Реферат по предмету "Культура и искусство"


Фаустовский тип культуры

Фаустовскийтип культуры — условное название европейской культуры, распространенное с 20-хгг. Термин «Ф.т.к.» был введен Шпенглером («Закат Европы», 1918-22). Одна извосьми осн. мировых культур — зап.-европ. названа им «фаустовской», т.к. докторФауст, популярный персонаж нем. легенды, ярко отразил характерные особенностиевроп.человека.
Легендао Фаусте возникла в 16 в. как одно из произведений жанра демонологич. лит-ры.Она носила религиозно-воспитат. и отчасти развлекат. характер, однако в отличиеот ср.-век. легенд в ней отчетливо видны черты европ. культуры Нового времени.Фауст, в отличие от своих предшественников, идет на договор с сатаной радиобладания знанием, с помощью к-рого можно изменить мир и жизнь людей, приблизитьсяк Богу в возможности творить. Уже в 16 в. эта легенда отразила в себе такиечерты новоевроп. культуры как увлечение наукой, индивидуализм (Фауст идетнаперекор обществ, мнению и морали), стремление выйти за веками установленныепределы, будь то социальное положение, уровень знаний, границы экумены и т.п.Все эти стремления были присущи не только легендарному Фаусту, но и егосовременникам. Черты доктора Фауста видны не только в жаждущих нового знанияученых, бесстрашно отстаивавших противоречащие догмам ср.-век. науки теории(напр., Дж. Бруно), но и у религ. реформаторов, бросивших вызов почтивсемогущему институту католич. церкви (Лютер, Кальвин, Цвингли и др.), онивидны у конкистадоров, завоевывавших неизвестные страны с многочисл. населениемотрядами в несколько сотен человек (Писарро, Кортес); черты Фауста заметны уполит, деятелей, в погоне за властью перешагнувшими все традиции и законы(напр., Чезаре Борджа). Все эти люди, как и легендарный Фауст, принадлежали кновоевроп. культуре, следовали ее кодам, превыше всего ставя достижениенамеченной цели, ради к-рой можно было пренебречь этич., религ., правовыми ипр. нормами. Победа любой ценой — гл. принцип людей этой культуры. Косуществлению поставленной цели люди фаустовского типа продвигалисьпоследовательно, следуя тщательно разработанной стратегии, претворяя в жизньцепочку логически обоснованных действий. Фауст идет на заключение союза сдьяволом в качестве крайней меры только после того, как менее действенныесредства (изучение ср.-век. науки и т.д.) не привели к желаемому результату —получению полного знания о мире и достижению могущества с помощью этого знания.Такой же подход был характерен для людей этого времени.
В17-18 вв. в связи с появлением картезианских принципов и идей Просвещенияфигура Фауста, в легенде связанная с магией, дьяволом и эзотерикой вообще (для16 в. понятия магии и науки неразделимы) несколько теряет популярность. Тем неменее развитие науки.дальнейшее освоение новых земель, использованиедостижений теор. наук для получения практич. рез-тов, общая установка напродуманность и осознанность любых действий свидетельствуют о бытовании типакультуры, черты к-рого можно проследить в 16 в., и в частности в легенде оФаусте. Т.о., культурный тип, бытовавший в Европе 17-18 вв., хотя и неассоциировался у современников с фигурой доктора Фауста, по существу являлсяименно фаустовским.
Вк. 18-19 в. образ Фауста вновь становится чрезвычайно популярным. Мистич.аспекты легенды теряют свое значение, столь важное для 16 в., и в сознаниисовременников на первый план окончательно выходят черты характера гл. героя.Если в 16 в., когда в Европе происходил переход от ср.- век. типа культуры ккультуре Нового времени, образ Фауста многозначен, то к нач. 19 в. образФауста-мага окончательно уступает место Фаусту-ученому, Фаусту-носителю высокихустремлений человечества. Романтиков (напр., Ф.М. Клингера) в Фаусте преждевсего интересует сильная личность. Для них Фауст — мятежник, восстающий противустановленного порядка, видящий и стремящийся исправить несовершенство мира.Здесь особо подчеркивается характерный для новоевроп. культуры принцип: знаниедолжно служить достижению практич. результатов. Лессинга привлекает в Фаустесама тяга к познанию, ибо стремление познавать вложено в человека Богом, это«благороднейшее человеч. стремление», и поэтому Фауст не может быть осужден. Взнаменитой драме Гёте также очень важен характерный для новой европ. культурымотив знания и труда. Фауст обретает спасение, только используя свои знания воблаго людям.
УШпенглера Фауст окончательно осознан как символ европ. культуры. Широкаяпопулярность этого персонажа, к образу к-рого обращались величайшие писатели, чтобывыразить свои взгляды на культуру и человека, близость устремлений этого герояк устремлениям европейцев вообще позволяют считать понятие «Ф.т.к.» синонимомпонятия «европ. тип культуры».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.