Реферат по предмету "Культура и искусство"


Театр в системе досуговых предпочтений студентов Москвы

/> Театр всистеме досуговых предпочтений студентов Москвы

/>Содержание
Введение
1.Актуальность
2.Объект Предмет. Цели. Задачи
3.Контент
4.Степень разработанности
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Определяющееусловие успешного проведения маркетингового исследования условий определениятеатра в системе досуговых представлений играет значение мнений и опросов,которые должны проводится в целях удовлетворения запросов студентов Москвы.
При оценкепривлекательности театра используются заранее установленные критерии, на основекоторых производится оценка обоснованности выбора того или иного досугамолодежи (театр)[1]. К числу таких критериев обычноотносят:
а) количественныепараметры театра, то есть основные составляющие, обеспечивающиефункционирование театра
б) доступность проведенияфестивалей, концертов, в данном случае выступлений и показов в театре
в) существенностьтеатра в современной жизни студента Москвы
Как правило,большая часть студентов вообще не ходит в театр и не отдает должного вниманияему, в то время как старшее поколение не может это сделать с финансовой точкизрения, хотя эта черта актуальна была во все времена
г) прибыльность театральногоискусства
Театральныевыступления, показы требуют к себе больших затрат, в большинстве случаев этизатраты не окупаются, что приводит к разорению культурного учреждения, чтобыэтого не допустить многие театры повышают цены на билеты, что отражается наколичестве посетителей, что ещё раз подтверждает тот факт, что для студентаМосквы это не актуальность становится вообще.
д) совместимость театрас рынком конкурентов;
Конечно театр невозможно сравнить с кинотеатром, это совсем разные направления показа, но всеже благодаря развитию кинематографа и повышению роли кино, театр постепенноутрачивает посетителя, а студенты активно посещают кинотеатры, так как этоболее заманчивое предложение, нежели театр

1.Актуальность
Тема достаточно актуально, так как вусловиях рыночной экономики театральное дело развивается в различныхорганизационно-правовых формах. Государственные или муниципальные театральныеучреждения могут органично сосуществовать с частными театральными предприятиями— антрепризами или товариществами (репертуарными театрами, продюсерскимипроектами). При этом каждая организационно-правовая форма предполагаетспецифические принципы экономической деятельности, от которых, в свою очередь,во многом зависят творческие возможности театрального коллектива.
Театральный рынок России конца ХIХ —начала ХХ века необычайно обширен и разнообразен: предложение обеспечивалосьпятью (некоторое время шестью) Императорскими репертуарными стационарнымитеатрами столиц, провинциальными казенными театрами (около 10, точное число ихнеизвестно), городскими (муниципальными) театрами, антрепризами,товариществами, а также полупрофессиональными народными театрами (их в началеХХ века насчитывалось более 400). Основной массив профессиональных театральныхорганизаций составляли антрепризы и товарищества. Ежегодно работало около 300таких репертуарных театров.
Само наличие частных театровблаготворно сказывалось на культурной жизни городов, но надо признать, чтотворческие достижения подавляющего большинства этих театров весьманезначительны. Чтобы убедиться в этом, не обязательно читать театральную прессутех лет, достаточно обратиться к любому учебнику по истории отечественноготеатра данного периода: огромному числу частных драматических театров обычнобывает посвящено не более одной пятой части монографии (мы не касаемсямузыкальных театров, хотя в этой области ситуация аналогична). И лишь одиннегосударственный театр рассматривается так же подробно, как Императорские,Московский Малый и Александринский в Петербурге. Читатель догадывается, чторечь идет о Московском Художественном, вклад которого в развитие не толькоотечественного, но и мирового театрального искусства действительно трудно переоценить.Ниже мы попытаемся описать функционирование МХТ с организационной иэкономической точек зрения.
Организационно-правовая форма МХТподробно обсуждалась в процессе его создания. От идеи антрепризы организаторыдела К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко отказались сразу: такаяформа могла скомпрометировать новый театр в глазах публики, так как сплошь ирядом возникавшие антрепризы крайне редко становились высокопрофессиональнымихудожественно-воспитательными учреждениями. А именно таким учреждением, позамыслу основателей, должен был стать МХТ/>. Выбрали формутоварищества на паях — товарищества с ограниченной ответственностью.Станиславский был убежден, что Товарищество будет воспринято публикой ипотенциальными пайщиками как общественно-полезное, просветительское дело. Иоказался прав.
Учрежденное в апреле 1898 года первоеТоварищество МХТ не имело аналогов в российском театральном деле: театральноепредприятие принадлежало не труппе, а пайщикам, из которых только Станиславскийи Немирович-Данченко были людьми театра/>. Причем в пайщикиприглашались только те богатые москвичи, которые не просто интересовалисьсценическим искусством, но одобряли и поддерживали идейно-творческие поискиоснователей дела. Найти таких пайщиков было трудно, но возможно — благодаряочень высокому деловому, профессиональному и, главное, нравственному авторитетуСтаниславского и Немировича-Данченко.
Но самое главное, что хотелось быотметить¸ что театральный бизнес сезонный, как и большинство бизнесов,реализующихся в Москве и по всей России, поэтому посещение театра зависит нетолько от студентов Москвы, но в общем обычных работников, школьников, в целомграждан России. Летом сотрудники театра оказываются без источников зарплаты.Поэтому необходима отдельная программа по преодолению сезонности театральнойдеятельности. Эта программа вряд ли будет федеральной. На подобные «мелочи» увластей не хватает внимания.
По этой причине тема заработков вмежсезонье становится исключительно заботой самих театральных деятелей. Каждыйтеатральный сезон театры Москвы конкурируют друг с другом за зрителя. Но междусезонами должна использоваться стратегия сотрудничества, а не конкуренции.
Театральные коллективы должныобъединяться, чтобы зарабатывать летом. Поэтому должна быть организованаантреприза, которая бы (с помощью бюджетных средств) формировала временныетворческие коллективы для межсезонья.
В настоящее время каждый театрпланирует гастроли самостоятельно. Целесообразно сделать гастроли московских театровсамостоятельным интегральным проектом. Фактором, который будет способствоватьтакой интеграции, можно считать высокую мобильность актеров, которые переходятиз одного театра в другой чаще, чем актеры регионов. Это обстоятельство можнооценивать, иногда, и как отрицательное, но в данном контексте это –положительный фактор.
К мертвому сезону следует готовиться нетолько совместно, но и заблаговременно. Внедрение театральной культуры в городе– дело общее. Только таким образом театры смогут обеспечить себе относительнуюнезависимость от местных чиновников, а студенты смогут активно посещатьспектакли интересного сюжета и близкие им по духу, чего пока очень мало.

2. Объект. Предмет.Цели. Задачи
Объектом исследования являются студентыот 18 до 24 лет. Преимущественно города Москвы, поэтому в основу исследования ибудет учитываться в основном их мнение.
Предмет исследования — выбор досугастудентов и значение театра в этом выборе студента.
Цель исследования: определить значениеи роль театра в системе досуговых предпочтений студентов Москвы
Задачи исследования:
1) Определить предпочтения студентов
2) Выявить причины, которые влияют навыбор студента при проведении свободного времени
3) Охарактеризовать основы положениядосуговой системы студента города Москвы
4) Сделать необходимые выводы

3. Контент
Становитсяочевидно, что студенческий досуг обладает ярко выраженной спецификой на фонепредпочтений их родителей. И если в элементах «просто» отдыха поколенияостаются во многом схожи (что естественно, исходя из большинства устоявшихсятрадиций просмотра телевидения, общения с друзьями, ничегонеделания или помощиродителям по хозяйству, если попросят), то по многим другим избираемым способампроведения свободного времени студенты явно опережают своих родителей.
Прежде всего, этокасается посещения ночных клубов, молодежных дискотек, музыкальных тусовок(здесь разрыв десятикратный), увлечения спортом, компьютером, посещения кафе,баров и ресторанов. Не слишком-то современную молодежь, то есть студентовгорода Москвы привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие вгражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях поинтересам, как впрочем и политика — на этом мы намерены остановиться чутьпозже). Однако и их родители пока не слишком-то рьяные участники формирующегосягражданского общества. Тем не менее, надо подчеркнуть, что приверженностьопределенным формам заполнения свободного времени и выбор модели социальногоучастия зависят не только от моды или общепринятых вкусовых стандартов, но и откультурного потенциала людей, в частности многие вкусы и запросы. То, что моглобы исходить от старшего поколения в качестве положительного примера (посещениетеатра), не всегда с успехом культивируется поколением “next”. Очевидно, студентыреже, чем их родители, читает книги, не стремится к дополнительномусамообразованию (хотя это и студенты), не составляет основной аудитории театрови серьезных концертных залов. Проведенное межпоколенческое сравнение указывает,что в основе досуговой активности определенной доли российской студенческойгруппы в основном заложен гедонистический компонент, направленный насиюминутные удовольствия и развлечения. Тем не менее, это далеко не всегда так.Студенты, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностьюстандартизированным. Если рассмотрим развитие форм студенческого досуга вдинамике, то отметим, что с течением времени интересы и пристрастия молодогопоколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формызаполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительныезанятия, сохраняющие свою значимость и сегодня, но лишь в малых формах. (рис.1)
/>
Рис 1. Место театра в системе досугастудентов Москвы (сравнение «отцов» и «детей»
За последние годы наблюдаются некоторыевесьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересовстудентов Москвы в сторону все большего стремления к получению информации. Запоследние несколько лет в студенческой среде существенно повысилась значимостьтаких средств массовой информации как радио и периодическая печать, возросинтерес к телевидению, опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растетпопулярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательногозаполнения досуга. В среднем каждый третий студент — россиянин в настоящеевремя заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием,Интернетом, компьютерными играми (что почти в три раза больше по сравнению с1997 годом). То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию,получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации –интерес к этим формам заполнения досуга за последние годы тоже постепенноповышается.[2]
В целом можно сказать, что студенты почтиполностью овладели компьютерной грамотностью (во многом благодаря урокаминформатики в средней школе) и готовы применять свои знания на практике, причемне только в игровых, но и в учебных целях. Всего 16% опрошенных студентовМосквы заявили, что они не владеют компьютером (для сравнения – среди поколения«отцов» таких в 2008 году было не менее 40%, а если говорить про ситуациюдесятилетней давности – то и все 65%). Кстати, и каждый третий молодой человекв 1997 году признавался, что не знаком с компьютером даже на уровне простогопользователя. Наиболее депривироваными с точки зрения доступа к освоениюкомпьютерной техники на сегодняшний день остаются традиционно слабые группыроссийской молодежи: жители села и представители бедных семей.
Студенты, прямо заявляющие, что дляработы им компьютер не нужен, в половине случаев им пользуются либо дома, либоу друзей, либо в Интернет-кафе. Явно они это делают в целях обогащения иразнообразия собственного досуга. К тому же и каждый третий взрослый заявляет,что пользуется компьютером время от времени, хотя либо уже не работает (что чащевсего), либо его работа не требует компьютерных навыков.
Таким образом театр уступает местодругим видам увлечении и времяпровождения у студентов, что объясняетсянехваткой средств как у самих студентов, так и у театров — недостатокфинансирования.

4. Степеньразработанности
Театральное искусство объявляетсяосновным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического,гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственновырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируетсяопределяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формированиидуховного и, уже, творческого потенциала личности.[3]
Роль искусства в процессе формированияличности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающуюнравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусствов определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешениювозникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимаетдисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.
Роль театрального коллектива как творцаоригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительнуюценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности,выполнения им социально-педагогической функции.
В чем же заключается специфика театракак предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развитияличности?
Прежде всего нужно подчеркнуть:искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующейличность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология,мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носитлокальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право — правовое, идеология, политика — идейно-мировоззренческое. [4]
Театр влияя на сознание,духовно-эмоциональный мир человека, ( тем самым формирует его целостный облик;активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственныеубеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышаетполитическую культуру, культуру труда и быта.[5]
Эстетическая игра, развлечениенезаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностноедостояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладываетсяотпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание целии смысла жизни. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства,расширяет кругозор. Процесс «катарсического» — «очищающего» воздействияискусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями сявлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказываютнепосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которыемогут как усиливать, так и снижать эффективность процесса.
Советскими психологами, в первуюочередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточновсесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияниетеатра на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрытыприрода художественных способностей и предрасположенность человека ктеатральному искусству как форме деятельности.
Основной приметой взаимодействияискусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этогопроцесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельностинеодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер.Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практикедоминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На ихосновании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и пониманиесодержания искусства. [6]
Эмоциональное мышление, или мышлениеэмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеетнепосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональноенаполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктомпсихической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (приопределенной условности термина) влияния театрального искусства, проявляющийсяв форме определенных действий или придания этим действиям соответствующейокраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримыеочертания и формы проявления.

Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что любое искусство, театр обладает воспитательнымифункциями, которые подлежат реализации лишь в театральном творческомколлективе. Правильно организованная педагогическая работа позволяет участникамболее плодотворно решать поставленные задачи, достигать желаемого результата.
Тем самым следует отметить, чтопосещение театра, это такая же обязанность, как и посещение учебного заведения,с той лишь разницей, что эта форма не навязывается обществом, именно поэтомуотчасти студенты Москвы не посещают в основном театры.
Поэтому с течением времени функциятеатра как основного места провождения в системе досуга студентов утрачиваетсяс каждым днем.
Таким образом, я считаю, что проблемыорганизации досуга касаются всего круга студентов, и в отдельности студентовМосквы. И я считаю, что необходимо повышать кругозор за счет посещения театра.

Список использованной литературы
 
Теоретические источники/учебники
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и зарубежом. — 2001. — № 1. — С. 122—124.
2. Дайан А. Театр в систем досуга. — М.: Экономика, 2003. — С.18.
3. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. — М.:НПЖ «Финансы, учет, аудит». — 1997. — С. 122.
4. Карпов В.Г. Выбор целевого рынка // Маркетинг. — 2005. — № 3. —С. 62—65.
5. Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. — СПб.: Питер, 2008.— 288 с.
6. Котлер Ф. Развитие театра в России. — М., 2007.
7. Крылов И.В. Теория и практика театрального искусства в России. —М.: ЦЕНТР, 2008. — 320 с.
8. Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. — СПб.:Питер, 2005. — С. 192—201.
9. Новаторов В.Е. Маркетинг на рынке культурных услуг. — Омск, 1992. —С. 55—57.
Исследования
1. Алексеев А.А. Методика сегментирования потребителей. //Маркетинг имаркетинговые исследования в России. — 2005. — № 1. — С. 30—37.
2. Тяпухин А.П. Сегментирование рынка по экономико-географическомупринципу \ Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1998. — № 3. — С.16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.