Реферат по предмету "Культура и искусство"


Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук

Министерствообразования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Владивостока» им. А.И.Щетининой
Экзаменационныйреферат
по мировойхудожественной культуре
Современныйрусский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
Щербакова КристинаВладимировна
Руководитель:
Романовская ЕленаНиколаевна
г. Владивосток
2009 г.

Содержание
 
I.Введение
II. Историяпейзажной живописи
2.1 Зарождение и развитие пейзажа
2.2 История русского пейзажа
III. Творческийпуть Л.Ф. Конончук
3.1 Биография
3.2 Творчество
VI. Заключение
Список использованной литературы
Приложения

I. Введение
 
Живопись имеет большоезначение в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом, потому чтовыполняет множество функций, в том числе познавательную, эстетическую,религиозную, идеологическую, документальную или даже социально-воспитательную.Она формирует отношение к разным явлениям в обществе ижизни, но все же главной его целью является желание автора работы передатьопределённые мысли, чувства, заставить человека задуматься над проблемой,которую стараются не замечать в обществе. Например, картина ВасилияГригорьевича Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (пр. 1),иллюстрирующая тяжёлую, а порой непосильную работу детей подмастерьев.
Но разнообразие жанровдаёт нам право сказать, что и цели их также очень различны. В этом случае мнебы хотелось обратить внимание на такой жанр живописи как реалистический пейзаж.Нередко перечисляя направления искусства, его упоминают на одном из последнихмест. Ему придают, порой, второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Ноэто мнение, по меньшей мере, необоснованно.
В наше времянеспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисковпутей сближения цивилизации и окружающей среды, пейзажное искусство предстаетперед нами мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнахсовременности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание,претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение. Поэтомуя бы хотела обратить внимание общества именно на этот жанр искусства.
Рассвет русскойживописи приходится на середину XIXвека, время творчества известных во всём мире художников: Айвазовского И.К., К.П. Брюллова С.Ф. Щедрина И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге,В.Г. Перова, и др. Совершенство реальности изображения,чёткости линий, выразительности кисти: всё это соединилось на полотнах русскихмастеров 19 века. Их работы стали мировой классикой, недостижимым идеалом. Этикартины представляют всё величие русской живописи. И сейчас многие считают, чтов наши дни нет живописцев, которые могут представить работы такого же уровня,как и мастера прошлых столетий.
Но цель моей работыпослужило доказать обратное. Так как я встретила человека, чьи работысоответствуют уровню выдающихся деятелей пейзажной живописи прошлого. И этот человекживёт и создаёт свои художественные произведения не так далеко от нас, впосёлке Емар (пр. 3; пр. 4). Этого художника зовут Людмила Фёдоровна Конончук.
Её работы пронизанылюбовью к родной земле, морю, цветам и многому другому, что в своей жизни мы привыклине замечать. Они несут радость, тепло, душевное спокойствие и лёгкую нотуфилософских рассуждений (пр. 2). Именно они заставили признать то, что пейзажэто не просто фон, но и отдельный жанр, передающий реальность жизни. И Людмила Фёдоровнаможет представлять современное русское искусство в традициях лучших мастеровреалистов и романтиков России.
Но для того чтобыпонять её творчество нужно проанализировать развитие реалистического иромантического пейзажа от истоков до наших дней, а также творческий путьЛюдмилы Фёдоровны Конончук.
пейзажмировая живопись русская конончук

II.История развития пейзажной живописи
 
2.1 Зарождение иразвитие пейзажа в мировой живописи
В переводе сфранцузского слово «пейзаж» — (paysage) означает «природа». Именно так именуютв изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведениеестественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж — этоконкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающеезрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный иливыдуманный автором природный мотив. История этого жанра насчитывает уженесколько тысячелетий, так как первые элементы пейзажа в наскальной живописиученые относят к эпохе неолита. Например, работа древнего художника на платоТассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. до н.э.), где был изображен схематичныйрисунок природы рядом с фигурками человека.
Также пейзажный мотив,как элемент настенной росписи довольно часто встречается в гробницах правителейДревнего Египта. Например, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте былинайдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках дон.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер,изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях.
Среди росписей заловзнаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названнаяисследователями “Куропатки в скалах”.
В древнеримском городеСтабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди другихросписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морскойпорт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.
В качествесамостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве.Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир.Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушьюна шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ (пр.5).Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.
В Европе пейзаж какотдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В периодСредневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции,пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.И ключевой фигурой в истории западного искусства стал Джотто ди Бондоне. Онпреодолел иконописную традицию, став подлинным основателем итальянской школыживописи, а также разработал абсолютно новый подход к изображению пространства(пр.6).
Большую роль вформировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. Всредневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-хгодах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создателиочаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные икрасочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевыхработах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные смастерской для того времени передачей перспективы.
Для живописи эпохиВозрождения характерно сближение художников с природой, проникновением их взаконы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Но всё же художникиэтой эпохи, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использоватьновые художественные приёмы и, в том числе, использование пейзажа на заднемплане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными,передать характер изображённого человека, в чём проявилось резкое отличие ихтворчества от предыдущей иконографической традиции, которая была наполненаусловностями в изображении.
Ещё одним яркимпримером этому может служить известный во всём мире «Портрет госпожи ЛизыДжокондо». Так и не оконченная картина великого деятеля эпохи Ренессанса Леонардода Винчи. За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы: горныевершины, леса, реки и моря. Этот величественный, даже сказочный отчасти,ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многограннаи сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего люди нев силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды (пр. 7).
Середина XVII века —время наивысшего развития голландской пейзажной живописи. Всороковых-пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойена,ведущего художника раннего голландского пейзажа (пр. 8). В 1660-х годахзарождается гений Якоба ван Рейсдаля (пр. 9). Произведениями Гойена завершаетсяодин этап развития голландского пейзажа, появление картин Рейсдаля знаменуетсобой начало другого — нового.
Правдивый показчеловека и окружающего его мира — определяющие черты искусства этой небольшой,но мощной буржуазной республики, занявшей в XVII в. одно из первых мест вэкономической и культурной жизни Европы. Любовь простого человека к своейродине, путем долгой героической борьбы, отвоеванной у испанцев в эпохунидерландской революции, нашла свое выражение в развитии реалистическогопейзажа. Голландия дала многих прекрасных художников, сделавших изображениеприроды своей специальностью. Нигде в XVII в. пейзажная живопись не получилатакого развития, как в этой маленькой стране.
Полные лирическогочувства и поэтической прелести картины изображают окружающий мир в разное времягода и в различные часы суток. Но все же большая часть этих пейзажей передаетприроду в минуты затишья, когда низкие облака медленно плывут над землей,окутанной влажной, туманной атмосферой, а солнечные лучи, пробиваясь сквозьтучи, легко ложатся на воду каналов, ветви деревьев, крыши зданий.
Для большинстваголландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий изсветло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких кестественным краскам природы. Положенные на холст с помощью тонких, ювелирноточных мазков, эти цвета убедительно и реалистично передают вещественностьокружающего мира.
В XVII веке в Голландииполучила широкое распространение одна из разновидностей пейзажного жанра —марина. В стране мореплавателей и рыбаков морской пейзаж пользовался огромнымуспехом. В числе лучших художников-маринистов — Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.
Творчество художниковИспании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажнойживописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкуюнаблюдательность великого испанского мастера. Его картины свидетельствуют озарождении пленэрной живописи: оставив мастерские, художники отправилисьработать на открытый воздух, чтобы лучше изучить натуру (Пр. 10).
В XVII веке в искусствеклассицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицистытрактовали природу как мир, подчиненный законам разума.
Так же в XVII векепоявилось множество национальных школ, сформировались новые жанры и ихразновидности. Это время было весьма удачным для дальнейшего развитияпейзажного жанра.
Иной предстает природана полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передатьдинамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца ПитераПауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость жизни, вселяя взрителей чувство оптимизма (Пр. 11).
В XVIII веке широкоераспространение получила ведута — разновидность пейзажного жанра,сформировавшегося в венецианской живописи. Свое начало она ведет от городского,или архитектурного, пейзажа, элементы которого появились еще в искусствеСредневековья. Замечательными мастерами ведуты были Франческо Гварди (Пр.2),Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто.
Эмоциональновыразительные пейзажи, в которых отразились традиции эпохи барокко, создавалитальянский мастер Алессандро Маньяско. В его картинах нет ничего возвышенного.Полные тревожного чувства, они показывают сложность мироустройства. На полотне“Морской берег” можно увидеть хаотичное нагромождение деталей. Бурные морскиеволны бьются о берег, на котором художник поместил множество человеческихфигур. Это цыгане, разбойники, крестьяне, отшельники, торговцы.
Трудно понять, чемзаняты эти люди. Столь же загадочен и романтический пейзаж: взволнованное море,деревья с изогнутыми стволами, мрачные крепости с башнями и высокие серые скалына горизонте (пр. 13).
В XVIII веке дальнейшееразвитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто,которого называли “живописцем галантных праздников”, писал волшебные сцены нафоне чудесных парков. Его пейзажи, выполненные нежными и трепетными красками, оченьэмоциональны, они передают разнообразные оттенки настроения (Пр. 14).
Новое отношение кприроде появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажнойживописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллическойусловности рокайльного искусства. Художники стремились показать зрителюестественную природу, возводимую в идеал. Многие живописцы, работавшие в этот период,обращались к античности, видя в ней прообраз свободы личности. Величественные руиныДревнего Рима воссоздают картины Юбера Робера. Как и другие пейзажисты своего времени,Робер соединял в своих композициях реальность и вымысел.
Основанные на натурных наблюденияхморские бури и порты Клода Жозефа Верне с их яркими эффектами освещениявызывали восторг современников. Живопись Верне оказала воздействие напредставителей романтического направления, появившегося в европейском иамериканском искусстве в первой половине XIX века. Ярчайшими представителямиромантического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд, Уильям Тёрнер (пр. 15) иДжон Констебл, в Германии — Каспар Давид Фридрих.
Красоту простойсельской природы открыли для зрителя французские пейзажисты — такие как ТеодорРуссо, Жюль Дюпре. Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро,стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью оттенков. Егосчитали своим предшественником французские импрессионисты.
Пленэрные пейзажи КлодаМоне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражают глубокий интерес художников кизменчивой световоздушной среде. И, тем не менее, произведения импрессионистовпоказывают как сельскую природу, так и живой, динамичный мир современногогорода (пр. 16). Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своейживописи художники-постимпрессионисты.
С позициймонументального искусства представляет величественную красоту и мощь природыПоль Сезанн.
Полны мрачного,трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога.
Солнечные блики наповерхности воды, трепетность морского воздуха и свежесть зелени передаютполотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка, выполненные в дивизионистской технике(техника живописи, в которой при нанесении на холст красок использовался толькочистый цвет).
В XX веке к пейзажномужанру обращались представители самых различных художественных направлений.
Яркие, напряженнозвучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, АльберМарке.
Пейзажный жанринтересовал художников-сюрреалистов (Сальвадор Дали) и абстракционистов(Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, вкоторых главное — впечатление непосредственной импровизации в передаче образовприроды.
Признанными мастерамипейзажной живописи в XX веке оставались и представители реалистическихнаправлений (Рокуэлл Кент (Пр. 17), Джордж Уэсли Беллоуз, Ренато Гуттузо).
Пейзажная живописьочень изменилась, пройдя путь почти в 9 тыс. лет. Она трансформировалась изпростого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть неуступают действительности. Но все-таки рассматривая жанр живописи, нельзяобойти и нашу с вами великую страну, которая даровала миру столько великиххудожников и маринистов.
2.2 История русскогопейзажа
Особое место занимаетпейзаж в русской живописи. Впервые его мотивы, переданные схематично, появилисьв древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов настаринных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где невысокие холмыобозначали скалистую местность, редкие деревца, породу которых невозможноопределить, символизировали лес, а здания, лишенные объемов, представляли собойхрамы и палаты. На иконе Андрея Рублёва «Троица» святые ангелы изображены нафоне символичного дуба (пр. 18), а для иконы благовещенье он выбрал городскойпейзаж.
В XVIII веке пейзажииспользовали как фон, в парадных и бытовых портретах. Боровиковский ВладимирЛукич изображал свои образы на фоне русской природы, например знаменитыйпортрет М.И. Лопухиной представляет загадочную, изящную, молодую девушку напереднем плане, а на втором образ природы, как бы созвучный этой девушке:русские берёзы, до сих пор поражающие людей своей величественной простотой, испелые золотые колосья пшеницы
Первые самостоятельныепейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические видывеликолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атласгравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М.И.Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можноговорить о том, что пейзаж, как отдельный жанр, с формировался в русской живописи.
Максим Никифорович Воробьеввоспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. Но произведения этих мастеровтускнеют рядом с картинами Сильвестра Феодосиевича Щедрина племянника СеменаФедоровича, запечатлевшего на своих полотнах яркую красоту итальянской природы.Его пейзажи были пронизаны теплом и светом, который причудливо играл, в ветвяхвечнозеленых деревьев Средиземноморья. Даже будучи тяжело больным, он непрекращал работу (пр. 19). Ещё одним великим художником того времени был КарлПавлович Брюллов, автор знаменитой картины «Последний день Помпеи». В своёмтворчестве он совмещал классические художественные приёмы и новаторство вжанре. Используя для своих картин низкие жанры он выполнял их в традиционнойманере. Что позволяло ему объединять на своих полотнах человека и природу,создавая прекрасные картины, пронизанные глубоким смыслом и душевной теплотой(пр.20)!
От школы Воробьева идутромантические традиции, воспринятые его учениками. Среди них — рано умершийМихаил Иванович Лебедев, Лев Феликсович Лагорио и Иван КонстантиновичАйвазовский. Один из самых знаменитых маринистов мира, непревзойденный поэтморя. Его работы посвящены, в основном, морской стихии. Именно на его полотнахморе становится морем, оно живёт, играет, творит и разрушает, создаёт иллюзии.Вода течёт или накатывает на берег волной, но не застывает на картине. Рамкастановится своеобразной преградой для неё, не давая ей выплеснуться наружу.Яркие краски играют на полотнах Ивана Константиновича, на пример работа«Девятый вал» (пр. 21) или «Кавказ»,но не чужды ему и тихие, спокойные сочетания цветов, как на картине «Рыболовноесудно в гавани». Он оставил заметный след в развитии реалистического иромантического пейзажа.
Особое место в русскойживописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположникомнационального лирического пейзажа. Это был художник, которого называли певцомрусской грязи. Он страстно любил природу и почти все свои картины рисовал напленэре. Его не стесняла даже холодная погода, все занятия в натурном классе,где он преподавал, переносились на улицу. Его любимым временем года был конецмарта — время, когда прилетали грачи (пр. 22). АлексейКондратьевич посвятил жизнь своей стране. Он умер в приюте для нищихи бездомных.
Параллельно слирическим направлением в русской пейзажной живописи развивался эпическийпейзаж, ярким представителем которого было Товарищество передвижныххудожественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российскиххудожников, существовавшее в последней трети XIX века.
В эстетическом планеучастники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставлялисебя представителям официального, академического художественного направления.Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов(пр. 23). В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.Они вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуяпередвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Один из знаменитых пейзажистоввторой половины 19 века был Иван Иванович Шишкин. Во всех своих произведенияхон является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их стонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любойпороды деревьев, кустарников, трав. Брался ли он за изображение соснового бора,дубравы, елового леса или отдельных деревьев, они приобретали тот вид и те детали,которые свойственны данной территории, где художник их помещал. Изображал ли ондубы или березы, они принимали правдивые формы во всех подробностях. Самаместность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшиепапоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник ипрочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершеннойдействительности (пр. 24).
Исаак Ильич Левитантакже как и Шишкин выставлял свои работы вместе с Передвижниками. Его картиныотличались отсутствием броских деталей, ему были ближе простые инепритязательные виды. Но с помощью выразительности цвета он умел мастерски передатьвсе полутона и тени, что позволяло ему максимально полно использоватьвозможности живописи. Он был учеником Саврасова, человека, который так жесильно, как и Левитан любил природу. Природу во всех её проявлениях: от серыхтоскливых сумерек и нависших бесформенной громадой туч (пр. 25) до ярких исолнечных дней и светло-голубого, чистого неба. Единственное чего он непринимал на своих полотнах, так это людей и животных. Поэтому многиекритиковали его творения, а он думал о том, как передать затейливую игру светана листьях деревьев. Также я бы хотела отметить, что во второй половине XIXвека серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известныехудожники, как Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов. В художественнойжизни России начала ХХ века значительную роль сыграл «Союз русских художников».В это объединение входили художники Константин Коровин, Абрам Архипов, СергейВиноградов, Константин Юон и другие. Главным жанром в творчестве этиххудожников был пейзаж. Они явились приемниками пейзажной живописи второйполовины XIX века.
Большинство художниковэтого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм,неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизмавместе с отдельными, не слишком экстравагантными, элементами модерна.Центральный, знаковый статус обрели здесь лирический пейзаж, типажные портреты,экспрессивные жанры – зачастую с национально-романтическим и историческимоттенком. В 1924 же он прекратил свое существование. Ряд его членов вошли вАХРР (Ассоциация художников революционной России), другие – совместно снекоторыми из бывших «передвижников» – организовали в 1927 «Объединениехудожников-реалистов».
Некоторые ученикихудожников-конструктивистов стали оспаривать кредо своих учителей. Они считали,что искусство не должно быть сосредоточено в сфере производства. Станковаякартина (род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение ивоспринимаются независимо от окружения, буквально — живопись, созданная настанке (мольберте)) не утратила актуальность, но необходимо вдохнуть в нееновую жизнь. Они создали общество ОСТ (Общество художников-станковистов).Художники этого объединения стремились в своих полотнах воплотить ритм строительствановой жизни, опираясь на эстетику языка конструктивизма и экспрессионизма (пр.26).В отличие от мастеров ОСТа, художники общества АХРР полагали, что сутьгероической эпохи следует выражать в формах «героического реализма» ис документальной точностью. Они критиковали поиски авангарда. Мечтыпреобразовать мир, выраженные в проектах авангарда, разрушались всоприкосновении с реальностью, пространство которой все больше и большезавоевывали представители АХРР, создавшие прототип искусства социалистическогореализма (пр. 27).
Однако даже всталинскую эпоху были художники, не изменившие принципам свободного творчества.Их произведения, без фальши и патетики, рассказывавшие о своем драматическомвремени, сохранили искреннюю авторскую интонацию, хотя эти работы не являютсяпредставителями четко выраженного реалистического пейзажа, они отображают туреальность, которую видел автор (пр. 28).
Русское искусствовторой половины ХХ века открывается периодом «оттепели» (конец 1950-х- начало 1960-х годов). Возрождение традиций импрессионизма стало первым шагомк расширению художественного диапазона и пересмотру самого понятия«картина» в советском искусстве. Импрессионистическое мировидениепротивостояло парадной советской картине, утверждало непосредственность наблюденияи выражения жизненных впечатлений.
Атмосфера тех летопределялась надеждой на обновление всех сфер жизни, что нашло отражение всамых разных видах советского искусства. С конца 1950-х годов доктринасоциалистического реализма стала постепенно расшатываться. В среде Союзахудожников молодежь выступила с новой концепцией, имеющей название«суровый стиль». Они противопоставили правду жизни мифу о ней,сложившемуся в парадном искусстве сталинского времени. Одна из главных чертэтого направления — открытая публицистичность, моральный пафос, который былискренним в то время, когда казалось, что многое можно изменить в жизнисоветского общества.
В пору«оттепели» возникает и московский андеграунд. Если в среде Союзахудожников боролись за обновление советского искусства, то мастера андеграундавстали в оппозицию по отношению к сложившимся нормативам и правилам. Этихудожники отстаивают свободу творчества. Они пытаются восстановить в правахавангард и ориентируются на современное искусство Европы и Америки. В этомдвижении рождаются различные направления (пр. 29).
Лирическое началостановится преобладающей интонацией в следующих десятилетиях; человек и мир,«я» и мир, мое отношение к миру, «я» и мои друзья — основной круг тем в искусстве молодых художников. Их творчество сознательноориентировано на интеллектуальное восприятие действительности. Художникинацелены на неоднозначную, сложную трактовку эмоционально-психологическогосостояния человека.Поколение молодых художников 1980-х годов отчасти продолжилоэти поиски. Однако театральность и рациональный интеллектуализм семидесятниковоказались чужды новому поколению. Для их творчества характерно стремление клиризму, открытому высказыванию. Они свободно обращаются к традиции и ищут свойпуть в искусстве. Несмотря на сложный и неровный путь, который проделалорусское искусство ХХ века, оно оставило для истории немало известных имен изначительных произведений.
Нам удалось проследить историюпейзажной живописи от истоков до апогея его развития. И поэтому мы можемсказать о том, что пейзажная живопись неразделимо связана с формированиемискусства в целом. Это означает, что существование жанра заметно обогатило нашукультуру и дало большое количество деятелей искусства, воспевающих красотумира, который нас окружает. А также делает нашу душу чище, а помыслывозвышенными.

IIIТворческий путь Л.Ф. Конончук
 
Нет, не случайно попаля сюда!
Жесткие крылья стрекозкак слюда
Блещут на солнце имерно трепещут,
Море спокойно, имедленно плещут
Волны на берег, шлифуяпесок,-
Это мой Дальний Восток!
Н.Романенко
 
3.1 Биография
 
Наш приморский крайнеобычен и прекрасен, он полон контрастов. Нет такого больше на всей Землеместа, где тропические растения уживаются с обитателями тайги, где находятсясамые редкие виды животных и растений.
Только в такомпрекрасном месте как наш край, могут рождаться, жить и творить замечательныелюди: художники, поэты, музыканты. Они приходят в наш мир, чтобы помочь намнаучится видеть прекрасное повсюду.И может быть с их помощью, мы научимся житьне прошлым и не будущим, а настоящим. И будем ценить каждое мгновение нашейжизни.
Конончук ЛюдмилаФедоровна – выдающийся приморский художник, который воспевает в своих картинахконсервативные традиции реалистического пейзажа, а так же является членом СоюзаХудожников России и просто свободной, яркой и уверенной в себе женщиной.Творчество этой художницы включает в себя несколько различных жанров: графика,портрет, дружеский шарж, но ведущим направлением в её творчестве вот уже многолет остаётся пейзаж. Она, как и многие другие художники нашего времениобъединяет в своём творчестве лучшие достижения своих предшественников, чтобысоздавать на своих полотнах собственный, ни на кого не похожий мир, которыйотличается чёткостью линий и постоянством форм.Он даёт нам ощущения единства сприродой, осознание себя частью её, что так необходимо в нашей эре высокихтехнологий и халатного отношения к экологии. Людмила Фёдоровна родилась вПриморском крае в небольшой деревне под названием Чёрная Речка, 13 января 1951года, в семье небогатых сельских жителей. Она была первым, но не единственнымребёнком. Жизнь деревенских детей великой страны, поднимающейся из послевоеннойразрухи, была очень сложной, лишенной многих детских радостей. Но именно этажизнь приучила совсем ещё маленькую девочку к терпению и труду. Ведьвпоследствии два этих качества помогут ей в жизни полной испытаний на прочностьверы в собственные силы. Многие дети того времени считали школу долгожданнымзимним отдыхом, следовавшим после невыносимых «трудов праведных», в которыхдети проводили всё лето.
Сейчас даже не верится,что такой ребёнок мог вырасти в семье людей далёких от творчества. Для родителейбыло шоком то, что их дитя собирается посвятить свою жизнь искусству. Первойзапомнившейся ей картиной, которую она нарисовала, был портрет В. И. Ленина.Людмила Фёдоровна нарисовала его углём на только что выбеленной печи, благодаряэтому она получила первый опыт малярного дела, ведь пришлось перебеливать! Но, несмотряна слёзы, сломанные кисти, наказания родителей, она пошла своим путём, которыйпролегал через полуголодные годы интерната, бедность и непонимание. КогдаЛюдмила Фёдоровна закончила десять классов, умер её отец, и ей пришлось искатьработу, чтобы прокормить себя и семью. Первым местом работы восемнадцатилетнейдевушки стал морской корабль, на который её приняли художником. И она девятьмесяцев бороздила просторы Тихого океана, оформляя документы, газеты,объявления и, рисуя морские виды на досуге.
Но рейс окончился, иона осталась одна и без работы. Приехав в Арсеньев, она, абсолютно случайно,устроилась в кинотеатр художником, рисовать рекламные афиши. Ей нравилась этаработа, она давала возможность развития её творческих навыков.
Несколько позже ЛюдмилаФёдоровна встретила настоящего художника, который организовал в городехудожественную студию. Он заметил таланты молодой девушки и пригласил еёзаниматься.Тогда, как она считает, началась «серьёзная школа», в которой оназанималась два года. Там ей пришла идея поступить в Дальневосточный государственныйинститут искусств. Но первая её попытка увенчалась неудачей, как потомвыяснилось, даже не смотря на то, что у неё было больше балов, чем у якутки,получившей худшую оценку, её не приняли. Так как посчитали, что жительницеПриморского края будет гораздо легче приехать во второй раз, нежелипредставительнице малой народности. И Людмила Фёдоровна вернулась в Арсеньев,но она не собиралась сдаваться. На следующий год она снова отправилась воВладивосток, успев провести в уже ставшем родным городе Арсеньеве две выставки,как художник — любитель. На этот раз удача ей улыбнулась и она поступила.
«Обучение в институте –это какая-то сказочная эпопея, — говорит Людмила Фёдоровна, — только жаль, чтоэти шесть лет так быстро пролетели». Первый год стал особенно сложным для неё,учится на одном уровне с людьми со специальным образованием (художественнаяшкола, училище) ей, имеющий только опыт работы в студии, было задачей не излёгких. Но, когда на следующий год у неё были только четвёрки и пятёрки, онасмогла доказать всем, а в первую очередь самой себе, что если ты чего-тозахочешь, ты обязательно этого добьёшься!
В 1984 году, когда онаокончила институт, по министерству культуры прошло сокращение, и выпускникиостались не у дел. Но счастливая случайность не оставляла её судьбу безприсмотра. Так на остановке она встретила мужчину, который оказался режиссером.Он и пригласил её работать в программу «Сказка за сказкой», где она проработалабольше четырех лет. Но детскую телевизионную программу закрыли, и ЛюдмилаФёдоровна уволилась. Поэтому она стала свободным художником и в 1995 годувступила в Союз художников Приморского края. Её не смущает то, что её рабочаякнижка лежит у неё в столе: «Я не хочу, чтобы, живопись стала моим хобби,потому что это моя профессия!» — гордо говорит она. И это правда, ведь не зряона шла к ней столько лет!
Людмила Фёдоровнасоздаёт замечательные высокопрофессиональные полотна. Сейчас её работывыставляются в России и зарубежом. А некоторые из них находятся в частныхколлекциях России, Японии, Гонконга, Австралии, Сингапура, Англии, Германии,США.
3.2 Творчество
Работы ЛюдмилыФёдоровны полны любви к природе. Картины её пропитаны чистотой и светом, онидаруют радость и душевную гармонию тому, кто обратит на них свой взор.
Ведь только приморскиехудожники могут так тонко передать настроение нашей ветреной, капризной инепостоянной природы. Взглянувший на наш привычный серый день, непосвящённыйчеловек, может не обратить внимания на то, что в глазах настоящего приморскогожителя тоскливое небо играет всеми своими оттенками и их конфигурациями. Чтодождь идёт не так как вчера или позавчера, а совсем по-особенному.
И главная задачахудожника обратить внимание человека на этот совершенный механизм под названиемприрода. Конончук Людмила Фёдоровна блестяще справляется с этой миссией,которая на деле оказывается не так уж и проста.
Моя любимая картина,выполненная Людмилой Фёдоровной, «Вечер в берёзовой роще» (пр. 2). Онанаполнена тишиной и спокойствием. Для меня, тропинка, ведущая в неизвестные изагадочные дали — моё будущее. Оно сокрыто от меня, и поэтому тайна окутываетпуть, исчезающий в тени деревьев. Эта картина завораживает смотрящего,заставляет задуматься человека: о пути, по которому он идёт, куда и зачем ондвижется.
Её душе более созвучнынеяркие, «сокровенные» места, наполненные скрытой прелестью, которую она оченьтонко ощущает и мастерски передавает на своих картинах. Людмила Фёдоровнаобладает исключительными способностями изображать самый непритязательный ипростой на первый взгляд пейзаж особо выразительными средствами. Обычныемотивы, дома, стога, деревья обретают на её картинах гармоническоеэмоциональное единство, притягательное неизбежно возникающим ощущениемглубокого духовного родства. Это объединяет её картины с работами Левитана, таже сдержанность в цветах, та же серьёзность.
Но всё меняется, стоитлишь появится на холсте морю. И тут уже они тонут в ярких красках, свободныхлиниях, свете и просторе. Картины в жанре марины разительно отличаются от других.Это другие мазки, другие цвета — это что-то совсем иное. У них, также как и укартин Айвазовского, рамка лишь сдерживает морскую воду, чтобы она невыплеснулась и не затопила всё вокруг…(пр.30, пр. 36)…
Ей также близки простыедеревенские мотивы, ведь она сама родилась и выросла в деревне. Одной изкартин, иллюстрирующих её преданность корням, стала работа «Разговор у баньки»,радостная, чистая, светлая этими тремя эпитетами можно рассказать о ней. Онанеобычна ещё и тем, что там изображены люди – редкие гости её пейзажей, но онине прорисованы до конца, так как внимание зрителя не должно останавливаться наних, оно должно воспринимать картину в целом (пр. 31). «Лесной пруд» являетсяполной противоположностью «Разговору у баньки». Он загадочен, спокоен и дажесолнце, которое присутствует на картине, не делает его весёлым, как говорится,в тихом омуте черти водятся (пр.32).
Но не оставила она безвнимания такой популярный жанр как ведута или городской пейзаж. И поэтому мыможем увидеть на её полотнах улицы нашего любимого города Владивостока, егопанорамный вид, как на картине «Морской пейзаж» (пр. 33). И здесь её работа неуступает знаменитым и прославленным мастерам, а порою, превосходит их.
Но, несмотря на такиеуспехи в жанре реалистического и романтического пейзажа, она не ограничиласьтолько этим, у неё есть прекрасные натюрморты, которые чудесно передают весьобъем цвет, фактуру предметов (пр. 34, пр. 35).
Огромную роль втворчестве художницы играет цвет. Людмила Фёдоровна владел высоким мастерствомпередачи цветовой гаммы. В масштабах одного полотна он находит множествооттенков, способных наиболее точно и естественно отразить «настроение природы».Глубокая лазурь, теплая солнечная охра, яркая изумрудная зелень, различныесочетания этих и других красок помогают ей максимально полно использоватьвыразительные возможности живописи. Особенно широко под кистью художникараскрывал свои свойства сложный для многих других живописцев зеленый цвет — цвет весеннего возрождения, радости и надежды. Присутствуя на многих картина,он всякий раз видится по-новому, тонко передает отдельные нюансы различныхсостояний древесной листвы, кустарников, трав, позволяя передать ощущениеживого дыхания растений. Также одним из наиболее часто встречающихся цветовявляется коричневый. Цвет дерева и отцветшей листвы, родной земли. Это тёплыйцвет, который передаёт картинам уют и тепло.
Ей удалось достичьудивительной лаконичности изображения, его максимальной эмоциональнойвыразительности в изображении пейзажа. Под кистью этой художницы природа Приморскогокрая и России в целом обрела «свое неповторимое лицо и неотразимое очарование,перед которым меркли красоты заморских стран».
И даже тяжёлая судьбане смогла сломить её желания быть художником, желания творить и созидать.Создавать прекрасное вокруг себя и на своих полотнах. Её художественный талантпоистине восхищает, ведь не каждому художнику удаётся развить своё мастерстводо таких высот и при этом остаться открытым, светлым, интересным человеком, скоторым приятно общаться на любые темы.
А ведь когда-то онахотела пойти в музыкальную школу вместе с моим дедушкой и, тогда мы потеряли быталантливого художника. Но, если верить людям, то талантливый человек,талантлив во всём, и, поэтому, возможно, я знала бы талантливую русскую исполнительницуили композитора Людмилу Фёдоровну Конончук.

IVЗаключение
Проанализировав историюразвития русского и зарубежного реалистического, романтического пейзажа, ядоказала, что этот жанр переживает свой рассвет, после долгих лет забвения. Инашими современниками являются люди, которые достойно несут славу русскихмастеров живописи, раскрывая многогранность и выразительность русской природы.Но они не только реально передают изображение, но и добавляют что-то своё: эточувства, эмоции, состояние души. Всё это раскрывает нам природу, преобразуя еёв символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.
Человек и земля, накоторой он живет, одно целое. Она кормит, поит его, даёт ему сил, но людипривыкли к этому и не считают нужным заботится о ней. Цель художникапейзажиста: показать нам, что природа – это прекрасное, совершенное существо,которое нужно беречь и охранять в первую очередь от самих себя, чтобы неразрушить её. Пейзаж не фотография, и это его преимущество, он не простопередаёт красивую картинку, но и открывает нам мысли и чувства автора, его настроение.Картина даёт нам не просто информацию, но и пищу для ума. Не всякий художникспособен передать это на своих полотнах, но такие люди есть и, они не далёкиезвезды, сияющие в столице, а люди, которые живут рядом с нами.
Людмила Фёдоровна однаиз таких мастеров, людей великих своим талантом. Она подобно Левитану передаётсилу и красоту солнечного света, серые и тяжелые тучи, а когда она рисует море,кажется, что лёгкий ветерок веет с её картин, настолько они реалистичны, и приэтом пронизаны авторской мыслью.
Поэтому можно сказать,что Алексей Кондратьевич Саврасов был не прав, заявляя, что нет у России своего«выразителя», что «мы стесняемся своей родины».Всё это не так были и есть уРоссии свои выразители, художники, поэты и музыканты. Богата наша страна наталанты. Нужно лишь сделать так, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя, чтобыбыла у него возможность развиваться, жить и творить.

Список использованнойлитературы
 
1. Энциклопедиядля детей т.7. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения — 2-еиздание, Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – Москва: Аванта + 2002 г.
2. Энциклопедиядля детей т.7 Искусство ч.2 Архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство XVII– XX веков Гл. ред. М.Д. Аксёнова. –Москва: Аванта + 1999 г.
3. ПорудоминскийВ.И. Первая Третьяковка: Рассказы Оформление А. Ясинского. — Москва: Детская литература1979 г.
4. 1000шедевров живописи Текст – Ж. Гийц; перевод с фр. Е. Золотовой. – Москва: ООО«Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 127 с. ил.
5. ВладимирПетров Алексей Саврасов. Москва. – Издательство «Белый город» 2003 г.
6. ГалинаЧурак Иван Айвазовский Москва. – изд. «Белый город» 2004 г.
7. ЕкатеринаАленнова Перов Москва. – изд. «Белый город» 2003 г.

Приложения 1
 
/>
Л.Ф. Конончук, «Вечер вберёзовой роще».

Приложение 2
/> 
К.В. Щербакова, «Остановка»

Приложение 3
/>
К.В. Щербакова, «Вид изокна»

Приложение 4
/>
Го Си, «Ранняя весна».

Приложение 5
/>Джотто, «Чудо с источником».

Приложение 6
/>
Леонардо да Винчи,«Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Приложение 7
/>
Ян ван Гойен, «Пейзаж сдюнами».

Приложение 8
/>
Якоб Исаак ван Рёйсдал,«Пшеничные поля».

Приложение 9
/>
Д. Веласкес, «Вид виллыМедичи».

Приложение 10
/>
П. Рубенс,«Пейзаж с Филемоном и Бавкидой».

Приложение 11
/>
Ф. Гварди, «Буцентавротплывает на о. Аидо в день Вознесения».

Приложение 12
/>
А. Маньяско, «Морскойберег».

Приложение 13
/>
А. Ватто,«Паломничество на остров Киферу».

Приложение 14
/>
У. Тёрнер, «Последний рейс корабля „Отважный“».

Приложение 15
/>
К. Моне, «Бульваркапуцинок».

Приложение 16
/>
Р. Кент, «СвиданиеОстрова Гренландия».

Приложение 17
/>
Андрей Рублёв, «СвятаяТроица».

Приложение 18
/>
С.Ф. Щедрин, «Верандаобвитая виноградом».

Приложение 19
/>
К.П. Брюллов,«Прогулка».

Приложение 20
/>
И.К. Айвазовский,«Девятый вал».

Приложение 21
/>
А.К. Саврасов, «Грачиприлетели».

Приложение 22
/>
В.Г. Перов, «Последнийкабак у заставы».

Приложение 23
/>
И.И. Шишкин, «Рожь».

Приложение 24
/>
И.И. Левитан, «Надвечным покоем».

Приложение 25
/>
Ю.И. Пименов, «НоваяМосква»

Приложение 26
/>
П.А. Радимов, «Улица вКазани».

Приложение 27
/>
П.П. Кончаловский,«Ессентуки».

Приложение 28
/>
И. Каменевъ, «МостСвятого Ангела».

Приложение 29
/>
Л.Ф. Конончук,«Пейзаж».

Приложение 30
/>
Л.Ф. Конончук «Разговору баньки».

Приложение 31
/>
Л.Ф. Конончук, «Леснойпруд».

Приложение 32
/>
Л.Ф. Конончук, «Морскойпейзаж».

Приложение 33
/>
Л.Ф. Конончук, «Натюрморт».

Приложение 34
/>
Л.Ф. Конончук,«Натюрморт».

Приложение 35
/>
Л.Ф. Конончук, «Морскойпейзаж».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.