Реферат по предмету "Культура и искусство"


Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии

Характерныечерты и особенности развития ренессансной культуры в Италии
Пожалуй,главной особенностью западноевропейской культуры ХIV-ХV вв. была некоторая неравномерность ееразвития. В общем и целом, говоря о культуре Западной Европы этого времени,можно выделить яркий феномен итальянского возрождения и развивающуюся еще вомногом в прежнем контексте (например, в позднеготических формах), хотя,безусловно и с определенными оговорками, культуру остальных стран западноевропейскогорегиона.
Думается,что рассмотрение столь обширного явления как «культура» средневекового ЗападаХ1У-ХУ вв. (кстати, до сих пор рассматривавшаяся прежде всего как «совокупностьвысших достижений человеческого духа», которые образуют «так сказать золотойфонд человечества» (Гуревич А.Я.) целесообразно начать с культурыитальянского Возрождения как самого яркого явления в истории европейскойкультуры названного времени и одной из самых блестящих эпох в историиевропейской культуры вообще.
Следуетзаметить, что споры о Возрождении, его характере, социальных и историческихкорнях, хронологических рамках и особенностях развития не утихают досегодняшнего дня. И тем не менее попытаемся (с привлечением новейшихисследований) разобраться в этом явлении.
Понятие «Возрождение»(rinascita, rinascentia) возникло в Италии, в ХУ1 в. Впервые термин «Возрождение»употребил архитектор, живописец и, в сущности, первый историк искусства ДжорджоВазари – автор первой истории итальянского искусства эпохи Возрождения,получившей название «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей изодчих» (1550). В ХУ1 в. Возрождение рассматривалось как подъем культуры последолгих веков Средневековья, и этим понятием обозначали первый (как считалипосле Античности) блестящий по своему смыслу расцвет литературы, искусства игуманитарных наук, наступивший после почти тысячелетнего упадка культуры. В Х1Хв. для обозначения эпохи Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс»(Renaissance).
Хорошоизвестно, даже не посвященому, что феномен Возрождения ранее всего возник,оформился и достиг небывалого блеска (ярче всего проявился) в Италии (Хотяследует помнить, что по общему признанию большинства современных исследователейтермин «культура Возрождения» не идентичен, не равнозначен понятию «культураэпохи Возрождения», поскольку первое из этих понятий относится к новым,собственно ренессансным явлениям. А второе – гораздо шире, и включает (наряду скультурой Возрождения) и другие культурные явления своего времени (в том числеи продолжавшие существовать средневековые, неренессансные по своему характерукультурные процессы. Не следует забывать и того, что хронологические рамкиэпохи Возрождения неодинаковы для разных регионов Западной Европы и даже сферкультуры).
Италия –родина классического Возрождения. Хронологические рамки итальянского Ренессанса– 30–40-е гг. Х1У в. (или с середины Х1У в.) – конец ХУ1 в. (либо первыедесятилетия ХУП столетия). Ренессанс в остальных странах Западной Европы – както французский, немецкий, нидерландский или так наз. Северный Ренессанс (В зарубежнойнауке под Северной Европой традиционно подразумеваются страны и территории,лежащие к северу от Альп, то есть к северу от Италии, – Нидерланды, Франция,Германия и т.д. Отсюда и понятие «Северное Возрождение», применяемое к культуреи искусству этих стран и имеющее характер не столько географического, сколько историко-культурногои художественного определения.) наступит лишь в конце ХУ в., придется главнымобразом на ХУ1 стлетие и закончится в конце ХУ1-нач. ХУП в., что выходит зарамки означенной темы лекции, и поэтому говорить подробно о Северном Ренессансемы не будем.
ИтальянскийРенессанс прошел ряд ЭТАПОВ (не идентичных, кстати, периодам эволюциигуманизма, о чем мы скажем ниже).
Висторической литературе об итальянском Возрождении (имевшем, заметим, самуюдлительную историю) принято говорить о Раннем (сер. Х1У в. – ХУ вв.), Высоком(Зрелом) (конец ХУ в. – 30-е гг. ХУ1 в.) и Позднем (40–80-е гг. ХУ1 в.) Ренессансе.Эпоху, предшествующую Возрождению (время Данте и Джотто) – подготовительнуюфазу, фазу Предвозрождения – обычно называют Проторенессансом (ХШ–начало(середина) Х1У вв.).
Кроме того,в литературе о Возрождении часто используются итальянские наименования столетий– Дученто, Треченто, Кватроченто и Чинквеченто. Дученто – ХШ в., Треченто – Х1Ув., Кватроченто – ХУ в., Чинквеченто – ХУ1 в.
РаннееВозрождение в Италии совпадает с периодом Треченто и Кватроченто, Высокое приходитсяна конец Кватроченто и начало Чинквеченто; Позднее Возрождение в Италиисоответственно приходится на ХУ1 столетие.
Безусловно,возникновение культуры Возрождения на Апеннинах было подготовлено рядомсовершенно определенных местных (или локальных), а также общеевропейскихобстоятельств. Ее появление (в Х1У в.) и стремительная эволюция (в ХУ в.)объясняются прежде всего определенными историческими особенностями ИталииХ1У-ХУ вв.
Во-первых,Италия позднего Средневековья была одной из самых урбанизированных областейЗападной Европы. И этот достаточно высокий уровень урбанизации (в первуюочередь Центральной и Северной Италии), по мнению большинства исследователей,был одной из основополагающих причин (или благоприятных условий) Возрождения. Вгородах Средней и Северной Италии сложилось удачное сочетание экономических,политических, социальных, демографических, психологияческих и др. факторов,которые в конечном счете способствовали возникновению этого необыкновенногофеномена. Процветающий, необыкновенно богатый город Северной и ЦентральнойИталии стал основной базой формирования культуры Возрождения. Почему? Неследует забывать, что города Италии издавна были центрами транзитной международнойторговли между Западом и Востоком, и в подобного рода торговых сделкахзначительно опережали города остальной Европы.
Помимоэтого, существовавшие в условиях политического партикуляризмагорода-государства Северной и Средней Италии в Х1У-ХУ вв. отличались оченьвысоким уровнем развития банковского дела и ремесленного производства, а такжеопирались на передовые формы предпринимательства (как финансового, так иторгово-промышленного). Особую роль в жизнеустойчивости итальянскихгородов-государств играли Генуя и Венеция (имевшие монопольные позиции навнешних рынках), Флоренция (имевшая хорошо отлаженную кредитно-банковскуюсистему, снабжавшую своими займами под баснословно высокий процент многихевропейских монархов, аристократию и, между прочим, церковь, чем особеннославились и в чем особенно преуспели флорентийские банкиры Медичи). Кроме того,богатство городов Ломбардии и Тосканы (ставших, как мы с Вами условились,главной базой формирования новой – светской по своей сути – культурыВозрождения) – помимо торговли и банковско-кредитных операций – зижделось и наразвитом (уже не ремесленном!), а мануфактурном (!) промышленном производстве.Так, в столице Возрождения – Флоренции – (а также некоторых других городахстраны) мануфактурное производство (капиталистическая мануфактура) появилось вХ1У в. В сущности, мануфактура Италии была порождена высоким уровнем торговли ибанковского дела. Итальянские купцы и банкиры успешно сочетали торговые икредитно-банковские функции с чисто производственными. Выражаясь современнымязыком, деловые люди Италии успешно совмещали эти функции, одновременнозанимаясь торговыми сделками, банковскими операциями и промышленнымпроизводством. В результате городские дельцы-предприниматели (купечество, верхипополанства, знать) сосредоточили в своих руках значительные богатства. И частьэтих богатств, как правило, тратилась на возведение новых дворцов и храмов,образование детей, создание домашних коллекций (картин, старинной утвари,редких античных книг и т.д.). В этой связи, естественно, увеличиласьпотребность в художниках, архитекторах, скульпторах и просто образованныхлюдях.
Кроме того,особое значение имело и то обстоятельство, что в позднесредневековой Италии несуществовало четко оформленных сословий. Старая феодальная родовитая знать(аристократия) в силу целого ряда причин (см. нашу лекцию об Италии) былавовлечена в жизнь города и находилась в тесном контакте (прежде всего в чистохозяйственном) с наиболее состоятельными и влиятельными слоями итальянскогопополанства (купечества, банкиров, ремесленников, предпринимателей). Этообстоятельство во многом способствовало появлению в городах Ломбардии и Тосканысовершенно особенного психологичского климата, который формировался усилиямиразных слоев итальянского общества, которые привнесли в городскую средуэлементы своего миросозерцания и самосознания. В итоге в итальянских городахХ1У в. стал складываться человек нового (ренессансного по своей сути) типа. А впротивовес прежней средневеково-аскетической церковной морали сложился идеалактивной личности, стремящейся к накопительству и роскоши. Появилась мораль,всесторонне оправдывавщая обогащение, при которой высокий статус личности вобществе и его престижность во многом стали определяться величиной кошелька,богатством его владельца.
В городскойсреде (особенно в предпринимательской) стали цениться новые качества:расчетливость, деловая хватка, рационализм мышления, высокие профессиональныезнания, широкая образованость и кругозор, практицизм.
Прежнеекорпоративно-сословное (средневековое по своей сути) сознание стало постепенноразрушаться и уступать место психологии индивидуализма. Достойным уважения быллишь тот, кто добился благополучия и богатства своими личными качествами(смелостью, гибкостью, разносторонними знаниями, деловой хваткой и т.п.).
3. Определеннуюроль в зарождении итальянской культуры Ренессанса сыграла и существовавшая наАпеннинах широкая система образования (от домашнего обучения, профессиональнойподготовки ремесленных и купеческих кругов, городских начальных и средних школдо университетов).
4. Крометого, важным фактором, сказавшемся на развитии ренессансной культуры, была еетесная связь с культурой римской цивилизации (в Италии, несмотря на столетия«мрачного Средневековья», сохранились многие памятники древнеримской Античности,и итальянцы прекрасно помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей вРиме была центром цивилизованного мира. В сознании итальянцев так или иначевитала идея возрождения былово «величия Рима») и, конечно, в некоторой степениитальянский Ренессанс формировался под влиянием лучших достижений европейскойкультуры ХП-ХШ вв. (К примеру, в лирики Прованса, городской новеллистики,поэзии вагантов и т.д.).
5. Инаконец, фактором, оказавшим, бесспорно, существенное влияние на локальнуюспецифику искусства итальянского Возрождения (в частности повлиявшем наформирование различных школ и направлений, полицентризм Возрождения) былпроцесс региональной централизации городов-государств (или политическойдецентрализации страны в целом); существование различных государственных форм.
Отличительнымичертами культуры итальянского Возрождения, если говорить кратко, были:индивидуализм мышления (в области права и морали); светскость (люди Возрожденияподчеркивали особую роль светской культуры), что проявилось в частности вособенностях языка нового искусства, и в его художественном содержании; бурныйподъем наук, особенно гуманитарных (люди Возрождения принимали участие вформировании вполне научных основ гуманитарных знаний и в зарождении опытногоестествознания, хотя сами носители Возрождения, как правило, естественныминауками непосредственно не занимались. Но проделали значительный труд поизучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, а также выработалиновые методы интерпретации текстов, что оказало безусловное воздействие наподъем естествознания в период Чинквеченто); реализм (что касалось прежде всеготаких сфер культуры как литература и искусство); неподдельный глубокий интереск наследию Античности (отсюда и само название «Возрождение»). Для людейВозрождения Античность была источником вдохновения и образцом их творчества, ихмировоззрения. При этом важным было не простое обращение к Античности, не самопо себе обращение к античной древности, а то, чем это прошлое было и какие новыеидеи образовывались из этого источника. То есть речь шла не о простойпреемственности, а о творческой переработке Возрождением античного наследия.
В небывалыхмасштабах Возрождение реставрировало (во многом утраченные в средние века)связи с культурой Античности (причем как с языческими – латинской идревнегреческой, – так и с христианскими традициями. Существует мнение,что именно Возрождение впервые после патристики и в значительно более серьезныхмасштабах осуществило синтез двух культурных миров – языческого ихристианского). Забегая вперед, можно сказать, что на античной основе будутвыстроены многие области культуры Возрождения: система гуманитарных знаний,различные виды изобразительного искусства, архитектура, нормы литературы и т.д.И еще! Пожалуй, впервые человек Возрождения осмыслил Античность как совершенносамостоятельную эпоху в истории культуры, и она стала важнейшим ориентиром дляновой (по своей сущности) культуры Возрождения.
Однако нестоит забывать, что типологические черты культуры Возрождения можно выявить нетолько при сопоставлении с Античностью, но и со средними веками, а также споследующими за Возрождением культурными эпохами.
Отношениелюдей Возрождения к средневековой культуре было достаточно сложным. В целом,для культуры Возрождения была характерна некая двойственность позиции поотношению к культурному наследию и традициям Средневековья. Но в общем и целом,культура Средневековья воспринималась носителями Ренессанса в явно негативномплане. Средние века для них были эпохой «темного» и варварского времени с соответствующейэпохе культурой. И все же средневековая культура оказала (о чем мы уже вскользьупоминали) определенное воздействие на культуру Возрождения, хотя бы в силупреемственности общего для обеих культур христианского мировоззрения.
Далее.Вероятно, главное отличие Возрождения от предшествующей средневековой эпохисостояло в гуманистическом взгляде на человека. Люди Возрождения верили ввеличие человека, силу его воли и разума. И поэтому антропоцентризм стал характернейшейособенностью культуры Ренессанса

Списокисточников и литературы
 
1.  Искусство раннего Возрождения – М.: Искусство, 1980. – 257 с.
2.  История искусства: Ренессанс – М.: Издательство АСТ, 2003. – 503 с.
3.  Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение – ОЛМА-ПРЕСС, 2005.– 128 с.
4.  М.Л. Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения //Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84–97.
5.  Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи,Слово, М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.