ХРАМ СУРЬИ В КОНАРАКЕ
Сооружение храманачалось в «благоприятный» пятый год правления раджи (1240-1241). Обэтом свидетельствует автор хроники Падмакешары: «Махашрама Нарасимхадева кконцу пятого года своего победного, блистательного правления повелел, чтобыхрам в образе колесницы был выстроен для Парамасурьядевы (бога Высшего солнца)на земле Аркакшетры». Весь ансамбль храма состоит из трех частей. Танцевальныйпавильон, где храмовые танцовщицы исполняли ритуальные танцы, находитсяотдельно от двух других. Крыша его обвалилась, но еще крепкие стены хранятбылую красоту. Снаружи они сплошь покрыты горельефами, изображающими как бызастывших в танце полногрудых танцовщиц. В руках у них барабаны, флейты,цимбалы.
Другие части храма — джагамохана (зал для молящихся) и деул (святилище) — соединены. Когда-то онистояли на одной огромной платформе и представляли собой гигантскуюдвухкупольную каменную колесницу.
Перед храмом — семькаменных коней в богатой сбруе, символизирующих дни недели. Тяжелая колесницаопирается на двенадцать пар колес — по числу месяцев в году — диаметр которых,чуть меньше трех метров.
Как и все храмы вИндии, а так же скульптуры и живописные произведения, Кандарья Махадео имеет вплане мандалу – схему, модель, аналогичную модели мира. В архитектуре она носитназвание Васту Пуруша Мандала. В культурном контексте — это место напряжениякосмических сил, свершения предельных деяний, как пишет Шептунова И.И., битвыстрастей человеческих. Все ритуальные тексты, связанные со строительством,ваянием, театром содержат определённый один и тот же набор правил: изначальнонеобходимо очистить площадку, совершив необходимые ритуалы по изгнанию злыхдухов. Следующим шагом являлось определение центра — бинду (место Брахмы), изкоторого проводится окружность. В трактате Вастусутра — упанишада о символикекруга говорится следующее: «Круг-это вселенная. В его форме — дыханиежизни, как в человеке — разум. Он, согласно Вастуведе, есть вращение времени.Центр с окружностью подобны движению сознания (читта-вритта)» (ВСУ. II,6). В центре круга, в бинду, заключается Атман — душа. Круг вписывается вквадрат, который в свою очередь делится на малые квадраты (8x8 или 9x9).Точность геометрического орнамента «янтры», как и цикличностьритуала, была выражением «правильного порядка» в мироздании испособом его сохранения.
Согласно тексту«Шильпасарини», храм в Конараке принадлежит к типу Махапрашастапанчаратха прасада (пятичастного храма) и представляет собой полуторакратноеувеличение модели «махакайласа прасада», по которой построен храмЛингараджа в Бхубанешваре. Для каждой из частей конаракского храма и ансамблябыла избрана основная янтра, связанная с именем божества, которому посвящалосьсооружение. Пять частей храма Падмакешары представляют собой: мукхашала — передний зал, расположенный с востока и перекрытый четырехскатной трехъярусной«крышей»; шикхара — башнеобразная часть центрального святилища,поднимающаяся над гарбхагрихой- целлой, в которой помещалась главная статуябога, а так же три окружающие шикхару небольшие башенки, нишашикхары, с юга, сзапада и севера. Таким образом, как пишет Шептунова И.И., главное святилищеоказывается окруженным, включая входную часть мукхашалы, четырьмя приделами,посвященными четырем стражам стран света — дика-палам и вместе с тем четыремипостасям солнечного бога — в зените и надире, на востоке и на западе.
На одной оси с центромцеллы, с востока, на площади перед храмом находилась колонна — Аруна-стамбха,посвященная утренней заре, затем — квадратное в плане и повторяющее силуэтмукхашалы нат-мандир (здание театра).
Каждая янтра-мандалаимеет свой сакральный текст, поясняющий значение всех ее деталей — кругов,лотосов, количества их лепестков и т.д. Для шикхары использовалась «Сурья-янтрао 12 аваранах» (оболочках-защитах), соотносящая навершие храма — амалаку — слотосом центральной мандалы, а малые шикхары приделов — со странами света,оберегаемыми четырьмя ипостасями Сурьи — это Пушан, Митра, Аруна, Хари-дашва.Центр мандалы соотносится с высшей формой бога — Бхаскара. «Пуджа Сурьеприносится в центре вместе с Майей и Чхайей (имена супруг Сурьи, воплощающихего „энергию“ — шакти). Если сооружается здание для приношений Сурье,то оно должно быть построено точно в соответствии с этой янтрой, включая четырекруга с алтарем. Для центрального зала была выстроена»Сурья-панчатья-мандала", состоящая из центрального восьми — лепесткового лотоса и четырёх 12-лепестковых.
Важно, что в янтресфокусирована и пространственная структура храма (сооружение которого тожеявляется своего рода ритуалом), и временная структура ритуала-пуджи,совершаемого в уже действующем храме. Движение в ритмично организованномархитектурном пространстве оборачивается «чтением» пространства вовремени, а временной ритм ритуала — как бы «прохождением» сквозьпространство.
План-янтра — развивается в сложный организм, синтезирующий геометрию архитектурных форм сживой изобразительностью скульптурного декора, каждая деталь которого такжеимеет свою каноническую микроструктуру, соотнесенную со структурой целого.Иконография изображения богов и героев описывается в Шильпа-шастрах, гдерекомендуются определённые пропорции, позы, одежды. Существует система подобияприроде, например, руки и шея походи на хобот слона, пальцы рук на бобы и такдалее.
Человеческая фигураделится по высоте на семь, восемь или девять частей, в зависимости от характераперсонажа. Боги и герои, например, имеют голову равную одной девятой тела. Дляболее низкого происхождения пропорции равны один к семи. В тексте так жеобозначены четыре основные положения фигуры, опять же в соответствии сэмоциональным состоянием изображённого:
— самбханга (покой исозерцание)
— абханга(расслабленная, естественная поза с лёгким изгибом)
— атибханга и трибханга(сильный изгиб тела, энергичное движение)
Как уже было отмечено,любое дело в Индии начинается с янтры, или мандалы, даже уборка дома, когдасхему рисуют на пороге. Так и в изготовлении горельефных панно. Янтра«держит» поле изображения, как узда и ограда. В квадрат (водыизначального океана), вписывается круг (символ неба). Квадрат делится линиейогня -анги-рекха (вертикальной) и линией воды -ап-рекха (горизонтальной). Отсоюза неба и воды рождается земля-ромб, и всё оживает под действием косых линийветров — марутурекха. Как свидетельствует Вастусутра-упанишада (трактат оскульптуре), если Изображение вписано в круг и по главным линиям янтраы, то ононе только символически совпадает с макрокосмосом, но и обретает равновесие иблагородные пропорции. «Горячие» позы (тайджаса) воинов и героев, каки полёт небожителей или демонических персонажей, например, должны бытьрасположены по линиям ветров.
Как пишет Шептунова:«Храм Сурьи в целом и в каждой своей детали несет емкий образ, за которымтянется цепь поэтических и символических метафор». Солнечное божество одного издревнейших и универсальных образов в мифологии человечества. Сурья Ригведы — прежде всего учредитель мирового порядка, отмеряющий пространство и время,создатель дня, страж закона с всевидящим оком. Он окружен целым сонмом своихспутников (или ипостасей-эпитетов), отражающих в своем многообразии разныеприродные силы и состояния. Солярная символика включала в себя мотивы лотоса,коня, колеса-чакры, колесницы, широко представленных в скульптуре Падмакешары.Наиболее емкий из них — образ колесницы, запряженной семью разноцветными (вдругих версиях — белыми или золотыми) конями, на которой бог едет по«верхнему» и «нижнему» небу.
В упанишадах колесо иколесница становятся символом психофизической природы человека.«Катха-упанишада» сравнивает с ней процесс восприятия и мышления:«Знай, что душа (атман) — это седок, тело (шарира) — колесница, высшийразум (буддхи) — возничий, а ум (манас) подобен поводьям; чувства же — этолошади, а их возбудители — дороги, по которым они идут». ВишнуитНарасимхадева I, повелевая построить храм в образе колесницы, конечно,ассоциировал себя с идеальным кшатрием Арджуной и в облике храма косвеннопрославлял свои военные подвиги. Огромный геральдический лев, попирающий слона(Гаджасимха), украшал восточный фасад шикхары, повторяясь в меньших размерах вдругих частях здания. В его образе зашифровано имя раджи Нарасимхадевы(«человекольва», аватары Вишну). Нарасимхадева и сам изображен вскульптурных панно храма как воин-лучник, как смиренно поклоняющийсяйони-лингаму, как принимающий дары подданных, т.е. в разных образахсправедливого царя, дхарма-дхары, как бог Солнца, поддерживающий высший законкосмического порядка. Образ колесницы решен в облике храма Падмакешары скореевнешне, на уровне скульптурного декора, в виде колес цоколя и скульптур«запряженных» в него коней. Сама структура храма-шикхары восходит киной модели, в которой фаллическая символика (лингам) соединяется с символикоймифической горы (Меру, Кайласа) как центра мира, главной опоры — аналогатройственной модели космоса в виде двух колес и соединяющей их оси.
На этой горе-вселеннойразмещаются все ярусы мироздания, начиная от «низа», представленногов пластическом декоре в образах земных животных и мифических«макара», до «верха» — солнце-лотоса, который изображает исимволизирует навершие храма (амалака). Как уже говорилось, храм строился поВастапуруша-мандале, т.е. «храм — это и тело человека-пуруши, и он скульптурен,ибо скульптура как вид искусства исходит из пластической выразительности тела иматериала, его массы». Интерьер храма предназначен для бога и его служителей.Остальные созерцают здание, его детали и целое снаружи, сохраняя древнейшиетрадиции мегалитической культуры — ритуала и храма под открытым небом,связанного со всеми точками горизонта. Здание становится скульптурой,помещенной в «интерьере» небосвода, изображением абстрактной идеимировой оси. Скульптурный декор прорастает из тела храма, подчеркивая егосимволическую структуру, но не конструкцию, модули скульптуры и архитектуры вшильпашастрах едины и исходят из размеров человеческого тела (толщины пальца,фаланги, ладони, стопы и т.д.), причем главный модуль «хаста-катхи»для каждого строения избирался по реальным размерам «локтя»сутрадхары данного комплекса или его «яджамана» — жертвователя.
В пределах ближнегообзора, — на цоколе, нижних фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихсяпо всему фасаду, — размещались рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдови прочих животных, занятых своей обычной жизнью среди листвы и плодов. Рядом сними в обрамлении архитектурной орнаментики — медальонов, пилястр, на спицахогромных колес изображались небольшие жанровые сценки, традиционные в индийскойпоэзии. Многие рельефы изображают моменты из истории сооружения храма: отрядывоинов в походе, носильщиков с отесанными камнями, ловлю и приручение слонов идаже прибытие редкого подарка из Африки — жирафа. Изваяния, расположенные вверхних ярусах, более крупного масштаба, выполненные в технике круглойскульптуры, ясно читались на фоне стены, покрытой ковровым узоромархитектурного декора — именно здесь изображались небожители.
В статье ШептуновойИ.И. даётся следующее описание: «Улыбающийся бог Солнца взирал с четырех стеншикхары на все стороны света. С террас мукхашалы ему в ответ улыбались полныежизни, сияющие сурасундари — небесные музыкантши. Радость и благодать — эмоциональная доминанта образа бога и посвященного ему храма. И наконец, всяповерхность стен, башен и перекрытий храма объединяется богатейшей,орнаментально ритмизованной в рельефе пилястр, карнизов, ниш и капителей игройсветотени. Можно сказать, что солнечный свет, обливающий с небес поверхностькамня, прообраз сияющего Бхаскары, входил в художественный замысел храма, как ивстреча солнца на земле Падмакшетры, подобно лотосу встающего из утренних вод,была непременной частью древнейшего синтеза в празднике Парамасаура — единениячеловека и мироздания».
Большинство изображенийздесь посвящено теме любви. Каменный декор сохранился далеко не полностью, но ито, что дошло до наших дней, производит потрясающее впечатление. Сложный, почтикружевной орнамент сплошь покрывает разнообразные плоские и фигурныеповерхности бесчисленных выступов и углублений, которые служат постаментами инишами для крупных горельефов, отдельных фигур и скульптурных групп. Живописныйконтраст между мелкой, затейливой резьбой орнамента и монументальными формамичеловеческих фигур создает все новые и новые, необычайно прихотливые, но всегдагармоничные соотношения объемов, линий, богатейшую игру светотени, непрерывноменяющуюся в зависимости от угла зрения, состояния неба и времени суток.
Скульптурные группы,представляющие собой в основном любовные пары, настолько причудливы по композиции,что не сразу постигаешь сюжеты изображаемых сцен. В упанишадах говорится опроявлении великого божественного начала в единении двух противоположных полови о священном «единстве дуализма». Вместе с тем, можно говорить овлиянии развитого культа богини-матери, начиная с глубокой древности, спочитанием женщины, её производительных функций, а так же обожествлениемчувственной любви. Кроме храма Солнца в Конараке, приблизительно в то же времябыл возведен в Кхаджурахо (штат Мадхья прадеш) еще ряд храмов с эротическимискульптурами.
Храм Сурьи в Конаракеявляется одним из примеров высшего достижения средневековой архитектурыВосточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Недаромодним из названий храма Сурьи было Падмакешара — «пестик лотоса».
Если сравнивать схрамовым китайским искусством, то сразу нужно отметить, что храм и в обеихкультурах является средоточием энергии, только если в индийском храме онасконцентрирована, то в китайском — ци циркулирует, в плане учитывается движениена вход и выход, одновременно замкнутость и разомкнутость. Так же в обеихкультурах важна двойственность, мужское и женское начала — инь-ян, линга -йони,эта двойственность учитывается в пластике форм, в декорации. В форме храмыобеих культур имеют четырёхугольник, но если в Китае это символ неба, то вИндии — символ воды, то есть разные приоритеты природных сил. В планепреобладает симметрия, но если китайские храмы — это лёгкие, полые конструкции,то индийские -массивные, твёрдо стоящие на земле, полностью из камня, нетстремления облегчить визуально постройку; если китайский храм вписывается вприродное пространство, гармонирует с ним, то индийский -доминирует надприродным ландшафтом. Но неотъемлемый элемент храмового комплекса обеих культур-водоём, в котором отражается храм, носящий символически-религиозное значение.
Списоклитературы
1. ШептуноваИ.И. Скрытое в камне: космогония «Вастусутра-упанишады»/ / Религия иискусство. Материалы научной конференции в Гос. институте искусствознания 19 21мая 1997 года. / Рос. акад. театрального искусства, Гос. ин-т искусствознания,Науч. совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания отделениялитературы и языка Рос. акад. наук; науч. ред. И.П. Ильин. М.: изд-во «ГИТИС»,1998.
2. ШептуноваИ.И. КОЛЕСНИЦА СОЛНЦА -ХРАМ СУРЬИ В КОНАРАКЕ Электронные данные/ Индуизм:искусство: Индуистский храм, С. 195. Индуизм: религии, искусство,повседневность, С. 2586.- 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)- Директ-Медиа.