Реферат по предмету "Культура и искусство"


Экспрессионизм в западноевропейской живописи

Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «КрасноярскийГосударственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева»

Индивидуальное задание
Зарубежная культура конца XIX –начала ХХ вв.
Экспрессионизмв западноевропейской живописи

Выполнила:
КрупинаМария
Студентка34 группы
Красноярск2011

Введение
экспрессионизмзападноевропейский живопись
Экспрессионизмявляется, на мой взгляд, одним из самых ярких течений двадцатого века. Течениеэкспрессионизма охватывало собой живопись, скульптуру, архитектуру, музыку иконечно же литературу. В своей работе я подробно рассмотрю как былопредставлено течение экспрессионизма в западноевропейской культуре, для этогомною сначала будет рассмотрен сам термин «экспрессионизм», а потом наиболееяркие представители этого течения в западноевропейской живописи.

Экспрессионизмв западноевропейской живописи
Рассмотримтермин «экспрессионизм».
Экспрессионизм (от лат. expressio- выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе с1905 по 1920-е гг. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальныйкризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшиереволюционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современнойбуржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многиепроизведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений,развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма).Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей иподавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к темереволюционного героизма, мастера экспрессинизма совмещали протест с выражениеммистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизациипредставал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптическойкатастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин экспрессионизмвпервые употребил в печати в 1911 Вальден — основатель экспрессионистскогожурнала «Штурм».
Принципвсеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший вэкспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявшихпервооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение киррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску,нередко — к полному или частичному уничтожению границ между персонажами иокружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Ярче всегопринципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.
Визобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники:француз Поль Гоген, голландец Винсент Ван Гог, норвежец Эдвард Мунк, бельгиецДж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие ксимволизму. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены втворчестве художников объединения «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн,Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде). Они противопоставлялизасилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос«первозданно» свободного восприятия мира; их творческие искания,устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), ксубъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттеноканархического бунтарства.
Болеесозерцательны по образному строю произведения представителей общества-«Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), чья эстетическаяпрограмма была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков; здесьвозникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этихобъединений работали живописец, график и писатель О. Кокошка, скульптор, графики писатель Э. Бардах, живописец и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. Уряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массовогореволюционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическуюокраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др.). Наряду сживописью и скульптурой — чаще всего «яростно»-эмоциональными поманере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств,смещениям, — важное значение обрела станковая и книжная графикаэкспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниямгротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени.
Теперьболее подробно рассмотрим жизнь и деятельность некоторых экспрессионистов,таких как Кете Кольвиц, Оскар Кокошка, Кирхнер Эрнест Людвиг, Отто Дикс и ДжоржГрост.
КетеКольвиц-немецкая художница, экспрессионист. График и скульптор. Родилась в Кёнигсберге.Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась уК. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886 гг.) и у Л. Хертериха в Мюнхене(1888-1889 гг.). В 1890 г. начала заниматься гравюрой – офортом, а позжелитографией и ксилографией. В 1919-1933 гг. профессор берлинской AX, изгнанаоттуда фашистами. В 1927 г. посетила СССР. Уже в ранних офортах и литографиях,созданных под влиянием графики М. Клингера, обнаруживаются характерные дляКольвиц драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов,динамичная композиция, светотеневые контрасты. Серии «Восстаниеткачей» (1897-1898 гг.) и «Крестьянская война» (1903-1908 гг.)представляют собой развёрнутое повествование о восстании и его разгроме. В этихсериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным,драматическим финалом, особенно во втором, более обобщённом и экспрессивномцикле, Кольвиц поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. Перваямировая война 1914-1918 гг. была воспринята Кольвиц, потерявшей сына, сквозьпризму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона(цикл гравюр на дереве «Война», 1922-1923 гг.; «Родители» — памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-1932 гг.). В остроэмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах(цикл литографий «Голод», 1924 г; цикл гравюр на дереве«Пролетариат», 1925 г.) Кольвиц сближается с экспрессионизмом; приэтом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи,протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению («Памяти К.Либкнехта», гравюра на дереве, 1919-1920 гг.; плакаты, созданные в 1920-егг.; литографии «Демонстрация», 1931 г, «Мы защищаем СоветскийСоюз», 1931-1932 гг.). Последние годы жизни Кольвиц работала как скульптор,в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей отгибели на полях войны. До 1943 г. жила в Берлине. Умерла Кете Кольвиц в замкеМорицберг близ Дрездена 22 апреля 1945 г. В Берлине открыт музей К. Кольвиц.
Оскар Кокошка родился в 1886 г. в Пёхларне-на-Дунае.В 1905-1909 гг. учился в Вене в Школе прикладного искусства и работал вкачестве графика в «Венской мастерской» — объединении мастеров прикладногоискусства.
Обратиться к живописихудожника убедил архитектор А. Лоос. Кокошка увлекся портретным жанром. В своихранних портретах он стремился проникнуть в глубину внутреннего мира модели. Егопроизведения, выполненные с помощью неровных линий и мерцающих красок, оченьэмоциональны («Адольф Лоос», 1909; «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат», 1909). В1909 г. Кокошка приехал в Берлин, где в журнале «Дер Штурм» были опубликованыего графические работы и драма «Убийца, надежда женщин».
В 1911 г. художниквозвращается в Вену. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Среди них— «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). Традиционные дляевропейской живописи образы Кокошка трактует по-своему, внося в них элементысовременной ему действительности и собственное мироощущение. Живописная фактураего полотен становится более плотной и весомой. В такой манере художник пишетне только евангельские композиции, но и портреты, и картины с символическимсодержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913; «Буря, или Невеставетра», 1914).
В 1914 г. художникотправляется на фронт, где вскоре получает тяжелое ранение. Физические иморальные страдания (разрыв с любимой женщиной) влияют на его живопись, вкоторой появляются печальные ноты. Темным становится колорит картин, плотной игустой — их фактура. Работы этого периода, написанные мазкими, напоминающимипетли, жгуты, спирали, создают мрачное и трагическое ощущение («Эмигранты»,1916-1917; «Влюбленные с кошкой», 1917). С 1917 г. Кокошка живет в Дрездене. В1919-1924 гг. Он профессор дрезденской Академии художеств.
С 1924 по 1933 г.художник путешествует по странам Европы, Малой Азии и Северной Африки. В этотпериод он пишет главным образом пейзажи: виды городов и их окрестностей, порты(«Венеция, лодки на таможне», 1924; «Побережье близ Довера», 1926; «Прага,Карлов мост», 1934). Своей воздушностью и трепетностью его ландшафты напоминаютживопись художников-импрессионистов.
В 1933 г. Кокошкавернулся на родину — в Вену, а в 1934 г. поселился в Праге. В 1937 г. написанаего знаменитая картина «Портрет «художника-вырожденца» — своеобразный вызовнацистам, развернувшим травлю мастеров «дегенеративного» искусства. В 1938 г.живописцу пришлось эмигрировать в Лондон. В английской столице Кокошка вместе спредставителями прогрессивной интеллигенции выступил против милитаризма.
После окончания Второймировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. Впечатления,полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света ивоздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). Не оставил Кокошка и портретныйжанр. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников(«Теодор Хейс», 1950). В 1950-е гг. живописец обратился к античной тематике инаписал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950; «Фермопилы»,1954). Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. В Зальцбурге онработал в летней Академии художеств. С 1953 г. художник жил на Женевском озерев Вильнёве. Здесь он и скончался в 1980 г.
/>Кирхнер Эрнест Людвиг (1880–1938), немецкий художник, один из лидеровэкспрессионизма.
Родился в Ашаффенбурге 6мая 1880 в семье инженера-химика. В 1901–1905 занимался на факультетеархитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал такжеУчебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства вМюнхене. По возвращении в Дрезден образовал в 1905 (вместе с Э.Хеккелем иК.Шмидт-Ротлуфом) группу «Мост», ставшую эпицентром экспрессионистскогодвижения. Переехав в Берлин (1911), в 1912 издал Хронику «Моста», но вскорерассорился с членами группы и с той поры работал обособленно.
В его зрелых вещахдоминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных,изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка,1911–1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес; Мост через Рейн,1912–1914, Галерея современного искусства, Берлин). Попутно проявил себя и какзамечательный мастер рисунка и гравюры. В начале войны служил артиллеристом подГалле, но уже через год (1915) был комиссован; итогом военных переживаний,тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет всолдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США).Значительной разрядкой для мастера, пристрастившегося к алкоголю и морфию,явился переезд в Швейцарию. Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалув санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнемунапряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины играфику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание,Давос; Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне; Лесорубы,около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Создал в технике ксилографии рядиллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А.фон Шамиссо (1916) и др.Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов»,передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках особственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль».
На протяжении 1920-хгодов все ближе подходил к абстракции, делая свои образы действительно всеболее «иероглифическими», полуабстрактными. Причисленный нацистами кпредставителям «дегенеративного искусства» (или «искусства вырождения»),оказался в вынужденной творческой изоляции, хотя, как житель нейтральнойШвейцарии, находился в относительной безопасности. Тем не менее трагическиесобытия в Германии толкнули его к самоубийству.
/>Отто Дикс (1891–1969),немецкий художник и график. Родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близгорода Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств уРихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем вдействующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияниеГеорга Гроса.
Основная тема графическихлистов Дикса – война и ее полная и абсолютная враждебность жизни. Ряд офортовиз серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненыйсолдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные сразвороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник.Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисункамипоследнего. Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портретдоктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В1927–1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второймировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени насмену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутымсоциально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы сгротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение ипопал в плен к французам, откуда вернулся в 1946. В поздний период творчествахудожник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля1969.
/>Джорж Грост (1893–1959),также Гросс (Gross) немецкий и американский художник и график, родился вБерлине 26 июля 1893. Его настоящее имя – Георг Эренфрид (George Ehrenfried). С15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств вДрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и вПариже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине ижил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американскоегражданство.
В Германии художник былвидным деятелем авангарда. В 1917–1920 он принимал активное участие в жизниберлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен ПортретД.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новаявещественность», или «веризм». Портрет доктора Нейссе (1927) – характерныйпример использования подчеркнуто реалистических деталей дляэкспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.Произведения Гросса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризоватькак резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые,исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. Поприезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошлиизменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако впоздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническимпроблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистическогофилософского мировоззрения. В 1954 Гросс был избран членом Национальногоинститута искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркскойЛиге изучающих искусство. Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959.
 

Вывод
Таким образом, мы видим,что художники-экспрессионисты имели большое значение на рубеже XIX-XX вв. взападноевропейской культуре. Экспрессионизм возникает как протестом на ужасывойны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личностисоциальным механизмом. Течение экспрессионизма было широко развито в ЗападнойЕвропе, что подтверждается великими представителями этого течения в разныхстранах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кризис Российского государства на рубеже 16-17вв
Реферат Микроструктура керамики, полученной прессованием в поле акустических волн
Реферат Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия
Реферат Образ козацької вольниці у творах українських поетів-романтиків
Реферат Реформація XVI-XVIII століть у Європі
Реферат Анестезия в ортопедии и травматологии
Реферат Микроуровневая маркетинговая информационная система
Реферат Где взять деньги для экономического роста
Реферат Justice Essay Research Paper Justice
Реферат Сельскохозяйственные районы Латинской Америки
Реферат Perception Essay Research Paper All perception of
Реферат Деятельность ФСФР
Реферат Жизнь и судьба Игоря Васильевича Северянина в контексте "серебряного века"
Реферат Расчеты посредством аккредитива
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО "Формула доставки - Регионы"