Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сценарно-режиссерский разбор фильма "Беги, Лола, беги"

Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Культуры и Искусств
Кафедра Кино-Фото искусств
Работа по драматургии
Сценарно-режиссерский разбор фильма
«Беги, Лола, беги»
студента 443 группы
Филаретова Максима
Санкт-Петербург 2009

Содержание
Общие сведения
Сюжет фильма
Тема и идея фильма
Сценарий фильма
Изобразительное решение фильма
Основные герои фильма
Второстепенные персонажи
Эмоциональная сторона
Заключение

Общие сведения
Название: Беги, Лола,беги
Оригинальное название:Lola rennt
Жанр: Драма, триллер,мелодрама
Режиссёр, сценарист: ТомТыквер
Оператор: Фрэнк Грибе
В главных ролях: ФранкаПотенте, Морис Блайбтрой
Длительность: 81 минута
Производство: Германия
Год: 1998
Сюжет фильма
Парень Лолы, Манни,только что провернул контрабандную сделку, и ему осталось всего лишь доставить100 тысяч марок своему боссу, Ронни. Но у Лолы угнали мотороллер, и она невстретила Манни. Ему пришлось воспользоваться метро. И он совершает роковуюошибку — забывает пакет с деньгами в вагоне. Он заходит в таксофон иобъясняет свою ситуацию Лоле: если он не раздобудет деньги в течение 20ти минути не отдаст их Ронни, то его убьют. Всё что ей остаётся — бежать иимпровизировать на ходу…
Фильм разделён на триистории.
В первой части Лола бегомдобирается до отца, являющегося президентом банка. Отец отказываетей, и она, добежав до Манни, грабит вместе с ним супермаркет. Однако после еёслучайно застреливает полицейский из прибывшего отряда захвата.
Умирая, Лола понимает,что произошедшее — неправильно, и возвращается к телефонному звонку Манни.Начинается вторая часть. Лола снова пытается обратиться за помощью к отцу, нонезначительная деталь меняет весь исход. Получив отказ, Лола выхватываетпистолет у охранника и силой заставляет отдать ей деньги. Но когда она почтидобралась до Манни, того сбивает машина скоройпомощи.
Мы в третий развозвращаемся телефонному звонку. Лола снова пытается добежать до отца, но неуспевает, и тот вместе с компаньоном уезжает на машине. В отчаянии она бежит в казинои, дважды поставив все свои деньги на 20, выигрывает. Она спешит к Манни, незная, что Манни удалось вернуть сумку с деньгами, которую нашёл бомж в метро.Она видит, что Манни, дружественно распрощавшись с Ронни, идёт ей навстречу.История и фильм заканчиваются на том, что он спрашивает у Лолы, что у неё вмешке.
Тема и идея фильма
Конец игры – начало новойигры.
Фильм «Беги, Лола, беги»- это фильм о роли человека в своей судьбе. Фильм о том, над чем человек волен,а над чем нет. Многое в человеческой судьбе зависит от него самого. Путь ужепредрешён, нужно лишь сделать правильный выбор.
Фильм о соотношениислучайности во времени и пространстве. Борьба жизни и смерти. Счастья и рока.
Фильм о том, что человекучится на своих ошибках, но, к сожалению, ему не всегда дано их исправить. Также, одной из главных тем здесь является любовь, которая собственно и движетЛолой как мотор.
Фильм об игре судьбы счеловеком и об игре человека с жизнью и судьбой. В этом фильме очень гармоничносочетаются воображение и реальность. А сюжет – это лишь один из способовизобразить эти идеи, он мог бы быть и совершенно другим. Фильм тем и хорош, чтово всей его многогранности есть много вопросов и много ответов. Есть многонамёков на разные темы. Нет однозначных вариантов решения.

Сценарий фильма
Вся необычность сценарияи, соответственно, фильма заключается в первую очередь в том, что этотроекратное повторение одной и той же истории. Конечно, этот прием используетсяне в первый раз, в истории кинематографа можно найти не один и не два подобныхпримера, но всё же, даже для искушенного сознания современного общества, подобныесюжетные «навороты» вызывают неподдельный интерес. Достаточно вспомнить фильмАкиро Куросавы «Рассемон» (снятый по книге «Ворота Рассемон») и мы тут женайдем в этих двух произведениях много общего. Ведь там автор тоже играет сразнообразными повторениями одной драматической ситуации, позволяя рассмотретьеё с разных точек зрения и в разных аспектах. То есть, «Беги, Лола, беги» можнодаже назвать, своеобразным ремейком, хотя по большому счёту ничего общего этидва произведения не имеют.
Копаться в композиционнойпостройке сценария можно бесконечно долго. Я же заострю внимание на самыхважных и интересных моментах. История буквально перенасыщена композиционными«парами», а точнее «тройками». Проигрываясь раз за разом, как спираль, онаснова возвращается к тем же событиям, но на новой амплитуде. Это значительноусиливает зрительский интерес. Я не буду разделять эти два понятия:читательский и зрительский интересы т.к. в данном случае сценарий и фильмпредставляют единое целое, одно вытекает из другого. Так вот, наблюдая за ходомистории фильма зритель все больше и больше погружается в созданную ТомомТыквером реальность, ведь по-настоящему этот сюжет захватывает в тот самыймомент, когда мы понимаем, что история будет повторяться, и начинаем снеподдельным интересом наблюдать за различиями между тремя вариантами развитиясюжета. Интересно ещё и то, что в сюжете нет никаких «провисов» и пауз, то есть,события происходят абсолютно ритмично, как биение сердца. Они сменяют другдруга с завидной регулярностью, не останавливаясь ни на секунду. Благодаряэтому, у автора появилась возможность очень четко разделить три части фильмадвумя важными паузами, чтобы увидев этот естественный провис мы осознали, чтосейчас начнется что-то новое. Это подобно движению качели, которая, замерев надолю секунды в самом верху, снова летит вниз, чтобы затем в очередной разостановиться.
Я всегда с уважениемотносился к режиссерам, которые сами являются авторами сценариев своих фильмов.Ведь из-за этого сценарий и фильм, снятый по этому сценарию неразрывно связаныи представляют собой единый организм, в котором первоначальная задумка ни чутьне отличается от конечного, воплощенного варианта.
Изобразительное решениефильма
Вся оригинальность фильмазаключается в средствах изображения сценария. В этом фильме рассуждение надпространством и временем происходит с помощью самого пространства и времени, тоесть, огромное количество кинематографических приёмов и сочетаниеизобразительных техник: флэшбэки, фильмы в фильме, анимация, серии фотографий итак далее. По сути то, что показано в фильме просто невозможно, но за счёттого, что кино по своей форме – искусство наиболее близкое к жизни, зрительверит тому, что видит на экране. Ведь не случайно для воплощения идей былавыбрана самая простая и распространённая история. Бандиты, деньги, оружие, яуже не буду говорить о классическом приёме поспевающей помощи, благодарякоторой всё это кино построено на параллельном действии.
Все мини — фильмыпревосходно работают на идею и служат, своего рода, подсказками, чтобыпродемонстрировать соотношение случайности в пространстве и времени.
«Беги, Лола, беги» спервых кадров привлекает своей неординарностью.
Он сразу же вызываетчувство напряжения, накала страстей и ощущение скорости.
Бешеная динамика, оченьбыстро сменяющиеся события, быстрый и рваный монтаж. Да и сама героиня обладаетогромной энергетикой. Не могу не упомянуть музыкальное решение фильма – он весьпронизан ритмичной, незамолкающей музыкой. Это можно сравнить с быстрым биениемсердца, точнее даже с пульсирующими артериями. Даже ярко красные волосы главнойгероини не дают зрителю расслабиться ни на секунду.
В фильме применена, такназываемая, клиповая техника съёмки. И то, что фильм при этом не только непотерял, но и наоборот — выиграл, делает его уникальным и неповторимым.
Так как кино –пространственно-временное искусство, во всех фильмах пространство и времяявляются неотъемлемыми частями повествования, но конкретно этот фильмвыделяется тем, что здесь пространство и время являются главной темой.
Широко примененыкомпозиционные пары. Я бы даже сказал, что это одна из вещей, на которыхстроится весь этот фильм. Если сказать точнее – композиционные тройки.Своеобразное хождение по кругу, только каждый раз с разной амплитудой. Ведьвесь фильм разбит на три почти повторяющие друг друга истории. И режиссёр, какбы, играет с этими тремя историями, внося в них незначительные изменения, которыевлекут за собой гораздо более значительные последствия. Такой простой сюжет былвыбран специально, чтобы было нагляднее показать и применить эти приёмы.
Благодаря всему этомурежиссёру удалось захватить зрительский интерес. Когда понимаешь, что история будетразвиваться в трёх разных спектрах (веером), именно тогда и начинаешь снеподдельной заинтересованностью наблюдать за событиями и сравнивать их междусобой. Оценивать влияние тех или иных событий на историю, отсеивать болеезначимые и менее значимые вещи.
Интересно и то, чтоосновные события фильма, где решается судьба героев, происходят наперекрёстках. Например, момент, когда Лола увидела казино или момент когдапопал в аварию отец Лолы (это стало неким логическим завершением его истории).
Мне так же хотелось быпоподробнее разобрать мультипликационную вставку в начале фильма. Честнопризнаюсь, я не очень понял истинного значения этого момента. Точнее сказать, яне понял, зачем нужно было изображать этот момент именно анимацией. Возможно,всё это сделано для того что бы сразу показать зрителю, что весь фильм – этоигра, когда Лола бежит по лестнице, она очень сильно напоминает какого-топерсонажа из компьютерной игры, которую можно проходить снова и снова пока недобьёшься желаемого результата и не выиграешь. Однако, я могу ошибаться.
Но я разберусь в самомсмысле действия, происходящем в этом моменте. Как-никак именно с этогоначинаются расхождения в трёх разных вариантах развития событий. Именно это иявляется отправной точной, влекущей цепь событий, которые накапливаются какснежный ком. Итак: если предположить что парень с собакой решают всю дальнейшуюсудьбу, то необходимо очень подробно вникнуть в то, что происходит между ними иЛолой все три раза.
— первый раз: Лолапробегает мимо, не придав им никакого значения, наплевав на них. Но судьба нелюбит, когда ей пренебрегают!
— во второй раз: Судьбаобходится с Лолой более жестоко, создавая ей ещё большие трудности, заставляяпойти по более трудному пути, преодолеть более серьёзные препятствия.
— в третий раз: Как я ужеупоминал, героиня учится на своих ошибках. Накапливает опыт. Она берёт ситуациюв свои руки, делает себя хозяйкой своей судьбы.
Интересно ещё и то, чтоповторяясь из раза в раз все три истории не становятся скучнее, а даженаоборот. Кажется, что события с каждым разом развиваются всё быстрее ибыстрее. Это притом, что все три части длятся ровно 20 минут. Когда смотришьисторию в третий раз, кажется, что она пролетает намного быстрее, чем первая.
В общем, изобразительноерешение этого фильма выше всяких похвал. Оно всецело работает на идею фильма ипо-другому решить этот фильм нельзя. Думаю, что повторить этот смелый и удачныйэксперимент и при этом получить такой головокружительный успех, невозможно.
Основные герои фильма
сюжетхудожественный фильм персонаж
Основные герои фильма:Лола, Манни, отец Лолы и его любовница, мать Лолы, бомж, охранник, водительскорой помощи, парень на велосипеде, работница банка, женщина с коляской,монашки, босс Мани, слепая, господин Маер.
Без сомнения двумяглавными героями фильма, без которых не было бы истории, являются девушка Лолаи её парень Мани.
За счёт того, что героисразу же попадают в водоворот событий – зритель, с первых же кадров, начинаетсопереживать им. Оба героя – совершенно обычные люди.
Что касается развитиягероев, то, на мой взгляд, герои практически не развиваются. Например, Мани –лишь жертва обстоятельств. Это герой, ожидающий помощи. И из одной истории вдругую он снова и снова повторяет свои действия. В самом конце он сумелисправить ситуацию, в которую попал, но как с личностью, с ним ничего значимогоне произошло.
Лола, как личность, тожене изменилась. Она была и осталась ярким, экспрессивным персонажем, в жизникоторого особое место занимают эмоции. Но как человек, который играет спредопределённостью, с судьбой, она определённо развивается и получаетжизненный опыт. Это видно из таких моментов как, например, то, что она вовторой истории снимает пистолет с предохранителя, а перед выходом на улицувыбрасывает пистолет. Или то, что она не испугалась собаки на лестнице в самомначале своего пути в третьей истории.
Все остальные герои оченьважны. Они оказывают огромное влияние на главных героев, в частности на Лолу,являются неотъемлемой частью повествования. Однако не только они влияют наглавных героев, но и Лола с
Манни тоже влияют на ихсудьбу. Другими словами здесь всё взаимосвязано и подчинено одно другому.
Все второстепенные героиработают на усиление истории. В каждой из трёх историй они по-разному влияют насобытия, способствуя усилению зрительского интереса и желанию узнать какизменится ситуация в зависимости от их действий.
Довольно интереснонаблюдать за тем, как складывается судьба мистера Майера (к которому Лолатрижды прыгала на капот). Он в первый раз попал в аварию и во второй раз попалв аварию. А в третий раз он, казалось бы, избежал рока, но всё равно в итогебыл настигнут. На этом простом примере нам показывают, что некоторым судьбадаёт ещё один шанс, а некоторым – нет.
Так же довольнопримечательна и ситуация со скорой помощью, которая каждый раз, как бы, подсказывалачто в неё нужно залезть и Лола поняла это, но лишь с третьего раза.
Рассуждать о герояхфильма можно бесконечно. Но все рассуждения будут довольно похожи. Ведь всегерои поставлены в три разные ситуации и во всех вариантах развития сюжета онивместе с Лолой и Манни ищут своё место в этой истории, то есть они всепредназначены для чего-то, и только досмотрев фильм до конца, мы понимаем длячего.

Эмоциональная сторона
Задачей режиссёра, какмне кажется, было погрузить зрителя в атмосферу бушующих страстей, напряжения ипостоянного ожидания чего-то нового и необычного. Заставить всеми средстваминервничать переживать за главных героев фильма. Гадать: каков же будет исход? Каждуюминуту открывать для себя что-то новое…
Думаю, будет уместнопривести цитату самого Тома Тыквера: «Я хотел, чтобы „Беги, Лола,беги“ схватила зрителя за шиворот и поволокла за собой сголовокружительной скоростью американских горок». Ведь многие режиссёры НЕмогут добиться такой бури эмоций и не потерять зрительский интерес даже вкороткометражных фильмах или клипах! А Тому Тыкверу в полной мере удалосьпродержать зрителя на одном дыхании в полуторачасовом фильме!

Заключение
«Беги, Лола, беги»,безусловно, относится к такому разряду фильмов, которые нельзя посмотреть иразобраться в нём после первого же просмотра. Этот фильм можно пересматриватьснова и снова, и каждый раз открывать для себя что-то новое. Рассматриватьфильм в разных аспектах, с различных точек зрения. Как бы, снимать с него слойза слоем и обнаруживать под ними ещё какие-то более мелкие и незначительные, напервый взгляд, детали. А главное получать от всего этого удовольствие.
Я лично был уверен, чтоочень хорошо знаю этот фильм, пока не начал делать этот режиссёрский разбор.Каждый раз, когда я пересматривал его, я, как в первый раз, погружался вэкстремальную, сумасшедшую атмосферу. Особенно интересным мне показалось то,что этот режиссёр гениально снимает настолько разные жанры фильмов. Взять хотябы его недавний фильм «Парфюмер: история одного убийцы». Эти два фильмасовершенно непохожи друг на друга и оба просто великолепны. Я считаю, что, снявэтот фильм, то Тыквер сказал новые слова в языке мирового кинематографа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.