Реферат по предмету "Культура и искусство"


Теория самодеятельного творчества

План работы
1. Самодеятельность какобщественно-историческое явление
2. Сущностные испецифические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговыхучреждениях
3. Функциисамодеятельного творчества
4. Самодеятельность каксоциально-педагогическое явление
5. Сущность творчества.Особенности творчества любителей. Творческие способности участниковсамодеятельного творчества и технология их развития
6. Виды самодеятельноготворчества
Список использованнойлитературы

1. Самодеятельность как общественно-историческое явление
Самодеятельность- явление многогранное. Существует три аспекта в рассмотрении данного явления.Самодеятельность можно изучать:
1. В широкомфилософском смысле как некую условную характеристику человеческой деятельности.
2. Какреальное общественное явление в конкретно-исторических формах.
3. В частныхпроявлениях, когда в условиях современного общества она становится объектомуправления.
Рассмотримкаждый из этих аспектов.
I.Философский аспект. Считалось, что понятие «самодеятельность» ввели К. Маркс иФ. Энгельс. Но это не так. Оно использовалось еще домарксовского периода.Философия связывает понятие самодеятельности с самостоятельным и свободнымпроявлением человеком своих сил и способностей. Самодеятельность –деятельность, человеческая активность, которая определяется внутреннимипотребностями человека.
Условияпроявления самодеятельности
1.Самодеятельность обусловлена внутренними противоречиями субъекта или факторами,играющими роль противоречий. Бесчисленное количество мотивов, которые рождаютсяиз внутренних противоречий.
2. Свободакак возможность проявления творческих способностей личности. Свобода каквозможность поступать и действовать по собственной воле.
3. Уровеньактивности самодеятельности зависит от внешних возможностей поступать в соответствиис внутренними побуждениями и потребностями.
4. Степеньразвитости, активности самодеятельности зависит от внутренних возможностейсубъекта (его способностей).
Такимобразом, философское понимание самодеятельности позволяет определить ее какдеятельность по саморазвитию, самовыражению, самовоплощению, самореализациичеловека.
Участникисамодеятельного творчества приходят в самодеятельные коллективы из потребностисамореализации, самоутверждения как проявления внутренних побуждений личности.Самореализация – есть реальное выражение в действительности сущностных силличности. Процесс самореализации складывается логически из нескольких этапов (вдействительности эти этапы переплетены между собой, не всегда осуществляетсяпоследовательно, более того не всегда осознаются личностью).
Самопознание– самосознание – самомодель – объективная деятельность – самоутверждение –самосовершенствование.
а) Познание иосознание собственных интересов, потребностей, способностей.
б) Построениесамомодели, которая представляет собой своеобразный стимул ее развития,способствует осознанию своих возможностей, а также недостатков, слабых сторон.
в)Самореализация в полной мере начинается лишь тогда, когда потребность всаморазвитии реализуется в действии, деятельности, самодеятельности.
г)Деятельность по самореализации ведет к самоутверждению и, в конечном счете, ксамосовершенствованию личности.
II. Висторическом аспекте можно рассматривать индивидуальные, групповые и массовыеформы проявления самодеятельности.
Индивидуальныепроявления самодеятельности – стремление человека выйти за рамки ролей,предопределенных классовой, профессиональной или иной принадлежностью, спопыткой отойти от стандартной схемы бытия или деятельности, действоватьоригинально, проявить себя. Яркие примеры в истории России – М. Горький, М.Ломоносов, Е. Пугачев.
Групповыепроявления – деятельность общественных организаций, к примеру, французскихпросветителей, русских декабристов. В 19 веке – создание светских салонов,масонских лож, литературных и музыкальных гостиных, обществ «Зеленая лампа» и«Могучая кучка», товарищества передвижных выставок. Это философско-литературныекружки вольномыслящих, «идеалистов 1830-х годов» Н.В. Станкевича, А.И. Герцена,социалистический кружок М.В. Петрашевского, серебряный век русской культуры.Параллельно с научными, художественными, религиозными, профессиональнымиобществами, развивались народнические, марксистские, социал-демократические,социал-революционные и прочие политизированные легальные и нелегальныеобъединения.
Массовыепроявления – все значительные общественные движения, в которых принималиучастие народные массы (народно-освободительные движения, революции).
Праздник — древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности.И.М. Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрываетсяличность народная, как в праздниках. М.М. Бахтин: «Праздник – первичнаянеуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и дажевыродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника –торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничноймонотонности. Праздник близок к творчеству, т.к. в нем находят выход энергия,изобретательность, художественный вкус участников. Хотя ему присущ ритуализм,которого в творчестве нет.
Пообщественной ценности все проявления самодеятельности в конкретно-историческойсфере могут иметь различный характер. Наиболее ценный – прогрессивный, которыйпроявляется в тех случаях, когда самодеятельность предопределяет и развитиесубъекта, и развитие общественной практики в соответствующей области.
Существуетмалоценная самодеятельность, которая не ставит перед собой серьезныхобщественно-значимых целей (дворянские развлекательные кружки, объединения,коммуны, которые играли определенную роль для определенных групп).
Самодеятельноедвижение отдельных личностей, групп может носить негативный характер, когдасубъект противопоставляет свои цели общественным, когда его активностьнаправлена на противодействие прогрессу общества.
III. Всовременном обществе нет такой сферы деятельности, которая бы не содержалакомпонент самодеятельности. К примеру:
— деятельность в области внутригосударственного управления (избирательнаякампания, обсуждение законопроектов, народный контроль, общество защиты правпотребителей);
— участие вакциях за мир, против терроризма, движение антиглобалистов (комитеты защитымира, красного креста и др.);
— деятельность по управлению производством (советы трудовых коллективов, советыветеранов труда, профессиональные клубы, правления, ученые советы и т.д.);
— охранаприроды (комитеты защиты природы, экологические общества, партии, отряды мэра,субботники, конкурсы на лучший дом, подъезд, балкон, улицу и т.д.);
— участие ввоспитании подрастающего поколения (родительские комитеты, дворовые клубы,работа с допризывниками, трудными подростками);
— научно-техническое творчество (бюро рационализаторов и изобретателей, станцииюных техников);
— создание иохрана памятников, народных музеев, уход за могилами;
— видышефства и творческих связей (город над селом, профессиональные творческиеколлективы над самодеятельными) и т.д.

2. Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчествав культурно-досуговых учреждениях
Свободное время– это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время,в-третьих, особо-возвышенная деятельность.
Досуг –отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановлениефизического и психологического потенциала личности.
Все, чтосвязано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышеннаядеятельность.
Исполнительскаядеятельность является переходным моментом от досуговых занятий кособо-возвышенной деятельности.
Досугявляется питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чемсодержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышеннойдеятельности. Переход является процессом направленным и осуществляется подсоциально-значимым контролем.
Уровниперехода:
Потреблениеразвлекательной информации.
Потреблениепознавательной информации.
Активнаядеятельность исполнительского характера.
Активнаядеятельность созидательного характера.
Переход кпотреблению более высокого порядка ставит перед работниками КДУ ряд задач:
а)формирование этих потребностей;
б)удовлетворение, дальнейшее развитие потребностей к особо-возвышеннойдеятельности.
Ролькультурно-досуговых учреждений в формировании потребностей
1.Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер.Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ);учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговыеучреждения финансируются государством.
2.Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, гдереализуются потребности в творческой деятельности.
3. КДУ ведетпропаганду самодеятельного творчества в широком смысле слова.
Сущностныепризнаки самодеятельности
I. Решающийпризнак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность– действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.
II.Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своихсущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельностиактивны, как правило, и в других видах деятельности.
III. Внутренняядуховная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет егопоступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить своиспособности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получениеудовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение кругаобщения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные,эгоистичные мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжает заграницу.
Мотивыучастия в самодеятельном творчестве
1. Интеллектуальные(когнитивные) мотивы — мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно втехническом и научном творчестве, реже в художественном.
2. Творческиемотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).
3.Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видахтворчества, максимум – в групповых).
4.Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией,подражанием.
5.Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональныхсил.
6.Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько опереключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенноститрудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.
Стимулыучастия в самодеятельном творчестве
1.Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческуюдеятельность с общественно-политические целями.
2.Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимнойподдержки (признание коллектива, рост уважения).
3.Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, фестивалях.
4. Престижныестимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчествевысоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участникахпишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т.д.
5. Переходныестимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях,знаки отличия и т.д.
6.Материальные стимулы, в полном смысле этого слова – премии, бесплатные путевки,зарплата, ценные подарки и т.п.
IV.Самодеятельное творчество протекает в сфере свободного времени.
В свободноевремя включаются затраты на следующие занятия:
— учеба иповышение кадров;
— общественная работа;
— творческиеи любительские занятия;
— пользованиесредствами массовой информации;
— посещениеучреждений культуры и зрелищ;
— общение;
— занятияфизкультурой и спортом;
— пассивныйотдых и другие виды занятий.
Свободноевремя представляет большую ценность, как для каждого человека, так и дляобщества в целом. Оно – необходимое временное пространство для ряда важныхвидов деятельности. Свободное время – специфическая, нематериальная формабогатства каждого человека, семьи и общества.
Специфическиепризнаки самодеятельного творчества
Непрофессиональноеположение участников.
Отсутствие уних специальной подготовки к деятельности.
Более низкий,чем у профессионалов уровень деятельности.
Безвозмездность.
Организованность.Организованная самодеятельность- группа людей, объединенная общими интересами,имеющая руководителя (профессионала или просто лидера, не получающего за этоденьги), и находящаяся в рамках какой-либо организации. Неорганизованнаясамодеятельность – без какого-либо руководства и вне рамок какой-либоорганизации (молодежные «тусовки», массовые праздники). Неорганизованнаясамодеятельность может являться резервом для организованной самодеятельности.
Сущностьсамодеятельного творчества
Самодеятельность– деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающаявнутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая некак «социальная обязанность», а как «естественная необходимость».
Деятельность,реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активныйпроцесс.
Онаосуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и безактивного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была быневозможна.
Самодеятельностьимеет творческий характер, ибо, выступая средством реализации сущностных силиндивида, она нестереотипна по своей сути, максимально индивидуализирована.
Сущностьсамодеятельности заключается в самостоятельной, добровольной активно-творческойдеятельности, обусловленной внутренними потребностями ее субъекта и свободнойот внешних побуждений.
Такимобразом, самодеятельное творчество – это добровольная деятельность людей,инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимальнополной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время.
3. Функции самодеятельного творчества
Термин«функция» заимствован из математики, в буквальном переводе с латинского –«предназначение». Функции самодеятельности – это ее общественноепредназначение, обусловленное общественными потребностями и особенностямисистемы социально-культурной деятельности. Существует огромное количестворазных классификаций функций. Рассмотрим классификацию функций самодеятельноготворчества Е.И. Смирновой.
Самодеятельность,организуемая культурно-досуговыми учреждениями, является подсистемой 3-хбольших систем.
1.Организованная самодеятельность для ее участников (но не для руководителей)относится к сфере досуга. В силу этого самодеятельность обладает функциямидосуга.
2.Разворачиваясь на базе культурно-досуговых учреждений, являясь содержательнойчастью их работы, самодеятельность сама оказывается социально-культурнойдеятельностью и поэтому как часть этого целого не может не обладать еефункциями.
3.Содержательная основа самодеятельности является частью какой-либо из сферкультуры: художественная самодеятельность – часть художественной культурыобщества, техническая самодеятельность – часть технической культуры. Поэтомуэти связи порождают новые группы функций.
Рассмотримэти функции поподробнее.
1. Функциисвободного времени (досуга)
а) Функцияотдыха или рекреативная функция – восстановление сил, затраченных напроизводстве, в сфере труда, смена деятельности, эмоциональное переключение.
б)Гедонистическая функция (Гедонис – бог удовольствия) или функция развлечения –реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций.
в) Функцияразвития личности – усвоение знаний, умений и навыков.
Функциисоциально-культурной деятельности(СКД)
а)Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно,руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует наличность, изменяя ее качества в лучшую сторону.
б)Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создаеттворческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданиюнечто нового, самобытного и оригинального, или хотя бы элементов творчества. Невсе виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них –репродуктивные.
в)Просветительная или информационно-комментаторская. Получение какой-либоинформации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариямируководителя коллектива.
г)Гедонистическая — реализация потребности в радости, наслаждении, положительныхэмоций в процессе занятий любимым видом творчества.
д)Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуетсяболее качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие жеинтересы и потребности в творчестве.
е) Функциякультурного посредничества – участники самодеятельности пропагандируют своимтворчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками междуаудиторией, населением и профессиональным искусством.
3. Частныефункции
Рассматриваячастные функции, следует отметить, что система взглядов на классификациюявлений культуры, а тем более на функции каждого вида находится в процессестановления. Однако какому бы виду культуры самодеятельность ни принадлежала,она является подсистемой общей культуры в целом, а общей же направленностьюкультуры является социализация, гуманизация, «очеловечивание» человека,развитие его сущностных сил и способностей. Содержанием любого вида культуры(политической или технической) является соответствующих способностей человека(политических или технических).
ВЫВОД. Впервых двух случаях определяются общие функции самодеятельности, присущие всемее видам. Что касается третьего, то здесь обнаруживаются функции, присущиеодним видам и не свойственные другим. Таким образом, природа самодеятельноготворчества полифункциональна.

4. Самодеятельность как социально-педагогическое явление
Самодеятельность– предметная деятельность, как и всякая другая подобная деятельность, имеетпредметные результаты. Например, в хоре – это песня, театре – спектакль,хореографии – танец и т.д.
Схемаструктуры любой производственной организации
Блокуправления
Управляемый                                  Предметные
объект                 Деятельность     результаты
В первый блок(блок управления) входят цели, задачи, программа деятельности, сами руководители.Во второй блок – материалы, люди, средства производства. В третий – сам процесспроизводства.
Схемаструктуры педагогической системы
Педагогическое
управление
(педагогические          процесс изменения                новые
задачи)                         исовершенствования            качества
учеников                                                                     учеников
Объект педагогического
воздействия
Цельюпедагогики является образование и просвещение. Активность учеников и педагоговвзаимна, они одинаково участвуют в педагогическом процессе. Продукт – новые,приобретенные в результате целенаправленного действия качества индивида илигруппы.
Блокомуправления здесь является блок педагогического руководства, а содержаниемдеятельности – процесс изменения качеств личности, процесс человека болеесовершенного в сравнении с его же собственными качествами в момент включения вэту педагогическую деятельность.
Схемапедагогического процесса в самодеятельном коллективе
Руководитель              предметные
педагогического                   задачи                          результаты
процесса и                             педагогические
предметной                  ипредметные
деятельности                                                    педагогический
процесс в форме
предметной
деятельности
Участники                    потребности
самодеятельности       мотивы и
интересы                      педагогические
участников                   результаты
Всамодеятельном творчестве в блоке управления должны быть обозначены не толькопедагогические задачи, но и задачи предметной деятельности. Спецификасамодеятельных организаций заключается в том, что в отличие от другихпедагогических систем педагогический процесс протекает не наусловно-дидактическом материале, а в форме предметной деятельности. Но вотличие от систем производственных предметная деятельность и ее результатыявляются не главной целью, а средством решения педагогической задачи.
Такимобразом, педагогический процесс в самодеятельном творчестве носит двойственныйхарактер, так как в результате своей деятельности обладает как предметным, таки педагогическим результатом.
Спецификапедагогического процесса в самодеятельном коллективе
1. Всепедагогические организации имеют ограниченный во времени педагогический процесс(школа – 11 лет, вуз – 5 лет). В самодеятельном коллективе он не ограниченвременными рамками и имеет тенденцию к максимальной продолжительности с учетомактивной жизни человека.
2. Цели изадачи любой другой педагогической системы задаются извне, а конечный результатвыносится за рамки этой системы, т.е. человека готовят к деятельности, котораяначинается после его выхода из данной системы (выпускник вуза пользуетсяполученными там знаниями уже после окончания). В самодеятельности участника неготовят к другой деятельности, его развивают ради самой этой деятельности, аеще, точнее, ради самого участника. Таким образом, извне самодеятельностизадается только цель – всестороннее развитие личности, которая присутствует и впедагогической системе, а остальные цели и задачи складываются в процессепредметной деятельности.
3. Участие всамодеятельности добровольно и свободно. Педагогический процесс протекает в немопосредованно. Задачи самодеятельного творчества не могут игнорироватьпотребности и мотивы участников, не могут не опираться на них. Без учетареальных интересов, потребностей и пожеланий участников, без обеспечения ихвысокой активности, то есть без превращения объекта в субъект действияпедагогический процесс в самодеятельном коллективе невозможен.
Субъект →задачи → деятельность → субъект в более совершенном виде →более совершенные задачи → более содержательная и совершеннаядеятельность → субъект в еще более совершенном виде….
4.Руководителю самодеятельного коллектива необходимо учитывать индивидуальныехарактеристики участников: возраст, уровень образования, мотивы деятельности,предпочтительные формы занятий, степень развитости специальных способностей.Это значит, что особенностью самодеятельности как педагогической системыявляется исключительное положение и роль блока «участники».
5.Специфическим является и положение руководителя. Он должен быть не толькопедагогом, но и, в первую очередь, творческим работником, специалистом вкаком-либо виде или жанре искусства, психологом, руководителем, организаторомвсей деятельности.
6. Всамодеятельном коллективе часто практикуется самоуправление – старостат, совет,правление, бюро, актив и т.п. Это также является специфической особенностьюпедагогического процесса в самодеятельном коллективе.
Организациятворчества в системе задач самодеятельности
Нетодинаковых самодеятельных коллективов, так как задачи, стоящие перед нимимногообразны. Но систему этих задач все же можно выявить. Самодеятельныеколлективы чрезвычайно многообразны (даже в пределах одного жанра). Они различаютсяи составом участников, и творческими позициями руководителя или другимиусловиями. Еще больше они отличаются конкретным видом деятельности:исполнительским, авторским, художественно-критическим. Тем не менее, задачикаждого коллектива можно представить как некую систему, представляющуюнесколько взаимосвязанных уровня.
Высший –всестороннее и гармоничное развитие личности
Задачи,зависящие от особенностей содержания каждого класса (вида) самодеятельности –художественная, прикладная, техническая и др.
Задачи,связанные с возможностями каждого относительно узкого жанра самодеятельности.Эти задачи создают соответствующую педагогическую ситуацию в данном коллективе,свои педагогические задачи.
Задачиорганизации самодеятельности как творческого процесса принадлежат к числу общихзадач, а поэтому могут рассматриваться как одно из главных оснований общейметодики организации самодеятельности.

5. Сущность творчества. Особенности творчества любителей.Творческие способности участников самодеятельного творчества и технология ихразвития
Изучениемтворчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук какфилософия, педагогика, психология, социология, история, этнография,искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как«жизнь», «деятельность». В науке существует два подхода к определению понятия«творчество».
1. Болееширокий подход, когда творчество понимается как новаторство.
2. Творчество– это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам творец.
В Большойсоветской энциклопедии под редакцией Спиркина творчество определяется как«деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».
«Творчество –активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъектцеленаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое всоответствии с требованиями объективных закономерностей» (Коршунов).
«Творчество –деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданиюнечто качественно нового, социально-ценного, гуманного» (Е.И. Смирнова).
Признакитворческой деятельности
1. Новизнаили оригинальность (нестандартность) способа деятельности или ее результата,продукта. Должна быть нерепродуктивная самобытная деятельность.
2. Общественнаязначимость, прогрессивный характер деятельности, обогащение опытапредшественников.
3.Исповедальный характер. В процессе, продукте творчества раскрывается внутренниймир творца, его отношение к окружающей действительности, к проблемам, существующимв обществе.
4. Гуманныйхарактер творчества. Творчество не совместимо с жестокостью, насилием. Онодолжно нести идеи человеколюбия, мира, согласия.
5. Творчестводолжно быть максимально свободным (также и от профессиональной принадлежности),не должно продаваться. Оно должно быть отделено от государственной идеологии иполитики, быть автономным, неподцензурным, нерегламентированным.
Признакитворческой личности
Самостоятельностьмышления.
Способность ккритическому взгляду на предшествующий опыт и окружающую действительность.
Способность канализу и синтезу.
Индивидуальность,неповторимость, оригинальность качеств самой личности.
В творчественеобходимо отличать такие понятия как «мастерство» и «творчество». Мастерство –основная часть творчества, ему можно научиться. Мастерство – высокое умение,овладение всем лучшим, совершенным в опыте предшественников.
Творчество –это способность сделать шаг вперед по сравнению с опытом предшественников,действовать индивидуально, оригинально, новаторски.
Творческаядеятельность не всегда заканчивается творческим результатом, творческимпродуктом. Картина, музыкальное произведение, скульптура может быть незакончена.

ТВОРЧЕСТВО=ТВОРЧЕСКИЙПРОЦЕСС+ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Существуетдва уровня творчества:
1 уровень
Более низкий
Репродуктивный
Самодеятельный
Распредмечивание замысла творца
2 уровень
Более высокий
Созидательный
Профессиональный
Опредмечивание замысла творца.
На первомуровне творческий процесс присутствует только по отношению к самой личности,которая самообогащается, развивает свои творческие способности. Работая надсамим собой, он может создать нечто новое не только для себя, но и дляобщества, тем самым выйдя на второй профессиональный уровень.
Нетопределенной границы между профессионалами и любителями. Кардинальное отличиемежду ними состоит в целях. Цель профессионального искусства – обогащениечеловеческой культуры новыми выдающимися образцами (создать что-то новоеотносительно общества). Цель самодеятельного искусства – развитие творческихспособностей широких масс участников любой степени одаренности (создать что-тоновое относительно каждого участника).
Основнымопределением человека как субъекта являются его способности. Способности несутв себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки – это врожденныеанатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств идвижений, функциональные особенности организма человека, составляющие природнуюоснову развития его способностей.
Способность –это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет еепригодность к деятельности. Только в деятельности и через посредство ее могутсформироваться (на базе тех или иных задатков) способности.
Проблемаразвития способностей по своей теоретической и практической значимостиотносится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Онашироко представлена в трудах отечественных ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Не существуетчеткой методики определения способностей. Это одна из сложных проблемсовременности.
Существует 2группы способностей:
Общиеспособности человека (к обучению, труду и т.п.).
Специальныеспособности человека.
Поспециальным способностям двух одинаковых людей не существует. Даже близнецы неимеют одинакового набора специальных способностей. Специальные способностиделятся на доминантные и сопутствующие (по Ухтомскому). Чтобы человексамореализовался, необходимо развивать все способности. По специальнымспособностям различают 2 типа личности:
1.Художественный тип личности – эмоционально-образное восприятиедействительности, когда человека мыслит образами.
2.Исследовательский, поисковый тип личности – рационально-логическое восприятиедействительности, когда человек мыслит символами, абстракциями.
В чистом видетакие люди не встречаются. В каждом человеке эти типы представленыпропорционально, но какой-нибудь всегда доминирует. Если доминирующуюспособность не развивать, она постепенно затухает. Сопутствующие способности впроцессе творческой деятельности могут также развиваться: поэт — художник,математик – музыкант и т.п.
Способностине исчерпывают сами себя, не исчезают. Чем больше я реализую свои способности,тем больше они проявляются. Предела реализации способности не существует.Платон сказал: «Как много надо знать, чтобы знать, что ничего не знаешь».
Методикразличных творческих способностей существует множество (по видам, жанрамискусства). Остановимся на основных и общих моментах.
1.Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке,которая предполагает возможность свободной инициативы, нацеливает на созданиечего-то нового, оригинального, а не повторения, копирования известного.Репродуктивная деятельность, подражание образцам может повышать мастерство, ноне развивать творческие задатки. Такая деятельность может играть роль учебной(в лучшем случае), в худшем – может блокировать творческие способностиучастника, привести к бездумному копированию.
Огромную рольв развитии творческих способностей играет семья. «От рождения до 5 лет –вечность, от 5 до смерти – один миг» (Л.Н. Толстой. Дневники).
2. Развитиеценностного отношения к оригинальности. Научить участников различать и ценить втворчестве больших мастеров, художников своеобразие, индивидуальность,новаторство. Для этого необходимо обучение на качественном материале.
Очень важновселять в участников уверенность, что подлинность, новаторство доступно нетолько профессионалам, но и участникам самодеятельности. Знакомить их с лучшимиобразцами народного творчества, народных умельцев, изобретателей-самоучек,наивными, но свежими творениями детей.
Установка натворчество закрепляется, если в процессе учебной деятельности, на выставках,смотрах, фестивалях особо поощряется, активно поддерживается индивидуальностьих стиля, «собственный почерк», свежесть и оригинальность. Но здесь необходимытакт, высокая личная культура и мастерство со стороны руководителя. Иначеустановка на оригинальность может перейти в оригинальничание, установка нановизну – в отрицание опыта предшественников.
3. Важноесредство развития установки на творчество – поощрение индивидуального стилядеятельности. В авторских видах самодеятельности проявляется в большей степени,чем в исполнительских (коллективных).
4. Посколькутворчество – это не любая новизна, а создание общественно-ценного, нового, топри развитии установки на творчество важно поощрять участников не на любыеновации, а только те, которые имеют бесспорную общественную значимость.
5. Необходиморазвить у участников умение принимать собственные решения. Это можноосуществить через индивидуальные задания, связанные с анализом чего-либо(рецензия на фильм или спектакль, обзор специальной литературы, подготовкадокладов по заданной теме и т.д.). Мышление формируется при сравнениинескольких точек зрения или источников на одинаковые темы.
6.Предпосылкой творчества является развитое воображение, способность к отдаленнымассоциациям и неожиданным решениям. Основной методический прием – постановкатворческой задачи с условием найти нестандартное решение. Наиболее эффективенздесь коллективный поиск, когда воображение одних будит воображение других.
Строитьработу и давать задания на малоизвестном материале. Работа над неизвестнымсразу же ставит исполнителей в творческую ситуацию, вынуждает искатьсобственное образное решение.
7. В развитиитворческих способностей участников важно создавать условия для реализациииндивидуальности каждого. Учет индивидуальных возможностей – один из принциповподбора репертуара в самодеятельности. Наряду с крупными произведениями ставитьи мелкие (в театральном коллективе – ставить миниатюры, в хореографических –групповые, сольные танцы).
8.Необходимое условие творчества – активность личности. Создать такие правилажизни коллектива, такие ситуации, когда трудно быть пассивным.
Существуетпроблемно-эвристическая методика – система логических правил теоретическогоисследования, которая способствует развитию активности личности. Она исходит изпризнания нескольких уровней самостоятельности и активности, а также изнеобходимости выстраивания работы в последовательном переключении на болеевысокий уровень.
1 уровень.Руководитель формулирует и решает задачу. Участник запоминает и воспроизводитход решения.
2 уровень.Руководитель ставит задачу или проблему, формулирует условия, знакомит свозможными вариантами решения и предлагает выбрать наиболее эффективные.
3 уровень.Руководитель только указывает на проблему или задачу. Участникам предлагаетсявсесторонне исследовать ее и решить.
4 уровень.Участник сам должен увидеть проблему, сформулировать и решить ее.
 
6. Видысамодеятельного творчества
По содержаниюдеятельности все самодеятельное творчество условно можно разделить на 6 видов:
Художественноетворчество
Техническоетворчество
Прикладноетворчество
Естественнонаучноетворчество
Социально-политическаясамодеятельность
Физкультурно-оздоровительнаясамодеятельность
Дадимподробную характеристику каждому из них.
Техническоетворчество
Техническоетворчество – процесс по освоению технических знаний и созданию техническихсистем на основе предшествующего опыта и знаний.
Цельютехнического творчества является развитие технических способностей личности,формирование его технического решения.
Содержаниетехнического творчества – моделирование, конструирование, радиолюбительство,электроника, картинг, обобщение всего технического опыта и его пропаганда.
Стимул –научно-технический прогресс.
Классификациятехнического творчества
I. По степенисвязи с техникой
1. Чистотехнические виды (моделирование, конструирование, компьютерное программированиеи т.д.);
2. Спреобладанием эстетического момента (кино и фотолюбительство, художественноелитье, кузнецкое дело и т.п.);
3. Соспортивной доминантой (картинг, авиамодельный спорт, дельтапланеризм и др.).
II. Посодержанию деятельности
1.Техническое творчество, связанное с новейшими областями техники (электроника,компьютерная техника);
2.Техническое творчество, связанное с традиционными областями техники (механика);
3.Техническое творчество, связанное с ремеслами, соединенными с простейшей«древней техникой» (плотницкое дело, художественная обработка металла, камня идр.).
III. Постепени творческого вклада
1.Конструирование и создание принципиально новых материальных систем. Возможнорешение на уровне изобретения.
2. Повторениеизвестных технических систем с небольшими изменениями.
3.Моделирование.
4. Мастерскоеовладение эксплуатацией чего-либо (починка, виртуозная работа с готовой«покупной» системой).
Существуеттехническое творчество в профессиональной сфере (Всероссийское обществоизобретателей и рационализаторов – ВОИР, Бюро рационализаторов и изобретателейпри заводах – БРИЗ), а также техническое творчество, не связанное спрофессиональной производственной деятельностью. Оно может быть какнеорганизованной, так и организованной любительской деятельностью,представленной такими формами как станции юных техников и юношеские техническиеклубы.
Прикладноетворчество
Прикладноетворчество – процесс по самостоятельному созданию овеществленных предметов,имеющих утилитарное значение.
Целиприкладного творчества:
— воспитаниехудожественного творчества или создание реальных вещей через внедрениехудожественного вкуса;
— овладениеопределенными навыками и умениями;
— ликвидацияпрофессиональной ограниченности личности.
Содержаниеприкладного творчества – кройка и шитье, вязание, вышивание, выжигание, резьбапо дереву, мягкая игрушка, аппликация, икебана, гильоширование (выжигание пошелку), пейчворг (лоскутная техника), таксидермия, плетение соломкой, лепка изсоленого теста и др.
Прикладноетворчество синтезирует в себе художественное и техническое творчество, ононосит утилитарное значение, так как все изделия используются в быту. Коллективыприкладного творчества одними из первых в российской культурно-досуговойпрактике стали работать на самоокупаемой основе.
Естественнонаучноетворчество
Естественнонаучноетворчество – это процесс по развитию логических способностей личности.
Цельестественнонаучного творчества – дисциплинировать мышление человека, научитьего логически мыслить.
Вкультурно-досуговой деятельности элементы научного творчества связаны с:
а)Гуманитарными исследованиями – объединения краеведческой, поисковойнаправленности, клубы Брейн-ринг, искусствоведческие клубы по интересам (Клубылюбителей чтения, любителей фантастики, поэзии, балета, театра, литературные имузыкальные гостиные и т.д.);
б)Естественнонаучными исследованиями – объединения экологической направленности,объединения, связанные с такими науками как астрономия, археология, геология,биология, зоология (Клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак,экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.).
Формы работы– экспедиции, научные конференции, семинары, выставки.
Социально-политическаясамодеятельность
Два видаобъединений социально-политической самодеятельности:
1.Объединения политической направленности ставят перед собой политические цели изадачи. Это могут быть массовые движения, к примеру, Народные фронты Латвии,Литвы, Эстонии.
2.Объединения социальной направленности ставят перед собой цель – защищатьсоциальные права отдельных категорий граждан. К ним относятся Клубы ветерановВеликой отечественной войны и труда, войны в Афганистане, Чечне, Союзчернобыльцев, Комитет защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узниковфашизма, Союз многодетных семей и т.д.
Физкультурно-оздоровительнаясамодеятельность
Коллективыфизкультурно-оздоровительной направленности функционируют практически во всехкультурно-досуговых учреждениях, которые работают в двух направлениях:
Пропагандафизической культуры.
Пропагандаздорового образа жизни.
К первомунаправлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристическиеклубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубылюбителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса,экстремальных видов деятельности и др.
Ко второмунаправлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения,пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название — «Озарение»,объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубытрезвости и т.п.
Художественноетворчество
Художественноетворчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных,общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта изнаний.
Целисамодеятельного художественного творчества:
— воспитаниеэстетического художественного вкуса;
— развитиетворческих способностей личности;
— пропагандаискусства.
Существует 2уровня художественного творчества:
1 уровень –репродуктивный (исполнительский)
2 уровень –созидательный (непосредственно творчество)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕТВОРЧЕСТВО = ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Классификацияхудожественной самодеятельности
I. Поориентации на основные пласты художественной культуры
1.Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные видынародного национального искусства (национальные фольклорные коллективы,ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.);
2.Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стилипрофессионального (академического) искусства (академические и народные хоры,оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения,фотостудии и т.д.);
3.Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни впрофессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубысамодеятельной песни и др.).
II. По типамтворчества
1.Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические,театральные, цирковые коллективы);
2. Авторскаяи авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы,литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубысамодеятельной песни – КСП, театр малых форм и т.п.);
3.Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс,пародии и др.).
III. Постепени организованности и субъекту организации
1.Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная,нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);
2.Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемаясредствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клубделовых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);
3.Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базеразличных социально-культурных институтов, социально-контролируемая ипедагогически-направляемая.
IV. Попреобладающему виду деятельности
1.Объединения учебного типа (студии)
2.Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа(объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура идуховный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);
3.Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);
4.Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я –спортивная семья»);
5. Творческиеобъединения (коллективы художественной самодеятельности);
6.Объединения комплексного типа.
V. По местулокализации (расположения)
1. Сельскаяхудожественная самодеятельность
2.Художественная самодеятельность малых городов (со слабымхудожественно-профессиональным фоном);
3.Художественная самодеятельность крупного города (с сильнымхудожественно-профессиональным фоном).
VI. Повозрастному составу
1. Детскаяхудожественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст,подростки, юношество);
2.Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастныегруппы);
3.Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.

Список использованной литературы
1. Дранков,В.Л. Природа художественного таланта/ В.Л. Дранков; Санкт-Петербургский гос.ун-т культуры и искусств. – СПб, 2009. – 324 с.
2. Каргин,А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.:Просвещение, 2008.
3. Каргин,А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших исредних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Гос.респуб. центр русского фольклора. 2007. – 288 с.
4. Меерович,М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. –Мн.: Харвест, 2008. – 432 с.
5. Михайлова,Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре /Л.И. Михайлова // Социол. исслед. – 2009.-№ 4.- С.3-16.
6. Попова,Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурноепространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, ВекторБук, 2004. – С.21-25.
7. Психолого-педагогическиеаспекты развития творческих способностей учащихся: сборник. – Тюмень: Изд-воТГУ, 2002. –164 с.
8. СмирноваЕ.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества вкультурно-просветительных учреждениях. – М.: Просвещение, 2007.
9. Современныетехнологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред.проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2007. – 512 с.
10. СтоляровЮ.С. Уроки творчества: из опыта организации технического творчества школьников.– М.: Педагогика, 2008.- 176 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.