Реферат по предмету "Культура и искусство"


Христианский тип культуры

Содержание
Введение
1. Христианство как основамировоззрения
2. Православие — исторический выборрусской культуры
Заключение
Литература

Введение
Типкультуры — это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одномножество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всехдругих. Мир культуры — это мир бесконечного разнообразия вещей, предметов,ритуалов, смыслов, знаков, значений, символов и т.п. Способность вещейотличаться от всех других явлений и образует качество — типичное,повторяющееся, устойчивое. Поскольку каждая вещь, явление — многокачественны,то они являются носителями многих типов.
Взависимости от отношения к религии можно выделить такие типы культур, какрелигиозная и нерелигиозная (светская) культуры. Внутри религиозной культурыможно говорить о христианской, исламской, буддистской культурах, а внутрихристианской — о католической и православной, и т.д.
Религиозныйтип культуры отвергает непосредственную и активную деятельность, поскольку ееидеал — пассивность и неопределенность. Религиозная культура начинается соткровенного принятия постулата крайнего реализма, гласящего, что толькоуниверсалии культуры реальны. Согласно этому постулату, физически существующиематериальные предметы нереальны, вводят в заблуждение и, конечно, с точкизрения религиозной культуры, иногда несут зло. К слову сказать, существованиезла является огромной проблемой для религиозной культуры. Все подчиненопоклонению Богу, и жизнь в этом мире отрицается во имя другой жизни послесмерти.

1.Христианство как основа мировоззрения
Картина мира — этоцелостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамкахопределенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментомжизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способвосприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религиозные картинымира. Не лишено своей картины мира и христианство. В сущности, такая картинамира теоцентрична и антропоцентрична.
Христианство — мироваярелигия. Оно возникло в I веке н.э., выделившись среди мистико-мессианскихдвижений на территории Восточной части Римской империи в Палестине, и быстрообособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своимспецифическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковнойорганизацией. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения ИисусаХриста. В настоящее время число сторонников христианства насчитывает, по даннымООН, примерно полтора миллиарда человек. Распространено христианство в основномв Европе и Америке, хотя из-за активной европейской колониальной политики онораспространилось по всему миру.
Христианство, так же каки буддизм, а затем и ислам, создало идеал универсального человеческогоповедения и существования, создало целостное мировоззрение и мироощущение. Воснове христианства — учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, которыйпришел к людям с добрыми деяниями, заповедал им законы праведной жизни и принялво искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте.
Христиане верят, что мирсоздан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменуетдля христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни сБогом. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый,«разовый» процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения) к концу (приходуМессии, Страшному суду). Основная идея христианства — идея греха и спасениячеловека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев,римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных — все грешники, все«рабы божьи».
Христианская религияутверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райскоеблаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственномусовершенствованию. Она обещала, что праведные будут вознаграждены, а низшимсословиям принадлежит будущее. Христианство получило характер универсальной,общечеловеческой религии.
Основы христианстваизложены в Библии, которая представляет собой сборники религиозных текстов — жизнеописаний Иисуса Христа, проповедей апостолов и посланий вселенскихсоборов.
Христианство, так же каки другие мировые религии, неоднородно. Наиболее крупными течениями внутрихристианства являются православие, католицизм и протестантизм. Между нимисуществуют разногласия по ряду догматов. Так, Библия рассматриваетсяпротестантами как абсолютный авторитет, единственный источник истинного знания;в католицизме и православии глашатаем истины является не только Библия, но ицерковь. Если католики признают только Библию на латинском языке, то благодаряпротестантизму Библия была переведена на все европейские языки, а также надругие языки мира. И католицизм, и православие полагают, что спасение душивозможно лишь внутри церкви. С точки зрения протестантизма, человек можетспастись лишь собственной верой; принадлежность к церкви, поэтому необязательна. Эта идея стала реакцией на злоупотребления индульгенциями, которыеи стали одним из толчков к возникновению протестантизма: церковь продавилапрощение грехов за деньги, чем подорвала доверие верующих.
Религия на протяжениидлительных периодов человеческой истории была основным мировоззрением. Еевлияние было очень велико. На определенных этапах ее сила была так значительна,что она брала на себя право со своей точки зрения определять, является ли тоили иное открытие истинным или ложным. В средние века христианская церковь,например, преследовала ученых, которые высказывали идеи, противоречившиерелигиозной картине мира.
Христианство во многомопределило особенности европейской средневековой картины мира. В условияхвсеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи толькохристианская церковь в течение многих веков оставалась единственным социальными духовным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы.Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительнобыло то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознаниенаселения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных ичаще всего малодостоверных знаний о мире христианство предлагало людям стройнуюсистему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.Особую роль играла эмоциональная притягательность христианства с его теплотой,понятными нормами социального общежития и проповедью любви, с романтическойприподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, сутверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции.
Христианство положилоначало совершенно новой культуре — культуре, признававшей в человеке личность иего свободу, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога какна высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Более того, пожалуй,никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрическихпредставлений о мире. Разделив человека на два начала — тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. Вхристианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа надтелом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры,приходит образ одухотворенного человека.
Средневековый европеецбыл, безусловно, глубоко религиозным человеком. Картина мира, целикомопределившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образомна образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние векаисходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставлениеБога и природы, Неба и Земли, души и тела. Мир виделся как своеобразная аренапротивоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей былоглубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес ивоспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально.
В самом общем плане мирвиделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, каксимметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершинаодной из них, верхней — Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей:сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которыепостепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню — архангелы,ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархиювключаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней,ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаютсяживотные, потом растения и потом — сама земля, уже полностью неодушевленная. Адальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, ноопять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, понарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второйпирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его спротивоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог — олицетворение Добра и Любви, то Сатана — его противоположность, воплощение Злаи Ненависти.
С христианством тесносвязана и средневековая философия, по сути, она является продолжениемхристианских идей, преломленных и обосновываемых с точки зрения рационального.В вопросах бытия царила идея творения. Если в античности боги были частьюприроды, то в Средние века бог рассматривается как внеприродное начало.Фактически это означало постановку знака равенства между богом и бытием. Богуприписывали атрибуты, которые в античности приписывали бытию: вечность,неизменность, самотождественность; мир же при этом рассматривался каквременный, изменчивый, склонный к разрушению. Но мир был творением бога, апотому считалось, что он несет на себе печать бога, т.е. печать совершенства.Это нашло выражение в средневековой формуле: «Бытие и благо обратимы».Дьявольское начало в средние века уподобляли небытию. Если бог есть бытие и онсотворил мир, наделив его существованием, следовательно, в мире не можетсуществовать ничего плохого, в том числе и зла. А из этого следует, что любоезло — это небытие, которое только «притворяется» бытием. Тогда полагали, чтоборьба добра со злом предрешена заранее, поскольку только добро обладаетподлинным бытием, тогда как зло — это небытие. Следовательно, зло, как бы многоего ни было, не может уничтожить добро, т.е. благо.
В основе средневековой познаниялежала идея откровения. Если высшим бытием является надприродный бог, топознать его рациональным путем невозможно. По этой причине единственный путьпознания бога — это вера и откровение, т.е. знание, которое получают не путемлогических рассуждений, а путем сверхъестественного получения знания через веруот бога.
Массовая средневековаякультура опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания.Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культурамолитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Вместе с тем значение слова,написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре было необычайновелико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклинания, проповеди,библейские сюжеты, магические формулы — все это тоже формировало средневековыйменталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающуюдействительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов,содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать иизвлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многиеособенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие впространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесновооруженного менталитета. Даже живопись там была прежде всего явленным словом,как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все,скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл. Поэтому для средневековогосознания, средневекового менталитета культура прежде всего выражала смыслы,душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, вотличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, какописывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников.Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся егодеятельность.
2.Православие — исторический выбор русской культуры
Одним изважнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российскойкультуры является утверждение на Руси православия как особой ветвихристианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимсятрадициям.
Религияиздревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любойкультуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представленийо человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами,имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир истала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческиеверования. В течение длительного времени, вплоть до ХХ века, христианствоостанется доминантой культуры.
ПринятиеРусью христианства стало идеологической основой феодальной культуры и оказаловоздействие на всю средневековую культуру. По своей сути это событиепредставляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора,который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял наразвитие социально-экономических, политико-правовых процессов.
Охристианстве на Руси знали очень давно. Процесс христианизации Руси началсянезависимо от принятия христианства как государственной религии.
Христианствов ту эпоху было очень сильным и популярным течением, которое находило всебольше и больше сторонников (нечто вроде современных партий, разделяющихкакую-то идеологию). Не была исключением и Русь, в которой православиепостепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но негосударственной.
Распространениехристианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степенисовпадали) происходило быстрее. Предпосылкой крещения Руси, возможно, стало то,что вдова князя Игоря (правил Русью с 912 по 945 гг.), княгиня Ольга,управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение. По мнениюнекоторых ученых, обращение Ольги в христианскую веру было тактическим ходом всложной и запутанной дипломатической игре с Византией. Как бы там ни было,нельзя отрицать и того факта, что за этим событием стояло личное побуждение, воснове которого лежала вера.
Христианствона Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа.В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился вСкифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся досреднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, чтоКиев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал черезНовгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, наБалтику и далее вокруг Европы в Рим.
Распространениехристианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев-просветителей — Кирилла и Мефодия. Сначала Константин (который принял имя Кирилл незадолго досмерти, уйдя в монастырь) и Мефодий жили в Константинополе. В 862 году князьРостислав, правивший Великой Моравией, которая уже приняла христианство,пригласил их в качестве учителей, которые проповедовали бы христианскую веру наславянском языке. Благодаря этому был сделан перевод Библии на славянский язык.Лишь позже они попали на Русь.
Принятиехристианства было для Руси неизбежным событием. К моменту крещения Руси уже начала формироватьсярусская государственность, и какая-то религия, которая была бы единой для всехбез исключения славян, должна была быть принята.
Проблемавыбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути,стояла перед Русью очень остро, так как речь шла о достижении национальногосплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен(в том числе и в форме единого государства) и о геополитическом самоопределениидревнерусской народности в координатах «Запад-Восток» и «Север-Юг», постепенноприобретавших не только географический, но и политический,культурно-религиозный смысл. Вместе с направленностью национальных интересов(включая выбор наиболее естественных союзников и определение главных угрозсвоему национально-государственному существованию) выявлялось направлениесобственного территориально-государственного и национально-культурногоразвития.
Согласнолегенде, князь Владимир долго думал о том, какую религию лучше принять. Русьпроявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах.Но обе эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусскогогосударства.
В самомобщем виде предпочтение христианства восточным религиям, высказанное русскимикультурными людьми в Х веке вполне понятно. Здесь сказались: ориентация наэкономически и культурно развитые страны Европы; признание объединяющих,сплачивающих людей функций христианской церкви (политических, социальных,культурных, идеологических, религиозно-культовых); очеловеченность христианскихпредставлений о Боге и его отношениях с людьми, делавших религию душевноблизкой и органичной людям различного социального, этнического, языкового происхождения.
К числуважнейших предпосылок исторического выбора христианства Древней Русью можноотнести: особое геополитическое положение Руси (заключавшееся в ее нахождениимежду Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовнойжизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций) иисторически сложившуюся юго-восточную направленность торгово-экономических,внешнеполитических, идейных интересов Руси (поскольку на протяжении многихвеков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основнойобмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северномнаправлении, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины).
Культурно-историческийвыбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именновосточной ветви христианства, развивавшейся в соседней Византии и получившейвпоследствии имя «православия» также не был случайностью. Он был продиктован нетолько государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоевраннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своейполитике, но и потенциальной «предрасположенностью» древней восточнославянскойкультуры именно к такому, а не иному выбору.
Летописьне содержит убедительной мотивации именно этого решения. Очевидно, в глубинеосуществленного Русью культурно-исторического выбора заключено несколькоразных, хотя и тесно связанных мотивов принятия нужного на том этапе для Русирешения, и ни одного из них не следует отвергать, стремясь рассматривать их всовокупности, в единстве.
1. Напервом плане мотивации была территориальная близость Византии как культурного,религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важныйфактор своего исторического развития (что проявлялось в различных формахпритяжения и отталкивания — от торговых и культурных связей до завоевательских,нередко просто грабительских походов «на Царьград»). Несомненно, что во всехотношениях Константинополь как культурно-политический и духовно-религиозныйцентр был для Руси (не только чисто территориально, но и в ценностно-смысловомотношении) ближе, чем Иерусалим или Рим, не говоря уже об отдаленных аравийскихМекке и Медине. События, происходившие в Византии, были достовернее, понятнее,ощутимее верхушке древнерусского общества, нежели те, что имели место у«латинян», у арабов или в окутанной легендами Палестине; в некоторых из нихсвою роль играли или пытались сыграть и русские — князья, воины, торговцы,послы.
2. Приэтом Византийская империя была для русских не только богатым и могущественнымсоседом (соперником в делах военных, экономических и политических; предметомзависти и корыстного интереса для восточнославянских племен), но и в известномсмысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности,экономического и духовного богатства, как пример, образец, эталон оптимальногообщественного устройства — централизованного, иерархизированного,регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониальногохарактера. Можно даже сказать, что создателям древнерусского государства былоуже недостаточно жить за счет своего великого соседа, однако неприемлемым, да иневозможным было жить под его эгидой или покровительством; задача состояла втом, чтобы стать державой, равновеликой Византии, быть ее партнером, союзником,быть может, конкурентом во всех международных делах, — но «на равных», как двапобратима. Крещение могло сознаваться в этом контексте как акткультурно-исторического «выравнивания», «братания», ценностно-смысловогоуподобления.
3. Излетописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князяВладимира от христианства в его западном варианте (будущее католичество). Еслисудить по тексту «Повести временных лет», посланцы папы римского старательнодоказывали минимальности своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, незадавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, чтовыбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков,действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихсяобычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характернодля восточных славян (как, впрочем, и для всех народов, находившихся наподобной стадии развития родового строя). В этом отношении древнерусскаянародность, еще только складывавшаяся в Х веке, была в этнокультурном отношенииблизка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм.Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры (а именно такследует рассматривать Крещение Руси) должно было опираться — хотя бы условно ичастично — на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.
4.Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с факторамикультурно-политического характера. Принятие западной ветви христианстваозначало для Руси признание над собой власти папы (по крайней мере, духовной;однако пример государств Западной Европы показал, что папская власть претендуети на светское господство, включая внешне- и внутриполитическую сферы). Подобнаярелигиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраиваладревнерусских князей с их естественным стремлением к государственнойсамостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждениюи не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапесвоего национального становления и развития древнерусская народность,стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению.
Такимобразом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получилаидеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом вкультурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.
Заслугав крещении Руси принадлежит князю Владимиру, который первоначально принял христианствосамостоятельно, а затем решил сделать его государственной религией.
Относительновопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году вКорсуни (греческий Херсонес в Крыму). По второй версии князь Владимир крестилсяв 987 год в Киеве, а по третьей — в 987 году в Василеве (недалеко от Киева,теперь г.Васильков). Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, т.к.монах Иаков и летописец Нестор согласно указывают на 987 год. Монах Иаковговорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также,что на третий год Крещения (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взялего. Летописец Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е отсотворения мира, что соответствует 987 году от рождества Христа(6695-5508=987).
Русскаяправославная церковь сразу же стала стремиться к независимости отКонстантинополя. Греческие митрополиты, которые стремились укрепить свою властьнад русской церковью, рано столкнулись с мощным противодействием. По-видимому,это было обусловлено тем, что князья стремились к независимости Руси, иподчинение Византии, хотя бы в вопросах веры, было для них нежелательным.Первые русские святые были канонизированы в первую очередь по политическимпричинам и вопреки мнению византийских митрополитов.
Русскаякультура к моменту принятия христианства была достаточно сильной и самобытной,чтобы «переварить» новый элемент, в результате чего возникло специфическоерусское православие.
Естественно,принятие христианства не проходило полностью безболезненно. Компромисс междухристианской идеологией и догматами православия, с одной стороны, и языческимиверованиями — с другой, как раз является прекрасным свидетельством этого.По-видимому, русская православная церковь достаточно рано столкнулась ссопротивлением народа, который издавна верил в своих богов и вряд ли желалпоступиться своей верой. Христианство вобрало в себя элементы язычества, безэтого оно просто не было бы принято народом, для которого оно оставалось бынепонятным и чуждым. Благодаря этому двоеверие на Руси не носило характераобщественного раскола: языческие верования гармонично сосуществовали схристианскими представлениями, и на такой симбиоз церковь смотрела сквозьпальцы.
Не всежители Руси были согласны расстаться со старой верой. В частности, оченьсильное сопротивление новой религии оказали север и восток Руси. Например, в991 году новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима.Для подавления новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян. Крометого, жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, изаявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты то и деловспыхивали и в других местах на Руси. Причиной столь враждебного отношения былаприверженность населения традиционным обрядам.
Окончательнуюпобеду христианского учения можно относить только ко времени татарскогонашествия, а все время до этого на Руси существовало своеобразное двоеверие,при котором деревня просто продолжала свою прадедовскую религиозную жизнь,числясь крещеной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковнойсферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только незабывали своего язычества, с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами ижизнерадостными карнавалами-игрищами с их танцами, музыкой гусляров, пением, нои поднимали свои старые, религиозные верования на более высокий уровень,соответствующий расцвету русских земель в XII веке.
Новоемногонациональное государство развивалось на основе не национальной, арелигиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным.Православная церковь формировала душу русского народа, приучила русскогочеловека к аскетизму, сдержанности, отрицанию материальной жизни, оторванностиот жизни, служению идеалам. Русская идея в большей степени связана с общиной,чем западная. Известный русский мыслитель Н.А.Бердяев верил в избранностьрусского народа, в то, что он несет особую миссию: «Русский народ принадлежит крелигиозному типу… Этические идеи русского человека очень отличны отэтических идей западных народов, и это более христианские идеи».
Сегоднянет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромнойисторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и вкультурном. По существу, история русской (древнерусской) культуры тольконачалась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится,таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-историческогоразвития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом,социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен,разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениямии Великой Степью — жизненным пространством кочевых народов, — возниклоевропейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченноеединой идеологией и созидательными устремлениями. Так, в самом общем видеобычно определяется значение христианизации Руси в отечественной истории.
христианство православие русь

Заключение
Религия исстарисопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказываетвоздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.
Изменения, связанные снаучно-техническим развитием общества, не могли не отразиться на религии.Соотношение сил стало другим. Раньше люди обращались к идее высших сил дляобъяснения всего непонятного. С появлением науки необходимость этого если не исчезла,то заметно уменьшилась. Означает ли это, что теперь религия не нужна? К такомувыводу приходят многие люди. Однако более справедливой кажется другая точказрения.
Конечно, развитие наукиоказало воздействие на религию и религиозную картину мира. Но это лишь значит,что в настоящий момент меняется не религия, а лишь понимание религиозности.Человек теперь не так беспомощен перед лицом природы, и он больше не нуждаетсяв идее всемогущего, защищающего бога. Но разве из этого можно сделать вывод,что человек совсем не нуждается в боге? Перед религией в настоящий момент стоитзадача приспособления к новым условиям. Религия в прежнем смысле этого словаизжила себя, теперь она неспособна помочь людям решать стоящие перед нимипроблемы.

Литература
1. Гуревич П.С. Культурология.Учебник для вузов. — М.: Проект, 2003. — 336 с.
2. Попов Е.В. Введение вкультурологию. Учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 336 с.
3. Радугин А.А. Введение врелигиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. — М.:Центр, 2004. — 240 с.
4. Радугин А.А. Культурология.Учебное пособие. — М.: Центр, 2001. — 304 с.
5. Соколов В.А. Культурология. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 224 с.
6. Шульгин В.С., Кошман Л.В., СысоеваЕ.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX-XX вв. Пособие для вузов. — 3-еизд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2002. — 480 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.