Содержание
Введение
1 Сущность понятия“религия
2 Особенности становленияи развития ислама
3 Становление и развитиеваххабизма
3.1Возникновение ваххабизма
3.2 Идеология ваххабитов
3.3 Распространение ваххабизма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время существует проблема, связаннаяс правильным пониманием и употреблением термина “ваххабизм”, зачастуюпроисходит отождествление весьма далеких друг от друга явлений.
Сегодня для многих термины “ваххабизм” итерроризм являются синонимами.
Ваххабизм понимают в двух значениях:
· каксобственно ваххабизм — учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийскихпоследователей (аравийский ваххабизм);
· каксобирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени,которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе.
Цель нашейработы: раскрыть сущность религиозного учения ваххабитов, выявить основные постулатыидеологии ваххабитов.
Чтобы достичьпоставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
· раскрытьпонятие «религия»;
· рассмотретьособенности становления и развития ислама как одной из религиозных верований;
· проследитьисторию возникновения учения ваххабитов;
· выявитьосновные принципы религиозного учения ваххабитов;
· остановитьсяна распространении данного религиозного течения в мире.
Актуальностьработы обусловлена тем, что практически все теракты, произошедшие в последниенесколько лет, относят к деятельности ваххабитов.
Поэтомунеобходимо разобраться в особенностях религиозного учения ваххабитов, знать ихдогмы и постулаты.
1Сущность понятия “религия”
Религия можетбыть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть, как она представляетсяпостороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему иживущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внутреннейстороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положенийтаких, как существование высшего идеала – Бога, способность общения человека сБогом.
Эта аксиомарелигиозного учения составляет самое его существо. От нее и сама религия получиласвое название, ибо латинское слово “религаре”, от которого происходит слово“религия”, означает “связывать, соединять”.
Религия естьто, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единенияс источником жизни, истины и блага – Богом.
Каждаярелигия предстает как система догматов, нравственных требований и определенныхсвященнодействий.
О внутреннейстороне религии непричастный к ней человек сказать, передать много не сможет. Феноменсуществования многообразия религий объясняется тем, что практически любаяреальность или явление как мира внешнего, так и мира чувств различновоспринимается, понимается и объясняется разными людьми.
Выделяютрелигии естественные, они рассматривают человека как часть природы, имонотеистические (ветхозаветная, иудейская, христианство, ислам) – источникомсвоего учения называют особое откровение Бога, записанное в Священных книгах.
Религии,получив распространение в обществе, вызывали к себе часто активное отношение состороны государственной власти – признание и поддержку или, наоборот, осуждениеи преследование.
Мировыерелигии в определенных условиях находились и находятся в тесной взаимосвязи сгосударством, с официальной религиозной идеологией. В средневековье во многихгосударствах существовала одна, господствующая религия, а другие, если онивозникали или проникали в страну, преследовались.
Вхристианских государствах Европы католицизм на Западе, православие на Востокебыли государственными вероисповеданиями, к ним обязательно принадлежали короли,князья, основная масса феодалов, крестьян, горожан.
Вмусульманских странах такой государственной религией является ислам.
Выделяютследующие функции религии:
1.компенсирующая– религия выступает в роли все объясняющего покровителя и утешителя. Виллюзорно – мистической форме религия компенсирует бессилие человека,ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства.
2.интегрирующая– объединяя людей в рамках санкционированного его мировоззрения, сложившихсяпод влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиознаяконцепция освещает сложившиеся нормы и существующие порядки.
3.регулирующе– контролирующая – возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивыеструктурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействияна мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностямсоответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемониал,праздники, обряды, стереотипы поведения и т.д.
4.экзистенциальная– касается философского аспекта религиозной концепции, то есть стремлениярелигиозных теоретиков объяснить законы и обстоятельства существования и местачеловека в этом мире.
Исходя изпонятия «религии», ее особенностей и функций попробуем рассмотреть подробнеесущность ислама как одного из вероисповеданий религии, а затем остановимся наидеологии ваххабизма.
2Особенности становления и развития ислама
Ислам – самаямолодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии наперекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получилидальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий,свойственные христианству и иудаизму.
В начале VII столетия Аравияпереживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества подвлиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных ихозяйственных отношений, новые идеи и верования привлекают все большее числоплемен.
Проповедникихристианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином боге, скоторым тесно переплетаются проповеди занифов – представителей аравийскогомонотеизма, предвестников ислама, проповедовавших от лица единого Бога –Аллаха.
Одним изважнейших хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка –крупный город на пересечении главных торговых путей, в которой расположенасвятыня, почитавшаяся большинством племен – языческий храм Кааба. Именно вМекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама,провозглашенные его основателем, пророком Мухаммадом.
К новомупророку большинство мекканцев отнеслось с насмешками и с враждебностью. Напротяжении почти сорока двух лет община первых последователей ислама (с арабск.– предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) – мусульман (арабск. «муслим» — предавший себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. 15 июля 622 годаМухаммад со своими последователями переселяется в город Ясриб (позднее названМединой).
Датапереселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета историиислама и мусульманского летоисчисления. Медина стала центром расположения новойрелигии. При жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно,лишь после смерти Мухаммада было создано и переписано произнесенное им впроповедях, что и составило текст священной книги мусульман – Корана.
Вера вединственного Бога и пророчество составляют один из пяти «столпов»мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва,совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост в течение месяцапо лунному календарю (рамадан), налог на пользу бедных и неимущих ипаломничество в Мекку к храму Кааба.
Позднеемусульманские богословы значительно детализировали систему запретов ипредписаний, в результате чего вся жизнь мусульманина оказалась строжайшимобразом регламентированной шариатом, причем эта регламентация касается далеконе только вопросов культа морали или частной жизни, она включает такжеобщественную, хозяйственную и политическую жизнь общины, право, сферысуществования мусульманского общества.
Тесная связьмежду светской и духовной религией и политикой, экономикой и правом сталахарактерной чертой ислама.
Почти заполтора тысячелетия своего существования ислам привлек миллионы последователей,охватив своим влиянием огромные территории в Азии, Африке, Европе.
В современноммире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800миллионов человек).
Из более 120стран, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляютбольшинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан,Афганистан).
В рядегосударств Азии и Африки ислам признан государственной и официальной религией,в некоторых слово “исламский” включено в их название.
Во многихстранах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партииобщественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизнистраны.
Существует ицелая сеть международных исламских организаций (Организация исламскойконфедерации, Лига исламского мира и др.), действующая как на государственной,так и на неправительственной основе.
Некоторые изних сосредоточили свою деятельность в религиозно – культурной сфере, часть – вполитике, некоторые – в сфере экономики
Исламподразделяется на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.
Шиизм (отарабск. “шиа” — группировка, партия) шиитское направление в исламе объединяетмусульман, признающихся едиными приемниками пророка Мухаммада.
Суннизмявляется самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман в миреисповедают суннитский ислам.
Хариджистывыступали за строгое следование обрядности и за чистоту ислама.
Насовременном этапе ислам сохраняет свои позиции как действенного фактораобщественной и политической жизни, выполняет функции мировоззренческой исоциально – культурной системы для своих приверженцев.
Ислам играетважную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран ив международных отношениях.
3Становление и развитие ваххабизма
На данномэтапе не существует однозначного понимания термина “ваххабизм”, для многих это своегорода синоним слова “терроризм”.
Существует проблема,связанная с правильным употреблением данного термина. Дело в том, что не существуетоднозначного понимания того, что конкретно подразумевается под ваххабизмом, врезультате нередко возникает определенная путаница, связанная с отождествлениемвесьма далеких друг от друга явлений.
Сегодняваххабизм может пониматься в двух значениях: как собственно ваххабизм — учениеМухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийских последователей (аравийскийваххабизм) и как собирательный термин, обозначающий все течения нового иновейшего времени, которые укладываются в определение возрожденческогонаправления в исламе [3, с. 44].
В первом случае речь идет о доктрине в рамкахисламского правоверия, послужившей идеологической основой формирования государстваСаудовская Аравия.
На протяжении довольно долгого периодасуществования в качестве государственной идеологии этого государства данноеучение претерпело значительную эволюцию в сторону смягчения основныхпостулатов.
Поэтому говорить о том, что и в настоящее времяваххабизм является официально исповедуемой “религией” Саудовской Аравии, можнолишь с определенными оговорками.
При употреблении термина “ваххабизм” во второмзначении обычно говорится о всевозможных экстремистских террористических организациях,ведущих активную деятельность в различных регионах Земного шара.
Основными лозунгами исламского возрожденчества, ккоторому принадлежат подобные организации, являются: очищение религии от нововведений;возврат к первоначальному исламу времен пророка Мухаммада; строгое соблюдениеморально-этических норм ислама, осуждающих роскошь, блуд, пьянство; пропагандаджихада против язычников, к которым относятся и мусульмане, отошедшие от принципов«чистого», первоначального ислама.
Основной целью своей деятельности возрожденческиедвижения называют установление власти, которая должна руководствоватьсяисламскими законами.
Иное правительство, по их убеждению, не имеетправа на существование, поскольку политика и ислам не могут существоватьотдельно.
Безусловно, нельзя отрицать, что между аравийскимваххабизмом и современным возрожденчеством существует определенная связь.
Учение аль-Ваххаба стояло у истоков движения завосстановление истинного ислама и на полном основании считается примеромраннего возрожденчества.
Современные борцы за веру, как и ваххабиты XVIII в., выступают за«очищение» ислама, восстановление его первоначального смысла, за отказ от новыхинтерпретаций, искажающих истинное значение мусульманских принципов.
И в том, и в другом случае практическаядеятельность ваххабитов отличается фанатизмом, нетерпимостью и часто непомернойжестокостью. Однако наряду с общими, лежащими на поверхности чертами существуютнекоторые менее очевидные, на первый взгляд, нюансы, которые, тем не менее,необходимо принимать во внимание для адекватного понимания ситуации.
3.1 Возникновение ваххабизма
Основателемваххабизма является выходец из племени тимим, обитавшего в Неджде (центральныйрайон нынешнего Саудовского королевства), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб(1703-1792 гг.), изложивший свои взгляды в “Китаб аль-таухид (Книгеединобожия)”. Ваххабизм является частью такого явления в суннитском исламе каксалафия.
Салафия(от арабского глагола «салафа» — «быть изначальным») — фундаменталистское религиозно-этическое направление, возникшее в 14 веке изтрудов мусульманского философа ибн Таймии, апеллирующее ко времени Мединскойобщины (622-630гг) пророка Мухаммада как «золотому веку» ислама.
Мединскаяобщина провозглашается обществом максимально приближенным к идеалу, а значит примероми целью коррекции абсолютно любого социума.
В период его жизни аравийское общество находилосьв глубоком кризисе. Аравия являлась периферией Османской империи, где отсутствоваласильная государственная власть.
При этом самообщество разъедали межплеменные конфликты. Несмотря на то, что большинствонаселения исповедовало ислам, в повседневную жизнь стали возвращатьсядоисламские языческие обычаи.
В таком историческом контексте шейх аль-Ваххабвыступил как вероучитель, призванный предотвратить дальнейшую порчу ислама,консолидировать племена на базе единой исламской идеологии, создав тем самымоснову для борьбы с господством Османской империи.
Основой его учения было представление оединобожии (таухид): Аллах — единственный источник творения и только он достоинпоклонения со стороны людей.
Однако мусульмане отошли от этого принципа,поклоняясь святым, вводя различные новшества (бида).
Поэтому, считал аль-Ваххаб, необходимо очиститьислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культасвятых и т.д.
В области догматики ибн Абд аль-Ваххаб следовал восновном ханбалитским ученым ибн Таймии и ибн аль-Каййиму.
В целом его учение представляло собой развитиеханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты — последователи одной изчетырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама).
В общественно-политической сфере ваххабитыпроповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман,выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама,осуждая роскошь и стяжательство.
Важное место отводилось идее о священной войне(джихаде) против многобожников и мусульман, «отступивших» отпринципов раннего ислама (Ибн Абд аль-Ваххаб считал, что такие мусульмане — «многобожники» в большей степени, чем люди джахилии — аравийскогоязычества доисламского периода).
Для раннего ваххабизма был характерен крайнийфанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическимипротивниками.
Проповедь ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержкусреди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд — правителей эмирата ад-Дирийя.
С середины 40-х годов XVIII в. ибн Абд аль-Ваххабвключается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскорестановится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, апозднее — официальной идеологией первого государства Саудидов.
К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочныепозиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получилраспространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке [8, с.67].
Таким образом, движение ваххабизма в значительнойстепени руководствовалось политическими целями, ему изначально были, присушинационалистические идеи.
Основные принципы ваххабизма отличались отклассической модели ислама жесткостью и бескомпромиссностью.
В центре ваххабитской доктрины лежал принципстрогого единобожия, даже основополагающий столп ислама — «Нет Бога кромеАллаха, и Мухаммад — пророк Аллаха» был интерпретирован таким образом, чтопоклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммаду.
Следствием данного положения являлся запрет напосещение святых мест ислама — могил Мухаммада и его сподвижников.
Это объяснялось тем, что данная практика ведет к обожествлениюпророка и соответственно является шагом к многобожию.
Аль-Ваххаб был непримиримо настроен в вопросахнововведений, выходящих за рамки Корана и сунны, эти источники считались высшейстепенью знаний, а выход за их пределы — недопустимым грехом.
«Врата» для толкования Корана и сунны, по мнениюваххабитов, закрылись с тех пор, как оформилась ханбалистская школамусульманской православной мысли.
Принцип «такфир» (неверие), занимающий особоеместо в ваххабитской идеологии, предполагал возможность объявления невернымимусульман, которые не разделяют ваххабитское видение религии.
Для ваххабитов такие лицемеры были во много разхуже иудеев и христиан, поскольку в отличие от последних скрывали своечужеродное лицо за благочестия.
Принимая во внимание опасность данных членовобщества для мусульманской общины, считалось необходимым их разоблачить и казнить.
Обязанностью истинно верующих было провозглашеноведение джихада против язычников, к которым были отнесены и все мусульмане, неразделяющие ваххабистских установок.
Жесткая формулировка основных принципов доктриныи их жестокая реализация на практике сыграли в определенной мере положительнуюроль, поскольку смогли обеспечить единство общества, внеся тем самым свой вкладв формирование саудовского государства. Однако после того как задача по восстановлениюислама в Аравии и созданию государства была благополучно решена, идеологияваххабизма претерпела определенную эволюцию в сторону смягчения и впоследствиисблизилась с нормативным исламом.
Претензия Саудовской Аравии на лидирующую роль вмусульманском мире, втягивание страны в мировую экономику, необходимостьвыстраивать отношения с другими государствами определили перестановкуприоритетов.
Таким образом, идеология Саудовской Аравии внастоящее время является значительно более мягким аналогом классического ваххабизма.
В официальных документах Королевства, в заявленияхвысших должностных лиц — нигде не упоминается о ваххабизме как об официальнойрелигиозной доктрине.
О ваххабистском движении говорится, как правило,в историческом контексте или при рассмотрении сугубо религиозной проблематики
Чаще всегослово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политическогоэкстремизма, соотносимого с исламом, официальной идеологией КоролевстваСаудовская Аравия.
Подваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющих учениеибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этимучением.
Какваххабитское характеризуется то, что к этому учению имеет отношение.
Хотя самиваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение ибн-Абд-аль-Ваххаба,ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологиюдвижений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления иреализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).
Самая главнаяпричина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогдаимплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами противваххабитов, — в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками, то естьлюдьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретнымчеловеком (Мухаммадом ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIIIв.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием.
Арабскоеслово ересь (бида) происходит от бадаа, вводить новое, и означает порицаемое,отвергаемое новшество.
В том, чтотакого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их смомента возникновения движения, можно убедиться, прочитав предисловие купомянутой выше «Книге единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба.
Поэтомуваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами(муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами,«последователями благодетельных предков» (салафийюн).
/>3.2 Идеология ваххабитов
Прежде чем остановитьсяна идеологии ваххабизма, рассмотрим, что же такое идеология.
В толковомсловаре С.И.Ожегова дается следующее определение: идеология – “системавзглядов, идей, характеризующих какую – нибудь социальную группу, класс,политическую партию, общество” [5, с.219].
Источником дляхарактеристики идеологии ваххабитов является корпус ваххабитских текстов — книги и брошюры ваххабитского содержания, распространяемые на русском языке натерритории России или среди российских граждан на территории Саудовской Аравиисаудовскими официальными органами (в первую очередь — Министерством по деламИслама, вакфов, призыва и ориентации КСА) и общественными организациями(саудовским фондом «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», которыйиздает книги и брошюры совместно с Министерством по делам ислама); переводываххабитских сочинений саудовских авторов, опубликованные и распространяемые вРоссии издательствами и фондами, зарегистрированными как российские (так, тотже фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» зарегистрировался у нас встране как российский); саудовские ваххабитские книги, изданные за рубежом сфальшивыми выходными данными российских издательств и ввезенные в Россию.
Ваххабизмпредставляет собой результат селекции (отбора) и адаптации (приспособления)положений Корана и Сунны к ваххабитским представлениям и идеям.
Действительно,подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по следующемупринципу. Сначала идет некое положение, затем приводится цитата из Корана илиСунны, призванная это положение подтвердить. (Если такой цитаты необнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашаемоеположение без цитирования Корана и Сунны).
Этот прием,притом, что он создает впечатление соответствия провозглашаемых положенийКорану и Сунне, реально имеет обратную направленность по сравнению страдиционным для ислама отношением к Корану и Сунне как зафиксированномуБожественному Откровению.
В исламезадача улемов-ученых состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным довестидо людей в Коране и в Сунне Божьего Посланника, а не в том, чтобы использоватьцитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей.
Более того,даже в случае такого цитирования нередко устанавливается частичное или полноенесовпадение смысла провозглашаемого ваххабитского положения и цитаты из Коранаи Сунны.
При этом вваххабитских сочинениях игнорируются не совпадающие с ваххабитскими постулатамиположения Корана и Сунны, как если бы их не существовало вообще.
Поскольку ваххабизмявляется результатом селекции исламских положений, при его анализе и оценкенеобходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских теисламские положения, которые не содержатся в ваххабитских произведениях, а сдругой — не расценивать как общеисламские те положения, которые в этихсочинениях обнаруживаются.
Ваххабитыабсолютизируют понятия «неверие» (араб. куфр, в ряде текстов нарусском языке называется «безбожием») и «многобожие» (араб.ширк, в ряде текстов на русском языке называется «язычеством»).
Ваххабитыпровозглашают строгое единобожие, то есть единственность Бога (араб. Аллах).
Это — главноеположение ваххабизма, и последователи этого учения даже называют себясоответствующим образом — единобожники. В истории ислама как монотеистическойрелигии в рамках правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа),теоретического суфизма (тасаввуф) реализована задача максимально полного иадекватного пониманию сути единобожия как оно доведено до людей в Коране иСунне.
Но ваххабитыотрицают саму возможность теологического и, тем паче, философского пониманиятекста Корана и Сунны. И в определении сути единобожия они идут по иному пути — «от противного», через определение того, что единобожием не является.
В этомнетрудно убедиться на примере главного произведения ваххабизма — «Книга единобожия»Ибн-Абд-аль-Ваххаба.
Что же такое,по утверждению ваххабитов, «многобожие» и «неверие», и,соответственно, кто такие «многобожники» и «неверные»?
«Неверными»в ваххабитской литературе объявляются иудеи и христиане.
В самомтексте «Книги единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положениеподтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: «Когда у них(у христиан) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружаютна его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (то есть христиане)наихудшие из творений Аллаха!».«Да падет проклятие Аллаха на иудеев ихристиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!»(Ибн-Абд-аль-Ваххаб. «Книга единобожия).
»Неверие"и «многобожие» иудеев и христиан — общее место ваххабитскихтрактатов. Иудеи и христиане являются «многобожниками» потому, чтоони «избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв». Подобныелюди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами,«относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом».
«Неверными»объявляются мусульмане, совершившие, по оценке ваххабитов, самомалейшееотступление от единобожия («вероотступничество»).
Собственно,вся «Книга единобожия» ибн-Абд-аль-Ваххаба посвящена рассмотрениюэтих отступлений.
Это ивозвеличивание праведников, и поклонение Аллаху у могилы праведного человека(вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонениеидолам, и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые видыпредсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращениянеприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-точеловека, и масса других вещей.
Кроме того,«неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либоновшества в сферу религии».
Провозглашение«неверными» мусульман, совершивших, по оценке ваххабитов,самомалейшее отступление от единобожия — такфир, — сущностная приметаваххабитского учения.
В исламепринято положение о том, что верующий, совершивший некое действие (например,надел амулет, возложил цветы к памятнику, совершил зиярат к могилеправедника-вали — сделал то, что ваххабиты расценивают как «неверие»)остается при этом верующим, если только это действие не представляет собой отречениеот символа исламской веры.«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Егопосланник».
В отличие отэтого ваххабиты утверждают, что любое, самомалейшее отступление от единобожияпревращает мусульманина в «неверного». И он оказывается в этом случае«вероотступником», а «вероотступничество» в исламенаказывается смертью.
Ваххабитыпрямо утверждают, что ни произнесение формулы «Нет божества, кроме Аллаха,и Мухаммад — Его посланник», что в исламе означает превращение человека вмусульманина, ни даже строгое следование положениям ислама не являютсягарантией того, что мусульманин, совершивший самомалейшее отступление от единобожия,остается мусульманином.
Более того,ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случаемельчайшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают бытьнеприкосновенными, то есть он может быть убит, а имущество его будет изъято.
Особымразрядом «неверных» среди мусульман оказываются так называемые«лицемеры».
«Лицемер»- это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу искрывает неверие».
Инымисловами, «лицемером» и «неверным» ваххабиты могут объявитьлюбого мусульманина.
«Неверными»объявляются ваххабитами последователи всех без исключения идеологическихтечений.
Так, принадлежностьк атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских,демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверныхявляется вероотступничеством от религии Ислама.
Список этихидеологических течений включает также антирелигиозный секуляризм,угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство.
«Неверием»является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политическогоустройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате,как его представляют ваххабиты.
«Неверием»объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческаядеятельность.
Ваххабитыобъявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественныхотношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределениеобщественных ресурсов, в том числе — в процессе обмена ценностями и услугами.
Является, поутверждению ваххабитов, «многобожником» и «неверным» тот, ктовзывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь, либо испрашиваетпомощи не у Аллаха.
/>Ваххабиты приписывают ваххабитскому движениюабсолютную непогрешимость в вопросах единобожия и узурпируют право суда исанкций в отношении «неверных», «многобожников»,«лицемеров».
В ваххабизмеесть, наряду с другими, один пункт, от обсуждения которого они чаще всегоуходят. Кто дал или что дало им право, в исламе принадлежащее Богу и никомуболее, выносить окончательное суждение о том, является ли человек истиннымединобожником (особенно — в случаях так называемого «скрываемого» или«тайного» «неверия» — «лицемерия») или нет, иприменять к нему санкции (вплоть до лишения жизни)?
Но ваххабитыне могут игнорировать эту проблему — им о ней постоянно напоминают противники-мусульмане.
И ваххабитыпытаются решить эту проблему тремя способами:
1. Голословноутверждается, что ваххабиты следуют истинному единобожию. Еще они себя называютсалафитами, то есть теми, кто следует тому, чему следовал Пророк и первые трипоколения мусульман — сподвижники Пророка, те, кто следовал за ними, ипоследователи тех, кто следовал за сподвижниками Пророка.
Называют онисебя и «спасенной группой» — так называется в одном из хадисовПророка группа, которая избегнет (предполагается — на Страшном Суде) адскогопламени.
2. Ониизыскивают дополнительные признаки своей избранности, заявляя, что«спасенная группа» «представляет собой меньшинство» в умме- сообществе мусульман.
Кстатисказать, в этом случае выделяется реально миноритарный характер ваххабитов (то,что они составляют меньшинство) и сектантский характер их движения.
3. Дополнительнымпризнаком избранности ваххабитов делается то, что ваххабитское движение исходноносит особый этнический характер. Ваххабиты вносят уточняющий элемент в то,какая именно группа является носительницей истинного единобожия.
Это, помнению ваххабитов, арабы.
Обоснованиеэтой идее в виде цитаты из Корана или Сунны не приводится, этого ваххабиты и несмогли бы сделать. Ислам с самого начала был религией наднациональной,отрицающей превосходство одной племенной, национальной группы над другой.
А среди«носителей миссии Ислама» даже на самых ранних его этапах были иарабы, и эфиопы, и персы, и евреи, и т.д.
Но ваххабитамважно сделать эту заявку, чтобы уточнить характеристику той группы, которая ещедо Божественного приговора на Страшном Суде знает, что именно она — «спасшаяся». И свое учение ваххабиты характеризуют как арабское.
/>Только абсолютное подчинение ваххабитскойгруппировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто кней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающимсвидетельством единобожия того или иного человека.
Как человекможет уберечься от того, чтобы его провозгласили «неверным» и, темсамым, спастись от санкций за свое «неверие»?
Естественно,отказаться от любых форм «неверия» и «многобожия» и,покаявшись в своем «неверии», стать последователем единобожия, какего понимает ваххабизм.
Но это неубережет такого человека от обвинений в «неверии» и«многобожии», ибо он может иметь колебания и сомнения, а то и можетбыть обвинен в «лицемерии», то есть в тайном, скрываемом«неверии» и быть подвергнутым такфиру, что лишит неприкосновенностиего жизнь и имущество, и он станет объектом санкций вплоть до убийства.
Решающийдовод единобожия человека (в первую очередь мусульманина), то есть условие, прикотором мусульманин не провозглашается «неверным», это — лояльность(симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всемне-ваххабитам. «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующимтаухид Аллаха (к единобожникам, так называют себя ваххабиты), преданностью им иоказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению кневерным и мушрикам (многобожникам, политеистам).»
Принадлежностьк ваххабитской группировке устанавливается принятием идентификационныхпризнаков — особым внешним видом (например, мужчины бреют усы и не бреютбороду) и особой одеждой (носят короткие, выше щиколоток брюки и т.п.).Примечательно, что опять-таки это делается «от противного» — какреализация принципа «недопустимости подражания неверным».
Но главное — мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие«ненавистью и враждой». Истинный единобожник, как его представляютваххабиты, должен ненавидеть всех тех, кого ваххабиты считают«неверными», «многобожниками», «лицемерами».
Однаконенависть — это эмоция, которую трудно проконтролировать.
Ваххабитыособое внимание обращают на внешнее поведение человека. Именно такое внешнеепроявление ненависти может уберечь мусульманина от обвинения в«неверии», в противном случае лишаются неприкосновенности его жизнь иимущество.
Ненавистьдолжна иметь постоянное внешнее проявление — вражду по отношению к«неверным».
Чтобы бытьмусульманином, человек должен «враждебно относиться к многобожникам иневерным. В подобном случае человек не может быть мусульманином.
Каждыйистинный мусульманин должен в обязательном порядке проявлять к язычникам враждуи испытывать ненависть.
Налагаетсязапрет на какое-либо положительное отношение или доброе дело по отношению к»неверным".
Дружелюбие поотношению к неверным и оказание им помощи не разрешены.
Главнаясанкция в отношении всех «неверных» — лишение их жизни. Так, есличеловек не следует шариату, как это следование понимают ваххабиты, то он«неверный».
А поутверждению ваххабитов, «Всевышний сказал: „Тот, кто допустилподобное, тот неверный, которого следует убить“, если он не вернется к ЗаконуАллаха и Его Посланника».
Убийство«неверных» должно, по утверждениям ваххабитов, проводиться системно иорганизованно — в форме джихада против «неверных».
/>Джихад как вооруженная борьба является, по мнениюваххабитов, условием распространения их учения.
Джихаднаправлен против «неверных», «многобожников» и«лицемеров».
Ваххабитыуказывают разные типы джихада.
Например,«Джихад бывает четырех типов:
1. Джихадпротив шайтана;
2. Джихадпротив души;
3. Джихадпротив неверных;
4. Джихадпротив лицемеров».
Однако вваххабитской литературе, распространяемой на русском языке, не обнаруживаетсяникаких подробностей относительно «джихада против шайтана» или«джихада против души». Все ваххабитские постулаты о джихаде касаютсяджихада против «неверных», «многобожников» и«лицемеров», то есть тех, кого ваххабиты таковыми объявляют.
Джихадопределяется как «вооруженная борьба с позиций ислама.
Цели джихадакак вооруженной борьбы следующие (в разных ваххабитских публикациях различаетсяпоследовательность пунктов).
Во-первых,вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитскогоучения и его монопольному господству.
Вооруженнаяборьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а всярелигия была целиком посвящена Аллаху.
Ликвидациялюбых препятствий, мешающих распространению призыва к Аллаху.
Защитарелигиозных догм и исламской акиды от любых опасностей, которые угрожают им.
Во-вторых,целью ваххабитского джихада как вооруженной борьбы является борьба со всеми»неверными", «многобожниками» и «лицемерами.
Борьба сязычеством и язычниками, так как Аллах абсолютно не допускает приобщения кСебе кого-нибудь еще.
Вооруженнаяборьба с лицемерами Правда, „неверные“ могут спастись от убийства,если примут ислам или признают власть ваххабитов.
Предводительмусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если ониоткажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе — вооруженнаяборьба.
Но, здраворассуждая, и это не спасет их от убийства. Ведь эти люди в любой момент могутбыть обвинены ваххабитами в том, что они „лицемеры“.
В-третьих,джихад как вооруженная борьба ведется для защиты мусульман и их родной земли.
При этом естьодин очень важный нюанс — защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их роднуюземлю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, то есть такого, чьинамерения могут быть расценены ими как враждебные.
Мир вваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание отобязательного джихада как вооруженной борьбы.
ВедениеДжихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизньмекканские аяты (более ранние аяты Корана), где говорится о мире, о прощении,пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты (более поздние), предписывающие вобязательном порядке воевать и участвовать в военных действиях, когдамусульмане обретут силы.
3.3Распространение ваххабизма
Если бываххабизм оставался в пределах Саудовской Аравии, считает Бабикова О.П, особыхпроблем не возникало бы [1, 23].
Однако сначала 70-х гг. ваххабизм стал целенаправленно и очень активно распространятьсяза пределами Саудовской Аравии.
И активнейшимобразом ваххабитское проникновение в разные страны поощрялось в ходе»холодной войны" Соединенными Штатами, стремившимися найти противовесСоветскому Союзу и коммунизму в странах Ближнего и Среднего Востока.
Распространениеваххабизма проходило в три этапа по трем направлениям: 70-е — 80-е гг. — арабские страны (Египет, Сирия, Алжир и др.). 80-е гг. — Афганистан. 90-е гг. — территория бывшего Советского Союза (Россия, Центральная Азия, Украина,Азербайджан и т.д.), Юго-Восточная Европа, Западная Европа, обе Америки,Австралия, Африка.
Сначалаваххабизм стал идеологией антиправительственных экстремистских группировок варабских странах (70-е — 80-е гг.).
Возникновениеисламского экстремизма в форме экстремистских и террористических группировок инезаконных вооруженных формирований в Египте, Алжире и других арабских странах- результат внедрения ваххабизма в мусульманскую среду этих государств. В Алжире(при всей сложности и противоречивости событий в ходе гражданской войны,унесшей более 100 тыс. жизней и по сути дела разрушившей общество игосударство) в полной мере проявилась логика ваххабитского такфира и джихада.
Всоответствии с программными идеями ваххабитских группировок Алжира, убийствуподлежат все правители, отошедшие от ислама, все те, кто выполняет их приказы,все те, кто не сопротивляется этим правителям, все те, кто в чем-то не согласенс ваххабитами. (Естественно, они называют себя не ваххабитами, а салафитами илимусульманами).
Ваххабизм былсодержанием идеологической подготовки арабского экспедиционного корпуса впериод войны в Афганистане, когда тот воевал не только против советских«неверных», но и против афганских мусульман, тоже объявленных«неверными».
Ваххабизмявляется идеологией «арабских афганцев», расползшихся по миру, атакже «афганцев второго поколения» — экстремистов разныхнациональностей, готовящихся в ваххабитских лагерях на территории Афганистана,контролируемой движением «Талибан» (союзником ваххабизма, составнойчасти ваххабитско-талибского альянса).
В миресоздана сложная сеть ваххабитских группировок, форпостов, плацдармов,тренировочных лагерей, учебных заведений, координационных центров и т.п.
Пожалуй, нетстраны, которую не охватывала бы эта сеть, — Саудовская Аравия, Афганистан,Великобритания, Алжир, Германия, Нигерия, Швейцария, Соединенные Штаты,Палестина, Уругвай, Филиппины...
В 90-е гг.объектом ваххабитской агрессии стала Россия. Наиболее яркое проявлениевооруженной ваххабитской агрессии — вторжение с территории Чечни в Дагестан в1999 г. дагестанских, чеченских и арабских ваххабитов.
Вооруженнаяагрессия сочеталась с агрессией идеологической — с начавшимся еще раньшераспространением ваххабитских идей, которое приводило (и продолжает приводить)к созданию ваххабитских ячеек и плацдармов на территории России.
Внедрениеваххабизма обязательно приводит (об этом свидетельствует 30-летний опыт егораспространения в мире) к следующим сугубо негативным для общественнойстабильности и государственной безопасности последствиям:
· расколнационального мусульманского сообщества в той или иной стране;
· созданиеиз части расколотого национального мусульманского сообщества (она может бытьнебольшой) активной антисистемной (атиобщественной и антигосударственной)группы или групп;
· включениеэтой группы (групп) во всемирную сеть ваххабитских организаций с единойидеологией, централизованным руководством, внешним финансированием и,естественно, идущим извне, из ваххабитского центра (центров) политическимцелеполаганием;
· распространениеидеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды, реальноеосуществление религиозной дискриминации и сегрегации в тех зонах, где ваххабизмсумел закрепиться;
· теоретическоеоправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении всех тех, ктопровозглашается «неверными»;
· активноеведение вооруженной борьбы или осуществление террористических актов против«неверных» [4, с. 12].
Теракты 1999г. в Москве, Буйнакске, Волгодонске, как показали следствие и суд,осуществлялись ваххабитами.
В Чечневаххабиты убивают имамов и шейхов, всех мусульман, не приемлющих ваххабизм.
Многие городаРоссии захлестнул ваххабитский террор.
За каждымнасильственным действием, за каждым случаем применения оружия, за каждымтерактом стоят какие-то конкретные причины и побуждения.
Но именноваххабитская проповедь джихада как обязательной для ваххабита вооруженнойборьбы против «неверных» сняла общечеловеческий моральный запрет наубийство невинных людей, ибо они, согласно ваххабитским установкам,«наихудшие создания перед Аллахом», то есть хуже всех тварей, их«ненавидит Аллах».
Западнаяцивилизация не поняла, что произошло. Исторический вызов, перед которымчеловечество оказалось в последней четверти прошлого века, стал трактоватьсякак столкновение цивилизаций.
Либеральныйгуманизм заставлял трактовать противника «на равных» — однацивилизация сталкивается с иной, тоже цивилизацией.
К тому жеваххабитское учение и ваххабитская практика расценивались неадекватно — какпроявление ислама как такового.
На самом делемировая цивилизация (включая ее важную составляющую — цивилизацию исламскую)столкнулась с варварством — с новым тоталитаризмом, который стремится опуститьчеловечество, довести его до такого состояния, когда можно будет везде — вКабуле и Грозном, Нью-Йорке и Москве, Иерусалиме и Джакарте, Алжире и Париже — править людьми в соответствии с нормами и принципами, которые разработал ибн-Абд-аль-Ваххабв качестве религиозного учения, приспособленного к нуждам и целям племеннойаристократии Аравийского полуострова в XVIII веке.
Заключение
Такимобразом, остановившись на понятии “ваххабизм”, мы можем сделать следующиевыводы:
Насовременном этапе термин “ваххабизм” понимается двояко:
1. каксобственно ваххабизм — учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийскихпоследователей (аравийский ваххабизм);
2. каксобирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени,которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе.
В первом случае речь идет о доктрине в рамкахисламского правоверия, послужившей идеологической основой формированиягосударства Саудовская Аравия.
Во втором значении обычно говорится овсевозможных экстремистских террористических организациях, ведущих активнуюдеятельность в различных регионах Земного шара.
Ваххабизм какрелигиозное учение характеризуется жесткими принципами.
Основныепостулаты ваххабитов:
· ваххабитысчитают себя избранными;
· онипровозглашают строгое единобожие, для существует только один Бог – Аллах;
· ведутжестокую борьбу с “неверными” вплоть до убийства последних;
· джихадкак вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространенияих учения;
· мир вваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание отобязательного джихада как вооруженной борьбы;
· толькоабсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть доубийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, поутверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иногочеловека.
Исходя изосновных постулатов ваххабизма, ведется вооруженная борьба против такназываемых «неверных».
Тем самым ваххабитыснимают общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, ибо они,считают ваххабиты, наихудшие создания перед Аллахом.
Списокиспользованной литературы
1. БабиковаО.П. «Феномен ваххабизма»// Африка и Азия сегодня, № 8, 1999
2. БаликоевВ.З. «Ваххабиты: кто они и чего добиваются?»// Советская Сибирь, № 179, 1999
3. КиселевК. «Египет и государство ваххабитов: война в пустыне»// Новая и новейшаяистория, № 4, 2003
4. ОвсянниковаЕ. «Ваххабизм и исламский радикализм»// Власть, № 3, 2005
5. ОжеговС.И. Словарь русского языка, М., 1978
6. СаватеевА.Д. «Ваххабит ваххабиту рознь»// Азия и Африка сегодня, № 2, 2002
7. СаватеевА.Д. «Ваххабит ваххабиту рознь»// Азия и Африка сегодня, № 3, 2002
8. ШумовС.А. Ваххабиты XVIII – XX века, М., 2002