Содержание
1.Введение
2.Историяхристианства на Кубани
3.Михайло-АфонскаяЗакубанская общежительная мужская пустынь
4.Историяхрама св. вмч. Георгия (г. Краснодар)
5.Переченьхрамов и церквей г. Краснодара
6.Заключение
7.Списокиспользуемых источников
1. Введение
История России неотделима от христианства.
Россия прошла справославием более чем 1000-летний путь. Защитником «Веры и Отечества»изначально называло себя казачество, и поэтому рядом с войсковым атаманомвсегда был и войсковой священник.
Возрождение духовныхтрадиций русского народа сегодня связывают, прежде всего, с возрождениемправославной культуры. Уникально храмовое зодчество и история Екатеринодарскиххрамов: Свято-Троицкого и Екатерининского соборов, церквей Свято-Ильинской исвятого великомученика и Победоносца Георгия, с первыми каменными постройкамигорода, церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»и богодельней, часовней и закладным камнем на месте уничтоженного Белоговойскового собора Александра Невского, Поклонного Креста с именами Кирилла иМефодия.
Многие монастыри былиразрушены и разграблены в двадцатые годы прошлого века. В 1995 году поблагословлению Его святейшества Патриарха Московского и всея Руси на территорииКраснодарской Епархии в станице Роговской Тимашевского района был учреждён скит(малый монастырь) в память о первоклассном монастыре, располагавшемся на землеЧерноморского казачьего войска.
Но некоторые храмы сохранилисьи до наших дней, как, например, храм Святого Онуфрия в г. Анапа.
С 1802 по 1879 годпросуществовала преогромная деревянная Воскресенская церковь, а в 1872 г. в Екатеринодаре было закончено строительство белокаменного Александро-Невского собора. Тудабыла перенесена богатая церковная утварь и регалии. С этого времени духовнымцентром Кубанского казачьего войска и местом проведения самых торжественныхцеремоний становится Александро-Невский Собор работы местных архитекторов,братьев Черников. Но он был разрушен в 30-е гг. XX века.
В январе текущего года Городская дума Краснодараутвердила муниципальную целевую программу на 2005 — 2007 годы«Восстановление и реставрация православных храмов», в соответствии скоторой в течение трех лет будут осуществляться работы по ремонту храмов вКраснодаре.
По предложению митрополита Исидора, в список объектов,требующих реконструкции в текущем году включены: Свято-Вознесенский храм в пос.Пашковском, храм Рождества Богородицы в станице Старокорсунской иСвято-Никольский храм в поселке Гидростроителей.
Совместно с комитетом гордумы по вопросам местногосамоуправления, казачества, ветеранского движения, делам военнослужащих,миграции, межнациональным и религиозным отношениям принято решение о включениив список храма великомученика Иоанна-воина. Также будут направлены средства навосстановление войскового собора благоверного князя Александра Невского.
2. История христианства на Кубани
Майкопская и Адыгейская епархия Русской ПравославнойЦеркви расположена в центральной части Северного Кавказа, который с древнихвремен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучениябыли занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности АндреяПервозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой апостол АндрейПервозванный в 40 г. от Рождества Христова проповедовал христианство средигорских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол СимонКанонит, могила которого, согласно церковного предания, находиться в г.Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. Вначале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани упричерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинствонартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святыхапостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием,Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.
Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великихцивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высокомуровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, натерритории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской верынашло среди древних адыгских племен благодатную почву.
В первые века н. э. адыгские племена имели тесныеторговые связи с Боспором, Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказпроходила трасса «Великого шелкового пути». В эпоху императораЮстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на Северном Кавказе еще болееусилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией Римской империи. Именно кэтому времени относится начало обращения адыгов в христианство и появление наКавказе греческих миссионеров. Воспоминания о Юстиниане надолго сохранились вадыгском фольклоре: «Греческий император Юстиниан, — говорит адыгскийпросветитель Ш. Ногмов, — по сказанию старцев — Юстин или Юстук, был союзникомадыгского народа и даже называл себя адыгейским витязем. С помощью предковадыгов он одолел врагов империи. После того Юстиниан обратил милостивоевнимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство.Адыги приняли его без сопротивления, что и послужило сближению двух этихнародов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что дляподтверждения своих слов люди клялись юстиниановым столом или троном».
Византия прилагала большие усилия для распространенияхристианства на Северо-Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги иабхазы имели свои епископские кафедры.
В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянскиепросветители братья Кирилл и Мефодий. В это время Таматарху был вполневизантийским городом, имевшим свою епископскую кафедру. Силуэт города определялкафедральный собор, окруженный церквями и монастырями. Побывали Кирилл иМефодий и на земле адыгов.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. Впамять об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст.Ново-Михайловской. До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископТаматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов(касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именноот священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Христианские священники – шогени («шеуджен») иепископы («шехник»), упоминаемые во многих адыгских сказаниях,принимали меры к распространению христианства греческого обряда. Преданиесохранило даже название места, где жил первый епископ, пришедший из Греции. Ононаходится недалеко от Нальчика и называется «Лесистый курган». До насдошли строки, прославлявшие священника, обитавшего на «Лесистом кургане»:
Шехник наш защитник и воспитатель,
Шехник наш свет.
Он парит в воздухе, как земная птица,
Поднимается под облака
И видит творящих беззаконие.
Ребро его — не простая кость,
Но кость слоновая.
Воспитатель рассуждал о законе Божием…
И ангелы беседовали с мудрым старцем,
И благородный золотой крест сияет на его груди.
В те времена, как говорят сами черкесы, народ отличалсянабожностью, твердой верой, и никто не клялся именем творца, считая это грехом.По свидетельствам писателей, лиц, посетивших земли адыгов, они называли себяхристианами, крестили детей по достижению ими 18 лет. По тогдашнему обычаю вцерковь ходили лишь 60-летние старцы. Остальные же молодые и пожилые людистановились у входа. Это было связано с тем, что черкесы жили грабежом исчитали недопустимым входить в храм, пока не оставят грабеж.
Ш. Ногмов так оценивает значение обращения адыгов вхристианство: «Под влиянием союза с Юстинианом, черкесское духовенство,проникшее в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами ипросвещение. Христианская вера процветала на Кавказских горах, будучиподдерживаема греческим духовенством, заменявшим убывших епископов исвященников новыми. От них произошли многие дворянские роды».
Итак, согласно письменным и археологическим источникомуже с IV в. после легализации христианства в Римской империи, оно значительноусиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этимначинает более успешно проникать в среду горных народов Северного Кавказа.
Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, вдуховном отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначалисьВизантией. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе(Таматархия), Зихополисе и Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского соборавстречается имя Зихийского епископа Дамиана. Большое влияние на процессхристианизации Северного Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия,которой удалось в церковном отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Соборподчинил Грузинскому Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставеимператора Льва Мудрого (849-911 гг.) говорится о существовании Тмутараканскойи Никопской архиепископий и упоминается Аланская митрополия.
Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяетсявлиянием Русской Православной Церкви, просветительская деятельность которойначалась сразу после крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченскогопролива объединились в союз, именуемый Таматархией (Тмутараканью), с центром наТаманском полуострове. К концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионерусским. Князь Мстислав в 1022 г. сооружает здесь храм во имя ПресвятойБогородицы, в память о победе над косожским князем. Вместе с основаниемТмутараканского русского княжества на Северном Кавказе возникла первая русскаяепархия, просуществовавшая около ста лет. Сюда в 1008 г. назначается первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен Киево-Печерскойобители, в Тмутаракани основывает монастырь, в котором провел 10 лет своейжизни. Среди кавказских народов христианство было более всего распространено уаланов. Аланская митрополия занимала 61 место в составе КонстантинопольскогоПатриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что Максим Исповедникнаходился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней Хумар. Приход вXIII в. монголов потряс аланскую державу и привел к упразднению Аланскоймитрополии. В то же время на Северном Кавказе возрастает роль Зихийско — Матрахской епархии, возведенной в ранг митрополии. В XIII в. на СеверномКавказе появляются генуэзцы, исповедавшие католичество. В 1346 г. здесь организуется Зихийская католическая епархия и назначается епископ — францисканец Иоанн.Однако успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря обэтом периоде, Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами,исповедующими греческую веру». Еще в 1396 г. митрополит Зихийско — Матрахский Иосиф имел свою резиденцию в Матрахе (Тамани). С приходом наКавказ турков в XV в. среди кавказских народов огнем и мечом насаждаетсямусульманство. С укреплением русского государства в Москву неоднократноявляются послы адыгов с просьбой о помощи. Они высказывают желание восстановитьв своем народе христианство, но трагические события смутного времени вРоссийском государстве помешали оказать помощь горским народам.
В 1602 г. основывается Астраханская епархия, долгоевремя распространявшая свою юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. ПервыйАстраханский епископ Феодосий имел титул «Астраханский и Терский» поимени двух главных городов епархии. С середины XVII в. Терки является главнымцентром православия на Северном Кавказе. В 1664 г. здесь было уже два храма и монастырь. По указу Петра I в 1723 г. в титул Астраханских преосвященных вносится наименование «Ставропольский». В 1745 г. в Кизляре создается осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерскойдеятельности среди кавказских народов. В 1703 г. была организована Моздокско — Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена осетинская духовнаякомиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили — Токаова), который был посвящен в сан епископа. В 1799 г. эта епархия была упразднена по причине малочисленности церквей, как сказано в докладеСвятейшего Синода. К этому времени Моздокская епархия состояла из 75 церквей и73 молитвенных домов, в ее штате было 160 священников. С 1792 г. черноморские казаки переселяются Кубань. Их духовное окормление поручается епископуФеодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 г.). В 1799 г. Кубань посетил новый епископ Феодосийский Христофор. А в 1824 г. состоялось открытие духовное училища в Ставрополе.
В 1829 г. была образована Донская епархия. Первыйепископ Афанасий получил титул «Новочеркасского и Георгиевского». Всеправославные приходы Северного Кавказа стали входить в подчинение Донскойепархии.
4 апреля 1842 г. учреждается новая епархия, именуемаяКавказской и Черноморской, кафедральным городом которой определяетсяСтаврополь. Первым епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьев,1843-1849 гг.), отличавшийся глубокой богословской образованностью иподвижнической жизнью. Для развития богословского образования 20 июля 1846 г. была учреждена Ставропольская Духовная семинария.
За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремиястоял во главе Ставропольской епархии, она достигла большого развития, и всепоследующие дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторенномуепископом Иеремией. С 1863 г. происходит изменение титула Кавказского епископана «Кавказский и Екатеринодарский». К началу XX в. Кавказская епархиянасчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии,220 — в Кубанской области, 77 — в Терской области, 15 — в Черноморском округе.
В 1885 г. Кавказская епархия разделяется наСтавропольскую, Владикавказскую и Сухумскую епархии. Первым епископомСтавропольским и Екатеринодарским стал епископ Владимир (Петров, 1886-1889гг.). В это время происходит бурный рост числа приходов, монастырей и духовныхучилищ епархии. Учитывая трудности в управлении обширной епархией, СвятейшийСинод в 1907 г. открыл Ейское викариатство, назначив туда епископа Иоанна(Левицкого). В 1911 г. открывается Александровское викариатство с назначениемепископа Михаила (Космодемьянского).
В 1919 г. уже во время гражданской войны в г. Ставрополепроходит церковный собор, одним из решений которого было образованиеЕкатеринодарской епархии. В период революционных потрясений и в годы советскойвласти Православная Церковь на Северном Кавказе находится в тяжелом положении.Из 500 действовавших на Кубани храмов сохранилось около 40, остальныеправославные общины ютились в зданиях малопригодных для богослужебных целей. В80-е гг. XX столетия число православных приходов Кубани не превышаловосьмидесяти. С середины 80-х годов начинается постепенное, но уверенноевозрождение православной жизни на Северном Кавказе. За период с 1985 г. по 1994 г. число приходов Краснодарской епархии увеличилось почти втрое. Для контроля за деятельностьюприходов создаются новые благочиния. 28 марта 1991 г. создается Майкопское благочиние с центром в г. Майкопе. А в 1992 г. Адыгейская Автономная область была преобразована в Республику Адыгея. Майкоп получает статусреспубликанской столицы. По представлению архиепископа Краснодарского иКубанского Исидора Священный Синод 26 февраля 1994 г. образовал новую Майкопско — Армавирскую епархию с центром в г. Майкопе. В составновообразованной епархии вошли Республика Адыгея и 13 районов Краснодарскогокрая. Управляющим Майкопско — Армавирской епархии был назначен архиепископАлександр (Тимофеев, 1994-1995 гг.) с титулом «Майкопский и Армавирский».В новую епархию вошло 72 прихода. С июля 1995 г. Преосвященным Майкопским и Армавирским назначен епископ Филарет (Карагодин, 1995-2000 гг.). В 1996 г. состоялось важное событие в жизни епархии — Адыгею посетил Святейший Патриарх Московский иВсея Руси Алексий II. За время существования Майкопско — Армавирской епархиичисло приходов неуклонно росло. На декабрь 1998 г. Майкопско — Армавирская епархия насчитывала 111 приходов, которые были разделены на 7благочиний.
Решением Святейшего Патриарха и Священного СинодаРусской Православной Церкви от 28 декабря 2000 г. Майкопско — Армавирская епархия была преобразована в Майкопскую и Адыгейскую. Преосвященномуновой епархии было определено носить титул «Майкопский и Адыгейский».Управляющим новой епархии был назначен Его Преосвященство ПреосвященнейшийПантелеимон.
Его Преосвященство епископ Майкопский и АдыгейскийПантелеимон (в миру Николай Васильевич Кутовой) родился 14 января 1955 г. в белорусском городе Могилеве, в глубоко верующей семье. В 1960 г. семья переезжает на постоянное место жительство в Новороссийск. Жизненный путь ВладыкиПантелеимона во многом определило посещение Свято-Успенского храма г.Новороссийска, где он обретал первые уроки христианского благочестия.
Духовное образование Владыка Пантелеимон получил вСанкт–Петербургской семинарии и академии. После окончания академии он началслужение в Смоленской епархии. В светлую пасхальную ночь 1986 г. выпускник академии Николай Кутовой был рукоположен в сан священника Русской ПравославнойЦеркви. В скором времени он был назначен в г. Вязьму благочинным и настоятелем Свято-Троицкогособора, имеющего древнюю историю. С 1990 по 1991 г. Владыка Пантелеимон был настоятелем храма Всех скорбящих радость в г. Десногорске Смоленскойобласти. Этот православный храм был открыт по благословению митрополита Кириллана территории атомной электростанции. Это были первые шаги РПЦ по открытиюхрамов на подобных объектах. В 1991 г. Владыка Пантелеимон был назначеннастоятелем Свято — Никольского храма в г. Калининграде. В мае 1993 г. в г. Смоленске он был рукоположен в сан епископа Балтийского. С 1993 г. по 2000 г. он находился в Калининградской области как викарий Смоленской епархии с титуломепископ «Балтийский». Совместно с другими православными пастырямиВладыка Пантелеимон открывал храмы, просвещал народ, обустраивал церковныешколы, работал с педагогами и военнослужащими, встречался с иностраннымиделегациями. В январе 2001 г. за труды по укреплению мира, дружбы идобрососедства между народами Владыка Пантелеимон Президентом России былудостоен высокой награды-Ордена «Дружбы», который был вручен главойадминистрации Калининградской области адмиралом Егоровым.
В настоящий момент в состав Майкопско — Адыгейскойепархии, расположенной на территории Республики Адыгея, входят 38 приходов и 1монастырь. В приходах епархии служат 40 священников и 2 дьякона.
3. Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужскаяпустынь
На территории Майкопско — Адыгейской епархии расположенединственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло — АфонскаяЗакубанская общежительная мужская пустынь. История святой обители началась вXIX в. После окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны, вЗакубанском крае стала налаживаться мирная жизнь. Казаки строили дома,возводили дороги и мосты, возделывали землю, растили детей, служили своемуОтечеству. Находясь вдали от мест своей исторической Родины, казаки всей душойтянулись к православным святыням. В некоторых станицах были построены маленькиехрамы, куда приходили станичники. Еще в 1874 г. Государь Император Александр Николаевич и бывший архипастырь Ставропольской епархии Преосвященный Герман подняливопрос об учреждении в отдаленном углу епархии монастыря. В том же 1874 г. казаки станиц Майкопского уезда (Кубанской области) Даховской, Абадзехской, Царской (ст.Новосвободная), Севастопольской, пос. Каменномостского возбудили передКавказским наместником ходатайство об отводе земель в собственностьправославного монастыря, который казаки собирались устроить среди своих селенийна горе Физиабго и долине реки Фарс. Преосвященный Герман направил в Майкопскийуезд иеромонаха Рувима, схимонаха Виталия и послушника Илью, благословив их наобследование местности для основания православной обители. Осенью того же годасхимонах Виталий отправился в паломничество на Святую гору Афон. Здесь схимонахвстретился с отцом Мартирием, поведав ему историю об основании монастыря вКавказских горах. Иеромонах Мартирий пожелал все свои духовные, физические силыи материальные средства направить на основание обители. В 1877 г. иеромонах Мартирий приехал на Кавказ. Он познакомился с проблемами казачества и обратился кПреосвященному Герману с прошением благословения доверить ему святое дело. ОтецМартирий обещал приложить все усилия для создания монастыря и пригласить братиюсо Святой горы Афон. В сопровождении делегации от казачества отец Мартирийотправился в город Тифлис, где они обратились к Его Высочеству Великому князюМихаилу Николаевичу, бывшему наместнику Кавказскому, с просьбой передать всобственность православного монастыря триста десятин земли.
Обитель была открыта в 1877 г. и официально именовалась Михаило — Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. «Михайловская»пустынь была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имякоторого носил Великий князь Михаил Николаевич. «Афонской» онаназывалась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откудапринесли частицы святых мощей в благословение строящемуся монастырю и ввели тамАфонский устав. «Закубанской» она называется по месту нахождения зарекой Кубанью, на одном из конечных пунктов казачьих поселений. Пустыньрасположилась на «бросовой» земле горного плато горы Физиабго, где вокруге на протяжении десяти километров не было никаких поселений. Так началасьистория православной святыни в Кавказских горах.
28 августа 1878 г. Святейший Синод благословил строительство монастыря и утвердил отца Мартирия главой общины. Со Святой горы Афондля возведения обители переселились иноки Успенской кельи. Для сооруженияобители братия получала по милости Божией добровольные пожертвования и дары.Отец Мартирий пожертвовал на строительство пустыни и свои средства — 55 тысячрублей.
В 1883 г. Святейший Синод утвердил по желанию братии названиеобители – «Михаило — Афонская Закубанская общежительная пустынь». Астроитель ее иеромонах Мартирий был утвержден настоятелем монастыря и возведенв сан архимандрита.
К началу 80-х годов XIX в. братия обители составляла 180человек, в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродьякона, 165 послушников. Воротамонастыря были открыты для всех сословий и званий. Среди монахов были иафонские иноки, и дворяне, и казаки, и отставные солдаты, мещане и крестьяне.
Постепенно трудами монастырской братии были возведены пятьхрамов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский,Преображенский и Троицкий. Для уединенной молитвы иноками использовалсяподземный монастырь (пещеры), сохранившийся с византийских времен. В обителибыли построены «странноприимный дом», больница, более двадцатикорпусов с кельями. В монастырский комплекс также входили мастерские:иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная,сапожная. К окончанию века в подворье были построены кирпичный и сыроваренныйцеха, открыта церковноприходская школа. Братия имела огромное подсобноехозяйство: разводили скот, запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством. Поколичеству мастерских можно судить о масштабах пустыни. Иногда в трапезноймонастыря в обед употреблялось до 300 ведер щей и 1200 килограмм хлеба. Ежегодно в мастерских обучалось до 20 человек. Святой обители ростовскиммещанином И.Г. Воркуевым была пожертвована домовая церковь в Краснодаре (приздании бывшего окружного суда). В Майкопе пустынь имела подворье. В архивахмонастыря сохранились бесценные документы, описывающие огромный монастырскийхрамовый комплекс. В обители пять храмов Божьих. Старейший по времени своегопостроения — во имя Архистратига Михаила. «С внешней стороны — этодлинное, 13 сажень, одноэтажное здание, крытое дранью, увенчанное небольшоюглавой над алтарной частью. В этом здании кроме храма помещается трапезная ибратские кельи, а также кухня с хлебопекарней. Храм не богат ни внутренним убранством,ни утварью, но замечателен именно тем, что представляет собою первое зданиеобители, как бы первое гнездышко, в котором зародилось мирное иночество в этойгористой и дикой местности, это слабое подобие того евангельского горчичногозерна, которое было посеяно любовью и молитвой скромного инока, благодатьюБожьей в короткое время возросло в ветвистое дерево и стало многолюдною иблагоустроенною обителью. Ввиду скромности этого здания уже ныне составлен насмену ему план нового грандиозного храма Божия.
Второй монастырский храм во имя преподобного Александра,первоначальника обители неусыпающих, устроен во втором этаже над помещениемнастоятеля. Освящен 25 мая 1882 г. Богослужения в нем совершаются лишь тогда,когда в обители нет паломников. Этот храм построен в форме четырехугольника: вдлину 18 аршин и в ширину — 8 аршин. Иконостас и живопись — работы обители — благолепны, но скромны.
Главнейший пока, до построения соборного, в обители храм- во имя Успения Богоматери. Зданием каменный в русско-византийском стиле.Западная часть храма обнесена с 3-х сторон обширными коридорами, значительноувеличивающими вместительность храма, в коем, в общем, вместе с хорамипомещается 2000 богомольцев. Окончена постройка в 1885 г., освящен 20 октября того же года. Алтарь храма представляет ту особенность, что разделяетсяна 3 части: собственно алтарь, помещение для жертвенника и справа-ризница.
Благолепный, в строго византийском вкусе, иконостасисполнен трудами братии обители. Несколько икон Афонского письма, присланных соСвятой горы Афон в благословение, и потому, особенно чтимых. В числе священныхпредметов храма имеется благословенный дар в Бозе, почивающегоСанкт-Петербургского Митрополита Исидора, — Икона Успения Богоматери всребропозлащенной ризе, с собственноручною подписью на обратной стороне: „Вдар и благословение Михайлово — Афонской закубанской пустыни“. Еженедельнопо понедельникам и средам перед нею свершаются братией торжественные молебны. Храмснабжен весьма ценной и благолепной утварью и украшен многочисленнымипринадлежностями доброхотных дателей. Величайшую святыню храма, предмет особогопочитания, привлекающий особенно в обитель паломников, составляют частицыЖивотворящего Креста Господня и частицы мощей 36 угодников Божьих, благоговейнохранящиеся в особых драгоценных ковчегах на престоле этого храма. Эта святыня,как гласит свидетельство настоятеля монастыря с братией, пожертвована обители „воисполнение благочестивого желания строителя Закубанской Михайловской пустыниМартирия от русского на Афоне монастыря во имя св. великомученика и ЦелителяПантелеимона в благословение“. Каждая отдельная частица нетленных останковугодников Божьих покоится в отдельном ковчежце, имеющем форму звезды сэмалированною на верхней доске надписью, какому угоднику она принадлежит.
В установленное время ковчеги с мощами переносятся священникамис престола и полагаются на аналое посреди храма для благоговейного чествованияи поклонения молящимися. Частицы мощей св. великомученика Георгия Победоносца,чтимого, как известно, и мусульманами, привлекают в обитель и Успенский храммусульман из ближайших их поселений.
К мощам св. великомученика Харлампия, чтимого какпокровителя скотоводства, с особенным усердием притекают многочисленные горцы,занимающиеся разведением скота, дающего благосостояние края, особенно вовремена повальных заболеваний и падежа, наносящих существенный вред населению.
Новоустроенный храм во имя Святой Живоначальной Троицы страпезною. Здание трапезной с новым храмом устроено на откосе, с другой стороныдвухэтажное, из камня, стены отштукатурены и побелены. С внешней стороны зданиевесьма величественное. Храм увенчан красивым куполом с вызолоченным крестом, вовсем здании полы мозаичные, стены и своды украшены живописью и библейскимикартинами. Длина всего здания — 93 аршина. В верхнем этаже помещается храм итрапезная перегородкою. В нижнем этаже устроены подвал для продуктов и печь дляотопления здания, а в особой пристройке — кельи и под ними хлебопекарня. Подвсем зданием устроены прекрасные подвалы для хранения припасов, продуктов идругих предметов. Церковь рассчитана на 1200 молящихся и обставлена трудами,заботами и искусством иноков обители. В храм ведут 3 опорные лестницы черезобширную паперть.
На вершине горы Фавор оканчивается постройкою храм воимя Преображения Господня. Названная гора возвышается над монастырскоюместностью почти на 1000 футов, а подъем на нее так затруднителен, что дажепешком подняться трудно, колесной же путь и совсем невозможен был вначале.Строительный материал для храма Божия был доставлен туда почти исключительноруками усердствующей братии и посетителей обители. Ныне на десятки верст вокругвиден великолепный храм, сияющий своими золотыми крестами. Тут же, около храма,на горе устроен дом для монашествующей братии и приемный покой для посетителей.
Постройка храма начата 20 марта 1886 г. и к 1902 г. была окончена. Церковь в византийском стиле. Весьма красивая, сложена изтесанного местного камня, полы бетонные. Храм довольно обширный на 500-600прихожан и при нем высокая колокольня; в храме очень много стенной живописи.
Распоряжением Мартирия путь на гору Фавор ныне значительнооблегчен устроением прекрасных подъемных дорожек. Немного севернее горы Фаворвозвышается другая, меньшая гора Острах ( названная Афон). На ней пред положенопостроить храм во имя всех преподобных Афонских. Для этого храма намечено местои приготовлен строительный материал. Гора Афон окружена каменными скалами,дающими обильный строительный материал, но весьма затруднителен проход на горуи только благодаря распорядительности Мартирия и усердию братии, ныне тудаустроены довольно удобные пути не только для пешеходов, но и для экипажнойезды. Только в этой местности воды совсем нет и ее нужно доставлять за многоверст из сборного бассейна».
Исторические источники свидетельствуют, что к 1917 г. святая обитель представляла собой мощный паломнический центр Кавказа. Это был мужскоймонастырь, который по числу паломников можно было отнести на второе место послеТроице — Сергиевой Лавры. Монастырский комплекс содержался трудами братии, подчутким руководством архимандрита Мартирия.
Жизненный путь архимандрита Мартирия — яркий примербескорыстного служения Православной Церкви и Отечеству. В начале 19 в. вХерсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Острового родился сын Мартин.Маленький Мартин обучался дома. Затем набожный отец послал юношу завершитьобразование в церковноприходскую школу. Спустя два года родители отправилиМартина к тетушке для обучения торговому делу. Он быстро усвоил уроки торговогоремесла и собирался открыть свое дело. Неожиданно Мартин заболел и два года былприкован к постели. Единственным утешением для него стали книги духовно — нравственного содержания, жития святых, святоотеческая литература. Размышляя опричинах своего тяжкого недуга, юноша пришел к осознанию того, что исцелить егоможет только Господь. Мартин стал молиться Пресвятой Богородице, чтобы оназаступилась за него перед Господом, обещая в молитвах в случае выздоровленияпосвятить свою жизнь служению Богу в иноческом звании. Мартин вскоре выздоровели занялся торговлей. Восемь лет он трудился в доме богатого купца. Видя усердиеи талант молодого человека, предприимчивый хозяин пожелал женить его на своейединственной дочери. Готовясь к свадьбе, Мартин решил совершить паломничество вКиев. На исповеди Мартин рассказал священнику о своем обещании Богу, и тотпосоветовал ему выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказалобо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на одингод. Мартин вскоре вновь тяжело заболел. После усердных молитв болезнь оставилаМартина. Выполняя обещание, он стал послушником Киево-Печерской Лавры. В 1857 г., через год после начала испытания, Мартин поселился на горе Афон. Здесь он приобрел келью,относящуюся к Ставроникитскому монастырю. В 1864 г. он переселяется в Глуховский Петропавловский монастырь, где через год был пострижен вмонашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия вЧерниговский архиерейский дом, где он за благочестие был возведен в сан иеромонаха.В 1876 г., попросив благословения на отпуск, отец Мартирий вместе с братией изшести иноков прибыли на Афон. Здесь монахи приобрели Успенскую келью,приписанную Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска отец Мартирий вЧернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но оказался наСеверо — Западном Кавказе.
Трудами и молитвами архимандрита Мартирия была возведенаМихаило — Афонская Закубанская общежительная пустынь, которая стала главнымделом его жизни. Будни обители, забота о процветании монастыря требовали отнастоятеля совершать много различных поездок. Одна из таких поездок окончиласьдля него трагически. 21 января 1917 г. отец Мартирий возвращался из Ставрополяпо глухой дороге. Неожиданно его повозку окружила стая волков. Испуганныелошади понесли, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит былпохоронен на территории монастыря. Для увековечения памяти о своем настоятелесвятая братия установила надгробную плиту.
После гибели настоятеля обители, трагическая судьбавскоре постигла и сам монастырь. После революции в 1920 г. земли, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование были умонастыря конфискованы. В 1926 г. на территории монастыря был образованПрофсоюзный дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна«Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь вмонастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахираспущены. В опустевшем монастыре по указу Советской власти был образован Доминвалидов, обитатели которого были расстреляны фашистами в период оккупацииКавказа. После освобождения Адыгеи от гитлеровских захватчиков на территориимонастыря в 1944 г. расположилась детская колония. А в скором времени, в 1946 г., величавые стены храмов обители, хранившие вековую историю, были взорваны. А за тем быларазорена и могила настоятеля обители. Жительница поселка, Татьяна Стрежнева,бережно собрала останки архимандрита Мартирия и перезахоронила их на поселковомкладбище. После расформирования детской колонии оставшиеся монастырскиестроения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. А в 1972 г. останки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой комитет по туризму, и тамбыла образована турбаза «Романтика». В 90-е годы это АО «Романтика– тур». В апреле 2001 г. согласительная комиссия администрации президентаРеспублики Адыгея и Майкопско — Адыгейского епархиального управления началаразрабатывать документы о передаче части территории монастыря РусскойПравославной Церкви. Окончательно вопрос о передаче всего монастырскогокомплекса Православной Церкви был решен в 2003 г.
6 сентября 2001 г. епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном настоятелем монастыря назначен иеромонах Мартирий (Пянтин),который вместе с монастырской братией возрождает традиции святой обители.Православные монастыри всегда отличались строгостью богослужений и особыммолитвенным настроем. Образцом монашеского служения во все времена являласьСвятая гора Афон, благодаря верности церковному уставу и преданиям.
Свято — Михайло — Афонская пустынь, которая своимоснованием обязана архимандриту Мартирию и монахам, прибывшим с ним со Святойгоры Афон, в своем втором рождении сохранила верность древним традициям.
По благословению Его Преосвященства ПреосвященнейшегоПантелеимона, епископа Майкопского и Адыгейского братия обители живет исовершает богослужения в соответствии с Афонским уставом. Монашеские одеждыимеют свои особенности. Так, скуфья — цилиндрической, а не шлемовидной формы;наметка (куколь) набрасывается поверх скуфьи, а не прикреплена к ней;священники, за исключением настоятеля и очередного служащего иеромонаха, неносят наперсного креста. Свои отличия есть и во внутреннем убранстве храма:имеются стасидии (формы) — особые седалища, где монахи находятся во времябогослужения; праздничная икона располагается справа в проскинитарии (аналое),особо устроенном месте для икон. Во все двунадесятые и Великие, а такжепрестольные праздники монастыря совершаются всенощные бдения, длящиеся, какправило, 8 часов. По воскресным и праздничным дням в монастыре совершается чино Панагии (с греч. «Всесвятая»). Трапеза, являющаяся согласно уставупродолжением богослужения, с апостольских времен сопровождается особеннымимолитвословиями и возношением хлеба — Панагии (особой просфоры) в честьПреблагословенной Владычицы нашей Богородицы. После совершения БожественнойЛитургии братия обители идет в трапезную. За ней под пение праздничного тропаряследует настоятель в праздничной мантии. По завершении трапезы с особымимолитвословиями совершается возношение Панагии, которая раздается братии длявкушения. Затем все присутствующие подходят под благословение настоятеля, в товремя как пономарь совершает каждение праздничной кацией (ручной кадильницей).По возвращении в храм совершается отпуст чина Панагии. Для созыва на молитву,помимо общепринятых колоколов, используется деревянное било.
Сегодня монастырь населяют 10 человек, перед которымистоит цель вернуть Михайло — Афонской пустыни значение духовного центра наСеверном Кавказе. Поэтому, наверное, символично, что нынешний настоятельмонастыря был пострижен в малую схиму с именем Мартирий. Прежде всего, усилиямонахов и их настоятеля направлены на восстановление храма, где с первых жедней проводятся богослужения. Обретает обитель и новые святыни. Старанияминастоятеля иеромонаха Мартирия одним благочестивым иеродьяконом монастырю былипереданы частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей святых угодниковБожиих — св. первомученика архидьякона Стефана, св. равноапостольной Марии — Магдалины, св. великомученика Георгия Победоносца, св. великомученикаПантелеимона Целителя, преподобной Ефросинии Полоцкой, преподобного ГерасимаИорданского, св. мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, преподобногоГермана Соловецкого, Иринарха Соловецкого, частицы гроба Святейшего ПатриархаТихона и преподобного Далмата. Уже сегодня паломники могут поклониться частицаммощей святых угодников Божиих и частице Животворящего Креста, которые хранятсяв монастырском храме в специальных ковчегах. Особое внимание монахи уделяютрасчистке подземного храма-часовни, который был приведен в состояние полнойразрухи за годы советской власти. Многое уже сделано: разобраны завалы впереходах, освобождены от мусора кельи, где в уединении молились прежниеобитатели монастыря. Конечно, работы еще — непочатый край, но отец Мартирийтвердо уверен — подземный храм-часовню монахи восстановят, там будутнепрестанно гореть лампадки, и свершаться неусыпаемая псалтирь.
Идя по стопам своих предшественников, нынешнийнастоятель планирует вновь обустроить на территории монастыря больницу, дляначала на 10 коек. Врачевать физические раны будет монах Пантелеимон, в прошломдипломированный специалист, кандидат медицинских наук. Намеревается отецМартирий открыть и церковноприходскую школу для детей из близлежащего поселка.И еще есть задумка — создать музей, который бы рассказывал об истории Михайло — Афонской пустыни, о годах ее расцвета и трагическом периоде запустения. Первыеэкспонаты для музея уже собраны.
На горе, которая носит монастырское название Фавор,находиться святой источник в честь великомученика и Целителя Пантелеимона.Трудами монахов на средства благочестивых людей здесь уже возведена купель дляомовения паломников, планируется сооружение подколодезной часовни.
«Свеча за мир!» — так величественно называлиобитель наши предки. И сегодня во вновь возрождающейся обители день и ночьвозносятся к Богу молитвы о мире и процветании нашей земли.
4. История храма св. великомученика Георгия (г.Краснодар)
891 год. Страшная буряразыгралась на море рядом с юго-западным побережьем Крыма, бывшего в ту порумалонаселённой греческой колонией. Шторм был настолько силён, что неминуемаягибель грозила мореплавателям, судно которых находилось уже в семидесятисаженях (как писал позже безымянный монастырский летописец) от острыхприбрежных скал.
«И возопили тогдагреки об избавлении от страстей ко Святому Великомученику и ПобедоносцуГеоргию, и он, услышав сердечный их вопль, мгновенно явился на большом камне, ибуря в тот же час утихла.»
Спасённые от видимойгибели греки в благодарность Чудотворцу основали близ того места, где погибалии были чудесным образом спасены, монастырь во имя Святаго Георгия, пережившийпод охраной Великомученика в течение долгих веков многие исторические событияКрымского полуострова и Великой Русской Империи.
Монастырь перенёсземлетрясения, набеги кочевников, монголо-татарское иго, многих политических иисторических деятелей, русско-турецкие войны, осаду в кампанию 1854 г., Великую Отечественную войну.
В пяти верстах отмонастыря было расположено селение Балаклава, поэтому монастырь впоследствии сталименоваться Таврическим Балаклавским Первоклассным монастырём во имя СвятагоВеликомученика и Победоносца Георгия.
Во время Крымскойкампании 1854 г., в день храмового праздника Георгиевский монастырь был взятсоюзными войсками и в продолжение 11 месяцев содержался в плену. Однако приэтом французы строго охраняли монастырь от вторжения турок и осквернениясвятыни, и, когда Омер-паша со своей свитою хотел войти в храм для обозрения,они не впустили их до тех пор, пока он и его офицеры не сняли оружия и головныеуборы.
Благодаря своемурасположению в живописном месте монастырь охотно посещался путешественниками,которые считали своею непременною обязанностью полюбоваться на море ивеликолепные прибрежные скалы. Здесь бывали Государи всея Руси — в 1818-1825гг. Александр I Благословенный, а в 1835 г. — Николай I с супругою Александрой Федоровной.
При празднованиитысячелетия существования обители на том камне, где явился св. Георгий, былводружен крест с надписью о времени чудесного явления, а для восхождения накамень высечены ступеньки.
В Георгиевском монастыретри храма с тремя приделами. Из них древнейший по постройке — пещерный,относящийся к IV веку и возобновлённый в прежнем стиле. Второй храм —Кресто-воздвиженский и, наконец, третий — Георгиевский, расположенный уподножия древней пещерной церкви и сооруженный в 1814 г.
В 1891 году монастырьотметил своё тысячелетие, ознаменованное честью посещения его ИмператорскимВысочеством Государем Николаем Александровичем.
Из Киевской и МосковскойРуси в течение этой тысячи лет выросло большое и могучее Православноегосударство — Российская Империя, южные границы которого достигли СеверногоКавказа.
В 1793 году переселенцамииз Малороссии, казаками был основан город Екатеринодар. Вскоре на севернойокраине города между улицами Котляревской (ныне Седина), Пластуновской(Янковского), Ярмарочной (Головатого) и Северной путешествующими ипаломничающими во Святую землю монахами были устроены скит и молельня, какподворье или, выражаясь современным языком — филиал Балаклавского монастыря.
Южная часть монастырскогоподворья периода начала строительства Храма.
К середине девятнадцатоговека в подворье были построены молитвенный дом, временная часовня, двакирпичных дома для братии (сохранившиеся и поныне они находятся во дворенынешнего техникума с восточной и южной сторон), настоятельский дом и несколькохозяйственных построек.
Подворье занимало целыйквартал, именовавшийся по городскому градостроительному плану концадевятнадцатого века как №315. На территории подворья послушниками был разбитбольшой фруктовый сад, устроены огороды и велось образцовое монастырскоехозяйство.
К концу девятнадцатоговека руководство Георгиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии влице игумена Никандра обратилось в Городскую думу Екатеринодара с просьбой опомощи в строительстве на территории подворья каменной церкви во имя Святыя иЖивоначальныя Троицы с часовней во имя Святаго Великомученика ГеоргияПобедоносца.
Надо сказать, что к томувремени благословение руководства Таврической епархии на постройку этой церквиуже имелось, однако монастырь не был достаточно богат, а большое расстояние отБалаклавы до Екатеринодара вносило многие трудности в дело строительства.
Закладка Храма, посообщению воскресного выпуска «Кубанских Ведомостей» от 4 июня 1895года, была намечена на следующее воскресение, 11 июня, но из-за непогоды былаотложена и произошла ещё через одну неделю, в воскресение 18 июня послевсенощного бдения с вечера субботы и Литургии, начавшейся в 9 часов утра.
На закладкеприсутствовали представители городских властей, Городской Думы и настоятельГеоргиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии игумен Никандр,который в торжественном слове, сказанном по этому поводу, упомянул также, чтона подворье будет устроена школа грамотности для детей бедных родителей,необходимость в которой давно назрела.
Подворье в ту порунаходилось на окраине города и население, жившее поблизости и за чертой города,на хуторах, получало возможность обучать детей грамоте и помолиться в храме безнеобходимости добираться в центральную часть города.
Начало строительствахрама
Постройка храма началась.История не сохранила имени архитектора и автора проекта храма. Достоверноизвестно лишь то, что строительство велось не без участия знаменитогоархитектора Мальгерба — создателя кафедрального Собора во имя СвятойВеликомученицы Екатерины в центре Екатеринодара.
За 10 лет до этогособытия, в 1885 году, Кавказская епархия была разделена на Ставропольскую,Владикавказскую и Сухумскую. Екатеринодар вошёл в Ставропольскую епархию.
Епископом Ставропольскимстал Преосвященный Владимир (Петров) (1886-1889 гг.). Владыка Владимир оставилзначительный след своего пребывания во главе Ставропольской и Екатеринодарскойепархии. Он предпринимал экспедиции по изучению христианских памятников наКавказе, заложил правильную основу миссионерского дела, основав ВладимирскоеБратство, позже преобразованное в Андреево-Владимирское, ставшееавторитетнейшим миссионерским обществом.
Его преемником,заступившим на Ставропольско-Екатеринодарскую кафедру, стал ПреосвященныйЕвгений (Шерешилов) (1889-1893), заботами которого были организованы первыевоскресные народные чтения и открыты читальни с христианской литературой.
Самое продолжительноеслужение на Кавказской кафедре выпало на долю Преосвященнейшего Агафадора(Преображенского) (1893-1919 гг.). На своём посту он пробыл 26 лет. Период егоправления был ознаменован бурным расцветом церковного строительства на Кубани иСтаврополье. Большинство сохранившихся до наших дней храмов, как и нашСвято-Георгиевский, были построены именно в это время.
11 марта 1900 года «КубанскиеВедомости» писали: "… епархиальное начальство Таврической Губернииполучило надлежащее разрешение передать по взаимному соглашению в ведениеСтавропольского епархиального начальства, принадлежащее БалаклавскомуГеоргиевскому монастырю Таврической епархии в г. Екатеринодаре, подворье. Поэтому поводу со стороны обеих епархий была образована комиссия для производстваоценки имущества подворья и выработки условий, на которых это имущество можетбыть принято в ведение Ставропольского епархиального начальства.
Из составленной этойкомиссией оценочной описи и акта видно, что члены комиссии Таврической епархииоценили всё имущество подворья в 37 480 рублей, а члены комиссии отСтавропольской епархии — в 25 627 рублей. Такую заниженную оценку членыСтавропольской комиссии объясняют тем, что Балаклавское подворье расположено всамом конце Екатеринодара, а потому земля, находящаяся под подворьем, должнацениться ниже, чем в центре города; что здание церкви подворья начатопостройкою в 1895 году и до настоящего времени стоит ничем не покрытое, отчегов середине постройки образовалась вода, доходящая даже во время лета у папертидо 1 аршина. Таврическая же епархия руководствовалась оценкой городскогоархитектора.
Ставропольскоеепархиальное начальство, перед окончательным решением вопроса о приобретенииназванного Балаклавского подворья в свою собственность, вошло в сношение, каквыше объяснено, с Кубанским областным начальством о приобретении зданийподворья на войсковые средства для войсковых надобностей.
К тому моменту, известныйныне, Троицкий храм ещё не был построен (освящен в 1913 г.) и войсковое казачье начальство имело определённые виды на будущий Свято-Георгиевский храм.
Каким образом разрешилсявопрос о передаче подворья в ведение Ставропольской епархии неизвестно, но с1900 года постройка храма продолжалась уже с помощью как городских, так ивойсковых властей Екатеринодара, а также на пожертвования прихожан и местныхгородских меценатов. В ту пору подобные пожертвования считались нормальнымбогоугодным делом и честью для любого преуспевающего промышленника икоммерсанта.
30 ноября 1903 года, ввоскресение, на подворье Балаклавского Георгиевского монастыря в Екатеринодаребыл освящен храм во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия.
Храм выстроен ввизантийском стиле — центральная часть и два придела. Северный — в честьпреподобного Маркелла и Марии Египетской, южный — в честь Феодоровской иконыБожьей Матери.
Над центральной частьюпять классических куполов в виде луковиц, над притвором — колокольня, всего надхрамом 11 куполов. Длина храмовой и алтарной части 26 метров, ширина 20 метров. Размер первого яруса колокольни 5,5 м. Фасады решены в одинаковых архитектурно-художественных приёмах и раскрепованы пилястрами с ширинками на первомярусе, трёхчетвертными пучками колонн на втором и третьем ярусах. Оконныепроёмы имеют трёхцентровые перемычки на галерее, двойные полуциркульные — навтором ярусе и прямоугольные с контрналичниками и сандриками в виде кокошниковна третьем. Цветовое решение фасада выполнено из лицевого кирпича местногопроизводства и цветных изразцов оригинальным и интересным способом.
К 1919 году образоваласьсамостоятельная Кубанская Епархия, выделившаяся из подчинения Ставропольскойкафедры. Новая Кубанская Епархия насчитывала в своём составе 500 приходов.
После известныхисторических событий октября 1917 года наступили непростые взаимоотношениямежду Православной Церковью и государством, от которого Церковь была отделена.Сложная жизнь началась и для всех верующих. В период с 1922 года по 1939 годбольшинство храмов в городах и районных станицах епархии фактически былозакрыто, многие из них были разрушены до основания. Последней в Краснодаре былазакрыта Всесвятская церковь на городском кладбище. Действующим остался толькоСвято-Георгиевский храм. А с 1937 года по 1943 год на Кубани не было архиерея иепархия управлялась непосредственно Московским Патриархатом.
Храм пережил трудныевремена. В двадцатые годы, во время так называемой национализации иэкспроприации, а именно 25 мая 1921 года, по распоряжению ликвидационногоподотдела городского Исполкома иеромонаху Афанасию, заведовавшему в то времяподворьем, было дано указание составить подробную опись имущества,принадлежавшего церкви и подворью. Храм и строения, принадлежавшие подворью, атакже земля, на которой был разбит сад, занимали в ту пору целый квартал междуулицами Северной и Ярмарочной, Котляревской и Пластуновской. Не считая зданиясамой церкви на территории подворья было восемь капитальных строений. И сейчасв юго-восточной части этого квартала, за внутренним двориком техникума, можновидеть два двухэтажных, прекрасно сохранившихся кирпичных здания с каменнымикрестами на фронтонах и между окнами. В них жили насельники. Сейчас территорияхрама составляет всего лишь десятую часть бывших владений.
Несмотря на полныепротиворечий бурные события XX века, церковь никогда не закрывалась, служба шлаежедневно, двери храма оставались открытыми для прихожан вплоть до новогопериода истории Русской Православной Церкви, который начался с празднования1000-летия крещения Руси.
К сожалению, историясохранила имена только некоторых настоятелей Свято-Георгиевского храма в XXвеке.
В 1925-1927 гг.настоятелем был священник Александр Маков. В военные годы до апреля 1943 —протоиерей Николай Терновский, у которого, будучи отроком служил иподиакономныне здравствующий казначей Епархии Александр Ильич Суслик. В 1945-1946 гг.священник Павел Тройно.
С 1946 по 1949 гг. —священник Василий Серебряков, в 1949-1950 гг. настоятелем был протоиерейГеоргий Скородумов. В 1950-1951 гг. священник Георгий Ляшенко, с 1951 по 1966гг. -протоиерей Борис Давыдов. В 1966-1972гг. архимандрит Никон (Мозговой).Протоиерей Евгений Околот был настоятелем с 1972 по 1983 гг., с 1983 по 1985гг.протоиерей Петр Гудзь.
В самом конце XX века вхраме служил один из почётных митрофорных протоиереев, имеющий многие воинскиеи церковные награды Петр Чалый. Почти полвека о. Петр отдал служению Церкви,был любим и почитаем.
С 15 августа 1985 года ипоныне — настоятель храма митрофорный протоиерей Виктор Подгорный, стараниямикоторого сделаны многочисленные улучшения и преобразования как в храме, так ина прилегающей к нему территории.
По благословению ВладыкиИсидора вместо ветхого подсобного помещения, похожего на барак, построендвухэтажный дом, где разместилась воскресная школа, которой руководитпротоиерей Тимофей Абрамов и несёт послушание его матушка Елена. Рядомнаходится музыкальный класс с детским церковным хором.
Кроме этого, новое зданиевместило в себя просфорню, канцелярию, трапезную, магазин церковной утвари ицерковную библиотеку, где занимаются изучением Закона Божия взрослые. Занятия сними проводит монахиня Иоанна (Ершова) и Иоанн Некрылов, имеющий академическоедуховное образование.
Проведено центральноеотопление. Сделан капитальный ремонт в цокольном этаже храма, где находитсякрестильное помещение. Там же устрояется алтарь с Престолом, освященным в честьПраведных Богоотец Иоакима и Анны.
Во дворе храма разбиты цветники,устроены навесы над боковыми входами, отреставрированы многие иконы, появилисьнастенные росписи в алтаре. В стиле архитектурного ансамбля храмареконструирована паперть. Благоустройство продолжается.
В 1995 годуСвято-Георгиевский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.Говоря с амвона приветственное слово Патриарх подчеркнул, что храм Св. ГеоргияПобедоносца города Екатеринодара не прекращал службу на протяжении всего XXвека.
В 1996 году по благословениюАрхиепископа Екатеринодарского и Новороссийского Исидора и под редакциейнастоятеля храма о. Виктора, вышел в свет первый номер ежемесячной церковнойгазеты «Георгиевский Листок».
5. Перечень храмов ицерквей г. КраснодараВсех скорбящих радостьХрам
Храм в честь иконыбожьей матери «Всех скорбящих радость»
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Красная, 103
(861) 2597396Елизаветинская
Церковь
Елизаветинская церковьхристианского миссионерского союза.
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Широкая, 8
(861) 2291933Епархиальное Краснодарское управление
Церковь
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Ленина, 60
(861) 2622081, (861)2620941Епархия юга России
Церковь
Епархия юга РоссииАрмянской апостольской церкви.
Краснодарский край, г.Краснодар, проезд Тургенева, 165
(861) 215-42-02,215-42-00Ковчег
Церковь
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Калинина, 352
(861) 255-42-67Свято-Георгиевский
Храм
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Седина, 170
(861) 2555427Свято-Духов храм
Храм
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Сормовская, 126
(8612) 230-27-07,236-95-25Свято-Екатерининский кафедральный Собор
Собор
Посетителям Кубанибудет интересно посещение Свято-Екатерининского кафедрального Собора, в которомнаходится чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери.
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Коммунаров, 52
(861) 262-56-36Свято-Ильинская
Церковь
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Октябрьская, 149
(861) 2596045, (861)2590315Свято-Покровский
Храм
Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Стасова, 180
(861) 2313556, (861)2344220Храм Рождества Христова
Храм
Краснодарский край, г.Краснодар, наб. Рождественская, 1
(861) 2611458
6. Заключение
Невозможно представитьсовременный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимыеархитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельскихпейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегдасамое лучшее, на что они способны.
Никто никого не обязываетходить в храм.
Бывает, ходит человекмного лет мимо храма. Может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычнов самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится о Боге, о смыслесобственной жизни. О вечности. И направляется он в храм, и становится ему домБожий самым главным и родным домом.
7. Список используемыхисточников
1. А.А. Баранец, игумен Иосиф(Марьян), А.В. Саввин СУДЬБА РОССИИ В ЖИЗНИ АСТРАХАНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ (МИТРОПОЛИТИОСИФ АСТРАХАНСКИЙ И АРХИЕПИСКОП МИТРОФАН /КРАСНОПОЛЬСКИЙ/)
2. Великая Н.Н. (г. Армавир) ОФИЦИАЛЬНОЕПРАВОСЛАВИЕ И ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ В XVIII -НАЧАЛЕ XX ВВ.
3. Отец Владимир (Тер-Аракельянц) КВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ
4. Воронцов С.А. (г.Ростов-на-Дону) РЕЛИГИЯ И ПРАВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВРОССИИ
5. Голованова С.А. (г.Славянск-на-Кубани) РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАЧЬИХ РЕГИОНАХ ТЕРЕКА И КУБАНИ(КОНЕЦ XVIII — XIX ВВ.)
6. Данилова М.И. (г. Краснодар) СОЦИАЛЬНАЯДОКТРИНА ПРАВОСЛАВИЯ
7. Добаева И.П. (г. Ростов-на-Дону)БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ ИСОВРЕМЕННОСТЬ
8. Лаза В.Д. (г. Пятигорск) ОПЫТМИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА КАВМИНВОДАХ В КОНЦЕXIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.
9. Ляушева С.А. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯАДЫГОВ