Реферат по предмету "Культура и искусство"


Экспрессионизм в западноевропейской живописи

Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «КрасноярскийГосударственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева»

Индивидуальное задание
Зарубежная культура конца XIX –начала ХХ вв.
Экспрессионизмв западноевропейской живописи

Выполнила:
КрупинаМария
Студентка34 группы
Красноярск2011

Введение
экспрессионизмзападноевропейский живопись
Экспрессионизмявляется, на мой взгляд, одним из самых ярких течений двадцатого века. Течениеэкспрессионизма охватывало собой живопись, скульптуру, архитектуру, музыку иконечно же литературу. В своей работе я подробно рассмотрю как былопредставлено течение экспрессионизма в западноевропейской культуре, для этогомною сначала будет рассмотрен сам термин «экспрессионизм», а потом наиболееяркие представители этого течения в западноевропейской живописи.

Экспрессионизмв западноевропейской живописи
Рассмотримтермин «экспрессионизм».
Экспрессионизм (от лат. expressio- выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе с1905 по 1920-е гг. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальныйкризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшиереволюционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современнойбуржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многиепроизведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений,развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма).Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей иподавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к темереволюционного героизма, мастера экспрессинизма совмещали протест с выражениеммистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизациипредставал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптическойкатастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин экспрессионизмвпервые употребил в печати в 1911 Вальден — основатель экспрессионистскогожурнала «Штурм».
Принципвсеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший вэкспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявшихпервооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение киррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску,нередко — к полному или частичному уничтожению границ между персонажами иокружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Ярче всегопринципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.
Визобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники:француз Поль Гоген, голландец Винсент Ван Гог, норвежец Эдвард Мунк, бельгиецДж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие ксимволизму. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены втворчестве художников объединения «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн,Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде). Они противопоставлялизасилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос«первозданно» свободного восприятия мира; их творческие искания,устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), ксубъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттеноканархического бунтарства.
Болеесозерцательны по образному строю произведения представителей общества-«Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), чья эстетическаяпрограмма была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков; здесьвозникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этихобъединений работали живописец, график и писатель О. Кокошка, скульптор, графики писатель Э. Бардах, живописец и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. Уряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массовогореволюционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическуюокраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др.). Наряду сживописью и скульптурой — чаще всего «яростно»-эмоциональными поманере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств,смещениям, — важное значение обрела станковая и книжная графикаэкспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниямгротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени.
Теперьболее подробно рассмотрим жизнь и деятельность некоторых экспрессионистов,таких как Кете Кольвиц, Оскар Кокошка, Кирхнер Эрнест Людвиг, Отто Дикс и ДжоржГрост.
КетеКольвиц-немецкая художница, экспрессионист. График и скульптор. Родилась в Кёнигсберге.Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась уК. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886 гг.) и у Л. Хертериха в Мюнхене(1888-1889 гг.). В 1890 г. начала заниматься гравюрой – офортом, а позжелитографией и ксилографией. В 1919-1933 гг. профессор берлинской AX, изгнанаоттуда фашистами. В 1927 г. посетила СССР. Уже в ранних офортах и литографиях,созданных под влиянием графики М. Клингера, обнаруживаются характерные дляКольвиц драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов,динамичная композиция, светотеневые контрасты. Серии «Восстаниеткачей» (1897-1898 гг.) и «Крестьянская война» (1903-1908 гг.)представляют собой развёрнутое повествование о восстании и его разгроме. В этихсериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным,драматическим финалом, особенно во втором, более обобщённом и экспрессивномцикле, Кольвиц поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. Перваямировая война 1914-1918 гг. была воспринята Кольвиц, потерявшей сына, сквозьпризму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона(цикл гравюр на дереве «Война», 1922-1923 гг.; «Родители» — памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-1932 гг.). В остроэмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах(цикл литографий «Голод», 1924 г; цикл гравюр на дереве«Пролетариат», 1925 г.) Кольвиц сближается с экспрессионизмом; приэтом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи,протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению («Памяти К.Либкнехта», гравюра на дереве, 1919-1920 гг.; плакаты, созданные в 1920-егг.; литографии «Демонстрация», 1931 г, «Мы защищаем СоветскийСоюз», 1931-1932 гг.). Последние годы жизни Кольвиц работала как скульптор,в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей отгибели на полях войны. До 1943 г. жила в Берлине. Умерла Кете Кольвиц в замкеМорицберг близ Дрездена 22 апреля 1945 г. В Берлине открыт музей К. Кольвиц.
Оскар Кокошка родился в 1886 г. в Пёхларне-на-Дунае.В 1905-1909 гг. учился в Вене в Школе прикладного искусства и работал вкачестве графика в «Венской мастерской» — объединении мастеров прикладногоискусства.
Обратиться к живописихудожника убедил архитектор А. Лоос. Кокошка увлекся портретным жанром. В своихранних портретах он стремился проникнуть в глубину внутреннего мира модели. Егопроизведения, выполненные с помощью неровных линий и мерцающих красок, оченьэмоциональны («Адольф Лоос», 1909; «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат», 1909). В1909 г. Кокошка приехал в Берлин, где в журнале «Дер Штурм» были опубликованыего графические работы и драма «Убийца, надежда женщин».
В 1911 г. художниквозвращается в Вену. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Среди них— «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). Традиционные дляевропейской живописи образы Кокошка трактует по-своему, внося в них элементысовременной ему действительности и собственное мироощущение. Живописная фактураего полотен становится более плотной и весомой. В такой манере художник пишетне только евангельские композиции, но и портреты, и картины с символическимсодержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913; «Буря, или Невеставетра», 1914).
В 1914 г. художникотправляется на фронт, где вскоре получает тяжелое ранение. Физические иморальные страдания (разрыв с любимой женщиной) влияют на его живопись, вкоторой появляются печальные ноты. Темным становится колорит картин, плотной игустой — их фактура. Работы этого периода, написанные мазкими, напоминающимипетли, жгуты, спирали, создают мрачное и трагическое ощущение («Эмигранты»,1916-1917; «Влюбленные с кошкой», 1917). С 1917 г. Кокошка живет в Дрездене. В1919-1924 гг. Он профессор дрезденской Академии художеств.
С 1924 по 1933 г.художник путешествует по странам Европы, Малой Азии и Северной Африки. В этотпериод он пишет главным образом пейзажи: виды городов и их окрестностей, порты(«Венеция, лодки на таможне», 1924; «Побережье близ Довера», 1926; «Прага,Карлов мост», 1934). Своей воздушностью и трепетностью его ландшафты напоминаютживопись художников-импрессионистов.
В 1933 г. Кокошкавернулся на родину — в Вену, а в 1934 г. поселился в Праге. В 1937 г. написанаего знаменитая картина «Портрет «художника-вырожденца» — своеобразный вызовнацистам, развернувшим травлю мастеров «дегенеративного» искусства. В 1938 г.живописцу пришлось эмигрировать в Лондон. В английской столице Кокошка вместе спредставителями прогрессивной интеллигенции выступил против милитаризма.
После окончания Второймировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. Впечатления,полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света ивоздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). Не оставил Кокошка и портретныйжанр. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников(«Теодор Хейс», 1950). В 1950-е гг. живописец обратился к античной тематике инаписал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950; «Фермопилы»,1954). Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. В Зальцбурге онработал в летней Академии художеств. С 1953 г. художник жил на Женевском озерев Вильнёве. Здесь он и скончался в 1980 г.
/>Кирхнер Эрнест Людвиг (1880–1938), немецкий художник, один из лидеровэкспрессионизма.
Родился в Ашаффенбурге 6мая 1880 в семье инженера-химика. В 1901–1905 занимался на факультетеархитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал такжеУчебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства вМюнхене. По возвращении в Дрезден образовал в 1905 (вместе с Э.Хеккелем иК.Шмидт-Ротлуфом) группу «Мост», ставшую эпицентром экспрессионистскогодвижения. Переехав в Берлин (1911), в 1912 издал Хронику «Моста», но вскорерассорился с членами группы и с той поры работал обособленно.
В его зрелых вещахдоминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных,изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка,1911–1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес; Мост через Рейн,1912–1914, Галерея современного искусства, Берлин). Попутно проявил себя и какзамечательный мастер рисунка и гравюры. В начале войны служил артиллеристом подГалле, но уже через год (1915) был комиссован; итогом военных переживаний,тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет всолдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США).Значительной разрядкой для мастера, пристрастившегося к алкоголю и морфию,явился переезд в Швейцарию. Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалув санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнемунапряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины играфику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание,Давос; Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне; Лесорубы,около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Создал в технике ксилографии рядиллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А.фон Шамиссо (1916) и др.Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов»,передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках особственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль».
На протяжении 1920-хгодов все ближе подходил к абстракции, делая свои образы действительно всеболее «иероглифическими», полуабстрактными. Причисленный нацистами кпредставителям «дегенеративного искусства» (или «искусства вырождения»),оказался в вынужденной творческой изоляции, хотя, как житель нейтральнойШвейцарии, находился в относительной безопасности. Тем не менее трагическиесобытия в Германии толкнули его к самоубийству.
/>Отто Дикс (1891–1969),немецкий художник и график. Родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близгорода Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств уРихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем вдействующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияниеГеорга Гроса.
Основная тема графическихлистов Дикса – война и ее полная и абсолютная враждебность жизни. Ряд офортовиз серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненыйсолдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные сразвороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник.Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисункамипоследнего. Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портретдоктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В1927–1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второймировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени насмену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутымсоциально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы сгротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение ипопал в плен к французам, откуда вернулся в 1946. В поздний период творчествахудожник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля1969.
/>Джорж Грост (1893–1959),также Гросс (Gross) немецкий и американский художник и график, родился вБерлине 26 июля 1893. Его настоящее имя – Георг Эренфрид (George Ehrenfried). С15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств вДрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и вПариже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине ижил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американскоегражданство.
В Германии художник былвидным деятелем авангарда. В 1917–1920 он принимал активное участие в жизниберлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен ПортретД.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новаявещественность», или «веризм». Портрет доктора Нейссе (1927) – характерныйпример использования подчеркнуто реалистических деталей дляэкспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.Произведения Гросса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризоватькак резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые,исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. Поприезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошлиизменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако впоздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническимпроблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистическогофилософского мировоззрения. В 1954 Гросс был избран членом Национальногоинститута искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркскойЛиге изучающих искусство. Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959.
 

Вывод
Таким образом, мы видим,что художники-экспрессионисты имели большое значение на рубеже XIX-XX вв. взападноевропейской культуре. Экспрессионизм возникает как протестом на ужасывойны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личностисоциальным механизмом. Течение экспрессионизма было широко развито в ЗападнойЕвропе, что подтверждается великими представителями этого течения в разныхстранах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функции и формы статистической таблицы. Основные элементы и правила построения
Реферат Навигаторы, их устройство и применение
Реферат JDF - универсальный стандарт обмена данных
Реферат Понятие инноваций и инновационной деятельности
Реферат Проблема повышения стоимости обучения в КГАСУ
Реферат Каково значение анализа финансовой отчетности для принятия управленческих решений
Реферат Drug Testin In The Workplace Essay Research
Реферат Изучение условий формирования у школьников знаний о здоровом образе жизни
Реферат Особость архетипов женского) девичьего успеха в русской сказке
Реферат Арсеньев, Николай Михайлович
Реферат Политическое завещание кардинала Ришелье
Реферат Причини неуспішності учнів та шляхи їх розвязання
Реферат Жизнь и творчество Игоря Северянина
Реферат 1. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски cd-rom, магнитооптические диски и пр.) и их основные характеристики
Реферат Славянские руны