Реферат по предмету "Культура и искусство"


Утопия и антиутопия в культуре

Реферат по культурологии

Утопия и антиутопия вкультуре
Оскар Уайльд предостерегал: «Не стоитсмотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, наберега которой высаживается человечество». Но таких карт в истории мировойкультуры, похоже, никогда и не существовало. Люди упорно век за веком,поколение за поколением устремлялись к этим берегам. Впереди других шли великиефилософы и реформаторы — Платон, Августин, Томас Мор, Шарль Фурье, Роберт Оуэн,Федор Достоевский, Лев Толстой… А за ними — целая армия тех, кто хотел либопросто перенестись мыслью в идеальный мир, либо одарить человечествооткрывшейся ему тайной достижения всеобщего блага.
Понятие утопии
Само понятие утопия появилось вначале XVI века, когда увидела свет «Весьма полезная, а также и занимательная,поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом островеУтопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифаславного города Лондона». С течением времени обнаружилось, что в трактовкепонятия утопии существует разнобой. Утопия — сочетание двух лексическихкомпонентов греческого языка. Если «топос” (место) и “у” (нет) то “утопия» — “место,которого не существует”, “несуществующая страна», «Нигдея». Если «топос” и «ев»(благо) то в таком случае «утопия» — «благословенная земля», «прекраснаястрана». А поскольку книга была написана на латинском языке, и греческие словапередавались в транскрипции, не исключено что это была игра слов: «странапрекрасная, но не существующая”. Утопия – живое явление сознания и культуры, ееформы и содержание меняются от эпохи к эпохе. А. Фойгт, утверждал, что утопииэто “идеальные образы других миров, в возможность существования которых можнолишь верить, так как научно она не доказана». Эту мысль есть и у многих другихавторов. Утопист, конструирующий свой идеал, следует иным принципам, нежёлиученый, опирающийся на законы науки. Однако при более внимательном рассмотренииобнаруживается, что сущность утопии не в ее ненаучности, хотя ненаучность,несомненно, присуща утопии. Сама наука не остается неизменной, и в процессе ееэволюции меняется не только фонд научных знаний, но и многие принципы накоторых строится наука: то что было ненаучным вчера может стать научным сегодняили завтра. Наука есть форма общественного сознания, тогда как утоппя —воплощение определенного типа сознанияt, то есть типа видения человекомокружающего мира, который может проявляться и в науке, и в философии, и вдругих формах общественного сознания.
Самое беглое знакомство с историей мировойкультуры дает основание полагать, что установку на формирование образа предметасочетающего в себе идеальные с точки зрения субъекта воображения качества иподчиненного собственной логике, положенной идеальным воображением (то естьустановку на концентрирование утопического идеала, равно как и сам этот идеал),находят в различных сферах творчества — в искусстве, литературе, архитектуре,научно-технической области.
Например,архитектура, где время от времени появляются проекты, авторы которых порывая с канонами,действующими в этой сфере, строят образы “идеальных” городов, жилых массивовили домов. «Изображения полуфантастических и совершенно фантастических «городовбудущего» — пишет исследователь А. Иконников о западной архитектуре 50—60-х годов,- на какое-то время заполнили страницы архитектурных журналов. Проблемынеразрешимые в пределах современной реальности здесь решались без всякихзатруднений… Этот своеобразный вид архитектурной деятельности развивался по своимвнутренним законам и как бы в некоем ином измерении, нежели то, в которомсуществуют трудные реальности жизни и реальная архитектура… Авторы визионерскихпроектов основывали модели желаемого будущего на достаточно произвольномсоединении идеальных качеств, образующих противоположности наиболее очевидным итрудноустранимым недостаткам материальной среды современных городов Запада».
Историякультуры знает и многочисленные попытки конструирования — вопреки известнымзаконам науки и техники – “идеальных” машин вроде вечного двигателя или создания“идеальных медицинских препаратов” идеальной среды обитания и т. п.
Роль художественной литературы какодной из важнейших сфер формирования утопического сознания очень велика.Попытки конструирования образов идеального общества и человека предпринималимногие художники слова во все времена. В ХХ веке, особенно после войны,значительная часть утопий — и не только социальных — формируется в рамкахнаучной фантастики. Утопию и фантастику объединяет ряд общих черт, и преждевсего то, что они опираются на творческое воображение и представляют собойфикцию, вымысел. Фантастика может быть научной, социальной, технической… тоесть иметь своим объектом соответственно науку, социальную сферу, технику и т. п.Когда говорят о ”научной фантастике”, то имеют в виду не высокий уровень еенаучности или степени соответствия требованиям, предъявляемым к научномупроизведению, как это иногда принято считать, а ее объект. Утопия и фантастика— вымысел. Ho утопия может не содержать в себе ровно ничего фантастического, тоесть сверхъестественного с точки зрения существующих представлений, афантастика — быть свободной от утопизма как ориентации на произвольноеконструирование идеального образа предмета. С другой стороны, фантастическиепроизведения могут заключать в себе утопический идеал, а утопия включатьэлементы фантастики. Именно такого рода симбиотические конструкции становятсявсе более характерными для современной литературной утопии, о чемсвидетельствуют книги таких мало похожих друг на друга писателей, как И. Ефремов,К. Воннегут, А. Кларк, А. Азимов.
Обращениеутопистов к научной фантастике не случайно. Оно вызвано многими причинами,главная из которых заключается, в изменении общественных функций и ролифантастики в современном мире.
Использованиефантастической, прежде всего научно-фантастической, формы становится для утопистаспособом установления интеллектуального контакта с массовой аудиторией. Этомуже способствует и возросшая в последние годы социально-критическаянаправленность многих научно-фантастических произведений. Еще одна причинаобращения утопистов к научно фантастической форме, — повышение роли науки втехники в общественной жизни. Наблюдается и устойчивая тенденция измененияпрофессионального состава авторов утопических романов. Когда-то среди нихпреобладали люди с гуманитарным образованием, но за последние десятилетияфизики сильно потеснили лириков. Одни из них, движимые мессанианистскимимотивами, обращаются к утопии в надежде перестроить мир в соответствии спринципами единственно разумными и эффективными, с их точки зрения,действующими в сфере естественнонаучного знания. Другие опасаются, что достижениянауки и техники могут быть использованы в антигуманных целях, хотят предупредитьчеловечество о грозящих опасностях, указать пути выхода из кризиса. Третьивидят в утопии удобную форму мысленного эксперимента. Но так или иначехудожественная литература выступает как сфера, где утопическое сознаниеполучает мощный творческий импульс и находит активное проявление.
Наряду с художественной литературойодной из главных сфер формирования утопического сознания выступает социальнаятеория. Утопические взгляды Платона, Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Н. Ф. Федорова имногих других мыслителей формировались в рамках социально политической теории,хотя некоторым из иx творений — скажем, диалогам Платона – присуща высокохудожественнаяформа. Авторами множества утопий были Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, в которыхвиден феномен совмещения в рамках одной концептуальной структуры научного иутопического подходов. Еще более отчетливо такое совмещение наблюдается в футурологии,которая прибавилась недавно к числу сфер активного формирования утопическогосознания. Хотя в принципе между утопией и футурологией имеются достаточносерьезные различия, связанные, прежде всего с предметной разнородностьюосваиваемой ими реальности, равно как и со способами такого освоения.Футурология ориентируется, по определению, на формирование образа будущего мираили будущего состояния предмета, тогда как утопия — на формирование идеального предмета,каковой может быть соотнесен, как мы выяснили, с любой точкой временного континуума.Отсюда второе различие между футурологией и утопией. Построение более или менеедостоверного образа будущего должно по логике поставленной цели опираться на анализобъективных (вероятных) тенденций общественного развития прогнозируемойпредметной системы, тогда как утопический образ конструируется произвольно. Вомногих футурологических проектах легко просматривается типичный для утопиинормативно-ценностный подход, при котором образ будущего строится произвольно всоответствии с представлениями футуролога если не о наилучшем, то, во всякомслучае, предпочитаемом мире.
Внедрению утопизма в футурологиюспособствовала выдвинутая в 60-е годы так называемыми pадикальными футурологамиидея создания открытой, “альтернативной” футурологии, в рамках которой каждомучлену общества было бы предоставлено право сформулировать собственное,нерепрессивное, видение будущего. Такого будущего, в котором нашли бывоплощение его надежды, желания, стремления. В этом процессе заметную роль играетобыденная жизнь. В этой сфере рождались образы народной утопии. Обыденная жизньвсегда несла с собой множество проблем и вместе с тем оставляла скрытыми отиндивида многие реальные связи между явлениями и процессами, не говоря уже отом, что именно здесь человек чаще всего сталкивался с теневыми сторонамисуществования, которые порождали у него желание прорваться в “праведную землю”.Обыденная жизнь подталкивала на путь создания иллюзорных, в том числе и утопических,конструкций. Утопический идеал выступает в различных формах и содержится нетолько в «утопиях”, утопических романах и трактатах, но и входит составнойчастью в произведения, которые в целом не принадлежат и, естественно, непричисляются исследователями к утопическому жанру. Фрагменты шекспировской драмы-сказки“Буря”, описание Телемской обители в романе Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”,фрагменты диалогов Платона, письма американских «отцов-основателей”, вчастности Томаса Джефферсона, отрывки из сочинений отцов церкви, воззвания ипрокламации периода французской революции — вот лишь несколько примеровпроизведений, в которых обнаруживается утопический идеал. До недавнего временимногие исследователи в поисках утопического идеала почти не выходили за пределысобственно утопических произведений. Более того, порою даже утопическиетрактаты, во всяком случае, некоторые из них, оказывались за границамиисследовательского интереса («Английская утопия» Мортона). Революцией 40-хгодов XVII века в Англии были выдвинуты такие формы социальной утопии, кактрактат, памфлет, декларация, проект конституции, которые служили в той илииной мере для артикуляции утопического идеала.
Утопии делятпо принципу их подлинности (“утопии”, полуутопии квазиутопии); по принципунаправленности критического действия, воплощенного в утопии (“утопии бегства” и“утопии реконструкции”); по принципу локализации идеала (“утопия”, ухрония”; попринципу ориентации на тип темперамента (“анархические” и “архические”) и т. п.
Можно выделить утопию, создаваемуюнародными “низами”, или, как обычно ее называют, народную утопию. Как показалив своих исследованиях А. Мортон, А. И. Клибанов, К. В. Чистов и другиеисторики, генетически первой формой утопии, из которой черпали “поэты, пророкии философы», выступавшие в качестве авторов утопических произведений, былаименно народная утопия. Эта Утопия появилась раньше других и оказалась наиболеераспространенной и долговечной. Народная утопия выражает представлениясоциальных низов — крестьян и горожан — о “праведном» общественном строе, будь ондарован всевышним, установлен “справедливым” (“народным”) царем или создан ихсобственными руками в борьбе против угнетателей. Народная утопия находит себеместо в культуре всех классовых формаций. Везде, где есть социальныепротиворечия, есть и народная утопия. Пример тому — Соединенные Штаты Америки,где в течение длительного времени существовала в качестве самостоятельногообразования негритянская народная утопия. Народно-утопический идеал может бытьвоплощен в самых разнообразных литературных формах — поэмах (английская – “СтранаКокейн”), легендах (русская — о Беловодье), сказках, песнях, публицистическихпроизведениях.
Народнаяутопия была и остается многослойной. Она может включать достаточно широкийспектр социальных идеалов, в том числе мелкобуржуазный,крестьянско-патриархальный, а в некоторых случаях и элементы пролетарскогоидеала (как, например, идеал свободного от эксплуатации труда). Общийзнаменатель всех этих идеалов — оппозиционность господствующим общественнымотношениям, антиофициальность_ то скрытая, то принимающая отчетливо выраженныеполемические формы. Народной утопии противостоит официальная утопия, подкоторой понимают совокупность социально — утопических идей, лозунгов, проектов,программ, провозглашаемых официальной инстанцией (в лице государства, партииили какого-то иного института) в качестве национальных идеалов и целей и обычнофиксируемых в соответствующих документах, включая конституционные акты.Например программа «Великого общества», провозглашенная в 60-х годахамериканским президентом Линдоном Джонсоном. Или обещание Н. С. Хрущевапостроить в Советском Союзе коммунизм через двадцать лет, к 1980 году.
В отличие отнародной утопии, формирующейся в основном стихийно, официальная утопиярождается в результате Целенаправленной деятельности профессиональных идеологови политиков, выполняющих «социальный заказ», либо как продукт творчества самихгосударственных деятелей, когда они берутся за перо, чтобы поведать о своемидеале (классический пример — Томас Джефферсон).
Создаваемые «низами» и «верхами»утопии составляют относительно небольшую часть утопической литературы. Основнойже ее массив — творения профессиональных литераторов и теоретиков, — литературно-теоретическаяутопия. Идея создания совершенного мира волновала Платона, Достоевского,Шекспира, Л. Толстого, Рабле, Чехова, М. Горького, Мелвилла, Купера, Платонова,Брюсова, Марк Твена, Золя, Анатоль Франса и многих других.
Наиболее распространенная форма воплощенияУтопического идеала художественная литература: роман, повесть, поэма, путевыезарисовки, дневники и тому подобное. Распространена и такая форма воплощенияутопического Идеала, как трактат: политический социальный экономический. Существуетформа воплощения утопического идеала — документ, каковым может быть декларация,манифест, устав, программа и т.д. Такого рода документы появляются в ходемассовых политических движений и социальных революций, создании утопическойкоммуны. Например, деятельность Оуэна по созданию «Новой Гармонии”.
Cпецифической формой воплощенияутопического идеала, является коммунитарный эксперимент. В основу деятельностинемалого числа коммун были положены принципы, разработанныеутопистами-теоретиками, такими как Фурье, Кабе или Оуэном. Другая форма, социальныйутопический эксперимент — социальные движения, которые, тоже могутруководствоваться утопическими программами.
В зависимости от того, «какойсоциальный строй в данной утопии изображается”, «можно различать утопии,идеализирующие первобытнообщинный строй, рабовладельческие, феодальные,буржуазные, социалистические. В свою очередь каждый тип подразделяется нагруппы и подгруппы ». В свою очередь в рамках рабовладельческой, феодальной иособенно буржуазной и социалистической утопий существуют различия, которыеимеют типический характер и выходят за пределы соответствующих “групп” и«подгрупп». В качестве еще одного основания классификации можно выделить отношениеутопического идеала к историческому развитию. В соответствии с этим критериемутопии могут быть подразделены на регрессистские — ориентированные навозрождение исторически изживших себя и исчезнувших социальных форм;консервационистские — нацеленные на сохранение исторически исчерпавших себя, новсе еще сохраняющихся социальных форм, и, наконец, прогрессистские —воплощающие, по разумению утописта, новый идеал и способные, таким образом,обеспечить общественный прогресс. Понятия этого ряда фиксируют ориентациюутописта, тогда как «прогрессивный” и т. п.— оценку этой ориентации или ролиутопического идеала в общественной жизни.
Еще одно основание классификацииутопий—социокультурное наполнение идеала. Оно определяет характер (природу)ценностей жизни и культуры, провозглашаемых утопистом и обусловливающих типмеханизмов регулирования общественного процесса в Утопии, а в соответствии сэтим и тип власти. Руководствуясь этим критерием, утопии можно подразделить наромантические (единение или даже слияние человека и природы, приоритетчувственного над рациональным, отсутствие жестких властных структур),технократические (приоритетное развитие науки и техники, рационального типамышление, власть инженеров, менеджеров и ученых), теократические (господстворелигиозных ценностей в обществе, ведущая роль религиозных институтов и духовенства)и т. п.
Независимо отполитического или социокультурного характера, от уровня формированиясоциального идеала и способа его выражения утопия имеет мирскую ориентацию. Онавсегда посюстороння, даже если речь идет о теократическом идеале. Она апеллируетне к богу, но к человеку, которого, в сущности, хотела бы наделитьбожественными чертами, самого сделать богом. добавьте к этому, что утопиянередко ориентирует на такие ценности, которые церковь не может не признатьгреховными. Утопия — это призыв к бунту, протесту, ереси. По словам А. Фойгта,«утопии занимаются лишь нашим здешним миром… Они решительно отказываются,делать предположения о могущем быть усовершенствовании человеческого духа илидуши в религиозном или нравственном смысле...».
Присущие утопии функции
Существенной функцией присущей утопииявляется критическая функция особенно в условиях, когда, возможность прямойкритики существующих порядков ограниченна. Утопист — это всегда критик,бунтарь, порою еретик, который не может, не хочет смириться — пусть только вмыслях — со своей участью, с участью окружающих его людей, с участью,уготованной — как он ее видит — человечеству. В утописте всегда заложеномессианистское начало. Утопист может бунтовать не только против социальных иполитических установлений или господствующей морали, но и против законовприроды, против самой смерти. Часто эта критика имеет косвенный характер исоставляет всего лишь фон, на который проецируются картины альтернативногомира. Иными словами, утопия выполняет и нормативную функцию.
Выступая как заблуждение, какпроявление «неистинного» сознания, она тем не менее фиксирует в специфическойформе как противоречивость самого социального развития, породившего даннуюутопию, так и реальность факта его идеального интеллектуального освоения.Другими словами утопия выполняет еще и когнитивную (прогностическую) функцию. Принимаяна себя функцию пробного исследования пределов возможного (применительно ккосмосу, обществу или отдельным его институтам) и формирования ценностных установок,утопия дополняет научное знание о мире вненаучными гипотезами и идеями, которыеподготавливают плацдарм для продвижения науки вперед, предвосхищают истины,которые будут открыты и обоснованы наукой завтра. Утописты “гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истинправильность которых теперь доказывают научно”. Существующие в нашем сознанииобразы будущего способны оказывать активное воздействие на реальный ходсобытий. Таким образом утопии присуща конструктивная функция.
Многие ученые, сохраняя преданностьнауке, обращаются одновременно к утопии и фантастике, К. Э. Циолковский,например, был автором ряда утопических и научно-фантастических произведений. Средисовременных писателей, работающих в жанре научной фантастики, много лиц, имеющихестественнонаучное образование как, например, А. Кларк или А. Азимов.
Роль утопии в познании социальныхявлений определяется еще и тем обстоятельством, что на протяжении всей историисвоего существования она выступала как специфическая, ценностно-ориентированнаяформа социального прогноза. Утопия, рисует образ не возможного и вероятного, ажелаемого общества.
Одной из важнейших функций утопии,является ее психотерапевтическая, или компенсаторная функция. О вдохновляющей,утешающей роли предельного идеала говорили многие писатели. Пример «На дне»Горького. Но утопия не просто утешает. Она вселяет надежду, наделяя, казалосьбы, потерявшее смысл существование новым смыслом. Она как бы компенсирует,дополняет «ущербный» мир, позволяя совершить или обрести в воображении то, чтоневозможно обрести или совершить в реальной жизни. Пример английской утопииXVII века, а именно “Описания Нового Света, называемого Сияющим миром” МаргаритыКэвендиш, герцогини Ньюкаслской. Элемент компенсации и утешения содержится едвали не в каждой утопии, ибо рождение редкого утопического проекта не сопряженосо страданием неудовлетворенностью существующим обществом, с переоценкой ценностей,с ощущением утраты — частичной или полной — смысла собственного существования ижгучей потребностью обрести надежду на возрождение этого смысла в воображаемом бытии.
Общественные функции некоторыхявлений сознания и культуры, включая утопию, определяются не только темизначениями, которые выражают их подлинную сущность, но и мнимыми значениями,закрепляющимися за ними в силу каких-то внешних обстоятельств. />
/>
/>
/>
/>
Утопияпревратилась со временем в своеобразный символ границы, очерчивающей пределы“практически неосуществимого» и тем самым как бы предостерегающей отопределенных действий, как непродуктивных или даже контрпродуктивных, отвторжения в некоторые сферы деятельности. То есть утопии присуща ограничительнаяфункция.
/>
/>
Важная черта, роднящая утопию и миф,это мотив катастрофы, широко представленный в утопической литературе разныхэпох. Вступление в Утопию связывается нередко с катастрофическими событиями,наиболее характерными формами, которых оказываются революция и война. Катастрофа- природная или социальная,— разрушая несовершенные общественные структуры расчищает«площадку» для построения Утопии, для создания гармонических отношений междуобществом и природой, между человеком и человек. В утопиях часто встречается мотивгармонизации хаоса через социально — политическое насилие, который имеетглубокие мифологические корни.
История утопической традиции
Обозреть, даже в самых общих чертах,всю историю утопической мысли — задача очень трудная. Существует точка зрения,что история утопии практически тождественна истории мировой культуры. Первойступенью на пути формирования утопической традиции следует считать античнуюутопию, а первым крупным утопистом – Платона. Его “Государство», «Законы»,некоторые другие диалоги можно назвать классическими утопиями которые напротяжении многих веков оставались объектом подражания и предметом спора. Ссамого начала своей истории утопия формировалась как явление сознания икультуры не только Запада но и Востока.
В средние века не было создано значительныхобразцов утопической литературы. Господство религии в средневековой Европеотнюдь не благоприятствовало ее расцвету. Более того, деутопизирующеевоздействие религии было тем эффективнее, что она вовсе не препятствовалаформированию картин альтернативного мира в сознании людей и тем самымкомпенсировала присущее им стремление к построению образов иного, лучшего мира.Но за пределами Европы, на средневековом Востоке (ибн-Туфейль, Иби-Баджа,Фараби в странах Ближнего и Среднего Востока, неоконфуцианцы в Китае, маздакитыв сасанидском Иране и т. д.) традиция утопической литературы продолжаларазвиваться а «социальные утопии Востока, несомненно, представляют собой частьглобального процесса развития утопической мысли». И на Востоке, и в Европе утопическиеустремления и в средние века выражались в фольклоре, стихийных массовых движенияходухотворяемых хилиастическими мотивами, в карнавале, где жизнь на короткий сроквступает в сферу утопической свободы.
Ренессанс, как считают исследовате недал Европе социальных утопий как целостных проектов альтернативного общества,радикально отличающегося от существующего. И утопия, и трагедия XVI—XVII вв.были бы немыслимы без предшествующего гуманистического усилия, без попытки понятьмир как нечто гармонически — разумное в своих основах без новых представлений овремени, истории, возможностях человека. “Видения” «идеального города», жизнь вкотором “очищена от эмпирического беспорядка и случайностей, возвышена всоответствии со своей идеальной, т.е. подлинной природой» — города который могбы быть построен уже здесь и теперь, вот что представляла собой утопия в эпохуренессанса. «Видения» «совершенных городов» отличались от утопий Платона, Ямбула,Августина и от утопий Мора, Кампанеллы и их последователей во многихотношениях, прежде всего в том, что их идеал не был так дистанцирован как вутопиях нового и новейшего времени. Но и эти «видения» и утопические проектырождались на основе одних и тех же принципов и были воплощением одного и тогоже типа сознания, хотя он имел различное социокультурное «наполнение». Ренессансныепроекты сыграли важную роль в закреплении и дальнейшем развитии «городской»традиции в западной утопической мысли. Моделью утопического сообщества сталаслужить замкнутая, сбалансированная система, регулирующая трудовые,хозяйственные и политические отношения в обществе. В странах Востока, в ролитакой модели выступала сельская община. В отличие от Востока утопическаятрадиция на Западе развивалась в противоборстве с «городской” и “сельской” тенденций,причем первая, как правило, доминировала. Городской характер большинства западныхутопий приводит к выводу, что город — единственный подлинный архетип утопии.
Со второй половины ХIХ века все ширеначинает распространяться форма утопии, развивавшаяся в русле руссоистских(романтических) традиций и построенная на откровенно антигородских (антимашинных)мотивах, на “сельской” жизни и “безмашинной” цивилизации.
Ренессансподготовил ту форму утопии, которая стала господствующей в XVII—XIX веках.«Утопия» Мора и “Город солнца» Кампанеллы, оказали исключительное влияние напоследующую утопическую мысль. «Золотым веком для утопии стал XVII век, когдапоявилось множество романов и трактатов. В этот период увидели свет «НоваяАтлантида» Ф. Бэкона, Макария С. Гартлиба, «Океания» дж. Гаррингтона. В началеXVIII века, были опубликованы «Робинзон Крузо” Д. Дефо и “ПриключенияГулливера» Дж. Свифта. Франция дала в ХVIII — первой половине ХIX веказамечательные образцы утопической мысли. Произведения Вераса, Мелье, Морелли,Бабефа, проникнутые передовыми для своего времени идеями Просвещениязнаменовали новый этап в развитии утопизма, с выходом на арену политическойборьбы социальных сил, которые в конце XVIII века привели к победе Великуюфранцузскую революцию. Эти произведения «подготовили» в идейно-теоретическомотношении утопии первой половины XIX века, прежде всего коммунистические исоциалистические утопии Сен-Симона, Фурье — во Франции, Оуэна — в Англии,Вейтлинга – в Германии.
В России, Русская народная социальнаяутопия с ее идеалом Правды, уходящая корнями в культуру Древней Руси, оказываланеизменное воздействие на формирование национального утопического сознания имассовых движений протеста, включая все три русские революции. Начиная с XVIIIвека в стране появляются литературные утопии: «Непостоянная фортуна» Ф. Эмина,«Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» В. Левшина, романы М.Хераскова, а так же самое примечательное сочинение того периода — «Путешествиев землю Офирскую” М. Щербатова. К первой половине ХIХ века относится появлениетаких получивших в свое время известность художественных произведений, как«3448 год. Рукопись Мартына Задеки” А. Вельтмана, «4338 год. Петербургскиеписьма» В. Одоевского и другие. В ХIХ веке пытались начертать в своихпроизведениях картину идеального общества А. Радищев, П. Чаадаев, Г. Успенский,С. Степняк — Кравчинский, Л. Толстой, Ф. Достоевский, П. Мельников (А.Печерский), Н. Лесков, Н. Некрасов.
ХIХ век, особенно вторая егополовина, был периодом расцвета утопической мысли и в Соединенных ШтатахАмерики. Именно в эти годы появляются утопии Э. Беллами («Взгляд назад”), У.Хоуэллcа и д.р. В последние десятилетия ХIХ — первая четверть ХХ века постепенноутопический роман становится жанром массовой литературы. Этому способствовалотворчество Г. Уэллса, К. Чапека в Чехословакии, А. Богданова в России и ихпоследователей. Широкую популярность приобретает в этот период роман У. Морриса“Вести ниоткуда», появляются такие произведения, как «На белом камне» А.Франса, «Заброшенный в будущее» Т. Герцки. Одновременно растет утопическаялитература, направленная на развенчание социалистического идеала («Багровоецарство” У. Перри). Появляется утопические жанры: «роман-предупреждение», дистопия,«антиутопия» («Колонна Цезаря” И. Донелли, «Грядущая раса Э. Бульвер-Литтона).
Первая мировая война с еепоследствиями, «великая депрессия», приход к власти фашизма в Италии инационал-социализма в Германии, установление сталинского режима в СоветскомСоюзе, вызвавшего глубокое разочарование части левой западной интеллигенции всоциалистическом идеале и в самой идее прогресса,— эти события способствовалисозданию такой духовной ситуации, которая не благоприятствовала расцветуутопической мысли. А затем наступила вторая мировая война, послевоеннаяразруха, «холодная война”, период, который американский социолог К. Кенистонназвал “закатом утопии».
В послевоенный период многиеисследователи (Дж. Шклар, Ч. Уолш, М. Хиллегас) констатировали «смерть» утопии.Хотя полностью приостановить процесс создания утопий способно, только крушениечеловеческой цивилизации. В этот период были изданы: «Уолден-два” Б. Скиннера(1948), «Конец детства» А. Кларка (1953), “Чужестранец в чужой стране» Р.Хайнлайна (1961), утопии Э. Рэнд, Ф. Пола, Р. Риммера и других. В этот периодчисло антиутопий и дистопий значительно превосходит число созданных утопий.Среди этих писателей О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, А. Азимов, P. Шекли, ид.р. Широким спросом и поддержкой западной общественности пользовались в40—50-е годы и первой половине 60-х годов сочинения, отрицали возможность ижелательность реализации утопических идеалов или рисовали образынежелательного, но, как представлялось, вполне возможного и даже близкогобудущего.
О возрождении утопического сознаниясвидетельствовали и заметный рост числа литературных утопий, и новая волнакоммунитарных экспериментов, прокатившаяся по Западной Европе и СоединеннымШтатам Америки. О возрождении утопического сознания свидетельствовала иапология утопии со стороны крупных и влиятельных философов и социологов тоговремени. Были не только лозунги, но и конкретные проекты массовогокультивирования утопического сознания и формирования утопий как средствапредотвращения или смягчения кризисных ситуаций. Проекты Олвина Тоффлера. Признавая,что Запад вступил в полосу серьезного кризиса, связанного с переходом от«индустриализма» к «супериндустриализму», Тоффлер полагал, что этот кризис,названный им «экоспазмом», мог бы быть преодолен посредством массового утопическоготворчества. Нужны, утверждал американский футуролог, «фабрики утопий», которыебы одновременно и модернизировали утопические идеалы, и способствовали созданиюнеобходимых условий для претворения их в жизнь.
Т.е. несколько компетентныхспециалистов, представляющих различные отрасли и науки и техники, а возможно, идеятелей искусств, образовав рабочую группу или еще лучше своеобразную коммуну,разрабатывают систему ценностей, которые могли бы, с их точки зрения, бытьположены в основу нового общества. Предметом утопического проектирования моглибы стать, считает Тоффлер, семья, экономика, технология, религия, сексуальноеповедение, искусство. По замыслу Тоффлера, следовало бы организовать целуюсерию таких «фабрик». Серия «фабрик” утопий которые «производили» бы разные,даже исключающие друг друга, утопические проекты.
Число литературных утопий,публиковавшихся в 70-х и 80-х годах, и характер современных футурологическихсценариев, и рост разного рода альтернативных движений — все говорит ожизнестойкости утопического духа, о неизбывной потребности современногочеловека перенестись мысленно в экзистенциальный проект, построить ввоображении картины альтернативного будущего. Большинство утопических романовповестей и рассказов последних десятилетий принадлежит к разряду фантастических,не только научных, но также социальных, политических, технических и т. д.
Особенностьюсовременных утопий, является изменение структуры утопических видений и образов.В современных Утопиях – идеал менее проработан, в нем присутствуютнедоговоренности и случайности. Это «полуутопии» (Ф. Полак) или“предварительные утопии» (В. Феркисс).
С развитием цивилизациименяется сам характер видения человеком мира, в том числе и воображаемого. Современноеестествознание с его неклассическими методами опосредует и формирование образовутопического мира. Новый реальный мир — новое его видение и способы видения —новые образы воображаемого мира. Современные утопии можно определить как системывнутренне неразработанные, и открытые.
Если проследить развитие утопическоймысли за последние три-четыре столетия, то получится, что утопия всегда«реагировала» на процессы, происходившие в научно-технической сфере. Современнаяутопия делает значительно больший, чем прежние утопии, акцент на реконструкциювнутреннего мира человека, его психики, исходя из постулата, прямодекларируемого или подразумеваемого, что желанно и совершенно не то общество, прикотором имеются объективные предпосылки для счастливой жизни, а то, в которомлюди чувствуют себя счастливыми.
Интерессовременной утопии к внутреннему миру человека, его социальному самочувствию,субъективности связан, еще и с теми процессами, которые происходили в сферезападной культуры на протяжении послевоенного периода — начиная от чуть ли немассового увлечения вульгаризированными версиями экзистенциализма и кончая«контркультурой». Это со всей отчетливостью проявилось в утопическихпрограммах, декларациях, выплеснутых на поверхность в ходе движений 60 70-хгодов ХХ в. Участники этих движений, требовали «рай — немедленно».
Однако ростинтереса к социальному самочувствию человека может до известной степенистимулировать гуманистические тенденции. С другой стороны, успехи современнойнауки и техники открывают колоссальные возможности для создания общества, вкотором человека могут заставить чувствовать себя счастливым, но которыйобъективно будет миром несвободы и человеческой деградации. Это показал О.Хаксли в «Прекрасном новом мире», Е. Замятин в романе «Мы».
И ещеодно существенное изменение в характере утопического идеала. Классическая утопиябыла в полном соответствии с духом кантовских требований ориентированапреимущественно на идеал-максимум, то есть на достижение абсолютногосовершенства. Современная утопия порывает с этой традицией, обнаруживаятенденцию к деабсолютизации (демаксимализации) утопического идеала.
Утопическаялитература лучше всякой социальной теории фиксирует изменяющийся уровень верычеловека в социальный прогресс и надежды на лучшее будущее. Все болеераспространенной становится позиция, когда на утопию смотрят, как наосуществимый альтернативный проект — «практопию». «Мы присутствуем здесь,—писал американский футуролог в «Третьей волне»,— при рождении жанра, которыйможно было бы назвать «практопией», когда изображается не лучший и не худший извсех возможных миров, а мир, которому мыотдаем предпочтение перед реально существующим и который практическиосуществим… Практопия предлагает позитивную, даже революционную альтернативу,лежащую в пределах реально достижимого».
Вутопическом массиве, сложившемся за несколько последних десятилетий, есть проекты:социалистические, капиталистические и «синтетические», как назвал свою«Современную Утопию» Герберт Уэллс; буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские,крестьянские; светские и религиозные; эгалитарные и меритократические;феминистские и антифеминистские; демократические и тоталитаристские; «черные»(негритянские) и «белые»; индивидуалистические и коллективистские;прогрессистские, регрессистские и кон-сервационистские и т. д. и т. п.
Нет,наверное, социальной или даже крупной профессиональной группы в развитыхстранах, интересы и идеалы которой не были бы представлены какой-то утопией илигруппой утопий. Как и нет, крупной проблемы, которая не получила бы отражения всовременной утопической литературе. Если в основу классификации современныхутопий класть социально-политические критерии (характер собственности, властныеотношения, социальную структуру и т. п.), то наиболее крупные группировкиобразуют анархистская, либерально-демократическая и социалистическая утопии.
Рождениеантиутопии из духа кризиса и борьбы
Неизменнымспутником утопии была антиутопия. Наряду с понятием «антиутопия» существуют ичасто употребляются как синонимы такие понятия, как «негативная утопия»,«какотопия», «дистопия», «контрутопия», «утопия-предупреждение». Например,роман американского писателя XIX века И. Доннели «Колонна Цезаря». Своимпроизведением И. Доннели не пытался опровергнуть какую-то утопическую схему.Напротив, он предупреждал, показывал своим согражданам, в каком ужасномобществе они окажутся, если не осуществят предлагаемый им, Доннели, утопическийпроект.
Бывает, чтота или иная конкретная утопия сознательно противопоставляется другой утопии.Так, Мор вступает в скрытую полемику с социальным идеалом, изложенным Платономв его «Государстве» и «Законах», а Бэкон в «Новой Атлантиде» — с идеалом Мора.Таким образом, утопия Мора выступает в качестве контрутопии по отношению кутопии Платона, а утопия Бэкона — по отношению к утопии Мора. Бывает, что контрутопияпринимает форму «негативной утопии», рисующей такое воображаемое общество,которое заведомо должно восприниматься как нежелательное, хотя и возможное, как«дистопия» или «какотопия». Это уже критика утопии как таковой —предостережение против однозначно оптимистической трактовки общественногопрогресса или, ъо всяком случае, некоторых версий этого прогресса, прежде всегосоциалистических (Дэвид Пэрри «Багровое царство» — контрутопия). Это критика нетолько конкретного утопического идеала — в данном случае социалистического,каким его представлял себе Д. Перри,— но и утопии как таковой: «идеальное»«Багровое царство» противопоставляется реальным Соединенным Штатам.
Антиутопия— не просто спор с утопией, это ее принципиальное отрицание. Отрицание самойвозможности построения совершенного общества (как реализации идеи социальногопрогресса), а значит, и желательности ориентации на осуществление утопическогоидеала, который имел бы общезначимый характер. Причем это зачастую отрицаниеутопии утопическими же средствами, то есть произвольное конструирование образовнежелательного мира. Контрутопия — это просто утопия, настроенная наполемическую волну, притом не обязательно негативная утопия. Негативная утопия(какотопия, дистопия) — это изображение нежелаемого, больного мира, причем онаможет выступать в качестве контрутопии, а может и не выступать. Антиутопия, непросто негативная утопия, а отрицание самой идеи утопии, самой утопическойориентации. Антиутопия — продукт XX века. Причины возникновения антиутопииобычно видят либо в научно-техническом прогрессе, либо в социально-политическихпротиворечиях XX века. Фред Полак, представляя точку зрения, подчеркивает, чтоантиутопии «были инспирированы сначала первой мировой войной и русскимэкспериментом, затем второй мировой войной, диктатурами Муссолини, Гитлера иСталина, атомной бомбой, холодной войной и т. п.». Научно-технический прогрессбыл одним из тех факторов, которые способствовали кристаллизации антиутопии. Ноон был опосредован радикальными социальными, политическими и в итоге цивилизационнымиизменениями, которые произошли в первой половине XX века и были в первуюочередь «ответственны» за антиутопический бум в литературе.
ОпытыXIX столетия подорвали веру в чудодейственную силу политических перемен, в ихспособность приносить с собою райское царство правды и добра. Николай Бердяев писал:«И теперь стоит другой вопрос, как избежать их окончательного осуществления(утопий)… как вернуться к не утопическому обществу, к менее совершенному».Это было выражение самой сущности антиутопии как явления отличного отконтрутопии и негативной утопии.
Кризиссоциально-исторической надежды действительно сущностная черта антиутопии.Антиутопия рождается из духа кризиса, когда дорога с указателем «Рай» привела вад. Кризис социально-исторической надежды — сущностная черта антиутопии. Человеквыступает против утопии, становящейся реальностью, не только, а может быть, нестолько потому, что он против нового общественного строя, а потому, что он, какчеловек, рожден для борьбы, потому, что он не может жить без страданий, безмук, без ошибок, ибо только через преодоление сопротивления косной материиутверждает свою человеческую сущность.
Как иутопия, антиутопия выполняет ряд функций. Прежде всего, критическую, котораявыражена в ней более отчетливо и непосредственно. К тому же антиутопическаякритика имеет отсутствующий в утопии самокритический аспект. Антиутопия— этокритика и определенной утопии, и самой идеи утопии, но это одновременно икритика определенного социума.
Онанаправлена и против чрезмерных ожиданий, и против чудовищных проявленийсоциальности.
Нормативнаяфункция присуща антиутопии в меньшей степени, чем утопии, и проявляется вотрицательной форме: чего не надо делать, к чему не надо стремиться. В негативнойформе проявляется и социально-конструктивная функция антиутопии. (Мустафа Мондиз «Прекрасного нового мира» Олдоса Хаксли).
Антиутопия,как, и негативная утопия, выполняет и когнитивную функцию. Когнитивная функцияантиутопии и негативной утопии стала очевиднее, после того как мир узнал очудовищном «эксперименте», устроенном полпотовскими «утопистами» в Кампучии.Пол Пот и его окружение, уничтожая людей и культуру, действовали,целенаправленно. Они хотели насильственно привести общество в соответствие стеми жуткими схемами, которые сложились в их сознании до прихода «красныхкхмеров» к власти.
Негативнаяутопия предвосхищает кошмары, с которыми приходится впоследствии сталкиваться вжизни. Антиутопия (негативная утопия) выполняет еще и функцию предупреждения.Она обращает внимание на те (реальные или мнимые) аспектысоциально-исторической перспективы, которых следует стараться избежать, илипредупреждает о том, к чему, с точки зрения антиутописта, может привестипопытка реализовать утопический идеал. К классикам антиутопии относят русскогописателя Евгения Замятина с его романом «Мы», англичанина Олдоса Хаксли, и егопроизведения «Прекрасный новый мир» и «Обезьяна и сущность», Джорджа Оруэлла,автора романа «1984». Эти произведения сыграли выдающуюся роль в становленииантиутопии и как литературного жанра, и как типа утопии со знаком минус.Структура, идеи, образы этих романов во многом предопределили, как показалапоследующая история, пути развития антиутопии и негативной утопии во второйполовине XX столетия.
В40—50-е годы нашего века в художественной литературе и политическом сознанииЗапада антиутопические тенденции выдвигаются на передний план, отражаяпессимистические настроения, охватившие значительную часть левой интеллигенции.В 60-е и 70-е годы, и в первой половине 80-х годов, сохраняется почва и для воспроизводстваантиутопических настроений в политическом сознании, и для развитияантиутопической традиции в художественной литературе. За послевоенныедесятилетия в мировой литературе, прежде всего западной, были созданы сотниантиутопий и негативных утопий, выражающих взгляды и настроения представителейедва ли не всех классов и групп современного общества. Выяснилось, что зачетверть века в рамках англо-американской научно-фантастической литературыпоявилось 39 позитивных утопий. Но за это же время английскими и американскимиавторами было создано 199 негативных утопий (дистопий). Среди них повести ироманы К. Воннегута, К. Саймака, П. Буля, Э. Берджеса, Р. Шекли, Р. Брэдбери идругих. Эти произведения одновременно и продолжение традиции антиутопии инегативной утопии, и ее развитие.
Итак утопияпредставляет собой значительно более сложное явление жизни и культуры, чем этоможет показаться на первый взгляд. Она не сводится к фантастическим проектам«наилучшего государственного и общественного устройства». Черты сознания,воплощенные наиболее выпукло в подобного рода планах и проектах, обнаруживаются- иногда в «стертом» виде — во многих продуктах человеческой деятельности. Приэтом, как свидетельствует история, утопическое сознание проявляет удивительнуюжизнестойкость и в итоге оказывает заметное воздействие на политическую, социальнуюи культурную жизнь общества. Утопия по своим социокультурным установкамамбивалентна, а ее общественно-политическая роль противоречива и во многом определяетсяконкретной ситуацией. Одни и те же идеалы в различном историческом контекстевступают в «резонанс» с разнонаправленными социальными и политическимитенденциями, обретая различный смысл. Утопическое измерение было и остаетсяимманентным измерением человеческого сознания, и вопрос не в том, как изгнатьутопию из нашей жизни, а в том, как научиться жить с утопией, не живя поутопии.
утопия антиутопия культура

Литература
1.  Э.Я. Баталов, “В мире утопии”, М.“Издательство политической литературы”, 1991г.
2.  Н.С. Мавлевич, “Дух отрицанья, духсомненья…”, М. ”Наука” 1997г.
3.  В.А.Чаликова, “Утопия и утопическоемышление”, М.”Прогресс” 1991г.
4.  Р. Шекли, “Билет на планету Транай”,М. ”Эксмо” 2007г.
5.  Культорология: Краткий тематическийсловарь Под ред. Проф. Г.В. Драча и проф. Т.П. Матяш. Ростов н Д: Феникс,2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.