1. Манифест футуризма
Футуризм (итал. futurismoот лат. futurum — будущее) -авангардистское художественное течение1910-х- начала 1920-х XX в., наиболее полно проявившееся вИталии (родине футуризма) и России. Футуристы были и в других европейскихстранах — Германии, Англии, Франции, Польше. Футуризм заявил о себе влитературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когдав парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф. МаринеттиМанифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой,миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянскимдеятелям искусства («Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мыдолжны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит насв корзину для мусора.»). В манифесте отрицались все духовно-культурныеценности прошлого. (Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковскийсформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю„ nihil».). Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У наснет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живемв великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не прониксвежий воздух», — жаловался Маринетти. Ввести своих соотечественников наОлимп современной европейской культуры — вот то, что несомненно стояло заэпатажно-крикливым тоном манифеста. Группа молодых художников из Милана, азатем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти — и своимтворчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифестхудожников-футуристов, а 11 апреля того же года — Технический манифестфутуристической живописи, подписанный У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло,Дж.Северени — наиболее крупными художниками-футуристами. Сам Маринетти за своюжизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разныхвидов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своихпроизведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, романМафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не толькохудожественные, но и этические ценности прошлого.
Устаревшимибыли объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь.Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковуюопухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки.Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся импрекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняети человеческую психику, а это требует изменения всехизобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особеннозачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картиныони посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар, исходящий от кускадерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новоеискусство может быть только насилием, жестокостью», — заявлял Маринетти.
На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеиНицше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона,утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое;бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму — почти во всехпроизведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, — это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, нобездушный, циничный и жестокий.
Очищение мира от «рухляди» они видели в войнахи революциях. «Война — единственная гигиена мира», «Слово „свобода“должно подчиниться слову Италия», — провозглашал Марирнетти. Даже названияпоэтических сборников Пистолетные выстрелы Лучини, Электрические стихи Говони,Штыки А.Д. Альбы, Аэропланы Буцци, Песнь моторов Л.Фольгоре, ПоджигательПалаццески — говорят сами за себя.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературестал -«Слова на свободе!» — не выражать словами смысл, а дать самомуслову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Один из современниковописал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум., ипоясняет: — это ядра. Бум, бум….тарарх — разрыв снаряда. Пик, пик, пик — ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в дверикабинета показывается испуганное лицо лакея, — это издыхает раненый мул».Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы — всеэто, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связьслова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами иобщепринятой графикой, смыслы.
В живописи и скульптуре итальянский футуризм сталпредтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони,использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево,картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки ит.д.), стал предвестником поп-арта. Стремясь в своих футуристическихскульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения извука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические видыискусства.
Итальянскиефутуристы ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои полотна искульптуры звук. («Наши холсты, — писал К.Карра, — будут выражатьпластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в залекино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике,мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописнойсилой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».
Для итальянских футуристов (так же, как впоследствии ирусских) был очень важен непосредственный контакт с публикой. Художникиприсутствовали на своих выставках, эпатируя внешним видом и речами публику.
Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления людибыли не только зрителями, но и участниками некого действия. «Мы бросим вбудущее локомотивы нашего вдохновения», — провозглашал Маринетти, ипублика начинала подражать свисткам отходящих паровозов. А.Мацца призывалразрушить музеи, библиотеки и всякого рода академии, придать анафеме всехпрофессоров. «Ага! Верно на экзаменах провалился», -кричат из зала. «Футуристыне боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», — гордопровозглашает очередной оратор-футурист. Апельсиновые корки, летящие из зала насцену, наряд полиции в конце выступления… — все это было практическиобязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Именно сфутуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределыискусства.
Накануне Первой мировой войны Маринетти откровенноподчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружкииз националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскимилекциями. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвуетв ней добровольцем. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию,которая начала сближаться с «фашиями» Б.Муссолини. В 20-е многиефутуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великомбудущем Италии.
Итальянскийфутуризм в России. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти ссамого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан вгазете «Вечер» 8 марта 1909. Итальянский корреспондент газеты «Русскиеведомости» М.Осоргин регулярно знакомил русского читателя сфутуристическими выставками и выступлениями. В.Шершеневич оперативно переводилпрактически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 Маринеттиприехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, кэтому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, которыйпочитал себя лучше итальянского и не зависимым от него. Первое из этихутверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба,которых не знал футуризм итальянский. Первая значительная выставка итальянскиххудожников-футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всемхудожественным центрам Европы. Везде она имела скандальный успех, но непривлекла серьезных последователей. До России выставка не доехала, но русскиехудожники в то время сами часто и подолгу жили за границей, теория и практикаитальянского футуризма оказались во многом созвучны их собственным исканиям
2. Начало футуризма в России
В России футуризм на первых порах проявился в живописи,а только потом — в литературе. Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков,М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы предысториейрусского футуризма (хотя само слово до 1911 по отношению к явлениям русскогоискусства не употреблялось).
В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов былонапечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В.ХлебниковаЗаклятие смехом {О, рассмейтесь смехачи!...), впоследствии ставшее едва ли невизитной карточкой футуризма. Чуть позже вышел сборник Садок судей. Средиавторов — Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В.Хлебников, В.Каменский.Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало насебя внимание. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (ипотому эпатировал его). Однако авторы «расшифровывали» заглавие так:садок — клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны вклетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями)поэтического вкуса. «Главное — все единодушно понимали, — вспоминалВ.Каменский, — что суть нашего пришествия не только в книге Садок судей, но втех огромных затеях будущего, за которое мы энергично взялись в надежде наподдержку армии передовой молодежи». Книга была напечатана на оборотнойстороне обоев. По воспоминанием того же В.Каменского (его стихотворениемЧюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотомразорвалась… на мирной дряхлой улице литературы». «Обойные поэты»,«клоуны», «курам на смех» — так встретила сборникпрофессиональная критика. Но широкая публика сборника не заметила: он был изданмизерным тиражом, да к тому же не полностью выкуплен из типографии.
3. Кубофутуризм
Зимой1911 в село Чернянка Нижне-Днепровского уезда Таврической губернии, гдепроживала семья Бурлюков, в гости в братьям Давиду, Владимиру и Николаю приехалмолодой поэт Бенедикт Лившиц — разбирать бумаги гостившего здесь недавноХлебникова. «На четвертушках, на полулистах, порой просто на обрывках…разбегались во всех направлениях записи самого разного содержания… пониманиеязыка как искусства находило себе красноречивейшее подтверждение впроизведениях Хлебникова, с той только потрясающей оговоркой, что процесс,мыслившийся до сих пор, как функция коллективного сознания целого народа, былвоплощен в творчестве одного человека… -рассказывал впоследствии Б.Лившиц,оставивший о своем пребывании в Чернянке довольно обширные воспоминания: „Этобыло непрерывное творческое кипение, обрывавшееся только во сне“. „Давидпродолжал заниматься сложными композициями, в „пейзажах с несколькими точкамизрения“, осуществляя на практике свое учение о множественнойперспективе… Нежная любовь к материалу, отношение к технике воспроизведенияпредмета на плоскости как к чему-то имманентному самой сути изображаемого побуждалиБурлюков испытывать свои силы во всех видах живописи — масле, акварели,темпере, от красок переходить к карандашу, заниматься офортом, гравюрой...».Древнегреческое наименование местности, где находилась Чернянка -Гилея — быловыбрано для названием литературной группы, в которую кроме Бурлюков и Лившицавошли также Хлебников и В.Каменский. А следующий зимой — 1912 — студентМосковского Училища живописи, ваяния и зодчества Д.Бурлюк (к тому времени ужеучастник нескольких выставок «новой» живописи) и совсем молодойстудент того же училища В.Маяковский проводят «памятнейшую ночь»: «Разговор…У Давида -гнев обогатившего современников мастера, у меня — пафос социалиста,знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм», — писал Маяковский. Программой российского футуризма, точнее той его группы,которая сначала называла себя «Гилея», а в историю литературы вошлакак группа кубофутуристов (почти все поэты-гилейцы — в той или иной степени — были и живописцами, приверженцами кубизма) стали манифесты, опубликованные всборнике Пощечина общественному вкусу (1912): и Садок судей 7/(1913)4. Игорь Северянин
Покуда кубофутуристы веселили и бесили Москву, вПетербурге «гремел» Игорь Северянин-, по словам академика М.Л.Гаспарова, «с замечательным слухом и замечательным отсутствиемвкуса». Он и объединившиеся вокруг него стихотворцы именовали себяэгофутуристами. Подобно московским собратьям, эгофутуристы не чуждалисьоткровенной саморекламы и скандальных выходок. В своих литературных декларациях(первые появились в 1912 г.) они воспевали «вселенский эгоизм». Отсюдаи название- «эгофутуризм»( еgо в переводе слат.-«я»).
Я гении Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно окрылен!
Я повсесердно утверждён!
И. Северянин. «Эпилог, 1912 г.
Эти строки массовый читатель усвоил гораздо лучше, чемдругие северянинские стихи, „лёгкой восторженностью и сухойжизнерадостью“ которых восхищался Осип Мандельштам:
На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке, сизым вечером, уток не расстреливай:
Благостны осенние отблески вечерние
В северной губернии, на реке форелевой.
На реке форелевой в трепетной осиновке
Хорошо мечтается под крутыми вёслами.
Вечереет холодно. Зябко спят малиновки.
скачет лодка скользкая камышами рослыми.
На отложье берега лён расцвёл мимозами,
А форели шустрятся в речке грациозами.
»Нарекефорелевой", 1911 г.
Каждая футуристическая группировка( кроме кубо- иэгофутуристов существовали ещё и другие) считала себя единственнойвыразительницей подлинного футуризма, а всех остальных- самозванцами. Однако«общий враг»- мещанство и сторонники классического искусства- иногдазаставлял их объединяться. Так, ободрённые шумихой, поднятой вокруг«Пощёчины общественному вкусу», кубофутуристы для закрепления успехарешили устроить грандиозные гастроли по городам и весям России вместе снедавним заклятым врагом Игорем Северяниным и поэтами его группы. Выступая впровинции, они с наслаждением издевались над оробевшей публикой, словнорассчитываясь с ней за годы собственного прозябания и унижения. О степенизапуганности провинциальных жителей выходками смутьянов-футуристов красноречивосвидетельствует заметка в газете «Киевская мысль»: «Вчерасостоялось первое выступление знаменитых футуристов: Бурлюка, Каменского,Маяковского. Присутствовали: генерал-губернатор, обер- полицмейстер, 8приставов, 16 помощников приставов, 25 околоточных надзирателей, 60 городовыхвнутри театра и 50 конных возле театра».
Новаторство футуристов оригинально, но лишено, какправило, здравого смысла. Так, в одной из деклараций футуристов в качестве «задачновой поэзии» перечислены следующие «постулаты»:
1. Установление различий между творцом и соглядатаем.
2. Борьба с механичностью и временностью.
3. Расширение оценки прекрасного за пределы сознания(принцип относительности).
4. Принятие теории познания как критерия.
5. Единение так называемого «материала» и многое другое.
Конечно,нельзя ставить знак равенства между теоретическими положениями футуристов в ихколлективных декларациях и поэтической практикой каждого из поэтов в отдельности.Они сами указывали, что к реализации своего главного лозунга — «самовитгослова» — т.е. они шли «различными путями».
Футуристы демонстрировали свою беззаботность по частиидей, выступали за освобождение поэтического слова от идейности; но это вовсене мешало тому, что каждый поэт-футурист выражал свои вполне определенные идеи.
Если взять два крайних полюса футуризма — Северянина иМаяковского, то легко себе представить, насколько была широка амплитуда идейныхколебаний внутри этого течения. Но и это еще не раскрывает всей глубины идейныхпротиворечий футуризма. Отрицание города и капиталистической цивилизации уХлебникова принимало совершенно иные формы, нежели, например, у Каменского. Ураннего Хлебникова мы видим ярко выраженные славянофильские тенденции, тогдакак Каменский противопоставляет городу старую Русь, тяготеет к крестьянскомуфольклору. Тяготение к фольклору можно отыскать, у Хлебникова и у Крученых, ноу них это значительно менее отчетливо выражено и вовсе не определяет главногонаправления их творчества в ранний период. Антиурбанизм Хлебникова сказался вовсей его поэтике; в его «зауми» мы видим стремление возродитьстарорусские языковые формы, воскресить архаические обороты. Вот характерноечетверостишие из поэмы Хлебникова «Война — смерть»:
Немотичей и немичей
Зовет взыскующий сущел
Но новым грохотом мечей
Ему ответит будущел.
Хлебников призывает ради поиска языковых форм уйти всредневековье, в глубь русской истории, перешагнуть через XIX век, нарушившийсамобытность русского языка. «Мы оскорблены искажением русских глаголовпереводными значениями, — пишет он в одном из своих манифестов в 1914 году. — Мы требуем раскрыть пушкинские плотины и сваи Толстого для водопадов и потоковчерногорских сторон русского языка». Поэтическое славянофильствоХлебникова органически чуждо Маяковскому, отразившему в своем раннем творчествесодержание и темп современной городской жизни. Но Маяковский в то же времяосуждает хозяев современного города, протестует против капитализма,коверкающего и уродующего человеческую личность.
Начиная с 1913 г. на литературной сцене появилось новоепоколение футуристов. Наибольшую известность среди них приобрели БорисПастернак и Николай Асеев. В 1914 г. они вместе с Сергеем Бобровым Божидаром(Богданом Гордеевым) создали группу " Центрифуга". Но и футуристы«первого призыва» творческой активности не ослабили.
Алексей Кручёных совместно с группой художников выпускалмногочисленные футуристические буклеты и книжки. Маяковский, по егособственному признанию, именно в 1914 г. почувствовал себя мастером: «Могуовладеть темой». А Хлебников в 1913 г. написал одну из лучших своих поэм-«Сельская дружба».
В марте 1914 г. усилиями Давида Бурлюка вышел«Первый журнал русских футуристов», объединивший участников почтивсех футуристических группировок.
В хрестоматии, подготовленной научными сотрудниками ИМЛИимени Горького, представлены основные русские футуристические группировки, атакже воспоминания о них современников. Материалы расположены по принципу«от теории к практике», то есть сначала даны манифесты и критическиестатьи каждого футуристического объединения, а потом художественныепроизведения — только таким образом может быть логично представлен периодискусства, когда для занятия художественной практикой необходимо было предопределитьей теоретическую базу.
Составителямиперечислены все существовавшие с 1909 по 1919 г.г. футуристическиелитобъединения, начиная от эгофутуристов и кубофутуристов с прилегающим к нимхудожническим «Союзом молодежи» и заканчивая «временными» (сударением на первом слоге) поэтическими группами «Мезонин поэзии»,«Центрифуга» и «Леторей» — все они потом либо слились скубофутуристами, либо просто «растворились».
Футуристов невозможно себе представить без критики всегопредыдущего литературного процесса, а для большинства из них «программныеопусы» были важнее самого творчества. Но в принципе — полное отрицаниелитературы прошлого и представление «пред увядающим миром новоговсего» — были в истории литературы далеко не новы. Можно вспомнить первогорусского футуриста и «ломателя» поэтического ритма Гаврилу РомановичаДержавина, у которого, неожиданно для самого себя, много позаимствовал«гилеец», а потом и РАППовец, Маяковский. Или романтиков начала XIX века,поставивших себе целью отрицание канонов классицизма и возвращение к глубоконародному мифотворчеству и сакральным словообразам. Ну а самыми близкими повремени предшественниками русского футуризма были все-таки иностранцы-французские «проклятые поэты» и итальянские футуристы во главе сФилиппо Томмазо Маринетти, провозглашавшим поэтический милитаризм и патриотизм.Однако отечественный футуризм, «завязавшись» там, все же сталпринципиально русским явлением. Недаром Александр Блок, «наблюдатель состороны», оценивал его таким образом: «Он отразил всвоем туманном зеркале своеобразный веселый ужас, который сидит в русской душеи о котором многие „прозорливые“ и очень умные люди не догадывались. ровно ничего в себе не отразил, ибо не носил всебе никаких родимых «бурь и натисков...». С полным правом можноговорить, что русские новаторы позаимствовали у итальянцев лишь часть урбанизма(Маяковский, Шершеневич и Константин Большаков — единственные трое — утверждалибудущий космополитизм литературы с параллельным развитием в настоящем, но и онине отказывались от исконно русских свойств движения и отрицали егопреемственность от итальянского). И, конечно, внешний, «акционный»смысл — эпатаж.
Во-первых, шокирующий общественность внешний видкубофутуристов -желтые кофты, розовые сюртуки, пучки редиски в петлицах ираскрашенные неведомыми знаками лица. Или фиолетовый плащ и серебристыйбархатный берет «короля Поэтов», эгофутуриста Игоря Северянина.
Во-вторых,распространение своих сборников по «листовочному» принципу: братьяБурлюки однажды с весьма благочестивым видом пришли на«мистико-символистское» собрание Вяч.Иванова, и после их посещениякаждый член Общества с недоумением вынимал из кармана первую футуристическуюкнигу «Садок судей», вызвавшую эффект разорвавшейся хлопушки; а ВелимирХлебников с невинным видом сновал по залам ресторанов и раскладывал на столах«Пощечину общественному вкусу» в качестве обеденного меню.
В-третьих, знаменитые публичные чтения и спектаклифутуристов, начинавшиеся словами типа: «Скучно… уходите!», а когдазрители вызывали на бис автора, администратор арендованного зала обычноотвечал: «Его увезли в сумасшедший дом»...
А вот знаменитая эпатажно-принципиальная фраза из«Пощечины...»: «Сбросить Пушкина и проч. с Кораблясовременности», имеющая вроде бы явный и безусловный смысл, трактоваласьее же автором, Хлебниковым, несколько по-иному: «Будетлянин — это Пушкин восвещении мировой войны, в плаще нового столетия, учащий праву столетиясмеяться над Пушкиным XIX века» и переходила уже в неэпатаж.
Полныерифмы были окончательно заношены и «застираны» — им на смену пришлиассонансы и звуковые намеки. «Мы за то, чтобы рифма была не кол, аукол,» — говаривал Крученых. Футуристы «раздвигали» ритм,придумывали слова, долженствующие «привести за собой» новый мировойязык. Да что там слова — все состояние мира нужно было менять! Поэтому и былатак активно воспринята ими революция — кубофутуристы, «коллективисты»верили в скорый приход нового, Духовного, мира после перемен социальных…«Мы — правительство Земного Шара!» — писал Велимир Хлебников накаждом листке со своими стихами. Все это было так ново, так свежо, и потомувесело. Но в то же время — глубоко серьезно, потому что футуризм — это и естьсам фактор перемены. Футуризм, воплотившийся в жизнь, автоматически перестаетбыть футуризмом. Именно в этом его болезненность, но в то же время и здоровый,«новый дух», способный уничтожить загнившую, изжившую себястарость… Как писал Вадим Шершеневич: «Если течение предшествуетсоциальным катастрофам, то оно входит в историю литературы как веха. Еслипоследует за социальной переменой и просто резонирует, — то такое течение такжевходит в историю, но под кличкой эпигонства. Искусство само должновызывать и вызывает потрясение». «Движением перемен» являлся,конечно, только коллективистский кубофутуризм. Так называемые эгофутуристы-единоличники, в принципе были лишь тайными и крайне «декадентскими»последователями символистов. Да и вообще, «эгоисты», по принципусвоему, никогда не смогут создать движения, которое полагает совместностьустремлений. Просто временно проникся идеями «эгоистических перемен»единственно хороший среди так называемых эгофутуристов, самовлюбленный иидейный поэт Игорь Северянин. А вскорости наигрался в «короля поэтов»и быстренько сочинил «Эпилог эгофутуризма». И, кстати, потомпродолжал писать стихи, но отнюдь не эстетские, а вполне в традициях XIX века.Кубофутуристы посчитали, что Северянин испугался их Стихий, но он никогда и непытался «влиться» в них своей «вселенскою душою» — просто вего случае футуризм явился неким увлечением. Кстати, как и у большинства.
В ряды кубофутуристов входили не только литераторы, но ихудожники -сама приставка «кубо» — от кубизма. Вследствие этогосотрудничества был порожден сверхважный жанр «визуальной литературы»- передача почерком, художественным воспроизведением слова на листесоответствующего настроения. То есть превращение читателя в зрителя.«Точка, линия и поверхность суть элементы пространственных форм.Простейший элемент пространства есть точка. След ее — есть линия. След линии — поверхность» (Давид Бурлюк). Кроме линии, в живописи появиласьповерхность, и футуристы-кубисты взялись за прямое исследование ее фактуры.Конечно, в одном направлении такой состав гениев долго работать не мог — «Союз молодежи», художественное направление футуризма, быстрораспался на «аналитический реализм» Павла Филонова,«супрематизм» Казимира Малевича, «расширенное смотрение»Михаила Матюшина… Да и поэты-футуристы, несмотря на общность предъявленныхманифестов, безусловно различались творческими исканиями и глубиной.Бездарности пользовались одним лишь эпатажем, а истинные поэты со временем«переросли» существующее движение и остались в литературном процессеконкретными личностями — по-другому и быть не могло.
Футуризм, несмотря на свой скорый распад, продолжалоказывать влияние на весь последующий XX век. Например,он ожил в так называемом русском авангарде, литературе современныхнационал-большевиков. Постмодернизм также непредставим без«футуристического прошлого» -это авангардная форма с отрывочнымприведением реализма, построенная на принципе узнавания. Ну и конечно,«визуальная» литература породила целые жанры — анимационные ивиртуальные.
Когда-то Николай Гумилев, также сторонний наблюдатель,написал, исследуя футуризм: «Мы присутствуем при новом вторжении варваров,сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью. Только будущеепокажет, „германцы“ ли это, или… гунны, от которых не останется иследа». Футуризм явно оставил свой след, судя по появлению его«рыкающего Парнаса» в последующих культурных периодах.
5. Эго-футуризм
ИгорьСеверянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом. Прибавив к этомуслову другое — «эго». Получилось -эгофутуризм. («Я-будущее»или «я в будущем»). В октябре 1911 в Петербурге был организованкружок Еgо, в который, кроме Северянина, вошли Г.Иванов,К.Олимпов (К.Фофанов), Грааль — Арельский. В январе 1912 кружок былпреобразован в «Академию Эго поэзии». Из-за внутренних распределени,главным образом между Северяниным и Олимповым, «Академия» в конце1912 распалась. На страницах журнала «Гиперборей» Северянин объявил освоем выходе из всех групп: "… находя миссию моего Эгофутуризмавыполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому ясолнечно рад".
Однако Эго-Футуризм продержался еще какое-то время.Примкнувший в последний момент к «Академии» Иван Игнатьев(И.Казанский) создал на ее руинах объединение «Интуитивная АссоциацияЭго-футуризм» (иногда его называют «Петербургский Глашатай» — поназванию основанной Игнатьевым газеты.) После самоубийства Игнатьева в январе1914 эгофутуризм практически перестал существовать, хотя отдельные попытки еговозрождения имели место.
Теория эгогфутуризма незначительна. На его «скрижалях»(именно так был назван текст, содержащий основные положения эгофутуризма),варьировалось на все лады «восславление Эгоизма». Игорь Северянин-самый крупный поэт эгофутуризма — декларировал свою позицию в стихах.
До нас Державиным стал Пушкин, -
Нам надо новых голосов!
Теперь повсюду дирижабли
Летят, пропеллером ворча,
И ассонансы, точно сабли,
Рубнули рифму сгоряча!
Не терпим мы дешевых копий,
Их примелькавшихся тонов
И потрясающих утопий
Мы ждем, как розовых слонов".
(Пролог «Эго-футуризма». Поэза-грандиоз).
«Эго» и «кубо» футуризм роднитпрежде всего отношение к слову. «Мы перестали рассматриватьсловопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам», — этислова из манифеста кубофутуристов можно отнести и к Игорю Северянину.
Я повсеградно окрылен!
Я повсесердно утвержден.
У Олимпова встречаются урбанистические образы
Мозги черепа —улицы города.
Идеи — трамваи с публикой — грезы
Мчатся по рельсам извилистых нервов...
Не чурались эгофутуристы и эпатажа. Я генийИгорь-Северянин… — в 1912 это звучало эпатирующе). Однако в стихах Северянинабыло то, что отсутствовало у «гилейцев», -певучесть, изящество,тонкая ирония. «Эго» Северянина чуждо «глумленью надо всемсвятым» (Не Лермонтова — с парохода / А бурлюков — на Сахалин.) Главноеже: он очень хорошо понимал, к какому будущему приведет провозглашаемаякубофутуристами расправа с прошлым. (Они -возможники событий, где символом всехправ — кастет/). Недаром первый сборник Северянина назывался Громокипящий кубок(слова Ф.Тютчева), и предисловие к нему написал символист Ф.Сологуб.
В историилитературы Игорь Северянин — вождь эгофутуризма. Но для читателей — «толькопоэт».
6. Другие группировки футуристов
После «кубо» и «эго» возникли другиефутуристические группировки. Наиболее известные из них — «Мезонин поэзии»(В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Центрифуга»(С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак, К.Большаков, Божидар (Б.Гордеев) и др.).Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей «истинного»футуризма. Новым «бойцам» приходилось воевать уже не столько с прежнейлитературой, сколько с лидерами самого футуризма и «перекрывать» ихпо части их же лозунгов. "… не желая больше поощрять наглостьзарвавшейся банды, присвоившей себе имя Русских футуристов, заявляя им влицо… Вы предатели и ренегаты… Вы самозванцы… Вы трусы… Вы… будетепоставлены в необходимость получить в руки свои истинный послужной списокПАССЕИСТОВ" (т.е. Людей, пристрастных к прошлому и равнодушных кнастоящему). Под этими словами из манифеста «Центрифуги»- «Грамота»стояли подписи Н.Асеева, С.Боброва, И.Зданевича, Б.Пастернака.
«Мезонин поэзии», вся история которогоумещается в несколько месяцев зимы 1913-1914, даже не выпустил своегоманифеста. Его заменили статьи М.Росиянского (Л.Зака) Перчатка кубофутуристам иВ.Шершеневича Открытое письмо М.М.Россиянскому. Оставляя смысл логике и науке ине удовлетворяясь кубофутуристическим восприятием слова, Зак и Шершеневичпредлагали: первый — «слово-запах», второй — «слово-образ»,что предшествовало пониманию поэтического слова в имажинизме. Ни одногокрупного таланта среди участников «Мезонина поэзии» не было.
«Центрифуга», организованная С.Бобровым в1914, просуществовала несколько лет. Из изданий «Центрифуги» можноотметить сборники поэзии и критики Руконог (1914) и Второй сборник Центрифуги(1916), сборники стихов Н.Асеева Оксана (1916), Б.Пастернака Поверх барьеров(1917) и др. Книги «Центрифуги» оформляли «левые» художники(А.Экстер, А.Родченко, Эль Лисицкий и др.).
7. Деятелирусской культуры о футуризме
Первымоткликом на русский футуризм стала статья В.Брюсова Новейшие течения в русскойпоэзии. Футуристы. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, вчем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифестыитальянцев, и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами,не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении -«петербургскимпоэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорновыдающимся: Игорь Северянин… Но поэт выдающийся всегда выше той школы, ккоторой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений идостижений школы». (Статья В.Брюсова появилась в 1913, когда талантВ.Маяковского еще не раскрылся в полной мере). В конце статьи мэтр символизмаотмечает, что в области " словесного изложения" у футуристов естьнекоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудьвырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придетсяпоучиться многому у… символистов».
«Плоским хулиганством» назвал футуризмИ.Бунин. М.Осоргин, иронически относившийся к футуризму итальянскому, былвсерьез озабочен распространением футуризма в России: «Поход молодыхитальянцев против застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но онобъясним, против него есть оправдание. Нет никакого оправдания для тех, ктовыступает против культуры лишь зародившейся, которой еще нужна теплица ибережный уход… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили».
К.Чуковский, внимательно следивший за книгами ивыступлениями футуристов и друживший с В.Маяковским, писал: «Средимосковских кубофутуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, — но всеони вместе, — как явление русского быта свидетельствуют о роковом понижениинашей национальной духовной культуры».
М.Горький, напротив, всячески поддерживал «будетлян»- «Их много ругают, и это несомненно, громадная ошибка… Их породила самажизнь, наши современные условия. Они — вовремя рожденные ребята… Как бысмешны и крикливы не были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери,широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни».
Любопытно, что о футуризме спорили не только читатели икритики, но даже… герои литературных произведений. Так, герой рассказаА.Грина Серый автомобиль выдвигает довольно оригинальную теорию:футуристическая живопись — это зрительное впечатление Машины от Человека.
Заключение
Русский футуризм, как и другие учения декаданса,характеризуется неоднородностью и внутренней противоречивостью. Наряду среакционным устремлением в сторону от реальной действительности и в нем нашлисвое выражение протестантские, бунтарские мотивы, направленные противбуржуазной действительности и литературы.
Свою враждебность господствующим, общественным илитературным нравы футуристы старались подчеркнуть всеми средствами, начиная отжелтой кофты и разрисованных физиономий и кончая причудливым оформлением своихсборников, печатавшихся на обойной и оберточной бумаге.
Именно в подчеркивании своей «оппозиционности»заключается реальный смысл эпатажа футуристов. «Футуризм для нас, молодыхпоэтов, — писал Маяковский, — красный плащ тореадора, он нужен только для быков(бедные быки! — сравнил с критикой). Я никогда не был в Испании, но думаю, чтоникакому тореадору не придет в голову помахивать красным плащом перед желающимему доброго утра другом».
Но не смотрия на разные взгляды футуризм занял своеместо в литературе.