Содержание
1.Семейные традиции иобряды, свадебные обряды
2.Календарныепраздники и обряды, фольклор3. Традиции русского застолья4. Традиции приемагостей5. Традиции русского православного праздничного застольяЛитература
1. Семейныетрадиции и обряды
Среди русскогостарожильческого населения (особенно среди казачества и крестьян, ранополучивших землю во владение, а затем и в собственность) обычным явлением впрошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместнохозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут жемогли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другиеродственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главесемейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой),Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена.Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковьпредписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейнойжизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то жевремя все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинахлежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные делавовлекались и дети.
После отменыкрепостного права и получения земельных наделов появилась тенденция к распадубольших семей. Переселенцы последних десятилетий XIX в. редко решались напереезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителямиповсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек былираспространенным явлением. В столыпинское время наряду с ними появлялись маленькиесемьи — в 4-6 человек.
Свадебныеобряды
Свадьбы обычнопраздновались осенью или зимой после Крещенья. Свадебный обряд состоял изнескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушкуприезжали крестный с крестной или родители парня, реже — другие родственники.Садились под матицу и заводили разговор иносказательно: «У вас — товар, унас -купец» или «У вас — курочка, у нас -петушок, сведем их в одинхлевушок». В случае согласия проходила затем череда предсвадебных встреч:смотрины невесты, знакомство с хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), вовремя которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере исодержании кладки — денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте(это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вследза тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот периодподруги невесты собирались в ее доме на вечерки, помогали приготовить подаркина свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали.
Все обряды, входившие всвадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту — грустными,лирическими, величальными, шуточными, прощальными.
Игровой характерсвадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день, когда зять, а за ними все присутствующие отправлялись «к теще на блины».
У казаков, например,после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядилисьв разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, спеснями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки — рыдваны.Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.
Свадьба могла длитьсянеделю и больше. Несмотря на ограниченное число приглашенных, присутствовать,вступать в пляски, представления, изредка угощаться могли практически всежелающие.
Собиратели фольклораконстатируют обеднение свадебной обрядности в XX в., исчезновение из нее нетолько многих грустных, но и ряда игровых моментов. Расширился составучастников, однако были утрачены свадебные «роли» (кроме дружки).Обрядовый песенный фольклор ушел в область истории.
2.Календарные праздники и обряды, фольклор
В повседневной жизнипроявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленныегруппы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением другк другу в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из них,наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде (помочи, толока).
Он выступал в двухвидах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и тех же работ вобъединившихся хозяйствах; в выполнении срочных работ по приглашению одногохозяина. Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, перевозки снопов,обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для заготовкина зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае онзатрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая помочь собиралась дляперевозки леса и строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др.Хозяин кормил собравшихся завтраком, а по окончании работ угощал хорошим обедомс пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали,веселились.
На большом подъеме, сучастием всех жителей, а иногда и гостей из соседних деревень, проводилисьнародные праздники и гуляния.
Основные зимние праздникиприходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три большихпраздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздникизатевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом,соломой («чтобы был урожай»). Дети, девушки и парни под Рождествоходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период,особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.
Обязательным элементомсвяток было ряжение. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами,гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили подеревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала восновном молодежь, остальные были зрителями.
Любимым праздником былаМасленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны.Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналосьшумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами,оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицыосталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаямсвою окраску.
После долгогоизнурительного поста праздновали Пасху — церковный праздник, охотноподдержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. НаПасху пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца, посещали церковь,ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками,христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушкиводили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях. После пасхальной неделиво вторник отмечали родительский день — посещали кладбища, приносили еду кмогилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.
Завершали весенний циклпраздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик- в четверг, а Троицу — в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плеливенки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Есливенок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, этоозначало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчинупиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу былопринято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищейбыли яйца, яичница и другие блюда из яиц.
В осенне-зимний периодустраивались посиделки (супредки). Вечерами молодежь собиралась у одинокойпожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу — пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывалиистории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест,шутили, развлекались.
Летним развлечениеммолодежи были сборы (хороводы, улицы) на околице деревни, на берегу реки или улеса. Здесь играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживалисьдопоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.
Фольклор русских ЮжногоУрала — богатейшая область духовной культуры, к нашему времени достаточнохорошо изученная. В 40-е годы люди среднего и старшего поколения еще хорошознали старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые,плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки.
Вплоть до последнеговремени процветал сказочный жанр. Рассказывали сказки фантастические,сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Определенный пластзанимали легенды и предания, в том числе на исторические темы. В горно-лесныхселениях, долгое время расположенных вдали от больших дорог, была обнаруженаредкая — балладная-песенная традиция с очень старыми сюжетами. Специфическуюнаправленность имел казачий и фабрично-заводской фольклор. Особенно это былозаметно в песенном репертуаре. 3. Традиции русского застольяИзистории традиций русского стола
Каждый народ имеет свойуклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой странеесть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующегонациональным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиямискладывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опытнаших предков.
Кулинарные рецептуры,сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из нихявляются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а сфизиологической точки зрения — по содержанию пищевых веществ.
Быт народа складываетсяпод влиянием многих факторов — природных, исторических, социальных и др. Визвестной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогдачужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почвеместный национальный колорит.
Ещё со времёнсредневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница,ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки,овладели «тайнами» выпечки различных изделий из забродившего теста.Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи,блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавнастали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги,блины — на масленицу, «жаворонки» из теста — в весенние праздники ит. д.
Не менее типичны длярусской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши,крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также изчечевицы.
В более северных краяхнашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Эта традицияимеет глубокие исторические корни. Когда-то у восточных славян, которые пришлина эти земли в VI веке н.э. и жили преимущественно в лесных участках, просообрабатывалась как главная сельскохозяйственная культура.
Просо служило сырьемдля получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладкихблюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Однако следуетучитывать, что пшено по своей питательности уступает другим крупам. Поэтому егоследует приготовлять с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другимипродуктами.
Не только зерновыекультуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших днейи стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, кaк кaпуcтa,свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которуюбыло возможно сохранять до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской,приправой к отварному картофелю и другим блюдам.
Щи из различных видовкапусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их иготовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты.Просто многие овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» изДревнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Грекисоздавали Руси не только письменность, но и передавали многое из своей культуры.
В наше время капустаособенно широко используется в кулинарии северных и центральных районов России,на Урале и в Сибири.
Репа в России до концаXVIII — начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репуиспользовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали,варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё приготовляликвас. Постепенно, с начала и до середины XIX века, она была вытеснена гораздоболее урожайным, но значительно менее полезным картофелем (практически, этопустой крахмал).
А вот репка содержит всвоем составе и очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся прирегулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Сейчас репкастала на русском столе продуктом редким и штучным — в продаже на нее и ценуопределяют не за килограммы, а поштучно.
После перехода накартофель русская кухня значительно утратила свое высокое качество. Равно как ипосле практического отказа от русского столового хрена, тоже являющегосянезаменимым подспорьем для здоровья, но сохраняющего свои полезные свойства неболее 12-18 часов после приготовления, т.е. требующего приготовления незадолгодо подачи на стол. Потому современный магазинный «хрен в баночках» нитакими свойствами, ни должным вкусом совсем не обладает. Так что если сейчас вРоссии русский столовый хрен и подают к семейному столу, то только по великимпраздникам.
Брюква почему-то встаринных источниках не упоминается, вероятно, потому, что раньше брюкву неразличали от репы. Эти некогда широко распространенные в России корнеплоды внастоящее время занимают в овощеводстве сравнительно небольшой удельный вес. Невыдержали они конкуренции с картофелем и другими культурами. Однакосвоеобразные вкус и запах, возможность различного кулинарного использования,транспортабельность, устойчивость при хранении позволяют думать, чтоотказываться от репы и брюквы в настоящее время не следует, так как они придаютсовершенно особый вкус многим блюдам русской народной кухни.
Из овощных культур,которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом началеXIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюдаиз картофеля завоевали широкую популярность. В распространении картофеля и егопопуляризации большая заслуга принадлежит известному деятелю культуры XVIII в.А.Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля,но и предложил технологию приготовления ряда блюд.
Продукты животногопроисхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потреблялимясо крупного рогатого скота («говядно»), свиней, коз и овец, а такжептицы — кур, гусей, уток.
До XII в.использовалась также конина, но уже в XIII в. она почти вышла из употребления,т.к. «лишних» лошадей у населения стали отбирать монголо-татары,которым лошади были нужнее. В рукописях XVI-XVII вв. («Домострой»,«Роспись царским кушаньям») упоминаются только отдельные деликатесныеблюда из конины (холодец из лошадиных губ, отварные конские головы). В дальнейшемс развитием молочного скотоводства все более широко использовались молоко ипродукты получаемые из него.
Лесные промыслы былибольшим и существенным дополнение в хозяйстве наших предков. В летописях XI-XIIвв. говорится об охотничьих угодьях — «тетеревятниках», в более позднихрукописях упоминаются рябчики, дикие утки, зайцы, гуси и другая дичь. Хотя нетоснований полагать, что их не кушали и раньше с самых древних времен.
Леса занимают в нашейстране огромные пространства, особенно на севере Урале и в Сибири. Использованиедаров леса — одна из характерных особенностей русской кухни. В старину большуюроль в питании играли лесные орехи. Ореховое масло было одним из самыхраспространенных жиров. Ядра орехов толкли, добавляли немного кипятка,завертывали в тряпицу и клали под гнет. Масло постепенно стекало в миску.Ореховый жмых тоже использовали в пищу — добавляли в каши, ели с молоком, створогом. Дробленые орехи использовали и для приготовления различных блюд иначинок.
Лес был такжеисточником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда инапитки — медки. В настоящее время только в некоторых местах Сибири (особеннона Алтае у местных нерусских народов) сохранились способы приготовления этихвкусных напитков.
Впрочем, с самыхдревних времен и до появления массового производства сахара мед был основнойсладостью у всех народов, и на его основе еще в Древнем Египте, Древней Грециии Древнем Риме готовились самые разнообразные сладкие напитки, блюда и десерты.Также не только русские, но и все народы, имевшие в своем распоряжении рыбу,испокон веков кушали и икру.
Самым первымискусственно культивируемым плодовым деревом на Руси стала вишня. При ЮрииДолгоруком в Москве росли только вишни.
На характер русскойнародной кухни в значительной мере повлияли географические особенности нашейстраны — обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположение иобъясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно былораспространено множество речных видов рыб, а так же озерных. Хотя гораздо большеразличных рыбных блюд было еще в Древней Греции и, особенно, в Древнем Риме —создателе основ современного богатства европейской кухни. Чего стоили тольколишь одни кулинарные фантазии Лукулла! (К сожалению, его многочисленные записирецептов блюд утрачены.)
В русской кухне дляприготовления блюд тоже использовался большой ассортимент продуктов. Однако нестолько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русскойкухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы ихобработки, технологии приготовления пищи. Во многом своеобразие народныхблюд обусловливалось именно особенностями русской печи.
Есть основанияполагать, что конструкция традиционной русской печи не была заимствована.Появилась она в Восточной Европе как местный оригинальный тип очага. На этоуказывает то, что у народов Сибири, Средней Азии, Кавказа основными типамипечей являлись открытые очаги, а также наружная печь для выпечки хлеба илитандыр для выпечки лепешек. Наконец, прямые доказательства этого даетархеология. При раскопках трипольских поселений на Украине (третье тысячелетиедо нашей эры) были найдены не только остатки печей, но и глиняная модель печи,которые позволили восстановить их внешний вид и устройство. Эти глинобитныепечи можно считать прототипом позднейших печей, в том числе и русской печи.
А вот конструкциясамовара была заимствована русскими от персов, которые в свою очередь взяли ееу арабов. (Впрочем, и русские матрешки заимствованы у японцев в 1893 году, в1896-ом уже был налажен их массовый выпуск.)
Но не следует пытатьсяискусственно «очищать» наш стол от некогда заимствованых у другихнародов блюд, давно ставших для нас привычными. К ним относятся, например,блины (заимствованы в IX веке из кухни варягов вместе с компотами и взварами изсухофруктов), котлеты, биточки, лангеты, бифштексы, эскалопы, муссы, желе,горчица, майонез (заимствованные из европейской кухни), шашлык и кебаб(заимствованы у крымских татар), пельмени (заимствованы в XII веке у монголов),борщ (это национальное блюдо Древнего Рима, пришедшее на Русь вместе справославием от византийских греков), кетчуп (изобретение поваров английскоговоенного флота) и другие.
Многие блюда, ставшиесейчас традиционными русскими, были изобретены французскими поварами-рестораторами,работавшими в XIX веке в России и создавшими основы современной русской кухни(Люсьен Оливье, Яр и др.).
В процессеисторического развития менялось питание, появлялись новые продукты,совершенствовались способы их обработки. Сравнительно недавно появились вРоссии картофель и помидоры, стали привычными многие океанические рыбы, и безних уже невозможно представить наш стол. Попытки разделить русскую кухню настаринную самобытную и современную весьма условны. Все зависит от наличиядоступных народу продуктов. И кто сейчас скажет, что блюда с картофелем илипомидорами не могут быть национальными русскими?
Любопытно кулинарноеприменение ананасов во времена Екатерины II и князя Потемкина (этого любителякапустных кочерыжек, с которыми он не расставался и грыз постоянно). Ананасытогда шинковали и квасили в бочках, как капусту. Это была одна из любимыхзакусок Потемкина под водку.
Страна наша обширна, ив каждой области есть свои местные блюда. На севере любят щи, а на юге — борщи,в Сибири и на Урале нет праздничного стола без шанег, а в Вологде — безрыбников, на Дону готовят уху с помидорами и т. д. Однако есть много общих блюддля всех областей нашей страны и много общих приемов их приготовления.
Все, что формировалосьна начальном этапе русской кулинарной традиции, остаётся неизменным и посегодняшний день. Главные составляющие традиционного русского стола: чёрныйржаной хлеб, который остаётся любимым и по сей день, разнообразные супы и кашиприготовляемые практически каждый день, но уже совсем не по тем же рецептам,что много лет назад (для которых нужна именно русская печь, да еще умение с нейуправляться), пироги и другие бесчисленные изделия из дрожжевого теста, безкоторых не обходится ни одно веселье, блины, а также наши традиционные напитки- мед, квас и водка (хотя все они тоже заимствованны; в частности, хлебный квасготовили и в Древнем Риме).
Кроме того, с приходомиз Византии православия на Руси сформировался стол постный.
Основное достоинстворусской кухни — умение вбирать в себя и творчески дорабатывать,совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми приходилось общатьсярусским людям на долгом историческом пути. Именно это сделало русскую кухнюсамой богатой кухней в мире. И сейчас ни у одного народа нет достойных блюд, которыене имели бы аналогов в русской кухне, но в гораздо лучшем исполнении. 4. Традиции приема гостей
В семнадцатом веке,каждый, уважающий себя горожанин и тем более если он к тому же зажиточный немог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненныйуклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня — особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходугостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть как никогда.Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца которые так бережнохранились для этого дня.
А почётное месторуководителя всего этого ответственного процесса, как и за закупкой иприготовлением праздничных мероприятий, следила хозяйка дома.
На хозяина же ложиласьне менее важная обязанность — приглашение гостей на пир. Причём, в зависимостиот статуса гостя, хозяин либо посылал с приглашением слугу, либо ездил сам. Асобственно само мероприятие выгладила примерно так: к собравшимся гостямвыходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс, игости отвечали ей земным поклоном, а за ней следовала церемония целования:хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.
Гости по очередиподходили к хозяйке дома и целовали её, и при этом по канонам этикета, держалируки за спиной, после снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки. Когдахозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом длявсех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоялстационарно, в «красном углу», то есть под иконами, возле неподвижноприделанных к стене лавок, сидеть на которых, кстати, по тем временам,считалось более почётным, чем на приставных.
Сама трапеза начиналасьиз того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломотьхлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома,кстати и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры. В знакособого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии могсам положить какого-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся сним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как быболее подчёркивая своё внимание уделяемое ему.
Хотя традиция встречатьгостей с хлебом и солью пришла к нам с той поры, но порядок подачи блюд в тевремена заметно отличался от того, который привычен нам сегодня: сперва елипироги, после блюда из мяса, птицы и рыбы, и только в конце трапезы принималисьза супы. Порядокподачи блюд
Когда уже все участникитрапезы рассаживались по своим местам, хозяин разрезал хлеб на кусочки и вместес солью подавал каждому гостю отдельно. Этим своим действием в очередной разподчёркивал гостеприимство своего дома и глубокое уважение ко всемприсутствующим.
На этих праздничныхпирах было обязательно ещё одно — перед хозяином ставилось так называемоеопричное блюдо и еду с него хозяин лично перекладывал в неглубокие тары(плоскуюпосуду) и передавал со слугами особым гостям как знак абсолютного внимания кним. А когда слуга передавал это своеобразное гастрономическое послание отсвоего хозяина, как правило говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь,кушать на здоровье».
Если бы нам, каким точудом можно было переместиться во времени, и оказаться в семнадцатом веке, ипочему бы и нет, случись и второе чудо, нас бы пригласили на подобное торжествомы бы не мало удивлены порядком подачи блюд к столу. Вот судите сами, сейчасдля нас нормально что сперва мы едим закуску, после суп, а уже после этоговторое и десерт, а в те времена сперва подавали пироги, затем блюда из мяса,птицы и рыбы («жаркое»), а уж потом, в конце обеда – супы («ушное»).Отдохнув после супов, на десерт кушали разнообразные сладкие заедки. Какпили на Руси
Традиции пития на Русисохранённые и дошедшие до нас, своими корнями уходят в стародавние времена, аво многих домах сегодня, как и в далёком прошлом отказаться от еды и выпивкиозначает обидеть хозяев. Также дошла до нас и повсеместно практикуется традицияпить водку не мелкими глотками, как принято к примеру в европейских странах, азалпом, сразу.
Правда сейчасизменилось отношение к пьянству, если сегодня пьянеть это значит отклониться онпринятых норм приличия, то в те времена боярской Руси, когда это считалось обязательным,и не напившийся гость должен был таковым хотя бы притвориться. Хотя неследовало быстро пьянеть, а идти в ногу со всеми участниками застолья и поэтому быстрое опьянение в гостях считалось неприлично. Царскиепиры
Благодаря многимдошедшим до нас старинным рукописям мы прекрасно осведомлены о праздничном иповседневном столе царя и бояр. И это благодаря пунктуальности и чёткостиисполнения своих обязанностей придворных служащих.
Количество всевозможныхблюд на царских пирах и на пирах богатых бояр доходило до ста, а в особыхслучаях могло достигать и пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно,по одному, а драгоценные золотые и серебряные посуды с остальными кушаньямидержали в руках стоявшие вокруг стола слуги. Крестьянскийпир
Но традиции пировать итрапезничать были и не столь богатых слоях общества, и были не только у богатыхи знатных членов общества.
Представителипрактически всех слоев населения считали обязательным собираться запиршественным столом по поводу всех значимых событий в жизни, будь то свадьба,крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники…
И естественно именноэта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись. Русскоегостеприимство
О русскомгостеприимстве известно всем и так было всегда.
А что же касается еды,то если в дом русского человека приходят гости и застают семью за обедом, тонепременно будут приглашены ко столу и усажены за ним, и у гостя вряд ли будетвозможность отказаться от этого.
Торжественные обеды изастолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с особой широтой иразмахом, они призваны были продемонстрировать не только материальныевозможности царственных хозяев (подчистую обиравших собственный народ), но ишироту и гостеприимство русской души.
5. Традициирусского православного праздничного застолья
Православноепраздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев иобрядов. Характерной особенностью православных праздников являлось то, что этобыли семейные праздники. За столом собирались все члены семьи и близкиеродственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сиделичинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Разгул и пьянство,особенно в постные дни, считались большим грехом. Как писал Св. Федор Едесский,«праздник проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоты.Наполняя же чрево яствами, прогневишь Того, Кому посвящается праздник».
Обязательным элементомпраздника является молитва. Считается, что приготовленная с молитвою еда всегдаудается, а молитвы до и после вкушения пищи и другие, обращенные к Богу,Пресвятой Троице, Пресвятой Богородице, Честному Кресту, принесут здоровье,успокоение и радость.
Для православногопраздничного стола характерны традиционные блюда, соответствующие отмечаемомупразднику. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальныеблюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда настоле будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковыйпирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи…
Отмечали православныепраздники обильным и богатым столом. И в зажиточных, и в бедных семьяхвыставляли на стол все лучшее, что было в доме. Специально для праздниковзаранее приобретались и хранились в домашних кладовках разнообразные продукты.
Для праздничного столаготовили изысканные блюда, придерживаясь правила: «Ест человек дома, а в гостяхон лакомится», и хозяйки старались блеснуть кулинарными способностями.Ассортимент закусок и блюд, особенно холодных, был разнообразным и широким.Народные традиции часто предписывали, на какой праздник сколько их должно быть.Большинство блюд и напитков сразу ставили на стол. Считалось обязательнымпопробовать все блюда, что были на столе.
Большое вниманиеуделялось оформлению праздничного стола. Его накрывали красивой, как правило,вышитой или белоснежной скатертью и сервировали лучшей посудой и приборами,украшали цветами, веточками зелени, бумажными ленточками, гирляндами.Непременным атрибутом праздничного стола были свечи, которые придавали застольюособую торжественность и символизировали религиозный характер праздника.
Традиции и обычаипраздничного застолья изменялись и обновлялись на протяжении веков. Каждоепоколение стремилось сохранить и древние языческие традиции, и православные, ипривнести что-то свое. И современные поколения не исключение из этого правила.
Посты, установленныецерковью.
Многодневные посты
1. Великий пост, илиСв. Четыредесятница перед Пасхой. Продолжается 7 недель: 6 недель сам пост и7-я неделя Страстная.
2. Рождественский постпродолжается 40 дней перед Рождеством Христовым с 27 ноября — Дня Св. апостолаФилиппа, поэтому называется иначе «Филипповым постом».
3. Успенский пост —2-недельный перед праздником Успения Божией Матери — с 14 по 27 августа.
4. Апостольский, илиПетров пост. Начинается через неделю после праздника Св. Троицы и продолжаетсядо праздника Св. первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи: самая большая — 6недель, самая меньшая — неделя и один день.
Однодневные посты
1. Рождественскийсочельник — 6 января (обычай — не есть до появления первой звезды).
2. Крещенский сочельник— 18 января.
3. День Усекновенияглавы Св. Иоанна Предтечи — 11 сентября.
4. День Воздвижения КрестаГосподня — 27 сентября.
5. Среда и пятницакаждой недели.
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ
Следует иметь в виду,что по Уставу Церкви в праздники Рождества Христова и Крещения Господня,случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В кануны праздниковРождества Христова и Крещения Господня, случившиеся в субботу и воскресенье,разрешается пища с постным маслом.
В Сретение, РождествоБогородицы, Успение, в праздники Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра иПавла, апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, разрешаетсярыба.
В праздникиПреображения и Введения в любой день разрешается рыба. В Переполовение Пятидесятницыи отдание Пасхи разрешается рыба.
Каждый народ имеет своиуникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальностинации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры.Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от другихнациональностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций идругими особенностями.
Литература
1. Родной Башкортостан.Под изд. Г.Самитдинова, З.А.Шарипова, Я.Т.Нагаева, изд-во: Башкортостан Уфа,1993 г.
2. Энциклопедия обрядови обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб:«Респекс», 1997 г.