Реферат по предмету "Культура и искусство"


Формы и компоненты культурно-досуговой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Культурно-досуговаядеятельность как процесс социализации личности
2 Субъективные цели, мотивы,методы и формы культурной-просветительной деятельности
3 Субъекты и функции культурно-досуговойдеятельности
Заключение
Список использованнойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Современная социокультурная ситуация в стране характеризуетсядинамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневнойжизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структурасоциокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности,администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретаетгуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальноесвоеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурнойдеятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественнойзначимости социально-культурной деятельности как составной части единогопроцесса возвышения культуры каждой личности. Разработкатеоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблемв этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления всоциально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способовисследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности набазе интеграции различных культурологических дисциплин.
Свободное время является одним из важных средств формированияличности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на егопроизводственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного временинаиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы,снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использованиесвободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры,круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человекаили социальной группы.

1 Культурно-досуговая деятельность как процесссоциализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональнойдеятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легкоустанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви.Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшиетрудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения инеуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достиженияцелей.
Самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональноеотношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных,волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чеговозникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний,убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранеезначительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическомумышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
Стремление заново и критически осмыслить все окружающее,самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственныетеории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.
Человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество,явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения,обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждаяличность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, собществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися черезпроизводство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основнымив формировании личности человека, его сознания.
Системный подход к решению психолого-педагогической организациидосуга людей в культурно — досуговых учреждениях предлагает целостноерассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферчеловека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особоезначение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональностьопрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.
Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям какинтеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятийдать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться,отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяютразнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных навеселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение спассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичныедля культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональнойи другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.
В педагогическом плане, деятельность культурно-досуговогоучреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду какможно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело,которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно иглубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность,эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должнабазироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, котораябы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но иразвила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как факторстановления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение являетсяинститутом социализации.
Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальнойжизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактныйпроцесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная смладенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянноразвивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. Сдругой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, целии задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократноменяется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения,статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности,возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членамиобщества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом вцелом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизниуверенно и комфортно.
Социализация личности происходит в основном на базе групповогоопыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более илименее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленныхобществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляетфундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостностисоциальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и рольиндивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость иуникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютноодинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двухабсолютно одинаковых личностей.
На различных этапах жизни человека социализация имеет своисущественные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколькоспецифических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивнопроцесс социализации происходит в детстве и юности.
В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализациичеловек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят ещетри важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей,присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом,т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектовдеятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назватьличностным выбором деятельности. Второй процесс — это сосредоточение вниманияна нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. И третий процесс – этоосвоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.В ходе всех этих трех процессов происходит расширение возможностей индивидаименно как субъекта деятельности.
Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общенияпроисходит расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания,углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесьпроисходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умениеориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видовдеятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельностичеловека.
И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесьосуществляется формирование образа собственного я, как активного субъектадеятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности, формированиесамооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что это процессконтролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта вусловиях расширения диапазона деятельности и общения.
Таким образом, процесс социализации выступает как единствоизменений всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивидарасширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается,тем самым осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальныхотношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход,поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоениядействительности. Это и является важным положением, которое означаетнеобходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапесоциализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опытаи воспроизведением его. Как раз этот процесс и реализуется в институтахсоциализации, которыми являются культурно-досуговые учреждения.
Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенныеотношения, подвижные границы между культурно-познавательными,культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют иоблегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговойдеятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутвержденияжизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальныхвозможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можноназвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности;общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересовличностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников,определяемой социально значимыми целями. Поскольку отдых позволяет определитьместо и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе,коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами иособенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видомдеятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял быте социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам ивозможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человекаесть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, впоэтическом и философском размышлении.
2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦЕЛИ, МОТИВЫ, методы и формыкультурно-просветительной деятельности
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговымзанятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера,жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться счем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться,оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит обэтом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать егомотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее.Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.
Под целями досуга понимаются представления о совокупномрезультате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях икоторые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные целичеловека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется восновном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил,материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести заутилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительныеили негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в нихвозможность получить удовольствие.
Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характерпроведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализациятех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в другихобластях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочимбудням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если целидосуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупностьвнутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мереи во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для другихи для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так идобровольно принятые (внутренние).
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить повысказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональныецели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивыобращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьмагибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешниеобстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда можетрационально осмыслить.
Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск впрофильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модныйкурорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, чтобыстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны сжеланием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства исвободу действий.
Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга иотдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга.Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения,как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно,сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнемхозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своеговыбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен длячеловека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает наработе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городскихусловиях.
Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить ксвободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузесчитает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а такжезависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семьесложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выборадосуговых форм.
Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досугамогут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулюдостоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонногодосуга — мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляетпроцесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человекак компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательныеигры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизмповседневной практики.
Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижениемсвободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные длявнутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта,осмысление собственного и чужого существования, умножение социальныхкоммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала,получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.
Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трехмотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желаниедобиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своихзнаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможностисвоего участия в спонтанном социальном участии и непосредственноммежиндивидуальном общении.
Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости ирекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременнореализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятияспособны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира,полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным иконструктивным содержанием.
Представления о мере этой полноты и целостности у разных людейнеодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование,расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться илипровести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковыхцелей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать ихзначимость как для самого человека, так и для общества.
Методика социально-культурной деятельности как механизм реализациитеории в практическую деятельность учреждений культуры. Цели деятельностиучреждения культуры как конкретизации функции социально-культурнойдеятельности. Цель как идеальная модель и проектируемый результат деятельностиучреждения культуры. Осознание цели как важнейший фактор определениянаправления деятельности учреждения культуры. Основные требования к определениюцелей деятельности учреждений культуры.
Методика социально-культурной деятельности как процесс определенияцелей, средств, методов и форм социально-культурной деятельности.
Закономерности функционирования общей методикисоциально-культурной деятельности. Особенности частных методиксоциально-культурной деятельности. Особенности специальной методикисоциально-культурной деятельности. Основы взаимодействия общих, частных испециальных методик в деятельности учреждений культуры.
Средства интеллектуально-эмоционального воздействия всоциально-культурной деятельности. Классификация и характеристика средствинтеллектуально-эмоционального воздействия на личность.
Слово как ведущее средство в социально-культурной деятельности.Закономерности использования средств наглядности в культурно-просветительнойдеятельности. Закономерности использования художественных средств всоциально-культурной деятельности. Оптимизация использования профессиональногои самодеятельного искусства как средство культурно-просветительной деятельностиво всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средствинтеллектуально-эмоциональной выразительности социально-культурнойдеятельности.
Метод как совокупность способов, приемов, средствсоциально-культурной деятельности с целью воздействия на личность или группулюдей. Метод как проявление сущностных особенностей системы действий, ведущих кдостижению целей.
Основные методы социально-культурной деятельности: Метод театрализации.Метод иллюстрирования. Метод игры.
Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное времячеловека. Существуют две формы организации досуга: общественная ииндивидуально-личностная.
Виды досуговой деятельности:
Самообразование
Общественная деятельность
потребление культурных ценностей
Занятие спортом
Туризм и путешествия
Развлечения
Общение с людьми
Общение с природой
Пассивный отдых
Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг,включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный,познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культурудосуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являютсяудовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение ихдиапазона.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными ивоспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в ихвыборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха,массовые праздники и др.)
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия,рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы,карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.)Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы,интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяютаудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
3СУБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступаютлюди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качествеее субъектов.
Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектовдосуговой активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно ониопределяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются какконкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а такжепредприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающиеорганизовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм,организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферыкультуры и др.).
Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельностиподразделяются на:
1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет обиндивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающихреализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектоввыделим:
— самодеятельных субъектов. Они задействованы всамодеятельно-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и необращаются к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектамивыступают многочисленные любители охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пешихпоходов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
— субъектов, прибегающих к помощи организаторовсо стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективыработников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправитьсяв туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующихфирм, которые предоставляют им такие возможности;
2) организаторов, участвующих в досуговойдеятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающихосновным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении.Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:
— руководящий состав профессиональныхорганизаторов досуга ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководителиучреждений культуры, работающие в разных областях досугового и В целомсоциокультурного сервиса. Представители этой группы — ключевые фигуры впроектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельностии предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несутответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
— профессионально-творческий состав работниковискусства и средств массовой информации – представители данной группы осуществляютнепосредственный контакт с аудиторией – артисты-исполнители, работающие вразных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры,журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческиеспособности, профессиональное мастерство, психологическая подготовкаоказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;
— высококвалифицированные работники и специалистыразных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, атакже персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печатии издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, местразмещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программистыи провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны креализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямуювзаимодействуя с потребителями культурного продукта;
— рядовые исполнители и производители услуг вобласти досуга – работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, непринадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам итворческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из нихнапрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницыи др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться спотребителями сервисных продуктов;
— вспомогательный персонал — техническиеработники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие втесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работникиосуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные споддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговойдеятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличиетепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежнуюработу техники и др.;
— представители исполнительной и законодательнойвласти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных,спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовыхорганизаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную,региональную и муниципальную политику в области рекреационной икультурно-досуговой деятельности, контролируют выполнениезаконодательно-правовых норм в этой сфере;
— лица и структуры, осуществляющиепредпринимательские функции, связанные с финансированием, а такжепредоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органывласти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры побизнесу (банковские структуры и др.).
Имеется несколько подходов к классификации коллективныхорганизаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделениявыступают следующие.
Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примереорганизаций Российской Федерации):
·  учреждения федеральнойсобственности;
·  учреждения субъектов РФ;
·  учреждения муниципальнойсобственности;
·  организации частнойсобственности физических или юридических лиц.
Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продуктапредприятий и учреждений досуга:
·  производящие товары ипродукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественныемастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);
·  оказывающие разного родауслуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.),нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые идр.);
·  осуществляющие в основномторговлю культурными товарами, предметами искусства.
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
·  культурноепросветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувстваудитории досуга;
·  отдых и развлечениеаудитории.
Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:
·  коммерческий тип.Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли,достижение экономического эффекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферахкультуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству,демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
·  некоммерческий тип. Виерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности:сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственноевоспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитиехудожественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственныетеатры, библиотеки, музеи, клубы;
·  смешанный тип.Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскуюдеятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на своеразвитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – вусловиях недостаточного финансирования в этот тип вливается частьнекоммерческих организаций.
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивысвоего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостномпредназначении и месте в жизни.
Досуг создает для человека возможности реализовать потребности иаспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере,в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуютсякомпенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограниченасвобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализоватьсвой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережитьразвлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить воспитательные и просветительные функциидосуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детейи юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развитияличности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем этифункции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время емув меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранятьсоциальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобныепроцессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что посуществу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкимивозможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людейс наибольшим эффектом.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множестворазличных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без ихреализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенныйневротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознатьпротивоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговыезанятия создают возможность межличностного взаимодействия со многиминезнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) итем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом.С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутитьумиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия,которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем,на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружескивзаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особуюзначимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.
В целом досуговая активность способна выполнять функцииоздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальнойжизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненныхаспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полнотесвоего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не толькоущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бытруднопереносимой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальнойжизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.
Под целями досуга понимаются представления о совокупномрезультате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях икоторые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные целичеловека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.
Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга иотдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга.Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения,как противоположность общественным и семейным обязанностям.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательнымизадачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в ихвыборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха,массовые праздники и др.)
Существуют две формы организации досуга: общественная ииндивидуально-личностная.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множестворазличных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без ихреализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенныйневротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Баршай В.М. Активныеигры для детей: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
2. Григорьев А.И.Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2007
3. Жарков А.Д. Технологиякультурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузовкультуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2005
4. Кулагин И.Ю., КолюцкийВ.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебноепособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001
5. Морозова Е.Я.,Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы:Учебное пособие. – Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005
6. Петрова З.А.Методология и методика социологических исследований культурно-досуговойдеятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2005
7. Селиванов В.С. Основыобщей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентоввузов. – М.: «Академия», 2002
8. Сергеев И.С. Основыпедагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2007
9. Смирнов С.А.Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000      
10. Дукачева Л.В.Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основесоциологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004.     
11. Клеппер Е.В.Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типекультурно-досуговом учреждении //Клуб. – 2003
12. Карманов А.Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальнаяпедагогика. – 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.