, и в Крещении пейзаж образует широкуюпанораму и построен строго по законам перспективы, формы несколько расплывчаты,как у Мазаччо и Мазалино, и показаны с учетом воздушной перспективы, знаниекоторой он почерпнул из живописи фламандцев. И вот, как говорилось ранее изпроизведения Вазари, в 1453 или 1454 году Пьеро дела Франческа получил заказ нафрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Это самое знаменитое произведениемастера. Сюжет фресок- история обретения животворящего древа Креста, на которомбыл распят Христос. Стены расчленены на три регистра. На задней стенеизображены два пророка. В люнете правой стены представлена смерть Адама, надмогилой которого вырастает святое дерево. Далее – Царица Савская о которой тожеуже говорилось, следом Видение Креста Константину и его победа над Максенцием.Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицейЕленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казненыХристос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трехкрестов был распят Христос. Сцены этого знаменитого фрескового цикла несоставляют строгой хронологической последовательности, а согласуются междуразличными эпизодами в истории обретения Креста.
Пьеро дела Франческастроит большие композиции, подчеркивая положения и действия персонажей припомощи пространственных интервалов, световых и цветовых акцентов. Пластическиеформы и пустоты искусно противопоставлены во фресках, расположенных напротивоположных стенах. Контраст иного рода достигается в результатесопоставления двух битв: конной атаки Константина и рукопашной схватки войскИраклия и Хосрова. Возможно, еще до отъезда в Рим в 1458 Пьеро дела Франческавыполнил Фреску Воскресение в ратуше Борого-Сан Сеполькро, находящуюся сейчас вгородском музее. «Сделал он еще фреской в резиденции епископа города Ареццосвятую Марию Магдалину рядом с дверью сакристии, а для братства Благовещениясделал хоругвь для ношения при процессах. В церкви Санта Мария делле Грацие, загородом в верхней части монастыря, он нарисовал святого Доната в папскомоблачении в кресле, нарисованном в перспективе, с несколькими ангелочками; длямонахов Монте Оливето в церкви Бернардо в высокой стенной нише он написалсвятого Викентия, который весьма ценился художниками. В Сарджано за Ареццо, гденаходится монастырь францисканцев-башмачников, он написал в одной капеллепрекрасного Христа, молящегося ночью в саду. Кроме того, в Перудже он сделалмного вещей, которые можно видеть в этом городе; так, в церкви монахинь святогоАнтонио Падуанского он темперой нарисовал образ Богоматери с сыном на лоне,святых Франциска, Елизавету, Иоанна Крестителя и Антония Падуанского и выше — прекраснейшее Благовещение а ангелом, который кажется действительно сходящим снеба; кроме того, там есть перспектива уменьшающихся колонн, совершеннопрекрасная. В пределе в сюжетах с мелкими фигурами есть святой Антоний,воскрешающий младенца, святая Елизавета, спасающая упавшего в колодец мальчика,и святой Франциск, получающий стигматы. В церкви Святого Кириака Анконского наалтаре святого Иосифа он написал в прекраснейшем сюжете обручение Богоматери»,-пишетВазари.
В 1469 Пьеро закончилработу над алтарем, созданным им по заказу братства Св. Августина в Борго.Алтарь был разделен на части в XVII веке и до настоящего времени сохранилисьтолько четыре доски с изображениями святых: св. Августин в Лиссабонском Национальноммузее; св. Михаил в Лондонской Национальной галерее; св. Иоанн Евангелист вСобрании Фрик В Нью-Йорке и св. Николай Толентийский в музее Польди-Пецолли вМилане. Фигуры объединены классическим параметром и пейзажным фоном. Около 1469года Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря СантАнтонио в Перудже (Милан, Брера). Алтарь имеет готическое обрамление, однако,размещение четырех святых вокруг Мадонны на троне более свободное, сем в другихкомпозициях этого типа. По тонкости замысла и красоте колорита это — одно изнаиболее удачных произведений художника. Примерно с середины 1460-х годов Пьеродела Франческа работал при дворе Федериго да Монтефильтро – графа, а с 1474года герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих спортретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галереяУффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета(черта характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях наоборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим натриумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Портреты были созданы в память оБаттисте Сфорца после ее смерти в 1472 году. Кроме того, Федериго даМонтефильтро заказал Пьеро алтарный образ (Милан, галерея Брера) дляперестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной вСан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью.Богоматерь сопровождают святые, столь спокойные и неподвижные, что их фигурыкажутся частью величественных стен, поднимающихся за их спинами.
Последние по времени изсохранившихся работ Пьеро дела Франческа – Мадонна ди Сенигаллия (1478-1490года, Урбино, Национальная галерея), написанная для дочери и зятя Федериго, иплохо сохранившаяся картина Рождество (Лондон, Национальная галерея),написанная мастером, очевидно, около 1484 года для своей семьи. В последнейзаметно влияние Фламандского искусства, в частности Алтаря Портинари Гуго ванндер Гуса (Флоренция, Галерея Уффини), привезенного во Флоренцию в 1483 году.
Описание картины«Бичевание Христа» 1451г.
В период с 1446 по 1454года Пьеро создал стиль, который в основных чертах сохранился и впроизведениях, относящихся уже к периоду его творческой зрелости. Для негохарактерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидныеглаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица.Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женскиеобразы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы – элементыпозднеготического идеала красоты. В моделировке карнации Пьеро дела Франческаотдает предпочтение мягким тонам, плавным переходом в противоположность резкими темным теням, к которым прибегал в своих работах Мазаччо.
Эта картина — одна изсамых известных и загадочных работ художника- была создана во время его первойпоездки в Урбино. Полотно содержит тонкие аллюзии на тогдашнюю политическуюситуацию, которые сейчас понять довольно затруднительно. Наибольшее довериевызывает теория, согласно которой картина должна была способствовать примирениюмежду западной и восточной христианскими Церквами в преддверии грозящейКонстантинополю угрозы со стороны турок. Это предположение опирается в томчисле на тот факт, что один из центральных персонажей картины облачен вгреческое одеяние. Надпись на раме («convenerunt in unum») также говорит в пользу этойтеории. Строго продуманная композиция делит картину на две части, разделенныеколонной, которая поддерживает храм, где происходит сцена бичевания Христа.Обращает на себя внимание украшенный орнаментом потолок и бронзовая скульптура,от которой отражается свет. Справа, на переднем плане, полукругом стоят трифигуры, личности которых не установлены. Работа представляет собой великолепныйобразец использования линейной перспективы в живописи Раннего Возрождения. Работанаполнена яркими цветами, что совсем не соответствует её драматической идейнойнаправленности, оригинальные колористические решения, предпочтение холодныхтонов и особенно большого количества оттенков синего, сцена бичевания отнесенана задний план, а значит является лишь символом того, что тема разговоравынесенных на передний план людей- это тема религии.
Тема христианства всегдабыла интересна очень широкому кругу людей, вера в потусторонний мир и загробнуюжизнь, сознание своей бессмертности всегда было и будет жить в умах миллионовлюдей, а значит еще тысячи художников напишут на эту тему свои картины, которыебудут вселять надежду в сердце каждого человека. Религиозные же споры всегдабыли неотъемлемой частью истории, причиной многих восстаний, многихкровопролитий продолжающихся и по сегодняшний день.
Заключение
В старости Пьеро делаФранческа оставил живопись, по-видимому, из-за ухудшения зрения, и обратился кматематике. Наиболее значительный из его математических трактов,предназначенный для художников и ученых,- «О перспективе в живописи» (De prospectiva pingedi).
«Пьеро часто делал моделииз глины и покрывал их мягкими материями с бесконечными складками, чтобысрисовать их и пользоваться ими. Учеником Пьеро был аретинец Лорентинод`Анджело, который, подражая его манере, мног писал в Ареццои довел до концато, что Пьеро оставил неоконченным из-за смерти. Недалеко от святого Доната,которого Пьеро изобразил в церкви Мадонны делле Грацие, Лорентино сделалфреской несколько сюжетов из жития этого святого, и во многих других местахэтого города, а также в округе– множество вещей, отчасти потому, что он никогдане уставал, отчасти, чтобы поддержать свою семью, которая в те времена былаочень бедна. Его рукам принадлежат такие произведения как картина где папаСикст IV между кардиналом мантуанским и кардиналом Пикколомини дарует прощениегороду Ареццо; в зале дворца приоров он написал с натуры портреты Галиотто,кардинала Пиетрамала, епископа Гульельмино дельи Убертини, мессера АнджелоАльберготти- доктора прав и много других произведений, которыми бы моггордиться его учитель.
«Пьеро из Борго, живописькоторого относится к 1458 году, лет шестидесяти ослеп от простуды и так дожилдо восемьдесят шестого года своей жизни. Он оставил в Борго значительное состояниеи несколько домов, которые он сам для себя построил и которые отчасти сгорели ибыли разрушены в 1536 году. Он был достойно похоронен своими гражданами вглавной церкви, тогда принадлежавшей ордену камальдульцев, теперь же ставшейепископской. Большинство книг Пьеро находится в библиотеке Федериго Второго,герцога Урбинского, и таковы, что по заслугам стяжали ему имя лучшего геометрасвоего времени»,- заканчивает свой рассказ Вазари.
Умер Пьеро деллаФранческа в Борго 12 октября 1492 года.
Список литературы
Вазари «Жизнеописания великихваятелей и зодчих»
Лосев
Электронные энциклопедии о великиххудожниках.