Содержание
Введение
1. Строительство времени АндреяБоголюбского
2. Храм Покрова на Нерли: архитектурныеособенности
3. История строительства храма
Заключение
Список литературы
Введение
Вторым после КиевскойРуси очагом русской государственности и русской культуры сталРостово-Суздальский край. Первым самостоятельным ростово-суздальским княземстал Юрий Долгорукий, избравший для своей резиденции пустынное место подСуздалем – Кидекшу. Именно в Кидекше, у края обрывистого нерльского берега и воВладимире, на краю обращенных к Клязьме городских высот и зарождалось то умениесвязать здание с широким ландшафтом и ансамблем города, которое затем с полнойсилой проявилось в строительстве сына Юрия – Андрея Боголюбского.
В 12 столетии Киевпостепенно теряет свое политическое и культурное значение, его роль начинаютперенимать другие города, а в частности, Владимир. Именно этот город, сделавстолицей государства Андрей Боголюбский начинает расширять и развивать.Конечно, отстраивались и другие города владимиро-суздаля, однако наиболеезнаменитые и великолепные сооружения были возведены во Владимире и около него.Самой изысканной и прекрасной архитектурной мыслью, воплощенной в периодправления Андрея стал храм Покрова на Нерли. И.Э. Грабарь писал по этомуповоду: «Как и все памятники, Покров на Нерли непередаваем ни в какихвоспроизведениях на бумаге, и только тот, кто ходил в тени окружающих егодеревьев, испытывал обаяние всего его неописуемо стройного силуэта инаслаждался силуэтом его деталей, — только тот в состоянии оценить этоподлинное чудо русского искусства».
Изучить историюстроительства этого величайшего сооружения и поставила своей целью автор даннойработы. Для наиболее полного раскрытия темы были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотретьстроительство времени правления Андрея Боголюбского;
2.Выявить архитектурныеособенности храма Покрова на Нерли;
3.Изучить историюстроительства храма;
Данную проблемурассматривали многие известные историки и исследователи искусства. Поскольку,как уже говорилось выше, храм признан самым прекрасным произведением искусстваэпохи Андрея Боголюбского. И тем не менее, автор считает рассматриваемыевопросы достаточно актуальными и в наше время.
Наиболее полнуюинформацию о времени правления Андрея Боголюбского автор нашла у Алпатова М.В.и в истории русского искусства под редакцией И.Э. Грабаря. У них достоверноописаны политические и культурные события, повлиявшие на развитие культурнойжизни государства и сооружения, воплощенные благодаря вышеупомянутым событиям.
Об архитектурныхособенностях храма очень подробно изложено во всеобщей истории архитектуры иопять таки у М.В. Алпатова. В этих работах раскрываются мельчайшиеархитектурные секреты и детали, использованные при строительстве, а так жеэффекты, которых достигали мастера при помощи этих художественных средств.
Непосредственно историюстроительства храма и легенды, связанные с этим событием мы можем найти в трудахВ.П. Лугина и Н.А. Иониной. В ее же работе рассмотрены различные вариантыинтерпретации символики скульптурных изображений храма.
И, наконец, общиесведения, касаемые рассматриваемой проблемы автор нашла в истории русскойархитектуры и у Бусевой-Давыдовой. Однако какой-либо подробной информации охраме работы не содержат.
Таким образом, можносказать, что в общем в исследовании данного вопроса существует достаточноеколичество литературы, однако автор считает, что касаемо именно историистроительства, существует все же ограниченное число материалов.
1. Строительствовремени Андрея Боголюбского
Развитие городов иумножение городского ремесленно-торгового населения, рост княжескогодворянства, а также бесплодность попыток князя Юрия добиться закреплениякиевского стола за суздальской династией определяют поворот вкультурно-политической жизни Суздальской земли в княжение Андрея Боголюбского{1157—1174 гг.). Крутой и властный Андрей, прозванный современниками«самовластцем», порывает с политическим курсом и симпатиями отца. Крупнейшийполитический деятель той поры, он переносит центр своих забот на север инаправляет все силы на то, чтобы укрепить здесь свою военно-феодальную власть иотсюда, из Владимира, диктовать свою волю другим русским князьям. Суровый исвоенравный правитель, талантливый полководец, человек недюжинного ума исильного характера, он проводил смелую и решительную политику усилениякняжеской власти, безжалостно подавляя малейшую оппозицию.
На первых порах оноставляет планы непосредственного военного захвата Киева, всемерно усиливаетсвою северную волость и укрепляет свою княжескую власть, противопоставляя еенарастающему дроблению Руси, сепаратистским устремлениям княжеских домов иместной ростово-суздальской боярской знати, с которой Андрей начинаетрешительную борьбу. Он лишает боярский Ростов его стольных прав и переноситпрестол во Владимир. В дальнейшем он стремится подчинить гегемонии ВладимираКиев и Новгород, приостановить феодальный распад страны. Во всей этой борьбеАндрея поддерживают прогрессивные общественные силы — горожане и служилоедворянство.
Существенную роль вобъединительной политике Боголюбского играет церковь. Он стремится добитьсянезависимости владимирской епархии от киевского митрополита, в связи с чем воВладимире развертывается кипучая литературная и церковно-политическая работа посозданию местных «святынь» и обоснованию прав Владимирского княжества наавтокефалию. Создается культ Владимирской иконы богоматери, сочиняются сказанияо ее «чудесах» и особом покровительстве богородицы Владимирской земле. Безсанкции митрополита учреждается новый праздник Покрова, прокламирующий союз«князь, город и люди», находящийся под небесным патронатом: «Покров естьпокровительства и защита, русским людям надежа и милость, от ворогов укрытие иоберег. Греки Покров не праздновали – наш это праздник, русский; князь Андрейтак самолично установил…». Это связано с молением о том, чтобы Богородицазащитила божественным покровом «от стрел, летящих во тме …» .
Владимирские церковникивесьма искусно вплетают в ткань церковных песнопений и текстов упоминания означении владимирских «людей», мысли о единении русской земли и гибельности еефеодального разделения. Почти все построенные Андреем храмы посвящаютсябогоматери. Ее культу придаются нарочито «народные» черты с расчетом на егопопулярность среди широких кругов горожан и крестьянства.
Эта обстановканапряженной военной, политической и идеологической борьбы, нашедшей широкийобщерусский отклик и полной трагических коллизий, резко отличает княжениеАндрея от времени правления его отца. В этих условиях неизмеримо возрастаетобщественное значение монументального искусства. Оно сознательно включается,как сильнейшее оружие, в арсенал борьбы, становится предметом особого вниманиякнязя и его сотрудников — писателей и книжников, осуществляющих руководствоискусством. Перед архитектурой ставятся две идеологических задачи: создатьвеличественный, способный затмить Киев архитектурный ансамбль новой столицы —Владимира и княжеской резиденции Боголюбова и прославить в камне развитый культпокровительницы Владимирской Руси — Богородицы.
Строительство занимаетсовсем небольшой промежуток времени — всего 8 лет, однако за этот короткий срокосуществляется огромная строительная программа: сооружаются ансамбльБоголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором, храм Покрова наНерли, огромный белокаменный собор в Ростове. Но, конечно, особенно многосделал Андрей для Владимира, который он, по словам летописи, «сильно устроил».Расширяя и обстраивая этот город, Андрей наполнил его «купцами хитрьши,ремесленниками и рукодельниками всякими». Результаты такой политики непреминули сказаться: Владимир вскоре превзошел богатством и населенностьюстарые города своей области, в это время были построены дополнительныеукрепления города, Успенский собор и Спасская церковь и др.
Осуществление такойобширной программы в сжатые сроки требовало не только огромных средств ивеличайшей организованности людских сил, но и мобилизации большого числамастеров-зодчих. Своих архитекторов, полученных от строительства Юрия, было,конечно, мало: необходимо было приглашение мастеров со стороны. Летописец иотметил, что для строительства во Владимире «приведе ему бог из всех земельмастеры». Вопрос о происхождении этих мастеров вызывал различные ответы.Видимо, это не мастера из Галича, союз с которым распался. Обилие романскихдекоративных деталей, появившихся в белокаменных зданиях времени Андрея,чистота их форм как будто свидетельствуют о том, что это были иноземцы, выходцыс романского Запада. Обращение за мастерами на Запад, возможно, былосвоеобразной формой утверждения независимости Владимира от киево-византийскойтрадиции. Однако западные мастера были поставлены перед столь продуманнойархитектурной программой каждого здания, что они не внесли чего-либопринципиально нового в исторически обусловленный ход развития владимирскойархитектуры.
За полвека, прошедшиесо времени основания города, Владимир сильно разросся к западу и востоку. Этиновые участки города были опоясаны новыми земляными валами и стенами общимпротяжением более 4 км с двумя каменными и тремя рублеными проездными башнями.Общая протяженность укреплений составляла около 7 км. Они образовали как бымонументальную раму складывающегося ансамбля столицы. Теперь город приобрелсвою характерную трехчастную планировку и охватывал высокое и живописное платолевого берега Клязьмы, господствующее в широком ландшафте. Продольной осью былаглавная улица с белокаменными воротами по концам. Золотые ворота (ил. 1)вводили в западную часть города, Серебряные— в восточную, посадскую часть.
Однако, при всей своейоригинальности культура Ростово-Суздальского края была немалым обязана КиевскойРуси. Киевские традиции начали просачиваться в Поволжье, вероятно, уже с 11 века,и они во многом определили пути развития местной культуры. В строительствегородов и храмов постоянно сказывается привязанность к киевскому наследству. Втопонимике города Владимира ясно звучат воспоминания о Киеве — таковы названиярек Ирпень, Почайна, Лыбедь. Из киевского форпоста Вышгорода вывозит АндрейБоголюбский знаменитую икону «Владимирской богоматери», в подражание киевскимЗолотым воротам он возводит ворота с таким же названием во Владимире, а окиевской Софии должен был напоминать Успенский собор (Ил. 2), призванный, помысли князя Андрея, наследовать права общерусского церковного центра, каким былсобор киевского митрополита. Все это лишний раз доказывает, что культураКиевской Руси была прологом ко всей общерусской истории культуры и, в частности,к истории культуры Владимиро-Суздальского княжества.
Таким образом, какотметил Е.В. Пресняков, владимирские князья 12 века «строили свое политическоеи владельческое здание не на зыбкой только что колонизирующей почве, а наоснове окрепшего общественного быта, сложного по внутреннему строю» .
2. Храм Покрова наНерли: архитектурные особенности
Самым замечательнымпроизведением времени Андрея Боголюбского является Храм Покрова на Нерли (ил.3). По своему общему характеру храм примыкает к обычному владимиро-суздальскомутипу одноглавого храма. Но создатель этого шедевра придал ему такие пропорции,что весь он приобрел неповторимо индивидуальный облик.
Этот небольшой счетырьмя обычными крестообразными столбами храм, в основе которого лежала идеяотделения внутренности здания от внешнего мира, был расположен в 1,5 км отБоголюбова в устье р. Нерль, у «водных ворот» Владимирской земли, входил вкомплекс резиденции князя Андрея.
Посвященный новомупразднику Покрова Богородицы и прославлению ее чудесной силы, храм на устьеНерли, у «ворот» Владимирской земли, служил и ее символом, архитектурным прологомк ансамблям княжеского замка и стольного Владимира. Строительством особогохрама Покрова Богородицы утверждалась в присущих средневековью аллегорическихобразах идея божественного покровительства Владимирской земле и исключительныхправ «богоизбранного» князя Андрея. Безымянные мастера блестяще нашли образэтого первого на Руси храма Покрова. Поднятая над заливными лугами путемустройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как быпарящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь, церковь связывалась унаших предков с идеей заступничества всемогущих божественных сил. Средиравнинной местности вблизи от Боголюбова он высится на берегу реки наподобиестройного памятника-башни.
Трудно поверить, что вего основе лежит та же крестовокупольная схема, которая была столь суровой итяжелой в Спасо-Преображенском соборе Переславля. Здесь все иное. Зодчий сделалвсе, чтобы создать впечатление легкого движения масс вверх, летучести стройных форм, ощущения их чудесной невесомости. План здания несколько вытянут с запада на восток. Апсиды очень облегчены, они утеряли характер массивныхполуцилиндров, к тому же их маскируют сильно, выступающие колонны угловыхпилястр, кроме того, строители церкви Покрова усилили членение стен пилястрамисложного сечения; этот прием помог им выявить изящество и стройность храма.Основной идее его вертикального устремления ввысь, к небу, зодчие подчинили всеего внешние детали.
Для того чтобы сделатьхрам похожим на круглую башню, строитель отступил от разделения наружных стенна равные части, которое было в то время общепринятой нормой. Что касаетсясреднего прясла, то оно, как обычно, шире остальных, так как должно былоподчеркивать осевое значение стройной главы. Но прясла, примыкающие к алтарюзначительно сужены по сравнению с западными. Для того чтобы эта частьуравновешивала западную, необходимо рассматривать восточное прясло вместе спримыкающей к нему апсидой. Из этого вытекает, что здание воспринимается не каксумма четырех фасадов, как это было раньше, а как единый объем,свободно-ритмически расчлененный лопатками на неравные части.
Нарушение симметрии иправильности искупается в Нерлинском храме (ил. 4) исключительным богатствомновых, еще небывалых ранее соотношений между частями здания: вертикальныечленения храма преобладают над горизонтальными. Увенчивающая все зданиецилиндрическая главка, слегка поднятая на прямоугольном постаменте, отличаетсяисключительной стройностью и приобретает определяющее значение: между главкой,апсидами и всем зданием устанавливается тесная связь. Из-за нарушения симметриилиния кровли воспринимается как сплошная волнистая линия. Все формы,приобретают текучесть, изменчивость, все проникнуто внутренним трепетом.
В основе кубическоготипа храма лежала идея отделения внутренности здания от внешнего мира.Нерлинский храм также имеет довольно плотные стены.
Важнейшим элементомфасадов храма являются его широкие дробно профилированные пилястры с колонкой.Они образуют мощные пучки вертикалей, влекущих глаз ввысь и усиливающихвпечатление легкого перспективного сокращения объема храма кверху. Тот жеэффект усиливают узкие, высокие окна, нейтрализующие своей дробной профилировкойощущение толщи, вскрытой проемом стены.
В восточных деленияхбоковых фасадов стенная плоскость почти исчезает, ее верхняя часть занятарезным рельефом, окном и обломами пилястр по сторонам: это — сознательный приемзодчих, стремившихся ослабить ощущение материальности и весомости стены,погрузив ее в игру светотени. Тонкие колонки членят поверхность апсид, изкоторых средняя несколько повышена, что подчеркивает центральную ось фасада.
Не менее характернатрактовка колончатого пояса. Он поднят выше уровня хор, членя фасады на двепочти равные зоны. Если в Успенском соборе пояс с широким шагом его арок иросписью образует резко подчеркнутую горизонтальную линию, перерезающую фасады,то в церкви Покрова на Нерли ритм арок учащается, колонки сближаются, а арочкиобретают подковообразную форму, и в поясе господствует не горизонталь, ночастые вертикали тонких колонок, вторящих линиям пилястр и оконных амбразур. Врусской архитектуре того времени не существовало второго подобного примерарасслоения стены. В сущности, стену мы видим только в нижнем ярусе. Во второмярусе перспективные окна уводят от переднего плана, уступчатые закомарынависают над стеной, на восточном прясле самой стены почти совсем не видно. Врезультате здание выглядит так, словно оно образовано не путем сопоставлениячетырех гладких стен; со своими поясками, валиками, ступенчатыми арками оно какбы изваяно, вылеплено из одного куска.
Арочками наполуколонках обрамлены и окна барабана. Вместе с более широкими арками междуними они образуют вокруг барабана сплошную аркаду. Окна и порталы храма такжеобрамлены арками, но окна стройнее по своим пропорциям, порталы более низки ишироки; в перспективных порталах арки повторяются многократно. Арочки в меньшеммасштабе находят себе место и в колончатом пояске, идущем посередине стены, и впояске, украшающем верхнюю часть апсиды. Но в колончатом пояске апсид колонкичерез известный промежуток спускаются до самой земли, и потому здесь возникаютновые соответствия, соответствия колонок с лопатками, членящими стены. Подобиемэтого основного мотива служит и каждое из трех прясел на всех трех стенаххрама. В среднее прясло особенно ясно вписывается окно в качестве его подобия.
Теми же чертамихарактеризуется и интерьер храма. При его небольшой площади крещатые столбымогли бы создать чувство стесненности внутреннего пространства, какоеиспытывает входящий в суровые и сумрачные храмы Долгорукого. Однако зодчиеизбежали этого впечатления. Как и в Успенском соборе, они стремились достигнутьздесь эффекта значительной высоты пространства. Для этого они несколькоопустили хоры, освободив верхнюю, хорошо освещенную полость интерьера.Сравнительно узкие пролеты арок между столбами и стеной контрастировали с ихвышиной, усиливая иллюзию высоты сводов. Это ощущение закреплялось обилиемвертикальных линий в открытых внутрь храма.апсидах. При этой легкости ивертикальной устремленности пространства в значительной мере скрадывалосьвпечатление его небольшой площади.
Если храмы, сооруженныеЮрием Долгоруким, с предельной ясностью выражают физическую силу в ее прямом инепосредственном материальном воплощении, то архитектурный образ храма,посвященного Покрову богоматери, полон глубокой одухотворенности. Стремлениеввысь определяет весь его замысел. Зодчие как бы ставят себе целью преодолетьматериальность и тяжесть камня; свет и тень играют на фасадах, дробя и оживляяих поверхность; здание в целом кажется излучающим свет и тепло и пронизаннымрадостным, жизнеутверждающим чувством. Строители Нерлинского храма пошел наперекорвсем тем тенденциям, которые существовали в русской архитектуре 12 века. Онразвил, усложнил и обогатил то, что намечалось уже в обработке наружных стенкиевской Софии. В силу изрезанности поверхности стен здания оно кажетсясозданным для того, чтобы его озаряли, играли на нем солнечные лучи. Идействительно, существует немного зданий, в которых солнечные лучи отражалисьбы на таком изобилии граней, выпуклостей и уступов, как в Нерлинском храме.
Вот почему Нерлинскийхрам можно назвать проявлением жизнеутверждающего начала в нашей древнейархитектуре. Вот почему здание это занимает такое своеобразное место средиприроды.
3.История строительствахрама
Строительства храмаПокрова на Нерли явилось закономерным исторически обусловленным явлением.
Функциональные иидеологические задачи, определявшие замысел церкви, были многосложны. ЦерковьПокрова на Нерли – монумент в память о победоносном походе Андрея Боголюбскогона волжских булгар. По легенде, камень для постройки возили из покоренногогосударства. Одновременно храм стал памятником сыну Андрея Изяславу, погибшемув этом походе. Позднее житие Андрея Боголюбского рассказывало об этом так:«Сейчас великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, искорбяше, обаче более в богоугодные дела поощряшеся…на реке на Клязьме, в лугу,нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго ея Покрова, на устьиреки Нерли…». Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова своенными мероприятиями князя Андрея могут служить и зарисованные в прошлом векеФ.А.Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабананерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и непророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины(и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были бытьсопричислены при этом лику мучеников.
Раскопками,проведенными под руководством Н.Н.Воронина, установлено, что это архитектурносовершенное и всесторонне, вплоть до деталей, законченное здание, котороепленяет нас ныне, было, однако, гораздо более сложным и значительным… Раскопкиу его стен показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу:они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественныймонумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие вкняжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное княземдля строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Дляустойчивости храма с инженерной точностью был заложен сложный фундамент.
Первым этапом работыстала закладка обычного ленточного фундамента глубиной 1,6 м из прочнейшегобулыжного камня. Далее возвели основание стен храма из тесаного камня высотой3,7 м и дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым грунтом, утрамбовываяего. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставилина нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точноотвечавший плану церкви. Так вырос искусственный холм, надежно прикрывавший егоот весеннего разлива, а основание храма достигло общей высоты 5,3 м. Холмоблицевали белокаменными плитами, для стока воды проложили каменные желоба. Нанем и высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу.
Первоначально церковьПокрова включалась, подобно Успенскому собору, в общий архитектурный ансамбльмонастыря. Данные раскопок позволяют предположить, что она была опоясана с трехсторон галереями в виде легкой открытой аркады, убранной резным орнаментом инесшей балкон «гульбища». В юго-западном углу аркада сменялась сплошной стеной.Здесь, у стены, были открыты следы лестничной башни, соединявшейся с храмомвнутренней лестницей, вводившей на гульбище и хоры храма и, видимо, покрытойсверху особой «палаткой»: «Теперь перед нами встает существенно отличный образПокрова на Нерли. Столь же стройный, но более сильный, опоясанный торжественнойаркадой и как бы прикрытый с юго-запада лестничной стеной, храм энергичновздымается к небу с одетого белокаменным панцирем холма…- резюмировал результатыреконструкции Н.Н. Воронин – этот новый образ Покрова на Нерли столь желучезарен и светел, но в нем больше царственности и торжественности, говорящейне о скромной благостной деве, но о «царице и владычице всех»». Южный фасадпалатки по-видимому украшали найденные здесь при раскопках парные рельефы,изображающие поднявшихся в прыжке барсов — эмблему Владимирского княжества,помещавшуюся на щитах княжеских воинов. Однако, от галереи сохранился толькофундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишьпредположительно.
Резной убор храмапосвящен Богородице. На трех фасадах повторяется одна композиция – псалмопевецДавид, прославляющий Богоматерь под звон гуслей в окружении птиц и львов. Водном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведниковпением славил Богородицу в храме Софии. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутсядевы вослед тебе, приведутся в храм царев…». Давид считался одним из пророков,предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовымпроречением».
Тема прославления Мариизвучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Этидевичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичныххрамов, и только богородичных. Некоторые ученые связывали их с образомБогоматери до Её обручения с Иосифом, когда Пресвятая Дева ещё не покрывалаголовы. Однако, скорее всего маски изображают ангелов, явившихся послушатьДавида и прославить Богородицу. Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, новесь облик церкви, такой стройной и изысканной, напоминает Её образ.
Труднее поддаютсярасшифровке зооморфные образы. Символика их, вследствие сложностей путейразвития средневекового искусства, многозначна. По мнению Н.Н.Воронина, этиобразы восходят к тем текстам Псалтири, «где душа псалмопевца уподобляетсяголубю, а враги — льву».
Но возможно и иноетолкование. На уровне верхних окон центральных прясел имеются парныеизображения львов, подобные тем, которые располагаются у ног пророка в тех жепряслах. Эти львы — символы княжеской власти и стражи храма. Они лежат,скрестив передние лапы, и кажутся дремлющими. Но глаза их открыты. По мнениюГ.К.Вагнера, они «могут означать и тех львов, которых побеждал пастух Давид, ильвов-охранителей, и львов – спутников, или символов царя». Во всяком случае,поскольку момент борьбы здесь совершенно не выявлен, эти укрощенные хищникивыглядят беззлобными созданиями, подчиненными Творцом человеку. «Когтящие»грифоны, возможно, были победными символами, напоминавшими о болгарском походе.
Еще одна точка зрения вистолковании данной символики звучит следующим образом: птица – древний символчеловеческой души, а лев — символ Христа. В Средние века считалось, что львицарождает детёнышей мёртвыми и оживляет их своим дыханием. Это воспринималось какпрообраз Воскресения Христова. Кроме того, лев будто бы спит с открытымиглазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Наконец, лев —царь зверей, а Христос — Царь Небесный. Последнее толкование связывало льва сидеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога наземле. А резные львы внутри храма помещены на верхней части столбов,поддерживающих купол. Купол церкви — это небо, простертое над землёй; небесныйсвод утверждался на львах, как на власти утверждается порядок земного мира.
Таким образом, всезооморфные образы символизируют единство мира в его многообразии.
Рельефы закомаррасположены так, что глаз не может прочесть за ними рядов камня. Кубическаякапитель в поясе сменилась лиственной, а клинчатые консоли — масками ифигурками чудищ, как бы «висящими» подобно причудливым драгоценностям на тонкихшнурах. Четкий ковровый орнамент украшает архивольты порталов. Осмысленноизменяется даже профилировка цоколя: если в Боголюбовском соборе она сочна«пластична, а профиль имеет большой вынос, то здесь он почти плоский, словнолежит в основе невесомой стены. Видимо, храм не имел наружной росписи ипозолоты и был ослепительно белым. Золоченой медью сияла лишь вонзающая в небосвое острие шлемовидная глава.
А в 1784 г. Произошлособытие, лишь по случайности ставшее курьезом. Игумен Боголюбского монастыряполучил разрешение от епископа разобрать церковь на строительный материал. Ноигумен и подрядчики не сторговались в цене, и храм остался стоять. А в народеродилась легенда. Когда крестьяне забрались на купол, намереваясь начатьразборку храма, один из них был ослеплен частицами позолоты, осыпавшейся скреста. Ослепленного спустили на землю, тогда он «прозрел». Это сочли «великимчудом», и крестьяне отказались разбирать церковь.
Таким образом, мы можемсказать, что храм Покрова на Нерли – величайший шедевр русского искусства,олицетворяющий народную веру в святое заступничество и покровительство.
Заключение
Подводя итоги даннойработы можно сказать, что 12 век, а именно время правления Андрея Боголюбского,стало поистине блестящим периодом в истории и культуре Древней Руси. Благодарякнязю Андрею – пожалуй, одному из самых просвещенных, тяготеющих к искусствуправителей, были созданы величайшие в истории гражданские и церковныесооружения, до сих пор поражающие наше воображение, внушающие благоговейныйтрепет. Размах строительства, предпринятого Андреем, поистине не может неудивлять: за восемь лет его правления было возведено больше каменных зданий, чемза тридцать два года правления Юрия Долгорукого. Сюда можно отнести УспенскийСобор и Спасскую церковь во Владимире, дополнительные укрепления города,ансамбль Боголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором, огромныйбелокаменный собор в Ростове. Однако самым грандиозным и самым изумительнымсооружением являлся храм Покрова на Нерли.
Композиция храмахарактеризовалась четко выраженной ярусностью — от его белокаменного пьедесталачерез плечи галерей к полукружиям закомар и к легкой шлемовидной главе. Как и вансамбле Боголюбовского замка, здесь ясен переосмысленный первоисточник — тотже собор Софии в Киеве с его могучим ступенчатым объемом, опоясанным открытойгалереей. Но здесь все лиричнее, изящнее и одухотвореннее в соответствии смногосложностью идейного смысла памятника. В его образе с тонкой поэтичностьювоплощены и представления о покровительнице владимирских людей — деве Марии, иатмосфера ее чудес, и сила ее победоносного царственного заступничества,восхваляемого в сочиненных владимирскими витиями песнопениях покровской службы.Храм Покрова на Нерли с достоинством встречал иноземцев у ворот Владимирскойземли, говоря языком камня о ее силе и красоте. Архитектурная мысльвладимирских зодчих проявила здесь свою широту и углубленную философскуюмудрость архитектурного образа.
Храм символизировалсобой мироздание, и фантазия художников стремилась отыскать в нем место дляреальных красот. Уже в самом декоративном начале владимиро-суздальской пластикизаложено определенное видение мира, понимание его чувственной прелести ивосхищение ею, наивное и искреннее восхищение богатством и внутреннейстройностью Вселенной, которое стоит в преддверии ее познания и без которогопоследнее невозможно.
В немалой степени всемуэтому содействовало умножение числа своих, владимирских зодчих, выросших нашироком княжеском строительстве. Выходцы из среды городских ремесленников, онивнесли в архитектуру теплоту народной поэзии и горячее чувство любви к роднойземле, к ее прославлению языком камня. Именно благодаря их мастерству мы можемсказать, что в этом тонком понимании взаимозависимости архитектуры и природысказывается характерная для древнерусского зодчества черта.
Таким образом мы видим,что для строительства, осуществлявшегося князем Андреем характерно стремлениеусилить воздействие архитектурных произведений, всемерно использоватьвозможность изобразительного искусства для выражения в религиозной формеполитических идей. Впоследствии эта тенденция, постепенно нарастая, получитдальнейшее развитие во владимиро-суздальском зодчестве и станет одной изнаиболее характерных его черт.
Список литературы
1.Алпатов М.В. Всеобщая историяискусства. Т.3. М., 1955.
2.Бусева-Давыдова И.Л. Каменноезодчество Древней Руси. М.,1989.
3.Всеобщая история архитектуры. Т.3.М; Л.,1966.
4.Ионина Н.А. Сто великих чудес света.М.,2002.
5.История русской архитектуры / Под ред.Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. Спб.,1994.
6.История русского искусства / Под ред.И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, В.С. Кеменова. Т.1. М.,1953.
7.Храм Покрова на Нерли / Под ред. В.П.Лугина. Л.,1970.