Реферат по предмету "Культура и искусство"


Технологическая культура

Содержание
 
Введение
1. Технология как культурный феномен
1.1 Становлениеи развитие технологической культуры
1.2 Особенноститехнологической культуры
2.Мир техники в пространстве культуры
2.1Миртехники
2.2 Предметнаяи исполнительская техника
2.3 Техникаи культура
2.4 Функциитехники
2.5 Образтехники в культуре
2.6 Противоречивостьтехнического прогресса
3. Особенности научного знания
3.1 Научнаядеятельность
3.2 Социокультурныеориентиры науки. Истина и польза
3.3 Автономияи социальный контроль
3.4 Нейтрализми социальная ответственность
3.5 Отношениеобщества к науке. Образ науки
4. Происхождение и развитие инженернойкультуры
4.2 Функциональнаяструктура инженерии
4.2.1 Проектирование
4.2.2 Изобретательство
4.2.3 Конструирование
4.3 Сферасовременной инженерии
4.4 Инженериябудущего
Заключение
Литература
 

 
Введение
Тема реферата «Технологическаякультура» по дисциплине «Культурология».
Цель работы –ознакомится с понятием технологической культуры, а именно:
— технологией;
— миром техники впространстве культуры;
— особенностяминаучного знания;
— происхождением иразвитием инженерной культуры.

1. Технология каккультурный феномен
Жизнедеятельностьчеловека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а сдругой — условиям его существования в социокультурном мире. У животных цели жизнедеятельностизаданы «от природы» и сводятся к удовлетворению витальных (жизненных)потребностей в самосохранении, продолжении рода и т. п. «Технология» ихжизнедеятельности — ее механизмы и способы — в основе своей обусловленагенетически, и лишь в большей или меньшей мере видоизменяется в зависимости отиндивидуального опыта особи. У человека же над биологическими, витальнымипотребностями надстраивается целая пирамида обусловленных культурой обществасоциальных и духовных потребностей.
Понятие технологиииспользуется в литературе в разных значениях. Под технологией могут иметь ввиду: свод правил конкретного производственного процесса («технология подводнойсварки»); организацию какого-либо типа или отрасли производства, включающую всеусловия -средства, методы, процедуры — его осуществления («конвейернаятехнология», «технология машиностроения»); формы и способы использованиятехники; применение научных знаний в организации практической деятельности;научное описание какой-либо деятельности, ее процессов, средств и методов.Понимая под технологией организационную сторону любой человеческойдеятельности, я использую это понятие в современном, наиболее общем смысле.
 
1.1Становлениеи развитие технологической культуры
Свои первые шагитехнологическая культура делала в форме мифа и магии.
Дальнейшее развитиетехнологической культуры шло в двух направлениях. С одной стороны, рос объемзнаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии.
С другой стороны,расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологическойкультуры.
Технические знаниядолгое время — вплоть до эпохи Возрождения — имели, в основном, чистопрактический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стализанимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых вработе, о явлениях, происходящих в функционировании технических устройств.Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки.
Но параллельно сразвитием техники и специальных технических знаний в истории культуры шел еще одинпроцесс: развитие философского мышления.
В Новое время обапотока знаний — сложившееся в практической деятельности техническое знание исозревшая в лоне философии теоретическая наука — сблизились и переплелись другс другом. В результате родилась наука в современном ее понимании.
После промышленногопереворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии,техника все больше сращивается с наукой и к XX в. насквозь проникается ею,становится по своему происхождению «научной».
Усложнение технологиипроизводственных процессов, превращение науки в теоретическую базупроизводства, необходимость опираться на научные знания при проектировании,конструировании, изготовлении и эксплуатации техники — все это выдвинуло назаметное место в обществе фигуру инженера.
Итак,технологическая культура складывается из трех основных компонентов — техники,науки и инженерии.
Вряд ли в наше времяможно признать оправданным взгляд, что высокая культура совместима сневежеством в сфере «точных» наук и технологической культуры вообще.Существование технологической культуры как особой «ниши» культурногопространства — это факт, игнорировать который нельзя. Особенно в нашу эпоху,когда техника, инженерия и наука играют столь важную роль в жизни человечества.
 
1.2Особенноститехнологической культуры
1. Духовная исоциальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, чтоони нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура неозабочена «ценностным измерением» деятельности.
2. Из сказанноговытекает другая особенность технологической культуры: она носит, в основном,утилитарный характер.
3. Она по отношению кдуховной и социальной культуре играет подчиненную, служебную роль.
4. Технологическаякультура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурнойдеятельности.
5.В ходе истории она эволюционирует от мистики к рациональности.
 

 
2.Мир техники в пространстве культуры
 
2.1Миртехники
 
В современной научнойлитературе понятию техники стали придавать предельно общий смысл: под техникойпонимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьмидля достижения какой-либо цели. Техника — это всегда артефакт, т. е. нечтоискусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.
2.2Предметнаяи исполнительская техника
К миру техникиотносятся артефакты двоякого рода. Во-первых, это материальная, или предметная,техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средствачеловеческой деятельности. Во-вторых, это исполнительская техника, т. е.совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий.Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» еготела.
Мир природы — этоцарство слепых, стихийных сил. Мир техники — это царство разума. В нем всезаранее рассчитано, предусмотрено, запланировано (хотя, конечно, возможны ипросчеты, и непредвиденные явления).
Техника возникаетблагодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но ичеловек формируется и развивается благодаря созданию техники.
Так, рука — это «мать»всех ручных орудий, образец, который в них копируется. Щипцы и тиски созданы пообразу хватающей руки. Кулак превратился в молоток, указательный палец с острымногтем — в бурав. Десять пальцев руки «проецировались» в десятеричную системучисел. Фотокамера подобна глазу, а музыкальный орган устроен наподобие груднойклетки с легкими, из которых воздух выходит через гортань. Сеть коммуникаций —дорог, железнодорожных путей, пароходных линий, по которой распространяются помиру товары, нужные для существования человечества, — выполняет те же функции,что и кровеносная система организма. Компьютер работает по образцучеловеческого мозга; микроэлектроника, перепробовав всевозможные материалы,выбрала в конце концов в качестве наиболее подходящего для интегральных схемкремний, — не осознавая, что биологическая эволюция задолго до этого сделалаименно кремний исходным материалом органических тел.
Исходяиз того, что с помощью техники совершается получение, хранение, перемещение,преобразование вещества, энергии и информации, различаются соответственно:
1) техника обработкиматериалов (в горном деле, металлургии, химическом производстве,машиностроении, легкой промышленности, земледелии и пр.),
2) энергетическаятехника (в тепло-, гидро-, электро- и атомной энергетике, на транспорте,отопительная, холодильная и пр.),
3) информационнаятехника (контрольно-измерительная, демонстрационная, компьютерная, радио-,аудио- и киноаппаратура и пр.).
По функциональнымхарактеристикам можно различать:
1) ручную технику,требующую от человека физических усилий,
2) механизмы, работакоторых замещает физический труд человека,
3) автоматы —самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека отумственной работы по выполнению управляющих функций.
В зависимости от того,в какой сфере труда техника используется, ее подразделяют на:
1) промышленную,
2)сельскохозяйственную,
3) строительную,
4) полиграфическую,
5) транспортную,
6) связи,
7) управления,
8) быта,
9) медицинскую
10) спортивную,
11) учебную,
12) научную.
2.3Техникаи культура
С одной стороны,техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культурыстимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых людиобращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, а следовательно, влияет навыбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливаетзнания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих,культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ееиспользования людьми.
С другой стороны,техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство.Во-первых, она образует культурную среду обитания человека — ту искусственную,артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является«материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средствоприложения достижений культуры (главным образом, науки) к решениюматериально-практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культурына «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создаетинструментарий культуры — средства и способы деятельности в сфере культуры, т.е. информационно-семиотической деятельности. В-четвертых, она выступает каккультурный код — как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себеогромное количество социальной информации!
 
2.4Функциитехники
Главная функция техники— прагматическая: технические устройства и изделия создаются для практическогоиспользования. Но свойства технических устройств и изделий соответствуютопределенным целям, способам, условиям их применения. Иначе говоря, втехнических объектах содержится информация об их назначении и употреблении.Поэтому наряду с прагматической техника выполняет и семиотическую функцию: ееможно рассматривать как семиотический код, как особый язык культуры, который,подобно вербальному языку, способен служить средством хранения и передачиинформации. Можно сказать, что взятая в этом плане техника есть гигантскийаккумулятор информации.
2.5Образтехники в культуре
Этот образ техникиопределяет отношение «простых людей» к ней и к ее применению, престижностьтруда специалистов в области в техники, заботу общества о ее совершенствовании,духовную атмосферу, в которой она развивается.
В античные времена людистали смотреть на технику как на творение разума.
В религиозной культуреСредневековья техника предстала как одно из установленных по замыслу Богаусловий человеческого бытия
Эпоха Возрождения даламощный толчок развитию техники.
В духовной атмосферезападноевропейской культуры 19 века зарождается зловещий образ техники каквраждебной людям силы.

2.6Противоречивостьтехнического прогресса
Чаще всего указываютсяследующие главные опасности, которыми угрожает человечеству технический прогресс.
1. Технический прогрессобедняет духовную жизнь человечества.
2. Технический прогресспревращает человека в раба техники.
3. Технический прогрессразрушает природную основу человеческого бытия.
4. Особую опасностьпредставляет самоуничтожение человечества в результате неосторожного обращенияс атомной техникой, обладающей колоссальной разрушительной мощью.
5. К этому добавляетсяи угроза самоотравления человечества в результате использования искусственносозданных заменителей природных продуктов и материалов, распространениягербицидов и прочей «химии».
Что же делать, чтобыизбежать печальной участи, ожидающей человечество?
Для этого есть трипути:
— Во-первых — развитиенауки и инженерии.
— Во-вторых — развитиедуховной и социальной культуры.
— В-третьих —совершенствование системы управления обществом.
 

 
3. Особенности научногознания
Чем же отличаетсянаучное знание от других видов знания? Его важнейшие отличительные чертытаковы:
1. Рациональность всехсодержащихся в научном знании положений и выводов.
2. Объективность: внаучном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном отличных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.
3. Воспроизводимость ипроверяемость.
4. Логическаястрогость, точность и однозначность.
5. Логическаявзаимосвязь различных элементов научного знания.
В любой наукесуществуют три основных вида знаний — об объектах, о проблемах, о методах.Первыйвид — знание об объектах, которые в данной науке изучаются (объектное, илипредметное знание). Предметом этого знания могут быть объекты разного типа —реальные, абстрактные, идеализированные. Знаниео проблемах — второй вид научного знания.
Проблема — это вопросили задача, подлежащие решению. Постановка проблемы предполагает существованиечего-то неизвестного, непознанного. Но в то же время это «что-то» должно бытькак-то определено, выделено, т. е. о нем должно быть какое-то предварительноезнание. Таким образом, знание проблемы — знание особого рода: оно есть «знаниео незнании».
Но когда проблемапоставлена, то далее необходимо найти методы ее решения. Третий вид научногознания — знание о методах.
3.1Научнаядеятельность
технологияинженерия наука
Главный виддеятельности в науке — это исследовательская деятельность, направленная наполучение нового научного знания. Она носит творческий характер. К важнейшимспецифическим нормам научной деятельности относится требование, чтобырезультатом ее было не просто знание, обладающее указанными выше признакаминаучности, но к тому же еще обязательно новое знание. Если ученый в своейработе просто повторяет то, что уже известно из работ его предшественников, тоего труд не признается научным (хотя он может быть полезен в учебных илипопуляризаторских целях). Внаучно-исследовательской деятельности используются специфические средствапознания — научная терминология, приборы, инструменты, экспериментальныеустановки.
Существуетпрофессиональная этика, определяющая взаимоотношения и действия ученых. Этиканаучной деятельности требует от ученого бескорыстного служения истине,самокритической оценки своей работы, ссылок на использованные им работы другихученых, внимательного отношения к доводам своих оппонентов в научных дискуссияхи т. д. Она категорически осуждает плагиат, фальсификацию наблюдений иэкспериментальных данных, искажение или утаивание ученым сведений,противоречащих его взглядам. Тот, кто нарушает этические нормы научнойдеятельности, лишается доверия и уважения в сообществе ученых.
 
3.2Социокультурныеориентиры науки. Истина и польза
Истинность открытийпроверяется практикой, находит применение в жизни общества.
 
3.3Автономияи социальный контроль
Общий вывод, к которомуприводят тенденции развития современной культуры, состоит в том, что «самосуществование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иныхформ и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности».

 
3.4Нейтрализми социальная ответственность
Принцип нейтрализма исостоит в убеждении, что проблемы науки необходимо отделять от проблемидеологии, религии, политики, этики.
 
3.5Отношениеобщества к науке. Образ науки
В старину наука какумственное занятие («интеллектуальная игра») мудрецов-философов была чуждой инедоступной для широкой публики. Проблемы, над которыми размышляли «ученыемужи», были далеки от практических, хозяйственных нужд народа. Поэтому неудивительно, что в культуре низших слоев населения вплоть до Нового времени«книжная» наука понималась как «господская блажь».
Век Просвещения внес вобраз науки новые краски. Наука стала представляться как сила, способнаяулучшить жизнь общества.
В Х1Х-ХХ вв. престижнауки поднимается на невиданную прежде высоту. Милитаризация науки во времявойны и послевоенной гонки вооружений, в особенности создание атомной бомбы,возбуждает волну тревоги по поводу растущего могущества науки. Осознание этихпроблем ведет к раздвоению образа науки в глазах публики: наряду с восхищениеми преклонением она вызывает недоверие и страх.
В противоположностьсайентизму — представлению о необходимости и благотворности научного подхода крешению всех проблем жизни людей, в современной культуре приобретает растущеевлияние антисайентизм — негативная оценка достижений науки и их последствий,сопряженная с утверждениями о ее антигуманности и необходимости ограничить ееразвитие.
 

 
4. Происхождение иразвитие инженерной культуры
Специфика деятельностиинженера состоит, во-первых, в том, что это деятельность практическая. Главнаяее цель — не в том, чтобы получать или давать знание, как это делают, например,ученый, учитель, журналист, а в том, чтобы знание применять в каких-топрактических целях, для внесения изменений в реальную действительность.Во-вторых, инженерная деятельность связана с решением технических задачпрактики. В-третьих, особенностью инженерной деятельности (в ее современнойформе) является то, что она направлена на такие технические задачи, для решениякоторых требуются научные знания.
4.1Основныестадии развития инженерного дела
Инженерия с древностидо современности проходит три основные стадии. Эти стадии являются такжеуровнями развития инженерной культуры.
— На первых порах винженерии преобладает рецептурный, технологический аспект. Инженер выступаеткак знаток правил и приемов строительства, горного дела, машиностроения и т. д.
— На второй стадииразвивается и выдвигается на передний план предметный аспект инженерии. Ибо дляобоснования своих методик инженеру нужно знать, что представляет собою тот илииной технический объект, как он устроен, из какого материала и каких частей онсостоит, какие процессы в нем происходят.
— Третья стадияразвития инженерии связана с усилением и повышением значимости ее«человеческого» аспекта, отражающего взаимодействие техники с людьми. Переход кэтой стадии обусловливается возрастающей технизацией жизни. В современных условияхинженеру особенно важно внимательно и безошибочно оценивать характер и степеньвоздействия создаваемой им техники на человека и общество.
И в искусстве, как винженерии, центральное место занимает проектирование: подобно техническомупроекту, художественное произведение есть проект выдуманной автором реальности.Техническое изобретательство имеет много общего с художественным творчеством. Внем также важнейшую роль играют эстетические мотивы — чувство формы,эмоциональная реакция на красивое, изящное решение технической проблемы.
Но вместе с тем междуинженерией и искусством есть существенные различия. Творчество инженерапротекает в условиях меньшей свободы, чем творчество художника: художник можетстроить любые, сколь угодно фантастические картины реальности, тогда какинженеру необходимо заботиться об осуществимости своих проектов.
Художественноепроизведение (если оно действительно художественное) есть само по себеценность. Но продукт инженерной деятельности ценен постольку, поскольку он длячего-то нужен. Инженерия, в противоположность искусству, представляет собоюпрагматический аспект культуры.
 
4.2Функциональнаяструктура инженерии
4.2.1Проектирование
Это одна из самыхглавных, если не главнейшая, функция инженерии. Она, как уже отмечалось, являетсяи ее самой древней функцией, возникшей еще в первобытные времена. Эта функция,собственно говоря, и стала зародышевой «клеточкой», из которой началаразвиваться инженерная культура.

4.2.2Изобретательство
Введение новшеств втехнику — функция, которую инженерия выполняет наряду с проектированием и в немсамом. Это столь же древняя функция, что и проектирование.
 
4.2.3Конструирование
Оно направлено на то,чтобы сделать новое техническое изделие более надежным, более простым, болееэкономичным. На этом пути встречаются бесчисленные трудности, о которыхизобретатель первоначально даже не думал.
4.3Сферасовременной инженерии
Историческитрадиционная область инженерной культуры — это изобретение, изготовление иэксплуатация механизмов, машин, строительных сооружений. Инженер отвозникновения этой профессии и до сего времени имел дело с конструкциями,расчет которых опирается, главным образом, на законы механики, физики, химии.Однако во второй половине XX в. культурная «ниша» инженерии постепенно всебольше выходит за пределы ее традиционной сферы.
Одним из проявленийэтой тенденции в современных условиях становится проектирование большихтехнических систем, охватывающее разнообразные вопросы их функционирования:организационные, экономические, психологические, культурные и др. (такназываемая системотехника).
Очевидно, что системноепроектирование разрушает перегородки, отделяющие инженера от другихспециалистов — геологов, географов, экономистов, культурологов, психологов,медиков и т. д. Они включаются в разработку инженерных проектов и, такимобразом, начинают заниматься инженерией. Инженерия все больше становитсясредством решения проблем, встающих в разных областях практики.
К концу XX в.становятся привычными для нас и такие слова, как генная инженерия илизооинженерия. В сущности, наряду с традиционной механико-физико-химическойинженерией возникла биоинженерия — новая область инженерной деятельности. В нейуже наметились два направления: с одной стороны, применение машинной техники инаучно-инженерных методов в биологии; с другой — использование в промышленнойтехнике принципов устройства и функционирования биологических организмов(бионика), а в ближайшем будущем, возможно, и биологических тканей. Инженернаякультура становится необходимой и в науках о жизни. Новой сферой инженерииявляется управление экологическими процессами.
Инженерия в наше времязаняла важнейшее место в медицине. Фармацевтическая инженерия — обычное дело. Влечении глазных заболеваний применяется сложнейшая лазерная технология.Современная операционная — целая техническая лаборатория. Мало того — техникабуквально входит внутрь человеческого тела: искусственные зубы, металлическиекости, искусственные сердечные клапаны и электростимуляторы, искусственныеволосы. Конструируемых инженерными методами протезов, заменяющих части тела иорганы человека, становится все больше. Все это — область медицинскойинженерии.
Инженерные методы,основанные на применении науки к практике, все больше пронизывают решениесоциально-политических задач.
Можно сделать вывод,что современная инженерная культура перестает быть связанной только спромышленным производством, как это было на протяжении ее предшествующейистории.

4.4Инженериябудущего
Развитие инженернойкультуры продолжается. В настоящее время «постклассическая» инженерная культурастановится универсальной, применимой во всех сферах человеческой деятельности;она делает своей теоретической базой всю систему научного знания, включаягуманитарные и социальные науки.
Путь дальнейшей эволюцииинженерии будет связан с тем, что она расширит свою теоретическую базу запределы науки. Если в прошлом инженерия сначала опиралась на мифологию, азатем, пройдя период тесного союза с искусством, вступила в «законный брак» снаукой, то нет ничего невероятного в том, что она еще раз сменит ориентацию.Можно выдвинуть гипотезу, что она, не покидая почву науки, втянет в своютеоретическую базу философию.
 

 
Заключение
В процессе выполненияработы мы ознакомились с понятиями технологической культуры, миром техники,функциями техники, техническим прогрессом, научной деятельность, а такжестановлением и развитием технологической культуры, сферами современнойинженерии и др.
 

 
Литература
 
1. ХоруженкоК.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов –н/Д, Феникс, 1997 –640с.
2. ГуревичВ.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.
3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курслекцій: Навч. посібник – К… Либідь, 2005 – 512с.
4. Культурология.Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс,2004 – 352с.
5. РозинВ.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994– 104 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Меховые головные уборы
Реферат Проблема мотивации в различных психологических теориях
Реферат Политические аспекты казахстанско турецких отношений на современном этапе
Реферат Православие как основа современной педагогики
Реферат Shipping In The Book Of Acts Essay
Реферат Военная проза МШолохова и ее современные критики
Реферат 1955 г. Одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в его резолюциях 663С (XXIV) от 31 июля 1957 г
Реферат Стандарт-кост – зарубежный аналог нормативного метода учета затрат
Реферат Indian Movement Essay Research Paper Why were
Реферат Воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов
Реферат Цузе Конрад
Реферат Колорадський жук
Реферат Колебательное движение тел, взвешенных в магнитных коллоидных наносистемах
Реферат Логика и речевое общение
Реферат Учет и аудит амортизации нематериальных активов