Реферат по предмету "Культурология"


Микенская культура как начало европейской цивилизации

Под античной культурой обычнопонимается культура средиземноморского бассейна эпохи древности. Иначе говоря,это культура древней Греции и Рима целой эпохи: с рубежа III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н.э. Занимаясвое место среди прочих культур древности, таких как ближневосточная, индийскаяили китайская, античная культура имеет для нас особое значение, учитывая ееисторическую связь с культурами Новой Европы.
Колыбелью античной культуры былаДревняя Греция. Именно в Греции сложилась и отсюда распространилась поСредиземноморью античная культура — отчасти путём расселения самих греков позаморским колониям, отчасти путём эллинизацииместного населения. Расскажем лишь о нескольких этапах развития Греческойкультуры, особым образом затронем период Микенской культуры.
Крито-микенский период
Крито-микенская культура, иногданазываемая также эгейской,существовала на островах Эгейского моря (Крит, Фера,острова Кикладского архипелага), вматериковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос)и на западном побережье Малой Азии (Троя). Ее расцвет приходится на IIтыс. до н. э. Основной исторической особенностьюкрито-микенской или эгейской культуры является тообстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном между ДревнимВостоком и собственно Грецией. Носителями этой культуры были первоначальнодо-греческие племена, называемые в более поздней традиции пеласгами и этеокритянами,а затем греко-язычные племена ахейцев,заимствовавшие и развившие культурные достижения своих предшественников.
На рубеже III-II тыс. до н. э. на острове Крите впервые на территории Европыскладывается государство и возникают протогородскиецентры: Кносс, Фест,Маллия. Вместе с тем, Крит становитсязначительнейшим центром античной культуры.
Одним из важнейших достиженийминойской (Критской) культуры была письменность, которая последовательнопрошла весь путь развития от пиктографического через иероглифическое клинейному письму. Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело внекоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь жесвоеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальноелинейное письмо А затем развилось в Кноссе иматериковой Греции в линейное письмо В (XV—XII вв.). На Кипре на основанииэтого линейного письма было создано кипро-минойское письмо (XV—XI вв.) и,наконец, кипрское слоговое письмо (VII—IV вв. до н.э.).Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровкулинейного письма Б.
Линейное письмо Бсостоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги; кроме того, в этом письмеимелось много знаков для понятий. Система счета была десятичной. Языкпрочитанных надписей оказался греческим, лишь немного отличающимся от языкадревнего эпоса греков. Отсюда следует, что греческий язык гораздо древнее, чем предполагалосьраньше, так как кносские таблички были составлены исередине II тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого времени сложения эпоса.Расшифровка линейного письма Б неопровержимо доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом языке ахейцы,которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.
Распространениеписьменности на Крите, насколько можно судить, было тесно связано с нуждамибольших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в основном на длинных и узкихглиняных табличках, своими очертаниями напоминающих пальмовые листы. Такихтабличек найдено очень мною; немалое количество надписей дошло до нас напечатях, сосудах и некоторых других предметах. Несомненно, еще большоеколичество надписей делалось на менее стойких материалах, например на пальмовыхлистьях, возможно, на папирусе и т. д. Отмеченное выше употребление чернилтакже свидетельствует в пользу относительно широкого распространенияписьменности.
Своеобразным былои минойское искусство. От простейших точечных и линейных орнаментов через яркиемногоцветные сложные геометрические фигуры критские художники постепенноперешли к реалистическому изображению растительного и животного мира. Фрески настенах дворцов, особенно в Кноссе, смело могут бытьпоставлены в один ряд с лучшими художественными произведениями древнего мира.Минойские художники середины II тысячелетия до н.э.искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников пышных процессий,знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической манере критских мастеровпроизведения изобразительного искусства того времени приобретают для насзначение важнейшего исторического источника. Несмотря на наличие в критскомискусстве религиозных тем, оно имело более светский характер, чем египетскоеили вавилонское.
В критской архитектуре преобладалиобширные дворцовые комплексы, что было связано с ведущей ролью дворца вэкономической и политической жизни древнейшего населения острова. Среди этихкомплексов выделялся своими масштабами (общая площадь 16 тыс. кв.м) и свободной, усложнённой планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение несколькихстолетий. В центре Кносского дворца находился весьмаобширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору совсех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различныеназначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами, галереями,колоннадами, бассейнами и лестницами. Особое место в построении дворцовыхинтерьеров играли деревянные колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Ствол колоннутолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащейна нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразнымзигзагообразным узором.
Даже в том разрушенном состоянии,каком мы их видим сейчас, дворцовые комплексы Крита выглядят впечатляюще.Примером тому является не только Кносский дворец, нои дворец в Фесте (2000-1500 гг. до н.э.) на юге Крита.
Историческоезначение минойской культуры в целом определяется тем, что на Крите на пятьстолетий раньше, чем в других областях Эгеиды,возникло классовое общество и государство. В первой половине и в середине IIтысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала влияниена племена материковой Греции и содействовала их более быстрому развитию.Достижения критской культуры были переняты и далее развиты ахейцами.
Микенскийприод
Начинаяприблизительно с 1700 г. до н.э. центр эгейской культуры постепенно перемещается на материк, гдевозникает так называемая микенскаякультура, несомненно, испытавшая влияние критской или минойскойцивилизации. Наиболее показательными с точки зрения искусствоведения являютсяостанки микенской культуры, обнаруженные в Микенах, Тиринфеи Пилосе, городах, находящихся на полуостровеПелопоннес.
Культура материковой Грецииотличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с нею многообщего. Наиболее ярко и полно её самобытность проявилась в монументальнойархитектуре. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях,которые впоследствии получили название «акрополь», т. е. «верхний город», всё было подчиненозадачам обороны от врагов. Из огромных грубоотесанных камней складывались оборонительные стены, толщинакоторых доходила до 10 м, а высота — до 18-20 м. Отсюда и поздняя греческаялегенда о циклопах — строителях этих стен.
Акрополь в Тиринфедаёт достаточно полное представление о планировке такого дворца. В отличие от Кносского дворца-лабиринта, в Тиринфевсё подчинено ясному порядку, симметрии, благодаря чему достигнута большаяцельность композиции. Акрополь замыкают мощные стены, вход же перекрыт тремяворотами. Центр акрополя — дворец с большим внутренним двором. В композициидворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине- так называемый "мегарон".Он служил для собраний мужского населения дворца. К мегаронуведут сени и портик с двумя колоннами, связывая его с двором. Впоследствии онявился основой для формирования традиционного типа греческого храма.
Особое внимание в микенскойархитектуре уделялось укреплению и украшению ворот. Центральные ворота крепостиМикен, так называемые «Львиные ворота» (ХIV-ХIII вв.до н.э.), представляют собой величественноесооружение. Они сложены из огромных, вертикально поставленных плит, перекрытыхв горизонтали столь же большим монолитом. Над пролётом ворот треугольнаяизвестняковая плита, украшенная единственным в эгейскомискусстве монументальным рельефом: две львицы стоят по сторонам расширяющейсякверху колонны. Изображённые в одинаковых поворотах в профиль, они образуютсимметричную, так называемую «геральдическую»композицию.
Стены Тиринфскогои Микенского, как и других дворцов этого периода в континентальной Греции, былирасписаны фресками и украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьераслужило контрастом суровому облику этих дворцов-крепостей. Здесь частовстречаются батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезают свобода инепринуждённость движения, столь свойственные критским росписям.
В развалинахдворцов, особенно в Микенах, столице легендарного Агамемнона, найдено большоечисло предметов из золота и серебра весьма тонкой работы: кубки, вазы, золотыемаски (в том числе так называемая «маска Агамемнона»), бронзовые мечис рукояткой из слоновой кости, кинжалы. Их формы и характер близки критским, нов них можно видеть и восточное влияние. Широкое применение бронзы, обилиедрагоценных металлов и их щедрое использование — явный показатель происшедшегоуже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков умикенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствуето связях, возможно торговых, с далёкими странами. Совокупность находок вшахтовых гробницах даёт основание считать микенское общество того времени ужеобществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результатевнутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют о местныхкорнях микенской культуры.
Вопреки долгораспространённому мнению, микенская Греция была знакома и с железом, которое,однако, использовалось только для предметов роскоши. В слоях того временинайдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц; в Тиринфеобнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода была освоенатехника плавления железа, по образцу плавки меди, по всё ещё при довольнонизких температурах: в шлаках микенского времени очень высок процент содержанияжелеза.
Главной отрасльюпроизводства было, несомненно, земледелие и связанное с ним скотоводство. Вэтот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Вомногих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальноезернохранилище было обнаружено в Микенах. О значительном развитии масличныхкультур и виноделия свидетельствуют материалы раскопок домов вблизи Микенскогоакрополя, условно называемые археологами домами “торговца оливковым маслом” и“торговца вином”. В первом из них было найдено 39 табличек с надписями линейнымписьмом Б, в которых учитывался приход и расход оливкового масла.
Разводился в этовремя крупный рогатый скот; имеются данные о разведении овец и свиней. В однойиз шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась тогда тольков боевые колесницы. Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенныхданных — значительный рост населения, использование большого числа людей накрупных постройках, развитие ремёсел — приводит к выводу, чтопроизводительность труда в сельском хозяйстве должна была к этому временизначительно возрасти.
Большие сдвигипроизошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дороги т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строителииспользовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; дляобработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслицаи грузила от ткацких станков.
Крупные размерымикенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительныхтрудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда другихработников. Громадные каменные блоки весом иногда в десятки тонн, из которыхбыли построены оборонительные стены Тиринфскогодворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфана добрый десяток километров. Камни для построек вначале обрабатывалисьтяжёлыми молотами, затем их резали уже бронзовой пилой. Применение системыпротивовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольносложных расчётов. Характерно единообразие точно выработанных приёмов кладкистен на всей территории распространения микенской культуры.
Позднеэлладскиегончары делали посуду самых различных размеров — от маленьких кубков догромадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялисьтонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным. В Зигури найден большой склад керамики, в которомнасчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь большихзапасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от крупных центров,свидетельствует о значительном развитии гончарного дела.
Совокупность всехэтих данных показывает, что ремесло уже отделилось от земледелия и сталосамостоятельной отраслью производства. Большая часть ремесленников работала придворцах маститых правителей и была занята производством оружия, строительством,создавала предметы роскоши. Другие, как, например, гончары, вырабатывалипредметы широкого потребления.
Внутренняяторговля была развита слабее, чем внешняя. В микенскую Грецию, кроме олова,ввозились исключительно предметы роскоши. Для сравнения напомним, что в этовремя на Крите уже встречаются слитки из меди, по форме напоминающие бычьюшкуру и игравшие, вероятно, роль денег.
В XIII в. до н. э. выступают все более отчетливо признаки ослаблениямикенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенахведётся только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательноепадение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в этовремя совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешнихсвязях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картинаупадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, какэто было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинахбыли укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений ивырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя. Этимероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира.Такой угрозой, по-видимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами,ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой однуиз основных групп древнегреческих племен. По свидетельству античных авторов,переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно,в самом конце XII в. до н.э. Археологические данныеподтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н.э. Представляется несомненным, что микенское обществопало под ударами племен дорийцев.
При анализепричин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то,что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества былаподорвана длительной Троянской войной. Этого объяснения далеко не достаточно.Упадок микенской культуры начинается, по крайней мере, за столетие допереселения дорийцев. Данные пилосских надписейдоказывают, что в Пилосе имелись массы жестокоэксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающейстепени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества передлицом дорийских племён, которые не знали ещё острыхклассовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские обществасложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции;основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующегопериода, и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и другихрабовладельцев. Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенскойкультуры.
К началу IIтысячелетия относится возникновение классового общества и государства на Крите,а затем и в других странах Эгейского бассейна. Это были первые очагирабовладельческой цивилизации на территории Европы, оказавшие большое влияниена дальнейшее развитие Греции.
Несмотря набыстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыгралидовольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многоеунаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не былоуничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н.э. многими своими корнями уходит в микенский период.
В свете новых археологическихисследований и дешифровки микенской письменности нельзя не поставить вопроса окритическом пересмотре прежнего, в свое время выдвинутого Эвансом,взгляда на микенскую культуру как на лишенное всякой оригинальности ответвлениекритской. Присущие микенской культуре черты глубокой самобытности показывают,что в материковой Греции существовали собственные прочие традиции, уходящиесвоими корнями в глубокую древность, свой собственный путь развития. Дорийское вторжение замедлило это развитие, на некотороевремя отбросив материковую Грецию назад, но не прервало. Последующий периодмногое наследовал от предыдущей эпохи, например микенские орудия труда — плуг,гончарный круг, парусный корабль, некоторые типы оружия и т.д. Но самое главноезаключалось в том, что наступивший вслед за микенским новый, так называемый«гомеровский» период был уже веком железа.
Всвою очередь греческая культура легла в основу последующего  культурного развития европейских народов.
            Греческиемыслители и ученые, использовав достижения древневосточной науки и во многомпревзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний и дали названияразличным отраслям науки. Например, грамматика  — наука о правилахписьма, арифметика — наука о числах, география — описание земли, и т.д.Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены намногие языки мира. Греческая письменность легла в основу современной  письменности. Из греческого алфавита возникславянский,  а затем и русский. В русскомязыке насчитываются тысячи древнегреческих слов.
            ВГреции впервые возник театр. Бессмертны памятники греческой скульптуры иархитектуры.
            Беззнания  истории  Древней Греции, без представления об основных чертах античной культуры современный человек не может в полной мере  понять и  оценить культурные сокровища,созданные человечеством.
     От времени расцвета древнегреческогоискусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античногоискусства оказалась вечной. Античность осталась и вечной школой художников.Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайнугармонии.
Подводя итог, мы осознаем, чтомикенская культура была подлинной колыбелью древнегреческой, а значит, и европейскойцивилизаций.
Источники
1.     Францева
2.     “БольшаяСоветская Энциклопедия”,1953 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :