Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашскийгосударственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Художественно-графическийфакультет
Кафедра«Дизайна и МПО»
Курсоваяработа по формообразованию:
Тени — «нематериальное» средство организации формы
Чебоксары2010
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие «тени»
1.1 Свойства теней
1.2 Освещение в пространстве. Тени ипластика
1.3 Мастер света и тени Куми Ямашита
Глава 2. Практическое применение«теней» в дизайне и архитектуре
Заключение
Библиографический список
Введение
Тени определяют собой пластичность(пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость,темное пространство,отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучисвета. Т.е. это объект:материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее наокружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источникусвета. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света:все предметы, животные, растения.
Понятие«тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений,присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках.Особое место отводится этому понятию в философских системах, в наибольшейстепени — в восточных; например, «тень» древнекитайской философия и искусства,в зависимости от контекста, репрезентирована несколькими категориями. «Тень укрепляет форму, свет разрушаетее», – говорил Леонардо да Винчи. Если бы не было теней, любая форма былабезликой и плоской.
В настоящеевремя тени, как «нематериальному» средству организации формы, уделяется большоевнимание, как в дизайне быта человеческих вещей, так в архитектуре и вообще вприроде. Человеку всегда было интересно, откуда берется тень, почему изменяетсяи как может действовать на человека в эстетическом плане. Я выбрала тему «Тени– «нематериальное» средство организации формы», потому что это пространственноеоптическое явление, на мой взгляд, является неотъемлемой частью всех предметовокружающего нас мира и подчеркивает индивидуальность и уникальность ихсуществования.
Моя задачазаключается в выяснении понятия «тени», изучить их свойства, как средствоорганизации формы, рассмотреть тень в практическом применении. Основная цельмоей курсовой работы – применить полученные знания на практике, при разработкемоего макета.
Глава 1. Понятие «тени»
Тень — пространственноеоптическое явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим напроизвольной поверхности благодаря присутствию объекта (тела или вещества;например, в газообразном или жидком состоянии) между нею и источником света.Контурами своими тень в той или иной степени, и с учётом ряда условий,повторяет контуры этой преграды света. В зависимости от состояния среды егопрохождения, интенсивности и угла его падения, его цветовых характеристик,направленности и удалённости от объекта и поверхности, а последних — друг отдруга, фактурного характера, отражательной способности, прозрачности и формыих, — может изменяться острота и жёсткость контуров, степень контрастирования споверхностью, глубина затемнённости и окрашенности этого силуэта (от елеуловимого, бледно-серого или тусклоцветного — до насыщенно тёмного цветного, ибархатно-чёрного). В случае наличия касания между объектом и поверхностью, теньнепременно имеет «касание» и с ним, а в случае отсутствия такового — объектотбрасывает на поверхность тень также в виде силуэтной фигуры, повторяющей егоочертания, и отвечающей всем вышеуказанным условиям, но изолированного от него(ряд поправок вносит фактор отсутствия этого контакта, влияющего наоднородность и цветность силуэта). Тень будет полностью или частично покрыватьобъекты, находящиеся между нею и объектами, ближайшими к источнику излучения.Она возникает и на поверхности самого объекта — со стороны противоположнойисточнику света, причём при наличии одного такого источника и непрозрачностиобъекта, она будет глубже, нежели — ложащаяся на самостоятельную поверхность,но теневая сторона объекта может также получать рефлекс от этой поверхности илиот других объектов. Данное эмпирическое определение существенноэпистемологически отличается от того, которое дают этому явлению: физика,оперирующая представлениями о фазовых состояниях вещества, волновой природесвета и оптики; — Психология восприятия цвета и физиология зрения.
Понятие «тень» имеетмассу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих вбыту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. Особое местоотводится этому понятию в философских системах, в наибольшей степени — ввосточных; например, «тень» древнекитайской философия и искусства, взависимости от контекста, репрезентирована несколькими категориями.
Слово «тень» в отдельныхслучаях может служить синонимом слову призрак («тень отца Гамлета»);парадоксальный смысл приобретет такое употребление по отношению, скажем, кпризраку, который в соответствии с демонологическими представлениями лишёнтаковой.
1.1 Свойства теней
Воздушная перспектива
Основной принцип звучиттак: чем дальше от нас объект, тем он менее контрастный. Дело в том, что воздухне такой прозрачный, каким кажется. Он умеет рассеивать свет, поэтому контрасттеряется. Горы на горизонте все видели? То же самое применимо и к небольшимобъектам и сценам (чтобы добиться эффекта глубины на картинке, нужно этоподчеркнуть).
1. Чем ближе кнаблюдателю находится тень, тем она темнее. Чем она дальше, тем она прозрачней.Самой темной частью тени будет ближняя к нам часть, близость части определяетсяна глазок
2. Чем большерасстояние между объектом и тенью, тем прозрачнее тень. Это опять-таки связаннос рассеиванием света в воздухе. Можно сказать, что чем большее расстояние«проходит» тень, тем больше «поглощается»). Это значит, что у стоящего наплоскости предмета (например, столба или куба) самую темную тень отбрасываетоснование, а самую светлую — верхушка.
Оптические иллюзии
Около 80% восприятия мираприходится на долю глаз, но обрабатываем изображения мы все-таки мозгом.Человеческий мозг — хорошо настроенная штуковина. Часть информации онигнорирует, а часть искажает, чтобы получилась более качественная картинка.Любой экран по своим качествам сильно отстает от реальности, поэтому нужномухлевать, чтобы получилось похоже.
Важная мелочь. В природеи быту нет ни одного идеально гладкого предмета. Какой тщательной шлифовке егоне подвергай, он все равно не будет абсолютно плотно прилегать к поверхности,на которую ты собираешься его поставить
1.2 Освещение впространстве
Свет оказываетэмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещенияи выявление пластики «формы-оболочки». Естественная смена освещенности ицветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений,например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодростиот яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количества света,его цветности и распределения.
Художественно-выразительныезадачи и приемы состоят: в выявлении света как своеобразного композиционногоакцента; в выявлении пластических характеристик пространственной формы; всоздании специфической световой среды. Композиционные приемы работы со светомосновываются на организации концентрированного или рассеянного освещения, илиих комбинировании. Важное значение имеет положение источника света по отношениюк пространственной форме. Свет от солнца или небосвода поступает в помещениеизвне через световые проемы. Величина последних, форма и местоположение активновлияют на характер освещения. Освещенность также связана с географическойширотой и динамическими ритмами смены суток и времен года. Направление и длинатеней изменяются в течение дня. Самая короткая тень отбрасывается одним и темже предметом в полдень, более длинные — утром и вечером. Чем ниже солнце надгоризонтом, тем длиннее тень. По направлению теней можно судить о сторонахгоризонта: в полдень солнце светит с юга, утром — с востока, вечером — сзапада. В естественных условиях пространственная форма освещаетсяпреимущественно рассеянным светом и при этом обеспечивается естественнаяпространственная и временная ориентация человека. Источники искусственногоосвещения размещаются внутри помещения и являются материальными элементамисреды. Для искусственного освещения характерно преимущественное использованиепрямого света и возможность свободно направленного его распределения поплоскостям «формы-оболочки». Действие света проявляется по физическим законам:освещенность зависит от силы света, расстояния от источника и угла падениясветовых лучей. Зрительно это воспринимается в виде интенсивности светотеней ихарактера их модуляции. При малых проемах возрастает доля рассеянногоотраженного света, возникает большая градация Освещенности от светлых до темныхучастков. Отраженный свет со множеством рефлексов создает ощущение необычностисреды. Таково таинственное воздействие гипостильного зала в египетском храмеили целлы в греческом храме. При больших проемах наблюдается относительнаяравномерность интенсивного светораспределения, напоминающая естественныеусловия. Так, большая освещенность торговых пассажей через стеклянный сводвызывает ассоциацию с городской улицей.
Растянутая градацияосвещенности отраженным светом позволяет создать «живописную» светотень ивыявить пластичные свойства формы. Направленный прямой верхний свет илиотраженный боковой обычно скользит по поверхности, модулируя ее пластику. Прибольших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлению геометрическихкачеств ограждения по контурам и силуэтам. Если в первом случае для«формы-оболочки» характерно проявление скульптурности массы, то во втором — ееграфичности.
Направленный на акцентноеместо прямой свет приобретает самостоятельное активное значение в композиции,например, интенсивно освещенные барабаны церквей, сноп света в Пантеоне илиполоса света в Зеленоградском институте электроники. Другой прием световогоакцентирования проявляется в создании светящейся прозрачной поверхности —витража.
Искусственное освещениеимеет свои композиционные приемы, отличающиеся некоторой декоративностьюсветовых эффектов. Например, эффект «парящего» потолка возникает отконтрастного сопоставления светлой и затененной поверхности. Источникиосвещения обычно скрыты от зрителя. Другой прием образует световые «пятна» настене, на полу для акцентирования предметов оборудования, отделки и др. Третийприем связан с возможной имитацией естественного освещения. Создаются светящиеповерхности плафона, фонарей, проемов. Эффект достоверности зависит от точностиподбора характеристик света и естественности ситуации.
Тени и пластика
Пластичная форма – этоформа рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих. Инаоборот: форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для неехарактерна бедная световая структура. При разработке сложных поверхностей впроцессе художественного конструирования нельзя не учитывать влияние световыхбликов. Основное влияние при этом акцентируется на соблюдении закономерностей вгеометрическом построении сложных поверхностей, т. к. здесь световой бликслужит самым сложным контролером. Гораздо «корректнее» относятся к форме тени –собственные и падающие, которым свойственно скорее скрывать недостатки. Значение тени и света в конкретных ситуациях может бытьразличным: в одних случаях организующую роль в композиции играет свет, в других– тень. Например, многотонный пресс – лаконичная и строгая композиция,построенная на сильных вертикалях. Здесь вертикалям подчинено все: от решенияобъема в целом до расположения головок болтов в вертикальных рядах. Сочная исильная пластика строится на использовании метрического повтора несколькихвертикальных элементов. Работая над подобной формой с глубокими рельефнымиэлементами, в ходе поисков весьма полезно прорисовать ее одними тенями – белаябумага возьмет на себя роль освещенных поверхностей. Перевод пластики налаконичный язык света и теней дисциплинирует глаз и руку художника, позволяетувидеть главное в форме, уточнить детали. Значение световой структуры длякомпозиции определяет и профессиональные приемы пластической проработки формы:начинать эскизирование нужно не с паутины тонких карандашных линий, а с сочных,плотных мазков, создающих теневую структуру на фоне белой бумаги.
Пластика малых форм
Сравнивая пластикугигантского станка и маленьких дамских часов, трудно сказать, какой объектсложнее для проектирования. Ведь одна из специфических задач художника – поискобраза вещи, в которой должна отразиться ее эстетическая сущность.
1.3 Мастер света и тениКуми Ямашита
Человечество избалованомногообразием форм современного искусства. Чего только не насмотришься варт-галереях и на просторах интернета. Но даже при таком изобилии японскаяхудожница Куми Ямашита (Kumi Yamashita) умудряется постоянно удивлять ипоражать зрителя, создавая свои произведения из самых необычных материалов. В своих работах Куми Ямашута использует детские кубики,плоские поверхности и освещение, добиваясь при этом необычных теней от простыхобъектов. И дело тут не столько в необычностисамих материалов, сколько в философском смысле, который закладывает японскаяхудожница в необычные сочетания форм, фактур и света. Это и не удивительно,ведь ее произведения рождаются как сплав традиционного «восточного»японского и противоположного ему современного «западного»американского взглядов на мир. Наиболееизвестными работами Куми стали портреты людей разных возрастов и рас, созданныхиз надписей на кредитных картах. Издалека они выглядят обычными графическимиработами, но при ближайшем рассмотрении можно разглядеть колонки номеров, именаи фамилии. Помните, как в школе вы рисовали мультики на отгибах тетрадныхстраниц, заставляя двигаться изображения при их быстром перелистывании?Аналогичный эффект заложен в основе работы «Диалог», созданной Куми в1990 году. Шестьдесят вращающихся вокруг единой оси профилей человеческого лицасоздают эффект разговаривающих людей. «Тени- прекрасный способ самовыражения для людей, которые больше верят визменчивость окружающего мира, нежели в его постоянство» — говорит Куми Ямашита.
Глава 2. Практическоеприменение «теней» в дизайне и архитектуре
Очень часто мывоспринимаем тень как что-то само собой разумеющееся, возникающее ниоткуда и независящее от людей. Но создатели Спасо-преображенскогохрама Мирожского монастыря, видимо, так не считали. Этот храм был построен сучётом всех мельчайших деталей. Особенное внимание уделялось освещённости и затененностивнутреннего помещения. Наблюдения индивидуальных особенностей дневногоосвещения памятника с фресковыми росписями XII в. позволили создать обобщающуюхарактеристику света и тени в пространстве древнерусского храма. В целоминтерьер Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря характеризуетсядостаточно ровным освещением фресок и активно контрастирующими с этим фоном каксветовыми пятнами (абрисы проемов окон) на стенах, так и теневыми зонами.Основой для характеристики эффективности дневного освещения интерьера послужилирезультаты инструментального исследования, осуществленного в Псковском музее всотрудничестве со специалистами ВНИИР в 1989–1990 гг. Согласно выводам А.И.Комеча, наблюдаемая затененность сводов в рукавах интерьера является следствиемосвещения из «низко прорезанных окон» (имеются в виду окна верхнего светасеверной и южной стен четверика). Затененность есть следствие пропорциональнойсоотнесенности по высоте окон барабана и сводов подпружных арок: понижениеподпружных арок ограждает участки верхней части рукавов крестового интерьера отпроникновения солнечных лучей. Специфическая освещенность интерьераСпасо-Мирожского собора вполне отвечает определенной тенденции зодчества XIIв., согласно которой «новая выразительность стены… … вместе с малымколичеством света, попадающего в храм, меняют восприятие интерьера» (Комеч).Исходя из зодческого решения, согласно которому прямые лучи света из оконбарабана не проникают в конху апсиды, в люнеты и на своды рукавов, необходимоуточнить роль архитектурной тени в общем богословско-художественном решениидекорации храма XII в. Архитектурная тень в интерьере Спасо-ПреображенскогоМирожского собора приходится на масштабно выделенные регистры живописи: в наосеэто сюжеты двунадесятых праздников и страстного цикла. Использование тени вдекорации вполне сообразуется с византийской изобразительной традицией. Срисунком самой тени связывалась легенда о рождении живописи, причем называласьименно «теневая живопись». Очевидно, здесь «тени» относятся к живописноймоделировке, хотя приемлемо понимание и физической тени, например в пластическоймоделировке рельефов. Поскольку рельефы были окрашенными, здесь допустимаоппозиция «цвет — физическая тень». Значение затененности верхних живописныхрегистров в контексте программы росписей Спасо-Преображенского собораМирожского монастыря определяем из смысловой переклички сюжетов.Иконографическое сопоставление в рамках ансамбля является наиболее традиционнымприемом риторики богословско-художественных программ. Например, для Мирожскогособора явственно расположение двух масштабно выделенных сюжетов («УспениеБогородицы» и «Рождество Христово») на восточных стенах трансепта. Также всоборе очевиден смысл противопоставления сюжета «Пятидесятница» над западнымвходом и напротив расположенного алтарного двухъярусного «Святительского чина»:противопоставление выявляет историческое единство Церкви в идущем от апостоловрукоположении святителей.
Главнейшие программныесюжеты расположены по продольной оси мирожского здания в верхней затененнойчасти, здесь соотнесены образ Спаса Судии «Деисуса» (в конхе апсиды алтаря) срасположенным напротив сюжетом Тайной вечери (в люнете западной стены). Такоепротивопоставление двух композиций, одинаково осененных и таким образомобъединенных тенью, — Христа учительствующего и Христа грозного Судии иПантократора — выразительно подчеркивает смысл евангельских фраз Христа наТайной вечере о единстве Сына и Отца: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9);«Все что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16, 15); «Я не один, потому что Отец соМною» (Ин. 16, 32) и подобные.
Таким образом, мы видим,что любая деталь имеет своё некое значение, не ведомое простому человеку.Каждое окно, каждая прорезь, свод и арка. И тень в данном случае играет одну изглавных ролей.
Тень в современномдизайне мы можем рассмотреть на примере проекта неизвестного дизайнера палаткипод названием «Поэма одного дня». В данном случае тень является основойпроекта. Палатка сконструирована так, что на падающей от неё тени, появляетсяотрывок из поэмы, придуманной так же дизайнером. Сама поэма посвящена великолепиюлета, и ещё одна особенность заключается в том, что под разным углом зрениябудет читаться новый отрывок.
Заключение
Задача моей курсовойработы заключалась в выяснении понятия «тени», изучении их свойств, каксредство организации формы, рассмотреть тень в практическом применении. Ясчитаю, что поставленную перед собой задачу я выполнила. И выяснила следующиефакты: тень, как известно, может скрадывать недостатки здания, предметов илиинтерьера. А так же и, наоборот, взять на себя главную эстетическую роль. Теньможет подчеркнуть все линии формы, или же смягчить их за счёт округлыхэлементов. А бывает, что тень сама организует форму. Именно этим в наше время изанимаются многие современные дизайнеры.
Библиографический список
1. Заева-Бурдонская Е.А., Курасов С.В.,Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации
2. Сомов Ю.С., Композиция в технике.М., «Машиностроение», 1972
3. Танаков В.В., Нагорная В.В.,«Архитектурное конструирование" – Учебное пособие для студентов вузов архитектурнойспециальности.
4. Мелодинский Д.Л., «Школаархитектурно-дизайнерского формообразования». Учебное пособие.; изд. М:архитектура-С; 2000 г.
5. www.novate.ru/blogs/241207/8083/
6. www.google.ru/imglanding
7. ru.wikipedia.org/wiki/Тень
8. www.msun.ru/
9. www.photoline.ru/photo
10. www.lookatme.ru/
11. forfive.ru/readarticle.php?article_id=2270
12. files.school-collection.edu.ru/
13. www.novate.ru/blogs/200408/9084/
14. proceedings.usu.ru/