Введение
В художественном творчестве «богатство и разнообразие речевыхжанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразнойчеловеческой деятельности…». Эти слова вполне могут быть отнесены и кфотографическому творчеству.
В фотографии утвердились следующие жанры: пейзаж, натюрморт,свадебная фотография, портрет, архитектурные снимки, интерьер, жанроваяфотография, репродукция, фоторепортаж, панорамная фотография.
Из большого разнообразия жанров следует, что одним людям нравитсяснимать одни снимки, вторые предпочитают фотографировать другие видыфотографии. На мой взгляд, наиболее актуальное и интересное место в фотографиина сегодняшний день занимает такой жанр как пейзаж. А какому человеку ненравится пейзаж? Его любят все. Нет такого фотохудожника, который не попробовалбы себя в этом жанре. Ни один из них не может устоять перед соблазномзапечатлеть в фотографии красивый вид или те изменения в ландшафте, которыевозникли в результате гигантских по своему размаху работ по преобразованиюприроды. Каждый человек не прочь возле компьютера поставить фотографию скрасивым видом вечернего заката солнца, либо повесить на стену картину с горнымпейзажем.
Темой своей курсовой работы я выбрал особенности фотосъемкипейзажа. Пейзаж в фотоискусстве представляет собой самостоятельный жанр, вкотором основным предметом является природа под небесным сводом: лес, сад,поле, луг, степь, водоем, болота, равнины, холмы, горы. К понятию «городскойпейзаж» относится архитектурное пространство.
А трудно ли это? Впервые приступающему к съемке пейзажа можетпоказаться, что жанр этот несложен и доступен каждому. В действительности жежанр пейзажа – один из наиболее трудно усваиваемых видов фотоискусства. Помоему мнению, чтобы создать стоящий кадр, который можно показать другим,фотографу необходимо долго работать, причем, иногда даже вставать в пять часов утра,и ехать за сотню километров. Чтобы сделать хороший пейзаж, необходимо, преждевсего, любить природу, понимать и чувствовать ее красоту, иметь художественныйвкус и хорошо владеть фотографической техникой. Пейзаж – это, прежде всего вашрассказ о природе и ее красоте, ведь пейзаж может показать природу простой,трогательной и подкупающе красивой, а может раскрыть ее грозную силу. Далеко невсе, что на первый взгляд кажется красивым в природе, представляет интерес дляпейзажного изображения. Иногда красота бывает кажущейся, как промелькнувшеемгновение. И наоборот, порой удивляешься, что самая обыкновенная, зауряднаякартина природы на снимке может предстать красотой удивительной. Так в своейкурсовой работе я хотел бы раскрыть всю прелесть зимней фотосъемки, красочностьвечернего морского пейзажа.
Зимний пейзаж необычаен рыхлостью снежного покрова, его переливамиискр под солнечным светом, снежными махровыми деревьями.
Прелесть вечернего пейзажа заключается в озаренности облаков, вотражении бурого света в морской глади. Эти пейзажи писались многимихудожниками прошлых столетий, да и сейчас они привлекают своей необычайностью.
Фотография учит смотреть, наблюдать и видеть окружающий мир, и нетолько двумя глазами, но и монокулярно, т.е. так, как изображает объектив.
Вряд ли можно овладеть искусством съемки пейзажа, путешествуя наавтомобиле или мотоцикле. Порой в погоне за сюжетом при быстром передвижении мыутрачиваем сосредоточенность. Перед нами мелькают лишь внешние красоты, и мыпри этом упускаем жизнь природы, в которой земля, небо, облака, деревьяобразуют самые выразительные сочетания. С природой лучше находиться наедине.Неторопливая прогулка с частыми остановками даст фотографу возможность глубокопочувствовать природу, ощутить себя ее частью, постичь ее тайны, раскрытьобразы первозданной красоты. Только в таком состоянии можно в капле росы налистке обнаружить безграничное величие мироздания.
Способность видеть все как бы впервые, без тяжелого грузапривычки, присуща только художнику, без различия – живописец он или фотограф.
1. Литературный обзор
1.1 История создания художественного пейзажа
Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность) – жанр, вкотором объектом изображения является природа. К пейзажу принято относитьизображение больших пространств независимо от их «предметной начинки». Онаможет быть городской, индустриальной, но чаще всего пейзаж – это изображениеприроды.
Важнейший и самый древний вид пейзажа – изображение первозданнойприроды, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова«paysage» и немецкого «Landschaft» (образ села, образ земли), которые за тристолетия прочно укоренились в нашем языке. Индустриальный ландшафт,зарождающийся в конце XVIII – начале XIX века, а также городской пейзаж составляютотдельные направления развития пейзажной живописи.
Пейзаж средневековой Европы
Как написано в книге В.Н. Стасевича «Пейзаж. Картина идействительность», [1]: «В средневековой Европе искусство изображения природыдолгое время переживало определенный упадок. Изображая сбор винограда, райскийсад или окончание потопа, средневековый европейский художник ограничивался лишьдекоративным обозначением природы, не заботясь о каком-либо визуальном подобиинатуральному миру.»
Завоевания античного реализма, пришедшие в средневековую живопись,как бы угасают и перерождаются в декоративные мотивы или предельно условныеобозначения места действия. Особенно характерно это для искусства Византии. ВXIV веке в искусстве этой страны заметен определенный поворот к реализму.Соответственно изображение природы приобретает более конкретный характер.
Влияние искусства Византии распространилось на Италию и на частьевропейского континента севернее Альп. Родственные принципы изображениядеревьев, гор и других элементов природы встречаются в западноевропейскомискусстве, в том числе во фресках художников итальянского треченто – периода,предшествовавшего Возрождению.
Пейзажи в европейской миниатюре XV века – это лирическиеизображения знакомых художнику мест, нередко очень точно передающие видконкретного ландшафта и архитектурных сооружений.
Начиная с раннего Возрождения художников, занимают вопросылинейной и воздушной перспективы. Перспективное изображение применяется даже врельефе, приобретающем не свойственный скульптуре живописный характер. Интереск реальному пространству послужил толчком к открытию законов перспективы
Пейзаж Голландии XVII века
Как написано в «Кратком справочнике художественных терминов» Н.М. Сокольникова,[2]: «В XVII веке Голландия переживала подъем духовного обновления. В этойстране получают большое распространение такие жанры искусства, как натюрморт ипейзаж, которые предполагают способность зрителя наслаждаться искусством безрелигиозных, исторических или героических реминисценций. Здесь впервые получилширокое признание реалистический пейзаж как изображение конкретной местности.Здесь море становится героем картин. Ведь оно было настоящим кормильцем длястраны мореходов и рыбаков».
Подобно тому, как ремесленники специализировались на изготовленииопределенного вида предметов, так и художники специализировались на разныхвидах пейзажа. Один предпочитал писать море, другой – деревья, третий – городскиеуголки. Художники создавали свои картины для рынка. Этот прозаический стимул всочетании с отменным вкусом и талантом давал поразительные результаты. Морскиепейзажи Адриана ван Вельде настолько превосходны по точности изображенияприроды, по чувству света и цвета, что позднее искусствоведы стали думать, не снатуры ли писал художник свои картины.
Не менее значительны художественные достоинства работ АльбертаКейпа, Яна ван Гойена, Соломона ван Рейсдаля.
Для голландских мастеров середины века характерна живописьсближенных тонов, в коричневато-серебристой или желтовато-серебристой гамме.Эти тона привлекали художников возможностью передать насыщенный влагой воздухГолландии (Мейндерт Гоббема, Филипп Воуверман, Клас Берхем и др.). Художникилюбили писать пасмурное небо, когда через тонкий слой облаков проникает неяркийсвет солнца и ровно окутывает природу.
/>
Рис. 1. «Вид Дельфта». Вермеер Дельфтский
Настоящими жемчужинами живописи можно назвать пейзаж ВермеераДельфтского «Вид Дельфта» (Рис. 1). В нем «художник изобразил тот моментлетнего дня, когда только что прошел дождь. Солнечные лучи, пробивающиесясквозь серебристые облака, еще не высушили крыш, и дождевые капли сверкают налистве деревьев, на стенах домов и бортах лодок. Картина вся искрится итрепещет множеством красочных оттенков, световых бликов.
Рисунок архитектурных сооружений в пейзажах Вермеера Дельфтскогонастолько достоверен, а композиция настолько естественна, что естьпредположение, будто художник писал картины с натуры, глядя в окно. Это былонеобычно для того времени.
Но голландские пейзажисты не ограничивались достоверным«портретированием» родной земли. Были художники «итальянисты», или «романисты»,рисовавшие итальянские пейзажи либо следовавшие тенденциям «сочиненного»итальянского пейзажа (Клас Берхем, Ян Асселейм, Ян Бот и др.). Крупным мастеромромантического склада был Геркулес Сегерс, которому в трактовке природыследовали Якоб ван Рейсдаль и Харменс ван Рейн Рембрандт. В пейзажах этиххудожников голландский реализм сочетается с романтическим началом. Из реалистическогомотива старого кладбища или группы деревьев художники посредством тональных,цветовых и линейных противопоставлений извлекали драматическую силу духовногонапряжения. Таково полное таинственности, тревожных вспышек света «Еврейскоекладбище» (Рис. 2) или мрачно-экзотичное «Болото» (Рис. 3) ЯкобаРейсдаля.
Этих художников гораздо менее волновала тщательная отделка вещи,нежели ее философский смысл и психологический эффект при ее созерцании.Характерно, что темой превосходных пейзажных набросков и рисунков Рембрандтастали не чистенькие, уютные улочки и дворы голландских городов, а хижиныкрестьян, старые дома, проселочные мостки.
Пейзаж барокко и классицизма
А так описано в энциклопедии «Аванта+. Том5», [3]: Иное отношениек образу природы наблюдается у фламандского художника Питера Пауля Рубенса.Искусство Рубенса формировалось под сильным влиянием барокко. Барокко –склонное к преувеличениям художественное направление, в котором реалистическоеотношение к предметному миру свободно уживается с вымыслом. Оно зародилось вИталии и распространилось по всей Европе.
/>
Рис. 2. «Еврейское кладбище». Якоб Рейсдал
/>
Рис. 3. «Болото». Якоб Рейсдал
Исключительно талантливый художник, Рубенс стал главой фламандскойшколы, а принципы барокко перенес на изображение природы. Когда в своих позднихработах художник обращался к образу фламандской природы, он писалгероизированный, идеальный, собирательный образ. Отсюда характерный панорамныйразмах его полотен, идущий от традиций XVI века.
Но пейзаж XVII века – это не только Голландия и Фландрия.Характерное решение получил этот жанр в искусстве Франции, в частности втворчестве Никола Пуссена, Клода Желле, и Клода Лоррена. В пейзажах Пуссена иЛоррена есть все необходимые приметы классицизма: упорядоченное равновесие,продуманное распределение объемов, тональных и живописных масс композиции,необходимые с точки зрения классицизма обломки античных колонн, статуй и дажецелые сооружения, напоминающие античную архитектуру. Встречаются мифологическиеи библейские мотивы, заимствованные из литературных памятников античного мира исредневековья и введенные в пейзаж в качестве стаффажа для его оживления исмысловой направленности.
Классический пейзаж называют «историческим», за его связь ссюжетами из античной и средневековой истории. В отличие от барочного пейзажа сего стихийной героикой, классический обладает гармонией и ясностью природы.Классический пейзаж – сочиненный пейзаж, но сочиненный на основехудожественного освоения реальной действительности.
Национальный реалистический пейзаж
Во Франции к 30-м годам XIX столетия складывается школа художников– создателей национального пейзажа. Одним из первых к образу национальнойприроды обратился Жорж Мишель. Природа «будничной» Франции, с ее березами,тополями, стала темой картин Камиля Коро. Он любил писать переходные состояниявечера и утра, избегая ярких контрастов.
Группа современников Коро – Теодор Руссо, Леон Дюпре,Шарль-Франсуа Добиньи, Констан Тройон, Нарсис Диаз де ля Пенья, которых неудовлетворяла рациональная система академического пейзажа, – решилась наэксперимент, напоминающий опыт Констебля. Они стали писать окружающие Парижрощи, поля, заводи. Иногда они работали вместе, собираясь в деревне Барбизон уТеодора Руссо. Результатом их усилий стала естественная, жизненно правдиваякомпозиция пейзажа.
Пейзаж XX века
XX век внес в историю пейзажа нечто совершенно новое, порывающее свековыми традициями изображения природы. Это кубизм, первыми представителямикоторого были французские художники Жорж Брак и Пабло Пикассо. В основе кубизмалежит сугубо умозрительный конструктивный анализ форм, расчленение их напроизвольно предполагаемые элементы или абсолютизация их геометрическогосмысла. С пейзажем-действительностью кубистические пейзажи, пожалуй, менеесвязаны, нежели пейзажи прошлых столетий.
1.2 Художественный пейзаж в России
В России XIX век в искусстве пейзажа начался постепеннымзавоеванием реалистических позиций. Как и в Европе, это выразилось в освоениипленэра и национального мотива. В начале века еще сохранялись многие традицииклассического пейзажа. Русские художники ездили за пейзажами в Италию.
Однако художников поколения Сильвестра Щедрина не устраиваластатичная схема классицистического пейзажа-декорации с его безымяннымидеревьями. Стремясь передать жизнь природы, они вводят в свои работыромантические эффекты освещения, отходят от «кулисной» композиции и коричневогоколорита, стремятся запечатлеть солнечный свет и конкретный характер природы.
Колоссальный шаг в этом направлении сделал Александр АндреевичИванов (Рис. 4). Его картины характерны чистотой и естественностью цвета,богатством тонально-цветовых отношений. Иванова, как и других егосовременников, привлекали в природе приметы вечного, а не преходящего.
/>
Рис. 4. «Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц» А.А. Иванов
Эпическое спокойствие идеального образа преобладает даже в техслучаях, когда русские художники брали за основу национальный ландшафт истремились бесхитростно изобразить родную природу, как она есть. Таковы пейзажиА.Г. Венецианова, его учеников Г.В. Сороки, И.С. Крылова идругих зачинателей национального русского пейзажа, увидевших размах и красоту«невзрачной» русской природы.
Среди этих художников оригинальное явление представляли братья Г.Г.и И.Г. Чернецовы, первые художники Волги. Намереваясь написать панорамуобоих берегов реки, они на специальной барже совершили путешествие от Рыбинскадо Астрахани и создали много оригинальных этюдов и зарисовок. Одним из них является «ВидСюкеевских гор на Волге в Казанской губернии» (Рис. 5).
Так говорится в книге В.П. Ротмистрова «Русский пейзаж», [4]:«Настоящее систематическое художественное освоение русской природы началось вовторой половине XIX века, в творчестве художников 60-х годов. Русская природа,неброская и «не идеальная» – болотистые низменности, слякотные распутицы,однообразная равнинность, – стала главным героем пейзажей передвижников.Русские художники, наконец «открыли» Родину и перестали ездить за красотой вИталию. Они открыли красоту естественного проявления жизни и потеряли необходимостьискать «идеальную» природу».
/>
Рис. 5. «Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии» Г.Г.и И.Г. Чернецовы
В середине XIX века идеализирующая эстетика романтизма и классицизмастала уходить в прошлое. Ведущее значение в русском искусстве начинаетприобретать национальный пейзаж.
Само понятие «национальный пейзаж» предполагает «портретирование»определенной географически конкретной природы, характерной для Голландии,Франции или Англии. Для русских художников такой натурой надолго стала средняяполоса России. Но, в отличие от европейцев, русские мастера нередко вкладывалив национальные мотивы социальный смысл.
На характере русского пейзажа сказались принципы критическогореализма. Скорбные мотивы присущи образам природы не только в картинах В.Г. Перова(«Проводы покойника») или И.М. Прянишникова «Порожняки» (Рис. 6), гдепейзаж имеет значение аккомпанемента к изображению негативных сторон русскойжизни.
/>
Рис. 6. «Порожняки» И.М. Прянишников
Характерно для русского национального пейзажа и влечение кэпическому, в некотором смысле идеальному образу русской земли, славной своимилесными богатствами, широкими полями и могучими реками (И.И. Шишкин).
Начало лирического русского пейзажа обычно связывается створчеством А.К. Саврасова и его широкоизвестной картиной «Грачиприлетели». Трудно указать на другой пример пейзажа начала 70-х годов, в которомбы с такой полнотой и конкретностью была решена тема весны. Это изображениерусской природы настолько правдивое, что кажется, будто пейзаж списан с натуры,будто в него вместилась вся Русь. С тонкой проникновенностью выражено весеннеенастроение. Пейзаж по праву можно называть лирическим. Вместе с тем в другихработах Саврасова – «Проселок» или «Рожь» – жив дух романтизма.
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи талантливогохудожника Ф.А. Васильева. В картине «Болото в лесу. Осень» (Рис. 7).
/>
Рис. 7. «Болото в лесу». Ф.А. Васильев
В просвете осенних туч выглянуло солнце, и лучи его брызнули налесное болото. Деревья, травы будто заиграли драгоценным золотом, заискрилась влаганедавнего дождя. Природа улыбнулась ненадолго. Скоро солнце уйдет, настанутсумерки, нахмуренное небо станет серым, ровным и безразличным, птицы улетят.Художник, спеша запечатлеть краткое состояние природы, энергичными мазкаминабрасывает золото осенних деревьев, не заботясь о подробном рисунке деталей.
Иную задачу ставил перед собой учитель Васильева И.И. Шишкин.Шишкин считал, что «картина с натуры должна быть без фантазии». Полной иллюзиив пейзажах Шишкина нет. Краски здесь довольно условны и далеко не достигаюттого богатства, которое наблюдается в живой природе. Солнечные картины Шишкинане лишены поэзии, чувства эпического величия природы.
А.И. Куинджи, художник эпико-романтического плана, считал,что художник должен писать пейзаж «наизусть», опираясь полностью на творческуюфантазию. При полном впечатлении естественности его пейзажи отличаютсяпродуманной уравновешенностью. Нередко художник вводит в картину почтистереоскопическое изображение объемных деталей на первом плане. Они служат длятого, чтобы еще более подчеркнуть иллюзию и размах пространства.
Менее распространен в русском искусстве морской пейзаж. В этом нетничего удивительного: море менее характерно для России, нежели равнины, леса иреки. Тем не менее, почти каждый крупный русский художник писал море. И.К. Айвазовскийпрошел долгий творческий путь от романтических до реалистически убедительнойпоэмы «Черное море» (Рис. 8) или великолепной «Волны».
/>
Рис. 8. «Черное море» И.К. Айвазовский
Без подчеркнуто романтических эффектов, убедительно и правдивописал свои «водные» пейзажи А.П. Боголюбов.
В последние десятилетия прошлого и в начале нашего века эпическийпейзаж получил продолжение в творчестве таких известных мастеров, как ученик Саврасова И.И. Левитан,Н.К. Рерих, А.М. Васнецов. И, тем не менее, главенствующее местозанял пейзаж интимный, лирический.
Уже в пейзажных этюдах И.Н. Крамского можно заметить признакииного отношения к образу природы. Иван Николаевич, художник умный идальновидный находил, что опыт французских мастеров имеет бесспорныедостоинства. «Нам непременно нужно двигаться к свету, краскам и воздуху», – писалон в 1874 году под впечатлением работ, которые видел в Париже.
Пейзаж также часто играет равноправную смысловую роль в картинах идругих жанров: в портретах В.А. Серова, сюжетных картинах М.В. Нестерова,этюдах К.А. Коровина, А.С. Степанова, а позже в работах Б.М. Кустодиев,К.Ф. Юона, М.В. Добужинского, К.А. Сомова и многих другихрусских художников.
1.3 Пейзаж как жанр фотографии
Как написано в книге А.В. Афанасьева «История фотографии»,[5]: Жанр пейзажа начал складываться с момента зарождения фотографии. Первая вмире фотография, сделанная Н. Ньепсом в 1826, представляет собой пейзаж (Рис. 9).
/>
Рис. 9. «Вид на городские крыши» Н. Ньепс 1826 г.
С появлением дагерротипии многие фотографы стали снимать всемирноизвестные памятники архитектуры и другие знаменитые достопримечательностидревности (ряд таких снимков был опубликован в книге «Путешествиядагерротипа»). Широкому и быстрому распространению архитектурного пейзажаспособствовали большие размеры, локальные объёмы и неподвижность объектовархитектуры, тогда как изображения живой природы для светописи того времени сеё длительными выдержками и несовершенными (низкочувствительными)фотоматериалами удавались с большим трудом. Причиной тому было движение наветру листьев и травинок, дробность деталей пейзажа (ветвей, стволов),труднодоступная воссозданию игра света и тени. Поэтому первые изображенияпейзажа отличались обобщённостью формы, отсутствием излишних деталей иподробностей. В то же время уже первые мастера пейзажа, следуя традициямживописи, научились передавать в пейзажных мотивах определённое настроение,личностное восприятие натуры. В этом смысле на развитие пейзажного жанрасущественное влияние оказал импрессионизм, лучшие представители которого довелидо совершенства искусство передачи впечатления от мотивов природы. Этимотличались работы отечественных фотохудожников Н. Андреева, П. Клепикова,Н. Свищова-Паола, С. Иванова-Аллилуева (Рис. 10).
/>
Рис. 10. «Человек на природе» Иванов-Аллилуев
Дальнейшая эволюция пейзажного жанра была связана с новымивозможностями более совершенной фототехники и развитием творческих принциповфотографии. После длительного периода отображения природы в общих чертах,передачи общего впечатления от её картин с 1930-х гг. пейзажные снимкистановятся более подробными, включающими мельчайшие детали ландшафтов ипредметы конкретного времени. Элементы пейзажного жанра органично соединяются счертами репортажа, снимки получают публицистическую направленность. Это былоособенно характерно для таких мастеров-новаторов, как А. Стиглиц (США) и М. Дмитриев.Снимок стал документальным свидетельством изображённого фрагмента природы пейзажилитовского мастера И. Кальвялиса (Рис. 11), в него стали входитьэкологические мотивы отношения человека к окружающей среде, подверженнойгибельному антропогенному воздействию (пейзажи В. Филонова).
/>
Рис. 11. «Набережная Немана» И. Кальвялис
В современном пейзажном жанре значительное развитие получили такиеего разновидности, как индустриальный, городской и архитектурный пейзажи, вкоторых появились новые темы и мотивы, эстетические оценки. Значительное местоиндустриальный пейзаж занимает в творчестве А. Родченко, Б. Игнатовича,А. Шайхета, М. Альперта, А. Скурихина и др.
Важной чертой современного пейзажа стало разнообразие точек зренияна запечатлеваемую природу. Стали доступными для съёмки пейзажи, открывающиесяс больших высот (с воздушного шара, самолёта, космического корабля,межпланетных станций), в т.ч. пейзажи Луны и планет Солнечной системы. Крометого, в свете новых знаний о природе, новых отношений к ней взглядфотохудожника стал проницательнее, зорче, масштабнее, что позволяет ему болееглубоко передавать через картины природы своё художественное видение мира иотражать в них множество других общественно значимых явлений, проблем, идеалов.
1.4 Особенности фотосъемки пейзажа
Пейзажную фотографию можно подразделить по периодам фотосъёмки:летняя, зимняя, осенняя, горная, при закате солнца. Эта разделенностьобусловлена природными особенностями. К природным особенностям относят: в какоевремя проводится фотосъемка, температура, ландшафт местности.
Как написано в книге Л.Д. Курского,Я.Д. Фельдмана «Иллюстрированное пособие пообучению фотосъемке», [6]: «Главная особенность фотосъемки пейзажа этоконструктивная. В отличие от натюрморта, здесь невозможно привнесение никакихкорректив. Нельзя, например, убрать склон горы, мешающий общей композиции,невозможно поменять расположение целого. Таким образом, работа над компоновкойсюжета ограничена единственным приемом выбором точки съемки и выбором объективас желаемым фокусным расстоянием. Этих точек может оказаться множество, и каждаяиз них имеет свою особенность, свою индивидуальность». В каждом пейзаже имеетсянесколько планов: ближний, дальний и средний. Их появление связано ссокращением масштабов предметов, удаляющихся в глубину пространства, к линиигоризонта. Сопоставление масштабов линейных форм является линейной перспективойфотографического снимка.
Неотъемлемой частью построения снимка является освещение. Светявляется одним из наиболее определяющих источников наших ощущений. Онрассматривается как главное средство создания художественного фотографическогопроизведения. Индивидуальность пейзажа зависит главным образом от единства ицельности, которые придает натуре удачно выбранный эффект освещения. Свет даетвозможность видеть реально-существующий мир. При этом важную роль играетсвоеобразие и привлекательность освещения, каким оно бывает в различное времясветового дня: на рассвете, утром, в полдень, во второй половине дня, во времязаката.
/>
Рис. 13. «Рассвет. Слоистые облака»
Рассвет характеризуется легкостелющимися туманами или слоистымиоблаками (Рис. 13), бестеневым мягким освещением, при котором формаобъектов приобретает неясность очертаний и они кажутся расплывчатыми. Слабыеиспарения утренней влаги слегка притуманивают дали, и в зависимости от глубиныпространства воздушная перспектива бывает выражена едва ощутимой дымкой.
Самый благодатный для съемки на натуре – утренний свет, когда небопрозрачно и не закрыто густыми облаками. В утреннее время насыщенность цветаневелика и колеблется от незначительной до нейтральной насыщенности цветовойгаммы.
Полуденному времени свойственно особенно яркое свечение солнца.Падая отвесно, его лучи создают высокий контраст светотени и резкие световыеконтуры на горизонтальных поверхностях ветвей. Для съемки пейзажей эффектполуденного света принято считать менее выразительным.
Вторая половина дня и время приближения заката – наиболееблагоприятны для натурной съемки. Косые лучи солнца удлиняют падающие тени, еголучи ложатся горизонтально земле, нежно моделируя контуры деревьев и строений. Закати восход солнца, когда пространство заполнено нежным рассеянным светом, – лучшеевремя любования природой. Сам ее вид напоминает живописный пейзаж. Дымка, ранеепоглощавшая часть красных лучей и рассеивавшая синие растворяясь, окрашиваетгоризонт розовым или красным цветом, а верхняя часть неба все еще остаетсясиней, и на нем наблюдаются удивительно нежные переходы разнообразных цветовыхоттенков (Рис. 14).
/>
Рис. 14. «Закат Солнца. Море»
2. Экспериментальнаячасть
2.1 Особенности фотосъемки зимнего пейзажа
Съемка в зимнее время имеет некоторые трудности: в это время годасолнце стоит низко, световой день короток. Открытый пейзаж можно снимать отвосхода и до заката всего лишь в течение нескольких полуденных часов, а длясъемок в лесу это время сокращается до минимума, особенно на узких полянах илипросеках. Не способствуют зимним пейзажным съемкам и сильный мороз, и малое количествосолнечных, благоприятных для этой цели дней.
Фотосъемка в зимнее время технически сложнее, чем в какое-нибудьдругое время года. Считается, что зимний пейзаж в солнечную погоду имеетбольшой интервал яркостей, который невозможно воспроизвести на снимке безутраты деталей в светах либо в тенях изображения. Бороться с этим можно,проведя положительную экспокоррекцию, примерно на +/-0,7.
Вторая трудность зимних съемок – это воспроизведение на снимкефактуры снежных поверхностей. Достигается это выбором наиболее выгодныххарактеров освещения, светофильтра и величины экспозиции. Фактура снега хорошовоспроизводится при боковом, полуконтровом или костровом освещении. За счетнизкого положения солнца зимой от каждой неровности на снегу возникают длинные косыетени, способствующие выявлению на снимке его структуры. Фронтальный светнеудачен, так как при таком освещении фактура снега почти не выявляется. Плоховоспроизводится фактура снежных поверхностей и при рассеянном освещении из-заотсутствия светотени, поэтому снимать зимний пейзаж в пасмурную погоду неследует.
Поверхность снега на переднем плане не должна быть ровной,нетронутой. Снег значительно естественнее выглядит на снимках, когда онвзрыхлен и на нем видны следы, лыжня или протоптанная тропинка (Рис. 16).
Правильное соотношение света и тени на снегу, обеспечивающееестественность воспроизведения его поверхности, возможно при правильном выборесветофильтра. При голубом безоблачном небе чаще всего используют светлые желтыеи желто-зеленые светофильтры (Ж-1,4Х и ЖЗ-1,4Х). Более плотные фильтры этойгруппы применяют реже, в основном при наличии на небе большого количества белыхоблаков. Оранжевый светофильтр повышает контраст светотени на снегу, ухудшаятем самым характер его воспроизведения на снимках. Оранжевый и красныйсветофильтры находят применение на зимних съемках лишь, когда требуетсяподчеркнуть белизну и густоту инея на ветвях деревьев, проводах, которые в этомслучае проецируются на фоне темного, почти черного неба. Голубой светофильтр Г-1,4Хпочти не находит применения в подобных съемках, поскольку, понижая контрастсветотени на снегу, ухудшает его проработку на снимках.
При съемке пейзажей, включающих участки сверкающего на солнцельда, большую пользу приносит поляризационный светофильтр, с помощью которогоможно пригасить блики. В ряде случаев этот светофильтр может быть использован идля притемнения неба без опасения увеличить контраст светотени.
Чтобы снег получился белым, а не грязно-серым, важно такжеотстроить баланс белого. Обычно для этого используется лист белой бумаги, но взимнее время для этой цели сгодится, и свежий белый сугроб главное, чтоб на немне было никаких посторонних предметов. Но такая установка будет верной лишь длятого освещения, в котором была сделана, и каждый раз при смене места и светабаланс надо отстраивать заново – иначе снег так и будет серым, а лица синими.
Иней и замерзшие капли на черных ветвях, наоборот, ослепительны всолнечные дни. Для того чтобы иней не слился с блеклым фоном, нужнофотографировать его на контрасте с тенистой местностью или темным объектом, аеще лучше иней выглядит на фоне ярко-синего неба.
Для предстоящей фотосессии с зимними видами лучше всего подбиратьвремя с наиболее подходящими погодными условиями. Это может быть яркий солнечныйдень, или пасмурное небо с тёмными снежными тучами, которые придадут фотографиинекоторую драматичность.
/>
Рис. 15. «Вечерний пейзаж»
На рис. 15 изображен вечерний пейзаж. Цель была изобразить,как воспроизводится фактура снега. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе ввечернее время. Фотография была сделана на фотоаппарате Canon 450D. Диафрагмупоставил 5,6 и, выдержку поставил 1/125. Компоновка снимка нескольконеправильная, передний план пустой. Освещение применялось светотеневое, фактураснега ощутима, но недостаточно проработана. Фотография имеет темнуютональность, снег на снимке имеет сероватый оттенок, что говорит о неправильномподборе экспозиции.
/>
Рис. 16. «Зимний парк»
На рис. 16 изображен зимний парк. Цель − воспроизвестифактуру снега среди деревьев. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в дневноевремя. Данная фотография сделана на фотоаппарате Canon 450D. Для уменьшениябликов на снегу использовался поляризационныйсветофильтр. Для создания правильной композицииснимка, я решил на переднем плане разместить дорогу, на заднем расположитьмного заснеженных деревьев. В отличие от предыдущей фотографии этот снимокимеет светлую тональность. Для передачи фактуры снега я использовал заднедиагональноеосвещение, благодаря чему на фотографии снег имеет хорошую проработку.
На рис. 17 изображены деревья. Цель − показатьзаснеженные деревья. Для получения фотографии использовался фотоаппарат Canon450D. Деревья были сфотографированы в солнечный день при помощизаднедиагонального освещения. На переднем плане показаны два дерева, благодарякоторым кадр выглядит симметричным. Голубое небо с бледно-розовым переходомделает кадр выразительным. Для подчеркивания белизныи густоты инея на ветвях деревьев применялся оранжевый светофильтр. Съемкапроводилась издалека при помощи зума. Для диафрагмы установил значение 5.6,выдержка 1/250. Ветви деревьев прорисованы четко, имеют снежный вид.
/>
Рис. 17. «Зима. Деревья»
/>
Рис. 18. «Замершая река»
На рис. 18 изображен зимний пейзаж. Цель − показатьзаснеженную природу. На фотографии имеется несколько планов. Первым планомможно назвать место, где изображена кормушка для птиц. Если ее не было бы,фотография была менее интересна. Благодаря этой кормушки изображениеприобретает «круговой осмотр». Вторым планом являются деревья уравновешивающиекомпозицию кадра. Мост как бы соединяет две группы деревьев справой и левойстороны. Завершают плановое строение кадра деревья, находящиеся позади моста.Кадр я считаю уравновешенным, он идеален. Данный снимок был сделан нафотоаппарате Canon 450D с поляризационным светофильтром, для смягчения искр наснегу. Съемка деревьев проводилась издалека при помощи зума. Длядиафрагмы установил значение 5.6, выдержку подобрал 1/125. Фотография имеетхорошее качество. Ветви деревьев прорисованы четко. Снимок уравновешен правильно.
/>
Рис. 19. «Речной пейзаж»
На рис. 19 изображен зимний речной пейзаж. Цель −показать речной пейзаж. Для данного кадра использовался фотоаппарат Canon 450D.Съемка пейзажа проводилась в полуденное время. Чтобы показать всюпанораму реки я выбрал высокую точку съемки. Для диафрагмы установил значение5.6, выдержка 1/125. Сюжет фотографии интересен:здесь присутствует и замерзшая река, и покрытая снегом набережная, и зимниедеревья. С одной стороны данный кадр скомпонован правильно, но с другой, в чембольшой недочет фотография имеет темную тональность. Этот минус показывает, какважно подбирать правильную экспозицию при фотосъемке фотографии.
2.2 Особенности фотосъемки вечернего морскогопейзажа
Утром и вечером освещенность прибрежного ландшафта наиболееоптимальна для фотосъемки. Закат считается, наиболее красочным, чем восход.
Заход солнца с большой водной поверхностью можно сделатькрасочным. Спокойное море будет отражать небо, образуя зеркальное отражение;рябь на поверхности воды будет разбивать это отражение, сохраняя теплое сияниеводы и прокладывая световую дорожку от горизонта до переднего плана. Закатнаиболее лучше снимать с более высокой точки. Этому может служить вершинаприбрежной скалы либо пирс.
При фотосъемке заката могут возникнуть трудности. Наиболее сложнаяиз них это определении экспозиции. Если воспользоваться экспозицией по яркостисолнца, то в результате получится изображение только солнца, а вся остальнаячасть, включая облака, останется совершенно неяркой. А если определитьэкспозицию по яркости неба, то солнце получится «выжженным» и будет выглядетьне золотым шаром, который вы намеревались сфотографировать, а белой массой.Следовательно, необходим компромисс. Один метод состоит в том, что из двух отсчетовэкспозиции – по яркости солнца и по яркости неба над головой – берется среднеезначение. Другой метод определяет экспозицию по средневзвешенной яркости кадра,состоит в том, что отсчет экспозиции берется при положении солнца у одного изкраев в границах видоискателя. При таком положении солнца недостатков в яркостии контрасте не возникнет. Экспозиционные параметры, которые получаются приэтом, выставляются затем вручную до перевода камеры в рабочее положение,соответствующее выбранной композиции кадра. Независимо от того, какой методизмерения экспозиции применяется, снимая этот сюжет, целесообразно дублироватькадры с вилкой экспозиций, поскольку различие в одно деление на шкале диафрагмможет полностью изменить настроение картины.
В данной ситуации диафрагма управляет не только экспозицией. Еслиприменяется небольшая диафрагму, то получится на изображении солнца нечто,подобное эффекту звездной вспышки. Чем меньше диафрагма, тем сильнее этотэффект. Так как при данном виде съемки в объектив попадают прямые солнечныелучи, то возникает опасность засветки от бликов. Можно работать с любымобъективом, но если смысловым центром сюжета является солнце, используйте самыйдлиннофокусный объектив из всех возможных. При низком положении солнца на небеуровень освещенности тоже низкий и придется использовать продолжительнуювыдержку, при которой невозможно устойчиво держать в руках длиннофокусныеобъективы. Поэтому при съемке низкого солнца полезен штатив – тренога.
Солнечные дорожки и блики на воде при заходе солнца даютвозможность получать разнообразные световые эффекты. Интервал яркостей такогосюжета хотя и меньше, чем при подобной картине без водной поверхности, но все,же очень велик. Поэтому такие снимки чаще всего получаются в темнойтональности, очень контрастными, напоминающими лунную ночь. Однако их можноделать и в светлой тональности. Для этого выбирают моменты, когда низко стоящееи не очень яркое солнце прикроют легкие, полупрозрачные облака, и снимают сголубым или синим светофильтром, снижающим яркость солнца, в спектре которого вэтот период преобладают красные и оранжевые лучи. При этом используют объективс многослойным просветлением, снижающим вероятность появления на негативепаразитных засветок и рефлексов. Блики на воде ослабляют с помощьюполяризационных светофильтров. Для спокойной воды с зеркально отражающейповерхностью свет имеет максимальную поляризацию, когда угол падения солнечныхлучей составляет 35-40°. При более высоком или более низком положении солнцавозможность гашения солнечных бликов с помощью поляризационного светофильтрауменьшается. В моменты восхода или заката отраженный от воды свет солнцапрактически не поляризован, поэтому применение в таких ситуацияхполяризационного светофильтра бесполезно.
Большие водные поверхности лучше снимать с высокой точки. В этомслучае изображение воды занимает большую часть площади кадра, при низкой жеточке съемки основную часть кадра займет небо. Чтобы подчеркнуть огромностьводного пространства, включают в кадр изображение лодки, корабля, которыепомогают выявить масштабные соотношения. Иногда их отражения в водеспособствуют более точной передаче состояния ее поверхности и погоды.
Во время заката солнца общий цветовой тон меняется буквальнокаждую минуту. Чем ниже опускается солнце, тем краснее его свет, и задолго дотого, как человек замечает это изменение цвета, матрица регистрирует его какпереход от густого желтого к оранжевому и затем к красному. То же самое, но вобратном порядке происходит при восходе солнца.
Как только солнце зашло за горизонт, небо быстро приобретаеттемно-синий цвет с полосой красной зари вдоль горизонта. Через полчаса послетого, как солнце окончательно исчезло, если ночь ясная, все небо заполниттеплое послесвечение. Это именно тот момент, когда надо установить стандартныйобъектив и начать фотографировать. Выдержки будут продолжительными, но на этотраз экспозицию можно надежно определить по яркости самого неба, так как этосвечение равномерное и в кадре нет солнечного диска, который повлиял бы напоказание экспозиции. Такое же свечение появляется в небе перед рассветом. Обаэтих момента стоит запечатлеть на фотоаппарате, и часто они гораздо интереснее,чем сами по себе восход и закат.
/>
Рис. 20. «Море»
На рис. 20 изображен морской пейзаж. Цель − показать закатв солнечный день. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в вечернее время.Фотография была сделана на фотоаппарате Canon 450D. Применялся ультрафиолетовыйсветофильтр. Для диафрагмы установил значение 5.6,выдержка 1/250. Можно сказать, что горизонт делит кадр пополам, но в данномснимке это оправданно. От этого снимка нельзя верх либо низ «отрезать». Наличиена снимке слоистых облаков фотографию делают выразительной. Такжевыразительность снимку придает солнечная дорожка. Фотографию я считаюправильно-уравновешенной.
На рис. 21 изображен морской пейзаж. Цель − показатьнебо при закате солнца. На фотографии главным образом изображено небо, озаренноекрасным цветом заходящего солнца. На небе присутствуют красно-синие элементыцвета, что говорит о солнечной погоде данного дня.
/>
Рис. 21. «Алый закат»
Алый тон заката может сказать: скоро уйдет солнце за горизонт инаступит ночь. Фотосъемка данного пейзажа проводилась на открытом воздухе ввечернее время. Фотография была сделана на фотоаппарате Canon 450D. Применялся красныйсветофильтр. Для диафрагмы установил значение 8,выдержка 1/1000. Фотография имеет хорошее качество. Море на фотографии темногопочти черного цвета. Солнце лежит чуть выше уровня моря, также на снимке многооблаков, что придает фотографии красочный вид. Кадр уравновешен правильно. Задуманнаяцель удачно выполнена.
/>
Рис. 22. «Бурый вечер»
На рис. 22 изображен морской пейзаж. Цель − показатьзакат солнца. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в вечернее время.Фотография была сделана на фотоаппарате Canon 450D. Применялся красныйсветофильтр. Для диафрагмы установил значение 5.6,выдержка 1/500. Фотография имеет хорошее качество. Небо имеет розовый цвет,море главным образом темно-красное, а наличие облаков делают кадрвыразительным. Создавая данный снимок, я намеревался показать красочное небопри закате солнца. Компоновку кадра я делал, какие цели я преследовал. Я нехотел показать необъемлющие просторы океана, главный герой здесь небо. На немрасположено и много облаков, и диск солнца, и светло-желтые блики все этоговорит, что композиция кадра построена правильно. Преследуемая цельдостигнута. Закат красочен.
/>
Рис. 23. «Дождливый вечер»
На рис. 23 изображено море после дождя. Цель − показатьзакат в пасмурный день. Да, действительно это показано: дымка, ранее поглощавшая часть красных лучей и рассеивавшая синиерастворяясь, окрашивает горизонт розовым или красным цветом, а верхняя частьнеба все еще остается синей, и на нем наблюдаются удивительно нежные переходыразнообразных цветовых оттенков. Фотосъемкапроводилась на открытом воздухе в вечернее время. Фотография была сделана нафотоаппарате Canon 450D. Применялся желтый светофильтр. Для диафрагмы установил значение 5.6, выдержка 1/125. Фотографиябыла сделана за час после дождя. Наличие черных облаков на небосводе говорит оминувшем дожде. Главный герой здесь небо по этой причине я предпочел показатьгоризонт незначительным.
/>
Рис. 24. «Морской пейзаж»
На рис. 24 изображен морской пейзаж. Цель была показать закатв солнечный день. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в вечернее время.Фотография была сделана на фотоаппарате Canon 450D. Применялся ультрафиолетовыйсветофильтр. Для диафрагмы установил значение 5.6,выдержка 1/250. Горизонт хоть и делит кадр пополам, но в данном снимке этооправданно. От этого снимка нельзя «что-то отрезать». Закат имеетсветло-фиолетовый оттенок что придает снимку необычность, выразительность.
Выводы
Подводя итоги, хочется отметить, при съемке снега наиболее хорошопередает фактуру боковое, полуконтровое и контровое освещении. Благодарянизкому положению солнца зимой от каждой неровности на снегу возникают длинныекосые тени, способствующие выявлению на снимке его структуры.
Важно чтобы фотосъемка не проводилась в пасмурную погоду, так как прирассеянном освещения фактура снега почти не выявится иначе можно испортитьснимок в художественном смысле.
В качестве изобразительного приема целесообразно использоватьразличные светофильтры. Для подчеркивания голубого безоблачного неба чаще надоиспользовать светло-желтые и желто-зеленые светофильтры. При желании подчеркнутьбелизну и густоту инея необходимо использовать оранжевый и красныйсветофильтры. Для необходимости пригасить очень яркие блики сверкающего насолнце снега можно применить поляризационный светофильтр.
Лучшие времена для фотосъемки морского пейзажа при закате солнца −лето. В этот период больше облаков, которые усиливают выразительность сюжета.Облака воспринимают красное свечение солнца, дополняя картину постоянноизменяющейся световой палитрой. Очень часто, когда солнце находится заоблаками, его лучи светят во все стороны, создавая особенно впечатляющую картину.
При желании можно усилить впечатление, от картины расположив напереднем плане с большой водной поверхностью различные сюжеты. Так спокойноеморе или озеро будет отражать небо, образуя зеркальное отражение; рябь наповерхности воды будет разбивать это отражение, сохраняя теплое сияние воды ипрокладывая световую дорожку от горизонта до переднего плана.
Список используемой литературы
1. В.Н. Стасевича «Пейзаж. Картина и действительность» М.: «Импульс», 2006 — 184 с.
2. Энциклопедия «Искусство. Том 5». М.: «Аванта+», 2001 — 547 с.
3. В.П. Ротмистров «Русский пейзаж». М.: «Авангард», 1999 — 205 с.
4. Дж. Уэйд «Техника пейзажной фотографии». М.: «Мир», 1989 — 200 с.
5. А.А. Тихонов «Приемы освещения фотографии». Минск.: «ОООНовое знание», 1999 — 143 с.