Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
I. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫИ
ИСКУССТВА………………………………………………………………………5
1. Содержаниерасходов бюджета на культуру и искусство………………5
2. Порядок расчетарасходов учреждений………………………………….9
3. Организацияпланирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства………………………………………………………………..…12
II. СИСТЕМА ПЛАТНЫХУСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………17
III. ФИНАНСИРОВАНИЕКУЛЬТУРЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2005г………………………………………………………………..….20
1. Формирование бюджета2005г. по новой бюджетной классификации расходов…………………………………………………………………………..……..21
2. Бюджет раздела“Культура, кинематография и средства массовой информации”……………………………………………………………………………22
3. Снижение ставкиединого социального налога……………….…………24
4. Финансированиеосновных мероприятий раздела и проектной деятельности……………………………………………………………………….……25
Заключение………………………………………………………………….…….28
Список использованнойлитературы……………………………………………..30
Введение
Выполняякомплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленныхна расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основныхпретендентов на средства государственного бюджета. В то же время культурарасполагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом егоиспользовании может внести существенный вклад в развитие отечественнойэкономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетногофинансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается вструктуру современного рыночного механизма.
Объектомисследования данной курсовой работы является финансовое обеспечение бюджетныхучреждений, предметов – финансирование учреждений культуры.
Цельмоей курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования учреждений культуры в условияхдействия рыночной модели хозяйствования.
Задачи моей курсовойработы:
1. охарактеризоватьособенности бюджетного финансирования учреждений культуры;
2. рассмотретьвнебюджетные источники финансирования культуры;
3. проанализироватьданные о финансировании культуры из федерального бюджета в 2005г.
IБюджетное финансирование культуры и искусства
1Содержание расходов бюджета на культуру и искусство
Функциикультуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят вдуховном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономическиерезультаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий,учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию исамореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов.Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целаясерия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября1992 г. №3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”.Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительнопринятыми специальными законами.
Действующеезаконодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себяобязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности,культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:
Ø осуществлятьбюджетное финансирование государственных и в необходимых случаяхнегосударственных организаций культуры;
Ø стимулироватьбюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льготпредприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
Ø устанавливатьособый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
Ø способствоватьразвитию благотворительности в области культуры;
Ø осуществлятьподдержку малообеспеченных граждан.
Взависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными,муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности.Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями),регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон суказанием порядка пользования материальных финансовых ресурсов. Прифинансировании учреждений по установленным нормативам право на получениедополнительных источников финансирования не ограничиваются. Необходимозаметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры правительствомРФ не утверждались типовые положения, регламентирующие порядок их деятельностии финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основойгосударственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций.В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств,необходимых для этих целей:
Ø исходя из нормыбюджетного финансирования на человека и численности населения;
Ø на основепроцента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
Ø на основезаданного процента от общей суммы расходов бюджета.
ВФедеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именноэтот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% отфедерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотренанеобходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещениядополнительных затрат из-за инфляционных процессов.
В реальнойпрактике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требованийзаконодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественнонеобходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируетсяне культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения)культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые неориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночныеэлементы хозяйствования.
Как ив других областях социальной значимости, в отношении бюджетных учрежденийкультуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.
Втаблице 1. представлена группировка экономической структуры расходов,финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли “культура”.
Табл. 1Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций учреждения организации
1.Текущая деятельность
1.1финансирование в разрезе экономических статей + - - 1.2финансирование в форме субсидий - + + 2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + + 3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:
4.1государственного, регионального и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на:
5.1 оборудование + + - 5.2 капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры + + - 5.3 новое строительство + + -
Данныетаблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видовдеятельности и форм финансирования. Необходимо иметь ввиду, что состав расходовотрасли можно представить через источники финансирования, уровни бюджетов,направления деятельности и т.д.
Вкачестве примера рассмотрим основные виды расходов федерального бюджета за2003г. Всего за год по разделу 15 “Культура, искусство и кинематография”утверждено 14 млрд. руб., из них на культуру и искусство – 12 млрд. руб., приэтом 7,5 млрд. руб. направлено на содержание особо ценных объектов культурногонаселения народов России, музеев, библиотек и других учреждений; 3,1 млрд. руб.– на государственную поддержку цирков, театров, филармоний; 1,4 млрд. руб.выделено на реализацию федеральной целевой программы “Культура России”. Расходыв сумме 2 млрд. руб. также в основном предназначены на реализацию учебныхпрограмм.
Поразделу 16 “Средства массовой информации” предусмотрено 12 млрд. руб. Восновном эти средства предназначены на государственную поддержку в видесубсидий и субвенций государственных телерадиокомпаний, издательств, редакцийгазет и журналов и т.п. средств массовой информации.
Важноезначение для решения вопроса о государственном финансировании отечественнойкультуры имеет классификация направлений деятельности учреждений и организаций.Группировка функций на социально значимые и развлекательно-досуговые позволяетопределить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли.Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, приэтом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг.
Финансовые средства организации культуры образуются за счет:
Ø бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
Ø доходов от платных форм культурной деятельности;
Ø платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и
физическими лицами;
Ø добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по
завещаниям;
Ø кредитов банков и иных кредитных учреждений;
Ø других доходов и поступлений в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Такимобразом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направленана обеспечение необходимых условий для реализаций конституционных прав гражданРФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениямикультуры, доступа населения к культурным ценностям.
2.Порядок расчета расходов учреждений
ПровозглашенныйБюджетным кодексом РФ принцип единства бюджетной системы, которыйобеспечивается единой правовой базой, единственной бюджетной классификацией иединством форм бюджетной документации, непосредственным образом отразился насистеме культуры. Согласно положениям ст.161. БК РФ значительная частьгосударственных организаций культуры получила статус бюджетных учреждений, посколькуих деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов. В культуре,как и в других областях социальной сферы, действует не нормативный, апостатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяетсясвоя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящихрасходов и определении необходимого объема бюджетного финансированияпредставляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий ихдеятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходоввполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. При определениирасходов на заработную плату штатную численность музейных специалистов нельзяпривести к общему знаменателю. Например, число хранителей музейного фондазависит от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния; числосмотрителей – от площади экспозиционных залов, степени доступность экспонатов,наличии охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированиемсредств на приобретение музейных экспонатов и оформления экспозиций, скомплектованием библиотечных фондов в библиотеках, приобретением реквизитов иматериалов для проведения мероприятий и т.п. Какая бы сумма средств не былаисчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическоеисполнение за ряд лет и объем бюджета.
Важнымусловием функционирования музеев и получения права на бюджетное финансированиеявляется лицензирование их деятельности. В соответствии с законодательствомуставы государственных музеев должны утверждаться правительством РФ.Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей,должен занимать Государственный каталог музейного фонда.
Планированиюбюджетных расходов, как по музеям, так и по другим типам учреждений иорганизаций культуры, предшествуют определение возможности учреждения получатьдоходы для обеспечения самофинансирования, выяснение культурно-историческогозначении объекта, определение круга социальных групп населения, пользующихсяуслугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счетбюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могутгарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услугнаселению. Их основная деятельность имеет ярко выраженный характер общественныхблаг, в частности деятельность государственных библиотек. Долевоефинансирование за счет бюджета может осуществляться для развитияматериально-технических и информационных технологий, обеспечивающих получениеорганизациями культуры в будущем высоких собственных доходов.
Прирасчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациямтакже определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависятот количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитатьколичество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить наколичество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Все спектаклираспределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от временипроведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходыот оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьямрасходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического ихудожественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатныхработников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов,рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений.Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляетсобой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления;расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основнойдеятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы,независимо от источников их покрытия.
Вотличие от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры –эстрадные, филармонические и т.д. Государственная финансовая поддержкаоказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики ононаиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертныхорганизаций аналогичны театральным.
Вважнейшем государственном документе – Плане действий Правительства РФ в областисоциальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. обосновывалась необходимостьвнедрения контрактных методов финансирования учреждений культуры. Это значит,что в практику взаимоотношений между государственным учредителем и исполнителемуслуг в сфере искусства входят договорные отношения с условием предоставлениябюджетных средств по стабильному нормативу. В то же время дискуссионнымостается вопрос о критериях выбора единицы нормирования. При большомразнообразии не похожих друг на друга учреждений и организаций культуры сложноопределить как единицу нормирования, так и стоимость бюджетной услуги. Так, втеатрах объем услуг может быть выражен в количестве обслуженных зрителей и вколичестве спектаклей. Нельзя не заметить, что рыночная ценность услуг культурыне всегда свидетельствует о ее художественном уровне. В то же время зрительскийспрос является лучшим индикатором результативности работы театра. Установлениежесткой связи между государственным финансированием и числом зрителей можетоказаться дестимулирующим фактором, что свидетельствует о необходимостииндивидуального подхода к проектируемым расходам.
3. Организация планирования и финансирования расходов научреждения культуры и искусства
Внастоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ финансируетфедеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительствомРФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особуюкультурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сферекультуры и искусства.
Бюджетныеассигнования выделяются на следующие цели:
Ø оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так ипривлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;
Ø содержаниезданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или)затраты на их аренду;
Ø содержаниеприродных комплексов и объектов, относящихся к данной организациикультуры;
Ø содержаниеживотных в зоопарках и цирках;
Ø комплектованиебиблиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующихмузейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно — методическую деятельность;
Ø материальноеобеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовыхзрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материальногооформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;
Ø оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организациикультуры;
Ø проведениекапитального ремонта;
Ø реставрациюпамятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользованиеорганизации культуры;
Ø другие затраты,связанные с основной деятельностью организации культуры.
Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учрежденийи приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительногодохода. Поступлениесредств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.
Массоваясеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных иместных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи,театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабамдеятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количествомелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано восновном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культурыимеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметыдоходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры можетбыть как сводным, так и индивидуальным.
По-разномустроится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры.Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы делятся на двечасти. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений,вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечениядеятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад вразвитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статьюрасходов, при формировании которой применяется методология “от достигнутогоуровня”, или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции отрасходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могутфинансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так инегосударственных учреждений культуры. В данном случае применяетсяпрограммно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можноотнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности,подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:
Ø сохранение ивосстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
Ø сохранениенародных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центровдекоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);
Ø развитиерегиональных культур малочисленных народов (создание центров национальныхкультур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
Ø развитиетворчества детей и поддержки молодых дарований;
Ø организациясемейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.
Вусловиях ограниченного финансирования при разработке той или иной программыизбирается некоторая крупная социально значимая и общественно необходимая цель,которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышенияэффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяетсяконкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможныварианты финансирования программ из различных источников. В этом случае органуправления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценкерезультативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком,расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертовопределяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителесредств создаются экспертные советы. В его состав включаются специалисты,имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет смаксимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и даетрекомендации главному распорядителю бюджетных средств и выделении средств навыполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основываетсяна системе критериев, среди которых целесообразность, экономическаяэффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурнаяпреемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность,методологическая обоснованность.
Приподготовке учреждениями и организациями заявок на право получениягосударственного и муниципального заказа в области культуры важно выделить виддеятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимогомероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.
Впоследние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органовуправления и организации культуры внедряется принцип применения так называемогосоциально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всехсубъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получениебюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедурефинансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключениидоговоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что онразбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ниорганом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть нефиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий икультурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены однихмероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешаетсявносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсныхусловий.
Вотношении расходов, связанных с укреплением и развитием материально-техническойбазы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу егосоставляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетнымкодексом РФ.
Короткоостановимся на порядке взаимодействия культуры, физической культуры и спорта сосредствами массовой информации. Например, государственные службы по телевидениюи радиовещанию обеспечивают финансирование программ театрально-зрелищной,оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федеральногобюджета, бюджетов РФ и собственных источников. Телевизионные компании ирадиокомпании иных форм собственности – за счет собственных средств с учетомтого, что трансляция мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемки ифотографирование, производство записей их изображения и звуковой записиосуществляется только при наличии соответствующих разрешений. Реклама товаров,изделий и услуг во время проведения зрелищных и спортивных мероприятийдопускается также с разрешения организаторов, поскольку это связано сполучением дохода от рекламы в виде спонсорского вклада.
Бюджетноефинансирование средств массовой информации, как правило, осуществляется в видегрантов, предоставляемых на безвозмездной основе и безвозвратной основе, ирегулируется особым законодательством. Выделение грантов осуществляется наоплату социально значимых информационно-публицистических материалов осоциальных проблемах, производство просветительских программ в сфере культуры инаучно-популярных материалов, производство печатной продукции, предназначеннойдля инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д. Конкурсное рассмотрениезаявок и их экспертная оценка – обязательные условия, предшествующие выделениюбюджетного финансирования.[1]
II.Система платных услуг в сфере культуры
Важнойчертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих изразличных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использованиеэтого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства,поступающие из других источников, не уменьшают величину бюджетных ассигнований.Тем самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнованияучреждениям культуры — не просто расходы государства, а особый вид доходовучреждений, обусловленный социальной значимостью их деятельности.
Многиеучреждения культуры, особенно обладающие материально-технической базой,расширили круг услуг, предоставляемых за плату, стали проводить более гибкуюценовую политику. В результате доля собственных средств в общих доходахдостигла в среднем 25%.
Вместес тем хотелось бы отметить, что дополнительные доходы во многих случаях былиполучены, во-первых, за счет замены бесплатных услуг платными, что привело кзначительному сокращению кружков, уменьшению культурно-массовых мероприятий длясельских жителей, во-вторых, за счет непрофильных видов деятельности.
Организациикультуры широко пользуются своим правом самостоятельно устанавливать цены. Однакоочень часто их ценовая политика направлена, главным образом, на укреплениесобственного финансового положения. Резкое увеличение цен на услуги культуры,даже с учетом инфляции, оказывает негативное влияние на доступность культурныхуслуг для широких слоев населения.
Рассмотримдинамику получения дополнительных ассигнований Комитетом по культуре иискусству (рис.1)
Рис.1Соотношение долей поступлений от кружков, дискотеки и культурно-массовыхмероприятий в общем объеме прибыли за 2000-2002 годы
/>
Напредставленной диаграмме можно увидеть, что наибольшую долю в общем, объемеприбыли составляет поступления от кружков (32%), на следующем месте подоходности – дискотека и культурно-массовые мероприятия (по 29%соответственно). Эти три направления является перспективными при разработкепредложений по повышению эффективности культуры.
Дляповышения прибыли необходимо основывать новые вида платных кружков, чащепроводить дискотеки с привлечением артистов эстрады и т.д.
Дляповышения эффективности культурно-массовых мероприятий в первую очередь следуетобратить внимание на улучшение качества репертуара предлагаемых к просмотрукино- и видеофильмов.
Однимиз важных альтернативных источников финансирования культуры являются средствамеценатов и спонсоров.
Сегоднярасходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах нарекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров такихрасходов не обеспечивают развитие спонсора и не позволяют потенциальныминвесторам активно использовать свои средства для поддержки культуры иформирования своего имиджа.
Однимиз дополнительных источников привлечения средств в культуру может служитьразгосударствление и приватизация ряда объектов культуры.
Присоблюдении определенных условий приватизация может принести культурезначительную пользу, так как, во-первых, в эту сферу поступят дополнительныересурсы и, во-вторых, государство сможет высвободить собственные средства инаправить их на содержание организаций культуры.[2]
[1]IIIФинансирование культуры изфедерального бюджета в 2005 г.
Принципиальнойособенностью федерального бюджета на 2005 г. является его формирование вусловиях начатого в 2004г. реформирования бюджетного процесса РФ. Сущностьюпроводимых реформ является смещение акцентов бюджетного процесса от управлениябюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственностии расширения самостоятельности его участников.
ПравительствоРФ предстоит подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора игосударственных учреждений, в том числе и учреждений культуры. При этомставится задача в максимально возможной степени исключить избыточные,второстепенные федеральные расходы и соответствующие функции федеральныхорганов исполнительной власти и осуществлять их за счет региональных и местныхбюджетов, а также частного сектора экономики.
Ввидуограниченности бюджетных средств необеспеченные источниками финансированиярасходные обязательства отменяются.
Наформирование расходной части федерального бюджета 2005г. оказали влияние такиефакторы, как:
Ø относительноеснижение уровня доходов федерального бюджета в валовом продукте в результатеналоговой реформы и реального сокращения налоговой нагрузки на экономику;
Ø оптимизациябюджетных расходов с учетом разграничения расходных обязательств между уровнямибюджетной системы Российской Федерации;
Ø проведениереформы системы федеральных органов исполнительной власти;
Ø изменение системыпредоставления социальных льгот.
1. Формирование бюджета 2005г. по новой бюджетнойклассификации расходов
Необходимоотметить, что проект федерального бюджета на 2005г. формировался по новойбюджетной классификации расходов Российской Федерации. В соответствии с новойфункциональной классификацией расходы бюджета РФ, расходы на культуру, накинематографию и СМИ (телевидение, радиовещание, периодическая печать ииздательство) объединены в одном разделе – 08 “Культура, кинематография исредства массовой информации”.
Вданном разделе будут отражаться расходы:
Ø на предоставлениеуслуг в этих сферах;
Ø содержаниеучреждений культуры;
Ø управлениеобъектами, предназначенными для культурных целей;
Ø организацию,проведения и / или поддержку культурны мероприятий;
Ø государственнуюподдержку и субсидирование производства кинофильмов, радио – и телевизионноговещания, издательского дела;
Ø предоставлениегрантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников,композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
Крометого, в данный раздел включены расходы:
Ø на руководство,управление и поддержку сфер культуры, кинематографии, средств массовойинформации;
Ø разработку общейполитики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, ихкоординацию и контроль за осуществлением и др.
Необходимоотметить, что на объем и структуру расходов на культуру не оказали влияниемероприятия проводимой в настоящее время реформы по разграничению расходныхполномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы РоссийскойФедерации.
2. Бюджет раздела “Культура, кинематография и средствамассовой информации”
Проектомфедерального бюджета на 2005г. расходы по разделу “ Культура, кинематография и средствамассовой информации ” установлены в размере 38,5 млрд. руб. Это превышаетустановленный Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004г.” аналогичныйпоказатель на 5,7 млрд. руб. или на 17,3%.
Расходына культуру, кинематографию в 2005г. будут больше по сравнению с 2004г. вноминальном выражении на 33,9%, в реальном выражении (с учетом инфляции) – на21,9%.
Согласноновой бюджетной классификации расходов РФ расходы на культуру включены врасходы учреждений Минобороны России в объеме 0,9 млрд. руб.
Вструктуре расходов раздела 08 федерального бюджета 2005г. учтены в размере358,6 млн. руб. расходы на содержание работников центральных аппаратов:
Ø Министерствокультуры и массовых коммуникаций РФ;
Ø Федеральной службыпо надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций иохране культурного наследия и ее территориальных органов;
Ø Федеральногоагентства по культуре и кинематографии;
Ø Федеральногоагентства по печати и массовым коммуникациям.
Напроведение научных исследований и научных мероприятий в области теории иистории искусства и художественной литературы охраны библиотечного и архивногофондов, реставрации художественных и исторических памятников предусмотрено173,3 млн. руб.
Государственныекапитальные вложения в стройки и объекты федеральной собственности по отрасли“культура” установлены в объеме 5288,0 млн. руб. При этом будет направлено нафинансирование:
Ø федеральныхцелевых программ по данной отрасли – 3757,7млн. руб. (71,1%);
Ø непрограммныхмероприятий – 1530,3 млн. руб.(28,9 %).
Государственныекапитальные вложения предусмотрены в первую очередь на реконструкцию истроительство особо ценных объектов культурного наследия народов РоссийскойФедерации, театров, музеев, библиотек и государственных телерадиовещательныхкомпаний.
Крометого, увеличены ассигнования:
Ø на реставрацию икапитальный ремонт зданий и сооружений учреждений культуры и искусства – на984,1 млн. руб.;
Ø обеспечение ихпротивопожарной безопасностью – 204,0 млн. руб.;
Ø расширение иразвитие существующих представительств РИА “Новости” за рубежом, реализациюпроектов по формированию позитивного образа России за рубежом – 269,0 млн. руб.
3. Снижение ставки единого социального налога
Прирасчете проектируемых бюджетных ассигнований на следующих год:
Ø учтено снижениеставки единого социального налога до 26%, в связи с чем уменьшена сумманачислений на фонд оплаты труда;
Ø предусмотренаиндексация материальных затрат в соответствии с уровнем инфляции (8%);
Ø выделеныассигнования для уплаты налога на имущества организаций культуры, средствмассовой информации в размере 20,2 млн. руб.
Прирасчете расходов на оплату труда в бюджетных упреждениях культуры и средствмассовой информации учтено ее повышение с 1 января 2005г. для работников,оплачиваемых по единой тарифной сетке на 20%.
Приэтом в соответствии с начавшимся процессом разграничения полномочий с 2005г.органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправлениявправе самостоятельно принимать решения о сроках уровнях индексации заработнойплаты работников бюджетных учреждений, финансируемых из соответствующихбюджетов.
4. Финансирование основных мероприятий раздела и проектнойдеятельности
Предусмотренныепроектом федерального бюджета в 2005г. ассигнования позволят обеспечить в сферекультуры и искусства, следующие расходы:
Ø на содержаниефедеральных учреждений культуры и искусства и федеральных музеев, включенных всоответствующие перечни, утверждаемые правительством РФ, в том числе 40 особоценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации на сумму8665,1 млн. руб.;
Ø противопожарнуюбезопасность учреждений культуры;
Ø государственнуюподдержку деятельности цирковых организаций;
Ø выплату грантовПрезидента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения вобласти культуры и искусства, также Государственных премий РФ в областилитературы и искусства;
Ø выплату семигрантов Президента РФ ведущим музыкальным коллективам, грантов Президента РФдля поддержки ведущих профессиональных коллективов народного творчества;
Ø государственнуюподдержку производства и проката национальных фильмов;
Ø реставрациюпамятников истории и культуры религиозного назначения;
Ø проведениеобщероссийских юбилейных и международных культурных мероприятий.
Вфедеральном бюджете на 2005г. предусмотрено увеличение расходов на реализациюмероприятий, проводимых в соответствии с указами Президента РФ и другиминормативными правовыми актами:
Ø Указом ПрезидентаРФ от 11.01.02 № 9 ”О праздновании столетия со дня рождения М.А. Шолохова” –15 млн. руб.;
Ø Указом ПрезидентаРФ от 25.04.03 №469 “О 150-летии Государственной Третьяковской галереи” –25,0млн. руб.;
Ø Указом ПрезидентаРФ от 13.11.03 № 1353 “О праздновании 60-летия образования Калининградскойобласти и 750-летия основания города Калининграда” – 10,0 млн. руб.;
Ø распоряжениемПравительства РФ от 31.12.02 № 1861-р о праздновании 175-летия основанияМосковского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана – 4,2млн. руб.;
Ø распоряжениемправительства РФ от 21.10.03 № 1524-р о реставрации и капитальном ремонтездания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета –225,0 млн. руб.;
Ø распоряжениемПравительства РФ от 18.09.02 № 1299-р о развитии российской кинематографии –475,4 млн. руб.
Врамках финансовых средств планируемых по разделу “Культура, кинематография исредства массовой информации”, будет осуществляться финансирование реализацииразличных мероприятий следующих федеральных целевых программ:
1. федеральной целевой программы“Культура России (2001-2005годы)” – 6014,0 млн. руб. в том числе:
- подпрограммы “Кинематография России” – 1185,5 млн. руб.;
- подпрограммы “Развитие культуры и сохранение культурного наследия России” –4453,5 млн. руб.;
- подпрограммы “Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005гг.)” –100,0 млн. руб.;
- подпрограммы “Архив России” – 275,0 млн. руб.;
2.Федеральной целевой программы “Сохранение и развитие архитектуры историческихгородов (2002-2010 годы)” – 108,5 млн. руб., в том числе:
- подпрограммы “Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга”– 60млн. руб.;
- подпрограммы “Возрождение, строительство, реконструкция и реставрацияисторических малых и средних городов России в условиях экономических реформ”–48,5 млн. руб.;
3.федеральной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблениюнаркотиками и их незаконному обороту, на 2005 – 2009гг.” – 10,0 млн. руб.;
4.подпрограммы “Дети-инвалиды” Федеральной целевой программы “Дети России” на2003-2006 гг. – 2,5 млн. руб.
Такжев разделе 08 предусмотрены средства на подготовку к празднованию 60-летияПобеды в Великой Отечественной войне. Уделяя особое внимание патриотическомувоспитанию граждан России, Правительство РФ предусматривает средства нареализацию мероприятий государственной программы “Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации” в объеме 14,6 млн. руб.
Программанаправлена на сохранение общественно-политической стабильности, усилениявоздействия российской культуры и искусства на формирование патриотическихчувств и сознания граждан России и предусматривает систему мер по поддержкесредств массовой информации. обеспечивающих:
Ø усилениепатриотической направленности телерадиовещания;
Ø объективностьизложения исторических и текущих событий;
Ø производствокино- и видеофильмов патриотической тематики;
Ø подготовку ииздания военно-исторической литературы.
Согласнопрогнозу социально-экономического развития РФ в 2005г. должны вырасти ипревысить показатели 2004г. объема производства и выпуска всех видов кино-,видеопродукции.
Продолжитсяразработка мер по осуществлению сертификации кинотеатров с целью повышениякачества кинообслуживания населения, внедрения государственной электроннойсистемы продажи билетов для обеспечения достоверного учета результатов прокатаотечественных и зарубежных фильмов.[3]
Завершение
Цельюмоей курсовой работы было рассмотрение особенностей финансирования учрежденийкультуры в условиях действия рыночной модели хозяйствования. Для осуществлениясвоей цели я выделила три главных блока это:
1.Бюджетное финансирование культуры
В данномблоке мною было изучено обеспечение сферы культуры государством, а именно:обязанности государства в финансировании культуры, группировка экономическойструктуры расходов бюджета, были рассмотрены особенности расчета расходовучреждений, их организация планирования и финансирования.
2.Система платных услуг в сфере культуры.
В этомблоке я рассмотрела дополнительные доходы учреждений культуры, которые ониполучают за счет проводимой ими ценовой политики. Выяснилось, что на данномэтапе в бюджетных учреждениях культуры доля собственных средств в общих доходахдостигла в среднем 25%. Также я представила конкретные виды доходов учрежденийкультуры и их соотношение с помощью диаграммы. На представленной диаграммеможно увидеть, что наибольшую долю в общем, объеме прибыли составляетпоступления от кружков (32%), на следующем месте по доходности – дискотека икультурно-массовые мероприятия (по 29% соответственно).
3.Финансирование культуры из федерального бюджета в 2005 г.
Ø С 2005г. ПравительствоРФ начало реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений.Что касается учреждений культуры, то государство планирует некоторые функциифедеральных органов исполнительной власти осуществлять за счет региональных иместных бюджетов, а также частного сектора экономики. В данном блоке учтено то,что формирование бюджета на 2005г. сформировалось по новой бюджетнойклассификации расходов. В соответствии с новой функциональной классификациейрасходы бюджета РФ, расходы на культуру, на кинематографию и СМИ (телевидение,радиовещание, периодическая печать и издательство) объединены в одном разделе –08 “Культура, кинематография и средства массовой информации”. И был подробноизучен данный раздел. Таким образом, расходы на культуру, кинематографию в2005г. будут больше по сравнению с 2004г. в номинальном выражении на 33,9%, вреальном выражении (с учетом инфляции) – на 21,9%. Согласно новой бюджетнойклассификации расходов РФ расходы на культуру включены в расходы учрежденийМинобороны России в объеме 0,9 млрд. руб. Также было учтено снижение ставкиединого социального налога с 35,6% до 26%.Список использованной литературы1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
(с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 июня 1995 г. N 609 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА” (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
3.Врублевская М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В.Врублевская, под ред. О.В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. иперераб.- М.: Юрайт, 2004. – С.838
4Муравьева Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры / Н.Я. Муравьева //Культура: управление, экономика, право, 2004.- №2.- С. 42-44
5. МустафинаН. Я. Система платных услуг в сфере культуры / Н.Я. Мустафина // Культура:управление, экономика, право.- 2004.- №2.-С.44
6.Корнеева В.П. Финансирование культуры из федерального бюджета в 2005 году /В.П. Корнеева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. — №12. –С. 7-12