Контрольная работа №1
по культурологии вариант№6
на тему: «Стилевыенаправления XVIIIв.: рококо, классицизм, сентиментализм»
студента 1 курса
Семенова Алексея Сергеевича
шифр 2010/3146, группа № z0822k
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Введение
1. Общаяхарактеристика культуры Нового времени и Просвещения
2. Рокококак художественный стиль эпохи Нового Времени
3. Классицизмв художественной культуре XIII-XIXвеков
4. Сентиментализм:художники, поэты, основные произведения
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
рокококлассицизм сентиментализм
Люди XVIII в. называли свое время столетием разума ипросвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнутынеумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а нена вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, чтовсе должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную чертулюдей XVIII столетия.
В эпоху Просвещениязавершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни имышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типакультуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения вобласти культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения,основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которыевытекают из требований человеческого разума.
Просвещение увидело вневежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий иобщественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, всвободе мысли — путь культурного и социального прогресса.
Идеи общественногоравенства и личной свободы овладели прежде всего третьим сословием, из средыкоторого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло иззажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами,профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями.Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении— антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.
Феодальная культураперестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные,нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новымидеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризисафеодально-абсолютистского строя.
Радикальные измененияпроисходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципыXVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества,потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира.Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах,повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусствапобуждала к созданию нового творческого метода.
Духовное течениеПросвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиямпросветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесьраньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политическойжизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно вАнглии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему,которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросамфилософии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называтьвольнодумцами (англ. — free/>thinkers).Это название прочно вошло во все европейские языки.
Родоначальником всейпросветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист,создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влияниемрелигиозного и политического движения своей родины во второй половине XVIIв.Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положивначало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идеюбезусловной личной свободы на основе естественного права человека.
1. Общаяхарактеристика культуры Нового времени и Просвещения
Нельзя сказать, чтокультура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – естьопределенные отличия в культурных изменениях в Европе, />Россиии т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научнаяреволюция и мировые социально-политические и религиозные сдвиги (буржуазныереволюции XVII века в Европе,церковные реформы Никона в России). Новое время явило миру Ломоносова, Паскаля,Лейбница, Ньютона, Галилея, Кеплера, Локка — и это лишь малая часть списка.
Одним иззначительнейших результатов научных открытий Нового времени стало новоепонимание устройства вселенной, которой управляют законы физики, математики ипрочих естественных наук, а не божий промысел.
Как следствиеиндивидуальный человек с его познавательными способностями занял центральноеместо в мировом устройстве, опередив культуру, природу и даже Бога по своемувеличию (Р.Декарт «Рассуждение о методе», Ф.Бэкон и т.д.).
В России ростграмотности различных (более низких) слоев населения и людей не из церковногосословия, популяризация просвещения (открытие Славяно-греко-римской академии) ивсе ярче проявляющееся самосознание русского народа (который во времена Расколастал перед выбором «религиозного метода»), отрицающее крепостное право, далотолчок к появлению новых жанров в публицистике, литературе, к расцвету русскойобщественной мысли. Россия в эпоху Нового времени вообще стала более открытой испособной на контакт с культурами других стран. Этому подрыву национальнойзамкнутости мы обязаны Петру I,его грандиозным преобразованиям, ускорившим развитие России.
В новом мире во главуугла ставится «разум» (в сравнении, ранее главным лозунгом был Бог). В культуреи жизни превалирует рациональное отношение. Инструмент разума – науки. Иценность наук возрастает (и определяется), чем большую пользу они могутпринести.
Окрепшее буржуазное движение,начавшееся еще в XVII веке, уже в XVIIIвеке носит явно антифеодальный характер. Именно буржуазия с ее прогрессирующимпроизводством и растущей потребностью в развитии прикладных наук дала толчокнаучной революции и формированию идеологи Просвещения. Отцом Просвещения можносчитать Вольтера, который первым использовал этот термин и своей трагедией«Эдип» ознаменовал начало французского просвещения, которое было болеерадикальным, более революционным, чем в Англии, и тем более в Германии.
В общем, просветителивидели в знаниях избавление от всех людских бед и, соответственно, активнопродвигали идею всеобщего просвещения. Здесь необходимо отметить Дидро иД.Аламбера с их «Толковым словарем или Энциклопедия наук, искусств и ремесел».В этом монументальном труде (35 томов) «отметились» Вольтер, Руссо, Гельвеция имногие другие в принципе различающиеся по своим взглядам светлые умы,объединенные своим неприятием существующего феодального абсолютистского строя истремлением изменить мир к лучшему.
Идеи Просвещения дажезатронули монархов. Всем известно выражение «просвещенный абсолютизм», чемтакже знаменита наша Екатерина II,хорошо знавшая работы Вольтера, Монтескье, Беккария. Позаимствовав ряд идей ипринципов у Западной Европы, она улучшила и модернизировала российскоезаконодательство, хотя нередко тем самым укрепляя свою самодержавную власть.
В России в то времяактивно муссировались популярные теории естественного права и договорногопроисхождение государства (родоначальники теорий Гроций, Гоббс, Локк). Согласноэтим теориям люди добровольно уступают государству (а государство – необходимоеусловие культуры) часть своих прав и свобод и условливаются о соблюдениизаконов. У ряда полярных группировок, отличных по степени либеральности(Фонфизин, Крылов, Щербатов, Новиков) все же был один ориентир: подчеркиваниекризисного состояние социального строя в России и желание его изменить за счетизменения положения двух классов: крестьянства и помещиков. У русскихпросветителей (в литературе и живописи) была помимо прочего задача показать миркрестьянина. Просветители также пытались «перевоспитать» дворян, внушая им, чтосвоей добродетелью они (дворяне) должны «искупить» свое привелегированноеположение.
Вообще, понятиедобродетели занимает одно из центральных мест в идеологии просвещения.Добродетель, в первую очередь, — общественно-полезный (а у И.Бентамаиндивидуально-полезный) труд. Все просветители были ярыми противникамипраздного образа жизни, роскоши, бездумной траты денег, так привычных длягосподствующего класса.
В заключение можноотметить, что в мире культуры Нового времени и Просвещения важнейшее местозанимали государство, система законов, мораль, воспитание, промышленность,науки, искусство и новое понимание природы, которая является первопричиной и орудиемдля перехода к естественному порядку.
2. Рококо какхудожественный стиль эпохи Нового Времени
Рококо́ (фр.rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо)— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции впервой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) какразвитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность,большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозныйорнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям,личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Архитектура
Архитектурный (точнее —декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства(1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы игосподствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стилябарокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному,вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивныхэлементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакимитрадициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.
Отбросив холоднуюпарадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV иитальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой,игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании ираспределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжаетсяими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности,без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточатьпоследние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхностипочти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; непроводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны тоудлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капителиискажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются надкарнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы ссильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами сфлаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от другапостаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляяломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами,скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.Всюду, вобрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах,пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков,отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильноокруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов,раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствиерациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такуюкапризность, изысканность и обременённостьформ, стиль рококо оставил многопамятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлойкрасотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков(отсюда немецкие названия стиля:Perückenstil, Zopfstil).
Живопись
Появление стиля рококообусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейнаяоснова стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическоеизящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности впастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции ираспространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Этоотносится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококоживопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскуютрадицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На сменурепрезентативности(соответствие характеристик выборки характеристикам популяцииили генеральной совокупности в целом.) приходит камерность, изысканнаядекоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявиласьво Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась инаягамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Втематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, гдеперсонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фонекрасивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились втворчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольносправедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой,характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин,изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейшийпредставитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета ипейзажа.
В Италии крупнейшийпредставитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770,Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов,стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Онизображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такиеросписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником являетсяПьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо —уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это времяразвилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля.Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, преждевсего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. ВидыВенеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также вГермании. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Музыка
В «чистом виде»музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французскихклавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менеевеликого, но без такого же «титула»). Совершенно в той же манере работали ихменее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Антуан Форкёре, АндреКампра, Жозеф Бодэн де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многиедругие. Своей предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Для стиля рококо вмузыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре.Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов»,аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладаниемаленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие яркихпротивопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых покартинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Да и сам по себеинструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо своюнаивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражениевсех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького)размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большогоколичества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняяотделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайшихдеталей неизбежно дополняла единство стиля.
Но даже и в крупныхформах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров,связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собойфеерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общимсюжетом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо,«Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Герои мифологическихсюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышныекостюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, стакими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего неимеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.
В инструментальноймузыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная,пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы, иногда сдобавлением флейты, скрипок и гобоя). Музицировали, как правило, в сюитнойформе, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейсямногочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшаяиз 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми«вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана,гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части спейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткуюэпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами имастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем доистощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональнуюмузыкальную среду на добрую сотню лет.
Поскольку музыказвучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разныевыдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы дляувеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовалисьяркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (дляклавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим,части клавесинной сюиты). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям,повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще былохарактерно для эпохи Барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещалисьпрямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора илипередразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этомплане особенно показательна «Соната-квартет» ГийомаГиймена, носящаяподзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой,скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В салонах чаще всегоисполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из оперРамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерногоансамбля.
Декоративно-прикладноеискусство
Стиль рококо выразилсяблестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленныхпроизводств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщаясвоеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаряему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большойпочёт у любителей искусства.
В 1708 году алхимикИоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора и нашел подходящую дляэтого глину. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером былИоганн ГоттлибКирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центрыего производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работалЭтьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляютсяшоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождаетсякулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировкистола.
Мебель рококоотличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии,изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той,что была прежде. Появляются новые предметы мебели, консольные столики,секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел —«Бержер» и «Маркиза».
Мастера мебели: ДавидРентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, ПьетроПиффетти (Рим),Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положениев изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.
Мода
Мода эпохи рококоотличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению«естественных» линий человеческого тела.
Моду рококо принятосчитать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальноеприближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователидаже называют XVIII век — «веком женщин»). Идеал мужчины — утончённыйпридворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осинаяталия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставалсянеизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье,создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».
Женская причёскапретерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после того, какфонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска срядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годыпревратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любилаМария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носилидлинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученнымис боков буклями, косичкой и бантом сзади.
Основным типом мужскойодежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называтьаби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо ишейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпелэволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах былиширокие обшлага. На карманах — огромные клапаны. Женское платье такжепретерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться ирасширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставаласьтреуголка.
В самом начале эпохирококо (Регентство) в моде был стиль ноншаланс, то есть нарочитая небрежность.
Эпоха рококо принесламоду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона:нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко всеженщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), торококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет большедвадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лицаи превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень,нероли, пачули, розовая вода.
Литература
Стиль рококо влитературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом,лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственныфривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеигедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов иписателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо —это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротическиепоэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стилерококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часатуалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре,графа Кейлюса и др.
Лирика рококо гораздолегче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкаяпоэзия» (фр. poésielégère) или «поэзия мимолётностей» (фр.poésiefugitive). Наиболее распространёнными для стиля формами былизастольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирикаЭвариста Парни, маркиза де Лафара и др.)
В Англии стиль рококоне получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот,было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли иПьетроМетастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии.
3. Классицизмв художественной культуре XIII-XIXвеков
Классицизм возник какпараллельное течение, направленное критически против легковесности,пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом дляподражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей иродством с природой.
Шарден в своих картинахвосславлял простоту и уют буржуазного быта, их (3го сословия) добропорядочностьи трудолюбие.
Законодателямиклассицизма в музыкальной культуре XVIIIвека являются Людвиг Ван Бетховен, Гайдн и, конечно, этот «венский Пушкин»Моцарт. От этих венских классиков мир унаследовал столько несравненных образцовоперной, камерной и симфонической музыки.
Классици́зм (фр.classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль иэстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.
В основе классицизмалежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественноепроизведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгихканонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.Согласно эстетике классицизма художественное произведение рассматривается какплод разума и логики, торжествующим над хаосом чувственно воспринимаемой жизни.Герои классицизма обладают стойкостью против превратностей судьбы, подчиняютсвои страсти долгу, разуму, высшим интересам общества, законам общества.Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждомявлении он стремится распознать только существенные, типологические черты,отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
В живописи примеромклассицизма служит хорошо известный шедевр Николы Пуссена «Тайная вечеря» идругие его полотна, воплотившие мечту классицистов о «золотом веке».
Эстетика классицизмапридаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многиеправила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций),которое приобрело актуальность в результате археологических раскопок (Помпея).
В классицизме длятрагедий и комедий возродилось знаменитое правило античного театра о трехединствах времени, места и действия. Из ярких представителей классицизма влитературе можно выделить Корнеля (произведения: Сид, Гораций), Расина, Мольера(Тартюф, Мещанин во дворянстве, Скупой, Дон Жуан), русский Фонфизин (пьесаНедоросль, хотя художественное своеобразие этой социальной комедией, по мнениюнекоторых критиков, не вписывается в рамки классицизма).
Именно от классицизмапошла вся эта нормативность и жесткая регламентация художественных правил,строгая иерархия жанров, приобретших теперь четкие содержательные границы ицелый набор формальных признаков. Благодаря учреждению в Париже (а именно воФранции в отличие от других европейских стран в силу ряда исторических причинклассицизм довлел над всеми остальными художественными направлениями)Королевских академий живописи, скульптуры и архитектуры теоретические доктриныклассицизма были надежно и надолго закреплены.
Классицизм воплотилосновные идеи «просветительства»: требование «естественности», разумности инравственности.
В годы Французскойреволюции получил распространение «революционный» классицизм (Энгр, Леду),обусловленный героикой революционного времени. Своим эпитетом классицизм обязанЖ.Л.Давиду, ведущему мастеру французской живописи, впервые соединившему культантичности с идеалами Просвещения.
4. Сентиментализм:художники, поэты, основные произведения
Сентиментализм (от фр.Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIIIв., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее ростдемократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже,проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезнойкомедии» и мещанской драмы.
Философские истокисентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного»,«чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеисенсуализма проникают в литературу и искусство.
«Естественный» человекстановится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили изпосылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками«естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительностиопределяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижениесчастья как главной цели человеческого существования возможно при двухусловиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») ипребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннююгармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: онаискажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен иодинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельскогосуществования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принималиидею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая наперспективы общественного развития. Понятия «история», «государство»,«общество», «образование» имели для них негативное значение.
Раньше всего в Англиисентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. XVIIIв. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзииурбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу.Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих уД.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует уЭдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга –шотландского пастора Роберта Блэра, автора мрачно-дидактической поэмы Могила, иТомаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище, – пронизанаидеей равенства всех перед смертью.
Кульминационныммоментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо. Концепцияприроды и «естественного» человека определила содержание его художественныхпроизведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза). Ж.-Ж.Руссосделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. АнриБернарден де Сен-Пьер, как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачейхудожника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии сприродой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды оприроде. Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини.
Творчество НиколаРетифа де Ла-Бретонн, писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений,отмечено также влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, илиОпасности города рассказывается история превращения, под воздействием городскойсреды, нравственно чистого юноши в преступника.
Расцвет сентиментализмав Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска»,названного по одноименной драме SturmundDrangФ.М.Клингера. Его участникиставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; отЖ.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культестественного. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал ИоганнВольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера стал знаковым произведениемнемецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкойлитературы и ее вхождение в общеевропейскую. В духе «Бури и натиска» написаныдрамы Иоганна Фридриха Шиллера.
Эру русскогосентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русскогопутешественника. Его роман Бедная Лиза – шедевр русской сентиментальной прозы;от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности имеланхолии и тему самоубийства.
Развитиесентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма,провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценическоговоплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургииприходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказываетсяпрактически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес(отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке(пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорнойинтонации) и пр.
Заключение
Нельзя сказать, чтокультура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – естьопределенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем неменее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная революция и мировыесоциально-политические и религиозные сдвиги (буржуазные революции XVIIвека в Европе, церковные реформы Никона в России). Новое время явило мируЛомоносова, Паскаля, Лейбница, Ньютона, Галилея, Кеплера, Локка — и это лишь малаячасть списка.
Рококо́ (фр.rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо)— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции впервой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) какразвитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность,большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозныйорнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям,личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Классицизм возник какпараллельное течение, направленное критически против легковесности,пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом дляподражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей иродством с природой.
Шарден в своих картинахвосславлял простоту и уют буржуазного быта, их (3го сословия) добропорядочностьи трудолюбие.
Законодателямиклассицизма в музыкальной культуре XVIIIвека являются Людвиг Ван Бетховен, Гайдн и, конечно, этот «венский Пушкин»Моцарт. От этих венских классиков мир унаследовал столько несравненных образцовоперной, камерной и симфонической музыки.
Классици́зм (фр.classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическоенаправление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.
В основе классицизмалежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественноепроизведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгихканонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.Согласно эстетике классицизма художественное произведение рассматривается какплод разума и логики, торжествующим над хаосом чувственно воспринимаемой жизни.Герои классицизма обладают стойкостью против превратностей судьбы, подчиняютсвои страсти долгу, разуму, высшим интересам общества, законам общества.Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждомявлении он стремится распознать только существенные, типологические черты,отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Сентиментализм (от фр.Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIIIв., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее ростдемократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже,проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезнойкомедии» и мещанской драмы.
Философские истокисентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного»,«чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеисенсуализма проникают в литературу и искусство.
«Естественный» человекстановится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили изпосылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками«естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительностиопределяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижениесчастья как главной цели человеческого существования возможно при двухусловиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») ипребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретаетвнутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной емусредой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем болееопустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни,сельского существования и даже первобытности и дикарства.
Список использованной литературы
1. Культурология.Под редакцией Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 2005.
2. Русскаякультура: История и современность. Т.С.Георгиева, 1999.
3. Студенческийсловарь по культурологи. Л.С.Чернов, А.В.Турбина, 2002.
4. ИсторияРоссии IXXX вв. Под редакцией Г.А.Аммона, Н.П.Ионичева, 2006.
5. Классицизм,романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологиилитературно-художественного развития). Курилов А.С. – Филологические науки.2001, № 6