Реферат по предмету "Культура и искусство"


Социалистическая культура

Содержание
Введение
1. Формирование социалистической культуры как категориикультурологического знания: исторические детерминанты и направленность
2. Социалистическая культура советского периода в системетипологии мировой и отечественной культуры
3. Культура и искусство стран социалистического лагеря
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность темыисследования. Культура в современной России переживает сложный и противоречивыйпериод своего развития. Очевидно, что сдвиги в области культуры, происходящие впоследние годы, во многом вызваны отказом от государственной регламентации вэтой сфере общественной жизни.
Посредством культуры всоветском обществе транслировались общечеловеческие ценности и придавалось экзистенциальноезначение самопознанию человека, поэтому как часть его духовного потенциала онапредставляет собой интересный аспект для изучения.
Не случайно её изучение вконтексте истории российской культуры все чаще становится объектомисследовательских интересов и многочисленных дискуссий среди ученых.
Советская культура,социалистическая в своей сути, как форма общественного сознания и специфическийфеномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливаетрациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессеосвоения им действительности и смысла бытия.
Глобализация современногомира трансформирует концепт «советская культура», изменяя его влияниена традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Этоактуализирует ' необходимость исследования его в рамках и культурологическогознания и в целом теории культуры.
Выявление специфическихособенностей концепта «социалистическая культура» по отношению ксовременному российскому и мировому сообществу позволит определить общие чертыи точки соприкосновения в нем особенностей менталитета и образа жизнироссийского народа.
Целью данной работыявляется исследование социалистической культуры.1. Формирование социалистической культуры как категории культурологическогознания: исторические детерминанты и направленность
Как известно, началосоветскому периоду отечественной истории и культуре положила ВеликаяОктябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество,возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело ккачественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он самстал генеральным субъектом и объектом достижений культуры.
С.Л.Франк писал оразрушительной и созидательной роли революции в отечественной культуре:«Русская революция по своему основному социальному существу есть восстаниекрестьянства, победоносная и до конца осуществленная пугачевщина начала ХХвека… Этот процесс стихийной демократизации России может быть охарактеризованкак нашествие внутреннего варвара… Он несет в себе частичное разрушениенепонятной и чуждой варвару культуры и имеет своим автоматическим последствиемпонижение уровня культуры… С другой стороны, нашествие это движимо не однойлишь враждой к культуре и жаждой ее разрушения; основная тенденция его статьхозяином, овладеть ею, напиться ее благами. Нашествие варваров на культуру естьпоэтому одновременно распространение культуры на мир „варваров[1]“.
Откуда же однако в Россиипоявились внутренние „варвары“, о которых пишет С. Франк? Да это всете же русские крестьяне и рабочие, отчужденные от культуры царским режимом, апотому пошедшие в ходе гражданской войны на „разрушение непонятной ичуждой“ культуры. Но были и другие причины этой „вражды к культуре ижажды ее разрушения“. Революционный радикализм масс имеет глубокиесоциокультурные и психологические корни. Об этом великий русский поэт А.А.Блок,видевший этот процесс, писал: „Почему дырявят древний собор? — Потому, чтосто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему валят столетниепарки? — Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господапоказывали свою власть: тыкали в нос нищему — мошной, а дураку — образованностью“. История, на этот раз отечественная, вновь подтвердиластарую истину: отчуждение народа как главного субъекта культурно-историческогопроцесса от культуры и превращает его в „варвара“. А варваризациянародных масс чревата не только социальными потрясениями, но и тяжелымипотерями в самой культуре.
Однако социалистическаяреволюция и массовое социальное творчество 1917-1920-х годов, задавшиеисторические перспективы советской цивилизации, несмотря на известные разрушения,сразу же определили позитивный и созидательный вектор всему развитиюотечественной культуры. Высвобожденная общественная энергия задала новуютональность культуры, ее оптимистический настрой, который улавливался во всем:образовании, просвещении, литературе, театре, музыке, песне. Но, самое главное,отечественная культура начинающегося советского периода сразу же выявила в себекачественно иное отношение и проблеме отчуждения. Как справедливо заявляеткандидат философских наук, старший научный сотрудник Института культурологииМинистерства культуры РФ (специалист в области социально-философских проблемсоветской культуры) Л.А.Булавка, „это отношение не сводилось лишь котражению феномена отчуждения, а (и это принципиально ново) несло в себе некийвнутренний посыл, установку на снятие-снимаемость-снятость отчуждения, причемне просто в абстрактно-гуманистической форме, а (NB!) в конкретно-историческойформе. Советская культура, тем самым, несла в себе два качественно новыхмомента: (1) установку на преодоление отчуждения в (2) егоконкретно-исторической форме“.[2]
Уже в первом воззванииНаркомпроса РСФСР и Государственной комиссии по просвещению от 9 ноября 1917г.содержался призыв к интеллигенции включиться в активную работу по просвещению иобразованию народа. „Вся истинно демократическая власть в областипросвещения в стране, где царит неграмотность и невежество, — говорилось вобращении, — должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Онадолжна добиться в кратчайший срок всеобщего обязательного и бесплатногообучения … Школа для взрослых должна занять первое место в общем планенародного обучения“.[3]
 По поручению В.И.ЛенинаЛитиздат Народного комиссариата по просвещению только с мая 1918г. по май1919г. напечатал 175 наименований русской классической литературы общим тиражом6 миллионов томов. Среди них произведения Белинского, Гоголя, Гончарова,Жуковского, Кольцова, Никитина, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского,Чернышевского и др. В 1919г., т.е. в разгар гражданской войны, развязаннойсвергнутыми классами, когда в стране бал острейший дефицит бумаги, произведенияА.С.Пушкина были изданы тиражом в 750 тысяч экземпляров. С окончаниемгражданской войны издательская деятельность приобретает масштабы ранееневиданные. Так, с 1925 по 1931г. количество изданий выросло с 32,3 тысячи до54, 6 тысячи. Выпускаются серии „Библиотека русских романов“,»Классики русской литературы": Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен,Тургенев, Гончаров, Некрасов, Островский, Тютчев, Толстой, Чехов, Короленко,Горький. Созданное А.М.Горьким в 1918г. Издательство всемирной литературывыпускает серию «Библиотека мировой классики». В 1926 г. начинает выходить серия «Народная библиотека».
«В массу надобнодвинуть всю старую революционную литературу, сколько ее есть у нас и вЕвропе», — говорил В.И.Ленин А.М.Горькому. В 1921 г. он выдвинул проект массового распространения классической литературы через средство газеты.«Почему бы нам не научиться достичь того, чтобы в один год — даже притеперешней нищете — дать народу, по два экземпляра на каждого из 50 000библиотек и читален, все необходимые учебники и всех необходимых классиковвсемирной литературы, современной науки, современной техники? Научимся».[4]
Итак, созидательныйвектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился ссамого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях.
А) Просвещение. Подекрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещенияРСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспитание, средняя ивысшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа вмассах, издательское дело, управление наукой и всеми видами искусства).
В 1918г. издан декрет«О создании школ для национальных меньшинств», а в 1919г. — «Оликвидации безграмотности среди населения РСФСР». По этому декрету«все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать иписать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию».
Сразу была начата реформаобразования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом «О единой трудовой школе». Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечилавыдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. былооткрыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развитиянародного образования, которая и воплотилась в течение всего советскогопериода. Эта программа, определившая черты советской системы образования,возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа- это главный Государственный институт, который «создает», «возделывает»гражданина и воспроизводит общество. Это «консервативный генетическийаппарат» культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум вцелом.
Б) Наука. Советский стройс самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной(материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки былазаложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России — науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся впротестантской культуре науки, как части гражданского(либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личноеактивное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткоепротиводействие «левакам» в их попытках реформировать«императорскую» Академию наук. Советское государство сделало Академиюнаук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была статьлокомотивом, способным двинуть страну по пути социалистических преобразований.
Научная политикаСоветского государства уже в первые годы была конструктивной, созидательной. Всамый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918г. (в разгаргражданской войны!) было открыто 33 крупных научных института. Былоорганизовано большое число серьезных экспедиций, самая значительная из них, врайоне Курской магнитной аномалии. Именно в эти годы был разработан изнаменитый план ГОЭРЛО, положивший начало массовой электрификации страны. В1919-1923г.г. Комиссия по улучшению быта деятелей науки организовала снабжениеученых продовольственными пайками и льготами. Это дало свои конкретныерезультаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв внепрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры.Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции,двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не былораньше.
В) Искусство (живопись,музыка, театр, музеи, художественная литература). Возникшая цивилизацияреальный процесс создания и функционирования искусства, а также все ранеесозданные ценности в этой сфере духовной культуры, стремилась обратить на благонарода, а не элиты. Мечта о равенстве и справедливости и на этом направлениипретворялась в реальность. На VIII съезде РКП(б) прямо говорилось о том, чтобы«открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства,созданные на основе эксплуатации их труда».
Первыми же своимипрактическими мероприятиями в области культуры Советская власть указала нагромадное значение для народа художественного наследия прошлого. В числе первыхдекретов, подписанных Лениным, были декреты о сохранении «культурныхсокровищ народа». Началась национализация учреждений культуры, приобретшаяобщегосударственный масштаб. Уже в 1917г. перешли в собственность ираспоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейнаяпалата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекцииС.С.Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И.Даля, И.В.Цветаева.
С 1918 по 1923г.г.возникло 250 новых музеев. Первоначально, с 1918 по 1922г.г. они работалибесплатно. Только в Кремле в 1918г. побывало свыше 300 тысяч экскурсантов, в1919г. — 50 тысяч. С переходом к НЭПу, в 1921г. посещение музеев стало платным,однако вводилась «рабочая полоса», когда билеты рабочим, красноармейцами учащимся продавались по сниженным ценам.
5 октября 1918г. былпринят Декрет о государственной регистрации монументов и вещевых памятников. Сосени 1918 г. по указанию В.И.Ленина началось восстановление памятниковярославского Спасо-Преображенского монастыря. И это в условиях гражданскойвойны, когда средств практически не было. Тем не менее, восстановительныеработы начались. Это были работы в том самом монастыре, где было найдено«Слово о полку Игореве». Руководил реставрацией П.Д. Барановский. В1918-1919г.г. было отреставрировано более 65 историко-художественныхпамятников, к 1924г. — 227.[5]
Особое внимание новаявласть обращала на приобщение трудящихся к русской классической литературе. Вавгусте 1918г. было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров опостановке памятников великим русским писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю,Толстому, Радищеву, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину,Некрасову и другим. Показателен пример, касающийся наследия Л.Н.Толстого. Еще в1910г. Ленин писал о Толстом: «Чтобы сделать его великие произведениядействительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такогообщественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту,забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот». Ивот в 1918г. Ленин распорядился поставить в коллегии Наркомпроса вопрос обиздании полного собрания сочинений Толстого и об обеспечении высокого научногоуровня этого издания. 2. Социалистическая культура советского периода в системетипологии мировой и отечественной культуры
Феномен советскойкультуры занимает совершенно определенное место в системе историческойтипологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных ивместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории борьбычеловечества за идеалы социальной справедливости и социального равенства. Вэтом заключены и его исходный пункт, и его поучительность, и его непреходящаяценность. [6]
Первая важнейшаятипологическая особенность советской культуры состоит в том, что это былакультура первой в мировой истории рабоче-крестьянской цивилизации. И,следовательно, эта ее принадлежность к новому социально-классовому идуховно-ценностному типу цивилизации и определяла ее качественные отличия откультур всех предыдущих типов общества (рабовладельческого, феодального,буржуазно-помещичьего).
Эти отличия, говоряконкретно, заключаются в следующем:
· при социализмевпервые не было разделения культуры по классовому признаку(«высокая», «элитарная» для богатых, «низкая,дешевая» для бедных), и это глубинное содержание определило весь вектор ееразвития в 1917-1985г.г.;
· при социализмекультура наиболее полно стала выполнять свою гуманистическую,человекотворческую функцию: она способствовала изменению отношения человека ксвоей собственной деятельности, к ее результатам в соответствии с требованиямисоциального прогресса. Культура помогала выработке адекватной самооценкичеловеком самого себя, своих идейных, нравственных, этических, эстетических,профессиональных качеств, и в этом смысле она становилась важнейшим факторомформирования его социального самосознания, всех его сущностных сил;
/> присоциализме культура, становясь все более доступной и гуманной средой обитаниядля всех членов общества, «второй природой» человеческого бытия,развития и приумножения его талантов, в широком смысле слова, начала выступать«мерой прогресса», но уже не отдельного человека, а общества в целом;
· при социализме нена словах, а на деле стало реализовываться равенство в достоинстве всехнациональных культур и право каждого народа – большого или малого – утверждать,сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать ее уважение;
· при социализме (аэто доказал опыт!) культура все более становилась формой духовного исоциального объединения разных народов на основе равенства, сложения иприумножения их усилий в решении гуманистических задач: самосохранения,выживания, формирования гармоничных отношений в системе«человек-общество-природа», совершенствования самого человека ипревращения его в гуманного субъекта современной истории. Не случайно, даже наЗападе все больше говорят об «экологическом социализме». Покаэкологическом…
Вторая важнейшаятипологическая особенность советской культуры состоит в том, что это былакультура необычайно короткой по историческим меркам новой цивилизации, чьебытие, оказалось предельно насыщенным жесточайшей борьбой различныхсоциально-классовых сил. Если история рабовладельческой цивилизации длиласьтысячи лет, феодальная – примерно – одну тысячу, современная буржуазная – около500, то советская – всего 70-75 лет, из которых половину либо воевала,отстаивая свою свободу и независимость, либо восстанавливала разрушенныеагрессорами материальные и духовные ценности. Все это время советский народдействительно одной рукой опирался на «плуг», возделывая историческоеполе нового общественного мироустройства, а другой – держал «меч»,чтобы не погибнуть, сохранить и по-возможности приумножить тысячелетнеенаследство своих предков. А это значит, что мы (т.е. все люди советскоговремени) действовали в экстремальных обстоятельствах, к тому же многое незнали, не понимали. «Строя нашу жизнь по советскому проекту, — вернозамечает доктор химических наук Кара-Мурза, — мы сделали много ошибок – плохобыл изучен грунт, под какими-то устоями фундамента оказался плывун, где-то мыне поняли смутный чертеж. Что-то мы сделали неумело, а кто-то и специальноподпиливал стропила, отвлекая байками наше внимание. Дом рухнул, хотя основа ещецела и будет использована в восстановлении».
Третья типологическаяособенность отечественной культуры советского периода. Советская (народная)власть, возникшая на традиционных принципах культуры русской общины кореннымобразом отличалась от общин как Востока (там исторически царило «всеобщеерабство». К.Маркс), так и общин Запада (там царил культ частнойсобственности и индивидуализма, постепенно переросший в идеологию всеобщегонакопительства, в эгоизм и эгоцентризм). Советская культура, возникшая в эпохудуховной деградации западной цивилизации, с одной стороны, оставалась в единомкультурно-историческом русле русской цивилизации, а с другой, — выделиласьсвоей уникальной спецификой. Она создана на основе коренной (народной) русскойкультуры (нижний, глубинный слой), а потому ей присущи приоритет духовногоначала над материальным, труд на благо людей как высший нравственный императив,коллективизм (принцип общинности), задушевность, открытость и одухотворенность,всечеловечность (не общечеловечность!), многонациональность. Духовное полерусской, и как ее продолжение – советской культуры охватывает полторы сотнибольших и малых народов, по-братски обогащает, сохраняя и развивая их культуры.Разорванные политически и экономически, эти народы страдают, им нанесенастрашная травма, равной которой еще не было в их новейшей истории, а потому вседелают для сохранения культурных связей. [7]
Отсюда мы имеемдостаточно оснований говорить об этой типологической особенности советскойкультуры в исторических рамках и историческом русле архетипа русскойнациональной культуры. Ибо сама советская эпоха, несмотря на все драматическиеколлизии, на ее безусловно социально-классовый характер, никогда не порывала сархетипическими основаниями российской цивилизации. Об этом свидетельствуетсама история. Русская идея Социальной Правды, Социального Равенства,мировоззренческие, духовно-нравственные контуры которой сложились в течениемноготысячелетнего, вначале общеславянского, а затем и собственно русскогожизнеустройства, продолжала свою напряженную, но уже материализованную жизнь всоветскую эпоху.
Поэтому ведущей,основополагающей чертой советской культуры, ее «генеральным»ценностным стержнем был идеал нравственного преображения человека и общества.Этот идеал лежал еще в основе «святой русской литературы» (Т.Манн),но особенно мощно продолжил свою жизнь в целом в советской культуре: музыке,живописи, кино, театре, образовании, просвещении, воспитании и т.д. Ни в однойиз этих сфер, в том числе в массовой печати и информации, не допускаласьпроповедь национализма, шовинизма, расизма, фашизма; не было культивированиякрайних агрессивных форм индивидуализма и культа наживы, потребительства(«бери от жизни все», «оттянись со вкусом», «здесь,сейчас и все сразу!»); не допускалось смакование алкоголизма, наркомании,сексуальных извращений, жестокости, убийств, грабежей. Именно гуманизм идобросердечие стали сердцевиной всех ценностных ориентаций культуры советскогообщества.
Даже державноестроительство в советский период было пронизано высоким духовным смыслом и, всущности, новой форме – форме «дружбы народов» — осуществляла идеалыединения народов. Эта черта национального характера, всегда выступавшая основойдуховно-нравственной «вселенской отзывчивости» (Ф.М.Достоевский),наиболее ярко и полно проявилась в советский период, когда братские народыобрели собственную государственность, развили свою национально-самобытнуюкультуру.[8]
Если попытаться осмыслитьсодержание советской культуры в антропологических категориях, то по мереуничтожения ее ценностей в условиях реставрации капитализма, становится ясным,что данный феномен был подлинным советским Неоренессансом, — вторым после эпохиевропейского Возрождения. «Если в европейском Ренессансе индивид какродовое существо, выделившись из Бога, одной ногой шагнул в мир Культуры,обретя в ней субстанцию своей субъектности, то советская культура, зарожденнаясоциальным (революционным) творчеством, позволила ему сделать уже второй шаг, ноуже в Историю – качественно иную ипостась субъектности. Так „встав наноги“ и наконец-то заполучив всю полноту своей субъектности(культурно-творческой – в мире культуры и социально-творческой – в истории),родовой Человек, тем самым обрел и перспективу своего движения в сторонуобщественной гармонии (как особого типа противоречий), а, значит, и своейсобственной. И советская культура, как раз и стала идеальной формой этого(про)движения.
Так что в этом смыслесоветскую культуру по праву можно считать (наследницей гуманизма Ренессанса, вкотором, по словам М.А.Лившица, „человек снова как в греческой древности,становится самостоятельной творческой силой, своим собственным скульптором, повыражению итальянского гуманиста XV века Пико делла Мирандола“. И каждый,изучающий обе эти эпохи, не может не обратить внимание на то, что именно ихискусство востребовало общий для них героический и даже титанический,жизнеутверждающий образ ЧЕЛОВЕКА, представленный в одном случае вхудожественных творениях Леонардо, Микеланджело, в другом – Мухиной, Шадром,Вучетичем. Но в любом случае они отвечали гуманистическим, революционнымзапросам своих эпох, ибо они утверждали одно и то же: „Человек рождаетсяне для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работатьнад великим и грандиозным делом“ (Леона Баттиста Альберти); „Человек– это звучит гордо!“ (Горький).
Но здесь мы не можем неувидеть одно существенное различие: в искусстве итальянского Ренессанса былзапечатлен собирательный образ героя — титана, борца с темными силами, вкотором оказался выраженным скорее не реальный, а желаемый идеал новой эпохи. Всоветском Неоренессансе на исторической арене и, как следствие, в искусствепоявился конкретный, живой, реально существующий герой, борец с силами зла,жертвующий собой во имя народного счастья. Это — вошедшие в пласты советскойкультуры герои Гражданской войны Лазо и Щорс; это — герои Великой Отечественнойвойны — Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, генерал Карбышев, а вместе сними миллионы конкретных людей; это — герои мирных будней — летчик-космонавтЮрий Гагарин и академик С.П.Королев, шахтер Алексей Стаханов и ткачихаВалентина Гаганова. Так „страна рабов“, „страна господ“превратилась в страну героев и тружеников.первопроходцев, покоряющих вершинысоциального и духовного прогресса.
Есть еще одна важнейшая –четвертая, типологическая особенность советской культуры, если ее рассмотреть врамках существования двух противоположных взаимоисключающих друг друга типовкультуры: „героической“ и „мещанской“. Мещанская(обывательская, потребительская, филистерская) подробно описана в трудахА.И.Герцена, М.Вебера, В.Зомбарта, современной польской исследовательницыМ.Оссовской. Названные авторы убедительно показывают, что типологически кмещанской относится буржуазная (бюргерская) культура. Ее отличают эгоистическиеузкие интересы, накопительство, расчет, умеренность, отсутствие высокихустремлений, замкнутость, вещизм, бездуховность и т.д. М. Вебер охарактеризовалэту культур как „бухгалтерскую“.
Такой культуре ипротивостоит культура „героическая“. Но это совсем не однозначноеявление, в особенности в трактовке таких авторов, как Д.Вико, Ф.Ницше и др. Вих понимании – это деяния сильной, „героической“ личности»,«сверхчеловека», преодолевающего буржуазный мир вне всяких моральныхнорм и с крайней жестокостью
В.Д.Плахов весьмаубедительно показал, что советская культура связана – и это надо рассматриватькак исторически беспрецедентный факт – с принципиально новой общественнойситуацией и новой героически-патриотической идеологией. Советская культура –это культура массового героизма: это – исторически новое явление, не имеющееаналога в прошлом. И этим героическая культура страны Советов отличается отдругих героических культур, в том числе от культуры античной Греции: тамтворили боги и отдельные герои – люди, здесь – народные массы. Уточним,народные массы во главе с героями, и всем хватало места для героическогоподвига, для созидания. [9]
И совершенно правы ученыеиз Петербурга в характеристике отличительных черт советской культуры, какнеразрывной составляющей части всей многовековой отечественной культуры. Вотони:
/> открытость подвигу;
/> востребованность героизмаобществом;
/> определенная государственнаяполитика по возвеличиванию и культивированию героизма, поощрению героическихпоступков, стимулированию героического поведения;
/> официально принятый исанкционированный на государственном уровне социальный статус героя (включающийсистему наград, льгот, общественное признание);
/> наличие и дальнейшее развитиегероических традиций, уходящих корнями в глубины русской истории;
/> сформировавшаяся и действовавшаягероическая субкультура (художественная и документальная литература,публицистика, театр, кино, средства массовой информации и т.д.).
Вся история мировой иотечественной культуры показывает, что подобные черты проявляются далеко невезде и не всегда. Они имманентно присущи только героической культуре ипроявляются лишь в определенных исторических условиях, когда народосвобождается от рабства и становится демиургом истории. Иначе говоря,героическая культура реализуется только в героическую эпоху, когдаосуществляются исторические задачи, требующие экстраординарных усилий, когдавершится общественный прогресс при «сверхчеловеческих» усилиях. Такиеусловия обычно называют «экстремальными», «драматическими»,«трагическими», «революционными».
Пятая важнейшаятипологическая особенность советской культуры заключается в приоритетномзначении системы ценностей, смыслов, образов, традиций труда как общественнозначимого феномена. Труд как одна из базовых ценностей материальной(хозяйственной) культуры отражает отношение человека к деятельности. Мотивы,цели, формы, качество, эффективность труда в конечном итоге определяютуспешность существования всей социально-хозяйственной системы в целом.
3. Культура и искусство стран социалистического лагеря
социалистическийкультура советский
Победа Советского Союза ввойне с фашизмом и образование лагеря социалистических государств привели кновому соотношению общественных сил на мировой арене. При всех специфическинациональных особенностях развития искусству социалистических стран присущиидеологическое единство, которое лежит в его основе, идеи мира и гуманизма,международного сотрудничества и прогресса. Сплоченные едиными устремлениямислужения идеям социализма и коммунизма, художники социалистических стран стоятна передовых позициях идеологической борьбы, ведущейся с лагерем империализма иреакции. Работавшие в прошлом по заказам эстетствующих меценатов, «покровителейискусства», с установлением народной власти художники обрели нового заказчика —народ, заинтересованный в развитии всех областей культуры и искусства.
Человек труда, новой,коммунистической морали стал главным героем их творчества. Для воплощения этоговеличественного образа от художников потребовались реалистичность,приверженность правде жизни, мобилизация всех усилий на преодоление наследияформализма и модернизма, оставленного буржуазной культурой первых десятилетийнашего века. С разными результатами ведется эта борьба в различных странах, внекоторых из них еще удерживают свои позиции сторонники абстракционизма,появляются и отдельные псевдоноваторы, повторяющие «экспериментаторство» в духесюрреалистов и других новейших течений. Но в целом уже теперь можно говорить оформировании искусства действительно нового типа, связанного с идеямимарксизма-ленинизма, о формировании целой художественной системы искусства,развивающегося на основе метода социалистического реализма.[10]
С переходом кразвернутому строительству социализма вступает в действие намеченнаякоммунистическими и рабочими партиями программа подъема культуры,пересматривается и переоценивается художественное наследие, создаютсяпроизведения, отображающие жизнь и быт народа, его революционное прошлое. В сложнойборьбе за утверждение метода социалистического реализма художники молодыхсоциалистических стран имеют перед собой пример деятелей искусства СоветскогоСоюза, с которыми у них установились тесные дружеские связи, обогащающиекультуру каждой страны. Демонстрацией единства идейно-эстетических принциповстали выставки изобразительного искусства социалистических стран в Москве(1957—1958, 1975), в Софии (1973) и в других странах социализма.
Широкое распространениеполучили монументальные и декоративные формы, все видыхудожественно-декоративного искусства, народных промыслов, развивающихся нановой основе. Преобразуя облик своих стран, освобожденные народы развернулиграндиозное строительство городов и сел, промышленных предприятий,электростанций и водохранилищ, курортов для трудящихся. В большинстве своем —это ансамбли нового типа, в которых все виды искусства выступают на основеравноправного содружества. Монументальная скульптура органически включается ворганизацию пространства площадей и улиц, садов и приморских курортов, живопись— фрески и мозаика — украшают стены общественных зданий, произведенияприкладного искусства — интерьеры. Большие темы историко-революционной борьбы исовременности, образы народных вождей, воплощенные в произведениях монументальногоискусства, входят в повседневную жизнь строителей социализма. Растущему скаждым годом отряду молодых мастеров принадлежит будущее искусства во всехстранах. Этим объясняется забота о молодежи мастеров старшего поколения,которые передают ей свой опыт и знания. Высокая коммунистическая идейность,убежденность в важности своей работы, способствующей преобразованию жизни, иверность реализму, профессиональное мастерство и поиск новых эмоциональныхсредств художественной выразительности, присущие молодежи, дают уверенность вгрядущих завоеваниях реалистического искусства.[11]
Широкий размах во всехстранах социалистического лагеря приобрело самодеятельное искусство как новаяформа приобщения трудящихся к эстетическому воспитанию. Высокий подъем получилии самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства, котороеобогащается достижениями художественной промышленности, современнымиматериалами и в то же время сохраняет богатство многовековой сокровищницынародного творчества.
Многообразноемногонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает другдруга, способствует единению лагеря социализма и мира. В обстановке заметноговлияния модернизма передовое искусство стран социализма во главе с советскимискусством служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.
Заключение
В результате проведенногоисследования нами были сделаны следующие выводы:
1. С разрушениемполитической надстройки буржуазно-помещичьего общества и его экономическогобазиса — частной собственности — не был уничтожен духовный стержень — дворянская («высокая») культура — гордость всей национальной культурыXIX и ХХ веков. Да, она перестала воспроизводиться в том виде, в каком этопроисходило в предыдущие периоды, ибо исчез, сошел с исторической сцены какведущий субъект социокультурного творчества — дворянский класс. На его местопришел сам трудовой народ — рабочие и крестьяне, ставшие с победой революцииглавным историческим лицом в социокультурном процессе. Теперь из его среды, изсреды трудовой интеллигенции начнут выходить великие писатели, поэты,музыканты, художники, ученые. Но достояния дворянской культуры («высокой»),как, впрочем, и не менее высокой — разночинной, не были отброшены и втоптаны в«грязь» отвалов истории, ведь это чаще всего ставится в винуреволюции и новой власти. Наоборот, именно при Советской власти они впервыестали достоянием не ограниченного круга людей («элиты»), а всегонарода — рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции — главных производителейматериальных и духовных ценностей.
2. Собственнокультурное содержание и значение социалистической революции, связанное соснятием культурного отчуждения и с духовным освобождением трудящихся,проявилось прежде всего в том, что она прерывает монополию эксплуататорскихклассов («элиты») на образование и культурные ценности, закладываетосновы духовного производства справедливого, гуманистического типа, формируяпринципиально новую систему создания, распределения, обмена и потреблениядуховных ценностей.
3. Она не толькооткрывает трудящимся массам широкие реальные возможности для пользованиядуховными благами безо всякого изъятия, но, и это – главное, превращает их вактивных творцов, «демиургов культуры», обеспечивая тем самым ееновый исторический подъем.
4. Социалистическаяреволюция только закладывает объективные условия для снятия отчуждения в сферекультуры, которые воплощаются в жизнь не сразу, а постепенно, причем, впроцессе борьбы противоречий. И эта борьба в течение всего историческогопериода будет сложной, порой ожесточенной, с новыми жертвами, но в любом случаеона будет продвигать культуру к народным массам, а сам народ будет становитьсягенеральным субъектом исторического социокультурного процесса. В этом состоялглавный смысл и предназначение культурной истории советского времени.
Список использованной литературы
1.  Абсалямова И.А. Место советскойкультуры в истории российской цивилизации. // «Советская культура вконтексте истории ХХ века». Ч. I. СПб., 2000, с. 21.
2.  Белова Т. Культура и власть. М.,1991, с. 48.
3.  Боголюбова Е. В. Культура и общество(Вопросы истории и теории). — М.: МГУ, 1978.
4.  Булавка Л.А. Советская культура какидеальное коммунизма. // «Критический марксизм: продолжение дискуссии. Подред. А.Бузгалина и А.Колганова. М., 2001, с. 324-325.
5.  Введение в культуралогию: Учеб.Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.:Владос, 1996-336с.
6.  Введение в культуралогию: Учеб.Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.:Владос, 1996-336с.
7.  Культурология. Энциклопедия. ХХ век.Том первый. М., 1998, с. 350.
8.  Культурология: Учеб. Пособие длявузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-319с.
9.  Никишов Г.А. Советская культура какновый тип культуры в истории человечества. // „Советская культура вконтексте истории ХХ века“. Часть I, СПб, 2000, с. 18.
10. Плахов.В.Д. Опыттипологического определения советской культуры как героической. //»Советская культура в контексте истории ХХ века". Ч. II, СПб., 2000,с. 10-12.
11. Франк С.Л… По тусторону «правого» и «левого». // «Новый мир»,1990, № 4, с. 205


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Iі международная конференция «дрозофила в экспериментальной генетике и биологии»
Реферат Теоретична географія Альфреда Вагнера
Реферат Труды токарной металлообработки
Реферат Удосконалення організаційної культури та структури управління на ВАТ ЛуАЗ
Реферат Socrates Essay Research Paper socratesSocrate
Реферат Внедрение принципов экологического менеджмента на ОАО "Московский шинный завод"
Реферат Образ Клима Самгина в романе М Горького
Реферат Становище Закарпаття у складі Чехословаччини
Реферат Александр Шакилов Каратели Аннотация
Реферат Встановлення конфігурацій мишки клавіатури монітора Методи встановлення конфігурацій мишки
Реферат Тавтология как один из способов организации фольклорного текста
Реферат Earth and Moon
Реферат Intelligence Essay Research Paper Why IQ tests
Реферат Львы
Реферат «Ядерно-энергетические транспортные установки»